Личные вещи ивана грозного. Трон Ивана Грозного из слоновой кости Сообщение на тему царский трон ивана 4


Зал 7. Витрины 47,48,49,51.

Древнейший парадный трон середины XVI века является образцом ренессансной культуры. Белоснежный, подчеркнуто устойчивый, он выполнен из дерева и облицован пластинами из слоновой и моржовой кости. Резные орнаменты соединяют разнообразные сюжеты, изображения в целостную композицию. Среди сцен исторического, геральдического и бытового содержания выделяются пластины с картинами из жизни библейского царя Давида, глубоко почитавшегося в Древней Руси. Предполагают, что трон предназначался для первого русского царя - юного Ивана IV венчавшегося на царство в 1547 году в возрасте семнадцати лет, и был выполнен западными мастерами.

Здесь же представлен трон восточной работы конца XVI века. Он подарен персидским шахом Аббасом I царю Борису Годунову в 1604 году. Трон имеет типично восточную форму с низкой спинкой и подлокотниками. Мастер использовал любимые на Востоке украшения: золотое басменное тиснение, голубую бирюзу и красные рубины. Спинка сиденья, подлокотники и весь трон снизу были обиты золотым иранским бархатом. В 1742 году, при подготовке трона к коронации, ветхий бархат был заменен на новый, французский.

Трон Михаила Федоровича - первого царя из династии Романовых - был сделан в начале XVII века из старого трона Ивана Грозного восточной работы. Так как его переделывали русские мастера, то они придали трону форму древнерусского кресла с высокими спинкой и подлокотниками, но в украшении оставили восточные мотивы. Трон облицован золотой басмой (на облицовку потребовалось тринадцать килограммов золота). Его украшают бирюза, рубины, хризолиты, топазы и жемчуг.

Одним из самых богатых тронов в коллекции является так называемый Алмазный трон, подаренный царю Алексею Михайловичу торговой компанией Армении в Иране с прошением торговать без пошлины на территории России. В вознаграждение за трон, купцам пожаловано 4000 рублей серебром и 19000 рублей медью. Трон выполнен из сандалового дерева, облицованного золотыми и серебряными пластинами. Причудливый растительный орнамент прочеканен на пластинах. Резная полоса с крупным узором, изображающим процессию слонов с восседающими на них погонщиками, окаймляет низ трона. На спинке трона в картуше с жемчужной обнизью шитая надпись: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659». Всю поверхность трона покрывает сложная мозаика из бирюзы и алмазов (их около девятисот), делая его поистине бесценным.

В русской истории в конце XVII века сложилась уникальная ситуация, когда на престол венчали сразу двух царевичей. После смерти царя Алексея Михайловича осталось три сына. Старший, Федор Алексеевич, царствовал недолго и неожиданно в 1682 году умер. По обычаю, престол должен был унаследовать его брат, следующий по старшинству пятнадцатилетний Иван, но тот не отличался ни умом, ни здоровьем. Тогда и были венчаны на престол одновременно Иван (Иван V) и младший его брат - десятилетний Петр (Петр I).

Специально для этого случая и был изготовлен громадный двойной серебряный трон. Не вполне доверяя государственному уму малолетних монархов, бояре предусмотрели за спинкой трона тайное место - для наставников царей. Чаше всего его занимала их старшая сестра, двадцатипятилетняя Софья, для своего времени особа весьма образованная: она знала латинский и греческий языки, играла на многих музыкальных нструментах. Во время приема иностранных послов Софья из тайника через окошко, покрытое ковром, подсказывала Петру, наиболее смышленому мальчику, ответы на вопросы заморских представителей. Послы не раз дивились сообразительности десятилетнего русского царя.

Среди разнообразных украшений этого трона выделяются серебряные и золоченые пластины с чеканными фигурами фантастических грифонов, единорогов, барсов и львов. По средневековой символике это знаки силы и власти.

Древнюю коллекцию тронов XVI-XVII веков дополняют тронные кресла. Они использовались при коронациях и в других торжественных случаях. Наибольший интерес представляют тронные кресла XVIII века - императрицы Елизаветы Петровны (1742) и императора Павла I (1796). Образцом искусства нового этапа (переход от барокко к рококо) служит тронное кресло Елизаветы Петровны. Сохраняя величавую торжественность, оно очень элегантно и живописно. Гнутые ножки и подлокотники украшают не только резные цветы и травы, но и прелестные женские головки. Официальное назначение кресла подчеркивает великолеп­ое декоративное шитье спинки кресла с изображением государственного герба и вензеля Елизаветы Петровны. Соединение символов власти с легкостью и воздушным изяществом прихотливых завитков орнамента как бы воплощает принадлежность трона женщине.

Расскажи друзьям:


В России до XVIII века этот важнейший атрибут власти называли Царским престолом, или Царским местом. С XVI века, подражая традициям Византии, царские места очень пышно украшали. Уникальное собрание царских тронов находится в Оружейной палате Московского Кремля, вот где можно полюбоваться на эту красоту!


Русские цари обычно имели в своем распоряжении не один, а несколько тронов – в Успенском соборе Кремля, где проходило венчание на царство и в палатах для приема гостей. Кроме того, имелись так называемые «переносные» троны, которые при необходимости выносили на время в людные места для придания большей важности проводимым мероприятиям. В дальнейшем царские особы стали устанавливать троны во всех своих дворцах.

«Костяной» белоснежный трон Ивана Грозного


Самый древний из сохранившихся до нашего времени тронов принадлежал Иоанну IV, прозванному в народе за свою жестокость Иваном Грозным. Он был сделан еще в XV веке - деревянный трон, облицованный белоснежными пластинами из слоновой и моржовой кости, на которых искусными греческими мастерами были вырезаны рельефные сюжетные композиции на исторические и мифологические темы. Но, как оказалось, наши мастера тоже не лыком шиты. Когда пришлось реставрировать резьбу на этом троне, обратились к народным умельцам из Холмогор, и они прекрасно справились с этой работой.


Мономахов трон

В 1547 году Иван IV впервые венчался на царство с новым для России титулом «царь». Происходило это в Успенском соборе Кремля, в котором для этой цели был установлен изготовленный новгородскими мастерами специальный трон. Украшали его двенадцать барельефов о походе князя Владимира в византийскую Фракию из "Сказаний о князьях Владимирских ". В Византии Константин IX Мономах подарил князю Владимиру, приходяшемуся ему внуком, царские регалии. Так и стали называть этот трон – Мономахов.





В дальнейшем все цари венчались на царство в Успенском соборе. И когда в 1724 году кому-то пришла в голову идея разобрать этот трон и сделать из него новый к предстоящему венчанию на царство Екатерины I, супруги Петра, Петр не позволил это сделать:«Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нём стаивали ».

Трон Бориса Годунова

Еще один прекрасный трон в восточном стиле в 1604 году подарил царствующему тогда Борису Годунову шах Персии Аббас I.

Троны династии Романовых


Первые троны для царствующих особ династии Романовых, тоже выполненные в восточных традициях, были очень богато украшены.

Трон Михаила Федоровича
Первым из Романовых царствовал Михаил Федорович. Для него в начале XVII века был переделан один из тронов Ивана Грозного, выполненный в восточном стиле. Работали над троном русские мастера, и они немного поменяли его форму, сделав высокую спинку и подняв подлокотники, как у древнерусского кресла. Украшения трогать не стали, уж очень они были красивы.




Алмазный трон Алексея Михайловича


Этот один из самых роскошных тронов, хранящихся в Оружейной палате, в 1660 году подарили царю армянские купцы, подавшие прошение о беспошлинной торговле в России. Трон, сделанный из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами и украшен огромным количеством алмазов и других драгоценных камней, был великолепен и поистине бесценен. Просьба купцов, конечно же, была удовлетворена, кроме того, им выплатили приличную сумму денег за этот трон.

Двойной трон для двух братьев

Когда умер царь Алексей Михайлович, а случилось это в 1676 году, создалась такая ситуация, что венчать на царство пришлось сразу двух наследников, представителей двух родов – Милославских и Нарышкиных. Старший сын Алексея Михайловича, Федор, неожиданно умер, средний Иван был слаб и умом, и здоровьем. Младший же сын, десятилетний Петр (будущий Петр I), рос довольно смышленым. Тогда и было решено венчать на царство одновременно двух царевичей, Ивана и Петра.


Для них и был изготовлен этот огромный серебряный трон с двумя сиденьями. За спинкой трона находилось тайное место, в котором во время важных переговоров находились наставники юных монархов, чаще всего в этой роли выступала их старшая сестра Софья 25 лет, весьма образованная особа. Она-то и подсказывала Петру, как надо отвечать на вопросы иностранных послов. И те не раз были поражены ответами столь юного русского правителя.

Тронное кресло Елизаветы Петровны


Это тронное кресло, выполненное в 1742 году в стиле рококо, отличается красотой и элегантностью. И при этом оно не утратило величавой торжественности, присущей тронам. Его изогнутые ножки и подлокотники украшают изящные завитки резных цветочных и растительных орнаментов, присутствуют здесь и чудесные женские головки. На пластинах из серебра и золота, украшающих этот трон, во множестве присутствуют изображения грифонов и единорогов, львов и барсов, символизирующих силу и власть.
Спинка трона украшена личным вензелем Елизаветы в виде буквы "Е" и изображением государственного символа – герба. Выглядит кресло весьма изящно и при взгляде на него сразу становится понятно, что принадлежит оно женщине.


По заказу Павла I придворный мастер-мебельщик Христиан Мейер изготовил шесть таких кресел, только сделаны они были не из серебра, а из дерева, а сверху позолочены. Сохранилось из них лишь три.

Историю вершат правители, опора любого правителя не только люди, но и трон, на котором он должен величественно восседать. Это имидж, говоря современным языком.

Самым древним русским троном, который дошел до наших дней, считается костяной трон Ивана IV Грозного. Есть версия, что это творение привезла на Русь Софья Палеолог, бабка Грозного, как подарок на венчание Василия III и Елены Глинской, родителей Ивана IV. На троне даже зодиакальная дата их свадьбы «9 февраля 1526 года», торжество произошло 21 января 1526, так что не исключено, что византийцы, которые были приглашены на свадьбу за несколько месяцев, решили таким образом запечатлеть эту дату на память. Но по каким-то причинам дату свадьбы потом, возможно, изменили. Точного объяснения, почему на троне выгравированно это число, все же нет.

Впрочем, вышеописанной версии есть даже подтверждение. Встречавшийся с отцом Ивана Грозного автор исторических «Записок по московитским делам» Сигизмунд фон Герберштейн писал, что принял его во дворце Василий Третий, восседавший на троне из слоновой кости. Его свидетельством подтверждено существование костяного трона в московском Кремле задолго до коронации Ивана Грозного.

Но все же некоторые ученые считают, что с Василием III трон никак не связан и что достался в дар он именно Ивану. Потому что документы с упоминанием «стула костяного» восходят к времени правления самого Грозного. Возможно, он был изготовлен по заказу к венчанию последнего представителя рода Рюриковичей на царство, после чего и получил название «Трон Ивана Грозного».

История вещь очень запутанная, и не ясно, прав ли сам Герберштейн, не обознался ли он, приняв говорившего с ним московского князя за Василия III и отличал ли обычное дерево от резного слонового бивня.

Нет и окончательного мнения о том, кто трон создавал. Кто-то считает, что это дело рук византийцев, кто-то говорит о немцах, а кто-то об итальянцах. Каркас кресла деревянный, он украшен пластинами слоновой кости, с изображениями библейских сюжетов и мифологических животных, такие композиции были характерны для эпохи Возрождения. Большинство из них рассказывает о добродетели, мудрости и храбрости библейского царя Давида. А пластины с батальными сценами, возможно, были добавлены в 1642 году при реставрации трона.

Однако не стоит забывать, что при Рюриковичах резной трон из слоновой кости на Руси появился тогда не впервые. Плененный татарами мастер Кузьма за двести лет до приезда византийской княжны Софьи изладил костяной трон, покрыв его резьбой, восхитившей папского нунция, повидавшего на своем веку только в Италии немало художественных шедевров. И если бы не орда, поработившая мастера, то вполне возможно, что уже в середине 13-го века такой трон мог поражать заезжих гостей в княжеской гриднице.

Трон Ивана Грозного, вырезанный из кости, один из немногих предметов далекой эпохи, дошедший до наших дней. Он считается самым ранним из всех известных тронов. С ним связана легенда о появлении в московском кремле, согласно которой его привезла из Рима жена царя Ивана III и племянница последнего императора Византии Софья (Зоя) Палеолог.

Где находится

В настоящее время находится костяной трон Ивана Грозного в Оружейной палате. Престолов у российского царя было несколько. Они находились в брусяной столовой избе, Золотой палате и Покровской церкви XVI-XVII века, находящейся в Александровской слободе (в настоящее время музей-заповедник), где сейчас выставлена его точная копия. Именно здесь государь устраивал пышные приемы зарубежных послов, на которых высшее духовенство и бояре присутствовали в пышных одеждах, украшенных золотом и самоцветами. Цена таких платьев была невероятно высокая. Иностранных дипломатов поражала роскошь, впрочем как и яства, которые подавались на стол.

Где был сделан трон

Есть еще одна версия, согласно которой престол был изготовлен к моменту венчания Ивана IV на царство, поэтому он называется трон Ивана Грозного. Как попал он в Россию и где был изготовлен - остается неизвестным. По одним сведениям, он изготовлен мастерами Германии, по другим - Италии. Специалисты оружейной палаты в описании экспоната записали, что трон (престол) принадлежал Ивану Грозному, поэтому версия появления его в момент венчания на царство вполне оправдана.

Описание

Трон Ивана Грозного полностью оклеен пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны чудесные рисунки на библейские сюжеты. Его украшают мифические птицы и животные, характерные для европейской эпохи Возрождения. Большая часть рисунков воспевает храбрость, добродетельность и мудрость библейского царя Давида. Исследователи предполагают, что резные рисунки, на которых изображены батальные сцены, были добавлены в XVII веке во время реставрации престола.

Трон представляет собой кресло с подлокотниками, подставкой для ног и прямой высокой спинкой, полукруглой сверху. В центре изображен двуглавый орел, а на верхней части спинки трона находится позолоченная фигурка символа Российской империи, который был принят при Иване III. На рисунках пластин исследователи обнаружили знаки зодиака, в которых была зашифрована, по одной версии, дата венчания Ивана III и Софьи Палеолог, а по другой - год рождения Ивана Грозного, который до настоящего времени доподлинно не известен.

Небольшой размер кресла позволил предположить, что оно служило походным троном. Современному человеку сидеть на нем было бы некомфортно, так как в него приходилось бы втискиваться. Это дает право предположить, что люди того времени были значительно мельче, то есть рост Ивана Грозного был равен приблизительно 1 м 50 см.

Легенды, связанные с костяным троном

Как и любая древняя вещь, сохранившаяся до нашего времени, престол последнего из рода Рюриков царя окружен преданиями и легендами. Первая из них касается появления этого кресла. Его, по преданию, привезла Софья Палеолог, которая была из византийского императорского рода. Ее отец, Фома Палеолог, был братом последнего Константина XI, а Софья была матерью царя Василия III и бабушкой Ивана Грозного.

Согласно этой версии, трон был сделан мастерами Европы по просьбе Римского Папы Павла II и привезен в Россию в дар царю Ивану III. Известно, что племянница последнего византийского императора и два ее брата жили в Риме и находились на содержании Папы. Она была отправлена в Россию с особой миссией - склонить Ивана III к принятию католической веры. В Риме она приняла католичество.

Но царь и его жена Софья, вернувшаяся к старой вере, остались преданными православию. То, что этот престол был в кремлевских палатах во времена царя Ивана III, подтверждает написавший «Исторические записки по московитским делам» С. фон Герберштейн. Он пишет, что его принял царь, восседавший на костяном троне, что подтверждает версию о том, что он был привезен Софьей Палеолог.

Еще одна легенда

Существует версия, что этот подарок от Ватикана был снабжен специальным секретом, который должен был повлиять на здоровье Ивана III. Легенда не подтверждена исследованиями, но она имеет право на существование. Согласно ей, в позолоченный герб был добавлен металл, который придает стали прочность -радиоактивный торий. Иван III редко пользовался троном, а Иван Грозный часто сидел на нем. Известно, что у него были проблемы с позвоночником, не исключено, что причина была именно в этом. Он якобы ускорил не только его смерть, но и отразился на здоровье его детей и внуков. Может быть, именно поэтому его и сняли. Металлического герба в последующем не было, судя по скульптуре П. Антакольского, где изображен Иван Грозный на троне. Название скульптуры «Иван Грозный».

Послесловие

Римский Папа Павел II, отправляя Софью в Россию, дал ей в приданое 6 тысяч дукатов и подарки. Это были драгоценные мощевики и либерия - огромная библиотека, ставшая впоследствии легендарной библиотекой Ивана Грозного. Ведь целью свадьбы было заключение унии между католической и православной церквями, склонение Ивана III к принятию католичества. Был ли среди них трон, неизвестно.

На Руси всегда были умельцы-косторезы, которые могли сделать любой узор. История сохранила предание о мастере Кузьме, который изготовил княжеский трон из кости еще за 200 лет до Ивана Грозного. Но Кузьму взяли в плен татары, и он пропал в рабстве.

В России до XVIII века этот важнейший атрибут власти называли Царским престолом, или Царским местом.

С XVI века, подражая традициям Византии, царские места очень пышно украшали. Уникальное собрание царских тронов находится в Оружейной палате Московского Кремля, вот где можно полюбоваться на эту красоту!

Русские цари обычно имели в своем распоряжении не один, а несколько тронов - в Успенском соборе Кремля, где проходило венчание на царство и в палатах для приема гостей. Кроме того, имелись так называемые «переносные» троны, которые при необходимости выносили на время в людные места для придания большей важности проводимым мероприятиям. В дальнейшем царские особы стали устанавливать троны во всех своих дворцах.


«Костяной» белоснежный трон Ивана Грозного


Трон царя Иоанна IV Грозного. XVI в. Западная Европа, XVI век. Слоновая кость, резьба, литьё, золочение.

Самый древний из сохранившихся до нашего времени тронов принадлежал Иоанну IV, прозванному в народе за свою жестокость Иваном Грозным. Он был сделан еще в XV веке - деревянный трон, облицованный белоснежными пластинами из слоновой и моржовой кости, на которых искусными греческими мастерами были вырезаны рельефные сюжетные композиции на исторические и мифологические темы. Но, как оказалось, наши мастера тоже не лыком шиты. Когда пришлось реставрировать резьбу на этом троне, обратились к народным умельцам из Холмогор, и они прекрасно справились с этой работой.

Мономахов трон

В 1547 году Иван IV впервые венчался на царство с новым для России титулом «царь». Происходило это в Успенском соборе Кремля, в котором для этой цели был установлен изготовленный новгородскими мастерами специальный трон. Украшали его двенадцать барельефов о походе князя Владимира в византийскую Фракию из "Сказаний о князьях Владимирских". В Византии Константин IX Мономах подарил князю Владимиру, приходяшемуся ему внуком, царские регалии. Так и стали называть этот трон - Мономахов.


Кремль. Интерьер Успенского собора. Моленное место Ивана Грозного «Мономахов трон» 1551 год



Изображения на северной стороне Царского места



Дверцы Царского места с текстом отрывков из «Сказания о князьях владимирских»

В дальнейшем все цари венчались на царство в Успенском соборе. И когда в 1724 году кому-то пришла в голову идея разобрать этот трон и сделать из него новый к предстоящему венчанию на царство Екатерины I, супруги Петра, Петр не позволил это сделать:«Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки российские Государи на нём стаивали».

Трон Бориса Годунова

Еще один прекрасный трон в восточном стиле в 1604 году подарил царствующему тогда Борису Годунову шах Персии Аббас I.


Трон персидского шаха Аббаса I Подарок царю Борису Годунову. Персия. Золото, драгоценные камни, канафарение, басма

Троны династии Романовых

Первые троны для царствующих особ династии Романовых, тоже выполненные в восточных традициях, были очень богато украшены.

Трон Михаила Федоровича

Первым из Романовых царствовал Михаил Федорович. Для него в начале XVII века был переделан один из тронов Ивана Грозного, выполненный в восточном стиле. Работали над троном русские мастера, и они немного поменяли его форму, сделав высокую спинку и подняв подлокотники, как у древнерусского кресла. Украшения трогать не стали, уж очень они были красивы.


Трон царя Михаила Романова. Мастерские Московского Кремля, до 1642 года. Золото, драгоценные камни, жемчуг, басма, канафарение



Рябушкин А. Сидение царя Михаила Фёдоровича Романова с боярами

Алмазный трон Алексея Михайловича


Алмазный трон царя Алексея Михайловича. Иран, 1659 год. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литьё, чеканка, резьба, басма, лак миниатюра

Этот один из самых роскошных тронов, хранящихся в Оружейной палате, в 1660 году подарили царю армянские купцы, подавшие прошение о беспошлинной торговле в России. Трон, сделанный из сандалового дерева, облицован золотыми и серебряными пластинами и украшен огромным количеством алмазов и других драгоценных камней, был великолепен и поистине бесценен. Просьба купцов, конечно же, была удовлетворена, кроме того, им выплатили приличную сумму денег за этот трон.

Двойной трон для двух братьев

Когда умер царь Алексей Михайлович, а случилось это в 1676 году, создалась такая ситуация, что венчать на царство пришлось сразу двух наследников, представителей двух родов - Милославских и Нарышкиных. Старший сын Алексея Михайловича, Федор, неожиданно умер, средний Иван был слаб и умом, и здоровьем. Младший же сын, десятилетний Петр (будущий Петр I), рос довольно смышленым. Тогда и было решено венчать на царство одновременно двух царевичей, Ивана и Петра.


Трон двойной царей Ивана и Петра Алексеевичей. Мастерские Московского Кремля, 1682-1684 годы. Серебро, литьё, чеканка, резьба, гравировка, золочение

Для них и был изготовлен этот огромный серебряный трон с двумя сиденьями. За спинкой трона находилось тайное место, в котором во время важных переговоров находились наставники юных монархов, чаще всего в этой роли выступала их старшая сестра Софья 25 лет, весьма образованная особа. Она-то и подсказывала Петру, как надо отвечать на вопросы иностранных послов. И те не раз были поражены ответами столь юного русского правителя.

Тронное кресло Елизаветы Петровны


Тронное кресло Елизаветы Петровны. Санкт-Петербург, 1740-1742 годы. Резьба, золочение, шитьё.

Это тронное кресло, выполненное в 1742 году в стиле рококо, отличается красотой и элегантностью. И при этом оно не утратило величавой торжественности, присущей тронам. Его изогнутые ножки и подлокотники украшают изящные завитки резных цветочных и растительных орнаментов, присутствуют здесь и чудесные женские головки. На пластинах из серебра и золота, украшающих этот трон, во множестве присутствуют изображения грифонов и единорогов, львов и барсов, символизирующих силу и власть.
Спинка трона украшена личным вензелем Елизаветы в виде буквы "Е" и изображением государственного символа - герба. Выглядит кресло весьма изящно и при взгляде на него сразу становится понятно, что принадлежит оно женщине.

Трон Павла I

Представляет собой копию серебряного трона Анны Иоанновны, который сейчас хранится в Большом Тронном зале Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.


Трон Павла I. Санкт-Петербург, 1799-1801 гг. Мастер Христиан Мейер. Береза, бархат, тесьма, нити (серебряные, золотные, шелковые).Резьба, шитье, аппликация


Трон императрицы Анны Иоановны


Большой тронный зал в Зимнем Дворце

По заказу Павла I придворный мастер-мебельщик Христиан Мейер изготовил шесть таких кресел, только сделаны они были не из серебра, а из дерева, а сверху позолочены. Сохранилось из них лишь три.



mob_info