Доступность правосудия и альтернативные формы защиты спорного права. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков 3 альтернативный и последовательный порядок защиты прав

Под «формой защиты» субъективных прав следует понимать определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом рассмотрения и разрешения гражданских дел)

Действующее законодательство предусматривает судебную, общественную и административную формы защиты права, отдавая приоритет судебной форме (самозащита, урегулирование споров). Многообразие форм защиты права объясняется правовыми традициями, спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой наличия правоотношений между сторонами гражданского процесса и защиты соответствующих прав и т. д.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами, через сеть Интернет.

Руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители вправе встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. В рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства подобного урегулирования спора как способа правовой защиты заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности,

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК).

Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы должника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку гражданско-процессуальный порядок рассмотрения и разрешения возникшего спора является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Судебная форма защиты права характеризуется следующими преимуществами:

1. Защиту осуществляет специальный орган - суд, созданный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, мировой, специальные суды: арбитражный, третейский, военный).

2. Суд разрешает заявленные требования на основе применения норм гражданского, семейного, трудового и другого права в порядке гражданской юрисдикции.

3. Обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора.

4. Защиту осуществляют беспристрастные судьи.

5. В разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.

Все это в совокупности повышает эффективность судебной процедуры и в конечном счете способствует правовому воспитанию граждан.

Процессуальная форма представляет собой последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий. Соблюдение процессуальной формы - непременное условие законности судебных постановлений.

Для процессуальной формы характерны следующие черты:

1. Конституционные гарантии, прежде всего независимость суда и подчинение его только закону, гласность, в том числе национальный язык судопроизводства.

2. Нормы гражданского процессуального права в совокупности образуют процессуальную форму в широком значении; ею строго и исчерпывающе определяется и направляется процессуальная деятельность - в процессе допустимы только действия, предусмотренные процессуальным законом.

3. Решение суда должно основываться только на фактах, доказанных и установленных судом предусмотренными законом способами.

4. Лицам, заинтересованным в судебном решении, предоставляется право участвовать в разбирательстве дела судом для защиты своих интересов. Суд не вправе постановить решение, не выслушав и не обсудив доводы этих лиц, явившихся по извещению суда в судебное заседание.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

Конституция РФ гарантирует право человека и гражданина на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами (ст. 45), а также судебную защиту (ст. 46).

Граждане реализуют свое право на судебную защиту путем непосредственного обращения в суд с исковым требованием либо жалобой на действия административных органов.

Судебная защита интересов требует немалых денежных затрат, знания процессуальных положений, связанных с оформлением исков и судебным разбирательством. В связи с этим часто используются альтернативные способы разрешения споров.

В российском законодательстве предусмотрена возможность защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в третейском суде (ст. 11 ГК РФ).

Третейский суд, хотя и носит такое название, судебным органом не является и не входит в число органов, образующих судебную систему РФ. Он избирается участниками гражданско-правовых отношений для разрешения возникших или возможных между ними в будущем конфликтов. Он носит общественный характер, не осуществляет правосудие и не обладает процессуальной формой рассмотрения дел. Третейские суды могут быть созданы для разрешения как споров между гражданами, так и экономических споров, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

При рассмотрении споров по вопросам такой узкоспециализированной сферы человеческой деятельности, как здравоохранение, медицинское страхование, особое значение имеет специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон.

В целях осуществления наиболее эффективной защиты законных прав и интересов застрахованных граждан представляется целесообразным создание специализированных постоянно действующих третейских судов по рассмотрению споров, возникающих в системе здравоохранения.

ОБЩИЙ (СУДЕБНЫЙ) ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Общий порядок защиты является наиболее популярной среди участников гражданского оборота формой защиты гражданских прав. Так как в данной форме существует определенная последовательность действий, установленной и санкционированной государством. В общем порядке рассматриваются основная масса дел посредством гражданского, конституционного судопроизводства.

Судебная (общая) форма среди всевозможных форм защиты играет важную роль, как исторически образовавшаяся, детально структурированная нормами процессуального права и универсальна в правовом контексте. Выступает гранатом надежного применения закона в области разграничения прав и обязанностей сторон.

Судебная деятельность, существующая прежде всего для защиты интересов граждан, а также в установленных законом случаях и организаций – проецирует принцип демократизма. Следует отметить, что право судебную защиту конституционное право. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод - провозглашает Конституция РФ (п. 1 ст. 46). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Судебная власть при защите гражданских прав и законных интересов судами общей юрисдикции осуществляется посредством гражданского судопроизводства.

Гражданским судопроизводством (гражданским процессом) называется порядок производства по гражданским делам, определяемый нормами гражданского процессуального права.

Под гражданскими делами понимаются дела, вытекающие из широкого спектра правоотношений - конституционных, административных, финансовых, земельных, гражданских, трудовых, жилищных, семейных правоотношений. Задачами гражданского судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов, предупреждение правонарушений.

Начало реализации судебного порядка защиты гражданских прав – является волеизъявление заинтересованного лица, выраженное в заявлении (исковом, по делам особого производства), в котором отражаются требования и обоснование их. Судья проверяет наличие, либо отсутствие у суда компетенции на рассмотрение правоотношения. Если указанный правовой случай входит в рамки судебной формы защиты с процессуальной и материальной стороны, то суд выносит определение о принятии заявления к производству. Данный юридический факт ознаменует момент возникновения гражданского дела.

Суд, заинтересованные лица, лица, содействующие правосудию и иные участники гражданского процесса, в ходе рассмотрения и разрешения дела, совершают определенные действий (участвуют в заседании, заявляют отводы, дают объяснения и др.) Такие действия связанные с рассмотрением дела, вынесением решения, его обжалованием, исполнением, суд, лица, участвующие в деле, лица, содействующие правосудию и иные участники гражданского процесса по гражданскому делу, могут осуществляться только лишь в рамках процессуального закона и исходя из этого именуются процессуальными действиями, представляющими собой единое целое гражданский процесс.

Гражданский процесс как собирательная категория, охватывает процессуальные действия суда, лиц, участвующих в деле и иных участников процесса, а также их процессуальные права и обязанности. В целях достижения правосудия суд и остальные участники, наделяются определенными процессуальными правами, соответствующими процессуальному законодательству обязанностями. В ходе процесса происходит реальное применение прав и обязанностей. Суду, всем другим участникам для достижения целей правосудия законом предоставляются определенные процессуальные права с возложением на них соответствующих процессуальных обязанностей. Процессуальные права и обязанности реализуются в ходе процесса. Например, право на обращение в суд реализуется путем подачи искового заявления, право на защиту против иска - путем подачи возражений на него или предъявления встречного искового заявления. Праву истца и ответчика участвовать в судебном заседании соответствует обязанность суда надлежащим образом известить стороны о времени и месте заседания. Участники процесса вступают с судом как властным органом в общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского процессуального права и являются поэтому гражданскими процессуальными отношениями.

Таким образом, гражданский процесс есть единство процессуальных действий, процессуальных прав и обязанностей суда, других участников процесса. Главный, но не единственный субъект гражданско-процессуальной деятельности - суд (первой инстанции, кассационной инстанции, суд, рассматривающий протесты в порядке надзора). Процесс включает деятельность и других лиц, заинтересованных в исходе дела, а именно: истцов - граждан и организаций, которые просят суд защитить их права и законные интересы; ответчиков - граждан и организаций, привлекаемых к ответу по заявленному иску; третьих лиц; заявителей по делам особого производства. Заинтересованным в исходе дела гражданам и организациям, их представителям процессуальный закон обеспечивает возможность активного участия на всех стадиях процесса. Суд как главный его участник должен не только соблюдать все процессуальные нормы права, но и добиваться исполнения их всеми участниками процесса.

Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) есть урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда первой инстанции по рассмотрению, разрешению гражданских дел, обжалованию либо опротестованию судебных актов, рассмотрению жалоб и протестов вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке, а также деятельность суда в исполнительном производстве.

Своеобразие отношений, возникающих в судопроизводстве, заключается в том, что они могут осуществляться только в порядке и формах, установленных нормами гражданского процессуального права, а все участники процесса наделяются законом определенными процессуальными правами и обязанностями.

В процессе указанной деятельности совершаются лишь те действия, которые заранее предусмотрены процессуальными нормами, и поэтому гражданские процессуальные отношения всегда выступают в форме процессуальных правоотношений, а сам гражданский процесс (гражданское судопроизводство) представляет собой неразрывную связь (систему) действий и правоотношений.

Таким образом, вся деятельность суда, а также участвующих в процессе лиц протекает в особой форме, называемой процессуальной.

Характерные черты гражданской процессуальной формы состоят в том, что:

а) порядок рассмотрения и разрешения судебных дел заранее определен нормами процессуального права;

б) заинтересованные в исходе дела лица пользуются правом участвовать в судебном заседании при разбирательстве дела и отстаивать свои права и интересы;

в) судебное решение по делу должно быть основано на фактах, установленных в судебном заседании при помощи доказательств, и соответствовать закону (ст. 197 ГПК).

Гражданская процессуальная форма защиты права обеспечивает заинтересованным в исходе дела сторонам определенные правовые гарантии правильности разрешения спора, равенство процессуальных прав и процессуальных обязанностей. Она обязывает суд рассматривать и разрешать споры о праве и при этом строго соблюдать нормы материального и процессуального права, выносить в судебном заседании законные и обоснованные решения с соблюдением установленных законом.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Административная (специальная) форма защиты гражданских прав, также как и судебная форма, выступает в качестве законодательно предусмотренной системы значимых действий лица, чьи права, законные интересы нарушены или оспариваются незаконными действиями компетентных государственных органов, либо должностных лиц, путем обжалования в надзорные органы или вышестоящие органы, в ведение которых рассмотрение жалоб.

Отличительной особенностью административной формы от судебной, является процессуальное средство, при помощи которого, осуществляется защита нарушенных гражданских прав. В суде основное средство защиты иск, а для административного предусмотрена жалоба, подаваемая в соответствующий орган.

Содержание административной формы защиты составляет совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с подачей жалобы. Характерным для административной защиты гражданских прав является то обстоятельство, что содержанию административной защиты для лица, чьи права нарушены, свойственно наличие только прав. Так, потерпевший вправе подать жалобу в вышестоящий орган, а может обратиться за защитой и в суд. Но если им избран административный порядок защиты, то на соответствующий государственный орган возлагается обязанность в определенный срок рассмотреть жалобу, принять по ней меры, о чем письменно сообщить лицу, обжалующему неправильные действия государственных органов и их должностных лиц.

Пункт 2 ст. 11 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Хотелось бы отметить, что это правило о возможности обжалования неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц только в специально предусмотренных случаях подразумевает обязательный административный порядок обжалования таких действий. Поскольку никто не вправе запретить лицу, чьи гражданские права нарушены действиями государственного служащего, обратиться к его начальнику с требованием пресечь нарушение, совершенное его подчиненным, что в принципе он как руководитель сделать даже обязан. В случае, если руководитель откажет в соответствующем требовании, то за потерпевшим остается право обжаловать действия и непосредственно нарушителя, и его руководителя в судебном порядке.

Наряду с альтернативной возможностью обжаловать незаконные действия государственных органов и их должностных лиц в вышестоящие или судебные органы продолжает существовать порядок обязательного первоначального административного обоснования. Что, безусловно, ущемляет права граждан и в принципе противоречит Закону «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»», который расширил круг органов и лиц, решения и действия (либо бездействие) которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены теперь все государственные служащие. Ответственность государственного служащего при этом, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 – ФЗ, наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он устанавливает принципы государственной службы и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

К коллегиальным и единоличным действиям, которые теперь могут быть обжалованы в суд, отнесено и предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, нарушающих права и законные интересы граждан. Данное обстоятельство имеет достаточно большое значение, например, для получения разрешения органов государственного комитета по антимонопольной политике на совершение сделки по приобретению пакета акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций.

Пример такого рода обжалования решения антимонопольной службы можно привести из судебной практики арбитражных судов дело № А40-71572/05-72-185. Заявитель Новичков С.Б. к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по г. Москве (далее – УФАС) о признании незаконным бездействия, выражающегося в непринятии мер по исправлению нарушений, допущенных при выдаче заключения от 24.11.2004 № 5-7793 об удовлетворении ходатайства Бабаева М.А. о приобретении 38% акций с правом голоса ОАО «Мособлпроммонтаж», а также об обязании аннулировать указанное заключение.

Статья 33 Основного Закона Российской Федерации - Конституции закрепляет основу правового регулирования административной формы защиты, заключающуюся в том, что гражданам Российской Федерации гарантируется право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления.

В соответствии с данным правилом возможность обжалования неправомерных действий и решений государственных органов в вышестоящих органах предусмотрена практически во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих полномочия на совершение таких действий.

В случае отсутствия, либо принятия неправомерного решения и действия административного орган п. 2 ст. 46 Конституции РФ предоставляет право на обжалование в суде. Следует учитывать, что законом предусмотрен срок в один месяц для обращения в суд с подобной жалобой на административный орган, со дня получения отказа в его удовлетворении. В иных нормативных правовых актах может быть установлен и иной срок для судебного оспаривания таких действий.

В случаях, когда жалоба удовлетворяется, то подлежит отмене решение, либо признается неправомерными действия или бездействия, нижестоящих органов или должностных лиц их принявшие. Жалоба, как и исковое заявление может быть удовлетворена полностью, либо частично. Если жалоба подана на действия правоохранительных органов, вынесших постановление о привлечении к административной ответственности, то при её удовлетворении производство по делу об административном правонарушении прекращается или выносится приказ о назначении дополнительной проверки (если таковая, например, необходима для доказательства вины привлекаемого в качестве правонарушителя).

Иногда, удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо признает неправомерным действие или бездействие нижестоящего органа или должностного лица и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений (либо вышестоящий орган, должностное лицо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции).

При административном обжаловании решение нижестоящего органа или должностного лица может быть изменено, например, снижена сумма штрафа или вместо штрафа налагается другое взыскание. При этом закон запрещает налагать более жесткое взыскание, например, заменять предупреждение штрафом или увеличивать сумму штрафа.

Отказы в рассмотрении жалоб возможны, если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования. Отказ последует, если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства (см. «Представительство»). Ваше обращение не станут рассматривать, если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба.

В этих и других случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ в рассмотрении жалобы с указанием причин. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в соответствии с общим порядком. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, вы вправе вновь обратиться с жалобой аналогичного содержания.

В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий или бездействия уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность такого обжалования.

Вторичное обжалование решений, действий или бездействия контрольных органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, можно обратиться и к прокурору.

Стоит отметить, что во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы и их чиновники узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц. К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы).

Предметом жалобы, в отличие от других обращений, является требование заявителя о восстановлении его нарушенных прав. Если заявитель обращается с просьбой о выполнении (реализации) его законных устремлений, то такое обращение по сути своей не является жалобой. При обращении с жалобой заявитель, во-первых, сообщает о нарушении его прав, а во-вторых, требует их восстановления.

Основанием жалобы, ее «юридическим составом» являются обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям действующего законодательства решений, действий или бездействия уполномоченных органов и их должностных лиц, затрагивающих заявителя непосредственно и индивидуально.

Характерным признаком жалобы является наличие в тексте документа (как правило, в его заключительной части) требования лица о восстановлении его нарушенных прав и законных интересов, которое основано на признании незаконными решений и действий контрольных органов и их должностных лиц.

Отличие жалоб от других обращений по правовым последствиям состоит в том, что ответ на жалобу является основанием для вторичного обжалования решений, действий или бездействия контрольных органов в суд. Остальные обращения рассматриваются в установленном порядке в соответствии с правилами делопроизводства.

Можно привести конкретный пример обжалования действий или бездействия аппарата суда, а именно деятельность канцелярии суда. На практике частым явлением затягивания исполнения судебных актов, является искусственно создаваемая волокита работниками судов. Подать жалобу можно непосредственному начальнику – председателю суда в котором находится канцелярия. В жалобе следует указать, что в случае бездействия управомоченного должностного лица, рассматривающий нарушение канцелярии, жалоба будет направлена в Высшую Квалификационную Коллегию Судий Российской Федерации.

Подать жалобу можно тремя способами:

Непосредственно на личном приеме у судьи передать жалобу;

Подать жалобу в канцелярию. Имея при себе дав экземпляра жалобы: предать один работникам канцелярии, а второй оставить при себе после, того как лица, принявшую жалобу поставят отметку о приеме жалобы.

Отправить жалобу почтой, как заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения.

С 15 сентября 2015 года вступает в силу Кодекс предусматривающий специально системно регламентированную процессуальным правом, реализацию защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Существенной проблемой использования процедур административной формы защиты гражданских прав, является отсутствие желания граждан защищать свои права в административном порядке. Вызвано это зачастую, чрезмерно забюрократизированной системой и позицией выстроенной иерархии административных органов, направленная первоначально на защиту чести мундира. Другой проблемой можно назвать, низкий уровень издания норм ведомствами направленных на защиту гражданских прав.

ТРЕТЕЙСКИХ СУД

Альтернативные способы урегулирования правовых споров получают все большее распространение в Российской Федерации. В нашей стране наряду с разрешением споров в порядке осуществления правосудия государственными судами сложилась также альтернативная система урегулирования спорных правовых ситуаций между субъектами гражданских правоотношений. Элементами названной системы являются медиация, переговоры и третейское разбирательство.

Третейское разбирательство занимает важное место в системе охраны гражданских прав, являясь альтернативной юрисдикционной формой их защиты. Такая трактовка приведена в Постановлении Конституционного суда РФ, подтвердившем, что третейский суд является не органом власти, а институтом гражданского общества, наделенном публично значимыми функциями.

Третейское разбирательство представляет собой рассмотрение и разрешение спора независимым нейтральным судьей третейского суда (или составом судей), который уполномочен вынести обязательное для сторон решение. Третейское производство имеет более сложный порядок рассмотрения спора. Процедура рассмотрения спора в третейском суде схожа с разбирательством дела в суде государственном, но обоснованно диспозитивно. Для возбуждения третейского разбирательства также необходимо составить и направить в третейский суд исковое заявление, суд должен вынести определение о принятии дела к производству, назначить заседание третейского суда, известить стороны о времени и месте третейского разбирательства и т.д. В отношении переговоров или медиации закон таких требований не предъявляет. В отличие от медиации третейское разбирательство оканчивается принятием обязательного для сторон решения. Данные вопросы урегулированы Федеральным Законом о третейских судах. Таким образом, третейское разбирательство сложнее по своей структуре других способов альтернативного урегулирования споров в процедурном плане, только третейский суд имеет свою процессуальную форму.

Деятельность третейских судов направлена на разрешение переданных на их рассмотрение споров, вытекающих из гражданских правоотношений, и принятие по результатам такого рассмотрения актов, имеющих юридическое значение. Осуществляется эта деятельность исключительно в процессуальных формах. Однако порядок формирования процессуальных норм, на основании которых действуют третейские суды, имеет существенные особенности. Источником соответствующих процессуальных форм выступают как нормы действующего законодательства, так и те нормы, которые установлены соглашением сторон, передающих спор на разрешение третейского суда. Регламентация процедуры, процессуального порядка деятельности третейского суда направлена на то, чтобы обеспечить права лиц, спор которых передан на разрешение третейского суда. Вне установленной процедуры деятельность третейского суда осуществляться не может. Всякое действие, совершенное в рамках третейского процесса третейским судом и лицами, участвующими в третейском разбирательстве, имеет процессуальный характер и может быть реализовано только в рамках определенной процедуры. Именно это является одним из признаков юрисдикционного характера деятельности третейского суда. Третейское разбирательство заключенное в процессуальную форму представляет собой привычную для сторон систему установленных правил, соблюдение которых необходимо для разрешения дела.

Порядок третейского производства наиболее подробно регламентирован законодательством Российской Федерации. Применение других форм АРС, таких как медиация и переговоры не гарантирует, что в их результате стороны придут к единому решению, тогда как при передаче рассмотрения дела в третейский суд стороны передают право принятия решения третейскому судье или коллегии судей. В этом случае уже третейский суд принимает решение, изучив все имеющиеся доказательства и выслушав доводы обеих сторон спора.

В частности, гарантией обеспечения равенства прав сторон и объективности при рассмотрении спора является непосредственное участие сторон спора в формировании состава Третейского суда, стороны спора обладают более широкими возможностями в создании доказательственной базы, исследовании и раскрытии доказательств; предусматривается право сторон самостоятельно договориться о применении удобных для них правил третейского разбирательства, что способствует достижению компромисса и заключению мирового соглашения.

Решение по делу будет являться обязательным для исполнения и законодательством также предусмотрен принудительный порядок исполнения решения третейского суда путем выдачи исполнительного листа судом государственным. Гарантируя тем самым сторонам неукоснительное оформление и воплощение такого вида решения, не государственного юрисдикционного органа в акт обязательный для исполнения в конкретном правоотношении.

Таким образом, в системе АРС именно третейское производство играет наиболее значимую роль, и именно данный вид производства можно по праву назвать основной формой альтернативного урегулирования споров.

от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понятие "подведомственность арбитражного суда" заменяется понятием "компетенция арбитражного суда" (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на

  1. исключительную (специальную);
  2. множественную.

Исключительная подведомственность

Правила специальной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к подведомственности арбитражного суда, независимо от субъектного состава и других критериев . Использование этих правил позволяет разграничить предметы ведения арбитражных судов с судами общей юрисдикции.

По терминологии АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ):

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ (дела по корпоративным спорам);
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;
  7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все дела, перечисленные в ст. 33 и 225.1 АПК РФ, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и .

Множественная подведомственность

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным судам (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на:

  • договорную (определяемую взаимным соглашением сторон);
  • императивную (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности);
  • альтернативную (по выбору лица, ищущего защиты своих прав).

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

  1. дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
  2. когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, например налоговыми органами.

Так, претензионный порядок установлен федеральным законом по требованиям об изменении или расторжении договора. Иск в этом случае может быть заявлен стороной в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Что касается досудебного порядка разрешения конфликтов, то такая правовая возможность установлена рядом федеральных законов, в основном по спорам, связанным с уплатой налоговых и обязательных неналоговых платежей. Так, согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд (ст. 46 Конституции РФ).

Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение в тех случаях, когда речь идет об альтернативе между судебным и административным порядком обжалования. Что касается случаев альтернативной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, то такие ситуации возможны в силу неоднозначности толкования судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства о подведомственности.

От понятия «способ защиты права» (ст. 12ГК РФ) отличается понятие «форма защиты права».

Форма защиты права - категория процессуального характера. Под формой защиты права понимается определяемая законом де­ятельность компетентных органов по защите права, т.е. по уста­новлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением. Применение пе­речисленных в законе способов защиты права, т.е. определенных мер принуждения к нарушителю права, осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

Защита гражданских прав осуществляется в различных формах, т.е. в определенном законодательством порядке, тем или иным юрисдикционным органом. Различают общий (судебный и внесудебный), специальный (административный) и исключительный (самозащита права) порядок защиты гражданских прав.

Внесудебные процедуры представлены у нас третейскими судами и посредничеством (развито пока слабо).

Охрану бесспорных гражданских прав также осуществляют нотариусы и другие должностные лица, которым законом предоставлено право совершать нотариальные действия.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуще­ствляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды.

Существует два спора о праве:

1. нарушение прав лица

2. оспаривание прав другим участником правоотношения

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридиче­ский конфликт граждан или организаций, столкновение их ин­тересов и стремлений.

Объектами спора при нарушении прав лиц являются, как правило, имущество или нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения.

При оспаривании прав другим участником спорные правоот­ношения становятся неопределенными, неясными. В резуль­тате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство како­го-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т. п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении со­стоит в восстановлении положения, существовавшего до нару­шения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков; во взыскании неустойки; в компенсации за моральный вред и т. п., а при оспа­ривании - в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.


Такая форма защиты права, как самозащита , характеризует­ся тем, что заинтересованное лицо самостоятельно принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой за­щиты. Она наиболее проста, но результативна.

Вместе с тем при самозащите велика опасность неправо­мерных действий, проявления незаконности со стороны защи­щающегося субъекта, который, например, либо неверно оце­нивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 ГК специально оговорено, что способы защи­ты должны быть соразмерны нарушению.

Однако самозащита правомерна в некоторых предусмотрен­ных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК). Также законом уста­новлена разновидность самозащиты в виде безакцептного спи­сания кредитором с банковского счета должника суммы задол­женности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что право­защитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Самостоятельную форму защиты права представляет также урегулирование споров о праве , суть которой заключается в со­вместных действиях спорящих сторон по ликвидации возни­кающего конфликта. Участники спора заинтересованы в вос­становлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Это в первую очередь относится к юридиче­ским лицам, стремящимся к сохранению длительных, опти­мальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве преду­смотрено Положением о претензионном порядке урегулирова­ния споров от 24 февраля 1992 г., а в отношении трудовых споров - Трудовым кодексом.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или ос­порены, в нормативно определенный срок в письменной фор­ме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмот­рев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ.

Достоинства подобного урегулирования спора как способа правовой защиты заключаются в простоте и быстроте, его це­лесообразности и эффективности,

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы госу­дарственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процеду­ры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. (административный порядок, только в случаях предусмотренных законом). Так, прокурор может санкционировать выселение в административ­ном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК).

Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы должника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы мест­ного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут произ­водить денежные взыскания с родителей и попечителей подро­стков.

Любое решение, выработанное в административном поряд­ке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку гражданско-процессуальный порядок рассмотрения и разреше­ния возникшего спора является наиболее совершенной фор­мой защиты субъективных прав.

Судебная форма защиты права характеризуется следующими преимуществами:

1. Защиту осуществляет специальный орган - суд, создан­ный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, мировой, специальные суды: арбитражный, третейский, военный).

2. Суд разрешает заявленные требования на основе приме­нения норм гражданского, семейного, трудового и другого пра­ва в порядке гражданской юрисдикции.

3. Обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора.

4. Защиту осуществляют беспристрастные судьи.

5. В разбирательстве дела активно участвуют стороны спо­ра и другие заинтересованные лица.

Процессуальная форма представляет собой последователь­ный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий. Соблюдение процессуальной формы - непременное условие законности су­дебных постановлений.

Для процессуальной формы характерны следующие черты:

1. Конституционные гарантии, прежде всего независимость суда и подчинение его только закону, гласность, в том числе национальный язык судопроизводства.

2. Нормы гражданского процессуального права в совокуп­ности образуют процессуальную форму в широком значении; ею строго и исчерпывающе определяется и направляется про­цессуальная деятельность - в процессе допустимы только дей­ствия, предусмотренные процессуальным законом.

3. Решение суда должно основываться только на фактах, доказанных и установленных судом предусмотренными зако­ном способами.

4. Лицам, заинтересованным в судебном решении, предос­тавляется право участвовать в разбирательстве дела судом для защиты своих интересов. Суд не вправе постановить решение, не выслушав и не обсудив доводы этих лиц, явившихся по из­вещению суда в судебное заседание.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

Конституция РФ гарантирует право человека и гражданина на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами (ст. 45), а также судебную защиту (ст. 46).

Граждане реализуют свое право на судебную защиту путем непосредственного обращения в суд с исковым требованием либо жалобой на действия административных органов.

Право на судебную защиту - это конституционное право граждан и организаций. Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

mob_info