Узнать что грудной ребенок наедается. Как проверить зрение у новорожденного ребенка? Почему молока не хватает

Лет до 3-4 дети вообще не умеют врать, в этом просто нет необходимости. Малыши воспринимают мир со свойственной только им простотой и честностью. Им даже не приходит в голову, что от родителей нужно что-то скрывать. И только после четырех лет ребенок начинает анализировать происходящие с ним события и задавать себе вопросы: «А за что меня сегодня наказали? Как этого можно было избежать? Что мне нужно сделать, чтобы еще раз вызвать нежность мамы и поощрение папы?» Он идет на маленькие хитрости, чтобы обойти все родительские «нельзя». Задумайся: часто ли ты, приходя с прогулки, «разгружаешь» набитые камешками карманы отпрыска и, несмотря на слезные убеждения, что они волшебные и «очень нужны», выкидываешь булыжники в мусоропровод просто потому, что не хочешь захламлять квартиру? Вспомни, как ты постоянно «выдергиваешь» увлеченного малыша из его игры со словами «иди порисуй на кухне» из-за того, что начинается любимый сериал. Конечно, ребенок обязан выполнять определенные требования, но они должны учитывать и его, а не только твои интересы. В противном случае ты рискуешь побудить свое чадо искать «обходные маневры», чтобы доказать тебе важность и законность своих желаний, проще говоря - врать.

Сама виновата

Психологи утверждают, что первую ложь родители часто провоцируют сами. Наверняка ты скажешь: «Только не я!» Но вспомни, не ты ли, обнаружив испачканное платье своей малышки, в страхе спрятанное ею под диван, с хитрым выражением лица спрашиваешь: «Милая, а где сарафанчик, который тебе вчера привезла бабушка?» Тем самым ты сама ставишь ребенка в ситуацию, когда ему надо лгать и изворачиваться! Лучше сказать: «Дорогая, я нашла твое грязное платье. Ничего страшного - мы его почистим, но впредь будь аккуратней и сразу расскажи мне про пятно. Свежим его проще отстирать». Тогда доверие и благодарность крохи станут тем зерном, из которого потом вырастут честность и порядочность взрослого человека.

Мнимые достижения «гения»

Знаешь, чьи дети врут чаще всего? Лгунишками становятся отпрыски родителей, которые мечтают вырастить из своих крох гениев, юных олимпийцев и прочих сверхлюдей. Они ждут слишком многого от ребенка, а он просто не в силах оправдать этих надежд. И тогда малыш, чтобы не расстраивать маму, начинает придумывать, что он сегодня был лучшим в группе или его очень хвалили в музыкальной школе. А при малейшем успехе раздувает его до вселенских масштабов, чтобы вызвать одобрение.

Поэтому, задумывая очередное мегадостижение для своего чада, оцени, не слишком ли ты завысила планку. А может, стоит просто почаще хвалить малыша, тогда у него не будет повода ложью добиваться твоего расположения.

Враки обиженного чада

Желание скрыть свои неуверенность и обиду - еще одна причина для детской лжи. Например, ты можешь услышать историю о том, как твой отпрыск героически расправился с соседским забиякой Никитой, который все время над ним насмехается. Даже если ты знаешь, что все было совсем не так, не спеши пресекать его ложь - сынишка просто пытается в своей фантазии восстановить справедливость, которой ему не хватает в реальности. Этот вымысел является некоей самотерапией для ребенка. Выслушав его версию событий, поддержи малыша, но не забудь отметить, что великих героев любят и уважают в том числе и за то, что они всегда говорят правду.

Ложь из вежливости

Когда ты учишь ребенка говорить «спасибо», «пожалуйста» или «до свидания», ты прививаешь ему естественные навыки вежливости - это, безусловно, хорошо. Другое дело, если, встречая в дверях подругу, которую твое чадо почему-то недолюбливает, ты настаиваешь «немедленно поцеловать тетю Катю». Твой малыш имеет полное право на собственные симпатии и антипатии. Давая ему понять, что его чувства тебя не волнуют и он обязан любить всех без исключения, ты обрекаешь свое сокровище на лицемерие, называя это вежливостью. Смекнув, что правда расстраивает маму, твой ребенок может привыкнуть лгать по поводу и без. Сама подумай: зачем нужна искренность, если она влечет за собой наказание и упреки?

Корысти ради

«Мамочка, вот в дневнике 4 пятерки за два дня. Ты сказала, что если я буду приносить каждый день по хорошей отметке, то смогу в субботу пойти в кино!» Но, радостно изучая дневник отличника, ты вдруг обнаруживаешь еле видную затертость на месте оценки и понимаешь: тебя обманывают! Мало того что твой «паинька» мастерски исправил «3» на «5», так он еще и, не моргнув глазом, требует от тебя поощрения! Вполне объяснимо, что первое желание в такой ситуации - вспомнить о папином ремне. Держи себя в руках. Безусловно, наказание здесь уместно, но делать это надо не выходя из себя. Крики и рукоприкладство только напугают ребенка, и в итоге он так и не поймет, в чем провинился. Строго, но спокойно объясни маленькому Мюнхгаузену, что обман в ваших отношениях неприемлем, так он никогда не добьется желаемого. Естественно, ни о каком походе в кино не может быть и речи.

И не путай корыстную ложь с обманом, вызванным страхом наказания за плохую оценку. Конечно, требовать успеваемости от ребенка надо, но делать это стоит не кнутом, а скорее пряником! «Милый, мы переживем эту двойку по контрольной, хотя я и очень расстроена. Скажи, что именно у тебя не получается, - я помогу или поговорю с учителем, чтобы он с тобой позанимался» - вот правильная реакция на происшествие. Ребенок будет понимать, что он может рассчитывать на твою поддержку. Поэтому впредь, получив плохую оценку, вместо того чтобы стереть ее ластиком, он постарается исправить двойку легальным путем: переписав контрольную или заработав много пятерок после. Ведь мама не накажет, а поможет!

Фантазии мечтателя

Если твое чадо рассказывает тебе захватывающую историю о своих похождениях на Северном полюсе или удивляет описанием нового друга - тролля, живущего во дворе под деревом, не спеши ловить юного Мюнхгаузена на вранье! Любая фантазия малыша, если она не преследует корыстных целей, - это не ложь, а проявление эмоций. Более того, анализируя «невероятные приключения» своего ребенка, ты можешь узнать, чего ему не хватает в реальности. Ведь невинные выдумки - это закодированная просьба, прозрачный намек, сделанный, чтобы родители могли превратить мечту в реальность. Идеальная реакция на такую фантазию - понимание и участие, а не порицание и осуждение. Услышав от малыша: «Сегодня я купался в море», просто скажи: «Я знаю, что ты очень хочешь на юг, и мы обязательно туда съездим». Стоит ли говорить, что тебе надо будет выполнить данное обещание?

Но детские фантазии могут таить в себе и опасность. Если сногсшибательные истории не сопровождаются реальными достижениями, вместо настоящих успехов малыш продолжает удивлять окружающих небылицами о своих блистательных победах, а сам предпочитает с утра до вечера сидеть на диване и смотреть мультики - у тебя есть шанс получить в дальнейшем бездельника с непомерными амбициями. В таком случае постарайся предложить своему ребенку «настоящее дело». Это может быть спорт или театральная студия.

Мнение специалиста

Светлана Коноваленко, детский психолог, к. п. н., логопед высшей категории:

Часто родители с легкостью забывают обещания, данные малышу второпях, и считают, что ребенок поступает так же. А зря. Поверьте, он хорошо помнит, что мама вчера клялась выйти только на минуточку, а сама на весь день оставила его с бабушкой! Или, например, после неприятного разговора с соседкой, будучи очень раздраженной, вы убеждаете кроху, что не злитесь. Или бросаете мужу, идущему к телефону: «Если это меня, я уже вышла!» Подумайте, вы подаете своему ребенку не лучший пример. Как правило, кроха начинает врать, просто подражая своим родителям.

Признаки того, что ребенок тебе врет:

  • Рассказывая что-то или отвечая на вопрос, малыш подносит руки к губам, как бы закрывая ими рот. Психологи объясняют этот жест подсознательной попыткой «не выпустить ложь изо рта».
  • Говоря неправду, ребенок старается не смотреть тебе в глаза.
  • Часто покашливает во время разговора.
  • Переспрашивает и повторяет заданный тобой вопрос.
  • Неосознанно прикасается к носу.
  • Потирает глаз, подбородок или виски.
  • Теребит мочку уха.
  • Почесывает шею или оттягивает воротник.

Иногда возникает настоятельная потребность разобраться в эмоциональном состоянии ребенка, понять его чувства. Но как это сделать, если он либо молчит, либо находится еще в нежном возрасте и не в состоянии описать что его тревожит? Можно применить элементарные диагностические методики, с которыми справится даже неспециалист.

Как узнать, что тревожит ребенка без обращения к специалистам

Вся жизнь – игра

Да, жизнь – игра. Особенно если тебе не больше 6-7 лет. В игре детей дошкольного возраста можно узнать все. Предложите малышу сыграть в дочки-матери и вы увидите не только его страхи и тревоги. Ребенок продемонстрирует вам даже ваш собственный стиль воспитания. Это даст возможность не только посмеяться над собой, но и подкорректировать проблемные моменты.

Метод незаконченных предложений

Незаконченные предложения – отличный способ узнать о проблемах ребенка. Особенно хорошо он работает с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Поиграйте с ним в игру, где нужно будет заканчивать разные предложения. Возьмите какие-нибудь шутливые фразы: «В нашем городе фиолетовые…» и разбавьте их предложениями типа «Ваня очень боялся…», «Катя больше всего не любит…». Можно использовать чужое имя или даже названия животных или сказочных героев. Таким образом вы получите представление о наиболее неприятных вещах, тревожащих вашего ребенка. Узнаете и о его предпочтениях и интересах. Может, даже докопаетесь до тайных желаний.

«А давай придумаем сказку!»

Отличное предложение для дошколят и младших школьников. Придумайте какой-нибудь незамысловатый сюжет с любимыми героями и смотрите, что получится. Если вас интересует конкретная ситуация, продублируйте ее в сказке и оставьте окончание на усмотрение ребенка. Так вы получите всю нужную информацию, не задав ни одного конкретного вопроса.

Рисунок дерева

Очень простой тест. Разобраться с его интерпретацией не так сложно. Просто попросите ребенка на листке бумаги нарисовать дерево. Инструкций и рекомендаций как рисовать не давайте. Смотрите результат:

  • Если вы увидите большое раскидистое дерево с хорошо развитой кроной – это хороший сигнал.
  • Мало веток и листьев – посмотрите на общение ребенка: достаточно ли у него друзей?
  • Маленький рисунок на большом листе – возможна неуверенность в своих силах.
  • Дуплистое дерево требует особого внимания. Дупло – это знак психической травмы.

В таком случае гадать дальше не стоит. Лучше перестраховаться и обратиться к детскому психологу. Психолог разберется, есть ли причина для беспокойства или мы имеем дело с ложной тревогой. Но если сын или дочка действительно пережили какое-то нервное потрясение, помощь психолога будет очень кстати.

Рисунок кактуса

Задание дается по той же схеме, что и с деревом, только просим нарисовать кактус. Что нам это даст?

Красивое, с хорошими колючками, довольно большое растение в художественно выполненном горшке, покажет нам, что ребенок отлично умеет защищать свои границы. Он не боится конфликтов и умеет справляться с любыми проблемными ситуациями.

Маленький кактус с крохотными колючками – надо поработать над уверенностью в себе и подучить различным стратегиям выхода из ссор и недоразумений.

Рисунок мандалы

Довольно сложная методика, но возможно использование и по упрощенной схеме. Берем тарелку, кладем на лист бумаги и обводим по периметру. Выдаем краски, фломастеры или карандаши с большим количеством цветов и оттенков и просим заполнить круг от центра. Внимательно наблюдаем, в каком направлении рисует ребенок.

  • Направление по часовой стрелке сигнализирует о хорошем психологическом и физическом самочувствии.
  • Противоположное направление – что-то серьезно беспокоит.

Обращаем внимание на используемые цвета.

  • Много черного – настроение оставляет желать лучшего.
  • Коричневый – достаточно хороший цвет.
  • Светло зеленый свидетельствует о переутомлении. Может быть ребенок нуждается в качественном отдыхе.
  • Преобладает сиреневый и фиолетовый – похоже, что у вас растет новый Вольф Мессинг. Это цвета интуиции и предвидения.

Очень важно серьезно относиться к чувствам и эмоциям ребенка, а также уважать его мнение. Используйте свой пример для правильного выражения внешних чувств, конструктивно справляясь с негативом и раздражителями.

Попытайтесь не просто разобраться в эмоциональном состоянии ребенка, но и испытать его чувства вместе с ним - разделите радость и счастье, погорюйте за него, показав, что он не должен в одиночку справляться с проблемами.
Крепкая эмоциональная связь между родителями и детьми приведет к полноценному и доверительному общению в будущем, минимизирует , воспитает в ребенке уверенность, самоуважение и облегчит социальное общение в более зрелом возрасте.

Как определить, хватает ли ребенку грудного молока? Что может свидетельствовать об его дефиците? Как кормить правильно, чтобы кроха всегда наедался? И что делать, если молока все-таки мало? Ответы консультантов по грудному вскармливанию о полноценном рационе новорожденного.

Вопрос о достаточности кормлений чаще всего задают консультантам молодые мамы. У него много оснований! Женская грудь не позволяет визуально определить количество в ней молока и его объем, использованный на одно кормление. Точного представления не даст ни сцеживание, ни «самоанализ» по ощущению наполненности молочных желез. Определить, наедается ли ребенок грудным молоком, можно исключительно по наблюдению за самим малышом. Маме же важно знать основные особенности правильного, достаточного кормления.

Техника кормлений «по требованию»

Методика кормлений «по требованию» утверждена основой полноценного грудного вскармливания. Придерживаются ее не только консультанты специализированных благотворительных организаций, но и официальные учреждения здравоохранения. Она отмечена в приказах министерств здравоохранений цивилизованных государств, в том числе России. В чем ее особенности?

Материнская грудь готова обеспечивать малыша пищей с первой минуты жизни. Она вырабатывает сверхценное молозиво, но в небольшом количестве. Объем жидкости, богатой факторами роста, иммунными соединениями и белком, не превышает 30 мл в сутки. Но этого достаточно, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым до 4 дня жизни.

На смену молозиву приходит первичное, а уже затем зрелое молоко. И объем его зависит от нескольких факторов.

  • Частота прикладываний . Консультант международной организации по грудному вскармливанию Ла Лече Лига Наталия Гербеда-Уилсон утверждает: именно при становлении лактации определяется объем молока, требуемый для кормлений. И утверждает этот объем сам малыш. Прикладывание к груди «по требованию» поддерживает естественный механизм регуляции объема. Если же мать придерживается принципа кормления «по режиму», молока изначально окажется меньше, чем нужно. И к 2-4 месяцам лактация может исчезнуть полностью.
  • Длительность пребывания у груди . Может показаться, что ребенок просто спит с грудью во рту, лишь изредка посасывая ее. Но это представление ошибочно. Малыш первых дней и месяцев жизни совмещает процесс питания с общением с окружающим миром, потребностью в ласке, тепле, спокойствии. Обеспечить ее лучшим образом может только пребывание у маминой груди. Длительные сосания сами по себе стимулируют лактацию. Нормальным считается кормление от 20 до 50 минут, но и 2 часа у груди не выбиваются из «нормы».

Малыш должен часто просить грудь. Он может делать это до 25 раз в сутки! Такое количество кормлений продлится недолго. Уже после трех месяцев режим стабилизируется и придет к 6 кормлениям в день.

Придерживаясь техники кормления «по требованию», вы не столкнетесь с вопросом - как понять, хватает ли ребенку грудного молока. Оно всегда будет присутствовать в достаточном объеме, необходимом малышу. Но есть и признаки для определения уровня лактации. По мнению педиатров, анализировать их нужно в комплексе, так как единичные критерии не дают четкого ответа об объеме грудного молока у женщины.

5 признаков достаточного объема молока

«Смотрите не на часы, а на своего ребенка», - так говорят консультанты по грудному вскармливанию, когда речь заходит о частоте и продолжительности кормлений. Современная медицина считает, что анализ состояния крохи и наблюдение за ним являются лучшими «мерилами» достатка у вас грудного молока. Каковы эти признаки?

  1. Частота кормлений . В среднем малыш первых дней жизни должен кушать 8-12 раз. Вариантом нормы является большее число кормлений. Столь частые «перекусы» определяются несколькими факторами. Во-первых, с необходимостью в тактильном контакте с матерью. Во-вторых, с чрезвычайно малым объемом желудка ребенка, который не в состоянии за раз вместить много. И в-третьих, с особенностями самого грудного молока, которое быстро переваривается.
  2. Длительность сосания . Малыш должен находиться у груди столько, сколько ему необходимо. В этом случае не возникнет оснований считать, что грудничок не наедается грудным молоком. Не отрывайте его от груди, даже если кроха выглядит спящим. Выберите удобное положение и подождите, пока он отпустит вас сам или «отвалится» во сне.
  3. Наличие глотательного рефлекса . Малыш должен не просто лежать под грудью, посасывая ее. Вы должны слышать, как он глотает молоко. При этом в первые минуты кормления частота глотаний будет большей, так как ребенок получает более жидкое молочко. Затем он начинает глотать реже, но сосать с усилием, так как приходит очередь задней, более густой ценной пищи.
  4. Набор веса в пределах нормы . Отмерять, как быстро и насколько интенсивно кроха начал поправляться, следует с четвертого дня его жизни. К этому времени он теряет часть веса при рождении, избавляясь от первичного кала и отечности тканей. Нормальным является набор веса в пределах 125-215 граммов в неделю.
  5. Здоровый вид малыша . Кроха должен выглядеть бодрым, громко требовать грудь. Кожа здорового малыша розовая, упругая, при надавливании на нее быстро возвращает форму.

Наблюдать эти признаки следует в комплексе, но для этого требуется время. Когда определить, что ребенку не хватает грудного молока или же он получает его в достатке, нужно быстро, можно воспользоваться самыми простыми «мерилами». К ним относится количество вырабатываемой им мочи и кала.

Как часто писает ребенок

Кормление молозивом не обеспечивает большого объема жидкости. Поэтому малыш будет писать нечасто. В сутки достаточно сменить 2 подгузника, заполненных до средней «отметки». Узнать эту отметку просто. Проведите эксперимент: налейте в подгузник 3-4 столовые ложки воды и взвесьте его в руке. Столько же весит моча крохи за пару «писаний». Таким образом, ребенок, получающий молозиво, может писать 4-5 раз в сутки.

С приходом полноценного молока ситуация меняется. Кроха начинает получать больше жидкости, соответственно, и мочи вырабатывается больше. В течение суток он мочится до 12 раз, поэтому маме придется сменить 5-6 подгузников.

Использовать этот признак можно только в том случае, если ребенок не есть ничего кроме грудного молока. Он не работает при докорме смесью или допаивании водой. В процессе становления лактации допаивание и докорм снижают естественную выработку молока.

Как часто какает ребенок

Еще один параметр, как понять, что новорожденному ребенку не хватает молока, или он получает его достаточно. В течение 3 дней после рождения кроха избавляется от мекония - первичного кала, и интенсивность его «производства» невысока - 1-2 раза в сутки. С приходом полноценного молока частота «каканий» существенно увеличивается и доходит до 5 раз в сутки, что свидетельствует о достаточном объеме питания.

Ложные признаки недостатка молока

В некоторых ситуациях мамы ошибочно полагают, что у них уменьшился объем лактации, и ребенок не наедается грудным молоком. Понимание этих физиологических процессов позволит избежать срыва грудного вскармливания.

  • Отсутствие ощущений приливов в груди . Обычно после шестой недели вскармливания мама замечает, что грудь перестала болезненно переполняться. А малыш, который раньше подолгу «висел на сисе», начал кушать значительно быстрее. Эта ситуация свидетельствует вовсе не об уменьшении выработки молока. Она говорит о том, что вы с малышом научились пользоваться грудью правильно! Ваш организм начал вырабатывать его столько, сколько необходимо. А кроха стал потреблять его с достаточной интенсивностью, которая приходит лишь с опытом.
  • Уменьшение частоты дефекаций . Примерно с шестинедельного возраста у малыша меняется частота испражнений кишечника. Он перестает какать после каждого кормления и может делать это реже. При этом вариантом нормы может быть испражнение кишечника и 6 раз в сутки, и 1 раз в день. По мнению педиатров, куда важнее в этом вопросе следить за состоянием малыша. И если при индивидуальном режиме «каканий» он не проявляет беспокойства, выделяет кал горчичного или зеленовато-коричневого цвета без отталкивающего запаха, значит, он получает достаточно пищи, и его кишечник работает в правильном режиме.
  • Внезапное повышение аппетита . Малыш вдруг начинает требовать грудь значительно чаще и подолгу сосет. Так проявляются скачки роста, которые проходят в течение нескольких дней. В это время организму ребенка нужно больше пищи. И для мамы важно обеспечить ее для крохи, поэтому следует кормить дольше и чаще. Важность скачков роста состоит также в стимуляции лактации. За несколько дней объем грудного молока увеличивается, что покрывает потребности растущего организма.

Когда маме стоит забеспокоиться? Если кроха спит по четыре часа, не требуя грудь. Для малыша первых дней жизни это не нормально. Исключение составляет период глубокого ночного сна, когда ребенок отдыхает до 5 часов без пробуждения.

Техника поведения при дефиците молока

Если кроха редко просит кушать или выглядит вялым, апатичным, плохо набирает вес, отстает в росте, возникает основание считать, что ребенок не наедается грудным молоком. Однако крайне редко данная ситуация означает, что требуется вводить докорм и тем более отказываться от грудного вскармливания. Никакая искусственная смесь не будет более питательной и ценной для малыша, чем естественная пища мамы.

Консультанты по грудному вскармливанию при выявлении дефицита рекомендуют продолжать кормить, уделяя внимание периодичности и частоте прикладываний.

  • Кормите чаще, уменьшите промежутки между кормлениями до минимума . Как можно дольше держите кроху у груди.
  • Предлагайте обе груди в каждое кормление . Позвольте малышу сначала выпить молочко из одной. Когда заметите, что он перестал глотать, предложите ему вторую. В следующее кормление дайте сначала вторую грудь, чтобы ребенок получал более питательное заднее молоко в достаточном объеме.
  • Заканчивайте кормление, когда захочет ребенок . Даже если вам кажется, что он сосет слишком долго, наберитесь терпения и позвольте крохе самому завершить «обед». Через некоторое время он уснет или «отпадет» сам.
  • Прикладывайте правильно . Следите, чтобы губки малыша покрывали ареолу, а не сосок. В противном случае кормление будет доставлять дискомфорт, а ребенок не сможет сосать продуктивно.
  • При вялом сосании меняйте грудь часто . Делайте это несколько раз в течение каждого кормления, если заметите, что малыш перестал глотать.
  • Откажитесь от пустышек, не давайте крохе ничего кроме груди . Соски и пустышки снижают продуктивность сосания, поэтому противопоказаны малышам, недобирающим в весе. При введении докорма следует давать его из ложки или чашечки.
  • Помните о себе . Не стоит нервничать из-за недостатка грудного молока, так как негативное эмоциональное состояние женщины губительно для лактации. Полноценно питайтесь, отдыхайте в свободную минуту и пейте больше жидкости.

Соблюдая эти рекомендации, вы сможете быстро восстановить лактацию. Помогут в этом и специалисты благотворительных организаций по грудному вскармливанию. Бесплатные консультации онлайн или по телефону предоставляют специалисты LLLI (Ла Лече Лига), АКЕВ (Ассоциация Консультантов по Естественному Вскармливанию).

Указанные принципы, как узнать, хватает ли ребенку грудного молока, общие. И могут не соответствовать именно вашему малышу. Как правило, мама интуитивно чувствует, все ли в порядке с крохой. И если наблюдает здорового и активного ребенка, который часто просится к груди, с ним все в порядке. А вашего молока ему хватает в полной мере.

Распечатать

Многих молодых мам, принявших решение кормить грудью, беспокоит вопрос: а достаточно ли ребенку молока? Этот вопрос особенно остро стоит с рождения до полугода младенца, когда грудное молоко становится единственным и самым лучшим источником питания для крохи. Очень часто мама, решив, что ребенок не наедается грудным молоком, под давлением родственников или участкового педиатра переводит его на смесь, лишая младенца не только всех полезных свойств натурального продукта, но и полноценного эмоционального контакта, которое также составляет основу естественного вскармливания.

Ложные признаки

Как правило, к самым распространённым признакам того, что малыш голоден, относят:

  • беспокойство, которое младенец проявляет, находясь у маминой груди;
  • перерыв между кормлениями меньше 3 часов;
  • новорожденный не отпускает грудь, «висит» на ней.

Несмотря на их общеизвестность, ориентироваться только на эти признаки не стоит. В большинстве случаев они действительно сообщают о дискомфорте малыша, но не о чувстве сытости, а о проблемах с кишечником. Если же поведение новорожденного демонстрирует наличие всех трех признаков, скорее всего, это колики. Часто они усиливаются к вечеру, а также сопровождаются поджиманием ног к животику и пронзительным плачем после каждого прикладывания к груди.

Кстати, переход на смешанное или искусственное вскармливание в данном случае лишь усугубит проблему, поэтому важно дать крохе находиться у груди так долго, как он пожелает, попробовать разные способы облегчения боли (тёплая пелёнка, массаж и прочее), но самое главное – набраться терпения и подождать, пока дозреет пищеварительная система.

Кроме того, не стоит совершать одну из самых частых ошибок молодых родителей: слишком часто взвешивать ребёнка, тем более – после каждого кормления. В этом случае картина будет искажена, мама и папа начнут нервничать, что новорожденный не набирает вес, и начнут докармливать его смесью.

Между тем, если взвешивать ребенка не чаще раза в месяц, в большинстве случаев окажется, что грудничок набирает положенные ему 600 граммов, а то и больше. Чтобы узнать прибавку в весе за первый месяц, за точку отсчета необходимо брать вес не при рождении, а при выписке из роддома. Как правило, за 3-4 дня нахождения в роддоме вместе с первородным калом новорожденный теряет от 5 до 10% собственного веса, и это считается нормой.

Беспокойный сон, который также относят к признакам недоедания, часто не показателен: существует множество причин, по которым малыш спит меньше нормы или часто просыпается. Например, ребенок чувствует нервозность матери, обладает возбудимым темпераментом или испытывает физический дискомфорт, не связанный с чувством насыщения. В этом случае лучшего всего найти информацию о нормах сна, актуальных для каждого конкретного возраста, и начать укладывание малыша через приведенные в таблицах промежутки времени.

Тест на мокрые пелёнки

Как же понять, что ребенок не наедается грудным молоком, а не, к примеру, мучается коликами? Один из самых верных признаков – недостаточное суточное количество мокрых пелёнок. Итак, при первом же подозрении на то, что малыш голодает, нужно снять с него подгузник и посчитать, сколько пелёнок он испачкает за сутки. Начиная с недельного возраста это количество колеблется от 12 до 20 штук. В том, случае, если испачканных пелёнок меньше, можно с большой степенью уверенности сказать, что грудного молока ребенку не хватает.

К косвенным признакам недостаточного количества молока также относятся: частые проявления сосательного рефлекса (причмокивание губами, языком, сосание пальца, кулачка или края пелёнки, поисковые движения головой), сухость кожи, что является следствием обезвоживания и чувство опустошения груди после каждого кормления. Правда, к последнему признаку стоит относиться с осторожностью: вполне возможно, что зрелая лактация уже установилась, но малыш еще не в состоянии высосать такое количество молока. В этом случае нужно какое-то время посцеживать грудь после каждого кормления, добиваясь не ее полного опустошения, а лишь чувства облегчения. Это даст крохе возможность постепенно увеличить количество потребляемого молока, а маме – миновать лактостазы и прочие неприятности, связанные с застойными явлениями в молочных железах.

Что мешает лактации

В том случае, когда точно удалось установить, что ребенок не наедается грудным молоком, нужно обязательно найти причину, мешающую нормальной лактации. Так как в кормление грудь вовлечены двое участников – мама и малыш – она может быть связана с каждым из них или обоими сразу.

Итак, со стороны матери нехватка молока может быть обусловлена следующими причинами:

  • психоэмоциональное напряжение, связанное с послеродовой депрессией, усталостью, недосыпанием, отсутствием поддержки и понимания со стороны близких, тяжелой атмосферой в семье;
  • неправильное питание кормящей матери (недостаточное или несбалансированное);
  • пренебрежение питьевым режимом (при нехватке молока кормящая мать должна выпивать до 2 литров теплой жидкости в сутки);
  • сложности, обусловленные самим процессом кормления грудью (плоские соски, трещины, болезненность, отсутствие настроя);
  • кормление ребенка по часам, отказ от ночных кормлений или стремление свести их к минимуму;
  • допаивание ребенка водой без соответствующих причин (повышение температуры тела, обезвоживание, связанное с кишечным расстройствами и прочие медицинские показания);
  • использование пустышек, сосок и бутылочек, сосание которых приводит к тому, что у груди малыш начинает лениться.

В свою очередь, малыш может недоедать, если правильному сосанию мешают:

  • насморк или травмы ротовой полости;
  • колики, усиливающиеся в процессе кормления;
  • неправильное расположение у груди или неправильный захват соска.

Заметить в поведении малыша некоторые нарушения помогает простой тест: во время кормления следует послушать, как глотает малыш. В норме 2-3 сосательные движения чередуются с одним глотательным, правда, перед этим ему нужно стимулировать выработку молока, сделав много сосательных движений. Если же глотков почти не слышно, вполне возможно, что ребенок остается голодным. Важно обратить и на время кормления: консультанты по грудному вскармливанию советуют не ограничивать новорожденного в этом вопросе, позволяя ему проводить у груди столько времени, сколько ему хочется. Специалисты отмечают, что новорожденному для насыщения требуется не менее 45 минут, тогда как полугодовалому ребенку достаточно 10.

Итак, для нормализации лактации важно точно определить, хватает ли ребенку материнского молока. Проще всего это сделать, посчитав количество мокрых пелёнок за сутки. В том случае, когда точно установлено, что кроха не наедается, следует поменять режим питания и отдыха кормящей матери. Чаще всего, именно этот фактор становится препятствием для правильной и полноценной лактации, тогда как другие встречаются гораздо реже.

Как узнать, что ребенок не наедается грудным молоком

Постоянное беспокойство кормящей матери, переживающей, не голодает ли ребенок, нередко приводит к тому, что она начинает докармливать его и допаивать. В результате того, что грудничка начинают реже прикладывать у груди, снижается стимуляция нервных окончаний в сосках и выделение гормонов, регулирующих выработку и отделение грудного молока. В итоге, лактация, действительно, начинает снижаться.

В данной статье вы сможете найти квалифицированные ответы на вопрос – «как понять, что малышу не хватает молока?».

Известный педиатр Е.О. Комаровский, говорит, что ложная тревога матерей о том, что их младенец недоедает, часто становится причиной необоснованного введения докормов. На вопрос, как понять, что не хватает грудного молока, Комаровский отвечает, что признаки недостаточной лактации бывают вероятные (то есть их появление может быть связано и с другими причинами) и достоверные.

Союз педиатров России в пособии по естественному вскармливанию детей, поясняя кормящим женщинам, как понять, что в груди мало молока, также говорят о вероятных и достоверных признаках недостаточной лактации.

Вероятные признаки недостаточной лактации:


Появление одного или нескольких из вышеперечисленных признаков может быть следствием недостаточного образования и (или) выделения молока. Однако они могут встречаться и в других ситуациях: необходимость частых прикладываний к груди, длительность сосания могут быть связаны с индивидуальными особенностями младенца. Так, слабому, недоношенному ребенку требуется больше времени и сил, чтобы получить необходимое количество молока при сосании. Причиной беспокойства малышей в перерывах между кормлениями может быть повышенное газообразование в кишечнике и другие нарушения. А изменения характера стула могут свидетельствовать о проблемах с пищеварением и пр. Как понять, что грудничку не хватает грудного молока? Для этого нужно знать о достоверных признаках недостаточной лактации.

Достоверные признаки недостаточной лактации


Итак, как определить, что ребенку не хватает грудного молока? Необходимо оценить ситуацию комплексно. Скорее всего, при реально существующем недостатке лактации будут наблюдаться и вероятные и достоверные признаки. Для того, чтобы определиться с тактикой дальнейшего кормления малыша, важно посоветоваться с педиатром. Также можно обратиться к грамотным специалистам по грудному вскармливанию.

Эффективно ли контрольное вскармливание?

Долгое время, для ответа на вопрос «как понять, что ребенку хватает грудного молока?» использовался такой метод, как контрольное вскармливание. Его суть заключается в том, что младенца взвешивают до и после кормления (если ребенок помочился, взвешивают вместе с пеленками и подгузником, чтобы учесть потери жидкости). Разница в весе малыша до и после кормления считается равной весу съеденного им молока. Однако сегодня достоверность контрольного вскармливания, как метода, позволяющего безошибочно выявить недостаточность лактации, все чаще подвергается сомнению.

Почему же эта методика перестала считаться достоверной? Потому что по результатам одного кормления невозможно судить об объеме вырабатываемого и выделяемого молока, так как количество молока, которое высасывает ребенок, может существенно меняться от кормления к кормлению . Как сообщают эксперты ВОЗ «ребенок потребляет разное количество молока при каждом кормлении. Состав молока изменяется, и по весу молока вы не сможете определить, богато ли молоко жирами или же в его составе много воды. Кроме того, процедура взвешивания может заставить мать волноваться, что приведет к задержке или угнетению лактации, в результате чего ребенок получит меньше молока, чем обычно» .

Также стоит учесть, что контрольное вскармливание, чаще всего проводится в поликлинике, в обстановке непривычной как для матери и ребенка, что увеличивает стресс у обоих и влияет на результаты.

Российские педиатры и диетологи в качестве альтернативы традиционному контрольному вскармливанию предлагают проводить контрольные взвешивания ребенка в течение суток . В Национальной программе оптимизации вскармливания детей РФ сообщается, что «Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешивания ребенка в домашних условиях после каждого кормления в течение суток («контрольное» взвешивание)» . Считается, что подобный подход позволяет избежать стресса, связанного с нахождением в непривычных условиях, а измерение веса младенца в течение суток позволит объективнее судить о состоянии лактации.

Тем не менее, большинство врачей и специалистов по грудному вскармливанию во всем мире сходятся во мнении, что при поиске ответа на вопрос «как понять, хватает ли ребенку молока?» наиболее объективным является анализ прибавки веса младенца (в первые шесть месяцев жизни не менее чем на 500 г. за месяц.) Именно этот признак считается наиболее достоверным для оценки уровня лактации у матери.

Эксперты ВОЗ считают, что для оценки уровня лактации можно проводить еженедельные взвешивания малыша (более частые взвешивания признаны неинформативными).

Список использованной литературы:

  1. Комаровский Е.О. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»/М.: Эксмо, 2016 г.
  2. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста/ Методические рекомендации ВОЗ для Европейского региона с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. 2003 г.
  3. Пособие по естественному вскармливанию детей/ Санкт-Петербургское отделение Межрегионального общественного объединения «Союз педиатров России». 2011 г.

Вы можете задавать вопросы (ниже) по теме статьи и мы постараемся на них квалифицированно ответить!



mob_info