Современные сады и парки англии. Пять лучших садов англии. Гравийный сад Бет Шатто

Истинные любители садового искусства давно знают, что наилучшими садоводами в мире считаются англичане. Сад в английском стиле – это истинная красота природы, гармоничная смесь изыска и натуральности. Посещение английского сада дарит чувство свободы и непринужденности.

Сад в английском стиле: история, садовый декор, примеры

Английские сады по праву названы самыми красивыми в Европе, традиции и взгляды англичан направлены на безграничную любовь к растительному миру, а климат страны, изобилующий дождями, благоприятствует буйному росту травянистых растений. Да и сама природа с бесконечными лугами, реками и холмистым ландшафтом располагает к созданию невероятно красивых шедевров садового искусства.

Английские сады: история возникновения

Первые шаги в развитии садоводства Англии сделали христианские монахи, еще в 1066–1500 годах. Тогда сады обустраивались для выращивания овощей, фруктов и лекарственных трав, были и цветы, однако, основной функцией сада было обеспечение хозяина пищей. Народ был окончательно сформирован как нация, города заселены были негусто, жилые дома утопали в живописных фруктовых, овощных садах и фермах.

В век выдающегося ученого Какстона (XV век, 1422-1491 гг.) напечатавшего на своем станке около 100 книг, устоялась форма английского языка, объединяющая в себе несколько различных диалектов. Печатный станок повлиял как множитель знаний на развитие науки и культуры. Развивалось и распространялось образование.

Первая книга по садоводству под авторством Джона Гарднера была написана и выпущена в 1450 году, в ней описывалось более 80 видов цветочных и овощных культур. В садах выращивали всего несколько видов цветов, это были ландыш, роза, ирис и мальва.

Активное развитие ландшафтного дизайна

В период правления короля Генриха восьмого (1509–1557) ландшафтному дизайну стали уделять особое внимание, тогда в декоративном искусстве ценилась симметрия. Ближе к середине XVI века сад обзавелся цветочными грядками, групповыми посадками, террасами, фигурно стриженными кустарниками и аллеями с плетеными сводами. Таким образом, появился сад эпохи Тюдоров.

По саду вели симметрично расположенные дорожки, а вечнозеленые стриженые кустарники служили оградой. Зеленые насаждения сада украшали скульптурами из металла, в основном это были фигуры греческих богинь, нимф или животных.

Период правления королевы Елизаветы (1558-1603)

Немало новых для Англии растений было завезено из других стран, этому способствовали бурно развивающиеся торговые отношения Англии с внешним миром. В садоводстве тоже не обошлось без изменений, появился цветочный сад, разделенный на зоны квадратной и треугольной формы с широкими тропами.

Во времена правления королевы в садах активно выращивали различные ароматные травы – розмарин, чабрец и лаванду, из последней даже делали живые изгороди, обрезая ее. Еще разводили лилии и левкои. Прогулки по саду сопровождало пение птиц, клетки развешивали на ветвях деревьев, а украшением сада были фонтаны, фигуры в форме зверей и солнечные часы. Фигурная стрижка растений достигла пика популярности. Различная форма придавалась тису, можжевельнику и розмарину.

Периоды правления Якова первого (1603- 1625) и Карла первого (1625-1649)

Любовь к цветочным садам для англичан стала характерной чертой. Голландские беженцы, осевшие в Англии, привезли с собой новые растения, это были тюльпаны, настурции, чернушка дамасская, тюльпанное дерево, лунник, красный клен и т. д.

В этот период активно развивалась наука ботаника, изучались нюансы разведения деревьев и защиты природы от дыма и других вредоносных факторов. Биология тоже начала прогрессировать с появлением микроскопа. Положено начало изучению клеточной структуры растений и открылась тайна их размножения. Появились первые гибридные растения.

Ближе к концу XVII века англичане заинтересовались выращиванием экзотических растений, например, апельсинов, так появились оранжереи, которые в наше время занимают значительную часть площадей в окрестностях Лондона.

В XVII– XVIII веках Андре Ленотр, архитектор и создатель известнейших садов во многих странах, привнес идею высаживания цветов, деревьев и кустарников в геометрическом порядке, сад делился на огромные пышные и помпезные комнаты под открытым небом. Но английские садоводы посчитали такую идею не самой удачной, ведь сады казались однообразными и искусственными. Англичане постепенно придавали садам более свободную планировку.

На смену не прижившимся идеям Ленотра пришли новые направления, заявленные ландшафтными дизайнерами следующего поколения Ланселотом Брауном, Хэмфри Рептоном и Уильямом Кентом. Теперь определяющим элементом сада стала растительность, прямые линии посадок, симметричные водоемы больше не считались уместными в садовом искусстве, а прямые тропинки сменили извилистые.

Английский ландшафтный дизайн является истинно английским искусством, в нем нет идей садоводства других стран, они попросту не прижились, его создатели выражали свои личные взгляды на красоту природы. Проектировка садовых участков имела немалые масштабы, сажались газоны, строились дамбы на реках, обустраивались озера, велась посадка лесов, учитывался закон гармонии – сочетание различных деревьев по виду и габаритам, например, листопадное дерево сажалось рядом с вечнозеленым.

Бордюр и газон из однолетних травянистых растений – элемент ландшафтного дизайна, придуманный английскими садоводами.

Семена и луковицы, привезенных в Англию растений доставлялись в питомники, первый из которых принадлежал Джорджу Лондону, хозяином второго питомника был Филипп Миллер. Позже при королевском садоводческом обществе в 1818 году основали экспериментальный сад, где растения выращивались на продажу.

Промышленная революция Англии (начало XIX века)

Это событие не могло не повлиять на искусство садового дизайна, так как влияние аристократов – землевладельцев перешла к промышленникам, купцам, а также банкирам. Викторианский период стал свидетелем появления среднего класса как основания современного английского общества. Частные парковые зоны и огромные сады лендлордам стали не по карману на смену им пришел небольшой сад.

Далее, садовое искусство Англии развивалось так же стремительно, как и ранее, производился экспорт и импорт растений, появлялись новые идеи, решения. В наши дни существуют четко сформированные особенности присущие английскому саду или парку. Стоит отметить, что благодаря природе Англии сады в основном выполняются в пейзажном стиле.

Исторические стили садов Англии

  • Неоклассика (Августианский стиль) 1730 г. Классический пейзаж с водой, травой, лесом и классической архитектурой.
  • Извилистый ландшафт (стиль «Серпантин») 1750 г. Во всем присутствовали изогнутые линии, появилась лужайка возле дома. Еще этот стиль называют Броуновским, в честь его создателя Ланселота Брауна.
  • Живописный стиль 1790 г. Живописные парки с совершенно новыми, экзотическими растениями, например, рододендронами и камелиями.
  • Пейзажный стиль (ландшафтный) 1794 г. Наиболее приближенный к естественной природе с передним планом, основной частью сада и фоном.
  • Электрика (смешанный стиль) 1810 г. В сады начали добавлять элементы садов других стран.
  • Садовый стиль 1829 г. Нетипичные для местности растения стали на пике популярности, распространялась мода на клумбы и цветники округлой формы.
  • Стиль прикладного искусства (художественный) 1890 г. Появились четкие границы между огороженной областью с геометрических форм цветниками возле жилья и диким садом. К выбору растений, стройматериалов, подаче форм и цвета стали относиться с особой чуткостью, все должно было быть лучшим и идеально сочетаться.

Из более поздних стоит отметить абстрактный стиль и постмодерн.

Особенности создания английского сада

Английский сад в пейзажном стиле радует взор гармоничными композициями растений, слух журчанием воды и пением птиц и обоняние свежестью трав и ароматами цветов.

Английский сад как искусство на всех стадиях развития вдохновлял поэтов и художников, он был и остается образцом наиболее удачного ландшафтного дизайна. Все, кому хоть раз посчастливилось побывать в английском саду, желают воссоздать что-то подобное на своем участке, однако, это не так просто, как может показаться, на первый взгляд.

Создание сада в пейзажном стиле задание не из простых, ведь все насаждения (коих немало), непременно должны гармонировать, дополнять друг друга, посадку каждого растения нужно тщательно обдумывать. Все потому, что истинный английский сад должен пробуждать чувства романтизма, изящества и в то же время необходимо сохранить натуральность, придать таинственности и подчеркнуть богатство мира растений.

Господство естественной природной красоты

Пейзажный стиль акцентирует красоту естественной природы. Кусты и деревья в саду располагаются свободными группами, дорожки идут по очертаниям рельефа, а вода придает пейзажу жизнь течением рек и степенностью водной глади прудов.

В английских садах, за исключением исторических архитектурных наследий, вы не встретите цветников идеальных геометрических форм с ровными и аккуратными посадками цветов. Чаще всего встречаются миксбордеры , где задний план обозначен деревьями и кустарниками, контрастирующими по окрасу листвы, а передний создают цветы, ну а обрамлением служит газон, который сужается или расширяется, чтобы показать всё великолепие композиции поближе или отдалить и дать нам возможность увидеть только игру красок.

Для дальних миксбордеров подбираются цветы с фактурной листвой и крупными, пышными соцветиями, для близких необходимы миниатюрные сорта цветов. Например, манжетки, к которым англичане питают особые чувства.

Ландшафт, продиктованный самой природой, менять не нужно, главной задачей садовника является подчеркивание природы, и рукотворное дополнение, исключающее искусственность.

Английский мини сад — украшение небольших частных садов у дома

Владельцы частных садов, которыми славится Англия, проявляют фантазию и смекалку, украшая свое жилище. Помимо групповых посадок деревьев, кустарников и клумб они украшают и сам дом, увивая его различными лианами как зелеными, так и цветущими. Особенно шикарно побеги лиан смотрятся на старых кирпичных домах, зачастую хозяева сада нарочно отказываются от штукатурки здания в пользу его изысканного вида.

Вход в жилище обязательно украшен кашпо и горшками, с растущими в них небольшими декоративными деревьями, цветами, лавандой, луковичными растениями или традиционными для английского сада пряными травами. Оконные рамы украшают подвесными контейнерами с петуньями, пеларгониями или фуксиями различных цветов.

Границами сада редко служат заборы, чаще можно встретить узорные решетки или живые изгороди. Если двор и отделяют каменные ограждения, то они невысокие, так же как и дом увиты лианами.

Как ни странно, за неимением высоких глухих заборов, именно англичанам принадлежит выражение – «Мой дом, моя крепость».

Чисто английский выбор

Любой народ славен своими пристрастиями, цветы не исключение, выбор англичан – розы, нарциссы и примулы. В XIX веке нарциссы в Англии продавались по неимоверно высоким ценам, карманы продавцов пополнялись огромными состояниями. Красная роза на протяжении многих веков является символом Англии, а посадить примулы считается долгом каждого англичанина.

Элементы сада в пейзажном стиле

  • Газон. Чаще всего он имеет неправильную форму. Кстати, в отличие от привычных для нас газонов, по которым нельзя ходить, в Англии по ним можно гулять. Владельцам маленьких садов большой газон недоступен, что не мешает сделать его маленьким и аккуратным.
  • Стриженые изгороди и фигуры. Живые изгороди придают некую камерность ландшафтному дизайну, а фигуры, конечно, всегда выступают в роли акцента.
  • Растения в контейнерах. Контейнерные культуры всегда расширяют границы сада, делают его живописным.
  • Кованые изделия. Детали мебели или сама мебель, фонари, ограды, а также скульптуры в стиле модерн, ампир или барокко.
  • Розарий. Красная роза – символ Англии, и стоит отдать ей дань, однако, совсем необязательно использовать только сорта красного цвета, в розарии есть место любым розам. Вход в розарий можно подчеркнуть аркой или беседкой, увитой плетистыми розами .
  • Природный камень. В саду им могут быть вымощены дорожки, оформлены небольшие водоемы, или сухие изгороди, не закрепленные раствором.

  • Состаренные элементы. Не нужно их убирать или реставрировать, ведь они придают саду ностальгические мотивы, дают понять, что сад имеет свою историю. Искусственно придать старину можно с помощью создания руин, мха или лишайников на стенах, однако, выглядеть они должны максимально натурально.
  • Дорожки. Ровные дорожки стоит выкладывать в том случае, если этого требует ландшафт, например, по линии дома, в местах для прогулок и отдыха лучше чтобы они были извилистыми, неровности скрывать не следует.

  • Статуи. К более ранним скульптурам животных, нимф и греческих богинь добавились садовые гномы.
  • Неожиданности и сюрпризы. Сады создаются таким образом, чтобы посетитель смог наслаждаться новыми видами, открывающимися за поворотами тропинок. Можно создавать сад, с большим количеством уютных уголков, разделенных изгородями, это придаст ему романтизма и зрительно увеличит пространство.
  • Мост. Чаще всего это миниатюрные копии уже существующих архитектурных произведений.
  • Парковые строения. Обелиски и башни, такие строения в Англии называют чудачествами. Сюда же можно отнести деревянные перголы, беседки, калитки и изгороди.

  • Водоем. Журчащие реки, придают саду движение, а степенные пруды спокойствия и загадочности, отражая в водной глади композиции из деревьев и кустарников. Нередко небольшие реки перекрывали дамбами, для создания прудов. В небольших садах, или там, где отсутствует природный водоем, можно соорудить искусственный.
  • Рукотворные гроты. Имеют немалые размеры и неимоверно точно, искусно имитируют природные сталактиты.
  • Хижины и пещеры. Довольно интересная задумка, ведь раньше, в этом месте обитал специально нанятый человек, он изображал философа – отшельника.
  • Композиции деревьев и кустарников. Схема их посадки напоминает игральную карту десятку пик.

  • Изгороди. Стены, скрывающие сад, сохранились только в культурных наследиях, современные сады имеют открытый вид, отделяются невысокими заборами или живыми изгородями.
  • Скамейки. Чаще всего это деревянные и неокрашенные лавочки. Устанавливать их можно там, где пожелает хозяин сада, довольно удачное место – у пруда.
  • Лианы. Традиционное дополнение к пейзажу, они украшают дома, беседки, изгороди, лавочки, скульптуры и даже небольшие искусственные водоемы.
  • Маскирующие растения. Их задача скрыть неровности ландшафта, для этой цели подходят декоративные травы , ирисы, маки, флоксы, шалфей и многие другие.


Сады Англии

Любителям путешествий, новых эмоций и впечатлений, заглянув в Англию, обязательно нужно посетить сады и парки, являющиеся культурным наследием страны. Именно в этих местах можно прочувствовать атмосферу ушедших веков. Рассмотрим несколько из них.

Сад Сисингхерст (Sissinghurst, Kent, Англия)

Поместье с непростой историей, начинающейся еще в XVI веке. После появления королевы Елизаветы в поместье, оно несколько раз перестраивалось, а в середине XVIII века в нем была обустроена тюрьма, где обитали французские военнопленные. Позже здание стало пристанищем для бедняков, а в тридцатые годы прошлого века оно в обветшалом виде было приобретено Сэром Гарольдом Николсоном, который спроектировал современную схему зонирования сада, а его жена превратила сад в шедевр, используя методы декоративно-художественного садоводства.

Так, поместье Сисингхерст получило новую жизнь в 1930 году, когда специально для создания сада его приобрела семья Гарольда и Виты Николсонов. Проектировка садового участка предусматривала множество отдельных комнат – садов с сюрпризами. По саду можно гулять бесконечно, и за каждым поворотом удивляться все новым и новым видам. Гарольд спроектировал сад в классическом стиле со строгой симметрией, а Вита наполнила его романтикой.

Сад Уизли (Wisley, Surrey, Англия)

Сад, занимающий немалую площадь – 97 га был построен в 1878 году Джорджем Уилсоном, самые первые посадки частично сохранились до нашего времени, их называют диким садом. Позже, в 1903 году, сад перешел во владение Королевского садоводческого общества, это место стало экспериментальным для научных садоводческих опытов. Уизли необычайно красив в любое время года, и обладает богатой коллекцией растений.

Одним из самых ярких элементов сада является миксбордер размером 130 метров в длину, состоящий из двух частей, обсаженный стриженым грабом.

В Уизли проводятся курсы садоводов и ландшафтных дизайнеров, а также имеется большой магазин литературы по садоводству. Сад Уизли состоит из нескольких садов различных стилей и экспериментальных полей, и считается школой ландшафтного дизайна.

Сад Хелигэн. Забытый сад (Pentewan, St. Austell, Англия)

Сад, основанный еще в XVIII веке, был потерян после Первой мировой войны, а в середине 1990 года снова найден. Заросший и заброшенный сад выглядел настолько завораживающе, что сразу же нашлись желающие возродить забытую красоту, этим занялся садовый архитектор Тим Смит. Существует книга о том, как возрождался сад.

Ботанический сад Хелигэн состоит из нескольких локаций, тут есть Виноградники, Винный двор, Альпийский овраг, Хрустальный грот, Сад за стеной, Музей садоводства, Итальянский сад и одна из наиболее примечательных его частей – Джунгли. Основные достопримечательности это две растительные скульптуры Дева Грязи и Голова Гиганта.

На территории Англии можно посетить еще множество всемирно известных садов, или получивших известность лишь в узких кругах. Практически на каждом шагу можно встретить частные придомовые сады. Одни из них удивляют обширностью территорий, а некоторые уютом и удивительной способностью англичан создать невероятную красоту даже на маленьком участке. В любом случае знакомство с садами в английском стиле оставит наиярчайшие впечатления, и вдохновит вас создать что-то подобное у себя на участке.

Вернувшись из Великобритании, я очень долгое оставалась под впечатлением, но мне и этого было мало. Подобно муми-папе Туве Янсон, желавшему познать Море, я хотела постигнуть Англию, а вместе с ней и Шотландию и Уэльс. Поэтому по возвращении из отпуска, я еще полтора года читала различную литературу. Со временем я сформировала обширный список книг , который, на мой взгляд, дает хотя бы начальное представление о Великобритании, как острове, его истории (от геологического образования до королей, из жен, дочерей, сыновей) и ее населения.
Но одну книгу я виделила среди прочих. Это книга Кейт Фокс "Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения". Эта книга произвела фурор, в первую очередь, на родине автора. Кейт Фокс, потомственному антропологу, удалось создать смешной и поразительно точный портрет английского общества. Она анализирует причуды, привычки и слабости англичан, но пишет не как антрополог, а как англичанка — с юмором и без помпы, остроумным, выразительным и доступным языком. Далее в этом рассказе я буду использовать именно материалы этой книги, добавляя свои собственные фотографии. Рассказывать можно о многом, о беседах о погоде, об английском чаепитие, о домашних питомцах. Я решила начать с английских садиков.


В Англии обычно перед каждым домиком обычно есть маленький палисад, а за ним — более крупный озелененный участок. В районах, где проживают более богатые люди, палисад, как правило, чуть больше, а дом отстоит чуть дальше вглубь от дороги.

В кварталах, где проживает малообеспеченный люд, палисад символически обозначен полоской земли, хотя перед домом может быть и калитка, а также тропинка, ведущая к крылечку в виде одной-двух ступенек перед входной дверью. По обеим сторонам тропинка обсажена зеленью, чтобы ее можно было признать за «палисад».

Палисад с тропинкой — это и есть символический «крепостной ров с подъемным мостом», которым англичае огораживаются от всего внешнего мира.
На всех таких типичных улицах садовые участки перед домиками и за ними обнесены стеной или огорожены забором. Ограда участка перед домом обычно низкая, чтобы любой мог заглянуть в палисад; ограда участка за домом — высокая, защищающая сад от посторонних глаз. Палисад обычно аккуратнее во всех отношениях — композиционно более ухожен, — чем сад за домом. Но это вовсе не потому, что англичане любят подолгу отдыхать в палисаде. Как раз наоборот: англичане вообще не сидят в палисаде. Там они проводят ровно столько времени, сколько требуется на прополку, полив и уход за растениями, чтобы палисад выглядел «чудесно».

Это одно из важнейших правил в отношении озелененного участка: англичане никогда, никогда не сидят в своих палисадах. Даже если палисад большой и в нем есть место для скамейки, никаких скамеек вы нигде не увидите. Трудно представить, чтобы кто-то из обитателей английского дома сидел в своем палисаде. Мало того, что это немыслимо, но такой человек вызовет удивление, даже если он в течение некоторого времени будет просто стоять без дела — не выдергивая сорняки, не подравнивая живую изгородь. Если вы не сидите на корточках, не сгибаетесь, не наклоняетесь или еще каким-либо образом не изображаете усердный труд, вас заподозрят в особой запрещенной форме безделья — праздношатании. Палисады, даже самые приятные для отдыха, предназначены только для всеобщего обозрения: ими вправе восхищаться и любоваться другие — но не хозяева.

Человек, приводящий в порядок свой палисад, «доступен» для общества. Соседи, которые в другое время и подумать не смеют о том, чтобы постучать к вам в дом, увидев вас за работой на свежем воздухе, могут остановиться для того, чтобы поболтать, с вами (почти всегда начиная разговор с комментария к погоде или одобрительной реплики по поводу вашего сада). Кейт Фокс поделилась, что знает многих людей, которые, желая обсудить с соседом какое-нибудь важное дело или передать ему какое-либо сообщение, будут терпеливо ждать его появления в палисаде — на протяжении нескольких дней, а то и недель, но никогда не осмелятся совершить «вторжение» — позвонить в дверь его дома.

Сад за домом, тот, которым нам дозволено любоваться, зачастую неухожен, по крайней мере не безупречно аккуратен, и очень редко являет собой упорядоченную яркую традиционную композицию из роз, алтея, анютиных глазок, шпалер и маленьких калиток, которая в представлении многих и есть типичный английский сад. Возможно, вам покажется, что я кощунствую, но я должна указать, что по-настоящему типичный английский сад — это на самом деле довольно унылая лужайка прямоугольной формы. Один ее край обычно занимает мощеный участок, так называемое патио; на другом стоит ничем не примечательное ни с эстетической, ни с архитектурной точек зрения строение, служащее сараем. С одного боку пролегает тропинка, с другого — разбита клумба с кустиками и цветами, композиционно высаженными весьма бестолково.

Разумеется, существуют вариации на данную тему. Иногда тропинка пролегает вдоль клумбы, иногда, обсаженная цветами с обеих сторон, делит прямоугольную лужайку на две части. Порой в саду можно увидеть одно-два дерева, кустарники, кадки, вьющиеся растения на стенах, а клумбы могут иметь не геометрически правильную, а изогнутую форму. Но основной принцип планировки традиционного английского сада остается неизменным — «высокая ограда, мощеное «патио», зеленая лужайка, тропинка, цветочная клумба, сарай».

Туристам вряд ли когда-либо удастся увидеть обычный, типичный английский сад. Эти сугубо частные уголки спрятаны от уличных прохожих за стенами домов, а от соседей — за высокими заборами, оградами или живой изгородью. Типичный английский сад, даже самый неоригинальный и скучный, — это чудесное местечко, где приятно посидеть в теплый солнечный день, попить чаю, скармливая птицам крошки хлеба и тихо ругая бездельников, погоду, правительство и соседскую кошку. (Правила ведения беседы в саду требуют, чтобы жалобы уравновешивались более оптимистичными замечаниями о том, как хорошо цветут ирисы или водосбор в этом году.)

Мне было известно о классовом неравенстве в Англии. Но книга "Наблюдая за англичанами" полностью раскрыла мои глаза на эту проблему. Оказывается, даже по внешнему виду полисада, можно определить классовую принадлежность его хозяина.
Садоводческие вкусы англичан формируются под влиянием: того, что они видят в садах их друзей, родных и соседей. Англичане с детства учатся оценивать цветы и композиции из цветов. Одни, по их оценке, «прелестны» или «изысканны», другие — «безобразны» или «вульгарны». К тому времени, когда у вас появляется свой собственный сад, вы уже — если вы из социальных верхов — «инстинктивно» воротите нос от вычурных садовых растений (таких, как цинния, шалфей, ноготки и петуния), декоративных каменных горок, пампасной травы, подвесных корзин, бальзамина, хризантем, гладиолусов, гномиков и прудиков с золотыми рыбками. Зато живая изгородь в форме кубов, старомодные розовые кусты, цветочные бордюры, ломонос, золотой дождь, композиции в стиле эпохи Тюдоров и каменные тропинки в стиле эпохи Йорков доставляют вам эстетическое наслаждение.

Таким образом, чтобы определить социальную принадлежность хозяина сада, присмотритесь к общему стилю оформления сада. Не стоит ориентироваться на отдельные виды растений, тем более если вы не в состоянии отличить обычную розу от чайно-гибридной. Если говорить в общем, сады представителей низших сословий выдержаны в более «кричащей» цветовой гамме («colourful» [«красочные»] или «cheerful» [«яркие»], по терминологии их хозяев) и в композиционном плане более упорядочены («neat» [«опрятные»] или «tidy» [«аккуратные»], как выражаются их владельцы), чем сады элиты общества.

Сады представителей высших слоев общества менее упорядочены и ухожены, более естественны; там преобладают блеклые, нежные тона. Добиться такого эффекта, пожалуй, так же непросто, как и наложить «естественный» макияж. Это требует гораздо больших затрат времени и труда, чем создание будто вырезанных из теста клумб безупречно правильной формы с ровненькими рядами цветов, характерных для садов низших сословий. Однако результаты приложенных усилий никогда не бросаются в глаза. Сад похож на очаровательный уголок дикой природы; между растениями не видно или почти не видно земли. Чрезмерная суета из-за одного-двух случайных сорняков и слишком усердный уход за газонами — это, по мнению аристократов и верхушки среднего класса, проявление инстинктов, свойственных низам общества.

Бог с ней, с «пролетарской» щепетильностью заботливых садовников, но если вы в таком саду вдруг заметите явно плебейский элемент оформления, спросите об этом хозяина. Ответ расскажет вам о классовой принадлежности владельца сада гораздо больше, чем сам этот элемент. Автор книги Кейт Фокс выразила мягкое удивление по поводу присутствия гномика в саду представителя верхушки среднего класса («О, гномик», — тактично прокомментировала она). Владелец сада объяснил, что этот гномик — «пародия». Жутко извиняясь за свое невежество, Кейт спросила, как можно определить, что его гномик — «пародия», а не просто гномик — традиционное украшение сада. Хозяин сада высокомерно заявил, что мне стоит только взглянуть на сад и я сразу пойму, что его гномик — это издевательская шутка.

Реакция данного человека на такие вопросы однозначно указывает на то, что он, вероятно, принадлежит к верхушке среднего класса, а не к высшему обществу. "В сущности, когда он подчеркнул, что его гномик — пародия, я автоматически причислила его к более низкому сословию — первоначально я полагала, что он стоит ступенью выше на социальной иерархической лестнице". Настоящий аристократ либо смело признает свое пристрастие к садовым гномикам (и с готовностью обратит ваше внимание на другие элементы подобного стиля в своем якобы неухоженном чудесном саду), либо скажет нечто вроде: «Ах да, мой гномик. Я его очень люблю», — предоставляя мне самой делать выводы. Аристократам все равно, что думает о них любопытный антрополог (да и все остальные тоже). Им незачем доказывать свое превосходство с помощью гномиков-пародий.

С каждым днем воздух - все прохладнее, а небо - мрачнее. Это значит, что пришло время сохранить яркие краски осени в наших домах. Всего несколько простых и недорогих акцентов могут сделать любой интерьер по-настоящему уютным и привлекательным. Поможет нам в этом царица осени - тыква. Это универсальный материал, из которого можно сделать огромное количество интересных поделок. Декор из тыквы выглядит загадочно и привлекательно. Его можно бесконечно варьировать.

Как и многим огородникам, мне всегда интересно испытать что-нибудь из новинок. Однажды мой пытливый взгляд упал на бамию, и я решила непременно познакомиться с этой загадочной культурой поближе. В первый сезон я высадила всего два кустика и получила крошечный урожай. Он не позволил мне в полной мере насладиться этой культурой, однако дал возможность узнать, что окра, как еще называют бамию, имеет очень приятный вкус и стоит того, чтобы выращивать ее в большем объеме.

Желе из облепихи - вкусное и полезное, его можно приготовить с фруктами, ягодами или, как в этом рецепте, с тыквой. Облепиха - ягода сочная, если размять её, то в результате получится много сока и немного жмыха. Облепиховый сок не густой, даже смешанный с сахаром, на желе похож мало. Уваренное тыквенное пюре придаст желе нужную густоту, при этом не придётся добавлять никакие загустители - в этом рецепте только натуральные продукты и сахар, а желе получается густым!

Сладкий перец попал в Европу в 15 веке из Южной Америки и так пришёлся по душе европейцам, что, сегодня, например, в Венгрии есть даже музей, посвященный исключительно перцу. Этот овощ чрезвычайно богат витаминами и минералами, что делает его незаменимым продуктом здорового питания. В этой статье хочу рассказать о своём опыте выращивания болгарского перца в открытом грунте. И о том, почему мне удается получать каждый год хорошие урожаи этого незаменимого овоща.

Свиная колбаса в кишках - вкусно, просто, качественно! Если задумались над тем, как приготовить колбасу в домашних условиях, то этот рецепт с фото поможет сделать несколько колечек вкусной домашней колбаски из свинины с салом и специями. Особенных трудностей при готовке не возникает, даже хитроумные приспособления не нужны, можно обойтись прочным кулинарным мешком и насадкой для колбасы. Кстати, насадку можно сделать из пластиковой бутылки и шприца, если нет специальной.

Как правило, с конца лета и до самой глубокой осени цветут кустовые формы очитника. Зачастую их, по не знанию, всех без разбора относят к разновидностям очитника видного, однако это не совсем так. На самом деле, кустовые очитники имеют довольно похожую внешность и аналогичный период цветения, но относятся к нескольким разным видам. Давайте узнаем, какие высокорослые очитники цветут осенью, как их различить между собой и подобрать подходящие сорта.

Запах малины для меня прочно связан с детством - ласковыми руками бабушки и потрясающе вкусным вареньем, которое выдавали чайными ложечками и только во время простуды. Уже тогда я мечтала, чтобы у меня было много малины. Моя мечта сбылась, каждый год я собираю двойной урожай. Первый - с обычной малины и выгонков второго года ремонтантной. А осенью - второй - по 3-5 стаканчиков в день с ремонтантных первогодок. Как ухаживать за малиной осенью, расскажу в статье.

Шоколадный торт от Энди Шефа и крем «Патисьер» с бергамотом приготовить довольно просто, чтобы испечь и собрать этот изумительный десерт понадобится всего 1.5 часа. Советую готовить торт накануне праздника, чтобы ночь он провёл в холодильнике, тогда на следующий день он будет ещё вкуснее. Для приготовления выбирайте жирные молочные продукты - молоко, сливки и сливочное масло, а также качественную пшеничную муку и какао. Из хороших продуктов получаются самые вкусные десерты.

Среди компактных суккулентов хавортия – фаворит №1. Жесткие листья в узорных розетках смотрятся ярко и дерзко. И при этом хавортии предлагают такой выбор видов и сортов, что для любой задачи найдется свое растение. Одни хавортии с легкостью украсят флорариумы, другие – поселятся в садиках для суккулентов, а третьи - сымитируют пейзаж пустыни в миниатюре. Несмотря на то, что каждая хавортия во многом неповторима, все они требуют одинаковых условий и ухода.

Яблочная горчица из антоновки, приготовленная в домашних условиях своими руками, заткнёт за пояс всех промышленных конкурентов. Горчица густая, ядрёная, горчичные зёрнышки делают текстуру разнообразной. Такая приправа к мясу, рыбе, колбасе подходит идеально, даже просто на ломтик свежего хлеба намазать - будет вкусно! Заготавливать впрок большое количество не стоит, всегда лучше поставить порцию свежего горчичного соуса, всего за 3 дня горчичка наберёт крепость, станет жгучей.

Среди бесчисленного количества сортов и гибридов сладкого перца существуют такие, как например перец «Рамиро», чья популярность имеет буквально мировые масштабы. И если большинство овощей на полках супермаркетов безымянны, и практически невозможно узнать об их сортовой принадлежности, то имя этого перца «Рамиро» непременно будет на упаковке. И, как показал мой опыт, этот перец стоит того, чтобы о нем узнали и другие огородники. В связи с чем и была написана эта статья.

Осень - любимое время многих садоводов. Основной урожай уже собран и обработан, но время отдыха еще не наступило. Дел в саду и на грядках по-прежнему много, но важно уделить время и цветнику. Тут и правда есть чем заняться, ведь многие цветы пересаживают и размножают именно осенью, а от подготовки почвы на клумбах во многом будет зависеть облик декоративного сада в следующем году. О том, что необходимо сделать в цветнике осенью, читайте в этой статье.

Заливной пирог с фруктами и сметанной заливкой - лёгкий в приготовлении и очень вкусный домашний пирог, который можно приготовить меньше, чем за час. Для начинки можно взять любые фрукты или свежие ягоды, однако советую отдать предпочтение сладким и плотным, к примеру, как в этом рецепте - груша, бананы, сладкие сливы. Для приготовления также понадобится форма с антипригарным покрытием и невысоким бортиком, подойдет форма для торта со съёмным дном.

Осень - самое грибное время. Уже не жарко, по утрам выпадают обильные росы. Поскольку земля ещё тёплая, а сверху уже нападала листва, создавая в приземном слое совершенно особый микроклимат, грибам очень комфортно. Грибникам в это время тоже комфортно, особенно по утрам, когда прохладнее. Самое время тем и другим встретиться. И, если не представлены друг другу - познакомиться. В этой статье познакомлю вас с экзотичными, малоизвестными и не всегда съедобными грибами, похожими на кораллы.

Не надо бояться возможных трудностей при перевозке животных, надо заранее подготовиться. Длительные переезды редко бывают спонтанными. Чтобы и вам, и вашим животным в поездке было относительно комфортно (как дома, конечно, не будет), нужно приобрести всё необходимое, изучить тонкости, потренировать животных, быть готовым посвящать им большую часть своего времени. В этой статье расскажу о своем опыте переезда с кошкой и собакой с Дальнего Востока на Кубань.

June 2nd, 2013

Что мы понимаем традиционно под достопримечательностями? Музеи, соборы, замки, дворцы. Есть достопримечательности природные - горы, острова, водопады. Слово «сад» наш соотечественник вряд ли назовет в этом ряду. «На выходные ездили за двести километров, решили посмотреть один сад» - фраза вызовет легкое недоумение. Сад? А что его смотреть? Купить хотите? (Употребительнее будет слово «парк», хотя и парк как самостоятельная достопримечательность мало котируется - скорее, как приложение к дворцу или усадьбе). А вот для англичан посвятить выходной день осмотру какого-нибудь сада - дело совершенно обычное.


Решили и мы в своей последний (про времени) приезд в Англию предаться этому типично английскому развлечению и посетить один из знаменитых садов острова - сад Сиссингхерст. Как и многие лучшие достопримечательности Великобритании, находится Сиссингхерст далеко от крупных городов. Поэтому пораньше утром мы (я и двое моих спутниц) сели на вокзале Victoria на местный поезд, за час с небольшим доехали до станции Staplehurst, там пересели на автобус до городка Sissinghurst. Городок запомнился нам только тем, что главная улица там называлась просто «Улица», The Street.

От городка до одноименного поместья нужно было пройти полторы мили, всего-то ничего. Правда часть пути нужно было идти по узенькой полоске вплотную рядом с трассой, и справа то и дело проносились автомобили, чуть не задевая тебя за локоть. Зато слева расстилались луга на которых паслись милые овечки. Ягнята испуганно разбегались от нас, а овцы вдумчиво и сосредоточенно разглядывали.

Скоро дорога свернула к усадьбе, идти стало поспокойнее. И вот мы подошли ко входу. Имение последние десятилетия находится в собственности National Trust, общественной организации, которая сохраняет различные исторические достопримечательности. Мы собирались посетить несколько владений NT и поэтому заранее через Интернет заказали Touring Pass - за 52 фунта мы вдвоем могли две недели посещать любое количество мест National Trust. Учитывая, что билет в одно место стоит в среднем 8-10 фунтов на одного, мы надеялись на этом сэкономить. Кстати, с этим Touring Pass была любопытная история… но я отвлекаюсь, расскажу ее отдельно.

Когда-то в Сиссингхерсте был огромный замок с большим количеством разных построек. Вот такой.

Но во время Семилетней войны в XVIII веке в замке содержали три тысячи пленных французских моряков, и они так изгваздали усадьбу, что после войны большую часть строений решили просто снести, оставили лишь башню и пару хозяйственных зданий. Вот один из пленных рассказывает туристкам, это все было.

Проходим через ворота в здании, где раньше размещались конюшни, а при последних владельцах - библиотека.

Конечно, мы хотели сразу же идти смотреть знаменитый сад, но тут с неба полилось. Собственно, и до этого периодически что-то такое капало, но мы старались не обращать внимания, а тут прямо ливануло. Поэтому решили начать с осмотра библиотеки. Предлагаю пройти с нами.

Интерьер библиотеки был создан при последней хозяйке Сиссингхерста - Вите Сэквилл-Уэст. Родилась Вита в другом знаменитом английском поместье - Ноул (Knole), о котором я уже писал. Вита принадлежала к баронскому роду, восходившему к Вильгельму-Завоевателю. В отличие от скромного Сиссингхерста, Ноул - это огромный дворец, под стать королевскому, окруженный громадным парком, где свободно расхаживают олени. Порой по утрам маленькая Вита находила смущенное животное в каминном зале, куда олени моги свободно забредать из парка. Вот на этом портрете Вита накануне своего восемнадцатилетия. Когда портрет был закончен, и художник деликатно намекнул на гонорар, мать Виты спросила - «А возможность написать такую модель уже не была для вас достаточной наградой?» (и сегодня такое, кстати, можно услышать).

В юном возрасте Вита влюбилась в начинающего дипломата Харольда Николсона и вышла за него замуж. Все начиналось традиционно: встречи на чаепитиях, обручение, галерея со свадебными подарками ото всех сильных мира сего, свадебное путешествие в Италию и Грецию, новое дипломатическое назначение, беременность.

Однако скоро выяснилось, что натура у Виты очень страстная, причем страсть влечет ее не к мужчинам, а к женщинам. Начинается череда романов, которые пару десятилетий служили темой для светских пересудов.

Самым ярким был первый роман - с Вайолет Трефусис, влюбленные даже сбежали вместе в Париж, где Вита проживала в мужской одежде. Усилиями родственников беглянок вернули. Следующий виток личных отношений сблизил Виту со знаменитой писательницей Вирджинией Вулф. Считается, что в романе Вулф «Орландо» Вита стала прототипом заглавного героя.

Но своим современникам Вита была известна не только - возможно, и не столько - сексуальными похождениями. Вы удивитесь, но до Второй мировой войны слава Виты Сэквилл-Вест как писательницы была больше, чем у ее возлюбленной Вирджинии Вулф. Ей принадлежит более 40 книг, среди которых проза и поэзия, путевые заметки и биографии. За свои стихи она дважды (единственная из лауреатов) получала английскую Литературную премию Готорндена.

Думаете, богемная жизнь поставила крест на ее браке с Харольдом? Ничуть не бывало. У них родилось двое сыновей, что, впрочем, само по себе еще ни о чем не говорит. Гораздо важнее, что они были вместе до конца жизни. И это не был «лавандовый брак», отвечающий лишь светским приличиям.

Их переписка в разные периоды жизни позволяет увидеть, как трогательно они друг к другу относились, как искреннее любили друг друга, старались поддерживать и угадывать желания. Кстати, у самого Харольда тоже были гомосексуальные романы, что, однако, не упрощало, а усложняло общую картину их жизни. Есть четырехсерийный фильм, посвященный их взаимоотношения, который так и называется - «Картина брака» («Picture of a marriage»), есть в русском дубляже. Вот в этой библиотеке супруги проводили значительную часть времени.

Огромной трагедией для Виты стало то, что она потеряла Ноул. Хотя она была единственной дочерью своих родителей, поместье должно было наследоваться по мужской линии и отошло к двоюродному брату. Это была не просто потеря недвижимости, это была потеря целого мира, в котором она росла и который любила. Тем не менее она находит силы на то, чтобы обосноваться в купленном ими с мужем Сисснгхерсте и создать в нем один из лучших садов Англии.

Конечно, такую личность, как Вита, проще представить с бокалом шампанского у рояля, чем с какой-нибудь тяпкой и в резиновых сапогах. Но это Англия, друзья мои. Садоводство здесь - одно из самых возвышенных занятий. И на дошедших до на фотографиях видно, что Вита не только отдавала указания (конечно, у нее был садовник и помощники), но и сама своими руками, день за днем создавала этот сад.


Кажется, дождь перестал литься, так что можно пойти и посмотреть его. Ярко-красные растения обвивают здание библиотеки, роняют лепестки на садовые лейки. Если бы на моем месте был англичанин, он бы каждый цветочек назвал по имени, но я, увы, не могу отличить рододендроны от магнолий, поэтому буду и дальше писать «голубые цветочки» и «белые растеньица».

Концепция Сиссинхерста заключается в том, что сад делится на множество «комнат», каждая из которых имеет свое название и свою особую атмосферу. Выйдя из библиотеки, ты попадаешь в Top Courtyard - как пишут комментаторы, «первое блюдо на пиршестве Сиссингхерста». Это аккуратный и тихий садик в английском стиле.


Слева от него, пройдя через арку в стене, можно найти сад Delos, названный в честь греческого острова. Растения там подобраны так, чтобы создать ощущение уголка Средиземноморья.

Белый сад (White Garden) был последним, созданным Витой и Харольдом. В углу сада стоит навес, опирающийся на колонны, которые раньше принадлежали старому елизаветинскому дому.

Не знаю, как перевести Cottage Garden - «Сельский сад», «Сад у хижины»: Впрочем, его яркие цвета плохо ассоциируются с образом бедного деревенского жилища. Один из английских критиков писал, что это «в такой же степени сельский сад, в какой Мария-Антуанетта была дояркой».

Весенний Сад (Spring Garden) был в большей степени творением Харольда, чем Виты. Хотя она и подтрунивала на этой прямолинейной аллеей, сравнивая ее с Платформой №5 Паддингтона, она любила этот уголок. Как-то Харольд был вынужден уехать на неделю в Лондон, как раз когда из бутонов появлялись цветы, и Вита писала ему: «Как бы я хотела, чтобы ты был здесь! Сегодня я ходила про Весеннему Саду, где стали раскрываться все твои маленькие цветочки, и я снова поняла, как я люблю тебя, Харольд!» (она употребила уменьшительную форму - Hadji).

Nuttery (Орешник, Ореховый сад) образуют параллельные ряды кентского фундука.


Один из самых понравившихся нам садов - Moat Walk. Его доминанта - это старинная елизаветинская стена, которую Вита и Харольд расчистили от груды мусора. В Сиссингхерсте не очень много парковой скульптуры, но там, где она стоит, она всегда добавляет необходимый лаконичный акцент - как вот здесь стоящая на стене ваза.


Опять начинает накрапывать дождик, и мы решаем укрыть в башне. Внутри - голос Виты из динамиков и ее имя на окошке.

В оконных проемах выставлена посуда цветного стекла.

Парк Стоу (рис. 23).

Находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое, - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный архитектором Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает архитектор Бриджмен, а в 1738 г. – У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд – его второй композиционный центр. Объемно пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоемов и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 – храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, грот из камня, грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин. Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая долина или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.

Одна из главных особенностей парка – слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.

Вода также получает разнообразное решение – в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, послуживший образцом для последующих подражаний.

В ассортименте преобладают листопадные породы: бук, ясень, вяз, дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются хвойными – сосной обыкновенной, кедром ливанским, тисом.

Тонко продуманное и мастерски изложенное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.

Сады и парки Франции

Центр композиции – замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с помощью плотин на р. Ноннет. Пруд – пейзажный водный партер, заменивший лужайку.

Парк простирается к северу и югу от замка. Он состоит из двух парковых частей, разделенных аллеями. Южная часть характеризуется выделяющимися пейзажными видами, а северная – холмистой территорией с наклоном к низине. Характерный момент южного сектора – водопад, от которого открывается вид на грот. Выше находится озеро, у берегов которого расположены руины и такие парковые элементы как молочные фермы, мельницы и др. здесь находится «Храм мечты» и «Храм философов», построенный на возвышении и оставленный незаконченным, чтобы показать неполноту познаний человека и его несовершенство.

Наиболее интересный элемент парка – «Остров Руссо» среди озера, украшенный гробницей Ж.-Ж. Руссо. Вокруг посажены 16 пирамидальных тополей, завершающие композицию памятника и подчеркивающие вид на остров.

Здесь же, у озера, привлекают внимание открытая полянка с хижиной из тростника, гигантский бук, расположенный на плато, маленький островок с гробницей. В северном секторе интересна река, образуемая ручьями, протекающими около замка. Оно усеяна островами, на одном из которых находится башня Габриэлы. Со стороны башни открывается вид на руины, мельницы, расположенные на территории сектора. Лесной массив из ольхи расчленяет долину. В нем находится грот. Возле этой части парка расположен пустынный участок с кустами, водными устройствами, скалистыми образованьями, характерными соснами, в котором почти не чувствуется рука человека.



mob_info