Ассоциативный тест Карла Юнга. Техника «16 ассоциаций. Тест Юнга “16 ассоциаций” поможет найти ключ к не осознаваемуму Упражнение для студентов ассоциации в парах

Чтобы выполнить упражнение, не требуется много времени. Достаточно 15–20 минут. Инструмент основан на методе свободных ассоциаций швейцарского психолога Карла ЮНГА. Вы найдете глубинную ассоциацию со словом, которое олицетворяет Вашу насущную проблему.

Возьмите лист бумаги. Расположите его горизонтально. Нарисуйте таблицу, которую Вам предстоит заполнить. Образец таблицы ниже. В левом крайнем столбце проставьте цифры от 1 до 16 сверху вниз. Сосредоточьтесь, ненадолго закройте глаза, выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов.

Таблица 1. Заготовка для упражнения «16 ассоциаций»


Шаг 1

Подумайте, что Вас сейчас беспокоит. В какой сфере жизни происходят события, которые хотелось бы изменить? Опишите одним словом или с помощью словосочетания эту проблему или задачу. Например, Вы никак не можете найти работу. Тогда возьмите слово «работа». Или, к примеру, Вы не понимаете, почему плохо себя чувствуете в последнее время. Тогда выбирайте слово «здоровье». Напишите это слово в верхней части листа.

Шаг 2

Посмотрите на слово, которое написали. Произнесите его несколько раз, как бы прочувствуйте, попробуйте «на вкус». Подумайте об этом, как о чем-то конкретном и важном для Вас. Потом – как о чем-то абстрактном. Что приходит в голову в первую очередь? Запишите 16 ассоциаций к этому слову. Постарайтесь не контролировать свои мысли. Запишите все слова, которые возникают в сознании. Даже если они кажутся неподходящими или удивляют. Слова при этом не должны повторяться.

Шаг 3

Мысленно объедините между собой слова в пары: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и так далее. Начинайте работать с каждой парой отдельно. Представьте оба слова в виде образа, посмотрите на них, словно со стороны. Какая ассоциация возникает у Вас? Не думайте на этом этапе о проблеме. Для каждой пары слов подберите ассоциацию – укажите то, что объединяет для Вас эти два понятия. Не спешите, будьте честны с собой. Используйте существительные, глаголы и наречия. На этом этапе у Вас получится восемь слов.

Шаг 4

Теперь снова мысленно объедините в пары восемь слов, которые у Вас получились до этого. Подберите к ним ассоциации. Помните, что слова не должны повторяться. Ищите именно те ассоциации, которые подходят для каждой пары слов.

Шаг 5

У Вас теперь есть четыре слова. Сделайте с ними то же, что и раньше с другими. Объедините в пары и придумайте для каждой ассоциацию. В итоге у Вас получатся два слова-ассоциации. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и свои эмоции. Может быть, Вам стало теплее или участилось дыхание. Это нормально. Фиксируйте их мысленно, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.

Шаг 6

Теперь по знакомой технологии объедините два слова в одно. Получите финальное слово. Это и есть Ваша глубинная ассоциация. Это то, с чем Ваше подсознание ассоциирует ту проблему, с которой Вы работали (слово, написанное в верху листа до того, как Вы начали упражнение). Пример полностью заполненной таблицы с финальным словом ниже.

Таблица 2. Заполненная таблица ассоциаций с финальным словом


Смотрим, что получилось: интерпретация результатов

Посмотрите на финальное слово и задайте себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Какие чувства возникают у меня, когда я вижу или произношу это слово? Если оно вызывает позитив , радость, это хорошо. Оно становится источником энергии, проводником, который даст Вам силы действовать. Но ассоциации могут быть и негативными . Например, понятие «деньги» может ассоциироваться со словом «кража», а понятие «семья» вызывает в подсознании слово «обман». Ниже расскажем, как быть в таком случае.

Теперь взгляните на готовую таблицу. Перед Вами пять столбцов. У каждого есть свое значение. Посмотрите внимательно на все слова, которые у Вас получились.

Первый левый столбец: то, что в нем написано (16 слов), отражает стереотипы и убеждения, которые сформировались у Вас под влиянием родителей, школы, окружения. В общем, в процессе воспитания. Часто именно они тормозят Ваше движение вперед, так как, по сути, чужие, навязанные. Обратите внимание, если к низу столбца слова становятся все позитивнее. Это хороший знак, указывающий, что проблема будет решена.

Второй столбец: ассоциации, которые Вы указали тут к словам из первого столбца, соответствуют уровню разума. Другими словами, показывают, что Вы думаете о проблеме. Задайте себе вопрос: «Почему я думаю об этом именно так?».

Третий столбец: четыре слова, которые Вы тут написали, характеризуют Вашу сферу эмоций. Обратите внимание на эти четыре слова. Попробуйте составить из них предложение. Вы увидите, что здесь спрятаны так называемые «эмоциональные крючки»: страхи, неуверенность, психологические травмы. Это как бы соль Ваших внутренних переживаний.

Четвертый и пятый столбцы: два слова одно слово – треугольник решения. Финальное слово, как мы уже знаем, является глубинной ассоциацией. А пара слов, из которых оно появилось, может указать Вам, как решать проблему, обозначить путь к способам действий. Вы поймете, что нужно сделать, чтобы справиться с ситуацией, которая сложилась в Вашей жизни.

Есть ли негативные слова-ассоциации? В каком столбце?

Негативные слова-ассоциации – это, по сути, Ваши внутренние установки, которые мешают Вам действовать и найти выход из проблемной ситуации. Важно, в каком именно столбце эти слова у Вас появились. Это показывает, на каком уровне установки-препятствия. Если в первом столбце – на уровне внутренних убеждений, во втором – на уровне разума, в третьем – в сфере эмоций.

Как поступить? Смело перечеркните негативное слово и замените его другим, со знаком плюс. Эффект будет сильнее, если новые слова соединить в другие, позитивные пары. Можете даже, если считаете возможным, заменить финальное слово. Ваше отношение к проблеме, выраженной главным словом, начнет меняться.

Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем. Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его выполнение не займет более 15 минут. Если Вы хотите лучше разобраться в собственных чувствах и понять, что Вам на самом деле нужно – ассоциативный тест Юнга – непревзойденный помощник в этом деле.

Человеческий мозг устроен таким образом, что при необходимости запомнить что-либо это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим ощущениями в теле и эмоциями.

Что Вы получите благодаря упражнению “16 ассоциаций”?

  1. Осознание того, что оказывает влияние на Ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту. Даже если Вы не предпримите никаких попыток поработать над той сферой, из которой было выбрано слово, через 3-6 месяцев Вы получите совершенно другой результат при повторном прохождении теста. Это все работа подсознания – когда мысли и ассоциации излагаются на бумаге, человек в любом случае начинает их анализировать.
  1. Трансформационный эффект. Благодаря осознанному восприятию происходите изменение отношения и этому есть разумное научное объяснение. Человек вспоминает не само событие, а последнее воспоминание, связанное с ним. Чем больше новых ассоциаций мы прикладываем к ключевому слову, тем сильнее изменится цепь, которая активируется этим словом. В зависимости от того, какие эмоции возникают при ассоциациях, зависит изменение будущего эмоционального окраса цепи и чувства, которые будут возникать при следующем вспоминании этого слова. Таким образом, чем ярче эмоция, тем сильнее эффект перезаписи.
  1. Вы получаете готовую карту для дальнейшей работы над собой – становится ясно, что можно использовать как ресурс, а что следует поменять. Чем выше осознанность, тем решительней человек настроен на изменения – это поможет достичь максимального результата после прохождения ассоциативного теста Юнга.

Ассоциативный тест Юнга: упражнение “16 ассоциаций”

Чтобы упражнение было результативным, его следует выполнять в абсолютном умиротворении и одиночестве.

  • Подумайте, с каким словом Вы хотели бы поработать. К примеру, если Вы считаете, что на данный момент испытываете финансовые трудности – пусть это будет слово “деньги”, а если Вы считаете себе одиноким – напишите слово “любовь”. Нарисуйте на листе бумагу такую табличку:
  • Как можно быстрее, не задумываясь, вписывайте в левый столбец все ассоциации, которые у Вас возникают с этим словом – любые словосочетания, крылатые выражения, слова.
  • Далее заполняем второй столбец – нужно объединить слова в пары — 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. Во второй столбик нужно вписать ассоциации, возникающие при объединении слов в пары.
  • Чтобы заполнить третий столбец нужно проделать то же самое – объединить по парам 8 полученных слов и вывести ассоциации, так же поступаем и с 4 столбцом.
  • В итоге вы получаете ключевое слово – то, благодаря чему можно распутать клубок проблем и избавиться от негативных установок.

Как вам это слово? Удивлены ли вы или это ожидаемый результат? Как вы себя чувствовали, пока выполняли это задание? И интересно ли было? Открыли ли вы в себе что-то новое?

Довольно часто оказывается полной неожиданностью, какие вообще ассоциации могут выскакивать из подсознания. Что вы можете сказать о последнем слове? Что оно для вас значит?

Общая расшифровка результатов выглядит так:


Анализируем первый столбец

Первый столбец слов отражает сразу несколько моментов:

1. Наш «уровень реальности». Это то, что заполняет нашу повседневную жизнь. На уровне реальности «обитают» наши «штампы», убеждения, не имеющие под собой серьезных оснований, но между тем влияющие на нашу жизнь.

Мы мыслим штампами и эти штампы хорошо видны в первом столбце. Например, если брать слово «деньги»:

Деньги - грязь, деньги - ложь, деньги - испытание, деньги - жалость, деньги - благотворительность, большие деньги получены нечестно и т. д.

Любопытно, что деньги - это такая тема, на которую у каждого есть, что сказать. Но мало у кого из тех, кто говорит про деньги, при этом имеются деньги. Поэтому рассуждения о деньгах по определению самые бестолковые. Мало кто из спорщиков понимает, о чем идет речь, но тем не менее штампы в головах у всех присутствуют.

2. На первом уровне нашего теста также очень хорошо заметна стратегия получения того, что мы исследуем. В нашем примере, стратегия получения денег.

Кто-то честный трудяга и его слова: «Работать, пахать, тяжело, устал, не дают, начальник, зарплата…».
А кто-то считает, что деньги должны валиться ему с неба: «хочу, дайте, банк, яхта, самолет, круиз, наследство…».

Проанализируй, как у вас обстоят дела со способом получения денег.
Первый человек из моего примера скорее всего так и будет тяжело и добросовестно работать всю жизнь, но случись, что в его жизнь придут легкие деньги (допустим, наследство получит), не будет знать, что с ними делать, и «с горя» заболеет или запьет.
Второй же так и будет ожидать у моря погоды, злиться, что яхты все не приплывают, обижаться на мир. Но вряд ли ему придет в голову, что деньги можно просто заработать.

Бывает, что человек уже вырос из предыдущей стратегии, как из коротких штанишек, но все не понимает, что от нее пора отказываться. Так Гадкий Утенок, давно ставший Лебедем, по привычке прятался от лебединой стаи в кустах.

3. Также первый столбик слов позволяет оценить уровень пессимизма - оптимизма по отношению к твоей ситуации с деньгами.

Чтобы его определить, прочитайте 16 слов и постаратесь оценить - по мере приближения к концу слова становятся более оптимистическими или менее?


Если уровень оптимизма идет вниз - плохо! Так что, в результате теста пересмотрите некоторые свои убеждения и вы достигните успеха!
Если уровень оптимизма идет вверх - хорошо! Значит, в каком бы финансовом положении вы ни были сейчас, все получится!

4. Следующее, что мы анализируем в первом столбце, - это индуцированные (переложенные, навязанные) нам страхи и убеждения. Иногда их еще называют «вирусами сознания». Это то, что вы почему-то взяли на вооружение, хотя если как следует подумать, это не имеет к вам никакого отношения.

Так, родители очень часто перекладывают свои страхи на своих детей! Много денег - стыдно.

В нашем сознании витает просто тьма ложных и чужих установок! Мы пропитаны насквозь чужими идеями, планами, мотивами и страхами. Сейчас нас предстоит сложная задачка - выловить в своем тесте эти ЧУЖИЕ заморочки!

Этот тест следует выполнять от руки на листке бумаги! И это очень важно именно для того, чтобы обнаружить «чужих»!
Интересно! Написанные от руки «слова-вирусы» люди нередко выделяют при помощи скрытых знаков (ошибки, помарки, слово написано с большой буква, а все остальные- с маленькой или, наоборот, слово написано мельче или крупнее).

Однако анализ написанного от руки, не единственный способ обнаружения «чужих». Сделайте еще следующее - прочитайте первый столбец вслух, быстро, на одном дыхании, стараясь четко произносить слова и отслеживая свои эмоции и телесные ощущения.

Скорее всего на каком-то слове в вас поднимется волна несогласия как будто это написали не вы. Возможно, твы даже почувствуете энергетический спад, мгновенную усталость и апатию.

Обнаружив в своем списке мыслеформы-вирусы, подумайте об их происхождении. Возможно, вспомнится назидательный взгляд старой учительницы, наставления папы и увещевания бабушек и дедушек. Но как ни странно, чаще всего нам всем вспоминается мама. Вот кто в основном закладывает всё в нашу голову.

Теперь, когда вы поняли, откуда это взялось и, возможно, даже вспомнили, сколько всего пришлось из-за этого потерять или не сделать, - откажитесь от этого слова - убеждения!

Как? Да просто зачеркните и на его месте напишите новое! Любое слово, не обязательно близкое по смыслу, но выбранное лично вами.

Переходим к анализу второго столбца

Второй столбец - это уровень разума! Это то, что я об этом думаю! Поясню… Дело в том, что большинство людей о своих проблемах не думают вообще. Они в них купаются, живут ими, переживают о них, много разговаривают, но крайне мало раздумывают! А зря… Иногда хороший, крепкий, безэмоциональный анализ дал бы куда больше, чем часы волнительных разговоров.

На этом уровне вылезают лично ваши ограничивающие убеждения!

Пример:
Не уверен
Равенство
Возраст
Просить плохо

В расшифровке это бы звучало так:
Это не получится именно у меня.
У меня недостаточно образования… стартового капитала… опыта…
Не тот возраст… Уже поздно… И т. д.

Проанализируйте второй столбец своего теста и найдите в нем ограничивающие убеждения, препятствия. Если они есть, обдумайте их, задав вопрос: «А почему я считаю, что это так?»

Каждый раз задавайте себе уточняющий вопрос, пока не убедитесь в том, что пришли к абсурду. Поймав себя на абсурдности доводов, посмейтесь над ними и расстаньтесь с убеждением, как с вышедшими из моды ботинками.

Вот пример типичного диалога психолога с человеком, застрявшем на своем убеждении:

— Убеждение: У меня уже не тот возраст.
— А какой «тот» возраст?
— Ну, 20 лет.
— Когда тебе было 20 лет, что ты умел делать?
— Ничего.
— А сейчас?
— Сейчас умею, у меня образование, опыт.
— Так почему ты считаешь, что возраст не тот?
— Здоровье не то.
— А что значит, «то» здоровье?
— Молодой.
— В твоем роду были богатые люди
— Да, прадед был очень богат, он вернулся в 40 лет с рудников, открыл лавку, стал купцом…
— А сколько было лет деду, когда он начал, и было ли у него крепкое здоровье?
Да, нет, с рудников вернулся, совсем больной был.
Значит, дело не в здоровье и не в возрасте?
— Получается, что да…

Такой диалог с самим собой нужно провести на каждое ограничивающее убеждение. Лучше письменно.

Разбираем третий столбец - В чем причина?

Третий столбец - это уровень чувств! На нем видны наши «эмоциональные крючки»! «Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.

Пример:
Цель
Уверенность
Работа
Удача

Внимательно посмотрите на этот столбец из всего-то четырех слов, и возможно вам станут понятны истинные причины не только финансового, но и общего неблагополучия.

Интересно! Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение — некий «слоган» или девиз! Поиграйте словами и составьте словосочетание. Иногда это вдохновляющий призыв к действию, хоть пиши большими буквами и вешай на стену.

Слоган получился следующим: Моя цель дает уверенность, что работа принесет удачу

Анализ четвертого и пятого столбцов - ключ к себе

Что для тебя эти последние, ключевые слова? Подумай об этом!

Стандартной расшифровки последних трех слов не существует. Обычно это инструмент для анализа или подсказка для дальнейшей психологической работы. Там могут «выскочить» ключевые страхи человека, истинные, а не надуманные причины проблем, а также - подлинные мотивы. Ясно одно, если смысл слов - ключей далек от ассоциируемого понятия (в нашем примере это - деньги), корень проблемы лежит в сферах и плоскостях, далеких от сферы денег как таковой.

А значит, денежная ситуация не наладится до тех пор, пока не будет проработана и решена истинная проблема. Как правило, она органично завязана на одном из трех:
проблема детско-родительских отношений;
самооценка;
система ценностей

А теперь возьмите лист бумаги и нарисуй последнее слово!

Если оно хорошее - сохраните рисунок! Это ваш энергетический ресурс!
Если плохое - посмотри на него какое-то время, попрощайтесь и торжественно сожгите!

Работа с тестом на этом закончена. Надеюсь, она подвела вас к нескольким полезным открытиям!

Бывало ли у вас такое, что результат, которого вы хотите достичь, вас мотивирует, все шаги распланированы, но что-то внутри останавливает от действий - и совершенно непонятно, что?
Или так: какое-то дело вас увлекало, а потом вдруг начало угнетать.
Если вы хотите знать, почему это происходит, а главное, что с этим делать - то эта статья для вас. Технику, которую хочу вам предложить, я активно исследовала на протяжении двух с половиной лет с привлечением более двухсот участников. Так что за качество отвечаю:)

Почему мы вдруг впадаем в ступор?

Часто причина в скрытых ассоциациях и внутреннем эмоциональном заряде.
Моё спонтанное, начавшееся как эксперимент и внутренняя игра, исследование привело к знакомству с современной нейробиологией и когнитивной лингвистикой.
Вот что они говорят об устройстве нашего мышления.

Наш мозг устроен так, что, когда требуется что-либо запомнить, это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим эмоциями и ощущениями в теле - то есть тем, что уже есть в нашей долговременной памяти. Все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Так работают ассоциации и цепочки ассоциаций.
Добавьте к этому знание о том, что лучше всего мы запоминаем то, что окрашено эмоционально. Позитивная это окраска или негативная - для мозга не так важно, главное — наличие самой эмоции.

Чтобы выявить причины внутреннего ступора и самостоятельно его преодолеть, предлагаю выявить глубинные ассоциации к нужному понятию или ситуации и посмотреть, какой эмоциональный заряд они в себе носят.
Упражнение «16 ассоциаций» помогает сделать это быстро, мягко и хитро́. Ведь наш мозг обожает выстраивать психологические защиты, чтобы уберечь нас от неприятных и болезненных для психики вещей. Это упражнение основано на методе свободных ассоциаций Юнга и дополнено здесь теми фишками и ключами, которые я нашла в ходе своего исследования.

Каких результатов ждать?

В узком смысле это упражнение направлено на поиск глубинной ассоциации к какому-то одному важному именно для вас слову, понятию или образу. Если брать более широко - это способ переписать «ментальный код», перепрограммировать собственное мышление.

Инсайт (от англ. insight - озарение, прозрение) — состояние, в котором человеку внезапно приходит решение насущной задачи или новое видение ситуации.

  • С помощью «16 ассоциаций» можно:
  • построить карту своих ассоциативных связей
  • отловить деструктивные ассоциации, словно компьютерные вирусы
  • увидеть корень проблемы
  • усилить осознанность
  • получить инсайт

Техника выполнения

Вам понадобится лист бумаги, ручка и около получаса свободного времени в тишине.
Лист расположите горизонтально и проставьте слева столбиком цифры от 1 до 16 - это поможет вам сфокусироваться и не запутаться при выполнении упражнения.

Первый этап

Создайте запрос. Что меня сейчас волнует больше всего? Сформулируйте одним словом или коротким словосочетанием проблему или задачу, которая вас волнует, и решение которой улучшит качество вашей жизни в ближайшей перспективе. Например, вы никак не можете сесть за написание диплома - возьмите слово «диплом». Ваша текущая работа начала вызывать негатив - возьмите слово «работа».
Чтобы сделать результат более глубоким - выпрямите спину, сделайте пару глубоких вдохов и выдохов и переведите внимание внутрь, в низ живота. Поверьте, это работает.
Запишите в верхней части листа слово, которым вы описали вашу проблему/задачу.

Второй этап

Вдохните-выдохните и посмотрите на написанное слово. Подумайте об этом понятии, как о том: 1) что имеет отношение лично к вам и 2) как об отвлечённом понятии. А теперь запишите 16 ассоциаций к этому слову, которые приходят к вам в голову. Отпустите себя, запишите все слова. Не выбрасывайте слово, даже если оно кажется вам неподходящим - раз оно пришло, значит, это ваша ассоциация.

Третий этап

Соедините слова попарно, как на фотографии (фрагмент рабочего листа): первое со вторым, третье с четвёртым и так далее. Именно сейчас начинается настоящая работа. В ней два правила, и первое - это честность. Чем честнее вы будете с собой, тем более мощный эффект получите в результате.
Второе правило - слова не должны повторяться. Если какое-то слово будет возникать в ходе упражнения два или более раз, запишите его отдельно внизу страницы. Потом я расскажу, что с ним сделать.
Когда слова объединены, начинайте работать с каждой парой отдельно, без привязки к основному слову (тому, которое обозначает ваш запрос).
Для каждой пары слов найдите общую ассоциацию – слово, которое объединяет эти два лично для вас. Ищите ту общую ассоциацию, которая будет именно вашей. Прислушивайтесь к себе и к своему телу. Найденное слово вам откликается? Это именно оно - или можно сформулировать точнее?
Используйте существительные, глаголы и наречия.

Как помочь себе, если объединяющая ассоциация не находится?

Визуализируйте - представьте каждое слово из пары в виде образа, мысленно отойдите назад и посмотрите на них со стороны. Что их объединяет? Может быть, они являются (или не являются) частью чего-то большего? Может быть, в каждом из этих образов есть общий кусочек, общая часть? Какой это образ? Как назвать его одним словом?
Прислушивайтесь к ощущениям в теле - выпрямите спину, расслабьте плечи, переведите внимание в низ живота и в ноги. Если вы плохо визуализируете, то можно искать объединяющую ассоциацию через ощущения: почувствуйте, какие ощущения в теле вызывает первое слово из пары? А теперь - какие ощущения вызывает второе слово? Что общего между этими ощущениями? С чем они ассоциируются? Опишите это одним словом.
Проверка на честность. Когда объединяющая ассоциация для пары слов нашлась, прислушайтесь к себе и к своим ощущениям в теле: это то самое слово? Или есть более точное - именно для вас?

Четвёртый этап

У вас получилось восемь слов. Объедините уже их попарно и повторите то же самое, что и в третьем этапе. Помните, что слова не должны повторяться (если слово повторяется - запишите его внизу и ищите другую ассоциацию). Ищите именно ваши слова.
Когда у вас получится четыре слова, повторите то же самое. Обращайте внимание на возникающие ощущения в теле и эмоции. Фиксируйте их, как сторонний наблюдатель, и продолжайте работу.
Теперь объедините получившиеся два слова в одно.
Это последнее слово и есть ваша глубинная ассоциация.

Как работать с результатами.

Первое и главное — разделять «мух» и «котлеты». Помните, что все эти слова - всего лишь ассоциации. (Депрессия не имеет ничего общего с учёбой.)

Второе — посмотреть на финальное слово и задать себе вопрос: мне комфортно с такой глубинной ассоциацией или нет? Если для меня учёба ассоциируется с депрессией, то как это влияет на меня и мои действия?
Финальное слово может быть и позитивным, тогда оно может стать ресурсом — той ассоциацией и тем образом, который придаёт вам сил и желания действовать.
Глядя на результаты упражнения, вы можете осознать, что влияет на ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации. Уже одно это даёт трансформационный эффект.

Третье — определить негативные и позитивные ассоциации в каждом столбце.

Что обозначает каждый из столбцов?
Первый (16 слов) - это стереотипы и убеждения, сформированные в процессе воспитания или под влиянием окружения и среды.
Второй (8 слов) - это ментальный уровень: подсознательные мысли.
Третий (4 слова) - уровень эмоций. Обратите отдельное внимание на эмоциональную окраску каждого из этих четырёх слов.
Четвёртый уровень (2 слова) и финальное слово составляют то, что я называю «треугольником решения».

Финальное слово является глубинной ассоциацией, а пара слов, из которых оно появилось, может быть стратегиями решения запроса или ключевыми вопросами, которые необходимо решить, или нести информацию о выборе, который необходимо сделать.
Посмотрите, в каком столбце больше негативных ассоциаций? Что их вызвало? Откуда проистекают негативные ассоциации?
Где больше позитива? Как эти позитивные ассоциации могут помочь вам в решении вашего запроса?

Четвёртое — перепишите «деструктивный код» Чем больше новых ассоциаций мы приложим к слову, означающему запрос, тем сильнее изменится запускаемая этим словом ассоциативная цепь. Чем ярче будут позитивные образы, чем приятнее они будут для нас (в том числе телесно - мурашки, покалывание, ощущение свободы в плечах и т.п.), тем сильнее будет эффект «перезаписи».
Можно просто повычёркивать негативные слова и заменить их на позитивные.

Эффект будет сильнее, если найти на нашей карте «поворотные точки» (первые негативные слова в горизонтальной цепочке), заменить их на позитивные и вывести новые объединяющие ассоциации вплоть до замены финального слова.

Ещё более мощный эффект будет, если перед тем, как искать новые объединяющие ассоциации, вы войдёте в ресурсное состояние (например, с помощью медитации).

Пятое — посмотрите на позитивные ассоциации и спросите себя, не ограничивают ли они вас? Что я имею в виду: например, вы работали с запросом «деньги» и получили в финале слово «достижения» и ощущение, что вот да, получение денег для вас - признание достижений, а достижения - приносят доход… Но как ещё можно получать деньги? Не упускаете ли вы денежные подарки, находки, выигрыши и другие способы? Например, на своём мастер-классе я предложила участникам написать самим себе письменное разрешение на разрешение получать доход разными способами, а перед этим мы поработали на тему, какими эти разные способы могут быть. Этот способ помогает расширить сознание и убрать рамки.

Шестое — зафиксируйте позитивные ассоциации. Например, с помощью яркого коллажа или рисунка. Кстати, создание коллажа на тему найденных позитивных ассоциаций добавит вам инсайтов на тему вашего запроса.
Действуйте!

Совет: сохраните исписанный лист, поставив на нём дату, и выполните «16 ассоциаций» заново с тем же словом-запросом месяца через три — так вы сможете отследить, что поменялось.

Что делать, если в ходе упражнения какое-то слово появлялось два раза или чаще?

Когда слово повторяется, это означает, что запускаемая им цепь ассоциаций оказывает влияние на восприятие основного слова (запроса).
Проделайте упражнение ещё раз, но уже с этим (повторявшимся) словом в виде запроса, и посмотрите на результаты.

И напоследок:

Современные учёные утверждают, что, вспоминая о событии, мы активируем те же самые нейроны, которые участвовали в его запоминании. Чем чаще что-то вспоминаем - тем сильнее нейронные связи (и ассоциативные цепи). Отсюда следует, что, меняя одно из звеньев цепи, мы меняем и всю цепь. А когда мы делаем это осознанно, то в буквальном смысле перепрограммируем наше собственное мышление - и тренируем мозг!

Все участники моего исследования, которые стали самостоятельно и регулярно пользоваться техникой «16 ассоциаций», отмечают существенные изменения к лучшему в каждой из прорабатываемых сфер. Обычно, когда мы задаём вопросы сами себе, бывает сложно обойти внутренние психологические защиты. А с помощью «16 ассоциаций» это можно сделать мягким и экологичным для психики образом, даже если тема болезненная. К тому же они задают фокусировку на конкретном запросе, конкретной теме.
Лично для меня «16 ассоциаций» стали надёжным инструментом саморазвития и самоисследования.
Меняйте своё мышление, получайте инсайты и действуйте!

Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.
Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.

  • Введите первые 16 слов , которые приходят Вам в голову.
    Для упрощения Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
    Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
  • Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
    Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов .
  • Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов , из 2 слов .
  • Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания:
  • *Ваше Имя:

    *Пол: -- муж жен *Возраст (лет): -- до 13 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 за 60

    *К какой социальной группе Вы себя относите: -- Предприниматель Руководитель предприятия/организации Руководитель подразделения Ведущий специалист, младший управляющий Специалист, менеджер, ИТР Специалист с частной практикой Квалифицированный рабочий Военнослужащий Обслуживающий персонал, неквалифицированный рабочий Студент Школьник Домохозяйка или в отпуске по уходу за ребенком Временно не работающий, самостоятельный поиск работы Безработный, зарегистрированный на бирже труда Пенсионер другое

    *Ваше образование:
    -- начальное среднее среднее/специальное неполное высшее высшее 2 высших и более ученая степень

    *Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение своей семьи (лично Вас):
    -- денег не хватает даже на самые необходимые продукты все деньги расходуются на продукты и на покупку необходимых недорогих вещей деньги есть, но покупка товаров длит-го пользования (телевизор и др.) затруднительно живем обеспеченно, но некоторые покупки (квартиру, и т.д.) затруднительны можем себе практически ни в чем не отказывать не желаю отвечать на данный вопрос

    Тема для Ассоциации Слова-Ассоциации
    1. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Т :
    2. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Д :
    3. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Б :
    4. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву М :
    5. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Г :
    6. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву А :
    7. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Ж :
    8. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву О :
    9. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву К :
    10. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Р :
    11. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву В :
    12. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Н :
    13. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву З :
    14. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву П :
    15. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Л :
    16. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву С :

    Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

    Что такое ассоциации?

    Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним.

    Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул - реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

    Виды ассоциаций

    Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

    1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
    2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
    3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
    4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
    5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
    6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
    7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
    8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
    9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

    В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

    • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
    • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
    • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

    Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

    Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

    С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками , и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

    Как развивать ассоциативное мышление?

    Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно - на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

    Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке .

    Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

    Упражнения

    Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу.. Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

    Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

    Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

    Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

    • Русский поэт - Пушкин
    • Домашняя птица - курица
    • Фрукт - яблоко
    • Часть лица - нос

    Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

    Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

    Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное - вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

    Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

    1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
    2. затрагивать различные органы чувств;
    3. быть необычной, но осмысленной вами;
    4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

    А главное - чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

    Итак, второе правило запоминания:

    Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    mob_info