Верховная власть. Основные признаки государства. Верховная власть и механизм государственной власти Верховная государственная власть

Являющаяся источником полномочий всех его органов.

Верховная власть имеет следующие основные признаки, вытекающие из её принципиального содержания и государственного значения:

Носитель верховной власти называется сувереном . В зависимости от его природы выделяется три исторических типа верховной власти (впервые выделены Аристотелем):

  • Монархическая - верховная власть сосредоточена в руках одного лица.
  • Аристократическая знати .
  • Демократическая - верховная власть принадлежит народу .

Все существовавшие и существующие формы государств могут быть отнесены к одному из перечисленных типов. В настоящее время в большинстве стран установлена демократическая верховная власть (в том числе и в странах с конституционной монархией).

Напишите отзыв о статье "Верховная власть"

Примечания

Ссылки

  • Боден Ж. Шесть книг о государстве.
  • Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права.
  • Чичерин Б. Н. Курс государственной науки.
  • Тихомиров Л.А.

См. также

Отрывок, характеризующий Верховная власть

Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.

Государственная власть - это средство управления обществом, которое опирается на авторитет силы. Она является публичной и политической. Публичная власть государственная имеет возможность управлять всем общество в целом, а являясь одновременно политической, она реализует волю политических сил, которые стоят у власти.

Выражаясь иначе, государственная власть - это возможность государства подчинять себе составляющие элементы общества, принимая за основу методы государственного принуждения.

Государственная власть считается развитой в случае, если ее формирование и осуществление носит правовой характер, если она признает и обеспечивает права и свободы человека, которые формируются обществом, если государственная власть включена в систему культуры права общества.

Государственная власть - это, прежде всего, всеобщность. То есть, в данном случае государственная власть должна распространяться на все слои общества. Понятие развитого состояния государственной власти используется как критерий оценки ее других состояний, в том случае, если учитывается уровень развития правовой культуры и правосознания субъектов власти.

Кроме этого, государственная власть - это публичность, суверенность, легитимность, легальность.

Современное понимание государственной власти выделяет ее первичные и вторичные субъекты. Под первичными субъектами подразумевается на котором основывается легитимность государственной власти. Только оно наделено правами учреждать или изменять государственную власть. Присвоение этих прав любым другим субъектом с правовой точки зрения является преступлением и рассматривается как произвол.

Вторичным субъектом государственной власти является любой власти. Им может быть руководитель государства, национальное собрание, правительство. Данные органы государственной власти невозможно создать без непосредственного участия первичных субъектов государственной власти, то есть народа. Органами государственной власти являются также министерства, комитеты, ведомства, посредством которых осуществляются конкретные полномочия, реализующие субъект государственной власти выполняет ее особую функцию, что является важным условием, которое обеспечивает системность власти.

Таким образом, первичные субъекты осуществляют учредительную власть, а вторичные субъекты - исполнительную, законодательную, контрольную и судебную государственную власть.

Совокупность органов, которые свободно называется система государственной власти.

Рассмотрим разновидности. Во-первых, - это учредительная власть, которая принимает и, конечно же, вносит поправки в конституцию государства, учреждает новую власть, принимает решение о смене действующей власти на качественно новую.

Таким образом, всеми этими функциями и правами на их осуществление наделен народ. Учредительная власть в принадлежит народу.

Как уже говорилось выше, остальными элементами, которые входят в систему государственной власти, являются власть руководителя государства, исполнительная, или как ее еще называют, правительственная коей является парламент страны, судебная и контрольная власти. Все перечисленные органы являются учреждаемыми, но власть, которую они осуществляют, является, в какой-то мере, самостоятельной.

Каждый орган госвласти - это достаточно сложная организация, которая имеет разветвленную структуру.

Приведенная выше информация - это краткий ответ на вопрос о том, что такое государственная власть, каковы ее и разновидности.

Это организация высшей власти в государстве. Высшую власть в государстве в различных соотношениях представляют глава государства, законодательная власть, а также правительство – центральное звено исполнительных, управленческих органов (при наличии третьей власти – судебной, органов правосудия, а также муниципального самоуправления).

При характеристике формы государства должен быть получен ответ на вопрос, кто и как «правит» в государстве, т.е. осуществляет высшую власть. Отсюда название «форма правления» (а не

«управления», относящегося лишь к исполнительному звену власти). Основные формы правления – монархия и республика.

Часть первая. Государство

Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом функции других властей – законодательной и исполнительной и которая принадлежит одному лицу – монарху, представителю правящей династии, обретающему власть обычно в порядке наследования. Среди монархий выделяются две разновидности:

абсолютного, имперского, единодержавного типа, в которых монарх

в своей высшей власти не ограничен законом, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление (таковы в настоящее время некоторые монархии Среднего Востока, например Саудовская Аравия). Данная разновидность монархии характерна для авторитарного политического режима;

конституционного типа, в которых власть монарха ограничена за-

коном, прежде всего основным законом – конституцией, сосредоточивается на функциях главы государства; законодательство осуществляется выборным органом – парламентом; под известным контролем главы государства и парламента, а в ряде случаев и одного парламента создается ответственное правительство; формируются независимое правосудие и муниципальное самоуправление (таков ряд стран

«старой» демократии в Европе, например Великобритания, Швеция). Для конституционных монархий характерен демократический политический режим.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая

власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они формируют и осуществляют контроль над правительством; существуют независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Республики тоже имеют две основные разновидности. Это парламентская республика и президентская республика, различаемые в зависимости от того, какой из органов высшей власти – президент или парламент – формирует правительство и осуществляет прямое руководство им и, следовательно, перед кем – президентом или парламентом – непосредственно несет ответственность правительство.

Парламентская – такая республика, парламент которой прямо, пре-

имущественно из своего состава фракций, формирует правительство (однопартийное, коалиционное), и оно несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.

Президентская – такая республика, президент которой непосред-

ственно при известном парламентском контроле формирует прави-

Государство и право

тельство, и оно несет перед президентом ответственность за свою деятельность.

Существуют смешанные формы республиканского правления – пар-

ламентско-президентские или президентско-парламентские, когда парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Например, кандидатуры в правительство отбирает президент, а назначает их парламент, или парламент только дает согласие на назначение членов правительства или лишь его главы (вариант, который уже ближе к президентской республике). Кроме того, в государственной жизни последнего времени наметилась тенденция придавать большую самостоятельность и «собственную» ответственность правительству, глава которого (как, например, канцлер в Германии) занимает самостоятельное высокое положение среди высших должностных лиц страны. Обе разновидности республики, а также конституционная монар-

хия связаны с институтом парламентаризма, т.е. такой организацией

власти в стране, при которой парламент неизменно остается одним из органов высшей власти, его исключительным правом во всех случаях являются законодательство и парламентский контроль. Принцип парламентаризма нужно отличать от принципа всевластия представительного органа, который (как это было характерно для якобинской диктатуры и в качестве ширмы диктатуры партократии – для советского государства) свойствен авторитарному политическому режиму, тоталитарному государству.



mob_info