Правильные соединения прописных букв русского алфавита. Правильное соединение букв для хорошего почерка. Георгиева М.О. Методика работы в прописи

Если надо обучить ребенка письму – сначала ему показывают печатные буквы. Это универсальный метод написания, когда ребенок осваивает последовательность соединения элементов, из которых составляется буква. Это могут быть:

  1. Круги.
  2. Овалы.
  3. Крючки.
  4. Палочки.

То есть, каждая буква – это цельный объект, но он составляется из нескольких элементов, каждый из которых необходимо освоить. Ребенку предстоит понять разницу строчных и печатных букв. Но научиться писать быстро ровными печатными буквами сложно, и ему приходится осваивать другую науку. Почерк – это некая индивидуальная черта каждого человека, но он должен строиться одинаково.

Чтобы в будущем ребенок писал разборчиво, ему надо объяснить, из чего состоят элементы письма. Это – буквы, слоги, слова. Более сложны в освоении предложения, абзацы и тексты. Постепенно, осваивая науку, ребенок понимает, что может добиться поставленного результата. Не каждый взрослый сам умеет писать грамотно, но ему необходимо обучить этому ребенка. Занимаясь с ним по прописям, вы, возможно, увидите, что ваш почерк улучшился.

Важно понять, как объяснить ребенку, когда разные типы букв употребляются на письме. Нужно, чтобы он постепенно приступил к изучению букв русского алфавита прописью. Методов обучения немало. Рекомендуется найти способ объединять несколько сразу, тогда результат будет заметнее.

Стандартный вариант обучения написанию строчных букв русского алфавита – использовать прописи. Метод отличается тем, что он удобен и для взрослых, и для детей. Если родители еще не успели выбрать и приобрести подходящие издания – пора сделать это как можно скорее.

Важным свойством современного письма является его безотрывность. Безотрывное письмо ускоряет выработку графического навыка. В формировании навыков безотрывного письма большую роль играет обучение правильному соединению букв. Учащиеся должны знать способы соединений всех букв. Им должны быть сообщены некоторые принципы соединений: общие признаки как первой, так и второй букв в соединяемой паре. Так, однотипными могут считаться соединения ои, ши, иш и т.п., где соединение имеет направленность снизу вверх.

Соединения бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ил. К верхнему соединению относятся буквы, воспроизведение которых начинается на верхней линейке рабочей строки. К нижнему виду соединения относятся буквы, которые начинаются чуть выше нижней линейки рабочей строки. Средний вид соединения используется для букв, начало которых на середине рабочей строки.

В прописях, используемых в школах Узбекистана с русским языком обучения (Тохтаходжаева М.Х., Вейцман Н.М., Белова В.А. Прописи. - Ташкент, 2009), даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв.

Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны научиться некоторым приемам. Одним из таких приемов может быть способ повторного проведения линии по уже проведенной. Так соединяются буквы о и л (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или ю с любой другой буквой. Повторное, двойное проведение линии может иметь место не в первой букве соединения, а во второй, например, в слоге ша.

Изучая ту или иную букву, учитель всегда дает детям задания по отработке соединений этой буквы с другими буквами.

На некоторых уроках учитель может специально отработать соединения букв, объединив некоторые соединения в группы.

Так, учитель может отработать соединения предыдущих букв с овалами, отдельно работать над соединениями букв о и ю. Специальное упражнение может быть отведено соединениям букв в, ь, ъ. Известную трудность представляют для учащихся соединения с буквами м, л, я, так как в процессе письма ручка чаще идет вверх на соединение с буквами и, н, к, т, п.



Таким образом, можно выделить несколько групп соединений, над которыми учитель специально работает:

1.С овалами.

3.Соединения с в, ь, ъ.

4.Соединения с полуовалами.

5. Соединения с м, л, я.

В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться следующим алгоритмом:

Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь в «линейку»);

Если следующая буква в сочетании относится к нижнему соединению, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки;

Если следующая буква в сочетании относится к среднему виду

соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до

середины строки и, не останавливаясь, плавно перейти к начертанию

первого двигательного элемента.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Ответьте на вопросы:

1) Какие виды соединений букв существуют в обучении письму?

2) Группы соединений, требующих специальных упражнений.

3) Алгоритм действия учащихся при отработке соединений букв.

2.Составьте несколько упражнений на отработку соединений букв.

3.Напишите каллиграфическим почерком детское четверостишие. Отметьте в нем виды соединений.

Занятие 6.

Планирование уроков письма и требования к ним.

Примерные разработки уроков письма в период обучения грамоте

Урок является основной формой обучения и вбирает в себя все богатство методических средств. Существуют общие требования к урокам, в пределах которых осуществляется творчество учителя в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков и умений чтения и письма, в развитии мышления и речи детей.

Требования дидактики заключаются в следующих положениях:

каждый урок должен иметь воспитывающий характер;

учитель должен ясно представлять цели урока;

каждый урок должен быть преемственно связан с предыдущим и последующим за ним;

разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов;

все учащиеся должны быть организованы учителем на работу.

При планировании и проведении уроков письма учитель должен придерживаться таких требований, как забота о речевой среде, присутствие на каждом уроке работы по развитию речи и мышления учащихся. Не менее важное требование – это использование разнообразных приемов звукового и буквенного анализа и синтеза. Учитель должен заботиться о том, чтобы основное время урока 2/3 занимала работа по формированию умений и навыков письма. Это означает, что большую часть урока дети занимаются письмом. Однако учителю надо помнить требование о том, что продолжительность непрерывного письма в 1 классе не должна превышать пяти минут. После каждого «сеанса» письма дети должны немного отдохнуть, переменить форму деятельности.

На каждом уроке письма необходимо использовать образцовый материал. Это могут быть дополнительные упражнения и языковой материал для письма. В структуре урока предусматриваются смена видов умственной деятельности, паузы, которые могут быть в форме физкультминуток, минуток юмора, загадок, решения кроссвордов, ребусов, дидактических игр.

Рассмотрим примерный план-конспект урока письма в первом классе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПИСЬМА

Тема урока : Письмо строчной и заглавной букв П п

Цели урока : научить детей написанию букв П п; развивать навыки безотрывного письма, мышление, фонематический слух; воспитывать аккуратность при письме, бережное отношение к учебным принадлежностям.

Оборудование: наглядное пособие «Образец написания букв П п», цветные мелки, карандаши, картинки с изображением полки, палки и пилки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места.

II. Проверка домашнего задания.

1. С какими звуком и буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Л л)

2. Дайте характеристику звуку [л]: согласный, звонкий, сонорный,

непарный, твердый. Приведите примеры слов с этим звуком: лампа, кукла,

мел, полка.

3. Дайте характеристику звуку [ л`]: согласный, звонкий, сонорный,

непарный, мягкий. Приведите примеры слов с этим звуком: улитка, мель,

лиса, польза.

4.Гимнастика для глаз.

Сели правильно, спинки выпрямили, Ноги стоят на полу, руки аккуратно лежат на парте. Работаем только глазами. Начали. Посмотрели налево, направо, вверх, вниз, прямо, на меня (учителя)

III. Работа с новым материалом

Знакомство с написанием букв Пп

1. Характеристика звука [п]: согласный, глухой, парный, твердый, встречается в словах парта, топот, суп.

2. Характеристика звука [п`]: согласный, глухой, парный, мягкий; встречается в словах пилот, песня, капитан, степь.

Звук мы слышим, а букву видим и пишем. Буква п бывает строчной и заглавной.

3.Поэлементный анализ строчной буквы п: черта с закруглением вправо, по высоте занимает всю рабочую строку. Соединение черты и закругления (крючка) плавное (демонстрация пособия, письмо буквы в воздухе).

4.Поэлементный анализ заглавной буквы П: две большие наклонные черты одинаковой высоты, которые начинаются на вспомогательной строке и идут до конца рабочей строки. Левая черта загнута влево, а правая – вправо. Сверху над ними «шапочка».

2. Зарядка для рук.

Сжали пальчики обеих рук в кулачки. Покрутили кулачками от себя: раз - два- три – четыре; а теперь – к себе: раз – два – три - четыре. Встряхнули кистями рук.

3. Работа в прописи стр.25

Пишем букву п, слог па, слово папа.

Дети пишут в прописи, а учитель – на доске, проговаривая каждый элемент

Демонстрация картинок с изображением полки, палки и пилки, запись слов с пропущенными гласными о, а, и. Характеристика пропущенных букв и звуков.

4. Физминутка.

Лучшие качели – гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается, да-да-да!

Тот не огорчается никогда!

5. Продолжение работы в прописи.

Пишем красиво, аккуратно. Письмо заглавной буквы П

Запись предложения «У Пулата папа пилот». Начало предложения пишется с заглавной буквы, все слова пишутся отдельно. Слово «Пулата» тоже пишем с большой буквы, так как это имя мальчика. В конце предложения ставим точку.

Также разбираются и записываются следующие предложения.

6. Слоговой диктант в рабочей тетради.

Ли, ны, ку, оп, ол.

7. Подведение итогов урока.

Чем мы занимались на уроке? С написанием какой буквы познакомились?

Оценивание работы учеников.

8. Домашнее задание: написать в рабочей тетради

Пп Пп, па пи пл Пу полка, пилка Папа катал Лолу.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПИСЬМА

Тема урока : Письмо строчной и заглавной букв У у

Цели урока : научить детей письму букв (заглавной и строчной) У у; развивать умения письма элементов изученных букв, расширение кругозора учащихся и словарного запаса; воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.

Оборудовани е: иллюстрации буквы, схемы слов, таблица «как правильно сидеть за партой»

Тип урока : комбинированный

ХОД УРОКА

I. Орг.момент. Проверка ранее написанных учащимися букв.

II. Основная часть

1.Звуковой анализ слов.

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Дети называют слова, которые они запомнили.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везет,

Очень медленно ползет. (Улитка)

2.Фонетический разбор слова улитка.

Сколько слогов в этом слове?

Назвать первый слог, второй, третий.

Сколько звуков в каждом слоге?

Назвать гласные, мягкие согласные.

Какой слог и звук произносим громче? Поставить ударение.

Составить схему слова.

Выделить звук у, дать характеристику

(гласный, ударный, безударный; образует слог; обозначает твердость предшествующего согласного звука).

Составление предложения со словом улитка по схеме

3.Показ письменной буквы, сравнение ее с печатной, выяснение их сходства и различия.

Создание в памяти ребенка образа буквы у

На что похожа буква.

Дети: У – сучок. В любом лесу ты увидишь букву У

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

Ощупывание буквы у, изготовленной из наждачной бумаги, (15 – 20 раз) в направлении письма.

Графический анализ буквы – выделение элементов буквы У:

первый элемент – прямая линия с закруглением вверху и внизу, располагается в межстрочном пространстве.

Письмо элементов, из которых состоит буква У у

Выполнение штриховки в заданном направлении – составляется композиция «Паровозик»

4.Физминутка

Первым в цепочке был паровоз. (учитель)

Он загудел и вагоны повез. (вагоны - ребята)

Мчатся вагоны и громко гудят,

Мчатся вперед по буграм, по откосам.

Каждому хочется быть паровозом.

Учитель пишет букву У на доске, стоя к детям спиной: Начинаем писать ниже предыдущей строки, ведем вверх и вправо, закругляем и пишем на себя ровно, чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, округляем вправо и ведем наклонную линию вверх до высоты этой буквы. Потом ведем ручку прямо и вниз на себя. Некоторое время ведем по написанному. Чуть не доводя до нижней линии, слегка закругляем влево.

Гимнастика для рук – «игра» на пианино, соревнование пальцев в беге.

Написание двух – трех букв в прописи. Контроль написанного учителем, выявление ошибок.

Учитель пишет на доске букву с обнаруженной ошибкой, обращая на нее внимание. Выясняется, в чем допущена ошибка. Учитель стирает написанное и пишет правильно.

Написание строчной буквы у:

Ставим ручку на верхнюю линию, ведем вниз на себя, чуть не доводя до нижней линии, закругляем и ведем ручку вверх с наклоном до верхней линии, не отрывая руки, ведем на себя по написанному прямую линию, переходим нижнюю линию рабочей строки, пишем в межстрочном пространстве, не доводя до верхней линии следующей рабочей строки делаем петлю.

Работа в прописи: дети прописывают одну строчку буквы у

5.Развитие речи учащихся

Игра «Кто больше?»

а) Придумайте слова со звуком [у] в начале, в середине, в конце слова (улица, утро; руки, груша, хожу, несу);

б) Назовите слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья

Ук (жук, бук, лук, сук);

У лип Лёша нашёл пилу.

Работа в прописи.

Дети читают в прописи, какое слово написано.

Когда кричат ау?

Дети пишут под счет два слова. Затем объясняются ошибки, сделанные учащимися, и строка дописывается до конца.

Запись предложений и слов с буквой у.

Тренировочные упражнения в написании букв и, у, И, У, отмечается их сходство и различие.

Отрабатывается написание соединений с буквами.

III. В заключении учитель вешает на доску рисунок, изображающий открытую книгу с гласными и согласными буквами и предлагает детям прочитать слово, составляя слоги-слияния (согласный + гласный). Получится слово перемена.

IV. Подведение итогов урока. Обобщение, оценивание учащихся.

V. Домашнее задание. Заполнить страницу прописи на изученную букву.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Ответьте на вопросы:

1)Как вы понимаете требование, что «каждый урок должен иметь воспитывающий характер»?

2) Как уроки письма могут быть связаны между собой?

3) Каким образом достигается активность всех учащихся на уроке?

4) Что означает требование о том, что продолжительность непрерывного письма в 1 классе не должна превышать пяти минут?

5) Какова цель использования на уроках письма пауз, смены видов

деятельности учащихся?

2.Проанализируйте представленные планы уроков письма.

3.Составьте фрагмент плана урока письма (любой буквы на свой выбор) с учетом требований к урокам письма.

Пропись выполнена в лучших традициях «советских» и дореволюционных пособии с учетом новейших педагогических находок в этой области.
В этой прописи ребенок сможет дополнительно тренироваться в написании соединений букв. К сожалению, в последние годы отсутствует единство требований к правильному написанию букв и технике безотрывного письма. Это приводит к тому, что учителя в ратных классах и в ратных школах рекомендуют детям писать буквы по-разному. В данной прописи даны классические образцы написания букв и их соединений (такие, какими они должны быть при написании пером). Регулярные занятия помогут малышу сформировать красивый и разборчивый почерк.
Мы рекомендуем ежедневно заниматься прописыванием букв по 15-20 минут (это такое же гигиеническое требование, как умывание, зарядка, душ перед сном). Следите за тем. чтобы ваш ребёнок правильно и старательно писал буквы, а самое главное нс переутомлялся! Особо обращаем внимание на то, что ребёнок должен правильно сидеть и правильно держать ручку! Помните, от этого зависит здоровье вашего малыша! Рекомендуется для детей от 6 до 10 лет. Успехов вам и вашим детям!

Правильное положение тела и руки ребенка при письме.
Особо обращаем ваше внимание на то, как ребёнок должен сидеть и держать ручку! Помните, от этого зависит здоровье вашего ребёнка!
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца. Указательный и большой пальцы захватывают его сверху. Большой палец расположен несколько выше указательного. Если указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не падает, значит ручка в руке расположена правильно. Все три пальца слегка закруглены и нс должны сжимать ручку сильно (прогиб первого сустава указательного пальца указывает на излишнее напряжение мри удержании ручки). Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Средний и безымянный пальцы расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5 - 2 см. Если расстояние слишком большое или маленькое, рука при письме будет напряжена. Верхний конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

Позаботьтесь о том, чтобы создать ребенку собственное место для занятий и письма. Если такой возможности нет, купите высокий стул и скамеечку под ноги ребенка, отрегулируйте высоту крышки стола. Ребёнок должен сидеть прямо, слегка наклонив голову вперёд. Спиной он опирается о спинку стула на уровне поясницы. Оба плеча находятся на одном уровне (параллельно краю стола). Туловище не должно упираться в передний край стола - между ними остается свободное пространство в 3-4 см. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым или тупым углом и опираются всей стопой на пол или подножку.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правильные соединения букв для хорошего почерка, Георгиева М.О., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

§ 1 Заглавная буква «О»

Перед нами на картинке буква «О». Она бывает печатной большой, печатной маленькой, письменной заглавной и письменной строчной.

Когда следует в слове писать заглавную букву?

Вот как пишет об этом в своем стихотворении

Елена Измайлова:

«Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве - большой уважения знак!»

Следовательно, с заглавной буквыпишутся имена, фамилии людей, клички животных и географические названия.

Оля, Олег,Орша, Оренбург, Онар - все эти слова пишутся с большой буквы.

§ 2 Учимся писать букву «О»

А теперь рассмотрим изображения печатной и письменной буквы о. На что они похожи?

Молдавский поэт Григо́ре Вие́ру в своем стихотворении сравнивает печатную букву 0 с обручем:

«Обруч на арене вспыхнет,

Тигр в огонь отважно прыгнет».

А писательница Галина Ванюхина большую письменную букву О сравнивает с овалом:

«Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла - бока помяла

И теперь - овальная».

Поучимся писать эту букву. Посмотрим на картинку и найдем точку, из которой начнём писать букву. Затем из этой точки против часовой стрелки плавно под наклоном поведём овал вверх. Доходим до верхней линейки, закругляем и ведем вниз так, чтобы вновь соединиться с исходной точкой.

§ 3 Соединения с буквой «О»

Чтобы буква о (маленькая) могла соединяться в словах с другими буквами, требуются соединения (верхнее и нижнее).

Чтобы написать о (маленькую) с нижним соединением, ведём из нижней точки против часовой стрелки - слева направо и выводим соединительный элемент.

Чтобы написать о (маленькую) с верхним соединением, ведём из нижней точки по часовой стрелке - справа налево и выводим соединительный элемент.

При этом вспомните правила письма.

Тетрадку следует держать перед собой наклонно.

Буквы не должны выходить за пределы верхней и нижней линии.

С учетом этих правил напишите самостоятельно верхние и нижние соединения с буквой о: во, ов, оло, оро и слова волос, голова.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

Для написания имен, фамилий, кличек животных, географических названий используем заглавную букву О, а для написания слов со строчной буквой о, используем верхнее или нижнее соединения.

Список использованной литературы:

  1. Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи.
  2. Пронина О.В. Методические рекомендации для учителя. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные палочки». Баласс. 2014.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 1 класс» по предмету Обучение грамоте.

Использованные изображения:

Вы ищете: Образец соединения букв - актуальная информация.

Описание:

Как соединяем на письме букву О с другой буквой? В 21 веке все соединения нижние, посмотрете на образцы. Они буквы каким-то. Рассмотрите письменный образец соединения буквы «ф» с другими буквами на следующей строчке в прописи. В «Прописях» даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв. Учитель напоминает образец соединения. Дочка пишет буквы и элементы красиво, но общая картина написанного удручающая. Участие эксперта в получении экспериментальных образцов. Учитель записывает образец на доске. Учащиеся должны знать способы соединений всех букв. Мы будем писать букву о, используя верхнее соединение.

Правильно соединяй буквы

Предлагаем интерактивные компьютерные упражнения для обучения письму.

Анализ графических ошибок при письме. Причины, способы их предупреждения и исправления

Главные вкладки

Показателями (критериями) графического навыка являются: 1) графическая грамотность 2) каллиграфическая четкость и устойчивость на начертания букв и их соединений 3) связанность (безотрывность) и 4) скорость письма.

Для того, чтобы умения стали автоматизированными навыками необходимо выполнение всех показателей графического навыка.

Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.

Для определения графической грамотности учеников рекомендуется использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

Следующим показателем сформированности графического навыка является каллиграфическая четкость и устойчивость письма. Этот критерий характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв и их отдельных элементов. Угол наклона – 650. ширина букв равна примерно их высоте, а у некоторых букв (например, __, __, __, __) она в 1,5 раза больше чем высота. При письме в тетради с обычной разлиновкой («в линейку») высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона остается прежним.

При разграничении понятий графическая и каллиграфическая ошибки нужно учитывать характер и пределы искажения буквенного знака. Если буква искажается учащимся до неузнаваемости, а именно: заменяется направление элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается количество элементов одна графема полностью заменяется другой, сходной по начертательной или акустической характеристике, то подобного типа ошибки следует отнести к графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) относятся к каллиграфическим ошибкам.

Таким образом, графические ошибки связаны с изменением (____________________________) или полным исчезновением (____________________________) определенного смысла изображенного слова. Каллиграфические недостатки письма лишь затрудняют прочтение текста.

Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и так далее.

Анализируя четкость и устойчивость письма, необходимо обратить внимание на следующие каллиграфические характеристики формирующегося почерка:

как часто ученик не доводит отдельные элементы буквы или букву до верхней (нижней) линейки строки или выходит за ее пределы

соблюдает ли ученик правильный (650) и единообразный угол наклона при письме, или наклон элементов и букв зависит от его позы, положения тетради на столе (парте) и от места начертания графических комплексов на строке (начало, середина, конец)

есть ли определенная соразмерность в выполнении интервалов между элементами букв, буквами в словах и ловами в предложениях и тексте в целом.

Соблюдение требований каллиграфического письма легко определить на глаз, но для убедительности можно использовать следующие приемы:

приложить линейку к верхней границе (реальной (как в тетрадях для 1 класса) или воображаемой (как в тетрадях «в линейку»)) строки и сосчитать, сколько раз ученик явно вышел за ее пределы. Затем приложить линейку сверху и сосчитать сколько раз он довел элемент или букву до верхней границы строки. То же нужно проделать с нижней границей строки

с помощью линейки и простого карандаша продолжить вверх и вниз линии от элементов букв. Проведенные линии наглядно иллюстрируют правильность наклона при письме, больше или меньше 650. Параллельность этих линий свидетельствуют об устойчивости наклона. Если проведенные линии имеют различный угол наклона (не параллельны), то ученику необходимо помочь: закрепить технологию начертания букв и их соединений, то есть сформировать элементарный графический навык.

Единицей измерения ширины буквенного знака условно является буква __. Все буквы русского алфавита имеют одинаковую ширину с буквой __, кроме букв: __, __, __, __, __. Эти 5 букв в полтора раза шире буквы __. Пробелы между словами равняются ширине двух букв __.

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:

дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке

пишут буквы слишком размашисто или слишком узко

очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево

не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме

не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко)

нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма

имеет место «заборность», условность письма

не соблюдается связанность букв при письме

полная неразборчивость почерка, «каша».

Все эти отклонения могут быть исправлены при индивидуальных занятиях с учащимися.

Следующим показателем графического навыка является связанность письма.

Связанность письма характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Она проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и плавно передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных комплексов.

Связанность письма – важный показатель сформированности графического навыка. При соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится четким и устойчивым, а темп письма – более ускоренным. Для улучшения этого критерия учитель может использовать методику письма вслепую. Детям предлагает воспроизвести букву, слог или слово, контролируя себя лишь на основе двигательных ощущений.

Изучение связности письма проводится следующим образом. Учитель просит учащихся сесть правильно, сделать упор ручкой на том месте нелинованного листа бумаги, откуда надо начинать писать, посмотреть на какой-либо предмет, расположенный над классной доской, то есть выше линии глаз, а лишь затем написать заданную букву, слог или слов. Потом ученики переводят взгляд на лист бумаги, чтобы определить место для следующего задания. Сделав упор ручкой и подняв глаза на указанный предмет, дети повторяют написанное. Это же задание можно выполнять и в третий раз, но уже в ускоренном темпе.

При проведении: 1) не сообщать детям истинной цели задания 2) провести его на основе соревновательной мотивировки «посмотрим, как вы научились писать вслепую» 3) обязательно предупредить детей о том, что нельзя исправлять написанное, например, зачеркивать, дописывать, продолжать (дотягивать) соединительные линии и так далее. Иначе учитель не сможет зафиксировать те трудности, которые испытывает ученик, и своевременно помочь ему.

Результаты письма при обычных условиях позволяют увидеть, где ребенок останавливался или отрывал ручку: между буквами, в букве или даже в самом элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы, во-первых, о том, сформировались ли в памяти ученика точные зрительно-двигательные образы букв, на которые он закономерно опирается во время письма, во-вторых, знает и выполняет ли он установленные правила соединения букв в словах и, в-третьих, какова степень связности его письма. Все это становится очевидным при письме вслепую.

Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме учащихся: 1) несформированность зрительно-двигательных образов буквенных знаков 2) неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму 3) невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период обучения первоначальному письму, то у учащихся для выработки автоматизированности графического навыка имеется необходимая основа.

В конце первого года обучения школьник должен уметь безотрывно воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало (соединительную точку) и направление движения руки при написании каждой из них, знать и использовать три вида соединений букв. Во 2-м классе он овладевает умением, а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два буквенных знака. В 3-м классе безотрывность письма должна равняться примерно двум-трем, в 4-м классе трем-четырем буквам. Но главное в этом критерии заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно, сколько в овладении учеником технологией «связывания» их в комплексы, то есть у него должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или отрыва в строго определенных местах, то есть в соединительных точках, синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо.

Следующим показателем сформированности графического навыка является скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил.

Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв, воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например, таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды. «На старт» - принимают правильную позу, берут ручку «внимание» - проводят в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: «марш» - начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера «стоп» - учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.

Результаты при первой установке дают представление о возможностях каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья установка) письма.

Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко ухудшается 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей, тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной работы с ними.

Формирование ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов на бумаге.

Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4 заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем размытие это становится малозаметным.

Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.

Для усовершенствования начертательной техники букв __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ уточним их рисунок и последовательность воспроизведения.

Форма верхнего полуовала в буквах __, __, __, __, __ имеет своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных букв __, __, __, __ первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В строчной букве __ полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке.

Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах __, __, __, __ пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до начальной точки прямой вертикальной линии. При традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое задерживает формирование графического навыка у учащихся.

Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве __. После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается прямая линия с закруглением внизу влево.

В строчной букве __ повтор по прямой линии вверх не доводится до середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить ниже середины рабочей строки.

По этой же причине в заглавной букве __ при написании линии с петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке рабочей строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом происходит ниже середины строчки.

Буква __ (строчная и заглавная) традиционно воспроизводится с двумя отрывами ручки от бумаги: первый из них – для написания второго элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв – для соединительной линии с последующими буквами. Чтобы избежать столь неожиданного письма, можно сразу научить детей писать эту букву безотрывно, а именно: после завершения полуовала следует сразу перейти к написанию плавной горизонтальной линии. В результате получается полуовал с петлей внизу (буква __ наоборот - __).

Последовательность начертания сточной и заглавной буквы __ идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней части первого овала. После завершения второго овала выполняется безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве __ происходит отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с концом прямой линии внизу.

Все эти упражнения для усовершенствования начертательной техники букв предложены доктором педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае, когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, - это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко координировать их.

Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем желательных изменений в личность ученика: у него не появится способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их и так далее.

Taxonomy upgrade extras:

Каталог файлов

Письмо. Правильно соединяй буквы.

Для правильного каллиграфического письма, кроме того, чтобы правильно писать каждую букву, нужно и правильно их соединять.

Практика показывает, что правильное соединение букв является необходимым условием безотрывного письма, что, как уже было сказано, способствует письму ритмическому (буквы пишутся на одинаковом расстоянии, одинаковыми по высоте и ширине, с одинаковым наклоном).

Предложенное упражнение поможет детям, которые учатся писать, правильно соединять буквы и закрепит последовательность написания элементов букв. (Перед тем, как показать соединение первой буквы со следующей, ребенок должен вспомнить, откуда начинается письмо следующей буквы).

Для запуска упражнений на вашем компьютере должен быть установлен флеш-плеер (Adobe Flash Player).

Смотрите так же

Прописи букв

Прописи букв алфавита предназначены для подготовки малышей к школе, письму в тетради и тренировки детей начальных классов в письме.

Задания помогут развить координацию движений руки, формируют графические навыки и воображение ребенка.

Прописи помогают детям научиться ориентироваться на листе бумаги, задания разовьют зрительное восприятие, память и логическое мышление.

Заниматься по настоящим прописям можно как индивидуально, так и в группе.

Пропишите буквы по точкам и пунктирам.

mob_info