Функции политологии как науки и учебной дисциплины. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии Предмет политологии как учебной дисциплины

Политология представляет собой целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни.

Во всех сферах жизнедеятельности российского общества идет процесс обновления. Возрастает и внутринаучный статус гуманитарного знания. Политология в нем играет важнейшую роль. Как отрасль науки она изучает политическую жизнь общества, исследует политику как разновидность продуктивной деятельности, посредством которой люди изменяют свою судьбу и окружение, ищут и осуществляют альтернативные проекты будущего. Важнейший аспект современной политологии - выявление причины, а не цели политической деятельности, выяснение “кто есть кто” и “кто где” в политической жизни.

Предмет политологии

Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” - “знание”. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология?” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Кроме этого весьма важно определить угол зрения относительно концептуального понимания политологии. Речь идет о том, что у всякого социального явления есть политические аспекты. Читателю известно, что проблема нехватки продовольствия, жилья, транспорта из, казалось бы, чисто житейско-экономической превращается в политическую, когда граждане игнорируют избирательную кампанию или голосуют против существующего правительства. Отсюда бытует мнение: “все политика”, “политика и власть безбрежны”.

Разумеется, перед политологией не стоит задача охватить весь спектр мира политики. С определенной долей уверенности можно сказать, что она выясняет в политике суть политического. Может быть такая постановка вопроса не совсем корректна, но истина, однако, совсем рядом.

Прежде всего следует обратить внимание на две парадигмы: первая - Мишеля Фуко, согласно которой общество по мере своего развития все больше и больше политизируется, и вторая - Генри Беккера, по мнению которого движение общества вперед будет сопровождаться все большим сужением сферы политики.

Более того, ряд авторов (Д.Белл, Д.Гэлбрейт, С.Липсет, Р.Арон) вообще считает, что в постиндустриальную эру политика опускается на уровень банальности, становясь результатом эмпирических и пунктуально выполняемых корректировок. А поэтому серьезно вести речь о науке, изучающей политику, вряд ли и стоит.

Существует мнение о ненужности политической науки и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день “борется” за статус самостоятельности, несмотря на казалось бы, очевидное признание ее как науки наравне с другими дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем.

Для этого, необходимо, как минимум, знать исходные позиции, в данном случае концепции, сложившиеся в ходе становления и развития политологии.

Здесь мы сталкиваемся с непростой ситуацией. И предмет политологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок.

По всем этим вопросам имеются многочисленные публикации как отечественных, так и зарубежных ученых. В период становления науки все они представляют огромную ценность: это те крупицы необходимого политического знания, вносимые в общую копилку науки, без которых развитие ее вряд ли возможно. Чем больше плюрализма мнений в науке, тем, конечно, труднее в них разобраться “простому смертному”, но тем лучше для специалиста, умеющего добывать из груды руды драгоценные камни. Рассмотрим в качестве примера некоторые позиции авторов относительно понимания предмета политологии, и попытаемся ответить на ранее поставленный вопрос: “что она делает?”

Перед этим, однако, следует взять несколько уроков политической мудрости, чтобы иметь ясное представление о сути рассматриваемых вопросов.

Первый урок - у Платона. Согласно платоновской концепции, мерилом политики служат структура и толкование человеческого бытия. Участие в политической жизни предполагает наличие различных качеств: практического ума, способности к трезвой оценке обстановки, умение правильно владеть конкретными ситуациями, ораторских способностей, справедливости, опытности, бескорыстия и т.п. Под “наукой о политике” изначально и понималось усвоение таких качеств. Частью политического воспитания, причем самой главной, самой “архитектонической” считалась подготовка будущих законодателей. Начиная с Платона, одним из коренных вопросов науки о политике был вопрос и о том, кто должен управлять государством. Платон считал: править должны лучшие. Но, безусловно, - не многие, не толпа, не демос. В дальнейшем этот вопрос оставался предметом обсуждения всех поколений политических философов.

Платона можно считать “отцом политической науки”. Он впервые намеревался перекроить всю структуру государства сверху, предложив свою модель политической системы. Его государство не является ни утопией, ни описанием конкретной действительности. Оно является парадигмой, т.е. изображением того, что, по мнению Платона, составляет сущность государства. В то же время его государство - это первый пример воспитательной диктатуры, когда элита единовластно решает, чему быть и не быть общественным благом. Этика и политика в его системе неразрывно связаны. В платоновском учении о государстве отсутствуют индивидуальная мораль, представление о гарантированных человеческих правах и личном достоинстве. Однако, несмотря на это, а может быть и благодаря этому, платоновская мысль держала в напряжении все последующее развитие политической науки.

Мы подробно остановились на “линии Платона” в развитии науки о политике и убедились в том, “что она делает” и какую играет роль в политической жизни.

Аристотель противоречит Платону, выдвигая аргумент, согласно которому в каждом человеке, обладающем благоразумием и решимостью, заложены задатки философа, а следовательно, платоновское деление на людей, которые должны повиноваться, и на тех, которые властвуют, и вытекающее отсюда неравенство прав и обязанностей, должны быть поставлены под вопрос. Эта мысль никого не оставляет равнодушной и по сей день.

Аристотеля можно считать основателем аналитического направления в политической науке, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Он дал первый в истории анализ государства и пытался исследовать социальные факторы за фасадом государственных учреждений. Аристотель видел в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, исходил из человеческой психологии, а не из произвольно установленных ценностей. Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желание граждан. На место платоновского государственного единства он ставил плюрализм сталкивающихся в государстве интересов. В его системе - конституция и законы - являются высшей инстанцией; тем самым он хотел дать в руки людей объективные критерии управления государством. Человека он рассматривал как существо политическое и в отличие от Платона этика и политика у него выступают порознь. Таков урок политической мудрости Аристотеля.

Отмечая огромный вклад в становление и развитие политической науки Аристотеля и его предшественника, следует подчеркнуть, что они фактически составляют два полюса, между которыми и поныне движется политическая философия и политическая наука: нормативной концепции Платона противостоит аналитический метод Аристотеля.

С выдвижением монархических форм правления и восхождением христианства (от Аристотеля до Макиавелли) политическая мысль импульсировала слабо. В связи с этим обстоятельством третий урок политической мудрости мы вынуждены брать у великого политического мыслителя итальянца Н.Макиавелли (спустя более чем полторы тысячи лет).

Н. Макиавелли - родоначальник третьего традиционного направления политического мышления (оно пришло на смену классическому взгляду на политику), политической теории как учения о государстве. Последнее рассматривается в этом учении не как общество (коммуна, коллектив) в старом смысле, а как организация господства, отличительной чертой которого является суверенитет, т.е. неограниченные правовые полномочия инстанции для поддержания правопорядка и мира внутри определенной области. Подчеркнем, что со времен Н.Макиавелли, который разработал принципы изменения политических структур и тактику этих изменений, политическую теорию можно назвать в некотором смысле одним из методов исследования. Он помогал ответить на вопросы, касающиеся типов человеческих взаимоотношений, основанных на власти, правлении, авторитете. Макиавелли значительно обогатил и понятийный аппарат науки о политике.

Проблемы, поднятые Платоном, Аристотелем, Макиавелли, развивались учеными в новое и новейшее время, при формировании политологии как науки и учебной дисциплины на заре ХХ века. В то время относительно политической науки преобладало мнение как о дисциплине, представляющей собой перекресток многих других дисциплин, включая социологию, государство и право, историю, экономику, социальную психологию и т.д. И называлась она - “политические науки”.

Однако настоятельная потребность в научном познании и рациональной организации политики, а также развитие самого политического знания требовали более конкретного понимания предмета политической науки. К середине ХХ в. сфера, представляющая предмет изысканий политической науки, трактовалась неоднозначно. Вот почему в 1948 г. группа экспертов ЮНЕСКО приняла специальную резолюцию. В ней был дан перечень, изучаемых политической наукой вопросов по четырем основным проблемам: 1) политическая теория и история политических идей; 2) политические институты; 3) партии, группы, общественное мнение, выборы, информация и пропаганда; 4) международные отношения и внешняя политика.

Казалось бы “аcta est fabula”. Однако это только подлило масла в огонь. Ряд ученых уже в начале 50-х гг., пункты второй и третий стали объединять под общим названием “политическая социология”, а часть пункта второго выделять под названием “административные науки” (исследования о центральном и местном правительствах, о правительcтвенных учреждениях и др.). Так появились четыре главные ветви политической науки: политическая теория, политическая социология, административные науки, международные отношения. Все они связаны понятием “политика”, которое в свою очередь различные исследователи трактовали по-разному.

Поэтому в определении предмета политологии и сегодня существует несколько точек зрения. Первая исходит из понимания ее как метатеории политики. Она включает все дисциплины, исследующие политику, и охватывает все политические связи и взаимодействия, существующие в обществе, включая и изучение механизмов власти.

В этом плане в понятие “политология” вкладывается “собирательный” смысл по объекту исследования. По мнению немецкого исследователя П.Ноака, политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику. Причем, политическая философия служит основой для остальных дисциплин. Д. Берг-Шлоссер и Х. Майер в политической науке различают политическую философию, учение о политических системах и теорию международных отношений. Но здесь и возникает вопрос о предмете собственно политической науки. Преобладает мнение, что подобная дисциплина может стоять лишь на перекрестке выше перечисленных дисциплин, что по существу является отстаиванием концепции начала нынешнего века, хотя и на ином уровне.

Согласно второй точке зрения политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют один и тот же объект (общество, социально-политические явления) и используют одинаковый подход. Это отмечают Р. Арон, М. Дюверже, С. Липсет, Р. Шварценберг. В частности, Р. Шварценберг прямо говорит, что политическая социология или политическая наука (политология) - это отрасль общественных наук, изучающая феномен власти. И напрасное занятие придумывать другие категории политической науки. Действительно их сходство видно уже из того, что и политические социологи и политологи рассматривают некоторых мыслителей древности (прежде всего Аристотеля и Платона) как своих предтеч, а таких теоретиков новейшего времени, как М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, М.Острогорский, Р. Михельс, А. Бентли, Д. Трумен, Ч. Меррием, Г. Лассуэл - как основателей этих наук.

В настоящее время зарубежные политическая социология и политическая наука (политология) в теоретико-методологическом и категориально-понятийном плане малоразличимы. Это подтверждается и деятельностью совместного исследовательского комитета по политической социологии - Международной социологической ассоциации политической науки. В то же время имеется различие между этими двумя дисциплинами. Политическая социология, имея свой предмет исследования - анализ поведения (взаимодействия) индивидов, социальных общностей, политических институтов по поводу власти, т.е. социальных механизмов власти, - как бы завершает формирование целостного представления о политике как отношениях социальных субъектов, их деятельности и поведения. Политическая социология сама дает конструктивный “снятый” материал для общей теории политики. Безусловно, она имеет свой предмет исследования, свои специфические методы и методики, но все же, как двуликий Янус, в теоретико-методологическом и понятийном аспектах не может разойтись с политологией.

Различие предметов социологии и политологии обнаруживается лишь тогда, когда последняя понимается как наука, имеющая практические применения, когда главной ее задачей, выступает оказание непосредственной помощи политическим деятелям, принимающим важные решения. По крайней мере, в том смысле, что наука должна указывать им на возможности осуществления целей, хотя для нее самой эти цели остаются недостижимыми.

Политическая социология, видимо, все же дисциплина промежуточная между социологией и политологией и поэтому не имеет четких границ. Соединение социологии и политологии - это “брак по расчету, а не по любви”. В этом браке объединены совершенно различные концепции: социологическая, ориентированная на общество, и политологическая, ориентированная на государство.

Третья точка зрения, которой придерживается автор, рассматривает политологию как общую теорию политики. В этом плане ее отличает от других политических наук то, что она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть, собственно говоря, политика. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Следовательно, политика является той областью общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические силы, стремящиеся к власти. А социальной организацией, обладающей “конечной” властью над людьми, выступает государство. Оно как субъект управления, призвано сплачивать, объединять, интегрировать индивидуальные, групповые воли, цели, интересы и по возможности направлять их на реализацию единой общенациональной политики - эта функция в той или иной степени присуща любому государству и его политике. Полнота ее осуществления в значительной степени зависит от уровня демократичности государственных структур.

Еще раз повторим, что есть мнение об отрицании в политической сфере каких-либо законов, правил и норм. Например, известный философ А.Зиновьев в своей книге “Запад. Феномен западнизма” пишет: “Хотя существует особая профессия, называемая политологией, никакой более или менее полной и систематизированной науки о законах политической деятельности не существует. Этому есть объяснение. Если бы такая наука была создана и стала общедоступной, то она выглядела бы в глазах обывателей как нечто аморальное, циничное, преступное, а люди в сфере политики выглядели бы как негодяи, лжецы, насильники, изверги... Все знают, что это представление близко к истине, но все делают, вид, будто такие явления суть редкие исключения, будто политики действуют тоже в рамках правил морали.

Никакой моральной политики вообще не существует”.

Не будем дискутировать по вопросу о соотношении политики и морали. Эта важная проблема специально рассматривается в теме “Политика”.

Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки политологии.

Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”.

Предметом политологии являются закономерности-тенденции и проблемы политики и власти: структурные, институциональные и функциональные.

Политология как научная дисциплина охватывает существующий политический порядок, где доминируют постоянные величины, и политический процесс, где доминируют переменные величины. Она исследует, например, такие проблемы: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, отношения людей с институтами власти, личность и социальные группы (включенные в политику) во всем многообразии их политико-психологических и политико-культурных характеристик.

Кроме трех рассмотренных позиций относительно предмета политологии существуют и другие. Среди них те, кто определяет ее как а) науку о государстве; б) о политическом господстве; в) о политическом порядке; г) о формировании и разделении власти; д) об авторитетном распределении ценностей в обществе. Среди американских политологов распространено мнение о политологии как теории регуляции конфликтов.

П О Л И Т О Л О Г И Я

(для студентов специалитета)

Подготовила

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Чадаева Светлана Владимировна

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Наименование темы Количество учебных часов
Всего Лекции Семинары Самостоятельная работа
1. Политология как наука и учебный предмет
2. Политика как общественное явление. Политика и другие сферы общественной жизни
3. Основные идеологические доктрины современности
4. Политическая власть
5. Политическая система общества
6. Государство как политический институт
7. Правовое государство и гражданское общество. Социальное государство.
8. Политические режимы и их типология
9. Политические партии и движения
10. Политические элиты и политическое лидерство
11. Политическое сознание и политическая культура
12. Политический процесс и политическое поведение
13. Политика и международное отношение
14. Социальная структура общества и политика
15. Политические конфликты
16. Избирательный процесс
17. Этнонациональный и религиозный фактор в политике
ИТОГО

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

1. Политология: объект и предмет политологии.

2. Политология как наука и учебная дисциплина.

3. Методы политологии.

1. Политология: объект и предмет политологии

Политическая наука - это совокупность знаний о политике, образованной развитой системой специализированных научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы.

Компонентами политологии являются:

а) политическая теория (теория политики и история политических идей);
б) изучение государственных институтов (центральных, региональных, местных, законодательных, исполнительных, судебных);
в) изучение политической деятельности граждан (партии, объединения, общественное мнение);
г) международные отношения (международные организации и мировая политика).

Объектом политологии является полити­ка во всем ее многообразии.

Предметом политологии являются свой­ства политики как сферы общества, тенденции и факторы ее изме­нения и развития. Иными словами, предметом политологии является политика и политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций и связей с другими сферами общественной жизни1.

Задачей политологии является также объясне­ние мотивации и поведения людей, воссоздающих и (или) изменяю­щих в каждой конкретной ситуации политические институциональ­ные отношения и политическую культуру2.

Политология как наука и учебная дисциплина

Исторически изучение политики изменялось от восточной и античной философской и социально-политической мысли к формиро­ванию в конце XIX веке самостоя­тельных политологических научных направлений и дисциплин, например таких как: политическая философия, теория государства, политическая история и др.

Среди первых научных учреждений, специализирующихся на исследовани­ях в области политической науки, стали:

1. созданная в 1871 г. Свободная школа политической науки во Франции (в настоящее время - Институт политических исследова­ний Парижского университета);

2 организованная в 1880 г. - Школа политических наук в Колум­бийском университете (США);

3. созданная в 1895 г. - Лондонская школа экономической и политической науки;

4. в 1903 г. была создана Американская ассоциация поли­тической науки , объединившая политологов США и положившая начало созда­нию подобных ассоциаций и в других странах мира1.

Становление политической науки в императорской России характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. Официальный полити­ческий курс и характер государственного устройства страны должны были вос­приниматься населением как единственно возможные, к тому же освященные тра­дицией и церковью, а также охраняемые законом. В XIX-начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юриди­ческих факультетах ведущих российских университетов, например в таких кур­сах, как история политических и правовых учений, философия права, общая теории права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов в форме некоего «приложения» к праву и обычно с официальной точки зрения.

К концу ХIХ в. относится открытие в Император­ской академии в Санкт-Петербурге направления «истории и политических наук». На рубеже ХIХ-ХХ вв. Россия дала миру целую плеяду блестящих теоретиков права и политики, большая часть которых имела университетское правовое, философское или историческое образование: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевкий, В.И. Ленин, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, А.И. Стронин, Б.Н. Чичерин и др.

Работы, посвященные ана­лизу политики и ее законов, появляются и в начале XX в. Бурные события того времени заставляли искать ответы на животрепещу­щие вопросы о политическом настоящем и будущем страны. При­надлежавшие к различным идейным течениям такие ученые как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогор­ский, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и многие другие, ана­лизировали в своих работах проблемы власти, государства, революции, политической судьбы Отечества.

Важным этапом в развитии мировой политической науки явился период после Второй мировой войны . В 1948 г. изучение политической науки было рекомендовано ЮНЕСКО, что создало необходимые предпосылки для ее постепенного признания и утверждения в университетах и академических института подавляющего большинства стран мира. С 1949 г. при ЮНЕСКО функционирует Международная ассоциация политической науки (МАПН), поддерживаюйщая связи с десятками национальных ассоциаций, включая российскую, действующую с середины 50-х гг. XX в2.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия ввела поли­тологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Прави­тельства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах . С 1989 г. в ведущих университетах России и научно-исследовательских институтах РАН функционируют аспирантуры и специализированные советы, в которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр по­литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сфера­ми общественной жизни. Предметом изучения и исследования по­литологии выступают такие основные слагаемые политики, как по­литические институты, политические процессы, политические от­ношения, политическая идеология и культура, политическая дея­тельность.

В последнее время в мировой политической науке растет интерес к методам феноменологии, герменевтики, семантики, т. е. к методам, которые пытаются объяснить явления социальной и политической жизни, прежде всего, исходя из способности человека придавать сво­им действиям определенные смыслы и значения. Данное направление в политической науке получило название постмодернистского. Его отличает стремление исследователей понять, как люди определяют смысловое содержание политических действий, почему так, а не иначе интерпретируют политические события, как результаты ин­терпретации сказываются на их реальном поведении.

Важными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как:

Политическая власть, ее сущность и структура;

Политические системы и режимы современности;

Формы правления и государственного устройства;

Политическая стабильность и поли­тический риск;

Партийные и избирательные системы;

Политические права и свободы человека и гражданина;

Гражданское общество и правовое государство;

Политическое поведение и политическая культура личности;

Политическая коммуникация и средства массо­вой информации;

Религиозные и национальные аспекты политики;

Средства и методы урегулирования политических конфликтов и кри­зисов;

Международные политические отношения, геополитика, по­литическая глобалистика и др.

Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и много­гранности имеют отношение не только политология, но и другие со­циальные и гуманитарные науки. Например, такие как: философия, социология, психо­логия, экономическая теория, юридические, исторические науки.

В политике сталкиваются группы интересов, охватывающих различные сферы жизнедеятельности общества - экономику, госу­дарственное устройство и право, социальную сферу, этнонациональные и религиозные отношения, традиционные социальные структуры. Значительное влияние на нее оказывают национально-исторические и социокультурные традиции общества, психологи­ческий генотип нации.

Благодаря своему системному характеру по­литическая наука в настоящее время оказалась на перекрестке междисципли­нарного знания, которое охватывает различные науки.

Но в отличие от других областей поли­тического знания, политология имеет цель :

Проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления,

Выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние, и внешние связи и отношения,

Определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах,

Наметить ближайшие и конечные перспек­тивы ее дальнейшего развития,

Выработать объективные критерии социального измерения политики.

Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную, эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от приклад­ного ее анализа, прежде всего, следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес­кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад­ная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических мо­делей, методологических принципов, методов и процедур исследо­вания, а также политологических технологий, конкретных про­грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме­нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты полити­ческих событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова­ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни­ческие и религиозные группы, роль участников политических собы­тий в принятии политических решений и их реализации.

К приклад­ным отраслям политологии можно отнести концепции государст­венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы­работки и принятия политического решения; технология проведе­ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

Методы политологии

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

Основные типы методов и уровни методологии политических ис­следований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.

Периодизация развития методологии полити­ческой науки может быть представлена следующим образом;

1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественнос дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;

2) институциональный период (XIX - начало XXв.) - на ведушие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-ин­ституциональный методы;

3) бихевиористский период (20-70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количественные методы;

4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.

Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, ос­новными течениями в рамках методологии политической науки по-прежнему являются «традиционалистское» и «бихевиористское»1.

В политологии используются три группы методов:

Теоретиче­ские,

Эмпирические,

Общенаучные (логические).

Теоретические методы

Теоретические методы представляют собой сложные абстракт­ные конструкции политической реальности и политического пове­дения. Они предназначены для извлечения такого знания о поли­тике, которое недоступно непосредственному наблюдению. Теоре­тические методы формируют категориальный аппарат науки.

Теоретические методы в политологии можно разделить на две группы.

Первая группа методов предназначена для познания и ана­литического конструирования политической реальности.

Вторая группа - для объяснения политического поведения.

Эти группы методов ре­шают две разные познавательные задачи: первая стремится выра­ботать оптимальный способ познания объективных политических образований, вторая - найти механизмы понимания политической деятельности отдельных индивидов.

К первой группе теоретических методов относятся: структурализм.

функционализм. системный анализ, топологический метод.

Рассмотрим эти методы в отдельности.

Структурализм. В основе этого метода лежит убеждение, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и полити­ческие образования - структуры. Это могут быть: институты, нормы, группы, общности, статусы, роли - то, что существует помимо воли и сознания отдельных людей. Устойчивость структур позволяет вычленять их из политичес­кой реальности, изучать каждую в отдельности. Такой методо­логический прием широко используется, например, при анали­зе политических институтов, когда каждый из них рассматри­вается как некая самостоятельная целостность. Поведение конкретных людей в рамках структурализма обычно не прини­мается во внимание, так как считается, что индивид действует, прежде всего, подчиняясь требованиям той или иной структу­ры. Разновидностью структуралистского метода является институциональный, ориентированный на изучение такого важ­ного компонента политики, как политические институты.

Функционализм в отличие от структуралистского подхода ак­центирует внимание на выявлении факторов взаимозависимос­ти политических институтов, организаций и других элементов политической реальности. Функция рассматривается как объек­тивное требование, предъявляемое целым к своим частям, как возникающая между ними позитивная связь, зависимость. В рам­ках классического функционализма появление какого-либо политического института объясняется вызреванием в обществе, в политической системе соответствующих потребностей. А логи­ка анализа сводится к выявлению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами. Речь может, к приме­ру, идти о функциях государства, функциях партий, функциях политической культуры и т. д.

Системный анализ ориентирует исследователей на конструи­рование политики как структурированной целостности, взаимодействующей со своей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами общества. Опираясь на обще­методологические принципы теории систем, кибернетики, си­нергетики, ученые, использующие этот метод, исследуют факто­ры стабильности и изменчивости политических отношений, ка­налы взаимовлияния политической системы и окружающей среды, механизмы функционирования и развития политической системы.

Топологический метод (от греч. topos - место) - это когда по­литика рассматривается в категориях политического простран­ства или политического поля. Предполагается, что каждый че­ловек обладает какими-то ресурсами, капиталом (уровень обра­зования, материальное положение, статус в политической иерархии и т. п.), которые определяют его место в социальном и политическом пространствах. Люди, обладающие похожими, одинаковыми ресурсами, занимают в социальном и политиче­ском пространствах близкие позиции, тяготеют друг к другу. В результате в обществе складываются группы, объективно от­личающиеся друг от друга и занимающие в политическом про­странстве более или менее выгодные позиции. Занимаемая в по­литическом пространстве позиция в силу своей объективности влияет и на индивидуальное поведение человека, определяет его образ жизни, стремления, политические предпочтения. Этот ме­тод используется при описании положения политической эли­ты в обществе, а также различных социальных и политических групп. Благодаря этому методу более ясной становится карти­на возникающих в обществе конфликтов, когда противостояние описывается как стремление образовавшихся групп изменить свое положение в политическом пространстве1.

Вторая группа теоретических методов ориентирована на объяс­нение политического поведения. Часто эту группу называют бихе­виористским (от англ. behaviour- поведение), или поведенческим методом. На самом деле методов, моделирующих поведение челове­ка, много. Они создавались главным образом социологами и пси­хологами, но в настоящее время успешно применяются при изуче­нии различных видов политических действий.

Ко второй группе относятся: бихевиоризм, теории рационального выбора, психодинамические теории личности, когнитивные теории..

Рассмотрим эти методы.

Бихевиоризм - это методологический подход, основанный аме­риканским психологом Б. Ф. Скиннером. В основе этого под­хода лежит предположение, что поведение человека есть реак­ция на различные раздражители, стимулы. В поздних версиях бихевиористский подход обрел более сложную форму, реакция человека на стимулы стала рассматриваться как ложный, опос­редованный сознанием процесс, что, однако, не изменило сути этого метода. В политологии с помощью этого метода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, свя­зывая их с изменениями условий жизни, принятием полити­ческих решений и т. д.

Теории рационального выбора. В основе этой методологической схемы лежит мнение о существовании универсального стрем­ления человека к получению максимального вознаграждения за минимальные усилия- «закон выгоды». Рациональность человека проявляется в его способности выбирать из различ­ных вариантов поведения тот, который в наибольшей степени отвечает его интересам и позволяет проще достичь поставлен­ ной цели. Человек вступает во взаимодействие, надеясь полу­чить что-то взамен: материальное вознаграждение, личную бе­зопасность, любовь, статус и т. д. В политологии этот подход ча­сто используется для описания отношений власти, когда подчинение объясняется как стремление человека получить в об­мен какие-либо ресурсы (эмоциональные, материальные и т. д.), для объяснения электорального выбора, когда предполагается, что человек отдает голос тому кандидату, программа которого в наибольшей степени отвечает его интересам, и т, п.

Психодинамические теории личности, как и теории рациональ­ного выбора, объясняют поведение человека внутренними фак­торами, но источник его активности описывается как сложный, далеко не всегда осознаваемый, иррациональный процесс. Психодинамические теории разнообразны и нацеливают политоло­га на познание или, по крайней мере, принятие во внимание сложных внутренних процессов, которые переживает человек, вовлекаемый в политические взаимодействия;

Когнитивные теории указывают, что причины поведения нужно искать в тех ментальных процессах, с помощью которых человек познает и объясняет окружающий мир. Человек действует в за­висимости от того, как он воспринимает, оценивает, интерпрети­рует ситуацию. Характер и формы политических действий опре­деляются ранее сложившимися установками, стереотипами, а так­же процессами восприятия и обработки новой информации.

Мы перечислили лишь часть теоретических методов, использу­емых в политологии. Причина их многообразия - в сложности, противоречивости политики. Наука не изобрела и вряд ли когда изобретет единый универсальный метод познания политических явлений. Внутренний мир, сознание отдельного человека, его моти­вация не могут быть описаны в рамках тех же понятий и катего­рий, что и объективный мир политических отношений, институтов, норм и организаций.

Каждый теоретический метод имеет свои достоинства и огра­ничения.

К достижениям метода относятся создаваемые им воз­можности описать, объяснить, проанализировать тот или иной сег­мент политической реальности.

Например, выделить и рассмотреть политические институты (структурализм), установить связи-зави­симости в политической системе (функционализм), описать меха­низмы функционирования и развития политической системы (сис­темно-функциональный анализ). Но любой теоретический метод не обладает универсальными возможностями описания всего много­образия политической жизни.

В науке неоднократно предпринимались попытки создания обоб­щающего теоретического метода, претендующего на универсальность, вбирающего в себя все лучшие достижения научной мысли.

На­пример , в 1970-е гг. появляется теория неоинституционализма, призванная объединить в рамках единой методологии структура­лизм (институционализм) и теорию рационального выбора1.

Эмпирические методы

Эмпирические методы (от греч. emperia- опыт), в отличие от теоретических методов, ориентированы на получение конкретного знания о политической жизни. Эти методы представляют собой слож­ные формализованные процедуры, позволяющие упорядочить про­цесс познания политических явлений, обеспечить валидность (досто­верность) полученной информации о состоянии политического объек­та. С помощью этих методов можно узнать об электоральных предпочтениях населения, о намерениях политических лидеров, о цен­ностных ориентациях и политических установках различных социальных групп, об отношении масс к государственным управленче­ским решениям и об их реакции на политическую пропаганду.

К эмпирическим методам относятся:

1. Метод наблюдения , являющийся систематизированным, направ­ленным восприятием какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем в соответствии с разрабо­танной методикой.

Например, наблюдение за ходом избиратель­ной кампании, когда фиксируются действия ее основных участ­ников. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повсед­невным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Однако научное наблюдение, осу­ществляемое профессионалами по специально разработанным методикам, отличается широтой поля наблюдения, способнос­тью улавливать более разнообразную гамму поступков действу­ющих лиц на политической арене.

2. Опрос. Развитие этого метода в значительной мере повлияло на лицо современной политологии, которая в настоящее время пред­стает не только в виде чисто теоретической дисциплины, объяс­няющей общие тенденции политической жизни, но и в виде науки, способной дать практическое знание о политических на­ строениях, ожиданиях, установках реальных людей. Метод оп­роса, в отличие от наблюдения, позволяет (при правильно разра­ботанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в политическом сознании личности: о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, ка­ким лидерам отдает предпочтение. Эти процессы сознания могут до определенного времени никак не проявляться в политичес­ком поведении людей, но подспудно готовить последних к ка­ким-либо действиям. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые оказались в силу различных причин за пределами научного наблюдения.

Опросы бывают:

а) неформализованные, когда респонденту дается возможность самостоятельно формулировать свои ответы на вопросы иссле­дователя;

б) формализованные, когда респондент выбирает в пред­ложенной ему анкете один из вариантов ответа.

3. Контент-анализ - систематическая числовая обработка, оцен­ка и интерпретация содержания информационного источника (текста). Контент-анализ позволяет выявить, какая информа­ция и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения, потребности и интере­сы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необхо­дима информация о приоритетных целях той или иной полити­ческой организации, государственного учреждения, политиче­ского лидера.

4. Метод «фокус-группы», или групповой дискуссии, используется для выяснения отношения различных слоев населения к тому или иному событию, явлению. Он представляет собой направля­емое и регулируемое исследователем обсуждение выбранной темы, в котором участвуют подобранные на основе научно обо­снованной выборки люди. Благодаря хорошо продуманной ме­тодике организации групповой дискуссии можно изучить реак­цию населения на выступление политического лидера, на пред­выборное заявление, на политическую рекламу и т. п1.

Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам , задающим общую направ­ленность любого научного исследования, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимостей между фактами, выявлению тенденций развития. Можно, напри­мер, каждую неделю проводить опрос общественного мнения по по­воду электоральных предпочтений населения, но собранный факти­ческий материал не будет представлять собой серьезной научной ценности без выявления множества других факторов, влияющих на электоральный выбор. Исследование же этих факторов требует не просто овладения методикой опросов, а глубокими теоретическими знаниями в этой области.

В буквальном смысле слова политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Стремление понять, осмыслить политику, равно как и выразить свое отношение к ней, уходит своими корнями в то далекое время, когда начали формироваться первые государства. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой типичными были представления о божественном происхождении власти, а правитель рассматривался как земное воплощение Бога. Лишь примерно с середины первого тысячелетия до новой эры политическое сознание стало постоянно приобретать самостоятельный характер, появляются первые политические по прения, концепции, составляя часть единого философского знания. Этот процесс связан, прежде всего, с творчеством таких мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель которые наложили основы собственно теоретических исследований политики. В период средних веков и Нового временя проблемы политики, власти, государства были подняты на качественно новый теоретический уровень исследования такими выдающимися представителями политической и философской мысли, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, которые не только окончательно освободили политическую науку от религиозно-этической формы, но и вооружили ее такими концептуальными установками, как теория естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Современное содержание политическая наука приобретает во второй половине XIX века. Именно в это время политическая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания. Примерно в этот же период происходит становление политологии как самостоятельной учебной дисциплины, появляются учебные и научные центры. Так, при Лондонском университете в конце XIX века была основана Лондонская школа экономики и политических паук. В 1857 году в Колумбийском университете была создана первая в истории Америки кафедра политической науки. Позже примеру Колумбийского университета последовали Йельский, Гарвардский, Принстонский и другие университеты США. В 1903 году создана Американская ассоциация политических наук. Особенно быстрыми темпами политическая наука в США и в странах Запада стала развиваться после второй мировой войны. Этому во многом способствовал состоявшийся в 1948 году в Париже по инициативе ЮНЕСКО Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы. Было решено, что основными проблемами исследования и изучения политической науки являются:

  • 1) политическая теория (с включением истории политических идей);
  • 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреждений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех социальных сил, которые данные институты создают);
  • 3) партии, группы, общественное мнение;
  • 4) международные отношения.

Международный коллоквиум в Париже по существу подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу: рассматривать ли политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин "политическая наука" в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

В России политологии явно не повезло. Так, еще в 1900 году профессор В. Зомбер писал: "Из всех социальных наук в самом печальном и заброшенном состоянии находится, может быть, наука о политике" (Зомбер В. Идеалы социальной политики. М.-СПб., 1900. C.1). С тех пор положение политологии в России если и изменилось, то скорее всего в худшую сторону. С 1917 года вплоть до второй половины 80-х годов на политологии лежало идеологическое табу. Долгое время политология разделяла судьбу генетики, кибернетики и официально как самостоятельная научная дисциплина не признавалась, хотя в 1962 году в СССР была создана Советская ассоциация политических (государственных) наук, ныне преобразованная в Российскую ассоциацию политологов.

Только в 1989 году Высшая аттестационная комиссия ввела политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология определена и как учебная дисциплина в вузах. Конечно, такое положение вовсе не означает, что в России политические проблемы вообще не исследовались и не изучались. Это осуществлялось в рамках программ по философии, теории государства и права, политической экономии и других дисциплин. Но они были слабо интегрированы между собой.

Для определения предмета политологии, ее основной проблематики важное методологическое значение имеет уяснение природы и сущности политики как специфической сферы жизни общества, ее структуры и характера взаимодействия основных элементов.

Термин "политика" (от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика".

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличиях: в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы.

Необъятен диапазон представлений о политике. Определение ее - предмет многолетних дискуссий в политической науке. Приведем лишь некоторые определения политики:

  • -"Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" (М. Вебер).
  • -"Политика - это процесс управления" (О. Ренни).
  • -"Политика - властное распределение ценностей внутри общества" (Д. Истон).
  • -"Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений" (Р. Шнайдер).

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания (схема 1).

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  • 1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями.
  • 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется руинами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.
  • 3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.
  • 4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают сверенные государства.

Многообразны и функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество (схема 2).

Схема 2 Функции политики


С учетом сказанного важно подчеркнуть, что политологию нельзя сводить к науке о власти, о государстве. Как наука о политике политология "охватывает" весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Центральными проблемами современной политологии являются такие проблемы, как политическая власть, ее сущность и структура; политические системы и режимы современности; формы государственного правления; партийные и избирательные системы; политические права и свободы человека и гражданина; гражданское общество и правовое государство; политическое поведение и политическая культура личности; религиозные и национальные аспекты политики; международные политические отношения, геополитика и др. Конечно, к изучению и исследованию названных и других проблем политики в силу их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки - философия, социология, психология, экономическая теория, юридические, исторические науки (схема 3).

Схема 3 Политика как объект изучения


Так, вряд ли возможен научный анализ политики без использования общих философских категорий диалектики, философского анализа объективного и субъективного в политическом процессе, понимания ценностных аспектов власти. Но философия не подменяет политологию, а может дать только какие-то общеметодологические принципы или критерии научного анализа политики.

Много общего между политологией и социологией. В частности, вопрос о том, как отражается политический процесс в сознании людей, чем мотивируется политическое поведение той или иной социальной группы, какова социальная база политической власти - это предмет социологии, политической социологии. Но здесь имеет место и явно выраженная пересекающаяся грань с политологией. Строго говоря, если рассмотреть соотношение гражданского общества и государства, то все то пространство, все отношения, которые вписываются в сферу гражданского общества и его взаимодействия с государством, - это объект исследования социологии, а сфера государственного - предмет политологии. Естественно, такое разграничение носит весьма условный характер, поскольку в реальной политической жизни все взаимосвязано.

Еще больше "точек соприкосновения" в исследовании политики между политологией и правовыми дисциплинами (международным правом, государственным правом), предметом анализа которых являются правовая система общества, механизм власти, конституционные нормы и принципы. Но право - это дисциплина больше описательного и прикладного порядка, в то время как политология - это дисциплина преимущественно теоретическая. Это в известной мере касается соотношения политологии и истории. Как отмечает испанский политолог Т.А. Гарсиа: "... историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценить реальное состояние политических ситуации до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые" (Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С.6.).

Иными словами, политические отношения "пронизывают" различные сферы жизнедеятельности общества, и в этом плане они могут исследоваться различными науками. Более того, ни одно важное политическое явление, ни один серьезный политический процесс не могут быть содержательно осмыслены без совместных усилий философов, экономистов, историков, юристов, психологов, социологов.

Сложность и многогранность политики как общественного явления позволяет исследовать политику на макро- и микроуровнях, В первом случае исследуются политические явления и процессы, которые происходят в рамках основных институтов власти и управления, имеющих отношения ко всей общественной системе. Во втором - описываются и анализируются факты, связанные с поведением индивидов и малых групп в политической среде. С другой стороны, сложность и многогранность политики позволяет выделить как общественный уровень, так и промежуточные (частные) уровни исследования. Однако важно иметь в виду при этом, что ни один из этих промежуточных уровней не дает исчерпывающего представления о политике в целом.

Только органичное единство, диалектический синтез всех уровней политического знания позволяет иметь тот сплав, который именуется политологией. Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука - она выполняет роль интегрирующего фактора в этой системе, выступая одновременно и как составная часть других областей политического знания, и как относительно самостоятельная наука. Иными словами, в отличие от других областей политического знания политология как наука комплексная имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики (См.: Федосеев Л.А Введение в политологию. СПб., 1994. С.9-10).

Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную. Обе эти стороны, или уровни, как бы дополняют и обогащают друг друга. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология выработки и принятия политического решения; технология проведения референдума, избирательной кампании и т.д.). В последнее время возникла новая отрасль политического знания - политический менеджмент.

Составной частью политического менеджмента является разработка стратегических целей и тактических установок, механизма воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менеджмент - это наука и искусство политического управления. Политология, как и любая наука, имеет свою систему научных понятий и категорий, выражающих наиболее существенные характеристики политической сферы: "политика", "политическая власть", "политическая система", "политическая жизнь", "политическое поведение", "политическое участие", "политическая культура" и др. Центральной среди всех перечисленных выше категорий является категория "политическая власть". Именно эта категория наиболее полно выражает сущность и содержание феномена "политика".

Процесс формирования политологии как науки берет свое начало в Древнем мире. Об этом свидетельствуют крупнейшие работы того времени, предметом исследования в которых являлись некоторые элементы того, что сегодня составляет сферу политического. В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Так Аристотель в ряде работ пишет о политике как науке, а в работе «Риторика» употребляет понятие «политическая наука»: «Однако скажем теперь о вопросах, ...которые имеют значение для политической науки». Завершение процесса становления политологии как самостоятельной науки следует связывать с периодом дифференциации наук и вычленения политических знаний из совокупности философских, исторических, юридических и др. знаний в период конца XIX - начала XX в.

Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX в. в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук - «Приватная школа политического образования». В ней готовилась правящая элита для государственного аппарата.

Важной вехой в истории политологии как науки и как учебной дисциплины" стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук, объединившей на тот период около 200 исследователей и преподавателей. Затем под эгидой ЮНЕСКО и по инициативе Американской, Канадской, Французской и Индийской национальных ассоциаций политических наук в 1949 году была основана Международная ассоциация политической науки (МАПН). В 1950 г. состоялся 1-й конгресс МАПН, в котором приняли участие ученые из 23 стран. С тех пор конгрессы МАПН проводятся с интервалом в три года. Последний конгресс состоялся в 2000 г. в канадском городе Квебек.

Исследование и преподавание политической проблематики в России в конце XIX - начале XX в. осуществлялось в основном в рамках юридических дисциплин, а также усилиями историков, философов, социологов.

В послереволюционное, советское время политологогия в качестве особой учебной дисциплины не преподавалась. Отдельные аспекты политики и власти очень бегло рассматривались в исторических, экономических, философских курсах, в теории социализма. За этим фактом можно увидеть общую тенденцию, свидетельствующую о том, что при определенных политических режимах нет условий и возможности для постоянного, углубленного исследования и более или менее систематического и широкого изучения политики. Проблемы политики и власти исследовались и изучались лишь в меру дозволенного.

Известно, что для любой науки информация - это ее хлеб. Однако информация о функционировании власти в СССР была за семью печатями. Только через десятки лет стали достоянием общественности и исследователей процедуры обсуждения и принятия решений (в этой части и сейчас принципиальных изменений мало), механизмы формирования политической элиты и др. Крупных работ по проблемам власти и политики за советский период практически не выходило. Об этом свидетельствует крайне бедная библиография по этим вопросам за указанное время. Научным кругам были трудно доступны и зарубежные исследования. Та же литература, которая появлялась, носила в основе своей идеологизированный и апологетический характер. И это понятно, поскольку для развития науки, кроме свободы доступа к информации, необходима свобода слова. Ситуацию в этой сфере достаточно точно охарактеризовал революционер, литератор и дипломат Федор Раскольников еще в 1939 г. в открытом письме Сталину: «Вы лишили советских ученых, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы научной мысли, без которого творческая работа исследователя становится невозможной». Конечно, кроме свободы слова исследователю политики и власти необходимы еще честность и смелость, но эти черты всегда в большом дефиците. Вот что пишет о научной атмосфере той эпохи бывший в брежневские времена директором Института США и Канады Г. Арбатов: работники общественных наук «...погрязли в непроходимом догматизме и начетничестве, неумолкающей апологетике «великого теоретика»...».

И в постсталинские времена положение мало в чем изменилось. Как пишет известный теоретик культуры В. В. Журавлев: «общественным наукам отводилась охранительно-апологетическая функция» и большинством обществоведов реализация этой функции понималась как важнейший партийный и профессиональный долг, как выражение гражданской позиции.

Те же авторы, которые переходили грань дозволенного, преследовались, высылались из страны или были вынуждены уезжать за рубеж, чтобы иметь возможность работать в области исследований политики. Здесь следует назвать известные ныне имена авторов, вторгавшихся в область недозволенного (в основном историки и философы), которые писали «издалека»: А. Авторханов, М. Восленский, А. Зиновьев, П. Егидес, А. Некрич, А. Янов. Важно отметить, что в советские времена и после смерти Сталина не выходило ни одного периодического издания, специально предназначенного для публичного обсуждения учеными результатов исследований в области политики и власти. Знаковым показателем состояния исследований власти является такой факт: в шестом издании «Краткого политического словаря», появившегося в 1989 г., т.е. всего лишь полтора десятка лет назад, отсутствуют статьи «Власть» и «Политическая власть».

И лишь в последние пятнадцать лет для исследований в области политики ситуация принципиально изменилась. Появилось значительное число работ отечественных и зарубежных авторов, в которых представлены важнейшие результаты отечественной и мировой политологической науки.

С конца 80-х годов XX в., тогда еще в СССР, а затем в современной России, политология стала активно конституироваться как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина:

  • вводится ученая степень кандидата и доктора политических наук;
  • вводится преподавание политологии в вузах, появляются кафедры и факультеты политологии, разрабатываются учебные программы, курсы и спецкурсы, издаются учебники по политологии, подготовленные российскими авторами;
  • начинают издаваться политологические журналы («Полис» с 1991 г., «Власть» с 1993 г., «Полития» с 1997 г., «Политические науки. Вестник МГУ» с 1994 г., «Вестник МГУ. Социология и политология» с 1994 г. и др.).

В феврале 1998 г. состоялся Первый, а в апреле 2000 г. Второй Всероссийский конгресс политологов. О проблемах, которые стоят в центре российской политологии, может свидетельствовать тематика секций Первого конгресса:

  • Секция. «Российская государственность: проблемы и тенденции развития»;
  • Секция. «Становление гражданского общества в России: перспективы демократического развития»;
  • Секция. «Геополитические интересы России: вызовы и ответы»;
  • Секция. «Политическое образование в современной России, проблемы преподавания политологии»;
  • Секция. «Прикладная политология: теория и практика»;
  • Секция. «Политическая коммуникация: общественное мнение и СМИ»;
  • Секция. «Проблемы военной политологии».

На Втором Всероссийском конгрессе политологов (апрель 2000 г.) количество секций и обсуждаемых на них проблем увеличилось.

В апреле 2003 г. в Москве состоялся Третий Всероссийский конгресс политологов. В рамках конгресса обсуждения и дискуссии велись по следующим направлениям: политическая философия, методологические проблемы политических исследований, методика преподавания политологии, история политических идей, политическая антропология, сравнительная политология, политическое управление и политические институты, публичная политика как инструмент российского выбора, политическая регионалистика, политические партии и группы интересов, политические элиты, электоральная политология, тендерные исследования политики, дискурс-анализ, политическая социология, гражданское общество и права человека, транснациональные процессы, мировая политика, конфликты и международная безопасность.

Российская политология находится в процессе своего становления. Наиболее важные задачи этого этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; выявление национальной специфики российской политики и обоснование наиболее эффективных методов и методологии ее исследования; актуальной для российской политологии остается проблема деэтатизации политологического знания.

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Тема 1. Политика как общественное явление Понятие и происхождение политики. Структура, виды и уровни политики. Функции политики и политологии. Связь политики с другими сферами общества.

Понятие и происхождение политики. Термин «политика» (от гр. politika – государственные, общественные дела) является основной категорией политологии. Впервые он был введен в научный оборот в IV в. до н. э. древнегреческим философом Аристотелем. Выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло около 5 тыс. лет назад и было связано с усложнением общества. Возникавшие классовые, этнические, религиозные и межплеменные конфликты уже не могли быть решены с помощью традиций, обычаев и нравственных норм. Для этого потребовались новые административно правовые и политические регуляторы и новая организационная структура – государство, а вместе с ним и политика.

Подходы к определению Властный подход Политика – это совокупность действий, направленных на обретение, распределение, использование и удержание власти. Социологический подход Политика – это соперничество различных общественных групп за реализацию своих интересов с помощью власти. Институциональный подход Политика – это деятельность организаций и институтов в которых воплощается власть (государство, политические партии и др. объединения). Консенсусный подход Политика – это деятельность, направленная на достижение гражданами согласия мирными и ненасильственными средствами. Конфликтностный подход Политика – это поле столкновения интересов различных социальных групп и институтов по поводу власти, и распределения ресурсов. Политика – сфера деятельности, связанная с властными отношениями между индивидами, социальными группами, общностями и государствами по поводу распределения ценностей и управления общественными и государственными делами.

Структура политики. Политика – сложное структурное образование, отражающее различные процессы и явления общественной жизни. Ее основными структурными компонентами являются: Субъекты и объекты политики. Субъект (актор) – носитель политической деятельности, объект – тот на кого направлена деятельность субъекта политики. Субъекты политики делятся на первичные (образовавшиеся по объективным причинам) – индивиды, социальные классы и общности и вторичные (образовавшиеся целенаправленно по воле людей) – государство, политические партии, общественные движения и организации. Субъект и объект в политике – взаимозаменяемые величины: один и тот же институт или социальная общность могут одновременно быть и субъектом, и объектом, а могут и меняться местами. Политические отношения – взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, использования и распределения политической власти (компромисс, консенсус, солидарность, соперничество, конфликт и т. д.). Политическая организация – совокупность политических институтов (политические партии, лоббистские группы, политические движения, СМИ и др.), которые передают групповые интересы в сферу полномочий государства и конкурируют между собой за власть или оказание влияния на нее.

Политическое сознание – отражение в сознании людей социально политической реальности – их мыслей, ценностных установок, убеждений, чувств, переживаний. Политические интересы – обобщенное выражение потребностей социальных групп и индивидов, которые служат побуждением к политической деятельности. Политические ценности – идеи, теории, принципы, нормы и традиции, которые отвечают интересам всех членов общества и на основе которых разрабатываются программы общественного развития.

Виды и уровни политики. Политику можно классифицировать по различным основаниям: По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, культурная, национальная, научная, экологическая и военная. В зависимости от масштаба – внутренняя, внешняя, международная. В зависимости от приоритетности – политика нейтралитета, «открытых дверей» , национального примирения, «большого скачка» . По содержанию и характеру – прогрессивная, реакционная, научно обоснованная и волюнтаристская.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях: Макроуровень – охватывает государство, устройство и функционирование власти в центре и на местах. Микроуровень – охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Мегауровень – межгосударственный уровень и уровень международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т. п.

Функции политики. Управленческая заключается в разработке основных направлений политического, экономического, социального и духовного развития общества. Мобилизационная выражается в сосредоточении материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения задач, стоящих перед обществом. Социализирующая предполагает включение человека в жизнь государства и общества. Интегрирующая сводится к объединению различных групп общества на основе общих идей и интересов. Распределительная состоит в распределении социальных благ с учетом групповых приоритетов. Прогностическая состоит в прогнозировании различных аспектов политической деятельности.

Связь политики с другими сферами общества. Общество представляет собой целостную систему, состоящую из экономической, социальной, политической и духовной подсистем. Политика выступает как организационная и регулятивно контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать на все стороны жизни.

Экономика – служит материальной основой политики и во многом определяет ее направления. Политика, в свою очередь, определяет, как общество использует материальные ресурсы и воздействует на структуру потребностей населения. Социальная сфера общества – является одним из направлений государственной политики. Политика находит методы разрешения социальных проблем, таких как бедность, доступное жилье, здравоохранение, образование. Право – политические идеалы, цели и интересы общества и государства невозможно осуществить без системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь. Мораль – воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним моральных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к участию в управлении делами государства и общества. Религия – в светских государствах, где церковь отделена от государства, воздействие религии на политику осуществляется косвенно, через мировоззренческие ориентации граждан. Возможна также политизация религии, когда религиозные лидеры поддерживают политические акции или политических деятелей или сами выступают с политическими заявлениями.

Тема 2. Политология как наука Становления политологии, ее предмет и объект. Функции, структура и методы политологии. Связь политологии с другими науками.

Становление политологии, ее предмет и объект. Термин «политология» образован двумя греческими словами: politike – общественные, государственные дела и logos – учение. Поэтому в буквальном переводе, политология – это наука о политике или совокупность знаний об управлении государством. На протяжении длительного исторического периода знания о политике были включены в систему обыденных политических представлений, религиозных и философскоэтических взглядов. Современное содержание политическая наука приобрела во второй половине ХIX в. , когда состоялось ее организационное оформление в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины. 1857 Ф. Лейбер начал читать курс лекций по политической теории в Колумбийском университете (США). 1886 Выход в США первого серийного издания по политологии «Ежеквартальника политической науки» . 1989 Признание в СССР политологии самостоятельной научной дисциплиной.

Объектом политологии принято считать политическую сферу общественной жизни, под которой понимается специфическая область функционирования общества, в которой находятся истоки политической деятельности и реализуются политические интересы посредством политических отношений, действий, поведения. Отличие политической сферы от других сфер общества выражается в том, что она выполняет верховенствующую роль по отношению к ним, т. е. другие сферы общества функционируют на основании законов, принятых в рамках политической сферы. Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях и имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного образования, выявление ее внутренних и внешних связей, определение основных закономерностей политического развития. В узком смысле слова политология представляет собой одну из наук о политике, которая не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения – закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном Таким образом, можно дать следующее обобщающее определение политологии. Политология – наука о политике и политической власти, закономерностях возникновения, функционирования и развития политических отношений, процессов, явлений, институтов, о нормах и принципах политической жизни общества.

Функции политологии. Методологическая заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Инструментальная связана с выработкой практических рекомендаций для властных структур. Познавательная предполагает накопление, описание, изучение и анализ фактов политической действительности Мировоззренческая и воспитательная -связаны с выработкой и обоснованием политических идеалов и ценностей. Призваны формировать демократическую политическую культуру граждан.

Структура политологии. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы: Теория и методология политики – раскрывает философско методологические основы политики и власти, их содержание, признаки, функции и закономерности. Теория политических систем – исследует сущность, структуру и функции политических систем, дает характеристику основных политических институтов – государств, партий, общественных движений и организаций. Теория управления социально-политическими процессами – изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом, механизмы принятия и реализации политических решений. История политических учений и политическая идеология – раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно политических доктрин, роль и функции политической идеологии. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней и мировой политики, различные аспекты международных отношений, глобальные проблемы современности.

Исходя из решаемых политологией задач выделяют фундаментальную и теоретическую политологию. Фундаментальная политология – ориентирована на прирост научных знаний о политике. Она решает проблемы, связанные объяснением процессов политического развития, разработки концептуального аппарата, методологии и методов политического исследования. Прикладная политология – ориентирована на достижение реального политического эффекта. Она изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы.

Связь политологии с другими науками. Политология взаимосвязана с рядом общественных наук, объектом которых также является политическая сфера общественной жизни. Как же соотносится политология с этими науками? Философия рассматривает наиболее общие вопросы политики, а политология использует философское обоснование политики для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов. Политическая экономически обосновывает политические процессы. Политология же дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Теория государства и политология совпадают в части исследования роли государства как основного элемента политической системы общества.

Правовая наука связана с регулированием отношений и поведения людей в процессе общественной жизни по средствам правовых норм. При разработке правовых норм правоведы руководствуются выводами политологии. Политическая история исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений, а политическая практика служит критерием правильности теоретических выводов исторической науки. Социология политики изучает человека в политике, взаимосвязь политических и социальных отношений. У политологии же в центре внимания сама политика, ее слагаемые, ход и эффективность. Социальная психология позволяет определить психологические факторы политического поведения людей. И наоборот, знание политических закономерностей позволяет вскрыть сущность психологических явлений в сфере политики.

Тема 3. Этапы становления и развития политической науки. v. История становления и развития политической мысли. v. Социально-политические идеи Беларуси: этапы становления и развития. v. Этапы эволюции современной политической науки.

Основные этапы Особенности и характерные черты Основные представители Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Китай, Вавилон, Ассирия). Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, господствовало понимание божест венного происхождения власти. Хаммурапи, Заратустра, Каутилья, Конфуций, Лао Цзы, Мо Цзы, Шан Ян. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы, обособление их как относительно самостоятельной части философии. Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления. Гомер, Соломон, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сенека, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон.

Политические учения Средневековья. Развитие социально политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей. Обоснование теологической теории политической власти Роль религии и государства в политике. Марк Августин, Фома Аквинский. Политические учения эпохи Возрождения. Развитие гуманистических начал в политической теории, освобождение ее от теологии. Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государ ства, демократического устройства общественной жизни. П. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Б. Спиноза.

Политические учения эпохи Просвещения. Формирование либеральной поли тической идеологии. Обоснование необходимости разделения властей. Характеристика правового госу дарства. Формирование концепций прав человека и гражданина. Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Б. Констан, И. Бентам, И. Кант, А. Н. Радищев, Дж. Локк, Вольтер. Политические учения XIX - начала XX века. Плюрализм политических теорий. Институализация политической науки. Г. Гегель, А. Сен Симон, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Бакунин, П. Прудон, Ф. Лассаль, Н. Черны шевский, Ф. Лейбер, В. Парето, Г. Моска, М. Вебер, Р. Михельс, Б. Чичерин, М. Острогорский.

Социально-политические идеи Беларуси: этапы становления и развития Зарождение социально политической мысли в средневековой Беларуси (XI XV вв.). Неотделимость общественно политической мысли от религиозной, идентификация власти с божественным началом. Необходимость единения восточнославянских княжеств, осуждение междоусобных войн. Развитие политической мысли в Великом княжестве Литовском. Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Великие князья: Витовт, Казимир и Александр, Григорий Цамблак.

Общественно политические идеи эпохи Возрождения и Реформации (конец ХV – ХVI в.). Гуманизм и Реформация переплетались между собой и развивались одновременно. Идеи патриотизма, антикатолическая направленность, светская трактовка «естественного права» . Франциск Скорина, Миколай Гусовский, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей Волан, Лев Сапега.

Социально политические воззрения периода контрреформации (конец XVI – середина XVIII в.). Политическая полемика вокруг Брестской церковной унии. Идеи освобождения белорусских земель от национально религиозного гнета и соединения с Россией. Петр Скарга, Мелетий Смотрицкий, Казимир Лыщинский, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий.

Общественно политическая мысль эпохи Просвещения (вторая половина XVIII – первая треть ХIХ в.). Пропаганда идей французских, немецких и отечественных просветителей. Антикрепостническая направленность. Критика существующего строя, необходимость отмены крепостного права и ограничения власти монарха. И. Стройновский, К Богуславский, П. Бжостовский, И. Еленский, М. Карпович.

Революционно демократическая мысль ХIХ в. Возникновение революционного демократизма, его слияние с уто пическим социализмом. Критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя, глубокая вера в светлое будущее народа. М. Волович, Ф. Савич, К. Калиновский, группа «Гомон» , Ф. Богушевич, Я Лучина, А. Гуринович.

Общественно политическая мысль начала ХХ в. Возникновение белорусского национального движения. Интерес к проблемам белорусской истории и культуры, национально государственного строительства. А. и И. Луцкевичи, А. Власов, В. Ластовский, А. Пашкевич (Цетка), И. Луцевич (Я. Купала), К. Мицкевич (Я. Колас).

Советский период развития общественно политической мысли. Доминирование марксисткой идеологии, теории исторического материализма. Разработка проблем национально государственного, партийного, советского строительства, интернационализации общественной жизни, истории, общественно политической мысли. В. Г. Кнорин, Д. Ф Жилунович, А. Г. Червяков, В. М. Игнатовский, К. Т. Мазуров, П. М Машеров.

Современный этап развития социально политических идей в Беларуси. Плюрализм общественно политической мысли, определение путей устойчивого развития белорусского общества и государства Многовекторная политика. Идея развития интеграционных связей, создания союзного государства Беларуси и России. Разработка современной концепции идеологии белорусского общества. Государственные и политические деятели Республики Беларусь. Ученые обществоведы. Белорусская ассоциация политических наук, Беларусское социологическое общество, кафедры политологии и социологии ВУЗов страны.

Этапы современной политической науки Становление современной политической науки (кон. XIX в. - кон. 40 -х гг. XX в.). Главное внимание посвящено исследованию проблемы политической власти и ее социальных основ. Теория заинтересованных групп (А. Бентли). Теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето). Социологическая теория государства (М. Вебер). Теория олигархизации власти (Р. Михельс). Психологическая те ория власти (Г. Лассуэл).

Активное расширение сфер политологических исследований (кон. 40 -х гг. - вторая пол. 70 -х гг. XX в.). Поворот к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства. Новая теория демократии (И. Шумпетер). Плюралистическая теория демократии (Р. Даль). Теория партиципаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер). Концепция государства благосостояния, Общества потребления.

Поиск новых парадигм развития политической науки (серед. 70 -х гг. XX в. -по наст. время). Обоснование адекватных современному этапу развития западного общества теоретических моделей и концепций власти. Футурологическая концепция единого мирового государства (У. Кларк, П. Сон). Концепция постиндустриального общества (А. Белл, Дж. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, Р. Арон). Концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда). Концепция национального государства (Г. Моргентау). Теория элитарной демократии. Силовая концепция власти.

Основные школы современной зарубежной политической науки. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ Разработка проблем политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики. С. Липсет, К. Райт, С. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартори, Р. Дарендорф.

ФРАНЦУЗСКАЯ Изучение проблем типологии политических режимов, легитимности, партийно политической инфраструктуры. М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон.

НЕМЕЦКАЯ Сравнительный анализ политических систем, проблемы функционирования гражданского общества, правового государства. Г. Майер, К. фон Бейме, И. Фетчер.

ПОЛЬСКАЯ Концептуальные исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы. Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка.



mob_info