Упражнения по теме приставки на зс. Упражнения по русскому языку на тему "Правописание приставок на з-,с-.". Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Буквы –з и –с на конце приставок».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология: технология деятельностного метода

Цели урока:

- обучающие: формирование представления о способе выбора написания согласных букв з и с на конце приставок; формирование навыка морфемного разбора;

- развивающие: закрепление знаний об этапах учебной деятельности и их содержании; развитие умения самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;

- воспитательные: формирование коммуникативной культуры учащихся.

Задачи урока:

-дидактическая: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний.

- учебная: создать условия для усвоения учащимися условий выбора согласной з и с на конце приставок.

Оборудование: алгоритм действий; карточки для индивидуальной работы учащихся; презентация.

Ход урока:

    Самоопределение к учебной деятельности. (слайды №1 и2)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим путешествие по стране морфем. Ребята, а что должен сделать путешественник, прежде чем отправиться в дорогу?

(Проверить свой багаж)

Что нам нужно сделать, чтобы проверить наш багаж?

(Повторить необходимый материал)

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (слайд № 3)

Заглянем в чемодан уже накопленных о стране морфем знаний. Всё ли на месте?

(Нет.)

Чтобы навести порядок, необходимо завершить данные высказывания: (слайды № 4 – 8)

    Приставка, корень, суффикс, окончание – это ……….

    Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – ……….

    При образовании однокоренных слов получаются слова с разным ……………. значением.

    Замену одних звуков другими в одной и той же части слова называют ………………….

    Части слов, в которых имеются чередования звуков, называют…………..

Молодцы, ребята! Вы навели идеальный прядок в чемодане знаний. (слайд № 9)

Скажите, ребята, а связана ли морфемика с орфографией?

А что вы знаете об орфографии? Что представляет собой этот раздел науки о языке?

(Это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.)

Какие орфограммы в приставках вам уже известны?

(Правописание гласных и согласных в приставках.)

Чтобы сесть на поезд, который повезет нас дальше по стране Морфемике, нам нужен билет. Купить билет мы сможем, вспомнив это правило и выполнив задание на его повторение. (слайд № 11)

Задание. Запишите данные словосочетания, вставив пропущенные буквы. Объясните их написание. (слайд№ 12)

Н..писать сочинение

С..рвать цветок

П..ласкать котёнка

Пр..дсказывать погоду

Тправиться в поход

Д..ехать до деревни

Кто хочет поработать у доски?

(Учащиеся по очереди выходят к доске, также задание выполняется в рабочих тетрадях.)

Отлично, билеты в путешествие по стране Морфемике мы приобрели. Занимаем места в вагонах поезда и отправляемся.

А вот и первая станция. Узнать название станции мы сможем, если обратим внимание на то, что написано на здании вокзала. Оно зашифровано, некоторые буквы пропущены. (слайды № 13 – 14)

Задание. Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их написание.

Ра..писать стены

Ра..ровнять землю

В..лететь по облака

В..кинуть руки

Бе..людный парк

Бе..платный вход

(Учащиеся выполняют задание в карточках.)

Удалось ли вам справиться с задание?

(Нет.)

Почему вам не удалось выполнить задание? В чём затруднения?

(Мы не можем объяснить написание букв з и с.)

    Постановка учебной задачи. (слайд №14)

В какой части слова находятся пропущенные буквы?

(В приставке)

Всё ли мы знаем о правописании приставок?

(Нет. Нам неизвестно правило написания букв з и с на конце приставок.)

Какова же цель нашего путешествия сегодня?

(Узнать условия написания букв з и с на конце приставок.)

Как же называется станция, на которую мы прибыли? Её название и будет темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.

(Буквы з и с на конце приставок.)

Запишите тему урока в рабочих тетрадях.

(слайд №15)

    Построение проекта выхода из затруднения. (слайд № 16)

Какие знания о стране Морфемике нам понадобятся для достижения цели нашего путешествия?

(Умение выделять приставку в слове, знания о том, что морфемы могу иметь варианты, умение видеть условия выбора варианта морфемы, умение комментировать написание приставок)

Для определения условий написания букв з и с на конце приставок предлагаю вам поработать в группах. Но что мы должны сделать, прежде чем вы приступите к работе?

(Составить план действий.)

Каким будет ваш первый шаг? (Выделить приставку)

Второй? (Определить, какая буква пишется после приставки)

Третий? (Сделать вывод)

(План действий выводится на слайде презентации.)

    Реализация построенного проекта. (слайд №16)

Разделитесь на четыре группы и, следуя алгоритму, поработайте в карточках. Выделите приставку в слове и обратите внимание на то, какая буква пишется после приставки.

Учащимся раздаются карточки со совами.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Безбрежный

Взглянуть

Возлагать

Бесценный

Раскидать

Вспылить

Воспарить

Время вышло. Посмотрим, что у вас получилось. Вывесите результаты своей работы на доску. Все ли группы справились с заданием? (Да.)

Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание букв з и с на конце приставок?

(Да. Написание букв з и с зависит от того, какая буква пишется после приставки.)

Сформулируйте, пожалуйста, правило написания букв з и с на конце приставок.

Как нам оформить правило, чтобы было легче его запомнить?

(Составить цепочку действий, алгоритм.)

Каким будет первый шаг?

(Учащиеся проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его, выводит на слайд презентаци) )

(слайд №17)

Теперь проверим правильность наших выводов. Откройте учебник, внимательно прочитайте правило и проверьте цепочку. Все ли верно?

Вернёмся к названию нашей станции и выполним в тетрадях задание, с которым в начале вы не смогли справиться. (слайд № 18).

Ученики вставляют пропущенные в приставках буквы и комментируют условия их написания, работу выполняют в тетрадях.

    Первичное закрепление во внешней речи. (слайд № 19)

- Теперь ваша задача научиться применять это правило на практике. Выполним упражнение.

(Учащимся предлагается выполнить упражнение на новое правило из учебника. (Упр. 423) Учащиеся выполняют упражнение рабочих тетрадях, проговаривая по цепочке условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- А теперь проверим, насколько внимательными вы были в путешествии и что усвоили. Для этого вы должны поработать самостоятельно. Для вас оставлено несколько заданий, решив их вы сможете продолжить путешествие по стране Морфемике.

Задание. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Самостоятельная работа.

I вариант

II вариант

Бе..ропотный

Ра..сердить

Ра..статься

Бе..звучный

Ра..считывать

В..хлипнуть

Бе..толковый

И..царапать

Бе..предельный

Бе..жалостный

Ра..чесать

Ра..винтить

Бе..сердечный

Ра..плести

И..следовать

В..лететь

Ра..сказать

И..черпать

Ра..ведать

Ра..чистить

Ра..крутить

Образец проверки. (Слайд № 20)

I вариант

II вариант

Эталон проверки.

I вариант

II вариант

Безр опотный

Расс ердить

Расс таться

Безз вучный

Расс читывать

Всх липнуть

Бест олковый

Исц арапать

Бесп редельный

Безж алостный

Расч есать

Расс вет

Разв интить

Изл ить

Бесс ердечный

Расп лести

Исс ледовать

Разж ечь

Взл ететь

Расс казать

Исч ерпать

Разв едать

Расч истить

Раск рутить

(Учащиеся выполняют задание в индивидуальных карточках, затем проверяют его по образцу и оценивают свои работы, используя образец проверки и критерии оценивания.)

    Включение в систему знаний и повторение. (слайд № 21)

Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

(Это правило останется в нашем багаже знаний, оно пригодится нам в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

Тем, кто справился с самостоятельной работой отлично и уверен в своих знаниях, я предлагаю выполнить более сложное задание.

Дополнительное задание.

Вставьте пропущенные буквы и запишите данные слова в два столбика:

1) с приставкой, оканчивающейся на –з и –с (объясните условия выбора согласных на конце приставки);

2) с приставками, неизменяющимися на письме.

Ра..считывать, о..блеск, от..брать, бе..хитростный, з..лепить, бе..шумный, з..держать, ра..ведать, в..бежать, ра..думать, пре..почтение, и..подтишка, в..бросить, н..думать, бе..звездный, п..бежать, ра..дразнить, п..дбегать.

(Учащиеся получают карточки с заданием, 2-3 минуты работают самостоятельно)

Тем, кто допустил ошибки в самостоятельной работе, я предлагаю обратиться к эталону проверки, проанализировать свои работы и выполнить упражнение из учебника №424. (слайд № 22)

(Ученики допустившие ошибки выполняют упражнение из учебника, по которому идёт работа, аналогичное заданию из самостоятельной работы. Один из учеников работает у доски.

Учащиеся, получившие дополнительное задание, по цепочке озвучивают ответы.)

    Рефлексия учебной деятельности. (слайд № 23)

Наше путешествие заканчивается, пора подвести итоги.

Какую цель мы поставили в начале путешествия?

(Узнать условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

Достигли мы этой цели? (Да.)

Что мы узнали? (Учащиеся озвучивают изученное на уроке правило)

С какими трудностями мы столкнулись в путешествии?

(Учащиеся называют затруднения, вызванные на этапе пробного действия.)

    Домашнее задание.

- Учитывая полученные вам сегодня знания и те затруднения, которые вы испытали в путешествии, я предлагаю вам выполнить дома следующие задания:

1) выучит правило и алгоритм действия;

2) выполнить упражнение 427,

(Учащиеся, выполнившие самостоятельную работу без ошибок, выполняют данное в тексте упражнения творческое задание; учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, вставляют пропущенные буквы и объясняют условия их выбора)

Наше путешествие окончилось. Спасибо всем, кто принял в нем участие.


пишутся с буквой з перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н,р) и с буквой с перед глухими согласными {к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безгласный - бесклассовый, возбуждение - воспоминание, взбежать - вскружить, изгнать - испортить, низводить - нисходить, раздать - растратить, чрезмерный - чересседельник.
  1. В приставке раз- {рас-) - роз- {рос-) без ударения пишете;; а, под ударением - о. Например: раздать - розданный.
  2. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными. Например: спрятать - сбежать, столкнуть - сделать.
Упражнение 158. Вставьте пропущенные буквы.
Бе...голосый, бе...печный, бе...вкусный, бе...платный, бе...корыстный, бе...пощадный, бе...дорожный, бе...церемонный, бе...характерный, бе...мятежный, бе...нравственный, бе...толковый, безгрешный, бе...жизненный, бе...численный, бе...шумный, безропотный, бе...предельный, бе...лиственный.
Упражнение 159. Образуйте слова со следующими приставками:
воз вое- (препятствовать, славить, дать, требовать, гордиться, хвалить, стать, жечь);
из ис- (жить, зябнуть, сохнуть, чахнуть, лить, царапать,
шарить);
раз рас- (думать, звонить, колоть, пороть, спросить, цвести,
чесать, шевелить).
Упражнение 160. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Как эта лампада бледнеет пред ясным во...ходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бе...смертным ума (П.). 2. В бе...людной улице за версту слышно, как разговаривают двое-трое между собой (Гонч.). 3. Наступила весна, все зазелейело, ра...пустилось, ра...цвело (Акс.). 4. Предра...светный ветер подул, и тихо в...плывает багровое солнце (Т.). 5. ...жатые губы Илюши не шевелились, ...двинутые брови не ра...ходились (Т.). 6. Хорь не все ра...сказывал, он сам меня о многом ра...спрашивал (Т.). 7. Я беспощадно погонял измученного коня (Л.). 8. Поглядев на звезды, Хаджи Мурат ра...читал, что было уже за полночь (Л. Т.). 9. Ни...- кие бе...конечные камыши тянулись до самых гор (Л. Т.). 10. Во сне даже сильный человек кажется бе...защитным и бе...помощным (М. Г.). И. Пламя колебалось, дрожало, точно бе...звучно ра...сказывало о чем-то (М. Г.). 12. Изредка в просвет ни...падали солнечные лучи, в...пыхивал по-летнему синий клочок неба (Шол.). 13. По- хорошему...дружился поваренок с черномазым кубовщиком (И.О.).
  1. Ра...судительный и серьезный матрос терпеливо выслушивал все ра...сказы о житье-бытье (Н. О.). 15. Рука Алексея бегала по ватману, выводя карандашом длинный ра...чет (Аж.).
Для справок. Различие в написаниях расчет - рассчитать связано с правилом: перед -чет пишется одно с (кроме слова бессчетный), перед -чит два с.
Упражнение 161. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; поставьте ударение.
Р...зыграть, р...зыгрыш, р...списание, р...спись, р...спустить, р...спуск, р...звальни, р...звалиться, р...зыск, р...зыскать, р...сказать, р...сказни, р...списка, р...списной, р...ссыпи, р...ссыпать.
Упражнение 162. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; выделите корни в приводимых ниже словах.
Ни...кий, НИ...ШИЙ, ра...шить, ...делать, ...дание, ...дача, ...доба, ...дешний, ...гибать, не видно ни...ги, со...дать, ...дружиться, ра...дружиться, ...жечь, ...доровье, ...жать, ра...жать, ...двоить, ра...двоить, ...дравствовать.

Еще по теме 1. Приставки на з- и приставка с-:

  1. § 36. Приставки и их роль в образовании форм совершенного вида по учению А.А.Шахматова
  2. § 41. Приставки совершенного вида с реальными временными и количественными значениями
  3. § 36. Приставки и их роль в образовании формсовершенного вида по учению А. А. Шахматова

Ошибки в правописании приставок повторяются у обучающихся на протяжении всех лет обучения, поэтому эта тема требует периодического повторения.

Предлагаемый тренировочный материал может быть использован при закреплении и повторении темы. Учитывая коррекционную направленность обучения, автор старался связать обучение орфографии с умением определять значение слова и его состав.

Наибольшую трудность вызывает правописание приставок, оканчивающихся на з- и с-. Правила написания этих приставок могут закрепляться при выполнении следующих упражнений.

Упражнения для закрепления навыка написания приставок на З/С

1. Образуйте слова с приставками:

без/бес

цена -

забота -

страж –

мера –

цель –

форма –

совесть –

защита –

радость –

дом –

воз/вос/вз/вс

создать –

ход –

бегать –

награждение –

гордиться –

глянуть –

можно –

дрожь –

рыхлить –

грусть –

раз/рас

рыть –

щедрость –

спрашивать –

счёт –

шуметь –

двинуть –

стелить –

двигать –

из/ис

следовать –

сечь -

чертить –

резать –

бежать –

жить –

черпать –

клевать –

пробовать –

колоть -

2. От существительных с предлогом образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания:

3. Замените в словах приставку с- приставками, оканчивающимися на з-, и наоборот: сгибать – разгибать, изгибать.

Сдирать, сдавить, сгиб, сжарить, сдвигать, сгрести, сготовить, сделать, срастись, сжечь.

Развернуть, изгонять, воздавать, разбрасывать, разжечь, избежать, расклевать, низводить, излить, расколоть.

4. На каждую приставку на з- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным, а в другом – перед глухим: разбудить, распилить. Использовать приставки: без\бес, воз/вос, вз/вс, из\ис, низ/низ, раз/рас, через/черес.

5.Разберите слова по составу:

Раззвонить, расслаблять, бесстрашный, беззаботный, бесспорный, беззащитный, иззябнуть, беззубый, бессмысленный, восседать.

6. Подбери антонимы с приставкой на з/с.

Собрать (разбросать), затворить (распахнуть),добрый (бессердечный),смотать (размотать), завернуть (развернуть), соединить (расколоть), соединить (разъединить), похвалить (разругать), сужается (расширяется), собирать (разбирать), обрадоваться (рассердиться), завянуть (расцвести).

7.Замени слова синонимами с приставками на з/с.

Волнение (беспокойство),жестокий (безжалостный),тихий (бесшумный),равнодушный (бесстрастный),собрать (расшвырять),успокоить (расшевелить), много (бесчисленно),появиться (исчезнуть),яркий (бесцветный), приказ (распоряжение), слишком (чересчур).

Использованная литература:

    Хазанова А.С. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.

    Н.Г. Ткаченко. 300 диктантов. М., Айрис Пресс, 2010.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • знакомство с правописанием приставок, оканчивающихся на З и С;
  • формирование умения находить слова с орфограммами в тексте;
  • формирование умения самостоя­тельно размышлять, решать проблемы; анализировать, делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса;
  • воспитание внимания к окружающим.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и задач урока

а) Повторим правописание приставок.
б) Познакомимся с написанием новых приставок.
в) Выполним ряд упражнений.
г) Поиграем.

2. Чтение эпиграфа к уроку в рабочей карточке и работа с ним

3. Повторение предыдущего материала (домашнее задание)

– Назвать приставки "цепочкой"
– Может ли приставка оказаться в середине слова?

Игра: "Найти в словах спрятавшиеся приставки" (в рабочей карточке)

4. Записать данные слова под диктовку (один у доски)

Надстроить, подставить, отделать, предписать, отдалиться, предсказать, подтаять, надпилить, вкладывать.

– Выделить приставки.
– Что вы можете сказать о правописании этих приставок?

5. Работа над новым материалом

– По сравнению с приставками о которых мы сейчас говорили, новые приставки, о которых мы сегодня узнаем, "живут" как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а новые"подлаживаются" к соседним буквам и не подчиняются правилу правописания.
– Посмотрите на рисунок 1 и рисунок 2 и попробуйте сами сделать вывод..
– Чтение приставок хором (в рабочей карточке).
– Возвращение к эпиграфу.

6. Тренировочные упражнения

а) № 1 (в карточке)
б) № 2 (в карточке)
в) № 3 (в карточке)
г) Игра "Приставка или нет?"
д) Игра "Прятки с приставками"

7. Сегодня мы поговорим еще об одной очень коварной приставке с-,

– Посмотрите на рисунок 3 и рисунок 4 и скажите, почему она "коварная"?
– Назовите слова с этой приставкой.

(сбить, сбегать, сгиб, сговорчивый, сгоряча, сдвинуть, сделать, сдача, сжечь, сшить.)

Игра "Коварная приставка" (в рабочей карточке)

8. Творческая работа

– Можно ли подобрать слова соответствующие данным схемам?
– Доказать правильность своего ответа примерами.
.с б… .с д… .з п… ый.с п…

9. Работа по учебнику

10. Проверочная работа

Цель: проверка усвоенности нового материала.

Уч-ся пишут только букву из приставки (первый столбик – первая строчка и т.д.), а затем проверяется по контрольной карточке на доске:

безболезненный бесцельный избежать
вздыхать сбить испортить
безжалостный вскрикнуть вздернуть
бесшумный разносить расписание
бесчувственный разбить возгордиться
искусать раздвинуть беспечный
развалиться вспорхнуть безграничный
разжимать рассмотреть сдать
разгадать бесконечный издалека

Ответ: ззз ссс ззз
ссс ззз ссс
зс зс зс зс з

11. Вывод, итог урока

12. Домашнее задание

Разноуровневые упражнения. Выучить правило.

Рабочая карточка ученика

"Буквы 3 и С на конце приставок."

Пойдет вам впрок нехитрая наука
О тех, кто буквам роли раздает!
"3" или "С"? Зависит всё от звука,
Который за приставками поет!

Игра: "Найти в словах спрятавшиеся приставки."

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость, деревообделочный комбинат.

1. Знакомство с новой темой:

без- (бес-) низ- (нис-)
вз- (зс-) раз- (рас-)
воз- (вое-) лоз- (рос-)
из- (ис-) через- (черес-)

2. Тренировочные упражнения

1. Подберите к каждой части слова подходящую для него приставку.

Запишите полученные слова.

Цветающий, ...мерить, ...делъник, ...ведчик, ...лететь, ...ложение, ...править, ...порядок, ...пытывать, ...кипеть, ...петь, ...биратъся, ...трепенуться, ...пахать, ...вестия, ...шумный, ...брежный.

2. Выписать из текста слова с изученными приставками.

Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду разбрасываю свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я беспокоился и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам растащил.

3. Выписать из данных слов только те, в которых есть новые приставки.

Вспахать, здоровье, спешить, разведка, здоровенный, преследовать рассматривать, издавать, бессмертник, здешний.

4. Игра: "Приставка или нет?"

а) разбитый, разваленный, разный;
6) расписание, растение, расколоть;
в) воспринимающий, восковой;
г) роскошь, росчерк;
д) исследовать, история.

5. Игра: "Прятки с приставками."

– Выделить изучаемые приставки.

Водоразборная колонка, перераспределение, нераспустившийся цветок, невосполнимый, неиспользованный, заблагорассудится, происшествие, безрассудство.

6. Коварная приставка.

С + хвойный лес =
С + спрятанные ценности =
С + сражение =
С + дом отдыха =

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

Упражнение 2. Обозначьте приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке. 2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека. 3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет. 4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3. Составить предложения со словами.

Бессодержательного - без содержательного, без сильного - бессильного, без защитных - беззащитных, без полезного - бесполезного, без характерной - бесхарактерной.

Упражнение 4. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

...борник песен, ...жатое изложение, старинное...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия, ...гинуть навсегда, ...дешний климат, ...дравые мысли, провозгласить...дравицу, путевка в...дравницу, ...дельная оплата.

Упражнение 6. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на , ; 3) с приставкой с- .

По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.

Упражнение 8. Составьте словосочетания или предложения с данными словами.

Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы.

Без...дейность, вз...мать дез...нформация, небез...звестный, пост...мпрессионистский, вз...скать, пред...дущий, сверх...зысканный, спорт...гра, с...здавна, с...змала, фин...нспектор, без...нициативный, об...гранный, дез...нфекция, спорт...нвентарь.

Упражнение 10. К данным глаголам добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный. Запишите словосочетания с этими глаголами.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Упражнение 11. К данным прилагательным добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный, которая изменила бы значение слова на противоположное. Запишите словосочетания с полученными словами.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция, итоговый отчет.



mob_info