Богородица неупиваемая чаша значение иконы. Икона Богородицы «Неупиваемая чаша» – образ, избавляющий от зависимостей. Икона «Неупиваемая чаша» – значение

Один из самых прославленных чудотворных православных образов - икона Богоматери «Неупиваемая Чаша» - был явлен в Серпуховском Владычнем женском монастыре в 1878 году. Оригинал иконы был уничтожен в советское время. Сегодня почитаемые списки иконы находятся в Серпухове в Высоцком мужском монастыре (ул. Калужская, д. 5/3) и во Владычнем Введенском женском монастыре (ул. Октябрьская, д. 40).


(Изображение с сайта kievskiyhram.ru)

Явление первообраза иконы связано с первым случаем чудесного исцеления мужчины, страдавшего алкоголизмом. Тульский крестьянин, одержимый страстью пьянства, довел свой организм до полнейшего изнеможения, и уже потерял даже способность ходить. Во сне ему явился образ старца, наказавший для исцеления отправляться в Серпухов в храм Богородицы. Но мужчина не нашел в себе сил совершить такое дальнее путешествие. Во втором видении монах еще более настойчиво повелел мужчине дойти до монастыря и помолиться иконе «Неупиваемая Чаша». Но и тогда ослабленный проигнорировал видение. В третий раз явившийся старец был настолько грозен в своих наказах, что пьяница собрал последние силы и отправился в путь.

Добравшись до Введенского Владычного монастыря, мужчина рассказал, что ищет образ «Неупиваемая Чаша», которого никто из обитателей храма не знал. По описаниям пришедшего искомый образ был похож на скромную икону, висевшую в проходе в ризницу. Когда служители взглянули на оборотную сторону образа, то увидели надпись «Неупиваемая Чаша». После совершения молебна перед иконой мужчина исцелился от своей пагубной привычки и более к ней не возвращался. А в являвшемся старце мужчина узнал основателя монастыря - старца-схимника Варлаама.

С тех пор к иконе стали съезжаться страдающие алкоголизмом и их родственники, прося об исцелении. Чудотворный образ стал известен в Серпухове и окрестностях. Однако явленный в 19 веке образ не приобрел прославления во всей России и был местночтимой чудотворной иконой.

Спустя десятилетия о забытой и уничтоженной иконе из газеты узнал служитель Серпуховского храма иеромонах Иосиф, который и написал первую копию образа. В 1993 году иконописцем А. Соколовым был создан еще один список иконы, торжественно установленный в Высоцком монастыре.

Этот список прославился массовыми исцелениями и многочисленными чудесами. Служителями храма зафиксированы случаи исцелений от тяжких зависимостей, включая наркоманию, пьянство и длительное курение. До сих пор к образу в Высоцкий монастырь приезжают нуждающиеся в исцелении. В 1996 году во Владычнем Введенском женском монастыре была написана и освящена копия иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», с момента создания также прославившаяся чудотворениями.

Икона Божьей Матери “Неупиваемая Чаша”
(Изображение с сайта pravoslavie.ru)

Случаи исцеления, произошедшие от иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в Высоцком монастыре фиксируются служителями в специально заведенной для этих целей книге. Известен образ исцелениями не только православных, но и представителей иных конфессий, некрещеных, которые пришли к Богоматери со своими просьбами.

Многие пришедшие к чудотворной иконе предварительно видели явления, в которых им указывалась возможность исцеления от образа Божией Матери «Неупиваемой Чаши» в Серпухове. Множество исцелений от образа произошло от зависимостей: пьянства, курения, наркомании. Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» известна, прежде всего, как излечивающая от алкоголизма, однако сохранились свидетельства исцелений от бесплодия, онкологических образований, энуреза, хронических дыхательных болезней, расстройств зрения, заболеваний костной системы, проблем с обменом веществ в организме.


______________________________________________

Икона БогоМатери НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША явилась миру как неистощимый источник помощи для тех, кого неодолимо влечёт губительная страсть винопития. Явление образа произошло в 1878 году. Одержимый недугом пьянства крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат пропивал всё, что находил в своём доме, и практически дошёл до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него даже отнялись ноги, но пить он не переставал.

И вот этому совершенно уже опустившемуся человеку однажды во сне явился светоносный старец, повелев идти в монастырь города Серпухова и отслужить перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молебен, после чего он будет исцелён от пагубного недуга.

Без гроша в кармане, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путешествие. Но святой старец явился ему второй, третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно отправился в путь, преодолевать который ему пришлось на четвереньках.

Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с названием Неупиваемая Чаша. Тогда кому-то пришла мысль: а не та ли это икона Богородицы, которая висит в проходе из храма в ризницу с изображением чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что, взглянув на икону преподобного Варлаама, ученика святителя Московского Алексия, недугующий крестьянин сразу же узнал того старца, который являлся ему во сне. Из Серпухова он возвратился вполне здоровым.

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша быстро распространилась не только в Серпухове, но и по всей России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили к чудотворной иконе с молитвами об исцелении от недуга, и многие, очень многие, приходили уже для того, чтобы возблагодарить Богородицу за Её милость.

В настоящее время в возрождённом Серпуховском Высоцком монастыре каждое воскресенье по окончании Божественной литургии совершается молебен с акафистом и водоосвящением, за которым поминают имена тех, кто страдает пристрастием к винопитию и нуждается в благодатной помощи Божией Матери.

Что изображает икона Божьей Матери Неупиваемая Чаша?

По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери - «Оранта», только Богомладенец написан стоя­щим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем - это чаша Причащения, источающая приступающим к нем с верою все благословения, дарованные грешному роду че­ловеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно Неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда ядомый и ни­когда же иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту Жертву - Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает что Неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

____________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая чаша»

Молитва первая перед иконой Неупиваемая чаша

О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибега­ем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, ма­терей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея - Церкви Христовой и спасе­ния отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молит­вами Твоими, ко Престолу Всевыш-няго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да по­кроет нас милость Божия в несконча­емые веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Неупиваемая чаша

Царице наша Преблагая, надеждо наша, Пресвятая Богородице, прияте­леще сирых и странных Заступнице, бедствующих помоще и озлобленных покрове. Зрише нашу беду, зрише нашу скорбь: отвсюду искушениями одержимы есмы, а заступающего несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощны, окорми, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко безнадежных. Не има­мы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбных и обремененных. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас Честным Твоим Омофором. Да избавлени бу­дем от зол, обышедших нас, наипаче же пиянства. Да восхвалим всегда Пресвятое имя Твое. Аминь.

_________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая чаша»

Кондак 1

Избранное и дивное избавление нам даровася, - Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных и скорбных обстояний, благодарствен-ная хваления прино­сим Ти, Всемилостивая Заступнице. Ты же, Владычице, «Неупиваемою Чашею» нами именуемая, приклонися благоутробно к нашим воздыханиям и воплем сердечным, и избавление подаждь страждущим недугом пианства, да с верою воз­зовем Ти: Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоля­ющая.

Икос 1

Ангельстии чины и праведников сонми непрестанно славят Тя, Царицу Богородицу, ходатаицу о многогрешнем роде христианском, погрязшем в беззаконии и пребывающем во гресех, ибо во утешение и спасение даруеши ему милость Свою чрез многоименуемыя чудотворныя иконы Твоя, их же яко звезды небесныя по всей земли нашей зрим к единому же из сих образов, «Неупиваемая Чаша» именуемому, припадающе, из глубины сердца взываем Ти: Радуйся, неприступнаго Божества селение; радуйся, непрестанное людей удивление. Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая, радуйся печа-льми наша немощи врачующая. Радуйся, милость Свою чрез чудотворныя иконы Твоя нам свыше посылающая; радуйся, явлением их скорбныя сердца наша возвеселяющая. Радуйся, пречудное всех с Богом примирение; радуйся, геенны вечныя избавление.Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 2

Видящи Пресвятая Владычице скорби сердечныя, муки душевныя, искрен­нее покаяние людей, одержимых губительным пороком пианства, благоволила еси явити Богоспасаемому граду Сер­пухову милость Свою явлением пречуднаго образа Своего «Неупиваемая Чаша», да вси к нему припадающе с верою и со­крушенным сердцем, получивше исцеле­ние от тяжкаго недуга своего из глубины души вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев трикратное явление преподобнаго Варлаама и повеление его в путь шествовати в Богоспасаемый град Серпухов, человек некий, страстию пианства одержимый, обрете тамо в мо­настыре икону Твою святую «Неупиваемая Чаша» именуемую. Мы же, видяще таковое о нас грешных попечение, с благо­говением вопием Ти: Радуйся, чрез благочестивых людей славу чудес Твоих грешным открываю­щая; радуйся, путеводительнице прозорливая, путь спасения им показующая. Радуйся, всеблагая наша наставнице, любовию Твоею нас привлекающая; радуйся, за вся благодения Твоя благодарению нас научающая. Радуйся, скорбь нашу в радость пре­творяющая; радуйся, несомненною надеждою нас увеселяющая. Радуйся, губительныя страсти наша разрушающая; радуйся, благим намерением способствую-щая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Ча­ша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 3

Сила Вышняго и благодать Владычицы укрепляше некоего человека, страждущаго недугом пианства, егда он, нози расслаблены имуще, иде во град Серпухов, повеление БогоМатери чрез преподобнаго Варлаама реченное испол­няя. Пришед же во град сей, обрете икону Пречистыя БогоМатери, абие исцеле от недуга своего душевнаго и телеснаго, и из глубины души благодарственно воззва Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще источник неоскудеваемый, неупиваемую чашу небесных даро­ваний, не токмо люди града Серпухова, но и вси православнии христианы иных градов и весей притекающий к Твоему пречудному образу «Неупиваемая Чаша» именуемому, и пред сим получивше исцеление, припадающе, благодарными усты вопиют Ти: Радуйся, купеле, в нейже вся скорби наша погружаются; радуйся, чаше, ею же радость спасения нашего восприемлем. Радуйся, наша немощи душевныя и телесныя врачующая; радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая. Радуйся, коемуждо во всякой потреби просящим полезная дарующая; радуйся, безчисленныя щедроты всем подающая. Радуйся, милости сокровище нам открывающая; радуйся, милосердие к падшим являющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 4

Бурю внутрь имущии помышлений сумнительных, но с искренним покаянием притекающии к Твоему неиз­реченному милосердию, одержимии пианственною страстью, получают исцеление, и из глубины сердца вопиют рожденному от Тебе Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Господь тяжкия скорби, вопли и плач жен, стариц, детей, сродницы коих обуреваеми суть пианственною страстию, дарова им, Владычице, Твою иконы, от нея же вси притекающии обретают утешение и радость духовную, и вопиют Ти со слезами: Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземлющаго грехи мира; радуйся чаше, черплющая нам радость от источника безсмертия. Радуйся, скорбных матерей утешение; радуйся, безнадежных надеждо. Радуйся, притекающих к Тебе благодатное охранение; радуйся, скорбящих отрадо и увеселение. Радуйся, волнение страсти пианства утишающая; радуйся, руку помощи Твоея требующим простирающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 5

Яко Боготечную звезду, честную икону Твою Ты нам показала еси, Владычице мира, юже мы зряще, с верою сердечною молящеся Тебе, Богородице, глаголем: Изцели пианством и иною болезнею душевною и телесною страждущих, верных же научи воспевати хвалу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богоматере, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений, припадающе к ним, смиренно вопием Ти: Радуйся, скоропредстательная помощнице усердно к Тебе притекающих; радуйся, благосердная услышательнице молений наших. Радуйся, град Серпухов благословением Твоим осенившая; радуйся, в пределах Московских славу чудес, твоих показавшая. Радуйся, всем требующим сокровище исцелений неоскуд-ное; радуйся, в трезвении благоподвизающихся всемощная Покро-вительнице. Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти, диавола и пианства добрая споспешнице; радуйся, в мире благочестно живущих Усердная Заступнице. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 6

Проповедающе чудеса Твоя, Богородительнице, от иконы Твоея «Неупиваемая Чаша», именуемая бываемыя, молим Тя, Пречистая, со слезами: Избави всех нас от виннаго пристрастия и от падения греховнаго, научи нас воз­держанию, подвизая воспевати Богу: Аллилуиа.

Возсияла еси в светлости Божественныя славы, Дево Бого-отроковице, на Младенца, Превечнаго Бога, Господа нашего Иисуса Христа зряще, Иже в сосуде, аки в неупиваемой чаше предстоит, яко же Тя видим изображенную на иконе Твоей «Неупиваемая Чаша» таинственно пронареченней, от неяже избавление от пианственныя страсти притекающим с верою даруеши: сего ради со слезами приносим Тебе гласы немолчныя сице: Радуйся, яко о Тебе радуется и торже­ствует ангельский собор и человеческий род; радуйся, яко Твоя слава превосходит похвалы земныя и небесныя. Радуйся, таинственным изображением Сына в сосуде Тайну Божественныя Евхаристии нам открывающая; радуйся, рожденнаго Тобою Агнца, всегда ядомага и никогдаже иждиваемаго, нам дивно указующая. Радуйся, Чаше жизни безсмертия, ко вратам вечныя жизни нас приводящая; ра­дуйся, источником нетления и радости жаждущия души, напояющая, Радуйся, неисчетною благостию не оставляющая самых презренных. и отверженных; радуйся, от рова погибели милосердием Твоим исхищающая безнадежных. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 7

Хотя человек некий возблагодарити Тя, Владычице, за исцеление от недуга пианства, украси Твою пречудную икону, Богомати, во граде Серпухове пребывающую, из глубины сердца вос­певая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо видим, Владычице от ико­ны Твоея, святая; страж-дующий бо недугом пианства некий раб Божий Стефан, прибегая к Твоему матернему предстательству, от тяжкаго недуга своего избавися, и благодаряще Тя, благолепными дары икону Твою украси, и припа-дающе к ней, со слезами возопи Тебе тако: Радуйся, Живоносный Источниче исцелений; радуйся, Чаше небесная Божественных дарова-ний. Радуйся, реко исцелений приснотекущая; радуйся, море, вся наша страсти потопляющее. Радуйся, под тяжестью греха пианства падающих матернима рукама Твоима возставляющая; радуйся, благо-дарственныя дары не отвергающая. Радуйся, сердца благочестивых людей возвеселяющая; радуйся, вся благая прошения наша исполняющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 8

Странно и сумнительно неверующим слышати, како икона Твоя святая «Неупиваемая Чаша» Божественных исцелений источает чудо. Мы же, верующие слову Твоему, Владычице, реченному к первописанней Твоей иконе: «Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет», - веруем, яко и сия икона Твоя благодать Твою источает. Тем же благо­говейно поклоняющиеся, лобызаем ю, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Все упование людие страждущие неду­гом пианства на Тя, Владычице, воз­лагают. Приклонися к немощем и страстен нашим, кто бо нас грешных изведет из рова погибели и нищеты духовныя и телесныя, аще не ты, Владычица, сего ради приклонше колена пред Твоим Пречистым Образом вопием Ти тако: Радуйся, моления грешников не отвергающая; радуйся, призывающим Тя Свою небесную помощь ниспосылающая. Радуйся, глубину милосердия Твоего грешным показующая; радуйся, отчаянных и безнадежных обод-ряющая. Радуйся, одержимым страстью пианства руку помощи простирающая; радуйся терпеливых страдальцев благодатными дары утешающая. Радуйся, недуги наша душевныя и телесныя врачующая; радуйся, суетныя радости мира сего презирати нас научающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи яко даровал еси грешному роду человеческому твердую Заступницу и Помощницу, к нашим немощем приклоняющуюся, и от горькаго недуга пианства освобождающую, верныя же научающую нети Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии человечестии недоумеют восхвалити по достоянию славное, Вла­дычице, иконы Твоея явление. Ниже мы, грешнии, от скверных устен наших возможем принести достойное похваление Заступнице нашей. Обаче неисчетныя чудеса иконою Твоею являемая видевше, душею и сердцем радуйся, Тебе глаголем: Радуйся, от священнаго лика Твоего чудеса источающая; радуйся, от бед и скорбей скоро избавляющая. Радуйся, отвергающих Тя посрамляющая; радуйся, от всякаго зла прибегающих к Тебе сохраняющая. Радуйся, кротким сиянием Твоим мрак греха и мглу страстей наших разгоняющая; радуйся, души наша любовию к Тебе и Сыну Твоему исполняющая. Радуйся, на стезю покаяния нас премудре наставляющая; радуйся, добраго от­вета пред Судиею Праведным нам усерд­ная Ходатаица. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 10

Спасти хотя многая страждущия недугом пианства, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, да вси одержими сею страстию к чудотворному образу Твоему притекают, и получивше исцеление во умилении взывают Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и щит, Богомати, людем страждущим недугом пианства, и всем, усердно к Тебе притекающим и икону Твою святую благоговейно чтущим. Ибо сию дарова нам благих податель Господь в помощь и врачевство от губительной страсти, и сим внушает нам пети Тебе: Радуйся, отчаянных Надеждо и печа­лей наших утоление; радуйся, болезней душевных и телесных исцеление. Радуйся, нашу скверну чис-тотою Твоею очищающая; радуйся, Своею благодатию наше недостоинство просвещающая. Радуйся, брение наше тленное в нетление облекающая; радуйся, моления наша Твоим предстательством подкрепляющая. Радуйся, в неможении нашем нас утверждающая; радуйся, облегающий нас облак страстей скоро разгоняющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 11

Пение наше смиренное от полноты любви и усердия Тебе приносимое, не презри, Чистая, и не отврати от отчаявшихся и страждущих недугом пианства лика Своего, но помози им и нам очиститися от всякия скверны греховныя, да возможем достойно и праведно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу зрим Тя, Пресвятая Дево, ибо образ Твой святый лучами благодати Твоея мглу греховную прогоняет и на светлую стезю добродетелей наставляет, с верою зовущих Ти таковая: Радуйся, заступлением Твоим от суеты мира сего многомятежнаго нас избавляющая; радуйся, приражения страстей плот­ских отражати нам помогающая. Радуйся, мысль благу в сердце наше полагающая; радуйся, нечистую совести нашу просвещающая. Радуйся, от мучительнаго недуга пианства страждущих избавляющая; радуйся, к искреннему покаянию и вразумлению призывающая. Радуйся, души всех озлобленных умягчающая; радуйся, на помощь Тя призывающих и имя Твое славящих спасающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Благодать Божия, присущая иконе Твоей «Неупиваемая Чаша» именуемой, влечет к ней, Владычице, всех скорбящих, обездоленных, вдов и стариц, а наипаче же всех страждущих, недугом пианства, и не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получающе цельбы чудотворнаго образа Твоего. Всеблагая, благодарственно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса и велию милость людем, одержимым страстию пиан­ства явленныя, молим Тя, Владычице, спаси и помилуй, и настави нас на стезю праву, и не остави нас, покрова Твоего ищущих и зовущих Ти: Радуйся, воздержанию от греха пианства всех подвизающая; радуйся, от пристрастия к вину росою милости Твоея свобождающая.

Радуйся, страждущих от тяжкаго греха пианства присное врачевание; радуйся, бедствующим в страстех Скорая Помощнице. Радуйся, малодушных дивное ободрение; радуйся, благодушных велия радость. Радуйся, гордых смиряющая; радуйся смиренныя возвышающая и всем спасения желающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 13

О Премилостивая Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Нынешнее наше услыши моление и избави нас от всех недугов душевных и телесных, наипаче же; освободи страждущих недугом пианства рабов Твоих (имена), да не во зле погибнут, но да спасенныя Тобою присно вопиют Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1)

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.

"Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, - есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие" (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).

Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, - в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо "пьяницы… Царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10). Но Божие милосердие безгранично. Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую "Неупиваемая Чаша", как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.

По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: "Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…". По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – "Оранта", только Богомладенец написан стоящим в чаше. Несомненно, благочестивая мысль изографа переносилась к святейшему таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, неистощимая, потому что Агнец ее "всегда ядомый и никогдаже иждеваемый". А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит к Богу эту Жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего Плоть и Кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спастись и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя во Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша", включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне, митрополит Курганский и Белозерский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе "Неупиваемая Чаша" в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. "И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая" (Ак., 12 конд.).

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона "Неупиваемая Чаша" была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.

Множество списков с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

В День празднования чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.

"Неупиваемая Чаша" икона Божией Матери. Галерея икон .

Как известно, образов Божией Матери более трёхсот. Каждый имеет свою историю, широкое христианское почитание, а как следствие - каждый чудотворный образ внесён в общецерковный список чудотворных икон.

Чудотворный образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша " явленный во Владычнем женском монастыре в середине ХIХ века праздновался 10 декабря (по новому стилю) и остался местно чтимым, то есть малоизвестным по причине, что такого повального пьянства в России как в ХХ веке не было, а о наркомании вообще не имели представления. Потому этот явленный чудотворный образ "Неупиваемая Чаша " не был внесён в общецерковный список чудотворных икон Божией Матери. То есть не успел общецерковно прославиться.

После исчезновения явленного во Владычнем монастыре чудотворного образа «Неупиваемая Чаша » в революционной мясорубке, в безбожное советское время, об этой иконе просто все забыли.


"Неупиваемая Чаша" икона Божией Матери в окладе с камнями. Галерея икон Щигры .

В 1981 году молодой иеромонах Иосиф (Балабанов) (ныне епископ Иосиф Биробиджанский и Кульдурский) был назначен в Серпухов в Серпуховский храм пророка Божия Илии совершать своё священнеческое служение. Однажды ему попала в руки дореволюционная церковная газета "Воскресный листок", в которой священник Иаков Бриллиантов повествовал о явлении чудотворного образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша ".

И тогда иеромонах Иосиф решил написать с изображения этой газеты копию чудотворной иконы, для возобновления почитания в Серпухове этого образа. Первые молебны начали совершаться в Ильинском храме ещё в 80-е годы ХХ столетия перед этой вновь написанной иконой (которая сейчас храниться в Высоцком мужском монастыре).

Но по открытии, уже теперь архимандритом Иосифом (Балабановым), в 1991 году Высоцкого мужского монастыря, отец Иосиф заказал новую икону иконописцу А. Соколову, по той причине, что первая икона, написанная в Ильинском храме, не могла быть точной копией, так как в описании священника Иакова Бриллиантова было написано, что чудотворный явленный образ был греческого, т. е. чисто иконописного византийского письма, в отличие от того газетного изображения, на котором изображение иконы было больше так называемого «академического» письма. Да и академическим письмом его назвать нельзя, потому что все анатомические пропорции нарушены.

Церковная газета "Воскресный листок" выпускалась священником Троицкого собора г.Серпухова , изображение в газете не было фотографией и видимо это было изображение иконы, которая находилась в Александро-Невском храме г. Серпухова, при котором было "Общество трезвости".


Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Покровском храме Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Написана иконописцем Александром Соколовым с благословения архимандрита Иосифа в 1993 году.

К маю 1993 года, с благословения архимандрита Иосифа, иконописцем А.Соколовым образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша " был написан, на икону был сделан серебряный басменный оклад. Эта икона была торжественно внесена в Высоцкий мужской монастырь , освящена архимандритом Иосифом и сразу после освящения вновь сооружённого образа "Неупиваемая Чаша ", от этого образа (от иконы) стали совершаться массовые чудеса, исцеления страждущих недугами пьянства, наркомании, курения, беснования и др.. МАТЕРЬ БОЖИЯ ВО ВТОРОЙ РАЗ ЯВИЛА ПРАВОСЛАВНОМУ МИРУ СВОЙ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ "НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША", но теперь уже в Высоцком мужском монастыре.

С 1993 года Россия быстро узнала о вновь явленном чудотворном образе Божией Матери, и потянулись страждущие духовными недугами в Высоцкий мужской монастырь. С тех пор исцеления и чудеса во множестве совершаются и по сей день, чему мы, насельники монастыря, являемся ежедневными свидетелями.

Позже первую копию с вновь явленного чудотворного первообраза «Неупиваемая Чаша » написали Питерцы, которая в свою очередь явила свои чудеса. Заказывали и писали копии для Камчатки, где так же зафиксированы чудеса и исцеления, для Казахстана, Сочи, Саратова, не перечислить мест и храмов обращавшихся с этой просьбой. А теперь просто нет храмов, где бы образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша " не присутствовал!

К 1995 году почитание вновь явленного в Серпуховском Высоцком мужском монастыре Чудотворного первообраза Божией Матери "Неупиваемая Чаша " так умножилось, что по предложению архимандрита Иосифа вопрос о внесении в общецерковный календарь был поставлен перед Святейшим Патриархом Алексием II. И в августе 1996 года по предложению настоятеля Высоцкого монастыря архимандрита Иосифа резолюцией Святейшего Патриарха Алексия Чудотворный первообраз Божией Матери «Неупиваемая Чаша », явленный в Высоцком мужском монастыре , был внесён в церковный календарь для общецерковного почитания 18 мая.

В 1995 году инициатором открытия Владычнего женского монастыря был так же настоятель Высоцкого мужского монастыря архимандрит Иосиф. С его рекомендации настоятельницей вновь открывающегося Владычнего женского монастыря была назначена его духовная дочь – нынешняя настоятельница Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова).

Приблизительно через полгода после открытия женского монастыря её посетил помысел - изъять вновь явленный чудотворный первообраз Божией Матери "Неупиваемая Чаша " у Высоцкого мужского монастыря, исходя из того, что первое явление образа в ХIХ веке было во Владычнем женском монастыре, и поэтому икона должна вернуться на своё место. До этого считающая своим духовным отцом архимандрита Иосифа и приходящая к нему на исповедь матушка Алексия отказывается от своего духовника и обращается к правящему архиерею, Владыке Ювеналию, с просьбой, – как ей казалось, - по справедливости вернуть чудотворный образ на место его явления.

Владыка Ювеналий вызвал архимандрита Иосифа и задал ему этот вопрос. Архимандрит Иосиф напомнил владыке историю явления иконы, приведя пример утраты Казанской чудотворной иконы, и что же, с аргумента игумении Алексии, чудотворные Казанские иконы Божией Матери тоже должны "вернуть" в г. Казань? Тогда Митрополит Ювеналий посоветовал матушке Алексии написать свой образ "Неупиваемой Чаши", что она и была вынуждена исполнить.

Икона Божией Матери Владычнего монастыря была написана и освящена вначале мая 1996 года, и фактически к моменту общецерковного прославления чудотворного первообраза Божией Матери "Неупиваемая Чаша ", находящегося в Высоцком монастыре, об иконе Владычнего монастыря ещё никто не знал.


Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Икона написана иконописцем Валерием Поляковым, освящена в 1996 году.

В начале, по искусственно распространявшимся слухам, Высоцкий монастырь обвиняли в том, что он обидел бедных монахинь, отобрав у них чудотворный образ. После публикации Высоцким монастырём подлинной истории второго явления этого образа - начали запутывать народ о подлинном месте пребывания чудотворного образа.

Насельники же Высоцкого монастыря, просто совершают свои молитвы о тех, кто обращается за помощью к Матери Божией. Стараются помочь, с Божией помощью, духовно страждущим по мере своих скромных сил.

Копий с чудотворного образа во множестве написал и сам иконописец Александр Соколов, но он сам признаётся: "Больше такого ОБРАЗА так и не получилось, как будто бы тогда, в 90-е годы, (когда он исполнял заказ архимандрита Иосифа) кто-то водил его рукой и кистью по иконописной доске".

Сподвигло на это сообщение обо всём этом не оспаривание первенства непонятно в чём, а постоянным производимом в народе Божием соблазне от спутавшихся фактов или незнания подлинной истории событий. А может быть и в чьей-то заведомо намеренной лжи.

Ветров Алексий Валерьевич, г.Серпухов.


«Неупиваемая чаша» икона Божией Матери. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря .

Однажды во сне к нему к нему явился старец и рассказал, что пагубный недуг можно излечить, если отправиться в Серпухов и отслужить молебен в мужском монастыре перед образом Матери Божьей «Неупиваемая чаша». Когда пьяница выполнил это условие к нему вернулось здоровье, а икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша» стала почитаться защитницей всех, кто не в силах самостоятельно избавиться от вредного пристрастия.

Где помолиться святой иконе

Где находится икона «Неупиваемая Чаша». Святой образ расположен в Серпухове — в мужском Высоцком монастыре и в женском Владычном монастыре. В этих храмах чудотворному образу отведено важное место, а его почитание проводится в соответствии с установленными правилами.

Перед святыней горит негасимая лампадка и священнослужители возносят молитвы за страждущих. Паломники со всей России приезжают в Серпухов, чтобы попросить для себя и близких милости у Царицы Небесной. За страждущего могут попросить его родственники и друзья. Достаточно рассказать Богоматери проблему и оставить имя болящего человека в церковных списках «за здравие». Это поможет зависимому осознать всю тяжесть ситуации, покаяться и постараться изменить жизнь к лучшему .

В том случае если совершить паломничество в Серпухов не представляется возможным, список с этого образа можно приобрести в церковных лавках и молиться дома.

Как правильно молиться за страждущих

Для того, чтобы правильно попросить Царицу Небесную о помощи в избавлении от алкогольной и наркотической зависимости, можно отправиться в паломнический тур в Серпухов и там отстоять молебен с водосвятием.

Когда он закончится, нужно заказать службу «за здравие» для того, о ком вы намерены попросить, и взять с собой освященной воды. По приезду домой следует давать эту воду больному каждое утро по чайной ложке, а затем читать молитву Богородице .

Как помолиться перед иконой Божей Матери дома

В том случае, если вы купили чудотворный образ «Неупиваемой чаши» домой, его нужно поместить в так называемый «красный угол». Теперь перед ним можно помолиться о помощи в исцелении от пьянства, наркомании и курения.

Во время молитвы просьбу излагайте от чистого сердца, не держа зла на того человека, который подвержен недугу. Нельзя просить страдающему еще большего наказания. Напротив, следует отнестись к нему с пониманием и состраданием. Целительная сила святыни может благотворно влиять на человека вне зависимости от того, как долго он одержим своим недугом.

Празднование иконы Неупиваемая Чаша проводится 18 мая по новому стилю. В этот день во всех церквях священнослужители молятся за одержимых страстью к винопитию. Пусть ваше здоровье будет хорошим и крепким и не забывайте нажимать на кнопки и



mob_info