Дневник наблюдения за развитием растений. Наблюдения за развитием растений. Демонстрационный материал по результатам наблюдений

План урока

Урок № 18

Тема урока

Наблюдение роста растений. Практическая работа по теме: «Проращивание семени»

Цель урока

создать условия для формирования представлений об условиях роста растений; способах размножения растений; правилами ухода за комнатными растениями.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений,

Практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.

Метапредметные:

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Познавательные: учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные: формировать речевые навыки, прислушиваться к мнению членов группы, высказывать своё мнение, соблюдать правила речевого этикета

Регулятивные: ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы

Основные понятия

вода, прозрачность, текучесть, жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние, без цвета, без формы, без запаха, вода -растворитель.

Трудовые дей­ствия учителя

Поставила цели учебного занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

Поставила образовательные задачи учебного занятия в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;

Запланировала различные виды и формы работы на уроке;

Провела учебное занятие в рамках системно – деятельностного подхода;

Проанализировала учебный материал с точки зрения эффективности достижения планируемых результатов;

Проанализировала эффективность используемых способов и приѐмов обучения на учебном занятии;

Организовала деятельность по формированию регулятивных УУД, т.е. формирует способность самостоятельно ставить учебную задачу, инициативность и самостоятельность, ;

Организовала деятельность по формированию коммуникативных УУД, т.е формировала умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение строить речевые высказывания (монолог, диалог);

Организовала деятельность по формированию познавательных УУД, т.е. формирование умений выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий;

Организовала образовательный процесс с использованием ИКТ;

Создала психологически комфортную атмосферу на учебном занятии.

Учебно- методическое обеспечение(средства, оборудование)

Для учителя

1.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова.

2. Презентация “Проращивание семени”

3.Карточки для работы в группе, в паре.

4. Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы.

5. Таблица «Уход за комнатными растениями».

6. Семена тыквы, фасоли, пшеницы, подсолнечника

7. Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы.

8. Фильтровальная бумага, ёмкости для проращивания семян, вода.

Для обучающихся

1.УМК «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя -

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Создание позитивного настроя на учебное занятие

2. Повторение ранее изученного.

Окружающий мир это….

Природа это…

3.Мотивация. Целеполагание.

4 . Актуализация знаний.

Где вы видели такие растения?

Опишите одно из растений.

Расскажите, как вырастить растение из черенка.

Проверка знаний с помощью карточки-подсказки.

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа в парах работы по теме урока.

Практическая работа. Строится план практической работы.

а) Для роста семян нужна вода

Работать вам придется в группе, помните, хороших результатов добиваются только те, кто умеет работать сообща.

Проводится серия опытов, учащимися делаются выводы и обобщения.

б) Для роста семян нужно тепло Опыт 2

в) Для роста семян нужен воздух Опыт 3

г) Для роста семян нужен свет

9.Итоговое обобщение.

10. Самооценка учебной деятельности.

Деятельность обучающихся

1. дети проверяют готовность к уроку, установка на начало урока; осознание себя как ученика.

2.Обучающиеся включаются в работу, повторяют материал прошлого урока, формируется умение строить речевые высказывания.

3.Дети ставят образовательные задачи учебного занятия. Формируется умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока

4. Дети учатся понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

6. Дети делают выводы.

а) Формируются предметные УУД – знакомятся с естественно-научными понятиями, определяют значение воды для роста семян

б)Ответы детей.

Выражают мысли своими словами, свободно аргументируют, обмениваются идеями если таковы возникают.

в) Формируются личностные УУД:

позиция школьник; способность к самооценке, эмпатия- понимание чувств других.

Несколько пар детей рассказывают о проделанном опыте. Остальные дети слушают. Проверяют, высказывают свое мнение о работе одноклассников.

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей

План урока по предмету «Окружающий мир»

1Б класс

Тема. Наблюдение роста растений. Практическая работа по теме: «Проращивание семени » .

Цель : создать условия для формирования представлений об условиях роста растений, способах размножения, правилами ухода за растениями.

Планируемые результаты образования:

Предметные: описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений, практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.

Регулятивные:

Осуществление учебных действий - ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы.

Познавательные:

Общеучебные – учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:

Самоопределение осознавать ответственность человека за общее благополучие; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Инструментарии : Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы. Таблица «Уход за комнатными растениями».

Семена гороха, фасоли, пшеницы, подсолнечника Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы. Фильтровальная бумага, ёмкости для проращивания семян, крышка, лист бумаги. Вода.

План урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке. (слайд)

    Актуализация опорных знаний

Упражнение «Продолжи предложение»

Окружающий мир это…. (то, что нас окружает. Это предметы, животные, дома, люди, тучи, деревья.) (слайд)

Природа это… (все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека) (слайд)

Определите, что относится к живой природе, а что относится к неживой природе? Работа в группах. (Педагог подбирает набор фото, иллюстраций объектов живой и неживой природы.)

    Определение темы и целей урока

Посмотрите внимательно, и определите среди объектов живой природы лишнее. Объясните, почему этот объект лишний?

Представлен ряд растений и среди них есть гриб. Гриб не относится к растениям.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениях )

Скажите, на какие группы делятся все растения? (Учащиеся могут разделить растения на ярусы)

Какова роль растений на Земле?

(-Растения дают кислород. Без кислорода не может быть жизни на Земле.

-Растения служат пищей для насекомых, животных и человека.

- Из деревьев человек строит дома, делает мебель.)

    Работа над новым материалом

Где вы видели такие растения? (они растут около школы)

Опишите одно из растений.

Береза – стройное дерево, с густой кроной, широко растущей вверх. Березу можно узнать по ее очень красивой белочерной коре. А листочки у нее похожи на сердечко.

Сирень – это красивоцветущий кустарник. Ствол её покрыт серовато-бурой корой. Крона округлая, не очень густая. Цветки мелкие и душистые. Весной сирень радует нас своим обильным цветением от белого до фиолетового цвета.

Горох – один из трав семейства бобовых. Это кудрявое растение с высоким содержанием белка.

Определите по рисункам как вырастить растение?

Черенком, семенами.

Расскажите, как вырастить растение из черенка. (слайд)

Достаточно ли знать, как вырастить растение? (нет. Нужно знать, что необходимо для роста растений)

Кто знает, как надо ухаживать за растениями?

Проверка знаний с помощью карточки-подсказки (слайд) .

Физкультурная минутка.

"Какие бывают растения?" для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, сирень, осина, тополь, малина, воробей, сосна, астра, горох, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза, орешник, опята, подсолнух,

5. Практическая работа в парах.

Чтобы узнать, при каких условиях семена будут прорастать, поставим опыты.

В две чашки на фильтровальную бумагу положим сухие семена. В одну чашку добавим воды, а в другую – нет.

Исследование группы № 1

Цель исследования:

    Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

    Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития нужна вода.

Инструкция:

    На дно каждого стакана положить ватный диск.

    В два стакана поместить семена фасоли.

    В первом стакане семена оставить сухими, без воды.

    Во второй стакан на дно налить немного воды.

    Оба стакана поставить в тёплое освещённое место.

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим в тепло, другую на холод.

Исследование группы № 2

Цель исследования:

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития необходимо тепло.

Инструкция:

5) Второй стакан поставить на холод.

В обе чашки добавим воду. Одну чашку до краев наполним водой, а во второй стакан на дно налить немного воды. Поставим их в тепло.

Исследование группы № 3

Цель исследования:

1) Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития нужен воздух.

Инструкция:

1) На дно каждого стакана положить ватный диск.

2) В два стакана поместить семена фасоли.

3) Первый стакан до краёв наполнить водой.

4) Во второй стакан на дно налить немного воды.

5) Оба стакана поставить в тёплое освещённое место.

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим на освещенное теплое место. А второй стакан поставим в темное место.

Исследование группы № 4

Цель исследования:

1) Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития необходим свет.

Инструкция:

1) На дно каждого стакана положить ватный диск.

2) В два стакана поместить семена фасоли.

3) В каждый стакан на дно налить немного воды.

4) Первый стакан поставить в освещённое тёплое место.

5) Второй стакан поставить в тёмное место.

Несколько пар детей рассказывают о проделанном опыте, делают выводы. Остальные дети слушают. Проверяют, высказывают свое мнение о работе одноклассников.

Через 7-10 дней подведём итоги. Сделаем вывод.

6.Итог урока

Расскажите о пользе растении? Как размножаются растения? Что надо для роста растений? Перечислите правила ухода за растениями?

7. Рефлексия

Самооценка работы на уроке.

У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам. (Зеленый листочек)

Мне грустно, я работал, но мне нужна ещё помощь. (Оранжевый листочек)

Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял. (Красный листочек)

Спасибо за работу! Урок окончен.

Наблюдение - один из основных методов познания природы. Если простого наблюдения недостаточно, прибегают к эксперименту - опыту. В сущности, опыт - тоже наблюдение, но проводится это наблюдение в нарочито измененных условиях, которые можно точно учесть.

Юные натуралисты стремятся получить знания о природе. Наиболее ценные знания они получают в результате наблюдения и опыта. Какими же качествами должен обладать юный натуралист? Прежде всего он должен уметь задавать природе вопросы и с помощью наблюдения и опыта получать от нее же самой ответы.

Например, путем наблюдения юный натуралист без особых затруднений может установить, что на месте цветков образуются плоды, что вырастают они чаще всего из завязи пестика. Но одним наблюдением нельзя получить ответ на вопрос, почему плоды образуются не из всех цветков. На цветущей вишне огромное количество цветков, а плодов бывает значительно меньше. Чтобы от самого растения узнать причину этого явления, необходимо поставить соответствующие опыты. Применив искусственное опыление, можно установить связь образования плодов с опылением: плод у вишни образуется только в том случае, если цветок опылен.

Когда любознательный человек попадает в лес или в поле, у него возникает масса вопросов, многократное «почему?». Ответы на них можно получить разными путями: расспросить сведущего человека, прочитать в книге или выпытать ответ непосредственно у самой природы путем наблюдений и опытов.

Природа полна чудесных загадок. Много загадочного в жизни даже самых обычных наших растений. Вот один из примеров. В конце апреля под Москвой в широколиственных лесах, когда они голы и безлиственны, зацветают хохлатка, гусиный лук, медуница, чистяк, ветреницы и другие растения, которые обычно называют «подснежниками».

Причина зацветания подснежников на первый взгляд кажется простой. Наступила весна, в воздухе потеплело, тает снег, обнажается почва - появляются и первые весенние цветы. С каждым днем становится теплее - один за другим зацветают растения. Хотя ответ и правильный, но недостаточный. Возникает новый вопрос: почему так быстро зацвели подснежники, а колокольчик, например, еще только начинает свой рост?

Если исходить из того, что цветки образуются, лишь когда в растении накоплен некоторый запас питательных веществ, то раннее зацветание подснежников следует объяснить тем, что у них уже есть такой запас. Действительно, выкопав цветущее растение и осторожно очистив его подземные органы от почвы, легко обнаружить у одних толстые корневища, у других луковицы, у третьих клубни. В них отложен запас питательных веществ, накопленный в предшествующее лето. Он идет на образование быстро растущих стеблей, листьев, а затем уже образуются цветки, плоды и семена.

Хотя ответ на возникший вопрос получен, но на этом загадки о подснежниках не кончаются; возникает новый вопрос: почему подснежники как бы «торопятся» цвести? Некоторые из них, например чистяк, выходят из-под снега уже с бутонами. А осенью чистяк лишь трогается в рост и в таком виде остается на зиму. В феврале под снегом снова пробуждается жизнь этого удивительного растения: растет стебель, на нем появляются листья, вырастают бутоны, и, как только растает снег, чистяк зацветает. К июню цикл развития чистяка заканчивается, а его клубни вступают в длительный период покоя. Таким образом, чистяк развивается в неблагоприятное для жизни время и прекращает развитие в самое, казалось бы, лучшее время года.

Чистяк цветет рано весной, до облиствения деревьев. Очевидно, чистяк очень требователен к свету: он «торопится» цвести, когда деревья голы и в лесу много света. Насколько верно это предположение, можно проверить опытным путем. Попробуйте выращивать чистяк в разных условиях затенения: на хорошо освещенном месте, в легкой тени и на сильно затененном месте. Вы увидите, что никак нельзя считать это растение особенно требовательным к свету, и, значит, наше предположение неверно.

В чем же дело? Почему, например, ландыш, у которого запасов питательных веществ в корневище не меньше, чем у чистяка, зацветает позднее, когда деревья в лесу уже покрыты листвой?

Очевидно, мы имеем дело с исторически сложившимися особенностями растений: у чистяка они одни, у ландыша - другие. Какие эти особенности, как и под влиянием каких условий они возникли? Это вопросы сложные, и на первых порах нелегко на них самостоятельно ответить. Прочитайте книгу А. В. Кожевникова «Весна и осень в жизни растений». Из нее вы узнаете, как ученые путем наблюдений и опытов упорно выпытывают у самой природы ответы на интересующие их вопросы. Указаны в книге и не разрешенные наукой проблемы - а их особенно интересно исследовать.

Летом на лугах, на лесных полянках, по берегам рек растет и цветет множество различных растений. Букеты цветов, которые вы собираете, с каждым днем становятся пышнее, разноцветнее и душистее. Чтобы разобраться в этом многообразии растений, нужна определенная система. Для этого растения надо расположить по группам. В современной науке это делается не по случайным внешним признакам, а по наиболее существенным, отражающим родство видов. Юный натуралист должен уметь хорошо и безошибочно распознавать виды растений, пользуясь ботаническими определителями. Это достигается практикой.

При наблюдении за природой очень помогает составление гербариев (см. ст. «»). Но включать растения в гербарий надо по определенному плану, а не просто так: что попалось на глаза, то и засушивать.

Например, вы поставили себе задачу выяснить, какие виды клевера встречаются в вашем районе и какие условия нужны для произрастания каждого из видов. Сначала по определителю вы узнаете, какие вообще виды клевера могут встречаться в вашей области, а затем уже начинаете розыски, «охоту» за клеверами. Каждый найденный вид клевера надо включить в гербарий. А место, где найден клевер, должно быть отмечено на карте района. Клевер и другие бобовые - ценный корм для животных, поэтому сведения об их распространении в районе могут иметь хозяйственное значение.

Увлекательно и полезно, собирая гербарии, проводить наблюдения над ценными техническими растениями, злаками с высокими кормовыми качествами, медоносами лекарственными растениями, сорняками и т. п. Большое значение имеет сбор плодов и семян хозяйственно ценных растений, особенно кормовых трав. Эти плоды и семена очень нужны в сельском хозяйстве.

Есть юннаты, которые собирают растения, определяют их, составляют гербарии, но не интересуются тем, как живут, как развиваются эти растения. А ведь изучение жизни - самое увлекательное в деятельности натуралиста. Изучение жизни, знание закономерностей в развитии растения позволяют человеку вмешиваться в жизнь растения, управлять ею в соответствии с нашими намерениями. Без знания закономерностей жизни леса не может быть правильного лесоводства; без знания закономерностей жизни луга нельзя правильно вести луговое хозяйство и т. д.

Юннаты могут обследовать небольшой участок луга, пойму реки, вырубку, лесную поляну и выяснить, какие на этом участке условия для жизни растений, как влияют эти условия на рост и развитие различных растений. Или можно для наблюдения выбрать один какой-нибудь вид растений, взять под наблюдение несколько растений этого вида, живущих в более или менее различных условиях, и изучить полный цикл их развития. Таким путем можно выяснить, как эти растения переносят неблагоприятные условия зимы, как происходит у них весеннее пробуждение к жизни, как они растут, цветут, опыляются, плодоносят и отмирают. При этом надо иметь в виду, что однолетники отмирают в тот же год, двулетники - на второй год жизни, а многолетники - в зависимости от их индивидуального долголетия.

Особое значение имеют наблюдения за жизнью, ростом и развитием деревьев и кустарников в полезащитных полосах, в насаждениях вдоль автодорожных трасс и в парках. О некоторых из этих растений неизвестно, как они отзываются на новые условия произрастания, какие породы деревьев и кустарников и в каких сочетаниях лучше всего выращивать в насаждениях, неизвестна и агротехника их выращивания.

О наблюдаемых явлениях надо немедленно записать в дневник. Полагаться на память не рекомендуется. В дневнике делают и зарисовки, которые вместе с записями и коллекциями помогают лучше понять жизнь растений.

Наконец, можно провести ряд фенологических наблюдений (см. ст. «»). Систематически проведенные наблюдения покажут вам, как влияют на жизнь растений сезонные и климатические условия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Брянский городской информационно-методический Центр в системе дополнительного педагогического образования

(повышения квалификации)"

(по материалам методического объединения

для воспитателей детских садов г.Брянска)

«Уголок природы в детском саду»

Брянск-2013

Экологический центр в ДОУ – часть эколого – предметной среды в ДОУ, в которой расположены объекты флоры и фауны для:

    ознакомления с их жизнедеятельностью;

    обучения созданию и поддержанию условий их комфортного существования.

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Главная особенность экологического центра – это непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность с дошкольниками, а детям максимально проявить активность и самостоятельность. В течение всего дня дети по желанию могут подходить к живым объектам, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производят сильные впечатления.

Какое значение имеет уголок природы?

    Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

    Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

    Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

    Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

    Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Экологически правильное содержание комнатных растений – это соответствующее их индивидуальным потребностям размещение в пространстве помещения с учетом степени освещенности места, температуры и влажности помещения; полив в необходимом количестве, подбор земли нужного состава и подкормка удобрениями в определенные моменты их жизни. Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей, мест и условий их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству, а так же в методической литературе.

Организация уголка природы в разных возрастных группах .

Младшая группа.

При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части. В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие. Заинтересуют детей и растения с пестроокрашенными листьями. Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями. Рекомендуемые растения для уголка природы младшей группы представлены в таблице (приложение №1). Из предложенных растений воспитатель подбирает 4 – 5 видов. Для того, чтобы дети учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке два экземпляра одного растения.

Средняя группа

В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.

В средней группе уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям); различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония, лилия). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра (таблица в приложении № 2).

Старшая группа .

В данной группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание), без которых, оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке новых растений: с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Уголок природы старшей группы оснащают 6 – 7 видами растений, перечень которых указан в таблице (приложение № 3).

Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении).

Следует четко различать растения, уход за которыми осуществляет ребенок (наличие маркировки), и растения, за которыми ухаживают взрослые (интерьерные растения – маркировка не нужна).

Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).

Фенологический уголок – определенное место в уголке природы, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий.

Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях.

Осенью в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы).

Во второй половине января в банки с водой (t – 16-20 градусов) помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени).

«Огород на окне»

Посадки овощных культур дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука на перо предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики и засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.

С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца.

В течение зимнего периода, начиная с января, в уголке природы проращивают корнеплоды (брюква, репа, редька и т.д.)

Так же в фенологическом уголке производят выгонку луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). До посадки их хранят в темном сухом месте, а затем в октябре производят посадку. Техника подготовки и выгонки растений описана в методике ознакомления детей с природой под ред. Саморуковой.

С детьми старшего возраста проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние растений. Например, помещают 4 дидактические луковицы с различной потребностью в свете и влаге: для первой – обеспечена потребность в свете и влаге; для второй - влага отсутствует, но есть свет; для третьей – есть влага, но луковица помещена под темный колпак (отсутствие света); для четвертой – нет ни света, ни влаги.

Дневники наблюдений за ростом и развитием растений.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках, например, репчатый лук. Графическая модель у детей особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Такая модель в виде календаря за растущим луком может быть создана с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Несколько иначе выглядит дневник наблюдений, в котором зафиксирован рост овощной культуры. На каждой странице такого дневника, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время, за которое происходит изменение растения (рисуется полоска времени «неделя», а не цифровое обозначение); условия, при которых происходит изменение растения; условия, при которых, происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста и развития овощной культуры – это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксации погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни недели, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками.

Такой дневник – полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.

Организация уголка экспериментальной деятельности.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Специально организованные опытнические ситуации в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2)место для приборов 3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4)место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Приложение № 1

количество

характерные особенности

названия

растения

4 – 5 видов по 2-3 экземпляра одного растения

С ярко выраженными основными частями (стебель, листья, цветок); - обильно и долго цветущие (одноцветные); - с широкими плотными листьями; - с пестро окрашенными листьями; - контрастные по величине.

бальзамин, герань, азалия, фуксия, камелия;

китайский розан, бегония вечноцветущая;

фикус, аспидистра, колеус, аукуба.

Фенологический уголок

Букеты;

Посадки;

осенние яркоокрашенные листья, поздноцветущие растения, зеленый корм для животных, лук (середина зимы); яблони, черемухи, сирени, вербы (декабрь – февраль)

Календарь погоды и природы

С изображением текущего времени года и действий ребенка;

С изображением типичных для сезона состояний погоды

яркая сюжетная картинка;

картинки и подвижная стрелка в центре

Набор картинок с изображением животных, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы

голубь, воробей, утка, курица, снегирь, синица;

«Времена года»

Дидактический материал

Муляжи овощей и фруктов; - дидактические игры экологического содержания; - дидактическое пособие «Одень куклу»; - дидактическая кукла.

в соответствии с содержанием программы

Инвентарь;

лейки, шишки, желуди, веточки, крышки, пластиковые бутылочки

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;

Песок, глина;

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).



Персонажи, наделанные определенными чертами

Приложение № 2

количество

характерные особенности

названия

растения

5-6 видов по 2-3 экземпляра одного растения

С разной формой и величиной листьев; - с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям; - с узорчатыми опущенными опущенными листьями; - разные виды растений одного семейства; - требующие большого количества воды и поливающиеся редко.

бальзамин, фикус, колеус, хлорофитум, примула, агава;

бегония-рекс, аспарагус; душистая и зональная герань, виды бегоний; сансевьера

Фенологический уголок

Посадки;

Срезанные ветки деревьев и кустарников в воде.

лук (январь-февраль); зелень для корма животных уголка природы; фасоль, овес (март); яблони, черемухи, сирени, вербы (декабрь-февраль); осенние листья

Календарь погоды и природы

Календарь наблюдения за сезонными явлениями

Картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды; рисунки детей, отражающие увиденное;

за посадками, за ветками;

Наглядно- иллюстративный материал

Набор картинок с изображением животных, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы

собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса;

голубь, воробей, утка, курица, снегирь, синица; «Времена года»

Дидактический материал

«Животные», «Растения», «Птицы», «Времена года», «Оденем куклу на прогулку»

Материал для развития трудовых навыков

Инвентарь;

Природный и бросовый материал для конструирования из природного материала

лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки

Уголок экспериментальной деятельности.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям данного возраста.

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, а для детей символ, определяющий день (круг, квадрат и т.д.), опыт зарисовывается.

Приложение № 3

количество

характерные особенности

названия

растения

традесканция, плющ, колеус, цикламен, фикус, примула, фуксия, сансевьера, кливия, бегония, драцена, бальзамин;

лимон, герань

Фенологический уголок

Посадки;

овса, гороха, лука, петрушки, фасоли, рассада овощей; клена, березы, тополя, сирени, калины, боярышника, рябины

Календарь погоды и природы

Дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ

Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года); рисунки детей, модели; за посадками, за срезанными ветками в воде.

Наглядно- иллюстративный материал

Неживая природа, растительный, животный мир, труд в природе: в соответствии с содержанием программы и темой недели. «Времена года» свет, влага, тепло, почва

Дидактический материал

Дидактические игры экологического содержания; - муляжи овощей и фруктов;

Материал для развития трудовых навыков

Инвентарь;

Природный и бросовый материал для конструирования из природного материала

Приложение № 4

количество

характерные особенности

названия

растения

6-7 видов по 2-3 экземпляра одного растения

С разной формой и величиной листьев; - с разнообразным строением стебля (прямостоящий, стелющийся, вьющийся); - с разными способами размножения (клубни, луковицы, усы, стебли, листы, черенки); - с разнообразными потребностями в степени освещенности и поливе; - обладающие лекарственными свойствами.

традесканция, плющ, колеус, цикламен, фикус, примула, фуксия, сансевьера, кливия, бегония, драцена, бальзамин; хлорофитум, камнеломка, кринум, фикус, узумбарская фиалка

лимон, герань

Фенологический уголок

Посадки;

Пересадка комнатных растений;

Срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; - букеты

овса, гороха, лука, петрушки, фасоли, рассада овощей; клена, березы, тополя, сирени, калины, боярышника, рябины

Календарь погоды и природы

Календарь погоды (наблюдений за сезонными явлениями природы);

Дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ

Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года); рисунки детей, модели; за посадками, за срезанными ветками в воде.

Наглядно- иллюстративный материал

Набор картинок с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы; - условные обозначения комфортного произрастания растений; - схемы-модели строения растений и животных

Неживая природа, растительный, животный мир, труд в природе: в соответствии с содержанием программы и темой недели. «Времена года» с подборкой стихов, примет, загадок, пословиц; паспорт растений (свет, тепло, влага, почва).

Дидактический материал

Дидактические игры экологического содержания; - муляжи овощей и фруктов;

В соответствии с программой и темой недели

Материал для развития трудовых навыков

Инвентарь;

Природный и бросовый материал для конструирования из природного материала

лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; кисточки, тряпочки, фартуки; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки, семена растений; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки

Уголок экспериментальной деятельности

Старшая и подготовительная к школе группа

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции
- мини-музей (тематика различна, например
"Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Юлия Рослова

Дневник наблюдения за ростом бархатцев к проекту «От семечка до семечка»

Выполнил воспитатель: Рослова Ю. Е.

Срдняя группа

г. Ульяновск 2018г.

Цели:

Развивать мышление, творческое воображение и любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

Развивать интерес детей к растительному миру.

Задачи:

Развивать наблюдательность, мышление (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания.

Приучать к аккуратности, обращать внимание на детали, не упускать из виду общую картину.

Развивать интерес к подобной деятельности, склонять к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

Организация наблюдения за ростом бархатцев

Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.

Наше наблюдение будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.

Выбираем объект для наблюдения-клумбы на участке средней группы

Первый день наблюдения.

Обратить внимание детей на то, что все семена одинаковые

Вопрос: Что нужно растению для роста? (Вода, тепло и свет).

Седьмой день наблюдения.

Предложить детям рассмотреть ростки семян, какие изменения произошли с ними:

Семнадцатый день наблюдения.

Предложить детям рассмотреть рассаду и выяснить какие изменения произошли с ней.

Двадцать седьмой день наблюдения.


Тридцать четвёртый день.

Рассаживаем рассаду в отдельные стаканчики, чтобы стебель набирал силу и крупность.


На сорок шестой день высаживаем бархотцы в грунт.


Сбор семян бархатцев.

А сбор семян бархатфев нас ожидает в августе.

Выводы:

Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и давали семена, необходимы: свет, тепло и вода.

С детьми делаем конвертик, где закрепляем вывод нашего исследования

После предлагаю сделать из нераспустившихся ростков маленькую композиуию "Огород на окошке"

Публикации по теме:

Презентация «Дневник наблюдения за ростом гороха» Наблюдения проводились с детьми старшей группы. Целью моей работы является наблюдение вместе с детьми старшей группы за прорастанием гороха.

Познавательно-исследовательская деятельность «Всё начинается семечка» для детей средней группы Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Всё начинается с семечка!» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «От семечка до семечка» Долгосрочный проект в старшей группе. «От семечка до семечка». Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта:.

Приложения к экологическому проекту «От семечка до цветка» для старшего дошкольного возраста Здравствуйте коллеги! В предыдущей публикации экологического проекта "От семечка до цветка" мне не хватило места для публикации приложений.

Проект для выпускной группы «Наблюдения за ростом лука». (Для детей с нарушением слуха) Участники проекта: дети выпускной группы, воспитатели,.

Пояснительная записка Проект опирается на природную любознательность и желание экспериментировать у детей. Не напрасно этот дошкольный возраст,.

Куличкова Ирина, Ковалёва Мария, Конопелько Светлана

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Зарембо Марина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

· Выбрать участников проекта

· Подготовить необходимое оборудование для проекта

· Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.

· Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени

· Оформить свои наблюдения в дневник

· Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

· поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях

· творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся

· исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тверская область

Вышневолоцкий район

МОБУ «Красномайская СОШ»

Проект

2012 год

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Зарембо Марина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

  1. Выбрать участников проекта
  2. Подготовить необходимое оборудование для проекта
  3. Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.
  4. Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
  5. Оформить свои наблюдения в дневник
  6. Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

  1. поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях
  2. творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся
  3. исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта : 23 декабря 2011 года –21 февраля 2012 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На уроках «Окружающего мира» мы знакомились о растениеводстве, с развитием растений из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько учащихся выявили желание вырастить своё собственное растение и пронаблюдать за его развитием.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, мы предположили, что и семена мандарина и помидора можно прорастить в домашних условиях.

План реализации проекта

  1. Уточнить условия роста мандарина, помидора.
  2. Прорастить семена и поместить их в почву.
  3. Наблюдать за развитием ростков.
  4. Следить за соблюдением условий.
  5. Вести дневник наблюдения.
  6. Получить конечный результат.
  7. Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 4 класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Реализация проекта

«Развитие растения из семени»

Проект, который был осуществлен с 23 декабря 2011 года по 21 февраля 2012 года, можно охарактеризовать как исследовательский. В проекте принимали участие 3 учащиеся 4 класса.

Ковалёва Мария

Куличкова Ирина

Конопелько Светлана

Руководитель проекта :

Зарембо Марина Николаевна

Этапы реализации проекта :

  1. введение в проект (23 декабря 2011 года)
  2. индивидуальная работа в проекте (23 декабря 2011 года –10 февраля 2012 года)
  3. оформление и представление наблюдений в виде дневников наблюдений (16 февраля 2012 года)
  4. создание коллективного проекта (21 февраля 2012 года)

На первом этапе была выбрана тема проекта, после обсуждения ситуации выявлена гипотеза, выбраны участники проекта.

На втором этапе осуществлялась самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. Для поиска необходимой информации использовались Интернет–ресурсы, библиотечный фонд.

На третьем этапе представлены результаты своих наблюдений в виде дневников наблюдений. Участники проекта рассказали о своих наблюдениях классу.

Дневник наблюдений Ковалёвой Марии:

Я взяла блюдо, бинт и семечко мандарина. Налила воды в блюдо и капельку на бинт. Завернула семечко бинтом и положила в блюдце.

30.12.2011

Я купила земли и насыпала её в горшок. Затем полила землю водой и сделала углубления в 1 см. После посадила туда семечки.

31.12.2011

На следующий день после последнего полива семечко дало росток, но он ещё очень маленький, а второй, к сожалению, сломался.

7.01.2012

Росток подрос и его уже опять пора поливать.

21.01.2012

Росток вырос теперь он высотой 8 см, а ширина листа составляет 4 см!!!

10.02.2012

Дневник наблюдений Куличковой Ирины:

Я взяла семечки мандарина и положила их в марлю. Затем я взяла блюдце и положила туда марлю с семечками, залила водой.

Прошло два дня. Я взяла почву и насыпала её в горшочек. Потом полила почву и проделала в ней углубления в 1см, посадила туда две семечки.

Прошло ровно три недели и четыре дня. В моём горшочке проклюнулись два маленьких росточка.

Сейчас мои два росточка ростом 5 см и у них появились маленькие листочки. Росточки растут и зеленеют с каждым днём, и я очень радуюсь этому.

Дневник наблюдений Конопелько Светланы:

Я положила в блюдечко 4 семечки помидор, накрыла мокрой марлей.

24.12.2011

Семена в марле я продержала один день, а затем высадила в почву. В маленьком горшочке я сделала 4 лунки по 1см, поместила в них семена и полила.

25.12.2011

Спустя неделю, после полива, появился маленький росточек.

2.01.2012

После того, как ростки проросли, я поставила их на подоконник, поближе к свету. Я тщательно следила за влажностью в почве и освещением. Они выросли длиной 5 см. 20.01.2012

С каждым днём их длина увеличивается. Эти растки можно будет позже высадить в грунт у меня на даче, а потом с них собирать плоды.

20.02.2012

На заключительном этапе основное внимание было уделено коллективному анализу проведенных дел и созданию проекта.

Результаты проекта

Наши исследования доказали, что растения, такие как мандарин или помидор, не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях.

  • http://www.treeland.ru/article/garden/teplic/mainculture/tomat.htm


  • mob_info