В «оправдание» оправдывания. Грех по немощи или самооправдание? Одна из защитных реакций самооправдания

Нравится это нам или не нравится, но люди в большинстве своем таковы, что предпочитают оценивать все свои действия и поступки исключительно с положительной стороны. В повседневной жизни мы постоянно пытаемся оправдать себя, уменьшить степень своей вины или вовсе сбросить груз ответственности со своих плеч, часто перелагая его на чужие. Жизненная позиция, заключающаяся в постоянном самооправдании, приводит человека к тому, что он вечно закрывает глаза на свои недостатки и слабости, вплоть до того, что может постепенно перестать видеть их.

Впрочем, некоторые психологи подобный феномен рассматривают как один из важнейших защитных механизмов, ограждающих психику человека от воздействия негативных обстоятельств. Таким образом, фактически допускается если не неизбежность, то своего рода необходимость, хотя бы в некоторых случаях, активного самооправдания.

В православном сознании самооправдание является гибельным грехом

В православном сознании самооправдание является гибельным грехом. Смысл этого порока в том, что человек не видит, а точнее, не хочет видеть за собой вины, не признает своей греховности. В глазах других людей такая личность пытается выглядеть незапятнанной, вместе с тем считая себя эталоном во всех отношениях. Все это говорит о том, что в основе самооправдания лежит страсть гордыни, то есть исключительная замкнутость человека на своей персоне. При таком понимании ему кажется, что все вращается вокруг него, все тянется к нему, а он ощущает себя в центре всего и дает всему импульс жизни. В таком состоянии человек только себе приписывает правду, а все, что несогласно с его мнением, считает не заслуживающим внимания, неправильным и несправедливым. Снимая вину с себя, виновником неприятностей и огорчений такой человек делает кого или что угодно.

Священное Писание показывает, что самооправдание - результат грехопадения. В ответ на вопрос Бога Адаму о том, не вкушал ли он с запретного древа, Адам не решается рассказать правду, не идет по пути покаяния, а начинает оправдывать себя, перелагая вину на Еву, а затем на змея. Так появляется стремление увидеть грех в другом человеке, стараясь не заметить его в самом себе. Думается, что многим людям знакомо такое состояние. Особенно отчетливо оно проявляется на исповеди. И тогда подобного рода исповедь сама становится грехом и свидетельствует против нас пред Богом. Священник Александр Ельчанинов, подмечая эту особенность, говорил, что если человек на исповеди ищет самооправдания, предпринимает попытки объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства, ссылается на третьих лиц, введших в грех, [если в его поведении видно] отсутствие глубокого покаяния (без слез), продолжающееся пребывание в грехе, все это говорит о самолюбии» .

По мысли преподобного Паисия Святогорца, тот, кто ищет для себя оправдания во всем, находится в «ложном состоянии… и отгоняет от себя Божественную благодать» .

Самооправдание - стержень самолюбия, а значит, и гордыни. Для того чтобы начать бороться с самооправданием, человек должен в первую очередь признать, что у него есть этот страшный недуг, увидеть его в себе и воодушевиться на борьбу с ним. Важным аскетическим деланием, способным помочь человеку в этой борьбе, является самоукорение. Святые отцы почитают самоукорение частью умного делания, противодействующего «болезненному свойству падшего человеческого естества, согласно с которым все люди стараются показать себя праведниками» . Великая польза будет для человека тогда, когда он начнет оправдывать других и укорять себя. В таком случае он будет искать причины всех бед в себе, своих греховных наклонностях, падениях, а не во внешних обстоятельствах и поступках других людей.

Когда кажется, что повсюду несправедливость, и человек, будучи убежден в своей правоте, обижается и негодует на других, важно не замыкаться на этом, а направить свою мысль в правильное русло. Нужно найти причину проблем не в окружающих, а в самом себе, вспомнить все прошлые грехи и начать оплакивать их в собственной душе. Важно искать оправдания от Бога, а не оправдываться перед Ним.

по материалам журнала Наша Психология, февраль 2012

Если я изначально принял себя, то, естественно, мне ни перед кем оправдываться не нужно. Потому что в моем представлении о мире я всегда прав, всегда уникален и всегда существую.

Психологи считают самооправдание одним из важнейших условно-адаптивных механизмов. Поскольку человек - существо принципиально противоречивое, у него всегда возникают внутренние проблемы. Потому что я всегда хочу больше, чем могу, то есть «я идеальный» и «я реальный» всегда различаются. Поэтому у обычного человека всегда есть внутренняя неудовлетворенность оттого, что он не такой, каким хотел бы себя видеть.


С другой стороны, окружающие тоже всегда недовольны нами, причем как близкие нам люди, так и дальние. Мы никогда не сможем полностью «угодить» всем, от нас всегда будут хотеть большего или другого. В такой принципиально противоречивой системе включается уникальный копинг-механизм, который дает возможность оправдать себя со всех мыслимых позиций. Можно сказать, что вся наша жизнь - это попытка оправдать себя, свою собственную деятельность, свои цели, идеи перед другими людьми и перед собой.

Самообвинение - обратная сторона самооправдывающего механизма. В психоаналитическом подходе самообвинение - это агрессия, которая не направлена на других в связи с невозможностью и отсутствием права это делать, - она направлена на самого себя.

Как отучиться от привычки к самобичеванию? Равиль Назыров дает парадоксальный совет. Давайте поставим эксперимент. Совершите какое-нибудь очень плохое, с вашей точки зрения, действие. Абсолютно безнравственное, чудовищное, недостойное оправдания, нарушающее все моральные устои. После этого «предъявите», покажите этот поступок ста другим людям - с просьбой оценить, как они к нему отнесутся. Выяснится, что примерно 10% людей этим поступком возмущены, 10% - восхищаются, а 80% - собственно, никак не относятся. Второй шаг: поступите прямо противоположным образом, как человек высоконравственный. Причем нужно не просто никого не убить, а - спасти, не только не изменить мужу, а препятствовать, например, изменам своей подруги. И - снова попросите сто экспертов этот поступок оценить. Я могу абсолютно точно сказать, что и в этом случае будет то же самое, только одни 10% будут критиковать и ненавидеть, другие 10% будут восхищаться, а остальные 80% скажут, что все это ерунда. Таким образом, совершив 6-8 таких поступков, вы придете к выводу: все, что бы мы ни делали, по большому счету непременно оставляет одинаковое количество сторонников и критиков

Что такое мода? Это обнаружение какого-то уникального поступка, который человек способен совершать на протяжении длительного времени. Кутюрье смог не только сделать одно платье, но и создать целую коллекцию и представить ее на всеобщее обозрение. Если в этом есть какая-то логика, то это очень быстро станет модным. В следующий сезон он сделает прямо противоположную коллекцию - не белый верх и черный низ, а наоборот, - но ею снова будут восхищаться, потому что он демонстрирует целостное поведение.

Что такое воспитание? Это попытка научить ребенка оправдывать и наказывать себя так, как это принято в семье.

Что такое обучение? Это попытка заставить человека признавать и оправдывать существующие в науке тенденции и критиковать другие.

Что такое работа или бизнес? Попытка оправдывать происходящее в профессиональной деятельности так, как это делает шеф, и критиковать конкурентов.

Что такое метафоры и «крылатые фразы» великих людей? Это емкие утверждения, которые подсказывают нам, что нужно оправдывать, а что - критиковать.

Что такое психотерапия в этом смысле? Психотерапия помогает человеку произвести над собой некое действие по осознаванию успешных стратегий самооправдания и самообвинения, которая явно выделит его из окружающих. Психотерапевт помогает клиенту научиться делать это более изящно, при этом не ссорясь с собой. Фактически, психотерапевт научает красиво «врать» окружающим, а не самому себе.

Полная версия статьи.

Апостольское чтение 3-й Недели по Пятидесятнице начинается словами о примирении с Богом. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1-2), - пишет апостол Павел.

Тема примирения с Богом не является специфически христианской. Обратившись к истории религий, мы увидим, например, как примирялись со своими богами древние греки. Объектом примирения был тот или иной божок, а субъектом человек. Через жертвоприношение человек умилостивлял божество, и оно «мирилось» с человеком. Отныне человек мог рассчитывать на поддержку божка. Древние язычники пытались «мириться» со множеством богов, отвечающих за разные области жизни человека и природы.

В христианстве все совсем не так. Не человек примиряет Бога с собою в христианстве, а Бог человека. Мир возвращается к человеку, а не к Богу. «Бог не враждует против нас, но мы против Него. Бог никогда не враждует» (Златоуст. Толк. на 2 Кор. 5:20). Святой и совершенный Бог не мог враждовать с человеком, подобно тому, как и отец блудного сына из евангельской притчи не враждовал с молодым «повстанцем», но терпеливо ждал его покаяния.

Впрочем, в Священном Писании и у святых отцов используется слово «клятва», или «проклятие», которое указывает на изменение отношений Бога и человека после грехопадения Адама. Но данный термин не следует понимать как «проклятие» в человеческом смысле. Бог не проклинал человека. «Клятва» - это естественное неприятие святостью греха, неминуемое отторжение праведности от беззакония. Объектом гнева Божьего стал не человек, а грех, живущий в нем. Поэтому и говорится в «Пространном Катехизисе», что проклятие есть «осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на земле зло в наказание человекам».

Также в Библии и в богословии святых отцов есть понятие «средостения», или некой преграды, стены между Богом и человеком. Эта стена есть все тот же грех. Сын Божий, воплотившись, через домостроительство нашего спасения разрушает эту стену, уничтожает проклятие и дарует плоды Своего искупительного подвига нам. В христианстве между человеком и Богом уже нет никаких преград, никакой «клятвы». Христиане - дети Божии, которые имеют прямой доступ к Отцу Небесному. Поэтому и говорит апостол Павел: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа».

Изменились отношения человека с Богом. Но изменилось ли наше состояние? Ведь подвиг Христа можно принять и можно отвергнуть. А можно еще принять его «серединка на половинку» - войти в Церковь формально, без живой веры и искреннего желания меняться. Не о нас ли последний вариант? Но спасённый грешник уже не может оставаться все тем же грешником - он обязан устремиться к святости. Да, мы все суть кающиеся грешники и останемся ими до самой смерти. Однако христиане - это люди, вошедшие в истинные отношения с Богом, которые можно охарактеризовать как постоянное стремление к святости.

Изменение нашего положения - это оправдание; а изменение состояния - освящение. «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3), - писал апостол Павел. Понимаем ли мы, что святость есть норма христианской жизни - не только как избранность, но и как духовно-нравственная чистота, как постоянная война с грехом? Мы так часто говорим о нашей немощи, и мы действительно очень слабы духовно. Но не слишком ли мы оправдываем свою любовь к греху все теми же «немощами»? Ведь христианин должен все же что-то смочь, а не только пребывать в немощи. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13) - писал Павел. А мы, пассивно созерцая свою испорченность, как бы отвечаем ему: «Все не могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Покушаясь на рыбку в день строгого поста, или сокращая молитвенное правило при нормальном самочувствии и наличии времени, или ленясь пойти на богослужение, мы вздыхаем сами о себе: «Я по немощи». Но как бы нам все-таки побеждать немощи и приобрести от Христа силу на добрые дела и подвиги? Кажется, именно к этому призывает нас Евангелие, а не только к видению своих грехов. Зрение грехов и немощей для того и дается, чтобы побеждать немощи благодатью Христовой. Иначе христианин превратится в бессильного нытика, постоянно грешащего «по немощи» и ничего не делающего для своего спасения.

Дай нам Бог учиться побеждать свои грехи и страсти именем Христовым и силой Его. Христос исцелял «всякую немощь в людях» (Мф. 4:23) и способен делать это и сегодня - если мы попросим Его. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4). «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4). «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2:4). Эти строки из послания Иоанна Богослова показывают христианина как сильного духом человека, с помощью Божией побеждающего диавола и грех (слово «мир» в данных стихах обозначает совокупность греха).

Открывая слой за слоем немощь и испорченность человеческой природы, не будем забывать, что мы призваны к духовному росту, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Этот рост возможен только при постоянной и непримиримой борьбе с грехом. И с немощами тоже - как бы много ни было их у нас, мнимых или действительных.

Самооправдание строится на самооценке, которая позволяет сохранить мнение о себе на высоком уровне, поддерживая самолюбие . Подпитывает комплекс неполноценности, углубляя его. Увеличивая напряжение в теле, самооправдание способствует развитию неврозов. Внутри, на уровне подсознания, находится ребёнок, который хочет выглядеть в глазах других значимых людей хорошим, полезным, а силы не хватает…

Для трансформации самооправдания:

Перестань делать внутренние подсчёты и оставь в покое людей с их «неправильным мнением» о тебе и «незаслуженно низкой оценкой».

Осознай, что ты не так уж и значителен в глазах других людей, как представляешь себе, и, возможно, это отражает истину.

Пойми, что самолюбие и ложная гордость являются причиной боли, а твоя истинная суть всегда остаётся с тобой неизменной.

Прекрати внутреннюю болтовню, доказывая всем, какое ты замечательное существо.

Поразмышляй над тем, чем ты обязан другим людям, и вместо концентрации на «Я, мне…» запусти обратный процесс, отдавая другим внимание, благодарность, симпатии, заботу и т. д.

Пойми, что чем больше хорошего ты отдашь людям, тем больше радости, силы и успехов придёт к тебе.

Учись смотреть на себя глазами других людей.

Александр Гущин

В «оправдание» ОПРАВДЫВАНИЯ

Человек, только-только вставший на Путь Служения Силе Любви, осознающий необходимость преобразования себя, сразу же сталкивается с проблемой ‒ что именно в себе нужно преобразовывать? Ведь внутри него присутствует всё ‒ и созидающее начало, и негуманоидное. Последнего причём много больше ‒ ничто нам не чуждо. Всё это находится в диком хитросплетении и разобраться, что есть что, бывает совсем не просто. Поэтому нередки ситуации, когда начинаешь в себе подавлять качества, на поверку оказывающиеся человеческими, считая их слабостью, и, наоборот, действовать, идя на поводу энергий Эго, не ощущая утечки жизненной силы.

Таким образом, перво-наперво, мы должны научиться различать проявления негуманоидных и человеческих энергий, чтобы не получилось в соответствии со словами известного политического деятеля: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Напомню, основой всех эгоэнергий является негативизм ‒ отрицание приоритета окружающего Мира над личным и коллективного над частным, то есть отрицание Силы Любви как основы Единства Мира.

Не ощущая же истинной причины бытия самого себя, не ощущая себя продолжением окружающего мира и причастности к процессам, идущим вокруг и внутри, человек начинает, как говорится, рубить сук, на котором сидит, разрушать мир и физически и, что ещё хуже, эмоционально. Он становится «жертвой внешних обстоятельств», чем и прикрывается.

Защитная реакция Эго ‒ оправдаться по любому поводу, не неся ни за что ответственности, лишь бы ощущать себя правым. Степень внутренней замкнутости логики и стройность аргументации самооправдания определяет «толщину» эгооболочки. Поэтому хорошо развитый интеллект без опоры на сердечный центр становится прекрасным орудием для достижения целей Личности. «Цель оправдывает средства» ‒ кредо таких людей.

Поведенческие стереотипы Личности, с которыми человек отождествлён, заставляют его неосознанно, а значит безответственно обещать, поступать, отдавать или брать и т. д… Но приходит время отвечать! И Личность, маскируясь, выстраивает логически стройную цепочку внешних причин и следствий, где её действия оправданы и /или являются необходимостью.

Мы должны понять две вполне очевидные вещи: нельзя попадаться на удочку, повинуясь неосознаваемому страху, и принимать эту игру. Наши настоящие знания о себе неполны, а те, что есть, мягко говоря, редко соответствуют действительности. И второе, со стороны, конечно же, видней. Даже если нас обвиняют неоправданно и необоснованно по нашему мнению, то всё равно где-то внутри себя мы допускаем это. Ведь если мы начали оправдываться, значит, существует предмет оправдания.

В такой ситуации нужно не оправдываться, а понять, почему ситуация сформировалась, какие действия или недействия явились её причиной. Осознание придаст скорость развитию и сэкономит энергию на более важные дела.



mob_info