Исторический тур по россии. Уникальные старинные светильники в классических интерьерах – красота вечна! Сообщение на тему старинный светильник


Подобные сведения встречаются в летописях столь часто, что ученые не могли не заинтересоваться этими лампами, которые, к тому же, не чадили! Это объясняет одну из неразрешенных до сих пор загадок пирамид Древнего Египта: как можно было в полной темноте наносить на стены фрески, не испортив работу копотью ламп или факелов?

Упоминания о лампах, горевших тысячелетиями и которые не гаснут от воды

Античные авторы сообщали, что многочисленные помещения египетских подземных храмов и лабиринтов освещались равномерным светом невидимых источников. Предания сообщают, что подземные работы в районе пирамиды Хеопса, а также росписи стен усыпальниц велись с применением негасимых светильников. На подземных работах использовались также устройства со светящимися гибкими шнурами длиной несколько десятков метров. Поэтому в подземельях пирамид и в усыпальницах фараонов нет следов копоти.

В 1425 году удивительную вечную лампу нашли в гробнице Туллиопы - дочери римского оратора и философа Цицерона. Лампа горела без доступа кислорода в течение 1600 лет, освещая тело юной девушки с длинными золотистыми волосами! Свидетелем раскопок оказался монах Бенедикто, которого пригласили взглянуть на удивительную лампу, а заодно установить, не дьявольское ли это наваждение. Протиснувшись в небольшую камеру, освещеную чадящими факелами, наблюдательный Бенедикто, кроме не тронутой тлением красавицы, заметил в склепе лампу, испускающую тусклый голубоватый свет. Монах немедленно доложил о находке кардиналу. но когда тот прибыл на место, лампа бесследно исчезла. Никто из участников раскопок не мог объяснить, куда пропал светильник, потому что их гораздо больше интересовала прекрасная покойница.

Множество удивительных светильников археологи находили на территории древнего Античного мира и Древнего Египта

Многолетние исследования российских учёных позволяют сегодня составить некоторое представление об устройстве различных видов вечных светильников. Например, на известном древнем "чуде света", Александрийском маяке (высотой в 140 метров) ярко сияли девять миниатюрных вечных светильников. Там же имелись небольшие усилители яркости свечения и другие удивительные устройства. Имеются предположения, что после разрушения маяка от землетрясения, эти светильники были спрятаны в подземных хранилищах недалеко от Мемфиса.

Любопытно, что у второго императора Рима Нумы Помпилия (715-673 г. до н.э.) был вечный светильник в виде непрозрачного шара, чудесно появившегося волею богов под куполом его храма.

Греческий писатель Лукиан (120-190 гг. до н. э.) свидетельствовал, что лично видел в Гелиополисе (Египет) во лбу статуи богини Геры сияющий камень, который ночью освещал весь храм.

Плутарх (45-127 гг. до н.э.) писал, что над входом в египетский храм Юпитера-Амона имелась лампа, которая, по утверждению жрецов, горит уже несколько столетий, не требуя ухода.

Повсаний (II в. до н.э.) описал особый придел в храме Юпитера на Капитолии, где было изображение Афины-Паллады, принесённое (по преданию) Энеем из Трои в Италию. Это изображение богини освещалось лампой, которая горела непрерывно в течение года. Это подтверждалось жрецами храма, которые ежегодно в "Пятиднев" (19-23 марта) снимали её с золотой цепи и удаляли пыль. Лампа считалась священной и не нуждалась ни в каком пополнении маслом с древних времён.

В своих работах Святой Августин (354-430 гг.) сообщал о необычной лампе, которую он видел в храме богини Изиды (Египет). Августин сам убедился, что лампу не может погасить ни ветер, ни вода.

Хроники начала XV века сообщают о сенсационной находке в окресностях Рима. В 1401 году близ Рима был обнаружен негасимый фонарь в гробнице Палланта (Палласа), сына Эвандра, прославленного Вергилием в "Энеиде". Собравшиеся с удивлением увидели у изголовья горящую лампу. Судя по дате захоронения, лампа эта горела более 2000 лет! Однако стоило вскрыть саркофаг, пламя тут же погасло.

В "Римских хрониках" сообщалось, что в 1485 году, вблизи Аппиевой дороги, был найден мавзолей с саркофагом, внутреннее помещение которого освещалось голубоватым светом от висевшей на стене металлической лампы, горевшей более чем полторы тысячи лет. Имеются сведения, что к северу от Рима сохранились усыпальницы с подобными светильниками.

Римский иезуит Афанасий Кирхер в 1652 г. в книге "Эдапус Египтианус" описал негасимые лампы, найденные в подземельях Мемфиса, которые не гасли от воды.

О негасимой лампе, которая горит уже 500 лет, упоминается многими путешественниками, которые описывали достопримечательности Антиохии VI в. н.э., во время правления Юстиниана. Лампа стояла в одной из ниш над городскими воротами Антиохии.

Чудесные лампы находили в индийских и китайских храмах, а также в культовых сооружениях Латинской и Южной Америки.

В старинных письменных источниках Индии, Китая также сообщается о таинственных светильниках, которые обнаруживались в гробницах. Имелись они и в храмах, где показывались только в особые дни.

Обнаруживались загадочные светильники и в северной части Европы.

Несколько подобных светильников были найдены на территории Англии. Так, в средневековых хрониках Англии говорится, что близ Бристоля, внутри древней гробницы была обнаружена негасимая лампа, горевшая несколько столетий. Об этом сообщалось, как об обычном известном устройстве.

В современной печати неоднократно сообщалось об одной африканской деревне в джунглях, вблизи горы Вильгемины (Западный Ириан, бывшая Гвинея). Зарубежный исследователь К.С. Дауни на конференции в Претории (ЮАР) поведал: "Путешественники, проникшие в это село среди неисследованных гор, были поражены видом каменных шаров, укреплённых на столбах и светившихся после захода Солнца неоноподобным светом".

Попытки узнать тайну древних ламп и гипотезы

Однако ни одна из этих ламп не попала в руки к ученым в целом виде. Предметом их исследования становились лишь черепки и кусочки металла. Впрчем, трудности научного поиска не останавливали исследователей, которых интересовал секрет вечного горения.

Интересную гипотезу принципа работы загадочных светильников выдвинул ученый-иезуит Афанасий Кирхер. "В Египте имеются богатые месторождения нефти, - писал он. - Хитроумные жрецы незаметно соединяли трубами источники нефти с лампами, снабженными асбестовыми фитилями. Я считаю, что это единственное решение загадки сверхъестественного долгогорения таких ламп".

До наших времен сохранилось достаточно много рецептов приготовления фантастического "несгораемого" масла. Однако в каждом из них можно найти неточности, возможно, допущенные умышленно. Во всяком случае, на масле, изготовленном по таким рекомендациям, ни одна лампа не горела.

Некоторые исследователи заметили, что вечно горящие лампы обычно находили в тех местах, где люди очень трепетно относились к сохранению мертвых тел нетленными. Обычно внутренние органы умерших помещались в специальные сосуды подле саркофага. Во времена древних царств к внутренним органам причислялась и... душа! Её называли "роза сердца", "жемчужина в цветке лотоса", "внутренний огонь", "божественная искра"... Именно душа, по убеждению древних, давала телу жизнь. Невольно приходит мысль: что, если в вечно горящих лампах вообще не было ни горючих веществ, ни фитиля, а вместо них сияли, словно негасимые светильники, души усопших? Разумеется, это хрупкое сокровище прекращало свое существование, как только в гробницу вторгались чужаки.

В египетской "Книге мертвых" есть глава "О восхождении к Свету", в которой говорится, что фараон мог в любое время выходить из своей гробницы. Однако для этого ему требовалась жизненная сила, хранившаяся рядом в стеклянном сосуде...

Однако же

Малогабаритные светильники различных конструкций имели, в основном, коронное свечение вокруг шаров, кристаллов различных форм. Свечение было различной яркости и цвета. Исследования показывают, что светильники яркого свечения имели сменные источники питания, срок работы которых исчислялся до нескольких десятков лет. Светильники слабой яркости свечения имели стационарные источники питания на основе редкоземельных элементов, которые способны функционировать тысячелетия.

Для уличного освещения светильники имели более крупные размеры. На светильники яркого свечения иногда надевали колпачки, которые увеличивали яркость освещения. Интересно, что в XIX в. в Москве, Петербурге широко использовались в уличных керосиновых и газовых лампах "Ауэровские колпачки" из редкого металла - оксида тория, которые раскалялись в пламени и светились ярче, чем пламя лампы.
Знания современной науки достаточны для создания подобных вечных светильников с автономным источником питания. Они могут быть использованы на подземных (шахтных) работах, вдали от источника электроэнергии, во взрывоопасных помещениях и т.д.

Не исключено, что подобные древние негасимые светильники находятся в российских хранилищах музеев, культовых сооружениях, не подозревающих об их ценности.

Краткая история возникновения светильников

На протяжении всего этапа существования человека его сопровождал свет. И если в начале, в качестве искусственного света использовались примитивные факелы и костры, то с развитием цивилизации осветительные приборы сильно видоизменились. Как же появились Бра светильники. Обитателям Древнего Египта изобретение первых масляных ламп.

Такие примитивные лампы представляли из себя метровые колонны, с водруженными на них чашами с маслом. Эти своеобразные светильники, как правило, выполнялись в виде цветка. В Древней Греции для этих целей применяли сосуды с раскаленными углями либо просмоленной древесной стружкой. Такие лампы были изготовлены из глины и покрывались лаком. Подвесные металлические светильники впервые упоминаются во времена правления византийского императора Константина. На Русь эти светильники оптом пришли после принятия христианства и назывались паникадила. Паникадила считают прообразом современных люстр.

Само же слово "люстра" появилось позже, в XVII веке, во Франции, и означает "освещать". В начале девятнадцатого века с появлением люстр с масляными лампами отпала необходимость использовать светильники со свечами, а потребность направления света породила абажуры. Со второй половины XIX века огромную популярность получили лампы на керосине, которые, в последствии, были вытеснены светильниками с электролампами. Для изготовления люстр стали использовать разнообразные материалы: металл, стекло ткани, дерево пластик.

Многие историки склонны считать, что эра активного развития человечества началась с того момента, когда первобытные люди научились добывать огонь, использовать его для приготовления пищи, обогрева и освещения жилища. Огонь считался даром богов, его почитали и берегли, о нем слагали легенды и мифы, передаваемые из поколения в поколение.

История светильника - от лампады к газовым фонарям

С течением времени люди научились не только контролировать огонь, но и создавать первые в истории человечества осветительные приборы.

Лампады и факелы

Самым первым светильником, придуманным человеком, являлся обычный факел. В средневековье его стали фиксировать на стене при помощи специальных зажимов. Прототип современного оборудования использовался и в Древней Греции. Здесь для освещения помещений использовались специальные конструкции - треноги, оснащенные чашей с горючим веществом, а также подвесные лампады.

Свечи

Следующим этапом эволюционирования считается появление свечи. Первые свечи изготавливали из воска, который отличался очень высокой ценой. Именно поэтому долгое время позволить себе подобную роскошь могли только представители аристократии. В 19 веке французский химик Мишель Шевроль впервые предложил заменить воск более дешевым аналогом - стеарином, который практически не имел запаха и не выделял копоть при горении.

Газовые фонари

Дальнейшее развитие науки в области химии позволило использовать для освещения разнообразные горючие газы. Впервые такие фонари появились в Европе, где получили достаточно широкое распространение. Главным компонентом, так называемого, «светильного газа» был бензол. Его получали путем пиролиза жира морских млекопитающих, а чуть позже - из каменного угля при его коксовании.

Лампы накаливания и светодиодные светильники

Лампы накаливания

История возникновения светильника в традиционном для нас исполнении началась после открытия электричества. Его использование открыло для изобретателей практически неограниченные возможности, так как позволило существенно увеличить температуру нагрева источников света и, тем самым, увеличить интенсивность светового потока. Первыми токопроводящими материалами, которые использовали для нагревания, стали угольная нить, молибден, вольфрам и его сплавы. Источники света решили помещать в стеклянные резервуары, заполненные инертными газами, которые защищали их от внешних воздействий. Сегодня для производства традиционных ламп накаливания используется вольфрамовая нить, способная нагреваться до показателей 2800-3200 0 С.

Светодиодное оборудование

С момента появления первого светильника и до сегодняшних дней изобретатели пытались решить две основные задачи: повысить их эффективность и сделать максимально безопасными. Добиться прекрасных результатов удалось с появлением светодиодного оборудования. К преимуществам таких изделий относится экономичность, отсутствие вредных компонентов, устойчивость к внешним воздействиям. Единственным недостатком LED-оборудования считается его высокая стоимость, однако, постепенно цена светодиодных светильников становится все более доступной.

Несмотря на прекрасные результаты, специалисты уверены, что с появлением светодиодного оборудования история светильника не завершилась. Впереди изобретателей ждет масса захватывающих открытий, которые обеспечат светильникам максимальную эффективность, а нашей жизни - комфорт.

"Свет огня, каждодневно рассеивающий тьму и мрак... Это привычно, буднично и необходимо для человека в любую эпоху. Люди постоянно были вынуждены обращаться к осветительным приборам и думать о том, как сохранить их неяркое, мерцающее пламя. Шло время, века сменялись веками, а вместе с ними происходили изменения и в способах поддержания света."

Нет никаких сомнений, что первоначально люди в качестве осветительных приборов использовали пламя костра, о чем свидетельствуют остатки древних очагов, которые, несомненно, выполняли функцию не только отопительного, но отчасти и осветительного прибора и факела. Первобытный человек, получив в свои руки божественный огонь, смог не только обогреть и накормить себя, но и впервые осветил мрачные своды своей пещеры.

Исследователями обнаружено множество изображений факелов греческого и римского времени, хотя они сами по понятным причинам до нас не дошли. Особых изменений в конструкции этого простейшего осветительного прибора практически не произошло, за исключением собственно горючих материалов. Основной недостаток факела - копоть, поэтому уже древние греки задумывались о вентиляции помещений и строили некие дымоходы. "Сделанный из меди ствол финикового дерева, устроенный над лампадой и доходящий до крыши, вытягивает копоть наружу", - писал древнегреческий историк Павсаний. Для отвода дыма из топившихся по-черному домов существовали специальные отверстия.

О значении факела в жизни древнегреческого общества может свидетельствовать и тот факт, что в Афинах во время священного праздника Великих Панафиней устраивали состязания в лампадодромии - беге с факелами, в котором для победы нужно было не только прибежать первым, но и сохранить пылающий огонь. В культуре Древнего Востока факелы играли особую роль. Царь Вавилона Хаммурапи, подобно своим предшественникам, начал свое правление с объявления "справедливости", т.е. прощения всех долгов. Стоя на вершине зиккурата, он зажег "золотой факел", видя огонь которого, жители окрестных городов и деревень также зажигали факелы и передавали радостную весть по всей стране. Кстати, такого рода световая сигнализация активно применялась и в военном деле во всех странах Древнего мира, оповещая внутренние районы о вражеском нападении.

Факелы помогали решать проблемы освещения и в более позднее время, вплоть до Средневековья. Спрос на них был всегда высок. Так, константинопольские монахи в V в. специально изготавливали их на продажу, а полученные деньги вкладывали в закупку нитей и прочего необходимого сырья. "Книга эпарха" - сборник законов для константинопольских торговцев и ремесленников конца IX в. - фиксирует, что часть дохода, приносимого эргастирием (мастерской), отчислялась на приобретение факелов.

Римские "круглые" светильники, покрытые характерным для первых веков нашей эры красным лаком. Найдены в различных городах Северного Причерноморья. I-II вв. н.э.

Первые лампы

Использование глинян

ых обожженных сосудов специальной формы в качестве осветительных приборов началось в Леванте в конце III тыс. до н.э. Немного позднее, в позднеминойский период, они получили распространение и на Крите. Археологи обнаруживали их в незначительных количествах при раскопках различных греческих городов в слоях X-VIII вв. до н.э. В более поздних пластах они встречаются очень часто, что свидетельствует о том, что они начали производиться массово с VII в. до н.э.

В качестве топлива в светильниках использовались животный жир и масло (в первую очередь оливковое). Устройство и конфигурация осветительных приборов зависели от различных видов горючих материалов. Так, светильники, заправляемые животным жиром, всегда были открытыми, и фитиль, изготовленный из растительных волокон, свободно плавал в жире, а иногда его загибали на стенку светильника. Об этом свидетельствуют следы пламени, обнаруженные на подавляющем большинстве экземпляров. Часто светильники имели толстые стенки, более того, многие лепные лампы были рассчитаны именно на животный жир. Можно привести любопытный пример: при раскопках "варварских" поселений и могильников вокруг древнегреческого города Херсонеса светильников было обнаружено крайне мало. Нет никаких сомнений, что это связано с приверженностью этих племен к иным типам осветительных приборов - открытым плошкам, для которых использовался животный жир, что, видимо, объяснялось не только другой культурной традицией поздних скифов, но и сравнительно высокими ценами на оливковое масло, которое заправлялось в светильники античного типа.

Несмотря на сравнительно небольшие размеры, в зависимоcти от толщины фитиля светильник мог гореть от 30-40 минут до 2-3 часов, давая сравнительно немного света. Тем не менее современные эксперименты показали, что при двух зажженных светильниках вполне можно читать.

В связи с несложностью изготовления, по всей видимости, светильники производились там же, где и керамика, и практически не требовали дополнительного оборудования. Специализированные мастерские по изготовлению осветительных приборов появились только в эллинистическое время, характерный пример - широкомасштабное производство светильников на полуострове Книд в Малой Азии.

Наиболее распространенный тип ранних греческих ламп - это открытые светильники с втулкой в центре (конической или цилиндрической формы). Эта втулка делалась для пальца руки, присутствие которого обеспечивало светильнику большую устойчивость при переноске, или для подставки, на которой было легче закрепить лампу (см. рис.). Большая часть светильников имела ручки (см. рис.), форма которых часто зависела исключительно от моды, пожеланий заказчика или вкуса мастера. Так, в древнегреческой вазописи мы находим изображения женщины, держащей светильник с горизонтальной ручкой (аттический краснофигурный кувшин V в. до н.э., музей Метрополитен), или Гермеса, несущего лампу с вертикальной ручкой (колоколовидный кратер, музей Ватикана). Такие же по форме светильники могли изготавливаться и без втулок. Большинство светильников VI-V вв. до н.э. были низкими и вмещали сравнительно небольшой объем масла. Со временем вместилище светильника становилось глубже (соответственно, объемнее), а стенки закрывали его все больше и больше.

С распространением в эллинистическое время техники штамповки в форме технология изготовления светильников совершенствуется, и их начинают украшать цветами, розеттами, разнообразными пальметтами. Поверхность светильника снаружи покрывается блестящим лаком черного или красного цвета. Иногда такое же покрытие делается и изнутри - для того, чтобы масло не впитывалось в пористую глину (см. рис.).

Чернолаковые светильники были изготовлены в Афинах. Ольвия, Украина. IV-III вв. до н.э.

Светильники Римского времени

Расцветом глиняного светильника стала эпоха Римской империи. Превращение колоссальных даже по современным меркам территорий в единый рынок стимулировало не только формирование вкусов и традиций, но и появление первых мощных индустриальных центров по производству керамической продукции, способных заполонить своими нехитрыми изделиями все Средиземноморье. Не случайно именно с этого момента во главу угла ставится компактность светильника и легкость в изготовлении, что снижало его стоимость и облегчало транспортировку. В мировой империи товары, изготовленные в Италии, Греции и Египте, с легкостью доставлялись вездесущими римскими торговцами на край ойкумены, в Крым и на Кавказ.

Щитки светильников украшались различными изображениями - от деяний божеств до гладиаторских боев и эротических сцен (см. рис.). Это настоящая энциклопедия античной жизни. На лампе из Херсонеса изображена обнаженная Венера, которой стоящий перед ней Эрот подает меч и шлем. Этот сюжет тесно связан с символом политической программы Юлия Цезаря, всегда представлявшего Венеру основательницей рода Юлиев. По всей видимости, кто-то из херсонеситов таким образом демонстрировал свою политическую лояльность римскому диктатору, давшему Херсонесу независимость.

Древнегреческие открытые светильники, изготовленные на гончарном круге. Втулка в центре этих светильников имела соответствующее углубление изнутри и облегчала переноску светильника. Первоначально такие светильники попадали в Северное Причерноморье из ионийских городов Малой Азии, но затем было налажено собственное производство. VI-V вв. до н.э.

Клеймо

На светильниках известных мастерских ставилось клеймо мастера. Нелегальное копирование чужой, популярной торговой марки - отнюдь не изобретение Нового времени, и в римских провинциях нередко продавались кривые лампы с плохо пропечатанным рисунком, на которых гордо стояло клеймо, например, североиталийских мастерских или просто беспорядочный набор букв. Это легко можно проследить на основании так называемых Firmalampen, широко распространенных на территории современных Румынии и Болгарии.

Глиняные лампы были в каждом жилом доме, мастерской, лавке: их вывешивали перед входом, в портиках, ставили в ниши в стенах или просто на землю, у дверных порогов. Римский историк Аммиан Марцеллин отмечал, что освещение Антиохии ночью по силе не уступало дневному свету. Разумеется, светильник занимал свое законное место и в римских публичных домах - лупанарах, часто помимо ложа являясь единственным украшением скромного интерьера.

Попав на рынок, любой человек мог выбрать себе светильник по вкусу, настроению и назначению. Из корзин, стоявших вокруг торговца, можно было извлечь лампу, украшенную изображением божества (олимпийцы мирно соседствовали с египетскими богами, иудейской менорой или христианской священной монограммой), животного или фривольной сценки, которая и сегодня может заставить покраснеть неискушенного зрителя. По всей видимости, в мастерской можно было и заказать светильник с любым изображением.

Канделябры

В качестве парадных осветительных приборов, которые использовались в быту только верхушкой общества, служили бронзовые канделябры. Обычно такой канделябр изготовлялся в виде многогранного стержня на трех львиных лапах, часто он венчался ионийской капителью со стоящей на ней фигуркой или подставкой, на которой можно было крепить свечу или поставить обычный глиняный светильник. Интересно, что примитивные канделябры использовались и варварами, например сарматами. Чаще всего они были железными, выкованными местными мастерами, которые едва ли переживали за красоту своих изделий.

Боспорские многорожковые светильники. Пантикапей. I в. до н.э.

Негасимый свет

Разумеется, огонь освещал не только жилой дом. Можно предположить, что в храмах горел негасимый огонь в честь различных божеств. "А золотой светильник для богини сделал Каллимах. Наполнивши маслом лампаду, афиняне ожидают того же дня в следующем году; масла же в лампаде хватает на все время от срока до срока, при этом лампада горит и днем и ночью" (Paus., I, XXVI, 6-7). Алтарь и светильник неоднократно упоминались вместе древними авторами. Использовались светильники и в обрядах, посвященных подземным богам, применялись они и в колдовстве. Отзвуком последнего стала арабская сказка про лампу Аладдина - достаточно просто потереть старый медный светильник, чтобы оттуда появился всемогущий джинн.

Кроме того, свет лампы провожал умершего в последний путь, тусклым мерцанием освещая дорогу в вечность. Даже весталкам, которых за нарушение обета девственности заживо замуровывали в могилу, вместе с небольшим запасом еды и воды оставляли мерцающую лампу.

Лампой считаюсь одной

Для освещения общественных построек и храмов наряду с факелами и обычными лампами могли использоваться многорожковые светильники (см. рис.). Сравнительно небольшой объем вместилища для масла в сочетании с большим количеством рожков, в каждом из которых пылал небольшой язычок пламени, требовал постоянного пополнения масляным жиром. Это может косвенно свидетельствовать в пользу сакральной нагрузки, которой мог наделяться осветительный прибор с несколькими рожками. В то же время нельзя не вспомнить одну из известных эпиграмм римского мастера сатиры Марциала (XIV, 41), где дается несколько другая версия назначения многорожковых светильников:

Многорожковый светильник, найденный в одном из поселений на территории современного Таманского полуострова. IV-V вв. н.э.

В позднеантичное время прослеживается тенденция огрубления форм глиняных светильников, а также их декора. Изделия, выходившие из рук мастера, наполнялись новым духом - духом холодной, бездушной стилизации. Все было рассчитано на массовое производство и сбыт, на спрос со стороны самых широких слоев населения с их нехитрыми запросами.

Бронзовые люстры - лампадофоры византийского времени с многочисленными рожками, оканчивающимися горизонтальными кольцами, - явно предназначались для установки стеклянных лампад. Именно в это время исчезает прежде столь важная в культовом обряде роль глиняных ламп. По словам Павла Силенциария (563 г.), великолепие интерьера собора Св. Софии в столице Византийской империи, Константинополе, составляли стеклянные лампы, в том числе резные, а византийский историк Феофилакт Симокатта, описывая похороны императора Тиверия II в 582 г., вспоминал, как всю ночь длилось печальное пение псалмов "при зажженных лампадах".

Уже с IV в. в широкое обращение во всех провинциях необъятной Римской империи входят стеклянные кубки с коническим или цилиндрическим туловом, которые бытовали до VI в. Об их применении как осветительных приборов говорят находки такого рода лампад со следами масла на стенах, а также изображения подобных сосудов, где они подвешены на концах иудейского семисвечника - меноры. С самого начала эти изделия не уступали в популярности глиняным светильникам. В них наливали воду, а поверх нее - слой масла, в который опускали фитиль.

С конца V в. и до VIII в. среди осветительных приборов стал доминировать тип лампады с полусферическим или цилиндрическим широким туловом и узкой ножкой, которая вставлялась в лампадофор. Судя по всему, именно такие осветительные приспособления имел в виду сирийский хронист Йешу Стилит, когда писал, что Анастасий, градоначальник Эдессы, в конце V в. приказал ремесленникам накануне каждого воскресенья подвешивать над лавками кресты с пятью зажженными "светилами".
Падение производства традиционных глиняных светильников говорит о преобладании с эпохи раннего Средневековья новых способов освещения, уверенно теснивших старые. Помимо стеклянных лампад такую роль могли сыграть только свечи, которые постепенно нашли свое наиболее широкое применение среди осветительных приборов. Много восковых свечей требовалось в церковные праздники, во время торжественных событий, похорон, ярмарок, собиравших массу людей. К примеру, когда тело Симеона Стилита в 459 г. готовили к захоронению, "...горы не было видно от толпы, свечей, фимиама и горящих лампад", а затем навстречу траурной процессии вышел весь город "...со свечами и песнопениями". Свечи были разные - обычные, стоившие дешевле, и более дорогие, со специальным покрытием, иногда даже украшенные христианскими символами. Товар продавался на вес.

Окончательная победа свечей на рынке осветительных приборов в византийском обществе скорее всего могла произойти из-за потери источников внешних поставок оливкового масла в ходе захватнических походов Арабского халифата. Потеря Византией своих африканских владений - давних основных экспортеров оливкового масла - вполне могла склонить чашу рыночных весов в пользу восковых свечей.

Судя по всему, специальность свечника (кирулария) в византийском городе была широко распространена и, по-видимому, давала неплохой доход. Кируларий производил и продавал свечи разного вида, качества, стоимости, а также занимался переливанием сломанных. Когда диакон Стефан, купивший "за большие деньги" в лавке свечника дорогие свечи, поскользнулся и сломал их, он "вернул обломки в эргастирий". Использование свечей старались делать безотходным: воском как ценным сырьем дорожили и, собрав в храме огарки и оплавившийся на края подсвечника воск, вновь пускали его в переработку.

Последующие века не принесли видимых новшеств в конструкцию осветительных приборов. Надвигавшееся мрачное европейское Средневековье вполне обходилось факелами и свечами, причем последние чаще были сальными. Исходящий от таких свечей смрад не смущал средневековых обитателей замков и городских домов, вся мирская жизнь которых была лишь прелюдией к вечной жизни, наполненной ярким светом…

Светильник с рельефным изображением птицы. Херсонес. V-VI вв. н.э.

Древняя Русь

В Древней Руси основным осветительным прибором служила зажженная лучина, закрепленная на подставке, применялись также открытые светильники, заполняемые жиром. В богатых домах могли быть бронзовые лампы или привозные многоярусные светильники - люстроны. Воск, традиционно служивший важным экспортным товаром, был также широко распространен на Руси, ведь бортничество было одним из важнейших занятий населения. Как следствие восковая свеча освещала и дом богатого горожанина, и храм. В более позднее время зажженную лучину вставляли в специальные подставки - кованные из железа светцы, которые освещали даже боярский дом. Несовершенные осветительные приборы многократно приводили к пожарам в полностью деревянных городах. Так, русские летописи пестрят упоминаниями о том, как, например, "Москва от одной свечки сгорела".

На пороге стояло Новое время, когда с изобретением газовых горелок, керосиновых ламп, а затем и электричества принципиально изменилась вся система освещения, а прежние осветительные приборы канули в Лету. Впрочем, до сегодняшнего дня популярны свечи, небольшие лампадки, заполняемые маслом, да и кто из нас не шел ночью на мерцающий огонек, скудно освещающий пространство вокруг себя...

mob_info