Политические идеологии XIX-XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм: Методические рекомендации по курсам "Политология", "Глобальные конфликты нового и новейшего времени", "Отечественная история". Изменения в XX веке Полеты к Луне

Все мы знаем, какую важную роль в жизни любого человека играет внешность. И так было во все времена в любом месте на планете. В этой подборке мы расскажем вам о том, как менялись представления о физической привлекательности на протяжении 20-го века. В зависимости от десятилетия идеальный мужчина и идеальная женщина выглядели по-разному. Просто помните: красота - в глазах смотрящего.

1. В начале 1900-х годов в моде были аппетитные формы и стильные костюмы

На протяжении начала 1900-х годов женщины носили S-образные корсеты, которые подчёркивали их фигуру. Цель состояла в том, чтобы сделать акцент на пышных бёдрах и подтянуть грудь. Иллюстратор Чарльз Гибсон популяризировал этот образ, который известен, как «девушка Гибсона». Женщины носили объёмные блузки, украшенные кружевом и лентами. Их головы покрывали большие широкополые шляпы, волосы были разделены пробором по центру.

Молодые люди предпочитали сбривать усы и коротко стричь волосы. Более взрослые джентльмены в начале 1900-х и в 1910-е годы носили бороды. Были распространены костюмы их трёх предметов, а также узкие жакеты и накрахмаленные воротники. После начала Первой мировой войны мужчины часто позировали в военной форме.

2. Пышные формы вышли из моды в 1920-е годы


В 1920-е годы в моду вошли платья в стиле «флэппер» с прямыми силуэтами и более коротким подолом. Женщины выбирали более повседневную одежду. Цель состояла в том, чтобы приблизить фигуру к мальчишеской. Самые отважные женщины также начали носить короткие стрижки. Это была эпоха джаза и вечеринок. В женском образе приветствовалось больше обнажённой кожи и непосредственности.

Мужчины той эпохи носили брюки с манжетами. Обувь той эпохи украшала бахрома. Так же, как и женщины, мужчины той эпохи стремились быть худыми.

Шляпы были безумно популярны в 1920-е годы


В начале 1900-х годов женщины предпочитали широкополые шляпы. К 20-м годам они начали носить шляпки-клош («колокол»), которые идеально подходили для женщин с короткими волосами. Они часто сочетали эти шляпки с шикарными платьями в стиле «флэппер». Мужчины в 1920-е годы носили разные шляпы в зависимости от случая: соломенные шляпы, панамы и котелки и федоры. Шляпки-котелки были особенно популярны. К концу десятилетия мужские шляпы стали ярче.

3. В 1930-е годы в моде был гламур, несмотря на Великую Депрессию


4. В 40-х годах в моду вошли широкие плечи и грудь


В 1940-е годы женщины начали носить платья длиной по колено и надевать подплечники под платья, блузки и куртки, создавая мужественный образ. Женщинам нередко приходилось переделывать мужские костюмы в женскую одежду в то время, пока мужчины сражались с противником во время Второй мировой войны. Разрезы на юбках не приветствовались, но от красивых вырезов на одежде никто не отказался. Одежда той эпохи была меньше ориентирована на моду и больше на долговечность. В течение 40-х годов мужчины обычно носили костюмы, спортивные пальто, брюки и свитера. Типичный наряд состоял из штанов и рубашки. Мужчины также часто носили жилеты. Одежда должна была подчёркивать их фигуру. Актёры, например, Кларк Гейбл и Чарльз Атлас вдохновляли мужчин на занятия спортом и построение красивого мускулистого тела.

5. В 1950-е годы идеалом женского тела считалась фигура «песочные часы»


Звёзды Голливуда, такие, как Мэрилин Монро, оказали большое влияние на женские стандарты красоты в 1950-е годы. В моде были фигуры типа «песочные часы» и идеальная кожа. После строгих правил военного времени пошла повальная мода на гиперсексуальность и женственность. Женщины носили платья, свитера и юбки. Платья были с широкими юбками с кринолином и воротниками с рисунками на них. Платья более облегающих фасонов стали более популярны в этом десятилетии. Мужчины в 1950-е годы предпочитали более свободный стиль. Они носили гавайские рубашки, брюки и лоферы. Рубашки поло носили не только на поле для гольфа, но и в обычной жизни. Молодые люди носили свитера и бейсбольные куртки. Стильный образ «плохого парня», который воплотил Джеймс Дин – кожаная куртка, белая футболка и джинсы – был очень популярен.

6. Андрогинный образ был наиболее популярен в начале 60-х годов


В начале 1960-х годы в США был экономический подъём, и многие женщины стремились покупать одежду, а не шить её сами. Одежда, которую носили люди, часто указывала на их социальный класс. В моду вошла одежда в стиле «casual». Женщины стремились быть худыми, как модель Twiggi. В моде была андрогинность. Женщины носили мини-юбки и стремились подражать стилю британской молодёжной субкультуры «моды». И мужчины и женщины выбирали яркие цвета и одежду с геометрическими узорами. Мужчины носили расклешённые брюки, трикотажные рубашки и свитера.

7. Хиппи нарушили все модные правила в поздние 60-е


Районы Хейт-Эшбери в Сан-Франциско и Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке были населены хиппи в 1960-е годы, которые носили одежду, которая полностью контрастировала с тем, что было в моде в то время. Женщины отказывались от макияжа и утягивающих предметов гардероба, таких, как пояса, бюстгальтеры и чулки. Вместо этого они надевали крестьянские рубашки, расклешенные джинсы и юбки-макси. И мужчины и женщины предпочитали носить сандалии и отращивать волосы. Мужчины также отращивали бороды.

8. Индивидуализм победил в 70-е годы


К 1970-м годам люди начали меньше заботиться о том, чтобы соответствовать взглядам толпы и больше о том, чтобы выразить свою индивидуальность через выбор одежды. Люди начали носить комбинезоны, туники, рубашки с огромными воротниками и брючные костюмы. Предпочтение отдавалось ярким цветам мягким тканям, таким, как бархат и вельвет. Блестящие ткани идеально подходили для вечеринок. Работающие женщины носили строгие костюмы с шёлковыми блузками. Мех дополнял многие наряды. Мужчины и женщины часто выбирали образ «тотал-деним», сочетая джинсовые рубашки с джинсовыми брюками. Водолазки и майки на бретельках также были популярны. Что касается идеала фигуры, то предпочтение отдавалось более естественному образу. В центре внимания – здоровье, а не худоба.

9. Идеал 80-х: супермодели и накаченные парни


К 1980-м годам люди начали меньше заботиться о том, чтобы соответствовать взглядам толпы и больше о том, чтобы выразить свою индивидуальность через выбор одежды. Люди начали носить комбинезоны, туники, рубашки с огромными воротниками и брючные костюмы. Предпочтение отдавалось ярким цветам мягким тканям, таким, как бархат и вельвет. Блестящие ткани идеально подходили для вечеринок. Работающие женщины носили строгие костюмы с шёлковыми блузками. Мех дополнял многие наряды. Мужчины и женщины часто выбирали образ «тотал-деним», сочетая джинсовые рубашки с джинсовыми брюками. Водолазки и майки на бретельках также были популярны. Что касается идеала фигуры, то предпочтение отдавалось более естественному образу. В центре внимания – здоровье, а не худоба.

11. Все стремились быть худыми в 90-е


В начале 90-х в моде была чрезмерная худоба. Очень стройные модели покоряли подиумы. Женщины носили тонкие платья и более свободные фасоны, были популярны расклешённые джинсы. Мужчины стремились выглядеть как обычные парни – не слишком толстые и не слишком худые. Был очень популярен узор шотландка, повседневные силуэты, свитера, комбинезоны и брюки.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет) Кафедра истории и политологии ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ XIX – XX ВЕКОВ. ЛИБЕРАЛИЗМ. КОНСЕРВАТИЗМ. СОЦИАЛИЗМ Методические рекомендации к изучению курсов «Политология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» Москва 2004 2 Составитель: доцент, к.и.н. Ларионова И.Л. Политические идеологии XIX – XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм: Метод. рекомендации по курсам «Политология», «Глобаль- ные конфликты нового и новейшего времени», «Отечественная история» / Моск. гос. инс-т электроники и математики; Сост. доцент, к.и.н. Ларионова И.Л. М., 2004. С. 27. Даются рекомендации по изучению темы «Политические идеологии XIX – XX веков». Рекомендации могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по курсам «По- литология», «Глобальные конфликты нового и новейшего времени», «Оте- чественная история». ISBN 5-94506-071-2 http://fe.miem.edu.ru 3 Либерализм. Консерватизм. Социализм. Общая характеристика Либерализм, консерватизм и социализм представляют собой «боль- шие» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к од- ной из этих идеологий - с большей или меньшей степенью обоснованно- сти. Во всяком случае, любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть ос- мыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей. «Большие» идеологии 19-20 веков образовались в процессе постепен- ного размывания традиционных политических мировоззрений – реалисти- ческого, утопического и теократического, которые были формой сущест- вования и развития конкретных политических концепций со II тысячелетия до н.э. по 18 век. Это размывание и соответственно формирование новых мировоззрений происходило в течение 17-18 веков, в период буржуазных революций – английской, североамериканской и Великой французской. Поэтому либерализм, консерватизм и социализм, сложившиеся в конце 18 - начале 19 вв. в Западной Европе, представляют собой разные способы осмысления социальной действительности, как она сложилась в Европе и Северной Америке в результате революций и промышленного переворота, и предлагают пути совершенствования буржуазного общества или его за- мены другим общественно-политическим строем. Индустриальное и по- стиндустриальное общества как стадии развития современной западной цивилизации обязаны многими своими чертами сознательным усилиям ли- беральных, социал-демократических, консервативных (косвенно – и ком- мунистических) партий, которые преобразовывали мир, стремясь претво- рить в жизнь свои политические платформы и программы. Таким образом, понятия либерализм, консерватизм и социализм мно- гозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную фило- софскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. В этом смысле мировоззрения 19-20 вв. играют в науках об обществе методологическую роль, выступая в качестве инструмента познания политических концепций и партийных платформ. Как политические идеологии либерализм, консер- ватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и основных пу- тей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает неко- торую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле сло- ва. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций, принципов и идей, обычно лежащая в основе платформ политических партий. Отсюда следует, что либерализм, консерватизм и социализм – это также политическая программа и политическая практика. Итак, «большие» http://fe.miem.edu.ru 4 политические идеологии 19-20 веков – это одновременно методология, теория, программа и практика. Существует определенное соответствие между той или иной идеоло- гией с одной стороны, интересами некоторых классов и социальных слоев – с другой. Однако это соответствие не является ни жестким, ни неизмен- ным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупных собственников, а также широких слоев населения, стабильность общественного положения которых оказалась под угрозой в результате некоторых произошедших или надвигающихся перемен. Социализм представляет интересы наиболее обездоленной части общества или же тех, кто зарабатывает на жизнь пре- имущественно своим трудом. Либерализм – это идеология политического центризма. Как правило, либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии – средней и мелкой. В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежность перестает определять место че- ловека в жизни, наиболее состоятельные часто бывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В то же время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражают интересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстро- го экономического развития и всеобщего благосостояния. Либерализм, консерватизм и социализм прошли длительный путь раз- вития. Рассмотрим их основные типы и виды. Либерализм Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах – ис- панском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении. Сущность либерализма остается неизменной на протяжении всей ис- тории его существования. Либерализм – это утверждение ценности чело- веческой личности, ее прав и свобод. От идеологии Просвещения либера- лизм заимствовал идею естественных прав человека, поэтому в число не- отчуждаемых прав личности либералы включали и включают право на жизнь, свободу, счастье и собственность, причем наибольшее внимание уделяется частной собственности и свободе, поскольку считается, что соб- ственность обеспечивает свободу, которая в свою очередь есть предпосыл- ка успеха в жизни отдельного человека, процветания общества и государ- ства. Свобода неотделима от ответственности и заканчивается там, где на- чинается свобода другого человека. «Правила игры» в обществе фиксиру- ются в законах, принимаемых демократическим государством, в котором провозглашены политические свободы (совести, слова, собраний, объеди- нений и т.п.). Экономика рыночная, основанная на частной собственности и конкуренции. Такая экономическая система есть воплощение принципа свободы и условие успешного экономического развития страны. http://fe.miem.edu.ru 5 Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозна- ченный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 – 70- 80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное про- должение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического либера- лизма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представи- телями позднего Просвещения в Англии. На протяжении 19 века либе- ральные идеи развивали Джон Стюарт Милль (Англия), Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль (Франция), Вильгельм фон Гумбольдт и Лоренц Штейн (Германия). От идеологии Просвещения классический либерализм отличается, прежде всего, отсутствием связи с революционными процес- сами, а также отрицательным отношением к революциям вообще и к Вели- кой Французской революции в частности. Либералы принимают и оправ- дывают социальную действительность, сложившуюся в Европе после Ве- ликой Французской революции, и активно стремятся совершенствовать ее, веря в безграничный общественный прогресс и силу человеческого разума. Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государ- ства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны дру- гих лиц, организаций, общества и государства. Если рассматривать принцип индивидуализма с точки зрения его со- ответствия действительному положению вещей, следует констатировать его ложность. Ни в одном государстве интересы отдельного человека не могут быть выше общественных и государственных. Обратная ситуация означала бы гибель государства. Любопытно, что впервые на это обратил внимание один из основоположников классического либерализма И. Бен- там. Он писал, что «естественные, неотчуждаемые и священные права ни- когда не существовали», так как они несовместимы с государством; «…граждане, требуя их, просили бы только анархии…». Тем не менее, принцип индивидуализма сыграл в высшей степени прогрессивную роль в развитии западной цивилизации. И в наше время он по-прежнему дает личности законное право отстаивать свои интересы перед лицом государ- ства. Принцип утилитаризма представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Сформулировавший его И. Бентам полагал, что общество – это фиктивное тело, состоящее из отдель- ных личностей. Общее благо – также фикция. Действительный интерес общества не что иное как сумма интересов составляющих его индивидов. Поэтому любые действия политиков и любые институты должны оцени- ваться исключительно с точки зрения того, в какой мере они способствуют http://fe.miem.edu.ru 6 уменьшению страданий и увеличению счастья отдельных людей. Конст- руирование модели идеального общества, по мнению И. Бентама, не нуж- ное и опасное с точки зрения возможных последствий занятие. Тем не менее, основываясь на принципах индивидуализма и утилита- ризма, классический либерализм предложил в качестве оптимальной впол- не конкретную модель общества и государства. Сердцевину этой модели составляет разработанная А. Смитом концепция общественной саморегу- ляции. По мнению А. Смита, в условиях рыночной экономики, основан- ной на частной собственности и конкуренции, отдельные индивиды пре- следуют свои эгоистические интересы, а в результате их столкновения и взаимодействия образуется общественная гармония, предполагающая эф- фективное экономическое развитие страны. Государству не следует вме- шиваться в социально-экономические отношения: оно способно скорее на- рушить гармонию, чем содействовать ее установлению. Концепции общественной саморегуляции в сфере политики соответ- ствует концепция правового государства. Целью такого государства явля- ется формальное равенство возможностей граждан, средством – принятие соответствующих законов и обеспечение их неукоснительного выполнения всеми, в том числе, государственными чиновниками. При этом материаль- ное благосостояние каждого отдельного человека считается его личным делом, а не сферой заботы государства. Смягчение крайностей нищеты предполагается за счет частной благотворительности. Сущность правового государства кратко выражается формулой: «закон превыше всего». Правовое государство является малофункциональным, что выражает- ся в понятиях «маленькое государство» или «государство-минимум». Та- кое государство обеспечивает общественный порядок, то есть борется с преступностью и организует оборону страны от внешних врагов. Иными словами это некий «ночной сторож», который проявляет свои властные полномочия лишь в экстраординарных ситуациях. В ходе нормальной по- вседневной жизни и экономической деятельности «маленькое государст- во» незаметно. «Государство-минимум» – не означает слабое государство. Скорее, напротив, только достаточно сильная система власти способна обеспечивать неукоснительное соблюдение в обществе «правил игры». Но большинство создателей классического либерализма не считали сильное государство ценностью, поскольку совокупность их воззрений была в зна- чительной степени направлена против насильственной общественной рег- ламентации, корпоративной и государственной, свойственной феодально- му обществу. Правовое «маленькое государство» должно быть светским. Классиче- ский либерализм выступал за отделение церкви от государства. Религию сторонники этой идеологии считали личным делом отдельного человека. Можно сказать, что любой либерализм, в том числе и классический, в це- http://fe.miem.edu.ru 7 лом безразличен к религии, которая не рассматривается ни как положи- тельная, ни как отрицательная ценность. Программы либеральных партий обычно включали следующие требо- вания: разделение властей; утверждение принципа парламентаризма, то есть переход к таким формам организации государства, при которых пра- вительство формируется парламентом; провозглашение и реализация де- мократических прав и свобод; отделение церкви от государства. С конца 18 века и по первые два десятилетия 20 века инициатива со- циального реформаторства в странах западной цивилизации принадлежала либералам. Однако уже в конце 19-начале 20 века начался кризис либера- лизма. Рассмотрим его причины. Теория общественной саморегуляции никогда в полной мере не соот- ветствовала действительности. Первый кризис перепроизводства произо- шел в Англии в 1825 году, то есть сразу же после завершения промышлен- ного переворота. С тех пор кризисы этого типа периодически происходили во всех развитых капиталистических странах и стали неотъемлемой частью индустриального общества. Социальной гармонии также не наблюдалось. Борьба рабочего класса против буржуазии началась в 20-е годы 19 века в Англии. Первой его формой стало лудистское движение, направленное против механизации производства. Начиная с 30-х годов 19 века, формы классовой борьбы стали более рациональны и разнообразны: экономиче- ские и политические забастовки, чартистское движение за расширение из- бирательного права, вооруженные восстания в Леоне и в Силезии. Индуст- риальное общество уже в первой половине 19 века проявило себя как глу- боко конфликтное и экономически нестабильное. Противоречия между объективной действительностью и либеральной теорией стали очевидны в конце 19-начале 20 вв., когда капиталистиче- ский способ производства перешел в монополистическую стадию. Свобод- ная конкуренция уступала место диктату монополий, цены определялись не рынком, а крупными фирмами, подчинившими конкурентов, кризисы перепроизводства становились более длительными и разрушительными, охватывали одновременно целый ряд стран. Борьба рабочего класса за достойную жизнь становилась все более ор- ганизованной и эффективной. Начиная с 60-х годов 19 века, эту борьбу возглавляли социал-демократические партии, первоначально провозгла- сившие своей целью утверждение диктатуры пролетариата и ликвидацию частной собственности на средства производства. Необходимость государственного регулирования экономики и соци- альных конфликтов становилась все более очевидной. В этих условиях инициатива социального реформаторства стала постепенно переходить к социал-демократии, сумевшей разработать в 90-е годы 19 века принципи- ально новую программу совершенствования буржуазного общества, пред- http://fe.miem.edu.ru 8 полагающую отказ от диктатуры пролетариата и ликвидации частной соб- ственности. Еще одной причиной кризиса либеральной идеологии стали, как это не парадоксально, успехи либеральных партий в деле реализации своих политических требований. В конце 19 - первых десятилетиях 20 века все положения политической программы этих партий оказались реализованы и приняты в конечном счете всеми основными политическими силами и пар- тиями. Поэтому можно сказать, что несомненные заслуги либерализма и либеральных партий в утверждении основных принципов и институтов со- временной демократической системы способствовали отказу в поддержке либеральным партиям со стороны общества: либералам стало нечего пред- ложить избирателям. В этих условиях либерализм существенно изменился и начался второй этап его развития, связанный с появлением социального либерализма как нового исторического типа либеральной идеологии. Социальный либера- лизм (конец 19 – 70-е годы 20 вв.) вобрал некоторые социал- демократические идеи, и, как следствие, произошел отказ от части посту- латов классического либерализма. Создателями социального либерализма стали такие политические мыслители как Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобха- уз (Англия), В. Репке, В. Ойкен (Германия), Б. Кроче (Италия), Л. Уорд, Дж. Кроули, Дж. Дьюи (США). Прежде всего, социальный либерализм включил в либеральную док- трину социал-демократическую идею государственного регулирования экономики (экономическая концепция государственного регулирования была разработана Дж. М. Кейнсом и социалистической не является, хотя использовалась также и социал-демократами), поскольку в условиях гос- подства монополий требование неограниченной свободы конкуренции бы- ло взято на вооружение монополистами и приобрело функцию защиты ин- тересов привилегированных слоев населения. Уже в конце 19 века либе- ральные правительства европейских стран одно за другим стали принимать антимонопольные законы, запрещавшие чрезмерную концентрацию собст- венности. Мировой экономический кризис конца 20-х - середины 30 годов 20 века окончательно сделал достоянием прошлого представление о воз- можности эффективной экономики без регулирующего государственного вмешательства. Вторая идея, заимствованная социальным либерализмом у социал- демократии, - это идея социальной справедливости, понимаемой как право каждого на достойную жизнь. Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократами широкие социальные програм- мы, предполагающие перераспределение прибыли от богатых к бедным через систему государственных налогов. Социальное страхование по бо- лезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатное образо- вание и т.п. – все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые в http://fe.miem.edu.ru 9 странах западной цивилизации на протяжении конца 19 - 70-х годов 20 ве- ка существовали и продолжают существовать благодаря введению про- грессивной шкалы налогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющие больший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала, чем люди, имеющие мень- шие средства к жизни. Социальные программы одновременно содействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос. На протяжении 20 века либеральные, а со второй его половины соци- ал-демократические или коалиционные (включающие социал-демократов и либералов) правительства неуклонно проводили политику, направленную на повышение уровня жизни и рост социальной защищенности трудящих- ся, результатом которой стало создание в развитых странах западной ци- вилизации так называемого «государства благосостояния», от двух третий до трех четвертей населения которого способны удовлетворять все свои разумные потребности. Отказ от концепции общественной саморегуляции неизбежно привел к пересмотру представлений о роли государства в обществе. Идеи «госу- дарства-минимум», государства «ночного сторожа» ушли в прошлое. Кон- цепция правового государства трансформировалась в концепцию социаль- ного государства, предполагающую, что государство не только подчиняет- ся существующими законам и создает формально равные возможности для всех граждан, но и берет на себя социальные обязательства: обеспече- ние достойного уровня жизни населения и его неуклонного роста. Появление социального либерализма не означало преодоление кризи- са либеральной идеологии и либеральных партий. Либерализм лишь при- способился к новым условиям. Популярность либеральных партий в Евро- пе на протяжении 20 века неизменно падала, и после второй мировой вой- ны инициатива социального реформаторства перешла к социал- демократам не только идейно, но и фактически: социал-демократическую программу совершенствования буржуазного общества стали осуществлять социал-демократические или коалиционные правительства. В США либе- ралы не утратили своих позиций. Там соответствующая программа прово- дилась демократической (либеральной) партией. Начало реализации про- граммы такого типа связано с «новым курсом» президента Ф. Рузвельта, заложившего основы наиболее конструктивного варианта преодоления кризиса либеральной общественной модели. Поскольку государственное регулирование экономики и социальные программы осуществлялись в США партией либерального, а не социалистического типа, ценности соли- дарности и социальной справедливости не получили в этой стране такого распространения как в Европе, а частичная национализация промышлен- ности никогда не проводилась, в следствие чего в США в отличии от Ев- ропейских стран полностью отсутствует государственный сектор экономи- ки. http://fe.miem.edu.ru 10 В 70-е годы 20 века модель общества, предполагающая государствен- ное регулирование рыночной экономики, основанной на частной собст- венности, оказалась в состоянии кризиса. Поскольку разработка основных принципов этой модели и ее реализация были связаны с деятельностью со- циал-демократов и либералов, идеология социал-демократии и либерализм оказались ответственны за снижение темпов экономического роста, ин- фляцию и безработицу, а инициатива социального реформаторства пере- шла к неоконсерваторам, сумевшим предложить новую общественную мо- дель. В результате либеральная идеология снова изменилась, на этот раз под воздействием неоконсерватизма. Появился современный либерализм (с конца 70-х годов 20 века и до наших дней), представленный социальным либерализмом, воспринявшим ряд неоконсервативных идей, и неолибера- лизмом, который можно определить как воскрешение основных принципов классического либерализма в условиях конца 20 века. Идейную основу со- временного либерализма составляет разработанная основоположниками классического либерализма и взятая на вооружение неоконсерваторами концепция общественной саморегуляции. Ведущим направлением либерализма в настоящее время является со- временный социальный либерализм, наиболее известным представителем которого является германский социолог и политолог Р. Дарендорф. Сход- ные идеи развивают в своих работах немецкие либералы Ф. Шиллер и Ф. Науман. Эта идейно-политическая конструкция занимает в общем и целом среднее положение между социал-демократией и неоконсерватизмом. Со- храняется приверженность таким важнейшим постулатам социального ли- берализма как государственное регулирование экономики и государствен- ные программы социальной помощи наиболее малоимущим слоям населе- ния. Более того, многие представители этого течения современной либе- ральной мысли полагают, что только государственное вмешательство в экономическую и социальную сферы может сгладить социально-классовые и этнические конфликты и защитить общество конца 20 – начала 21 века от революционных потрясений. Вместе с тем, осознав негативные последствия чрезмерно разросшей- ся бюрократии и излишней государственной регламентации в социально- экономической сфере, современные социальные либералы выступают за стимулирование рыночных механизмов при одновременном сокращении регулирующей роли государства, что соответствует принципам неоконсер- ватизма. Однако, выступая за известное ограничение государственного вмеша- тельства в неполитические сферы общественной жизни, современные при- верженцы социального либерализма непременно подчеркивают, что стремление решить экономические проблемы без учета социального ком- понента - это не социальный либерализм, а социальный дарвинизм. Эко- http://fe.miem.edu.ru

  • Только что в «Новом литературном обозрении» вышел заключительный, третий том «Истории тела», посвященный тому, как минувший век радикально изменил его восприятие в Европе и США. На протяжении столетия человеческое тело было многократно унижено и возвеличено, обезличено и выделено. Общество все гуманнее относилось к телесным недостаткам — вплоть до утверждения полного равноправия здорового тела и инвалидного — и в то же время миллионы людей жестоко уничтожались во время многочисленных войн. Разумеется, важные изменения в отношении к телу происходили и вне трагических аспектов. Большое влияние на представления об идеальном теле оказало развитие спорта. В XX веке из аристократического досуга он превратился в массовую и сверхприбыльную индустрию, выковывающую экстремальных рекордсменов и жестокую к проигравшим. Каноны человеческой красоты стремительно меняются под натиском образов моды и кино, свобода сексуальных отношений влечет за собой небывалое раскрепощение и одновременно увеличивает опасность тяжелых заболеваний, а медицина, по праву гордясь победой над одними недугами, десятилетиями буксует в попытке одолеть другие. Следуя логике авторов «Истории тела», мы покажем эволюцию отношения к телу в разных аспектах.

    Медицина XX века

    Вакцинация от таких заболеваний, как полиомиелит и оспа, позволила практически искоренить их. Если раньше риск умереть был примерно равным для любого возраста, то в XX столетии он стал увеличиваться только к старости. Тем не менее, история медицины XX века оказалась далека от мечтаний о полной победе над болезнями.

    Фото: John Vachon/United States Farm Security Administration Вакцинация от брюшного тифа в американской школе, 1943 год
    Фото: Stop Transmission of Polio Teams Вакцинация от полиомиелита в Индии, 2002

    XX век благодаря развитию медицинских технологий позволил совершать немыслимые ранее операции — например, пересадку органов. Трансплантация почек начинается с 1930-х, далее следуют поджелудочная железа, печень, сердце, легкие, конечности. Такие смельчаки, как итальянский врач Серджо Канаверо, утверждают, что возможна даже пересадка головы.


    Фото: Pavol Podolay Первая пересадка сердца в Чехословакии, 1968

    Первый в истории рентгеновский снимок — рука жены Вильгельма Рентгена Анны Берты Людвиг, 1895. Новые технологии поначалу вызывали испуг. Посмотрев на снимок, жена Рентгена воскликнула: «Я увидела мою смерть!»


    Томография, эхография — новые, появившиеся в XX веке методы медицинского обследования. Недоверие к ним сменилось их вхождением в моду.


    Фото: Hellerhoff МРТ-снимок головного мозга

    Сегодня при беременности УЗИ не просто сообщает родителям о состоянии плода, но является важным событием в жизни семьи, потому что позволяет заранее определить пол ребенка.


    Нагота, секс, гендер

    Пляж в XX веке превращается из места, где люди кратковременно купаются в полном облачении, прикрывающем все «неприличные» места, в место одновременной естественной открытости и приватности: границы устанавливаются сами, принимая все более откровенную пляжную моду.


    Фото: Joachim Spremberg/Bundesarchiv Пляж в Германии, 1975
    Фото: Miguel Discart Пляж в Доминиканской Республике, 2015

    В течение XX века порог толерантности к порнографии постоянно повышался. В 1970-е в области порнографического кино, до того остававшегося маргинальным жанром, наступил свой «Золотой век».

    Фильм 1972 года «Глубокая глотка» — один из главных представителей «золотого века» порно 1970-х.


    Саша Грей и Стоя — порнозвезды 2010-х, задавшие тренд на образ порноактрисы-интеллектуалки и успешно легитимизировавшие свою профессию в публичном поле



    Обнажение может быть формой протеста.


    Фото: Joseph Paris Акция международной организации FEMEN перед Министерством юстиции Франции, 2012

    Гей-парады начинаются как акции немногочисленных смелых геев и лесбиянок, протестующих против дискриминации, и сталкиваются с негативной реакцией окружающих. К рубежу веков они превращаются в Европе и Америке в красочные и многолюдные шествия, в которых в знак солидарности принимают участие и гетеросексуалы.



    В целом западное общество, по-прежнему живущее сообразно маскулинным стереотипам, терпимее относится к лесбиянкам, чем к геям. В 1956 году любовный роман Ги Де Кара с характерным названием «Проклятая» рассказывает о «странной», но подлинной страсти женщины к женщине.


    XX век позволил людям, всю жизнь ощущавшим психологическое несоответствие своему биологическому полу, исправить «ошибку природы»: операции по смене пола стали обычным делом. Самый известный транссексуал начала XXI века — бывший олимпийский чемпион Брюс Дженнер, ставший Кейтлин Дженнер.


    Фото: Wikimedia Брюс Дженнер с президентом Либерии Уильямом Толбертом и президентом США Джеральдом Фордом после Олимпийских игр 1976 года
    Фото: Mike Mozart Кейтлин Дженнер на обложке Vanity Fair, 2015

    Эстетика тела

    Развившаяся в XX веке эстетическая пластическая хирургия не служит никаким иным целям, кроме достижения (в глазах пациента) телесного совершенства, соответствия идеальному образу себя. Сегодня пластическая хирургия — многомиллиардный бизнес, прочно вошедший в повседневность: операции вроде лифтинга или увеличения груди стали рутиной


    Еще один способ достижения желанного телесного облика — физические упражнения, доходящие до крайности в практике бодибилдинга, в которой читается желание довести тело до состояния идеального и мощного механизма.


    Татуировки выходят из маргинальной зоны и становятся явлением поп-культуры в 1970-е годы. Ремесло татуировщика все больше претендует на статус самостоятельного искусства.


    Некоторые в погоне за совершенством стремятся покрыть татуировками как можно большую площадь тела — как, например, Лаки Даймонд Рич, включенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый татуированный человек в мире.


На протяжении всех времен события мировой истории накладывали отпечаток не только на жизнь людей, но и на их сознание и образ мыслей.Также неоспорим тот факт, что изменение во внешнем виде являлось следствием хода истории, поэтому 20 век, где перемены наступали чуть ли не каждое десятилетие, несет в себе сразу несколько модных тенденций.

В начале двадцатого столетия женская прическа еще мало чем отличалась от того, что было модным в 19 веке: высокие, замысловатые прически, которые украшали нитями жемчуга и всевозможными цветами. Однако революция, которая привносит коренные изменения в чем-либо, всегда начинается незаметно. В 1903 году Ганс Шварцкопф выпустил первый в мире порошковый шампунь для мытья волос, а в 1904 году в Германии был изобретен перманент — долгосрочная завивка, которая могла держаться до 6 месяцев, но длинные волосы все еще были неотъемлемой частью женского образа. Первопроходцем в создании коротких стрижек была актриса немого кино Эве Лавальер. Ею восхищались, картины с ее участием собирали полные залы, но никто не решался последовать ее имиджу. Но как и было сказано, моду «двигает» история.

В 1914 году началась Первая мировая война. Многим женщинам пришлось распрощаться со своими шикарными локонами не потому, что так очень хотелось, а просто работа медсестрами в военных госпиталях не оставляла времени на уход за длинными волосами. В это время популярными были прически «а-ля гарсон» и «буби-копф». Даже сама Коко Шанель в 1917 году прильнула к этой тенденции, также отрезав локоны. Война закончилась, а стрижки до мочек ушей по-прежнему оставались в моде.

В 1921 году появился новый «подтип» короткой стрижки — боб. Танцовщице Ирен Касл Боб после болезни пришлось отрезать свои длинные волосы. Чтобы скрыть это, Ирен появлялась в обществе исключительно в шляпках, но однажды девушки попросили ее снять головной убор, что вызвало восторг публики. С того времени короткие стрижки заняли лидирующую позицию в мире моды и явились олицетворением сильной, активной, более независимой женщины. Кстати, стоит заметить, что в двадцатые годы брюнетки были предпочтительнее блондинок, а также родился образ женщины-вамп, вспомнить хотя бы Марлен Дитрих и ее любовь к мужскому стилю в одежде.

Наступление тридцатых годов опять влечет за собой изменения: рождается образ жизнерадостной платиновой блондинки. Женственность и притягательность теперь на первом месте. Во многом появление этого стиля является заслугой Джин Харлоу, её называли «первой светловолосой секс-бомбой Голливуда». А еще об одной «принцессе» тридцатых, Мэй Уэст, Сальвадор Дали сказал следующее: «Самый выдающийся эротический памятник нашей эпохи». Конечно, нельзя не вспомнить и Грету Гарбо, которую называли «ликом века» благодаря ее мягким, волнистым локонам.

Наступление сороковых годов сочетает в себе несочетаемое. С одной стороны, на мировую арену выходит образ открытой сексуальности: гламур, роскошь и подчеркнутая женственность, — те мотивы, которым следовали известные актрисы того времени. Но, с другой стороны, создание такого образа было невозможным для простых девушек с фронта, как собственно и для мужчин кинодивы оставались лишь мечтой.

Про пятидесятые годы можно сказать только одно: женщина теперь изящное украшение общества. Особых тенденций не было. Женщины постоянно экспериментировали с цветом, длиной, формой. Во многом это было связано с желанием поскорее забыть все тяготы и горести войны и почувствовать себя женщиной. Не случайно в это время положение женщины в обществе возвращается к консервативным и традиционным моделям: мужчина — добытчик и защитник, а женщина — хрупкий красивый цветок. Иконами этого времени бесспорно считаются , Одри Хэпберн и Лола Лоллобриджида.

Тенденции женских причесок в шестидесятых годах представляют собой протест против политических событий того времени: использование ядерного оружия и война во Вьетнаме явились толчком к появлению такого течения как хиппи. «Мир и любовь», «Запрещено запрещать» и «Сила воображения» — главные лозунги этих молодых юношей и девушек, которые протестовали против моральных и этических устоев прошлых поколений. Вместе с длинными, распущенными волосами лидерство в мире причесок занимали также афро-прически, бабетты, которые стали популярны после выхода фильма «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо в главной роли, а также многие следовали образу британской модели Твигги, у которой были короткие, зачесанные назад волосы.

Тенденции шестидесятых годов продолжили жить и в семидесятых. По-прежнему длинные волосы, по-прежнему романтика в стиле и образе жизни, по-прежнему свобода самовыражений. Но наравне с этими мотивами, модной стала еще одна прическа: дреды или туго заплетенные косички. Появление этого тренда связано с популярностью Боба Марли. Не только мужчины, но и женщины (к примеру, Бо Дерек в фильме «10») во всю следовали стилю легендарного исполнителя.

В восьмидесятые годы произошла очередная революция. Появились новые средства по уходу за волосами, а именно — красящие шампуни. Также украшениями для волос теперь стали заколки со всевозможными фигурками на концах, трикотажные повязки из шерсти и различные банты. Короткие волосы окрашивали в темный цвет, а для длинных была приемлемой целая гамма оттенков: рыжий, янтарный, светло-золотой и медный.

Девяностые года характеризуются тем, что в моде были популярны достаточно простые прически, а наравне с ними достаточно замысловатые, с необычными аксессуарами. К примеру, после выхода сериала «Друзья», многие женщины хотели сделать себе такой же каскад с мелированными прядями, как у героини Дженифер Энистон. В это же время главные подиумы мира возглавляла модель Кейт Мосс- вот кто не отличался простотой исполнения причесок. Ее стиль «heroin chic» включал в себя волосы полосками, многократно завитые, к примеру, с водорослями или другими оригинальными украшениями.

К концу 20 века мода подошла к тому, что теперь женщина в праве сама выбирать свой стиль. Образ кинодивы двадцатых или романтичная девушка семидесятых — теперь это уже не так важно. Главное то, что женщина выбирает подходящие только ей прически, несмотря на тенденции в мире моды.

Мне показалось что участники дискусии в основном обращали внимание на довольно частные вещи, и макроскопической картины так и не получилось.

Ниже я предлагаю свой вариант - около 15 важнейших изменений в образе жизни, мышлении, культуре, которые произошли в течении прошлого века. Несколько пунктов подробно, остальные - тезисно, будут развёрнуты в следующем посте.

Итак, предыдущий, XX век:

1. Радикальное сокращение детской смертности и увеличение продолжительности жизни
Смерть, её ожидание и вероятность, и связанные с ней ритуалы занимают центральное место в любой культуре. В XX веке произошли невероятные изменения в этой области. Впервые в истории человек с большой вероятностью может дожить до возраста биологической старости (60-80 лет).

Ещё в Древней Греции V века до н.э. мужчина, доживший до 30 лет, имел хороший шанс дожить и до 60. Но при этом 2/3 людей не доживали до 30 лет, и 30-40% умирали в младенчестве и раннем детстве. Эта ситуация, с флуктуациями и небольшими улучшениями, продолжалась до XIX века, и тогда продолжительность жизни начала необратимо расти. Но основные изменения произошли в течении XX века, и навряд ли такие же радикальные изменения повторятся в нынешнем столетии.

Основные изменения продолжительности жизни связаны с уменьшением детской смертности почти до нуля (в развитых странах), а так же радикальным сокращением смертности от инфекционных заболеваний. Поскольку это происходило очень быстро в историческом смысле, но всё-таки в течении нескольких поколений, трудно осознать огромный культурный шок явившийся результатом этого: обычный человек может вполне рассчитывать что доживёт до зрелого возраста (до 50 лет с вероятностью около 90%). Нам совсем непросто осознать ситуацию 100-летней давности когда этого ещё не было.

2. Демографический взрыв
XX век стал центральным периодом большого демографического скачка начавшегося в конце XVIII века и, видимо, в основном завершающегося в XXI веке. Как и предыдущие "великие демографические взрывы" (неолитической революции, начала бронзового века, и "осевого времени" VI-I веков до н.э.) численность населения Земли за время такого скачка возрастала примерно в 10 раз, в то время как между скачками изменения были во много раз меньше. В последнем случае - от 1 миллиарда около 1800 до примерно 10 млрд. ожидающихся к концу XXI века. Основной скачок (несмотря на самые кровопролитные войны в истории) приходится именно на XX век.

Этот скачок нельзя сводить только к простому следствию пункта (1). Предыдущие великие демографические взрывы происходили несмотря на то что детская смертность оставалась практически постоянной. На этот раз именно радикальное сокращение детской (и инфекционной) смертности стало главной составной частью этого структурного скачка.

3. Исчезновение голода, выход из "мальтузианской ловушки"
На протяжении всей истории популяция населения изменялась по законам близким к экологическим: периоды роста достигали насыщения "ёмкости среды" (carrying capacity), и после этого начинался голод, эпидемии, затяжные войны и население данного региона существенно уменьшалось. Голод постоянно присутствовал в человеческой истории, но распределялся очень неравномерно: иногда целые десятилетия на большой территории проходили в относительном продовольственном достатке, но в другие периоды голодные годы следовали один за другим.

Один раз в истории человечества, в зрелой Римской Империи, I-II века н.э. (и ещё в IV веке) общество подошло устойчивому продовольственному достатку: для большинства жителей империи голод остался в прошлом, диета стала разнообразной и насыщенной, и даже появилась проблема ожирения. С падением империи традиционное состояние отсутствия продовольственной безопасности и бедности диеты вернулось, до XVIII века.

В XIX веке наконец голод почти исчез из самых развитых стран, а XX - почти у всего человечества. Основные количественные изменения пришлись именно на прошлый век. Трудно переоценить культурное значение этой революции - когда вдруг забота о "хлебе насущином" отступила на второй план и более важной стала проблема ожирения, потери веса и "правильной" диеты.

4. Электрификация, круглосуточный образ жизни
Если бы инопланетяне в тарелочках на протяжении тысяч лет наблюдали за Землёй из космоса, они бы заметили что макроскопические изменения, за исключением сезонных колебаний, происходят довольно постепенно: немного смещаются климатические зоны, варьируется цвет растительности, кое-где заметны результаты человеческой деятельности. Но с конца XIX века можно было увидеть нечто поразительное: в тёмной, ночной половине Земли вдруг начали разрастаться огромные пятна света. Вокруг больших пятен появлялись маленькие точки, они разрастались, соединялись линиями, и целые большие территории покрывались сплошным световым фоном.

Если механизация, радикальное уменьшение доли мускульной энергии человека и животных - явление ХIX века, то массовая, доступная электрификация - важнейшее технологическое достижение XX века. Она привела к радикальному изменению образа жизни, "отступлению темноты" и возможности фактически 24-часового функционирования общества.

5. Исчезновение сословных привилегий
аристократия, рабство, сословия

6. Политическая эмансипация
Всеобщее избирательное право

7. Сокращение расстояний
1800: вокруг света - 500 дней
1900: 80 дней
2000: 2 дня

8. Резкое возрастание роли государства в экономике

9. Новый тип политической элиты
"Партия нового типа" зародившаяся в СССР, как альтернатива традиционной аристократии, партийной демократии англо-саксонского типа или колониальной администрации

10 Диетическая революция:
холодильники и морозильники, фаст-фуд, полуфабрикаты, пластиковые упаковки, микроволновые печи, круглогодичная доступность всех видов еды.

11. "Закат Европы"
В 1900 году мировая политика - на 80% это европейская политика. 65% мировой экономики сосредоточено в Западной Европе. 2000 год - подчинённое положение к сверхдержаве США, наиболее быстрорастущий регион - Азия.

12. "Общество потребления"

13. Новый вид массовой культуры
Традиционная массовая культура - карнавалы, ярмарки, шествия, "крёстные ходы" и т.д.
Новая масскультура - командный спорт на стадионах, рок-концерты, "рэйвы", "тусовки".

14. Мгновенные, массово доступные новости
Радио, телевизор в каждом доме, в каждом баре.

15. Массовые совместные ощущения (shared experience)

16. Революция вертикали
Это не то что вы думаете, не о "вертикали власти" или общественной стратификации.
Речь идёт об этажности, о высоких домах, "росте в 3-м измерении", о роли лестниц, лифтов, этажей, балконов в бытовой культуре.



mob_info