Казачьи войска на территории Российской Империи (11 фото). Казаки и россия — все, что нужно знать Срок казачьей службы

Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] Гуц Александр Константинович

Какие бывают казаки?

Какие бывают казаки?

«Казаки восточные (Донские) назывались ордынскими, азовскими, западные (днепровские) запорожскими, малороссийскими, литовскими. От сего смешивались исследователи, находили казаков там, где их не было, и терялись в догадках. Днепровские казаки назывались иногда черкесами, или черкасами. Это название происходило, вероятно, от города Черкасы. Город сей находился за Днепром, ниже Канева, ибо заселения казаков, когда Польша стала принимать и покровительствовать им, были первоначально по правую сторону Днепра. Недалеко от Черкасов, древнейшего главного становища казацкого, основан был потом казаками Чигирин, бывший главным их городом. Имя Черкасы… сие название города казацкого заставило думать многих, будто казаки были переселенцы с Кавказа, и именно черкесы горские… Начало казацкого днепровского города Черкас можно отнести к последним 20 годам XV века, и Богдан, воевода Черкасский, мог быть такой же вождь казаков, каким был потом Дашкович. Рассмотрите поход его к Очакову: это настоящий казацкий набег, повторенный Дашковичем в 1516 году! - На Дону, впоследствии, также построен был выходцами с Днепра, казаками, присоединившимися к донским, город Чекрасск, или Черкаской. Это имя казалось для них драгоценно, как имя Москвы русскому, которого называли московитом и москалем» (Полевой, Т. З. С. 665).

«Городецкими казаками называли вольных людей, живших около Касимова (Мещерского городка, от чего происходило также название мещерских казаков), и далее около Волги (отсюда название волжских казаков)» (Полевой, Т. З. С. 684).

Это еще не все казаки. Поищем и других.

Год 1496-й. «Тоя же весны майя прииде весть к великому князю Ивану Васильевичу от казанского хана Махамета-Аминя, что идет на него шибанский хан Мамук со многою силою, а измену чинят казанския казаки Калимет, Урак, Садырь, Агиш» (Татищев, Т. 6, с. 86).

«В Азии доныне целая Орда Турецкая называется казаками (киргиз-кайсаки). Татары и русские принимали в XV веке имя казака в смысле бездомного, странствующего удальца-воина» (Полевой, Т. З. С. 663). Эти удальцы были объединены в Орды!

«Неизвестно…, когда именно Дашков ушел из Руси. В 1515 году он начальствовал уже самовластно казаками заднепровскими, и грабил Русь вместе с крымцами» (Полевой, Т. З. С. 666). Другими словами, заднепровские казаки , возглавляемые беглецом из Руси воеводой Евстафием Дашковичем, участвовали в военных походах против московского русского государства.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами , с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы , с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора

Какие бывают империи? Империи вообще довольно загадочные явления… их то ругают, то восхваляют, но изучают совершенно недостаточно.В Риме колонии были частями единого государства и постепенно сливались с центром империи, с метрополией. Римским гражданином, даже

автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Покушения и инсценировки: От Ленина до Ельцина автора Зенькович Николай Александрович

АКВАЛАНГИСТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ Летом 1957 года самый крупный советский крейсер «Орджоникидзе» прибыл с дружественным визитом в Великобританию.На борту военного корабля был Никита Сергеевич Хрущев.Крейсер стал на рейде в порту Портсмут. Вечером в день прибытия советский

Из книги Время богов и время людей. Основы славянского языческого календаря автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Какие бывают праздники Русское народное мировосприятие XIX–XX вв. имело представление как о «светлых, благих», так и о «страшных, вредных» праздниках. Страшными праздники называли по той причине, что в такие дни из иного мира приходили духи, в первую очередь, души усопших

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора Гуц Александр Константинович

Какие бывают казаки? «Казаки восточные (Донские) назывались ордынскими, азовскими, западные (днепровские) запорожскими, малороссийскими, литовскими. От сего смешивались исследователи, находили казаков там, где их не было, и терялись в догадках. Днепровские казаки

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

13.1. Мамелюки - это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ , с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ , с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году ,

Из книги Соборное Уложение 1649 года автора Автор неизвестен

ГЛАВА XXII а в ней 26 статей Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание 1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матерне убийство казнити смертию же безо

автора Пушкарёва Наталья Львовна

I «КАКИЕ НОНЧЕ БРАКИ БЫВАЮТ…» Условия замужества и порядок заключения бракаВенчальный брак в XVIII - начале XIX в. стал основной формой заключения брачных уз в России. Это не означало, конечно, что нецерковные замужества девушек, браки «убегом» и «уводом», исчезли вовсе.

Из книги Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.) автора Пушкарёва Наталья Львовна

I. «КАКИЕ НОНЧЕ БРАКИ БЫВАЮТ…» Условия замужества и порядок заключения брака 1. РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 8 (Владим. у.). Л. 22об. - 23; Там же. Д. 23 (Меленковск. у.). Л. 20; Там же. Д. 47 (Муромск. у.). Л. 4; Там же. Д. 59 (Шуйск. у.). Л. 3; Д. 1884 (Шуйск. у.). Л. 2.2. РГИА. Ф. 1290. Оп. 4. Д. 1. А 20- 20об.; обычай «скрадывания

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны? Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в.В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие

Из книги Разум и цивилизация [Мерцание в темноте] автора Буровский Андрей Михайлович

Какие бывают феи? У многих людей фотографии 1917–1920 годов вызывают подозрения именно потому, что на них феи изображены такими, какими их делает молва: крохотными человечками с крылышками. Такими и правда видели фей многие дети… В разные времена. Но феи совершенно не

Из книги Молоко волчицы автора Губин Андрей Тереньтьевич

БЫВАЮТ ДНИ… З д е с ь н а ч и н а е т с я в т о р о й р о м а н Г л е б а Е с а у л о в а и М а р и и Г л о т о в о й.Полтора года белые удерживали Северный Кавказ, оплот контрреволюции. К весне двадцатого года красные выбили их навсегда, хотя островки белоказачьей Вандеи проступали

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Какие бывают деньги? Долгое время денег не было вообще: товар обменивали на товар.Потом мерилом стоимости был скот. В латыни само название денег и означало: скот.Еще мерилом стоимости стали металлы. Долгое время их оценивали по весу и обменивали вес на вес. Сказочное

Московский казачий отряд специального назначения имени св. Александра Невского первоначально был создан как отдельная казачья застава специального назначения в г. Москве из казаков Кубанской казачьей Ассоциации (ККА) приказом по Кубанской казачьей Ассоциации в 2000 году. Атаманом заставы был утвержден генерал-майор Ткачев Александр Федорович. Подписал приказ Атаман ККА генерал-лейтенант В. И. Каюда.
В 2004 г. казачья застава особого назначения была реорганизована в Московский отряд специального назначения им. Святого Александра Невского. Атаманом отряда был утвержден генерал-майор Казачьих Войск Ткачев Александр Федорович. Основные задачи, которые ставит перед собой отряд, можно проследить через расшифровку названия:

1) “МОСКОВСКИЙ…” - указывает на то, что отряд базируется в Москве и создан для разворачивания деятельности в Московском регионе.

2) “КАЗАЧИЙ…” - указывает на суть отряда. И на его задачи:

Вести работу по возрождению казачества и его традиций;

Объединять в своих рядах казаков Москвы и Подмосковья;

Взаимодействовать с Казачьими Войсками и казачьими организациями различных регионов России и Зарубежья;

Вести пропаганду казачьего движения.

Отряд, как и казачество в целом, не является политической организацией, не связывает себя узкими партийными и идеологическими рамками. Но и не объявляет себя вне политики (поскольку в наше время любое организованное, а порой и частное действие, мнение, образ мыслей - уже политика). Отряд поддерживает те политические партии, общественные организации, движения, которые соответствуют традиционным казачьим ценностям - устоям Православия и патриотизма. И противодействует тем из них, которые в прямой или завуалированной форме враждебны этим принципам.

Отряд им. св. Александра Невского не признает и не поддерживает деления казаков на “белых”, “красных” и тому подобных размежеваний. Потому что общее оказывается неизмеримо выше частных надуманных различий во взглядах.

3) “ОТРЯД…” - указывает на то, что он является не случайным и аморфным собранием казаков, а структурированной организацией. И если, например, термин “станица” может означать объединение по бытовому, хозяйственному, производственному признакам, по месту жительства, то “отряд” - воинский термин. Казаков всегда называли - воины Христовы. Настоящий казак служит всю жизнь. Призывает его Господь - по самому званию казака. И отставку ему дает только Господь.

Отряд им. св. Александра Невского предоставляет казакам, чувствующим в себе такое призвание, возможности для службы, организует и направляет ее. Дает возможности проявить себя, реализовать свои лучшие качества. Любая деятельность казаков в рамках отряда и его задач считается казачьей службой.

Задачами отряда также являются:

Создание и поддержание духа казачьего воинского братства;

Повышение боеготовности казаков, выработка и укрепление казачьей организации и дисциплины;

Поддержание и совершенствование воинских навыков старших казаков, усвоение их молодыми казаками, обеспечение традиционной для казаков воинской преемственности;

Взаимодействие с армейскими, флотскими, пограничными структурами, организациями спецназа и антитеррора.

Взаимодействие с ветеранскими организациями;

Военно-исторические исследования, пропаганда воинской славы казачества и России;

Военно-патриотическая работа среди молодежи.

4) “СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ…” - указывает на то, что отряд является не произвольно набранным контингентом, а особым, элитным формированием, “казачьим спецназом”. В отличие от многих других казачьих организаций, принимающих всех желающих, отряд им. св. Александра Невского не гонится за количеством казаков. Упор делается на качество, что обеспечивает и сплоченность, и дееспособность, и крепость рядов. Прием новых казаков в отряд осуществляется по рекомендациям казаков, уже служащих в нем. Осуществляется проверка кандидатов, назначаются испытательные сроки, в каждом конкретном случае командование отряда вправе подойти индивидуально. Лица, проявившие себя недостойно, нарушившие принципы казачества, из отряда исключаются.

Специальное назначение отряда реализуется по двум направлениям:

4.1. Костяк его составляют участники войн и военных конфликтов, заслуженные ветераны спецназа, Пограничных Войск, Советской и Российской Армии, Военно-Морского Флота, Внутренних Войск. Они формируют традиции отряда, передают свой опыт молодым казакам, способствуют выполнению воинских задач (см. п.3)

4.2. Но в наше время для защиты Отечества и Православия чисто воинских методов и навыков оказывается далеко не остаточно. Жестокая борьба идет за умы и души. Поэтому отряд им. св. Александра Невского объединяет в своих рядах и интеллектуальную элиту казачества. В составе отряда состоят: академики, профессора, доктора наук, писатели, поэты, журналисты, художники, театральные деятели. Задачи отряда в данном направлении:

Борьба за утверждение патриотических и православных ценностей в отечественной культуре;

Тесное взаимодействие с Объединением журналистов казачества, выпуск и распространение газеты «Преображение»;

Участие в казачьих культурных мероприятиях, поддержка и развитие традиций казачьей культуры;

Участие в научных конференциях и иных мероприятиях, научные разработки, направленные на укрепление Отечества, разоблачение антироссийских, антиказачьих и антихристианских фальсификаций;

Работа по созданию литературных, публицистических, поэтических, художественных и иных произведений, противостоящих попыткам разрушения Отечества, казачества, национальной морали и культуры, мобилизующих казаков и русский народ к сопротивлению.

5) “ИМЕНИ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО” - святой покровитель отряда был защитником нашего Отечества. Причем в один из самых тяжелых моментов истории, в эпоху, разлада и распада Руси, ее порабощения и монголо-татарского ига - что вполне сопоставимо с нынешним временем. Св. Александр Невский являлся не только доблестным воином и талантливым полководцем. Чтобы спасти и уберечь Русь, он выступал политиком, дипломатом, агитатором. Что также соответствует разноплановой и разносторонней деятельности отряда. Наконец, св. Александр Невский имел прямое отношение к истории казачества - по его инициативе и его усилиями в 1261 г. была создана Сарско-Подонская епархия, окормлявшая казаков. Обеспечившая их единство с Русской Православной Церковью, а через Церковь - нерушимую духовную связь с Российским государством. И имя св. Александра Невского в названии отряда указывает на его задачи:

Обращение казаков к Вере Православной, ее пропаганда и утверждение;

Сотрудничество с Православной Церковью, взаимодействие с различными православными организациями и структурами;

Любовь к Отечеству и его защита даже в самых трудных, способных показаться безнадежными, обстоятельствах.

Как сказал св. благоверный князь: “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля”. А скептикам и малодушным, опускающим руки, полезно вспомнить другие слова св. Александра Невского: “Не в силе Бог, но в правде!”

Казаки являются неотъемлемой частью российской истории и культуры. Их образы - принципиальные, смелые и волевые - оживают на страницах бессмертных произведений Н. В. Гоголя, М. А. Шолохова и Л. Н. Толстого. Наполеон восхищался казаками, называл их лучшими легкими войсками, имея которые, он бы прошел весь мир. Бесстрашные воины и первооткрыватели русских окраин в советский период попали в жернова сталинских репрессий и канули бы в Лету, если бы ни российское правительство, предпринявшее попытку сохранить и возродить эту культурно-этническую общность. Что из этого вышло, и чем занимаются современные казаки, читайте в статье.

Казаки в отечественной истории

В научной среде существует некоторая путаница по вопросу о том, кем являются казаки - отдельным этносом, самостоятельной народностью или даже особой нацией, произошедшей от тюрков и славян. Причина неопределенности кроется в отсутствии достоверных письменных источников, проливающих свет на появление казаков, а также множество предполагаемых предков, среди которых татары, скифы, касоги, хазары, киргизы, славяне и др. Более-менее единого мнения ученые придерживаются относительно места и времени зарождения казачества: в 14-м веке незаселенные степные просторы в низовьях Дона и Днепра стали пополняться переселенцами из соседних княжеств, беглыми крестьянами и другими этносоциальными группами. В результате образовалось два крупных объединения: Донское и Запорожское казачество.

Этимология слова «казак» также имеет несколько версий. По одной из них слово означает вольного кочевника, по другой - наемного работника или воина, по третьей - степного разбойника. Все версии, так или иначе, создают образ казака и имеют право на существование. Казаки, действительно, считались вольным народом, прекрасными воинами, которые обучались военному мастерству с детства и которым в верховой езде не было равных. В том числе благодаря казакам состоялось присоединение к России южных и восточных земель, а государственные границы были защищены от завоевателей.

Казачество и государственная власть

В зависимости от взаимоотношений с властной верхушкой казаки делились на вольных и служилых. Первым претило государственное давление, поэтому они нередко выражали свое недовольство восстаниями, самые известные из которых были под предводительством Разина, Булавина и Пугачева. Вторые подчинялись царской власти и получали жалование и земли за свою службу. Система организации казачьей жизни отличалась демократическими порядками, а все основополагающие решения принимались на специальных собраниях. В конце 17-го века казаки присягнули российскому престолу, весь 18-й век государство реформировало структуру управления казаков в нужном для себя русле, а с начала 19-го века вплоть до революции 1917 года казаки являлись ценнейшим звеном русской армии. В начальную советскую эпоху проводилась политика расказачивания, сопровождаемая массовыми репрессиями казаков, а с 1936 года началось восстановление казачества с возможностью присоединения их к Красной Армии. Уже во Второй мировой войне казаки снова смогли проявить себя с лучшей стороны.

Тем не менее, в период Советского Союза культура казачества стала придаваться забвению, но после развала СССР началось ее возрождение.

Реабилитация казачества

Декларация о реабилитации российского казачества, подвергшегося репрессиям, была принята незадолго до распада СССР в 1989 году. В 1992 году вышел Указ Президента РФ и Постановление Верховного Совета РФ, в которых были закреплены положения, касающиеся восстановления и функционирования казачьих обществ. В 1994 году начало действовать Постановление Правительства РФ, определившие стратегию развития в отношении казачества, в частности, госслужбы казаков. Как отмечено в документе, именно в период государственной службы казачество обрело характерные для себя черты, поэтому для того, чтобы возродить казачество в целом, необходимо в первую очередь восстановить его государственный статус. В 2008 году была принята обновленная концепция государственной политики в отношении казачества, ключевыми целями которой являлись действия, направленные на развитие государственной и другой службы казачества, а также действия по возрождению традиций и воспитание молодого поколения казаков. В 2012 году вышла Стратегия развития российского казачества до 2020 года. Ее ключевой задачей является содействие партнерским отношениям государства и казачества. Государственный реестр осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами. Сведения, которые должны быть включены в реестр: вид общества, наименование общества, адрес, общая численность и численность участвующих в государственной или иной службе, Устав общества и другие данные.

Ниже на фото современные казаки.

Приоритетные направления государственной политики

В отношении российского казачества Правительство РФ расставило следующие приоритеты:

  • привлечение к госслужбе (или иной службе), а также совершенствование правовых, экономических и организационных основ службы;
  • воспитание подрастающего поколения;
  • развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса в местах проживания казачьих общин;
  • совершенствование местного самоуправления.

Основные направления деятельности современных казаков

Казаки в России - это граждане Российской Федерации, состоящие в казачьих обществах и являющиеся прямыми потомками казаков или гражданами, пожелавшими вступить в ряды казачества. Общества представляют собой некоммерческую форму самоорганизации граждан РФ для возрождения традиций казачества в стране.

Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

По факту, войсковые казачьи общества стоят на вершине иерархии.

Государственная служба, к которой привлекаются современные казаки:

  • Воспитание призывников.
  • Выполнение мероприятий по предупреждению и устранению последствий ЧС.
  • Гражданская оборона.
  • Оборона территорий.
  • Природоохранная деятельность.
  • Охрана общественного порядка.
  • Обеспечение пожарной безопасности.
  • Обеспечение экологической безопасности.
  • Борьба с терроризмом.
  • Охрана лесов, животного мира.
  • Охрана границ РФ.
  • Охрана государственных и иных важных объектов.

Возрожденное казачество: миф или реальная сила?

Не утихают споры о том, как сегодня относиться к казакам. Многие называют современных казаков ряженными, бутафорией, совершенно не нужным звеном без того многочисленных силовых ведомств. Кроме того, существует большая неопределенность в распределение бюджетных средств между казачествами, и есть вопросы к финансовой отчетности казачьих обществ. Действия некоторых казачеств попадают под уголовные или административные преследования, что также не способствует закреплению положительной репутации казачества. В понимании россиян современные казаки то ли общественные деятели, то ли дополнительные органы правопорядка, то ли бездельники на иждивении у государства, то ли второсортные неквалифицированные служащие, берущиеся за любую работу. Вся это неопределенность, отсутствие единой идейной линии даже между казачьими обществами одной территории создает преграды в возрождении казачества и положительного отношения к казакам со стороны граждан. Несколько иного мнения о казаках придерживается население исторически казачьих столиц - там феномен казачества воспринимается куда более естественно, чем, скажем, в столице страны. Речь идет о Краснодарском крае и Ростовской области.

Казачьи общества функционируют во многих субъектах России. Самыми крупными войсковыми казачьими обществами являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско и Сибирское казачье войско. было образовано в 1860 году. На сегодняшний день в него входят более 500 казачьих обществ. Казачьи патрули - привычное явление для многих Кубанских городов. Совместно с полицейскими они предотвратили множество преступлений по всему краю. Кубанские казаки успешно участвуют в ликвидации последствий ЧП (например, крымское наводнение), помогают предотвращать локальные конфликты, в частности, при присоединении Крыма. Также они участвуют в охране правопорядка на различных мероприятиях, в том числе мирового уровня (Олимпиада-2014, «Гран-При России Формула 1»), несут службу на приграничных постах, выявляют браконьеров и многое другое.

Нынешний губернатор Краснодарского края (как и предыдущие губернаторы) стремится всячески поддержать казачество: расширить круг их полномочий, приобщить молодежь и т. д. Как результат, роль современных казаков в жизни региона с каждым годом растет.

Донское казачество

Донские казаки являются самым старшим казачьим войском России и самым многочисленным. Всевеликое войско Донское несет государственную службу и участвует в военно-патриотической работе. Охрана общественного порядка, военная служба, охрана границ, защита социальных объектов, противодействие незаконному обороту наркотиков, антитеррористические операции - эти и другие задачи выполняют современные донские казаки. Из известных событий, в которых они участвовали, можно отметить миротворческую операцию в Южной Осетии и рейд на Большом десантном корабле «Азов» против сомалийских пиратов.

Форма и награды казаков

Геральдические традиции насчитывают не одно столетие. Современная форма казаков делится на парадную, повседневную и полевую, а также на летнюю и зимнюю. Определены правила шитья и ношения одежды, правила ношения погонов в соответствии с казачьим чином. Между казачьими войсками существуют определенные различия в форме и цвете мундиров, шаровар, лампасов, околышей фуражек и верха папахи. Изменения в наградной политике повлекли за собой утверждение орденов, медалей, войсковых и нагрудных знаков, которые, с одной стороны, сохраняют традиции русского казачества, с другой - имеют свои отличительные особенности.

Заключение

Итак, казаки в современной России делятся по территориальному признаку, виду общества, в котором они состоят, а также они бывают реестровыми и нереестровыми. Государственную службу могут нести только а высшими казачьими обществами, по факту, являются войсковые казачьи общества. Каждое общество имеет свой Устав, форму и структуру. В России на данном этапе самыми значимыми являются Всевеликое войско Донское и Кубанское казачье войско. Кубанские и донские казаки продолжают традиции своих славных предков, решают правоохранительные и другие задачи, а их ряды с каждым годом пополняются молодыми кадрами.

Важная штука из теории пиара состоит в том, чтобы найти знак идентичности. Для туризма это тоже неимоверно важно. Ну, скажем, в Сочи это море и горы, в Волгограде - Родина-мать, в Нижнем Новгороде - «стрелка».

В Ростове сложно найти локацию, с которой у вас прочно будет ассоциироваться этот город. Но порой идентичность города кроется в самобытности его культуры. Символом этой самобытности и стали донские казаки в Ростове-на-Дону. Здесь в честь атамана Платова даже назван аэропорт, а в городе по сей день можно встретить антуражных всадников, которые следят за порядком в родном городе.

Где их искать?

Казаков найти не так просто, как кажется. Но только не в дни матчей ЧМ. Перед футболом конные отряды постоянно мелькают на левом берегу Дона, недалеко от стадиона.

Здесь же неподалёку они устраивают церемонию развода отрядов за два часа до игры. Мы тем временем успели пообщаться с представителем казачьего отряда Максимом. Сам он работает в пресс-службе, а потому знает много любопытных деталей о казаках и их жизни.

Сколько казаков входит в ваше сообщество?
- Всевеликое войско донское действует на территории Ростова и Волгограда. В Ростове это 200 пеших дружинников и 30 конных, в Волгограде - 100 пеших. Казачьи войска действуют ещё и в Астраханской области и в Республике Калмыкия. Но в Ростове патрулируют наши, ростовские.

Какие у них полномочия?
- Наблюдение и информирование. Задерживать и применять силу они не могут.

Если на их глазах происходит правонарушение, они имеют право вмешаться?
- В таком случае они должны проинформировать сотрудников полиции, с которыми несут службу.

То есть?
- С каждым казачьим отрядом обязательно должен быть полицейский, и все полномочия - в его руках. Роль дружинника - это, грубо говоря, лишние глаза, которые могут что-то заметить. С полицией мы работаем давно, лет 18. У нас уже сложилась практика, а перед ЧМ мы проводили совместные учения. Плюс регулярно проходят сборы.

Чему на них учат казаков?
- Террористической защищённости, правовой базе, медицинской помощи. Есть ещё конные тренировки.

Сколько у вас коней?
- Около сотни. Но лошадь - это не прихоть. Есть территории, где техника не пройдёт. Например, при патрулировании на побережье или в операциях против браконьеров. Автомобиль здесь менее эффективен.

А что с нагайками? Казакам можно носить с собой оружие?
- Мы исходим из того, что оружие казакам носить нельзя. Нагайка нужна для управления лошадью. Но вообще-то это просто атрибут. Не помню случая, когда нагайку применяли в деле.

Кстати, если вы до сих пор не поняли, что такое нагайка - это то самое подобие плётки на иллюстрации к статье. Казаки показывают её неохотно, словно опасаясь осуждения за то, что носят с собой оружие. Некоторые начальники по этой же причине делают вид, что никаких нагаек у казаков нет.

Разговор пришлось прервать, начался развод казачьих отрядов. Интересная сцена: она привлекает внимание многих зевак. Правда, в первую очередь не режиссурой, а количеством лошадей.


Впрочем, какая разница. Оказаться в подобной атмосфере всё равно очень здорово. Попав сюда, даже русские люди проникаются духом и вспоминают народный фольклор.


Иностранцы от казаков в полнейшем восторге. «Это фантастика», - рассказывает исландец по имени Ларс - «очень необычное зрелище, красивые лошади, интересно за этим посмотреть».

Разговор с казаком

Казаки, как и многие русские люди, народ скромный и выпячиваться не любят. Поэтому уболтать их на небольшой разговор не такое уж и простое дело. Но с помощью Максима мне удалось найти человека, который согласился уделить несколько минут на разговор. Его зовут Ярослав, а его коня - Босх.

О темнокожих казаках, мотивации и лошадях

Давно вы состоите в движении?
- С 14-го года. Я местный, из Новочеркасска. Бабушка у меня тоже из наших краёв.

Можно ли вступить в казачество, не будучи казаком по крови?
- Желательно быть. Хотя бы по одной линии. Можно попасть в обычную казачью дружину при нехватке людей, но в само сообщество неказаков принимают неохотно. А ещё важно быть православным. Это одна из основ казачьего движения.

То есть темнокожих казаков найти сложно?
- Нет, темнокожих у нас нет.

Вы получаете за это деньги или это больше дань традициям?
- Да, конечно. Это моя работа. Но и традиции тоже важны. Как и любовь к животным - лошадям.

Кстати, лошади где живут? Домой не забираете?
-У нас много баз в области. В Батайске, например. Там и конюшни. Если длительные переезды - используем для перевоза грузовые машины.

Об алкоголе, английском языке и футболе

С братьями-казаками отдыхаете вне работы?
- Конечно.

То есть хреновуха, медовуха, всё как положено?
- Нет, это не про меня, я вообще не пью. Мы на природу больше ходим погулять, на Дон. А ещё очень много времени уделяем лошадям.

Теперь к работе. Часто приходится приходить на помощь иностранцам?
- Нет, к счастью, вообще не приходилось этого делать. Все гуляют мирно.

Слышал, казаки собирались следить за «моральным правопорядком». Видели, чтобы кто-то вёл себя… не так, как все?
- Что вы имеете в виду?

Ну, может, шумел кто-то сильно или мужчины за ручку гуляли...
- Я такого не видел (видно, что к подобным вопросам казаков готовят).

А по-английски вы говорите?
- Нет, но и не приходится. Иностранцы отлично понимают язык жестов. Недавно вот мексиканцы нам флаг подарили.

Футбол-то любите?
- Да, очень люблю. У меня и отец был вратарём, играл за город в СССР.

Работа на ЧМ - что это для вас?
- Я очень рад, что сюда попал. Внёс свою маленькую лепту в это грандиозное мероприятие.

О рабочем дне и подвигах

Как вообще проходит ваш рабочий день?
- Приходим утром на конюшню за городом, кормим и моем лошадей, тренируемся с ними.

Тренируетесь?
- Да, регулярно. Углубляться не будем, это долгая история. Затем едем на патруль. Вечером привозим лошадей обратно, моем их и укладываем спать.

Сколько длится рабочий день?
- По-разному. С 8 до 17 стандартно, а там как получится.

Ну и последнее. Вспомните какой-то конкретный поступок на рабочем месте, которым особенно гордитесь.
- Я вам так скажу: ежедневный уход за этой лошадью - уже большой поступок. Это не чао-чао. 1 января вы можете отдыхать, а казак рано утром просыпается и идёт чистить коня. Для вас это поступок, а для нас - норма.

Казаки. Многие впервые услышали это слово в период развала Советского Союза, когда в националистическом угаре окраины советской империи пытались проглотить столько суверенитета, насколько широко открывался их рот. Яростное противодействие растаскиваемым «по национальным квартирам» «новым демократиям», под которые первое время маскировались разного толка националисты, оказали казаки.

Вдруг, словно из ниоткуда, возникли крупные казачьи организации, способные влиять не только на политику регионов, но и формировать достаточно эффективные боевые подразделения. Почему так вышло, что их появление стало неожиданностью? На самом деле казаки никуда не исчезали. Это советская власть, всеми силами старавшаяся о них забыть, о них почти и забыла. А казаки помнили, что они были и остаются частью страны. В ссылках и лагерях, в крупных городах и на далекой чужбине, на комсомольских стройках и стройках народного хозяйства, в университетах, институтах и военных училищах. Пришло время, и они вспомнили, какой мощной силой могут быть, объединившись.

Коммунистическая партия перестала играть роль руководящей силы в стране, у руля встали перестройщики-либералы. Но они не дали стабильности, начались разброд и шатание, Советский Союз распадался на части. Многие из казаков с оружием в руках сражались против националистов разных мастей, не без успеха растаскивающих «по национальным карманам» не только нашу страну, но и страны бывшего «Социалистического лагеря».

Появление казаков на политической сцене вовсе не кажется странным, если учитывать их роль в становлении российского государства в разные исторические периоды. Именно они в свое время расширили границы России от Черного моря до Тихого Океана и защищали их. Еще великий русский писатель Лев Толстой отмечал, что «границы Российской империи лежат на арчаке казачьего седла». И не могли их потомки не попытаться сохранить страну в существовавших тогда границах.

Впервые громко заговорили о казаках в связи с событиями в Приднестровье. Молдавские националисты захотели не просто выйти из Советского Союза, они пожелали «воссоединиться» с Румынией. Они забыли и попытались заставить других забыть, сколько бед и страданий молдавскому народу принесло недолгое пребывание в составе Румынии. Вовсе не вся Молдавия хотела вновь через это пройти, особенно левобережная, где традиционно проживало много русских, болгар и гагаузов. Приднестровье восстало, не желая мириться с навязываемой демократией, нацистской по существу. Образовалась Приднестровская Молдавская Республика. Но сил крошечной даже по сравнению с Молдавией новой страны было совершенно недостаточно, чтобы противостоять поддерживаемой и вооружаемой румынами молдавской армии и полиции. Республика взывала о помощи. Откликнулись казаки, из станиц и хуторов отправлялись многочисленные отряды.

Хотя объективно казаков в Приднестровье в итоге собралось немного, сражались они достойно и весьма эффективно. Румыно-молдаване считали казаков на тысячи, боялись и люто ненавидели. На направлениях, где они действовали, резко уменьшилось количество кишиневских «добровольцев», которые ездили «повоевать с сепаратами», как на экскурсию выходного дня: автобусы привозили их в пятницу вечером после работы к местам ведения боевых действий и отвозили домой в воскресенье. Кому захочется на «экскурсию», в результате которой можно вернуться «в деревянном мундире»? Это еще больше озлобило против казаков идейных националистов. Если к ним в плен попадал кто-то из казачьих отрядов, они проявляли крайнюю жестокость. Показателен пример Анатолия Шкуро. Казак был ранен, когда его схватили националисты. Били его смертным боем, пытались живого распилить циркулярной пилой. Только неожиданное и своевременное появление журналистов спасло казака от неминуемой чудовищной казни. Полгода потом он провел в кишиневской тюрьме, подвергаясь ежедневным пыткам и издевательствам, пока его не обменяли на группу пленных румыно-молдаван.

Стойкость казаков в бою, умение решать поставленные командованием задачи послужили основанием для того, чтобы генерал-полковник Константин Кобец, занимавший тогда должность министра обороны РСФСР, подписал приказ №3, гласивший: «Российское казачество - до законодательного решения этого вопроса - признается в качестве реальной боевой единицы Государственного комитета РСФСР по оборонным вопросам». Подписан приказ 20 августа 1991 года. Он является первым официальным документом, касающимся казаков.

После Приднестровья были Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Югославия, Чечня. Везде казаки показали себя достойно, действовали малыми силами, но весьма эффективно. Те из них, кто уже принимал участие в вооруженных конфликтах, учили впервые приехавших в «горячие точки» казаков-новобранцев. Особенно удивлял и поражал журналистов, не знакомых с историей казачества, неукротимый боевой дух казаков, невозможность заставить их изменить идее свободы.

Опять же, здесь очень характерен пример казака Анатолия Шкуро, про которого я упоминал ранее. Выдержав неимоверные страдания в плену, едва не погибнув, он, тем не менее, едва оправившись, вернулся в действующие боевые отряды. Он одним из первых появился в Джаве и Цхинвале, которые подверглись нападению грузинской армии. Воевать там казакам, правда, почти не пришлось, в действие вступила российская армия. За пять дней агрессора оттеснили, Грузию «принудили к миру». Хотя за эти несколько дней казаки успели отличиться: например, члены Терского казачьего войска во взаимодействии с министром обороны республики подбили из гранатомета первый грузинский БТР. Разведывательная группа захватила живьем экипаж танка. Казаки заставили грузинского наводчика стрелять по грузинским же боевым позициям, еще и похвалили за точность наведения огня.

Можно вспомнить сотни эпизодов, где отличились казаки. Везде, где они воевали в качестве добровольцев, их вспоминают добрым словом. Во всех, абсолютно во всех случаях, кроме Югославии, сторона, на которой воевали казаки, победила. Потому что воевали они всегда за правду. В Югославии не удалось сдержать натиск НАТО и других деструктивных сил, пытавшихся разорвать эту братскую нам страну на мелкие части. Разорвали. Та же участь ожидала, по их планам, и Россию, к счастью, тут ничего не вышло. Одним из немаловажных факторов, который оказал воздействие на ситуацию, стали казаки.

Руководители российского государства и армии не оставили это без внимания. Наиболее дальновидные из них достаточно быстро поняли, что казачество для России - это стабилизирующий фактор, а участие казачьих подразделений в вооруженных конфликтах весьма эффективно. Одним из таких людей был командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Анатолий Квашнин. По его приказу в феврале 1996 года на базе 135-й мотострелковой бригады 58-й армии, в самый разгар чеченских событий, была создана уникальная воинская часть ВС РФ. Это был 694-й отдельный мотострелковый Батальон генерала Ермолова. Практически весь его личный состав был сформирован из казаков-добровольцев, с ними заключили соответствующие контракты.

Непосредственно собирал батальон заместитель начальника штаба СКВО генерал-майор Евгений Скобелев при активном участии атамана Терского казачьего войска. Многие казаки, которых туда взяли, уже к тому времени прошли боевую закалку в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Югославии. В батальоне царили строгие порядки, он был образцом воинской дисциплины, как и принято у казаков. Взводы формировались по земляческому принципу - бойцы были из одного города, района. На должность командира взвода назначался лидер, умевший командовать и воевать, которого поддерживало большинство. Так некогда выбирались походные атаманы.

Свое боевое крещение ермоловцы приняли 8 марта. Приказ командования СКВО предписывал войти и закрепиться в Заводском районе Грозного. Не успев даже сориентироваться на местности, батальон двинулся вперед и сразу же попал в засаду. Боевики подбили две машины и БТР, отрезали путь к отступлению. По обе стороны - бетонные заборы, это был каменный «мешок» и море огня. Казаки не растерялись, сказался боевой опыт многих из них. Продержались два часа, непрерывно отстреливаясь. С наступлением сумерек стали отступать. Было трудно и самим, но ермоловцы выводили из-под огня чеченских женщин, оказывали первую помощь раненым.

Боевиков успехи казаков очень волновали, причем как дудаевцев, так и завгаевцев. Они расценили действия казачьего батальона как первый шаг по возвращению двух районов Чечни их законным владельцам - казакам. Газета мятежников «Ичкерия» прокомментировала ситуацию следующим образом: «Над свободной Ичкерией нависла черная туча казачьего нашествия». В результате заигрывания с боевиками, подковерных политических интриг летом 96-го года Ермоловский батальон вывели из Чечни.

При его создании предполагалось, что батальон развернут до полка. Потрепанному в боях подразделению вручили полковое знамя с надписью «1-й казачий полк им. генерала Ермолова». Это было несомненным признанием заслуг, тогда многим казакам казалось, что их ожидает большое будущее. Но 8 июня 1996 года в автокатастрофе погиб генерал-майор Евгений Скобелев, занимавшийся вопросами переформатирования батальона в полк. И вопрос был снят с повестки, что фактически означало начало его ликвидации. Примерно через месяц батальон построили, зачитали приказ о том, что весь личный состав уволен. Вчерашним днем.

Как бы там ни было, но батальон Ермолова завершил свой короткий боевой путь с гордо поднятой головой. Его бойцы личным примером доказали: даже не слишком хорошо подготовленные к войне люди способны решить любые задачи, если они воодушевлены общей идеей. По словам Скобелева, десять таких батальонов покончили бы с бандитами в Чечне раз и навсегда. За недолгий период боевых действий 262 казака были ранены или контужены, 27 героев погибли, 96 казаков были отмечены высокими государственными наградами.

Со временем политические заигрывания с НАТО и другими «коллегами» закончились, стало очевидно, что их обещания лживы насквозь. Как преследовали заокеанские «друзья» свои собственные цели, так и преследуют. В Генштабе России, в высшем командовании армии вспомнили о казаках, об их опыте участия в военных конфликтах. Политическое руководство страны приняло целый ряд законов и подзаконных актов, касающихся казачества. Не осталась в стороне и армия. Сейчас в составе Вооруженных сил РФ есть несколько подразделений, которым присвоено традиционное наименование «казачьи». Примером такой части может служить 205-я мотострелковая бригада, дислоцированная в городе Буденновск Ставропольского края. В 1998 году она стала казачьей, четырем ее отдельным батальонам присвоили наименования «Астраханский», «Донской», «Терский» и «Кубанский».

Соответствующие казачьи войска взяли над батальонами шефство, это означает, что им вручили определенные знамена. Комплектуются они в основном казаками тех войск, чье наименование носят. Форма у солдат обычная, армейская, за исключением шеврона. Основное отличие в том, что вместе служат выходцы одной станицы, хутора, это друзья, одноклассники. О том, как ты служил, будут знать и помнить твои соседи, родственники, знакомые. Это налагает особую ответственность. Частые гости в батальонах - казаки и атаманы станиц и хуторов. К данному моменту в Вооруженных силах насчитывается около пятнадцати подразделений с названием «казачье». В основном это мотострелковые и десантно-штурмовые батальоны. Созданы соответствующие подразделения в войсках МВД, в пограничных войсках, на флоте. Молодые казаки, проживающие в Калининградской области, например, направляются военкоматами для службы в подразделениях Балтийского флота.

Указания «О порядке комплектования казаками соединений и воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» направлены командующим войсками военных округов и атаманам казачьих обществ Российской федерации. Следует особенно отметить Президентский полк, в конном подразделении которого служат донские, кубанские и терские казаки. Сейчас они участвуют в конных парадах и разводах в исторической форме лейб-гвардии Драгунского полка. Казаки верят, что придет время, и они наденут на парад традиционную казачью форму.

Николай Дьяконов, есаул Всевеликого Войска Донского



mob_info