Занятие художественная литература скоро в школу. Конспект урока на тему «Скоро в школу. Игра: «Найди лишнее слово»
Срок реализации : долгосрочный (сентябрь – май).
Вид проекта : психолого-педагогический.
Возраст детей : подготовительная группа
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители, учитель начальных классов, педагог-психолог, руководитель изостудии.
Актуальность проекта:
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни.
Задачи:
Для детей
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
Для педагогов:
Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе;
Для родителей:
Расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей подготовительной группы
Ожида емый результат:
Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Формирование у детей мотивационной готовности к школе;
Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;
Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Анализ работы:
Диагностика показала, что на конец учебного года у всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения; все дети группыготовы к школе. Проективное рисование «Школа» представило эффективность проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у всех детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).
План реализации проекта
Подготовительный этап:
Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;
Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
Сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов;
Диагностика детей в начале года;
Индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической готовности детей к школе.
Основной этап
Познавательное развитие
Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу».
Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.
Рассказ воспитателя «История возникновения школы».
Экскурсия в школу (посещение урока, знакомство с учителем).
Экскурсия библиотеку (выставка книг школьной тематики).
Интеллектуальная викторина «Играем - развиваемся» (психолог).
Участие в межрегиональном турнире способностей «РостОК – UnikУм».
Игровые упражнения с кругами Луллия.
Дидактические игры: «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом» и т.д.
Настольно-печатные: «Морской бой», «Кто быстрее дойдёт до цели», «Игры с бисером», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек», «Найди клад по карте», пазлы, мозаика.
Игры на плоскостное моделирование: Танграм», «Колумбово яйцо»; шахматы, шашки.
Речевое развитие
Беседы:
«Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в школу»
Беседа: «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке».
Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
«Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ)
Коррекционные занятия «Какая она школа?» (психолог)
Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т.д.
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Чтение художественной литературы (указана ниже)
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры:
«Детский сад»
«Магазин. Школьные товары»
«Библиотека»
Развлечение: «Встреча с учениками – выпускниками детского сада». (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)
Театрализованная деятельность: кукольный спектакль «Колобок», режиссёрская игра «Красная шапочка» (для малышей)
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».
Ручной труд «Закладка для книги» (подарки ученикам 4 класса), тетради, учебники для игры в школу, формуляры.
Ремонт книг для малышей.
Беседа «Люди знакомые и незнакомые», «Безопасное поведение на улице», «Правила обращения с опасными предметами».
Дидактическая игры «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку».
Ситуации ОБЖ «Я упал», «Один на улице», «Телефоны помощи».
Художественно-эстетическое развитие
Составление иллюстрированных книг для малышей «Книжки-малышки».
Коллаж: «Мой будущий портфель»
Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе»
Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учительницы».
Лепка «Буквы», «Цифры».
Интегративное занятие (художественно-эстетическое, познавательное) «Я в школе».
Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению)
Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на школьную тематику.
Физическое развитие
Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»
Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т.д.
Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело»
Чтение «Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.
Совместная деятельность родителей и детей
- Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);
- составление генеалогического древа (3 – 5 поколений);
- придумать и нарисовать герб семьи
- подобрать фотографии родителей в школьные годы, семейные фотографии для оформления портфолио детей.
Взаимодействие педагогов с семьёй
Родительское собрание: «Готовность детей к школе»
Тренинг «Мой будущий первоклашка»
Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».
Консультация психолога: « Какие стороны готовности к школе особенно важны», «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе»
Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
Практикум для родителей «Первые школьные трудности: как с ними справится?» (психолог)
Оформление памяток:
«Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».
«Мудрые советы».
Заключительный этап
Для детей
Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
Для педагогов
Презентация проекта: «Мы будущие школьники» (отчёт о проделанной работе)
Диагностический рисунок «Школа»
Диагностика детей в конце года.
Для родителей
Оформить портфолио детей.
Используемые для реализации проекта пособия и художественная литература.
1. В.Бардин «Подготовка ребёнка к школе».
2. Т.Н. Доронова « Из ДОУ - в школу».
3. Т.Б. Анисимова «Подготовка ребёнка к школе».
4. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу собирайтесь».
5. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
6. С. Соловейчик «Педагогика для всех».
7. Справочник педагога-психолога 1, 2014г..
Художественная литература:
1. Н. Некрасов « Школьник».
2. Л. Толстой « Филиппок».
3. И. Лысцов « Как тетрадка родилась».
4. А. Барков, Р. Сурьянинов « Откуда книга пришла».
5. С. Маршак « Вчера и сегодня».
6. М.А. Панфилова «Школа».
7. А.Барто «Первоклассница»
8. Л.Толстой «Рассказы из «Азбуки».
9. Б. Заходер «Заболела эта книжка».
10. Л.Барбас «Кому нужна пятёрка».
11. Материалы Интернета (познавательная информация) и др.
Иллюстративный и печатно-наглядный материал:
1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».
2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и будущее».
3. Фотоматериалы на тему «Наши выпускники», «Хроники семейного альбома».
4. Картины художников:
5. Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.
6. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.
Название:
Конспект занятия: «Скоро в школу»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, игровые занятия, Подготовительная группа 6-7лет
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ№190
Месторасположение: город Оренбург
Конспект занятия
тема: «Скоро в школу!»
группа общеразвивающей направленности детей 6 – 7 лет
Цель: Обобщить знания, полученные в течение года.
Задачи:
Образовательные:
— Закрепить счёт и порядок чисел (до 20),
— Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, нахождение места звуков в слове и составлении словосочетаний.
— Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Развивающие:
— Развивать логическое мышление, умение решать простые математические задачи, умение ориентироваться на листе бумаги,
— Развивать мелкую моторику рук;
— Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
— Воспитывать любознательность, любовь к школе, желание учиться.
— Воспитывать умение слушать ответ товарища,
Оборудование и материал: фонограмма песни: «Учат в школе», столы – парты, простые карандаши, лист в клетку по количеству детей, набор букв – слогов, карточки с числовыми домиками и примерами на каждого ребенка, мольберт, иллюстрация: «1 сентября», баночки от киндер – сюрприза со словами внутри, фишки синего и красного цвета для определения звукового анализа, ватман, клей, цветные ладошки, макет солнца., колокольчик или звонок. Лента ярких цветов на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, загадывание загадок и чтение книг о школе: «Филипок», «Одноклассники», «Хочу в школу», заучивание стихотворения: «Что ждет меня в школе», С/р игра: «Школа», разучивание слов к малоподвижной игре: «Солнышко», изготовление разноцветных ладошек для солнышка (обводили, вырезали)., а также макета солнца.
Виды детской деятельности:
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Познавательная.
- Продуктивная.
- Двигательная.
- Музыкально — художественная.
Планируемые результаты:
- умения детей действовать самостоятельно, проявлять инициативу;
- умения детей следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
- развитие у воспитанников логического мышления;
- умение воспитанников решать интеллектуальные задачи;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей:
- Активность участия в образовательной деятельности.
- Самостоятельность в выполнении поставленных задач.
- Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
- Проявление волевых усилий.
- Умение дать оценку своим действиям, аргументировать оценку деятельности сверстников.
План
- Вводная часть:
Встреча детей под музыку «Учат в школе»,
Создание мотивации для образовательной деятельности.
- Основная часть:
Урок №1 по математике:
Д/и: «Найди свое место»;
Задание №1 «Числовые домики»;
Задание №2 Графический диктант: «Нарисуй фигуру»;
Перемена: Игра малой подвижности «Солнышко».
Урок №2 по развитию речи:
Задание №1 Д/и: «Киндер — сюрприз»
Задание №2 Д/и: «Какое слово спрятано и лишнее?»
Задание №3 «Составь словосочетание»
Урок №3 по аппликации:
Задание №1 «Солнышко Дружбы»
Заключительная часть:
Оценка деятельности детей
Исполнение отрывка песни: «Детский сад»
Занятие 30 мин.
Ход занятия:
Звучит музыка песня: «Учат в школе».
Воспитатель: Какое событие показано на картинке? Ребята, как вы думаете, что бы это все значило?
Воспитатель: Скоро вы пойдете в школу, и для вас 1 сентября прозвенит первый звонок. Вы хотели бы провести один день в школе?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, куда вы приходите учиться? С чего начинается школа?
Дети : С класса.
Воспитатель: Закрывайте глаза и представьте себе, что мы оказались в классе, перед нами парты, а на партах номера.
(звенит звонок…)
Нам нужно занять свои места. Но для этого нужно выполнить задание.
Д/и: «Найди свое место»
Каждому из вас я даю карточку, на которой спрятан номер вашего места за столом. Кто правильно «прочитает» эту запись, тот займет свое место.
Пожалуйста, «прочитайте, решите» свою карточку — например, 1+2=№3,
1+1=№2, 2+2=№4, 1+0=№0, (от 1до 20)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Как вы понимаете, первый урок будет, какой?
Дети: Математика.
Воспитатель: Сядьте правильно, спинка прямая, руки перед собой.
Первое задание: «Числовые домики»
Я вам раздаю карточки. В окошки нужно вписать числа, из которых можно составить заданное число. У каждого будет своя карточка.
Воспитатель
(ребята проверяют и исправляют.)
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы справились.
Следующее задание.
Это графический диктант: «Нарисуй фигуру». Лист в клетку, лежит на краю парты и карандаш. Под мою диктовку вы должны нарисовать фигуру. Будьте внимательны, не переспрашивайте, я буду повторять 2 раза.
Начали: поставьте точку, от нее 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо.
Воспитатель: Закончили. Какая фигура получилась?
Дети: Лесенка.
(несколько детей показывают свою работу – лесенку)
Воспитатель: Подпишите сами. Дежурные по уроку соберут работы. Мы проверим их перед обедом.
Воспитатель: В школе между каждым уроком, есть что?
Дети: Перемена для того, чтобы отдохнуть.
Отгадайте загадку:
Женя Л.: Кто-то утром не спеша, Надувает жёлтый шар, А как выпустит из рук - Станет вдруг светло вокруг.
Дети: Солнышко
Воспитатель : Предлагаю вам поиграть в игру: «Солнышко»
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить
Малых деток веселить.
Прилетели тучки
Спрятались лучики!
(на последние слова дети начинают закручивать ленту – лучик)
(звенит звонок)
Воспитатель: Это значит, начинается следующий урок. Развитие речи.
(в тарелке лежат киндер – сюрпризы)
Д/и: «Киндер — сюрприз»
Каждый из вас возьмет киндер, внутри него слово, которое необходимо прочитать про себя, затем выложить на столе с помощью цветных крышек звуковые схемы слов.
Воспитатель: Все справились с заданием. Следующая
Д/игра: «Какое слово спрятано и лишнее?»
Воспитатель : Как вы думаете, для чего на столах лежат слоги?
Дети: Из них нужно составить слова. Для этого разделимся на подгруппы, у каждой подгруппы свое слово, которое нужно составить.
(дети составляют слова)
(ШКО – ЛА, ТЕТ – РА -ДЬ, ДОС — КА КА – РАН – ДАШ, КУК-ЛА)
Воспитатель: Сколько слогов слове — ШКО-ЛА? (прохлопаем вместе с детьми )
Дети: 2,
Воспитатель: Молодцы. В слове ТЕТ-РА-ДЬ?
Дети : 3
(и так до конца…)
Воспитатель: Придумайте, каждая подгруппа свое словосочетание с тем словом, которое выкладывали.
(спрашиваю по одному ребенку из подгруппы)
Дети: Красный карандаш – это словосочетание., и т.д.
Воспитатель: Хорошо, молодцы.
(звенит звонок с урока.)
Воспитатель: Следующий урок, как вы думаете какой?
(показываю на парты, где разложены клей и цветная ладошки – раскладывают дежурные по занятиям)
Дети: Аппликация.
Воспитатель: Мы с вами уже приготовили: «Солнышко Дружбы». Что нам осталось доделать?
Дети: Приклеить наши ладошки.
Воспитатель: Правильно. Приступайте к работе.
(приклеили к ватману ладошку, присели на свои места)
(звенит звонок)
Воспитатель: Молодцы. Урок подошел к концу.
И наше путешествие в школу подошло к концу.
(закрываем глаза)
Воспитатель: Мы снова оказались с вами в детском саду.
Мне понравилось, как вы сегодня работали.
В школе ребята получают оценки. Что вам понравилось?
И в заключение мы с вами споем отрывок из песни: «Детский сад».
Спасибо за внимание.
Организация: Детский сад № 295
Населенный пункт: г. Челябинск
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Задачи:
- Развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику.
- Развивать пространственные представления и восприятие детей.
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
- Формировать навыки общения и совместной деятельности.
5. Воспитывать старательность, усидчивость.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Продолжительность занятия: 35 -40 минут
Оборудование:
- Колокольчик
- Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка)
- Простые карандаши
- Магнитная доска
- Картинки: воробей, голубь, дятел, кузнечик, лиса, пчела, волк, муравей, ласточка
- Тетради в крупную клетку
Ход непосредственной образовательной деятельности
«Скоро в школу»
1. Приветствие
Цель: установление контакта с детьми, нацеливание их на выполнение заданий.
Психолог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Вы уже большие,
посещаете подготовительную к школе группу. Скоро вам предстоит учиться в школе. Что вы знаете о школе? (ответы детей).
Психолог: Молодцы! Правильно! А вы хотите поиграть в школу?
Представим, что наша группа - это класс, я буду вашим учителем, а вы будете учениками. И как в настоящей школе у нас будут уроки, перемена, звонок.
Психолог звенит в колокольчик и объявляет первый урок.
Психолог: Ребята, звонок на урок. Садимся за парты.
2. Корректурная проба (Приложение 1)
Цель: развитие концентрации внимания
На столе каждого ребенка - бланк с тестовым материалом и простой карандаш.
Психолог: У вас на бланках нарисованы разные фигурки: цветочки, яблочки, грибочки, листочки, груши. Вам нужно, просматривая строчку за строчкой, в цветочке ставить плюс, в яблочке – минус, в листочке – кружочек и т.д. Давайте повторим: что мы ставим в цветочках? А в яблочках? В листочках? и т.д. Возьмите карандаши и приступайте к выполнению задания.
Психолог: Закончили. Молодцы! Карандаши и бланк кладём на край стола (психолог отмечает детей, которые успели выполнить задание полностью)
А теперь, ребята, мы выполним следующее задание. (Дети встают на ковре полукругом у мольберта)
3. Игра «Отвечаем быстро»
Цель: развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия
Психолог: Рассмотрите и назовите все картинки (верхний ряд: воробей, голубь, дятел. Средний ряд: кузнечик, лиса, пчела. Нижний ряд: волк, муравей, ласточка.)
Затем, вы должны как можно быстро ответить на мои вопросы. Ребята, готовы? Попробуем!
- Как можно назвать всех, кто нарисован в верхнем ряду? (птицы)
- Кого больше на картинках – зверей или насекомых? (насекомых)
- На какие три группы можно разделить все картинки? (птицы, звери, насекомые)
- Посмотрите на картинки в третьем столбике. Что общего у всех, кто на них нарисован? (дятел, пчела, ласточка - все летают).
Звенит звонок, психолог объявляет перемену
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики
Психолог: А теперь давайте немножко поиграем с нашими пальчиками.
На поляне теремок (двумя руками показываем крышу домика)
Дверь закрыта на замок (сомкнули руки в замок)
Из трубы идет дымок (большой палец встречается с каждым пальчиком,
образуя колечки)
Вокруг терема забор (растопырили пальцы)
Чтобы не забрался вор (щелчки)
Тук – тук – тук – 2 раза (кулаками по ладони)
Открывайте (широко развели руки в сторону)
Я вам друг! (ладони сомкнули одна поперек другой)
4.Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)
Психолог напоминает правила игры. Дети выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.
Раз, два, три , четыре, пять.
Начинаем мы играть!
Вы, ребята, не зевайте,
А за мною повторяйте.
Делайте, что я скажу,
А не то, что покажу!
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами, психолог объявляет второй урок.
5. Работа в тетрадях (Приложение 2)
Цель: развитие мелкой моторики.
Психолог: Сейчас вы будете выполнять задание в тетрадях.
- задание: выполнить штриховку в заданном направлении.
- задание: дорисовать картинку по пунктирным линиям. Молодцы!
6. Упражнение «Волшебные квадратики»
Цель : развитие пространственных представлений, закрепление знания цвета
Оборудование: волшебные квадратики (Приложение 3)
Описание: дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд, психолог просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все остановились.
7. Игра: «Найди лишнее слово»
Цель : развитие логического мышления и речи.
Детям зачитывают несколько групп слов по 4 в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свой выбор.
Варианты предлагаемых слов:
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
- Храбрый, злой, смелый, отважный.
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Молоко, творог, сметана, хлеб.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- Платье, свитер, шапка, рубашка.
- Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
- Берёза, дуб, сосна, земляника.
- Книга, телевизор, радио, магнитофон.
- тюльпан, лилия, помидор, ромашка, фиалка.
- стол, кресло, ковер, кровать, табуретка.
- курица, петух, орел, гусь, индюк.
- мороженое, торт, рыба, конфета, шоколад.
- река, озеро, море, пруд, мост.
- тополь, ель, ствол, клен, дуб.
- Саша, Витя, Катя, Петров, Коля.
- кукла, мяч, скакалка, песок, юла.
Звенит звонок, психолог объявляет перемену.
Динамическая пауза:
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех?
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился.
Ну а мы за стол садимся.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже,
Это мы, конечно, сможем.
А теперь мы приседаем,
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять!
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
Звенит звонок, психолог объявляет третий урок.
8. Игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие речи и мышления
Психолог : Я буду говорить слово, а вы отвечайте словом, противоположным по значению моему. Слова обозначают признаки предметов. Например, широкий - узкий, высокий - низкий. Продолжим:
веселый - грустный; быстрый - медленный; пустой - полный; худой - толстый; умный - глупый; трудолюбивый - ленивый; тяжелый - легкий; трусливый - храбрый; белый - черный; тупой - острый; твердый - мягкий; шершавый - гладкий.
Психолог: Отлично. Вы молодцы! Справились с заданием.
9 .Упражнение: « Дополни ряд»
Цель : продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
Инструкция: «Стол, стул, диван. Какие слова сюда ещё можно добавить?
Как эти слова можно назвать одним словом.
- стол, стул, диван
- торшер, бра, настольная лампа
- творог, сыр, масло
- сосиски, колбаса, котлета
- врач, повар, летчик
- земляника, клюква, малина
- сок, кефир, компот
Сосна, береза, липа
Корабль, лодка, яхта
Паровоз, электричка, трамвай
Книга, альбом, блокнот
Жасмин, шиповник, сирень
Дождь, ветер, иней.
10. Игра «Вербальные аналогии»
Цель : формирование умения выявлять характер логических связей и отношений между предметами.
Психолог предлагает детям подумать: «Какая связь между двумя словами «лодка» и «лето»?». (На лодке катаются летом). К слову «коньки» нужно подобрать такое слово, которое также будет относиться к нему так же, как «лето» относится к слову «лодка». Значит, эго будет слово... «зима». Варианты заданий:
- Лошадь - жеребенок; корова...(телёнок).
- Ухо - слышать; зубы... (жевать).
- Пробка - плавать; камень... (тонуть).
- Дождь - зонтик; мороз... (шуба).
- Школа - обучение; больница... (лечение).
- Нож - сталь; стол... (дерево).
- Птица - гнездо; человек - ... (дом).
- Коса - трава; бритва"... (волосы).
- Нога - сапог; рука "... (перчатка).
- Вода - жажда; пища - ... (голод).
Звенит звонок, психолог объявляет, что уроки в школе на сегодня закончены.
Вот опять звенит звонок
И кончается урок.
Все мы славно потрудились,
И чему-то научились.
А теперь пора домой,
Все устали: ой-ой-ой!
11.Упражнение «Тихое озеро».
Цель : релаксация и развитие воображения.
Оборудование : магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).
Описание упражнения:
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Рефлексия занятия:
Цель: обсуждение занятия, подведение итогов. (Дети встают в круг на ковре)
Психолог: Ребята, вам понравилось играть в школу? (ответы детей).
Психолог: Какое задание вам больше всего понравилось?
(Дети по очереди передают мяч друг другу, и каждый рассказывает, что ему понравилось на занятии)
Психолог: Молодцы ребята! Вы сегодня были очень внимательными и активными. Хорошо отвечали на вопросы и отлично выполнили все задания. Узнали много интересного и подготовились к школе. До скорых встреч!
Список используемой литературы:
- Белая, А., Гамазакова, М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. - М.: ACT, 2000.
- Данилов, И. В. Система упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов. - М., 1993.
- Катаева, Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий [Текст] / Л.И.Катаева. - М.: 2011.
- Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
- Останкова, Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе [Текст] / Ю.В. Останкова. – М.: Издательство «Учитель», 2006.
- Светлова, Е.И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / Е.И. Светлова. – М.: Эксмо, 2007. - 72с.
- Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. - 64с.
- Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000.-256с.
- Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Цель: формирование коммуникативной компетенции дошкольников.
Задачи:
1. Коррекционно — образовательные:
— Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школьные принадлежности».
— Совершенствование грамматического строя речи (навыков словоизменения, словообразования)
2. Коррекционно — развивающие:
— Развитие общей и мелкой моторики, связной речи, мышления, воображения;
— Развитие пространственной ориентировки:
3. Коррекционно — воспитательные:
-Воспитание у детей навыков сотрудничества, чувства ответственности, аккуратности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование: школьные принадлежности, колокольчик, ноутбук (с записью песни «Чему учат в школе?»), мяч, мнемо — схемы (звук, буква), красные круги, на доске и у детей «дневники» (лист — с названиями уроков), счётные палочки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
— Давайте улыбнёмся друг другу и каждый поздоровается со своим соседом, называя его ласковым именем.
— Отгадав загадки, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
— На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я —
…(пенал)
Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, реки, горы пляж. Что же это?
(карандаш)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
можешь и нарисовать
Что такое я..
.(Тетрадь)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть..
.(Пластилин)
Я большой, я ученик!
В ранце у меня..
.(Дневник)
Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт.
(Школа)
— Молодцы, ребятки, все отгадали загадки! Кто догадался, что нас сегодня ждёт?
— Вы хотели бы сейчас оказаться в школе? Сейчас я произнесу волшебные слова и вы все превратитесь в школьников. Попробуем? Закрывайте глаза.
-Покружитесь, покружитесь в школьников все превратитесь. Всё — сейчас вы настоящие ученики — первоклассники. А это наш класс. В нём есть парты, доска и даже дневник для оценок.
— Как называются дети, которые учатся в школе? (ученики),
— Кто учит детей? (учитель).
-Я буду учителем, а вы моими учениками.
— У нас будет 5 уроков и за каждый урок мы будем получать оценки. Договорились?
Звенит звонок. 1 урок — грамота.
Я буду произносить разные звуки, если вы услышите звук А
, хлопните в ладоши.
(А, О, У,О, Ы, А, О, У, И, Ы, А, О)
-А сейчас поиграем в игру «Регулировщики».
Я буду произносить слова, если вы услышите, что слово начинается на звук А
, поднимите красный круг.
(Апельсин, дом, лук, ананас, Аня, лак, автобус)
— Злой Звукоедик съел первые звуки А в словах. Вам нужно узнать эти слова.
(..брикос, …нанас, …квариум,. …втобус, …втомобиль, …пельсин, ..вгуст, …сино, ..ртём)
-Придумайте слова, которые начинаются на звук А
. (дети по цепочке называют).
— Посмотрите на схему. Звуки мы слышим ушами, произносим ртом. (Схема «ухо-рот»)
-Звук А
обозначают буквой А
. (Выставляется буква).
(Схема Глаз- буква)
Я предлагаю вам написать букву А
в воздухе, а сейчас мы выложим букву А
из палочек.
Звонок. Урок физкультуры.
Ф/минутка:
Раз, два, три, раз, два, три —
(движение по кругу спортивным шагом)
В гости в школу мы пришли.
На носочки мы встаём —
(ходьба на носках)
И растём, растём, растём — руки
(медленное поднимание рук вверх)
Мы встаём и приседаем —
(дети поочерёдно приседают и встают)
И нисколько не устанем.
Мы немножко подрастём —
(наклоны туловища влево — вправо)
В школу с радостью пойдём —
(все шагаю по кругу).
Молодцы. Ставим себе 5 по физкультуре, следующий урок — математика.
На этом уроке мы с вами будем считать школьные принадлежности, без которых нам не обойтись в школе. (счёт до 5 со словами карандаш, ручка)
-А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Один — много». Дети по цепочке берут предметы (школьные принадлежности) и говорят:» У меня ластик, а в магазине — ластики», карандаш — , ручка — , альбом — ,
Молодцы! Теперь сравним предметы: Игра «Наоборот»
Карандаш короткий, а линейка….(длинная)
Тетрадь тонкая, а книга ….(толстая)
Резинка маленькая, а пенал ….. (большой)
Альбом лёгкий, а портфель… (тяжелый)
Зелёный карандаш острый, а синий … (тупой)
А сейчас давайте посчитаем слоги в словах (линейка, карандаш, ручка, мел, пластилин). Какое слово самое длинное, короткое?
— Урок закончен. Молодцы! Давайте поставим в свои дневники 5! (Дети приклеивают 5 в свой «дневник», а логопед на доске)
Звонок. Перемена.
Поиграем с мячом в игру “Большой –маленький” .
Я называю слово — предмет и кидаю одному из вас мяч. Поймавший мяч, называет это слово ласково.
Краски, карандаш-, тетрадь-, книга-, линейка-, пенал-, кисть-, резинка-, пластилин, скрепка -, кнопка -.
Звонок на урок. Следующий урок — природоведение.
Как вы думаете, что изучают на этом уроке? (ответы детей)
Урок будет не обычный, будем отгадывать хитрые “Загадки-обманки”
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый…слон
(медведь)
Быстрее всех от страха
Несётся …черепаха
(заяц)
Знает даже иностранец всех в лесу хитрее заяц (лиса)
Простой вопрос для малышей:
“Кого боится кот?” …мышей
(собак)
Слышала вся улица как мычала курица (корова)
Игра “Бывает ли так?».
Исправьте ошибки.
Ученики ходят в школу ночью. В школу можно брать пижаму. Пенал положил Дашу в портфель. Букварь читает ученика. Вова резал бумагой ножницы.
— Урок закончен. Молодцы! Давайте поставим в свои дневники 5! (Дети приклеивают 5 в свой «дневник», а логопед на доске)
Дети занимают удобные позы (на ковре). Я предлагаю вам внимательно прослушать песню, которая называется «Чему учат в школе?».
— Что вы узнали из песни о том, чему учат в школе? (Дети отвечают)
— Урок закончен. Молодцы! Давайте поставим в свои дневники 5! (Дети приклеивают 5 в свой «дневник», а логопед на доске)
— А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Произнесём наши волшебные слова: «Покружись, покружись в дошкольника превратись!»Вот мы и в саду!
Итог занятия:
— Сегодня мы с вами побывали в школе. Я хочу, чтобы вы ответили на вопрос, хотите ли вы в школу и почему. (По кругу «идёт» колокольчик) Дети передают по кругу колокольчик и высказывают своё мнение:
Я хочу в школу, потому что… или
— Я не хочу в школу, потому что…..
Совсем скоро вы все пойдёте в школу, где вас встретит первая учительница. Она будет для вас самая умная, красивая, добрая и строгая, заботливая, как мама. Я уверена, что вы будете учиться только на «5»!!
— На память о нашем путешествии мы сфотографируемся с нашими «дневниками». Фотографию вы увидите на стенде в вашей группе. Ещё я вам подарю цветные карандаши, которыми вы можете рисовать в группе в свободное время.
Конспект занятия для подготовительной группы «Знакомство со школой»
Цель:
развитие познавательных способностей.
Задачи:
- расширять словарный запас детей по теме «школа»;
- развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание), связную речь;
- воспитывать у дошкольников положительное эмоциональное отношение к себе, к окружающим и к школе;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, умение договариваться.
Предварительная работа.
- Заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок школе и школьных принадлежностях.
- Чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о школе, картинки с изображением школьников, диск с музыкой о школе.
Призы:
картонные медальки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, вы уже, дети подготовительной группы. Что же это значит? Школа – это светлый дом,
Ответы.
Воспитатель:
Правильно, скоро вы пойдете в школу и будете школьниками.
Послушайте стихотворение о школе.
Что такое школа
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!
Ответы.
Воспитатель:
Что нужно сделать, когда заходите в класс?
Ответы.
Воспитатель:
Правильно, и наши ребята подготовили стихи.
Воспитатель:
Как вы думаете, правила школьные отличаются от правил садика?
Ответы.
Воспитатель:
Назовите, свой адрес, адрес своего садика?
Ответы.
Воспитатель:
А как нужно себя вести в школе?
Ответы.
Воспитатель:
Расскажите, что вы знаете о школе? Как узнаете, что начинается урок?
Ответы.
Воспитатель:
А после урока, чем занимаются дети?
Ответ.
Воспитатель:
Правильно, на переменке отдыхают. Вот и я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Воспитатель:
Кто работает в школе?
Ответы.
Воспитатель:
Что делает учитель?
Ответы.
Воспитатель:
Ну что, в школу пойдем, заниматься начнем?
Ответы.
Воспитатель:
Ваше первое задание, на столах у вас лежат кубики с буквами. Постарайтесь выложить из них знакомые вам слова.
Дети выкладывают.
Воспитатель:
Посмотрите, на доске развешены картинки, нужно найти предметы, которые начинаются с одинаковой буквы.
Игра: «Найди слова, на букву…».
Воспитатель:
А сейчас все дружно встали, ушки навострили и физминутку повторили.(по тексту повторяем движения).
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Воспитатель:
А сейчас, загадки почитаю,
И отгадки посчитаю.
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка)
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница.
(Школьная доска)
Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)
Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создать!
Так во всю ругал резинку…
(Карандаш)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(Цветные карандаши)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?…
(Мел)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)
Игра: «Найди свой домик».
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру
«Один – много».
Я называю один предмет, а вы много предметов. Например: карандаш – карандаши.
Ручка - …,
Линейка - …,
Ластик - …,
Парта -…,
Ученик - …,
Двойка - …,
Буква -…и т.д.
Воспитатель:
Вроде и буквы знаете, и принадлежности школьные вспомнили, а вот считать вы умеете? Предлагаю вам для ума задачки.
За партой сидит 1 мальчик, а рядом села 1 девочка. Сколько детей сидит за партой?
Ответ.
Воспитатель:
Было 3 яблока, их разделили пополам. Сколько человек можно накормить яблоками?
Ответы.
Воспитатель:
Нам нужен карандаш красного цвета, синего цвета и зеленого цвета. Сколько карандашей мы взяли?
Ответ.
Воспитатель:
Физминутка.
Воспитатель: Давайте закрепим пройденный материал. Я задаю вопросы, а вы отвечаете «Да» или «Нет».
В школу ходим мы играть?
- Иль пятерки получать?
- На уроке будем спать?
- Или с куклами играть?
- Друзей мы будем обижать?
- Учителей мы будем уважать?
- Дневник учителю дадим?
- Читать мы будем каждый день?
- На переменке отдохнем?
- И вновь учиться мы начнем?
Воспитатель:
Мне понравилось, как вы сегодня работали. Послушайте стихотворение.
Ребенок:
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Воспитатель:
Вот и сегодняшнему нашему занятию мы говорим «До свидания», я вас благодарю за занятие и всем вручаю медальки, правда, пока только картонные.
Самостоятельная деятельность детей по теме «Школа».