Почему мальчики чаще, чем девочки сталкиваются в школе с серьезными проблемами. Молчание — золото

Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко.

Мальчики не растут сами по себе, ровно и гладко. Не бывает такого, что вы утруждаете себя лишь тем, что впихиваете в свое чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками – и в один прекрасный день ваш мальчик просыпается настоящим мужчиной ! Необходимо следовать определенной программе воспитания.

Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. Задача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребенку и когда.

К счастью, мальчики не сегодня появились на свет, и мы не первооткрыватели в вопросах их воспитания. Каждая мировая культура сталкивалась с проблемой воспитания мальчишек и предлагала свои решения. Это только в последние десятилетия, когда ритм жизни стал особенно бурным, мы как-то упустили из виду необходимость создания реальной программы воспитания мальчиков. Мы просто слишком заняты другими делами!

Три стадии отрочества универсальны и существуют вне времени. Обсуждая их с родителями, я всякий раз слышу: “Верно!”, потому что опыт воспитания подтверждает правильность этих постулатов.

Коротко о трех стадиях развития

1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет – возраст, в течение которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это “ее” мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребенка. Цель воспитания в этот период – передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, “зарядить” его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.

2. Вторая стадия длится с шести до четырнадцати лет – возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собственным внутренним ощущениям, хочет учиться быть мужчиной и все больше присматривается к отцу, его интересам и поступкам. (Хотя мать остается очень близким человеком, а окружающий мир становится все интереснее.) Цель воспитания в этот период – повысить уровень знаний ребенка и развить его способности, не забывая о доброте и открытости, – то есть стремиться к развитию гармоничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта оттого, что он мальчик.

3. И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия – когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовленным к взрослой жизни. Мама и папа несколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось довольствоваться знаниями и опытом своих некомпетентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе – обучить навыкам, привить чувство ответственности и самоуважения, активно вовлекая во взрослую жизнь.

Пожалуйста, помните: эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребенка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совершеннолетия. Стадии отрочества лишь указывают на смещение акцентов: так, скажем, отец выходит на первый план в возрасте сына от шести до тринадцати лет, а влияние наставников возрастает с четырнадцати лет.Основными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.

Зная об этих трех стадиях, можно четко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет не должны быть трудоголиками, как не должны устраняться от семьи ни морально, ни физически. Если это происходит, то исключительно во вред сыновьям. (И все-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвердить из опыта своего детства.)

Стадии развития мальчиков подсказывают, что нам необходима дополнительная помощь со стороны общества, когда наши сыновья достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья.

К сожалению, сегодня слишком часто случается так, что подростки выходят в большой мир, но там их словно никто не ждет, не протягивает руку помощи, и они вынуждены проводить свое отрочество и юность в опасной беспризорности. Некоторые так и не взрослеют.

Будет справедливо сказать, что многие проблемы – особенно связанные с поведением мальчишек, их недостаточной мотивацией в школе, а потом и неприятности с законом (езда в пьяном виде, драки и прочее), проистекают из того, что мы не знали об особенностях мальчишеского развития и вовремя не обеспечили им необходимой помощи.

Знать три стадии развития мальчиков просто необходимо, поэтому мы должны рассмотреть их подробно и решить, как откликнуться. Что мы сейчас и делаем.

С рождения до шести: нежные годы

Младенцы есть младенцы. Девочка это или мальчик – не имеет значения ни для самого ребенка, ни для его родителей. Младенцы любят, когда их держат на руках, играют с ними, тискают, а они довольно хихикают; им нравится наблюдать за окружающим миром. Темперамент младенцев самый разный. С некоторыми довольно легко – они спокойные и расслабленные, спят подолгу. Другие шумные и непоседливые, вечно требующие действия. Кто-то боязливый и беспокойный, нуждающийся в постоянном подтверждении того, что с ним рядом кто-то есть, что его любят.

В этот период жизни необходимо, чтобы малыш чувствовал связь, по крайней мере с одним человеком. Как правило, с мамой. Обладая особым энтузиазмом и высокой мотивацией, к тому же вскармливая его своим молоком, от природы наделенная особой мягкостью и нежностью в подходе к ребенку, именно мать оказывается наиболее подготовленной к тому, чтобы полностью удовлетворить запросы младенца. Собственные гормоны (особенно пролактин, вырабатываемый в процессе кормления грудью) вызывают в женщине желание быть со своим ребенком и сосредоточивать на нем все внимание.

За исключением грудного вскармливания отцы тоже могут обеспечить все потребности новорожденного, только делают они это несколько иначе. Исследования показывают, что они более активны в играх с ребенком, любят будоражить его, в то время как матери стараются его успокоить. (Впрочем, когда отцы так же, как и матери, начинают страдать от недосыпания, им уже не до шумных игр и они тоже не прочь утихомирить ребенка!)

Первые проявления разницы полов

Некоторые генетические различия между девочками и мальчиками начинают проявляться уже в младенчестве. Мальчики менее восприимчивы к лицам окружающих. У девочек сильнее развито ощущение прикосновения. Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью воспринимают острее. Когда дети начинают ходить, разница между девочками и мальчиками становится еще заметнее. Мальчикам, как правило, требуется больше места для игр и передвижения. Они любят хватать предметы и манипулировать ими, строят высокие башни из блоков, в то время как девочки предпочитают возиться на полу. В детском саду мальчики игнорируют появление в группе новеньких, а девочки тут же замечают их и заводят дружбу.

Как ни печально, взрослые относятся к мальчикам более строго. Исследования показывают, что родители обнимают и ласкают девочек гораздо чаще, даже в новорожденном возрасте. С мальчиками меньше разговаривают. И мамы чаще и больнее наказывают мальчиков.

Если мама является основным источником ласки и заботы, для мальчика она становится первой моделью для любви и нежности. Начиная со второго года жизни ребенка, когда он начинает ходить, мать может твердо, не обижая и не стыдя мальчика, установить границы их отношений, и мальчик усвоит это на всю жизнь. Он знает, что в сердце матери он занимает особое место.

Когда мама с интересом и удовольствием обучает мальчика, разговаривает с ним, это помогает развитию его речевых навыков, общительности. В дальнейшем мы увидим, насколько это важно для мальчиков, поскольку им в большей степени, нежели девочкам, нужна помощь в усвоении навыков общения.

Если в первые год-два жизни сына мать оказывается в глубочайшей депрессии и закрыта для общения с ребенком, в его сознании появляется аспект печали. Если мама злится, бьет или обижает сына, он начинает сомневаться в том, что его любят. Матери необходима поддержка и помощь со стороны других членов семьи, так чтобы у нее была возможность отдохнуть, расслабиться и найти время для общения с ребенком. Ей необходимо заботиться о себе, тогда она сможет полноценно заботиться о ребенке.

Мать выражает восторг, видя, как ее ребенок гоняет за ящерицами или лепит из песка куличики, она гордится его достижениями. Отец тискает сына, играет с ним в борьбу и тоже выказывает нежность и заботу, читает книжки, утешает, когда ребенок болен. Малыш усваивает, что мужчины добры и в то же время с ними интересно, что они умеют читать книги и помогают по дому.

Дома лучше

По возможности мальчику лучше оставаться дома с одним из родителей, пока он не достигнет трехлетнего возраста. Ясли или дома младенцев не слишком подходят для ухода за мальчиками до трех лет. Исследования показывают, что мальчики в большей степени, нежели девочки, склонны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развиваются беспокойство и агрессивность, и такая модель поведения сохраняется у мальчика и в школе.

Забота со стороны любящего родителя или семейный уход гораздо предпочтительнее. Маленьким детям необходимо присутствие рядом любящего человека. Первые уроки, которые мальчикам нужно усвоить в этой жизни, это уроки доброты, доверия, тепла и радости.

Короче говоря…

До шести лет пол ребенка не имеет особого значения, и не стоит слишком сосредоточиваться на этом аспекте. Как правило, матери оказываются самым близким человеком для ребенка, но роль отца тоже нельзя недооценивать. Самое главное для ребенка в этот период жизни – находиться в центре внимания и ощущать присутствие рядом двух любящих родителей. Так у него развиваются чувство безопасности, навыки первичного общения и тяга к познанию и взаимодействию с окружающими.

Впрочем, этот период проходит слишком быстро. Так что ловите момент и наслаждайтесь своим малышом!

С шести до тринадцати: интерес к мужественности

Лет в шесть с мальчиками происходит важная метаморфоза. В них словно просыпается дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много смотрят телевизор, вдруг начинают проявлять интерес к оружию, мечтают носить кепки суперменов, бороться и драться, играть в шумные игры. И происходит еще кое-что очень важное: причем это характерно для всех стран и культур.

Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце или деде, или другом мужчине. В них пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется “учиться быть мужчиной”.

Если в этот период отец игнорирует сына, мальчик зачастую устраивает дикие выходки, лишь бы привлечь его внимание.

Чтобы привлечь внимание отца, мальчишки могут начать воровать, мочиться в постели, проявлять агрессию в школе, совершать другие неблаговидные поступки.

Мамы по-прежнему много значат

Эта внезапная смена интереса в сторону отца вовсе не означает, что мама уходит со сцены. В некоторых странах (например, в Соединенных Штатах) матери зачастую дистанцируются от своих шестилетних сыновей, чтобы добавить им “жесткости”. (Именно в этом возрасте в Британии отправляют детей в пансионы.) Но, как возражает Ольга Силверштайн в своей книге “Смелость в воспитании настоящих мужчин”, эта идея коварна. Мальчикам необходимо знать, что они могут во всем положиться на маму, и не следует глушить в них нежные чувства. Лучше всего, если мальчик будет близок к маме, разумеется, притом, что рядом будет и отец. Если отец почувствует, что сын слишком вовлечен в интересы матери (что бывает), ему нужно усилить свое влияние – ни в коем случае не критикуя мать! Иногда отец чересчур строг или предъявляет к сыну повышенные требования, и тот начинает его бояться.

Если в раннем возрасте мать внезапно отдаляется от сына или лишает его тепла и внимания, результат печальный: мальчик, стремясь заглушить обиду и боль, словно перерезает ниточки, которые связывали его с матерью, – нежность и любовь.

Инстинкт подсказывает ему, что тяжело проявлять теплые чувства, если они не находят отклика у матери. Если мальчик ставит для себя такую заслонку, он вырастет довольно резким и грубым и вряд ли будет проявлять тепло и нежность по отношению к своим детям и супруге. Все мы очень хорошо знаем таких мужчин (боссов, отцов, мужей), которые эмоционально зажаты и не могут наладить контакта с людьми. Мы можем сделать так, чтобы наши сыновья были не такими, а для этого просто нужно чаще обнимать их – и в пять, и в десять, и в пятнадцать лет.

Пять заповедей отцовства

Предлагаем усвоить еще несколько уроков отцовства.

1. Начинайте как можно раньше. Участвуйте в процессе воспитания с периода беременности. Говорите с будущей матерью о своих надеждах, связанных с ребенком, участвуйте в уходе за младенцем с самого его рождения. Это ключевой этап в выстраивании будущих отношений. Уход за ребенком на ранней стадии дисциплинирует вас и меняет ваши жизненные приоритеты.

Имейте в виду: отцы, которые ухаживают за новорожденными, настраиваются на одну волну с ними, происходит так называемое глубокое погружение. Кстати, мужчины прекрасно справляются с тем, чтобы утихомирить ребенка среди ночи – баюкают его, качают, напевают песенки! Не превращайтесь в наседку, но строго следуйте советам матери ребенка или других опытных наставников. И гордитесь своими достижениями. Даже если вы слишком заняты работой, используйте выходные или отпуск, чтобы уделить внимание ребенку. Начиная с двухлетнего возраста малыша, предложите матери оставлять вас с ребенком на выходные, и вы поймете, что прекрасно справляетесь со своей ролью.

2. Найдите время. Это самое важное. Папы, запомните: Если в течение недели вы проводите на работе пятьдесят пять-шестьдесят часов, включая командировки, вы просто не в состоянии исполнять свои отцовские обязанности. У ваших сыновей будут проблемы в жизни, и это непременно скажется на вас. Отцам необходимо приходить домой вовремя, чтобы играть, смеяться, учить своих детей, резвиться с ними. Работа в корпорациях и малом бизнесе становится врагом семьи. Зачастую отцы выбирают более низкий заработок, но зато имеют возможность больше времени проводить в семье. Так что, когда в следующий раз вам предложат повышение, требующее более продолжительного рабочего дня и частые командировки, серьезно подумайте над тем, чтобы ответить своему боссу: “Извините, но мои дети, прежде всего”.

3. Не сдерживайте эмоций. Обнимать сына, резвиться с ним, играть в борьбу не возбраняется вплоть до его совершеннолетия! Сочетайте эти шумные игры с более спокойным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с отцом, петь или музицировать. Говорите своим детям о том, какие они умные, красивые, творческие (хвалите их часто и искренне). Если ваши родители не были такими открытыми в проявлении чувств, вам придется учиться этому.

Некоторые мужчины опасаются, что проявление ласки в отношении сына сделает его “голубым”. Это совсем не так. Более того, верно обратное. Многие геи и бисексуалы, с которыми мне доводилось беседовать, признают, что именно недостаток отцовской ласки частично объясняет их тягу к мужской нежности.

4. Больше веселья. Радуйтесь своим детям. Если вы проводите с ними время только из чувства вины или по обязанности, это не принесет пользы. Постарайтесь подыскать такие виды деятельности, которые нравятся вам обоим. Избавьте детей от “бремени обязанности”, но настойчиво призывайте их к тому, чтобы они помогали по дому. Ограничьте их внешкольные занятия одним-двумя видами спорта или иной деятельности, так чтобы у них оставалось время просто побыть собой. Организуйте их свободное время, чтобы они не слонялись бесцельно, и посвятите его прогулкам, играм, беседам. Избегайте чрезмерного соперничества в играх. Обучайте своих детей постоянно, делитесь с ними всем, что знаете сами.

5. Не забывайте о дисциплине. Сегодня многие отцы выбрали для себя роль “добреньких папаш”, оставив все трудные вопросы воспитания своим половинам. Но мы все-таки советуем мужчинам участвовать в принятии решений, следить за тем, как ребенок делает домашние задания и выполняет работу по дому. Установите нормы дисциплины – спокойно, но твердо. Не прибегайте к рукоприкладству, хотя иногда и возникает соблазн отшлепать мальчишку. Настаивайте на уважении. Не стройте из себя маленького. Обязательно выслушивайте ребенка и учитывайте его чувства и переживания. Обсуждайте с мамой ребенка глобальные вопросы воспитания: “Все ли нам удается? Что нужно изменить?” Совместное воспитание ребенка очень сближает родителей.

Поиски объекта для подражания

Мальчик в возрасте от шести до четырнадцати лет все еще обожает свою мать и может многому научиться у нее. Но его интересы меняются: его все больше тянет учиться у мужчины. Мальчик понимает, что взрослеет. И, чтобы развитие было полным, он должен “загрузить в себя как можно больше данных” от мужчины.

Матери остается лишь спокойно принимать это, сохраняя теплоту и готовность оказать поддержку. Задача отца – постепенно активизировать свое участие в воспитании. Если отца нет рядом, мальчик начинает искать мужчину в своем окружении – например, в школе. Но сегодня среди учителей все меньше мужчин, особенно в начальной школе, и это создает определенную проблему.

Одинокая мать

Тысячи лет одиноким матерям приходилось воспитывать мальчиков самостоятельно. Нет никакого сомнения в том, что женщины могут воспитать достойных мужчин, но – и это очень большое “но” – те женщины, с которым мне доводилось беседовать, всякий раз подчеркивали, что они находили в своем окружении мужчин, достойных подражания, призывая на помощь родственников, друзей, школьных учителей, спортивных тренеров, лидеров молодежных организаций (выбирая их с большой осторожностью во избежание риска сексуальных домогательств).

Короче говоря…

Пока мальчик учится в начальной и средней школе, ему нужно проводить больше времени с отцом и матерью, получая от них помощь, приобретая от них жизненные знания и опыт, наслаждаясь их обществом. С эмоциональной точки зрения отец в этот период выходит на первый план. Мальчик готов учиться у него, прислушиваться к его словам. Как правило, он начинает равняться на отца. Матери есть от чего прийти в бешенство!

Этот временной промежуток – от шести до четырнадцати лет – предоставляет отцу идеальную возможность оказать влияние на сына (и заложить в нем основы мужского характера). Это время, которое нужно тратить с пользой. Любые незначительные дела идут во благо: и игры на свежем воздухе летними вечерами; и прогулки, сопровождаемые разговорами “за жизнь” и рассказами о собственном детстве; и совместные занятия хобби или спортом. Именно в этот период в память вашему сыну закладываются приятные воспоминания о детстве, которые будут питать его всю жизнь.

Не пугайтесь, если ваш сын ведет себя чересчур хладнокровно: наверняка такой стиль поведения принят в его школе. Проявите настойчивость, и вы обнаружите, что под маской напускного равнодушия скрывается веселый и игривый ребенок. Не упускайте возможности провести с сыном время, если он действительно хочет побыть в вашем обществе. Ближе к юности интересы будут затягивать его в окружающий мир. Все, что я могу, это призвать вас к следующему: не упускайте свой шанс поучаствовать в жизни сына!

Четырнадцать и старше: становясь мужчиной

Примерно в возрасте четырнадцати лет начинается новая стадия отрочества . Как правило, в этом возрасте мальчики заметно вытягиваются в росте, но и в организме происходит разительная перемена: уровень тестостерона повышается почти на 800 процентов!

Хотя все индивидуально, но в этом возрасте у них есть нечто общее: они становятся более упрямыми, беспокойными, у них часто меняется настроение . И не то чтобы они меняются в худшую сторону, просто в них рождается новая личность, а рождение всегда предполагает борьбу. Им необходимо найти ответы на серьезные вопросы, окунуться в новые приключения, поставить перед собой новые цели, определить приоритеты на будущее – а между тем внутренние часы торопят их жить.

Я полагаю, что именно в этом возрасте мы в большей степени теряем контакт с детьми. Так уж повелось, что мы предъявляем к подросткам стандартный набор требований: побольше усердия в школе, побольше работы по дому. Но подростку требуется нечто большее. Он и гормонально, и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим задержать его в детстве еще лет на пять-шесть! Неудивительно, что возникают проблемы.

А на самом деле нужно поднять мальчишке дух – направить его азарт в творческое русло, дать ему возможность расправить крылья. Все беды, которые являются родителям в виде ночных кошмаров (подростковый авантюризм, алкоголь, наркотики, криминал), происходят от того, что мы не находим каналов для выплеска подростковой жажды славы и геройства. Мальчишки смотрят на взрослый мир и не видят ничего, во что им хотелось бы верить или участвовать. Даже их протест оказывается упакованным и предлагается как товар рекламодателями и музыкальной индустрией.

Ребятам хочется прорваться туда, где чище и лучше, но такое место не просматривается.

Как поступали древние

В любой цивилизации – от эскимосов до африканских племен, во все времена и на всех континентах мальчики-подростки получали особое внимание и заботу со стороны всей общины. Древние культуры знали – а мы только еще начинаем этому учиться, – что родители не могут воспитать мальчиков-подростков без помощи других взрослых, которым можно доверять и которые проявляют желание участвовать в процессе воспитания на долгосрочной основе.

Одна из причин такого подхода заключается в том, что четырнадцатилетние сыновья и их отцы доводят друг друга до бешенства. Зачастую отец способен лишь любить сына. Но любить и обучать уже не получается. (Помните, как ваш отец учил вас водить машину?) Почему-то двое мужчин непременно сталкиваются лбами, и это лишь усугубляет проблему. Если же кто-то посторонний приходит на помощь, отцы и сыновья становятся гораздо спокойнее. (На эту тему даже снято несколько фильмов – например, “В поисках Бобби Фишера” и “Поездка за город” с Албертом Финни в главной роли.)

Традиционно практиковались два метода, помогавшие юноше войти во взрослую жизнь. Во-первых, подростков брали под крыло и наставляли на путь истинный взрослые мужчины, которые могли обучить их ремеслу. Во-вторых, на определенных этапах наставничества старейшины рода или племени проводили посвящение юношей в таинства профессии. Этот процесс предполагал серьезные испытания, имевшие целью приобщение мальчиков к взрослой жизни.

Посвящение в племенах лакотов

Коренные жители Америки лакоты, должно быть, известны вам по фильму “Танцы с волками”. Это было племя энергичных и успешных людей, с богатой культурой, отмеченное особенно теплыми отношениями между мужчинами и женщинами.

Примерно в возрасте четырнадцати лет мальчики-лакоты подвергались своеобразному испытанию на прочность, так называемому тесту на видение. Мальчик должен был забраться на вершину горы и сидеть там в ожидании видений или галлюцинаций, вызванных чувством голода. Предполагалось, что видение предстанет в образе некоего небесного существа, которое станет вести мальчика по жизни. Пока мальчик дрожал на вершине горы, до него доносилось из темноты грозное рычание горных львов. На самом деле эти звуки издавали мужчины племени, которые обеспечивали безопасность ребенка. Мальчики были слишком ценным материалом для племени, и подвергать их бессмысленному риску никто не собирался.

Когда подросток возвращался в племя, его успех шумно отмечался. Но, начиная с этого дня и в течение целых двух лет, ему не разрешалось разговаривать со своей матерью.

Матери в племени лакотов, как и женщины всех племен охотников-собирателей, очень близки и нежны со своими детьми, и дети зачастую так и спят вместе с ними в хижинах. Лакоты полагали, что, если мальчик заговорит с матерью сразу же после обряда посвящения в мужчину, соблазн вернуться в детство будет слишком велик и он опять окажется в женском мире и никогда не вырастет.

По прошествии двух лет происходила церемония воссоединения матери и сына, но к этому времени сын уже был мужчиной, и его отношение к матери соответствовало его новому статусу. Женщины, которые слышали это предание из моих уст, находили его очень трогательным, одновременно и грустным, и радостным. Матери племени лакотов сознательно отпускали своих детей, уверенные в том, что взамен они получат любовь, уважение и дружбу со стороны своих уже взрослых сыновей.

Резким контрастом с обычаями племени лакотов выступают современные отношения между матерями и сыновьями, которые (как подчеркивает Баббетт Смит в книге “Матери и сыновья”) зачастую остаются стеснительными, инфантильными и безразличными. Сыновья боятся сохранять близость к матери и вместе с тем, уже становясь мужчинами, все равно не могут оторваться от материнской опеки. Они переносят свое зависимое положение на отношения с любой другой женщиной. Не прошедшие обряда посвящения в мужское братство, они не доверяют мужчинам и не верят в мужскую дружбу. Они не хотят брать на себя обязательства перед женщинами, опасаясь, что к ним опять будут относиться по-матерински и контролировать. Так и появляются “никакие” мужчины.

Только покинув женский мир, молодые люди могут разорвать материнскую оболочку и начать относиться к женщинам по-взрослому. Бытовая жестокость, измены, неудачи в супружеской жизни совсем не обязательно являются результатом проблем с женщинами, причина как раз в том, что мальчики не прошли положенный путь трансформации.

Вы можете усомниться в том, что в древние времена матери, да и отцы тоже, без опаски отдавали своих сыновей в чужие руки. Но на самом деле оснований бояться не было. В качестве наставников выступали мужчины, которых хорошо знали и которым доверяли. Женщины понимали и приветствовали эту помощь, поскольку интуитивно чувствовали ее необходимость. Выпуская из семьи проблемного мальчика-подростка, они получали назад зрелого и самодостаточного молодого мужчину, которым наверняка потом гордились.

Посвящение во взрослую жизнь нельзя было назвать одноразовым мероприятием. Иногда требовались месяцы, чтобы обучить мальчика вести себя по-мужски, брать на себя ответственность, чтобы он набрался сил, стал настоящим мужчиной. Мы не слишком хорошо осведомлены о подробностях таких обрядов. Иногда они бывали жестокими и страшными (и мы ни в коем случае не хотим повторения), но проводились они с определенной целью, продуманно, и результаты были впечатляющими.

Суммируя опыт наших предков, можно сказать: выживание любого племени зависело от воспитания знающих и ответственных молодых людей. Это был вопрос жизни и смерти, и относились к нему со всей серьезностью. Каждое общество вырабатывало свою программу воспитания молодых людей, предполагающую объединение усилий всего взрослого населения.

В современном мире

Сегодня наставничество чаще всего отсутствует или существует в эпизодическом виде. Сами наставники – спортивные тренеры, родственники, учителя, начальники – редко понимают свою роль и, как правило, исполняют ее плохо. Наставничество обычно проводилось на рабочем месте, в рамках программы овладения трудовыми навыками и совершенствования мастерства. Все это осталось в прошлом. Работая по выходным в местном супермаркете, юноша вряд ли встретит там наставника.

Если нет наставника

Если рядом нет наставника, юноша может столкнуться с множеством проблем на своем пути во взрослую жизнь. Он может ввязаться в бесполезную борьбу со своими родителями в попытках самоутвердиться и отстоять собственную независимость. А может впасть в депрессию и обособиться. Детям этого возраста приходится искать ответы на очень сложные вопросы – о сексе, выборе карьеры, об отношении к наркотикам и алкоголю. Если мать и отец по-прежнему уделяют ребенку много времени, живут его интересами, он охотно делится с ними своими мыслями и сомнениями. Но иногда у подростка возникает потребность поговорить и с другими взрослыми. В ходе одного исследования было выявлено, что наличие взрослого друга вне рамок семьи уберегает подростка от преступных связей. (Разумеется, если только этот друг сам не является криминальным элементом.)

Молодые люди стараются сами выбрать свой жизненный путь. Они могут найти свой интерес в религии, могут увязнуть в Интернете, увлечься музыкой или спортом, серфингом или роком. Если мы не сможем организовать детей по интересам, они сами создадут свои группировки. Но проблема в том, что эти группировки могут стать лишь сообществом одиноких сердец и никаких навыков и знаний дети в них не получат. Многие мальчишеские компании основаны лишь на хлипких связях, а общности интересов и поддержки в них нет.

Хуже всего, если мы бросим подростков на произвол судьбы. Вот почему нам просто необходимы по-настоящему профессиональные учителя, спортивные тренеры, лидеры скаутских организаций, молодые рабочие – в общем взрослые люди, заинтересованные в подрастающем поколении. Нам нужны люди, которые могут внести порядок в жизнь подростков.

Сегодня наиболее активны в процессе воспитания матери, а отцовство еще только возрождается. И пока еще в обществе остается проблемой найти хороших наставников.

Коротко о главном…

1. В период от рождения до шести лет мальчикам необходимо много внимания и нежности, чтобы они научились любить . Беседуя с ними, обучая, мы помогаем им войти в этот мир. Как правило, лучше всех с этой ролью справляется мать, хотя и отец может принимать участие в процессе.

2. Примерно в возрасте шести лет мальчик начинает выказывать большой интерес ко всему мужскому, и отец становится главным родителем . Важно, сколько времени и внимания он будет уделять сыну. Роль матери по-прежнему важна, и она не должна отдаляться от сына лишь потому, что он стал старше.

3. С четырнадцати лет мальчикам необходимы наставники – взрослые, которые проявляют персональную заботу о них и помогают постепенно продвигаться в большой мир. В древних цивилизациях был принят обряд посвящения, и наставничество являлось непременным атрибутом воспитания.

4. Одинокие матери могут хорошо воспитать мальчика, но им нужно внимательно подойти к вопросу выбора мужчины в качестве достойной модели для подражания. Кроме того, одиноким матерям следует больше времени уделять заботе о собственном здоровье (поскольку они выполняют работу за двоих).

© Стив Биддалф из книги “Воспитание мальчишек”

Еще из школьных учебников биологии всем известно, что при зачатии вероятность формирования эмбриона женского или мужского пола соотносится как один к одному. Пол будущего ребенка зависит от того, сперматозоид какого типа — содержащий X-хромосому или Y-хромосому — оплодотворит яйцеклетку женщины. При этом биологи утверждают, что количество обоих типов сперматозоидов, образующихся в организме мужчины, одинаково, а это значит, что они действительно имеют равные шансы на то, чтобы сыграть решающую роль в определении пола ребенка.

Тем не менее демографы всего мира утверждают:

на самом деле рождается больше мальчиков, чем девочек, причем ученые уверяют, что эта тенденция сформировалась примерно одновременно с возникновением вида Homo sapiens.

Однако нельзя предполагать, чтобы такая картина складывалась из-за большей смертности эмбрионов женского пола: медицинская статистика говорит о том, что во время беременности — по крайней мере, на поздних ее стадиях — чаще гибнут именно мужские эмбрионы.

Эти наблюдения позволили исследователям сделать вывод о том, что, раз мужские эмбрионы менее жизнеспособны и при этом их выживаемость на конец беременности все равно остается выше, значит, при зачатии они должны значительно преобладать над женскими. На сегодняшний день мировая статистика говорит о том, что

на 100 девочек рождается в среднем 105 мальчиков (с отклонениями по разным странам от 104 до 107). Получается, что при зачатии неравенство должно быть еще больше.

Эта картина может не соблюдаться, например, в тех странах, где люди переходят к новым моделям рождаемости и возраст матери постепенно повышается. Демографы и врачи отмечают, что с увеличением возраста женщины шансы эмбрионов мужского пола на выживание становятся еще меньше и среднее число родившихся девочек растет.

В азиатских странах, таких как Китай или Индия, до сих пор распространены так называемые селективные аборты — прерывание беременности из-за пола ребенка, так как семьи стремятся иметь как можно больше сыновей. Американская феминистка Энн Уоррен даже ввела специальный термин для обозначения этого явления — «гендерцид» (gendercide). Результаты переписи населения 2010 года в Китае показали, что в стране на каждые 100 девочек рождается 118 мальчиков.

По статистическим прогнозам, к 2020-2030 годам каждый пятый китаец останется без жены.

Это поколение вынужденных холостяков, по мнению экспертов, может послужить потенциальным источником общественной нестабильности.

Но даже последние демографические тенденции не могли дать ответ на вопрос: почему, вопреки всем законам биологии, при зачатии мужские эмбрионы формируются чаще женских? Группа британских и американских ученых под руководством Стивена Орзака из Исследовательского института Фреш Понд (Кембридж, штат Массачусетс, США) сумела раскрыть все тайны формирования эмбрионов и их дальнейшего развития, а заодно и опровергнуть некоторые постулаты демографии. Статья, посвященная работе исследователей, была опубликована в журнале PNAS.

Группа Стивена Орзака проанализировала информацию о детях, зачатых в США, Канаде и некоторых других европейских странах с 1995 по 2004 год. Ученые обращали внимание не только на естественные беременности (в этом случае пол ребенка определялся на 3-6-й день после зачатия при помощи амниоцентеза — анализа околоплодных вод), но и на беременности, сформировавшиеся при помощи экстракорпорального оплодотворения. Исследователи также учитывали данные о выкидышах и искусственно прерванных беременностях.

Всего ученые собрали информацию примерно о 31 млн зародышей, что является абсолютным рекордом в исследованиях такого рода.

Определение пола ребенка на самых ранних стадиях — в течение первой недели беременности — показало, что на самом деле законы биологии не нарушаются: число эмбрионов мужского и женского пола при зачатии действительно оказалось одинаковым. Мнение о нежизнеспособности зародышей мужского пола также было опровергнуто. На самом деле мальчики чаще гибнут лишь в течение первых одной-двух недель беременности и на 28-35-й неделе. В остальной период смертность женских эмбрионов значительно выше.

Таким образом ученым удалось опровергнуть сразу два постулата современной демографии: о диспропорции полов при зачатии и о слабости здоровья мужских эмбрионов.

Исследователи не исключают, что результаты их работы заставят демографов пересмотреть некоторые положения своей науки.

Несмотря на то, что исследователям удалось доказать действенность законов биологии, не стоит думать, что будущие родители никак не могут повысить вероятность зачатия мальчика или девочки. Так, акушер-гинеколог высшей квалификационной категории Георгий Местергази отмечает, что активность сперматозоидов зависит от того, «мужские» они или «женские». «Женские» Х-сперматозоиды можно сравнить с бегунами на длинную дистанцию: они более крупные, более живучие, передвигаются медленнее и могут двигаться по маточным трубам в течение достаточно длительного периода времени, а затем «поджидать» овуляцию примерно 72 часа.

А вот Y-сперматозоиды больше похожи на спринтеров, которые передвигаются быстро и на короткие дистанции: они имеют больше шансов на оплодотворение яйцеклетки, если находятся вблизи от нее. Получается, что вероятность зачатия сына или дочери может измениться в зависимости от того, где произошла эякуляция: вблизи шейки матки или влагалища. Более того, «мужские» и «женские» сперматозоиды по-разному чувствуют себя в разной среде: первым благоволит щелочная среда, вторым — кислая.

Внук во всем хочет быть первым, а когда это не получается, злится, считает, что его несправедливо обошли… Стоит ли потакать жажде первенства?

Елена В., Псков

Отвечает практический психолог Татьяна Шишова:

Таких детей надо ориентировать на соревнование командой, чтобы они стремились к успеху вместе с другими и ради других. Одно дело, когда конкурентный ребенок видит в детях соперников, чуть ли не врагов, и совсем другое, когда он начинает считать их товарищами, которым он, такой умный, сильный, благородный, будет помогать.

Ему полезно играть в игры, где нужно действовать сообща: футбол, хоккей, лапта, вышибалы. Рисовать на большом листе бумаги, когда надо дополнить замысел товарищей. Готовить с другими какое-нибудь представление. Хороши и ролевые игры, в которых сквозной нитью проходит мысль о важности дружной совместной работы (для мальчиков - «в пожарных», «в моряков», «в пограничников»; для девочек - «в больницу», «в магазин» или «в ресторан»).

Примета отчасти верна

Ждем рождения малыша. И гадаем, на кого он будет похож. Говорят, мальчики похожи на мам. Это правда?

Семья Гиматдиновых, Чебоксары

Отвечает генетик, доктор медицинских наук, профессор Александр Петрин:

Действительно, мальчики чаще похожи на мам. Они наследуют только одну X‑хромосому от мамы, а эта хромосома богата генами, отвечающими на внешность: за форму бровей, овал лица, цвет кожи… Папина Y‑хромосома генами, отвечающими за черты лица, бедна.

У девочек ситуация другая. Они получают одну X‑хромосому от мамы, одну X‑хромосому от папы, поэтому девочки с равной степенью вероятности могут походить как на маму, так и на папу.

А еще генетики заметили, что какая-то явная, выделяющаяся особенность внешности часто передается из поколения в поколение. Например, доминируют гены, отвечающие за крупный нос с горбинкой. Если у кого-то из родителей есть такой, он будет и у ребенка. С большой вероятностью малышу может достаться ямочка на подбородке, если она есть у его мамы или папы. И большие мамины или папины уши.

Личность, а не половинка пары

У меня есть внучки-двойняшки. Близнецов и так тяжело растить, так моя невестка еще и с каждой из девочек по отдельности занимается. Зачем это? В наше время считалось: слава богу, что они хоть заняты друг с другом, не отрывают родителей.

В. П., Москва

Отвечает доцент кафедры психогенетики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Надежда Зырянова:

Ваша невестка права, чтобы каждый из близнецов состоялся как индивидуальность, его надо воспринимать как личность, а не как половинку единой пары. Понятно, что легче купить девочкам одинаковую одежду, но все-таки лучше одевать их по-разному. Похожим как две капли воды - сделать различные стрижки. На день рождения дарить не одну игрушку на двоих, а каждому свой подарок, которым ребенок имеет право с близнецом не делиться. И даже именинных пирогов испечь два. Вроде бы мелочь, как мама подзывает своих детей, но и она важна. Не надо говорить: «Дети, идите сюда». Лучше каждого подозвать в отдельности. И попеременно первым произносить имя то одного, то другого, чтобы не вызывать ревность.

Обязательно разговаривайте с каждым ребенком наедине. Иначе, как узнать его характер, отделить его «я» от сильного общего «мы»? Мама может один раз брать с собой в магазин одного ребенка, в следующий раз - другого.

Зарубежные психологи советуют даже водить близнецов в детский сад по очереди, например, в понедельник, среду - одного, во вторник, четверг - другого, в пятницу - обоих. Это для малышей полезно еще и тем, что они могут выстроить отношения и с другими детьми, а не только замыкаться друг на друге. Но разделять их надолго, например, отдавать в разные группы или в разные классы в школе, прежде чем дети будут готовы к такому разделению, нельзя. Это вызовет у близняшек сильный стресс. Обычно близнецы могут расставаться на длительный период только с наступлением подросткового возраста.

Социальные ожидания влияют на девушек в старшем возрасте, тогда как юноши борются со стереотипами в детстве

Фото: pixabay.com/Couleur

Юноши чаще девушек боятся оказаться объектами социальной стигматизации (ассоциирование какого-либо качества с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана) за оспаривание гендерных ролей. К такому выводу пришла профессор социологии Иллинойсского университета в Чикаго, специалист по вопросам гендерного неравенства Барбара Рисман, проведя более сотни интервью с миллениалами (люди, родившиеся после 1981 г.). Результаты исследования в ее новою книгу «Где миллениалы нас обойдут: новое поколение борется с гендерной структурой». О работе ученого сообщает Phys.org.

Профессор опросила молодых люди разной этнической, гендерной принадлежности и сексуальной ориентации, в том числе трансгендеров и квиров. Она установила, что многие миллениалы ощущают гендерные ограничения. Стереотипы диктуют им, как одеваться, разговаривать, сколько весить, какие мышцы качать. «От женщин требуют быть привлекательными, покладистыми, от мужчин — обходить стороной все, что считается женоподобным», — пишет специалист.

Однако, как отметила Барбара Рисман в своей колонке в газете Chicago Tribune, современные молодые женщины понимают, что пол является личным атрибутом, а не социально навязанной идентичностью, и чувствуют себя увереннее, чем поколения 1960-х, 1970-х и 1980-х годов, особенно в юном возрасте. «Феминизм изменил мир настолько, что молодых женщин не ограничивают в детстве или подростковом возрасте. Конечно, исследования показывают, что гендерное сознание разовьется позже, когда женщина столкнется с «расплатой» за материнство и растущим разрывом между зарплатами мужчин и женщин. Но сейчас все говорят ей: «вперед, девочка!», — говорит эксперт.

«Гендерные стереотипы относительно женщин по-прежнему существуют, но, как правило, они появляются уже во взрослой жизни, когда девушка начинает совмещать трудовую и личную жизнь, — подтверждает американская писательница, историк и руководитель исследований в Совете по проблемам современной семьи Стефани Кунц. — Девочка может быть кем угодно: сорванцом, спортсменкой, отличницей». К мальчикам же, по словам обеих исследовательниц, по-прежнему «очень рано и очень жестко» предъявляются повышенные требования, и наказания за гендерные несоответствия суровы.

Как отмечает Барбара Рисман, мальчик-подросток постоянно испытывает давление в виде высказываний «будь мужчиной» или «он ведет себя как девчонка». «Я услышала множество историй о том, как молодого человека дразнили за желание брать уроки балета или за то, тот предпочитал футболу с мальчишками посиделки на кухне с сестрами», — отметила эксперт.

Активисты кампании по предупреждению насилия The Line (продвигает принципы здоровых и уважительных взаимоотношений среди людей 12-20 лет) обращают внимание на то, что необходимо рушить гендерные стереотипы. Специалисты советуют родителям одинаково хвалить детей за один тип поведение, например, за аккуратность или физическую активность; называть части тела анатомическими терминами; обращать внимание на стереотипы в медиа и обсуждать их с детьми; избегать фраз «это мужская работа» или «это не достойно леди»; покупать игрушки, не руководствуясь цветом или специфическими темами.

Многие учителя подтвердят, что больше всего проблем в школе возникает именно с мальчиками. Девочки в большинстве случаев лучше адаптируются, более усидчивые, быстрее схватывают материал на уроке, прилежнее выполняют домашнее задание. Среди мальчиков чаще встречается агрессивное поведение и отказ слушать замечания учителей.

Австралийский психолог Мэгги Дент связывает школьные трудности мальчиков с рядом серьезным причин. Одна из них – это раннее поступление в школу. В Австралии принято идти в школу с 6 лет, но по факту родители отдают детей с 5 лет. Но школьное обучение мало учитывает особенности развития мальчиков, что снижает их успеваемость и желание посещать учебное заведение.

Почему мальчикам трудно в школе

В последнее время мы наблюдаем определенные тревожные тенденции:

  1. Все больше мальчиков в возрасте 4-6 лет временно отстраняют от обучения или исключают из школы.
  2. Все больше диагнозов синдрома дефицита внимания и оппозиционного вызывающего расстройства ставится именно мальчикам.
  3. В школах все больше коррекционных классов, и 97% учеников в них - мальчики.
  4. Постоянно растет число мальчиков с игровой зависимостью.

Уважаемый мною эксперт по теме родительства Стив Биддалф много лет пишет о том, что мальчики сталкиваются с серьезными проблемами, начиная ходить в школу, и эти проблемы негативно влияют потом на них самих и на их учебу.

Исследования дошкольного периода показывают, что мальчики отстают от девочек на 6-12 месяцев, а иногда даже на 18 месяцев к моменту начала учебы в школе.

В Австралии значительно снизился возраст начала обучения - то, что было нормальным для шестилетних, теперь предлагается пятилетним. 10-20 лет назад мальчик, столкнувшийся с отставанием в развитии, к 8 годам чаще всего нагонял остальных, если его не заставляли выполнять задания, которые были в тот момент ему просто не по силам.

Постоянно повторяющиеся неудачи создают установку «Я тупой, я глупый», с которой очень сложно что-то сделать, проникни она однажды в сознание ребенка. И такие установки, к сожалению, могут стать самосбывающимся пророчеством. Печально, но факт.

Именно поэтому меня беспокоит официальное снижение возраста начала учебы у австралийских детей. Биддалф своей прекрасной книге «Воспитание мальчиков» говорит о том, что нам нужно пересмотреть наш образовательный подход и отправлять мальчиков на учебу позже 5 лет - те, кто сопротивляются в 5 лет, потом будут бороться против школы все оставшиеся годы. И многие с ним согласны:

«Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, и их речь становится абсолютно понятной к 4 годам, на целый год позже, чем у девочек. У девочек дошкольного возраста шире словарный запас, длиннее предложения и лучше с грамматикой, чем у мальчиков такого же возраста», - говорит Рут Хэнфорд Морхард в книге «Обречены на движение».

Эмоциональная уязвимость

Все увеличивающееся давление на пятилетних детей также вылилось в то, что они меньше играют, а это, в свою очередь, означает, что они меньше двигаются. При этом двигательная активность - это ключевое занятие для большинства маленьких мальчиков, которое помогает им в саморегуляции поведения. Многих мальчиков критикуют, когда они ерзают или вертятся, но именно таким способом они пытаются сконцентрироваться - ведь движение повышает уровень серотонина в мозге, а это, в свою очередь, способствует более успешному овладению новыми знаниями и навыками.

Отчасти именно из-за бурления гормонов, отчасти из-за более медленного языкового и эмоционального развития, отчасти из-за давления со стороны социума (который внушает мальчикам, что они должны быть сильными и успешными всегда и любой ценой) - мальчики страдают эмоционально сразу на нескольких уровнях.

Существует ошибочное представление о том, что мальчики и мужчины не так эмоциональны, как женщины, но это не так. Они лишь по-другому обрабатывают эти эмоции и выражают их иначе. Несколько обобщая, можно сказать, что мальчикам просто нужно больше времени, чтобы понять, о чем их так называемые «плохие» эмоции, в то время как девочки быстрее переходят от самой эмоции к ее интерпретации.

Когда мальчики чувствуют себя эмоционально уязвимыми - а они именно так себя чувствуют, когда видят, что не соответствуют академическим требованиям первого года обучения в школе, - у них возникает и крепнет чувство злости. Злость - вполне себе приемлемая эмоция в чрезвычайной ситуации, но она плохо сочетается с повседневной жизнью, особенно школьной.

Когда мальчик чувствует себя уязвимым и смущенным, когда ему грустно, скучно или плохо, когда он не понимает, чего от него хотят, или у него что-то не получается, он злится, и эта злость часто выражается через агрессивное поведение.

Чем более прочную привязанность мальчик ощущает по отношению к своим значимым взрослым, тем более безопасным становится его эмоциональный мир и тем лучше будет его поведение. Грустно, что из-за постоянных внутренних битв наши мальчики делают больше ошибок, чаще ломают вещи, чаще забывают о чем-то и страдают от тягот дисциплины больше, чем девочки. Многие педагоги начальной школы говорят о синдроме грустного/сердитого мальчика - когда маленький мальчик, ощущающий чувство брошенности или тревоги, быстро переводит эту эмоцию в агрессивное поведение.

Философ и писатель Майкл Гуриан считает, что невидимый двигатель мужественности - это стремление доказать собственную ценность, обрести самоуважение. Никто не может дать мужчине ощущение собственной ценности - он должен дать его себе сам. Для того чтобы достигнуть этого, мальчики и мужчины ищут внешних путей для демонстрации своих способностей, побед и независимости, и это помогает им понять, где они смогут найти значимые цели и смысл в жизни с очень раннего возраста. Это битва, которая разворачивается внутри них самих.

Мальчики кажутся в целом конкурирующими, активными, они пребывают в постоянном поиске ситуаций, где они могут доказать свою ценность и значимость. Если маленькие мальчики не достигают успеха - у них не получается построить башню, забраться на дерево, выиграть в игре или правильно ответить на вопрос, - они избегают этих мест неудач. Все чаще в последние годы мы сталкиваемся с нежеланием мальчиков ходить в школу.

Предполагают, что естественная импульсивность мальчиков кроется в биологии. Некоторые исследователи считают, что для них характерен более низкий уровень серотонина – нейромедиатора, оказывающего успокаивающее действие, и поэтому им сложнее управлять собственными импульсами. Соединим эту гипотезу с возможным влиянием гормонов, а также культурным и социальным давлением, и нам станет понятно, почему мальчики столь невероятно физически активны, конкурируют, идут на риск и постоянно ищут способы утвердить формирующуюся в них мужественность.

В каких случаях мальчики страдают в школе

Мальчикам полезны занятия с четко выстроенными правилами и границами, но при этом их не должно быть слишком много. Мальчикам может быть сложно в ситуации, когда учитель дает чересчур много указаний - и им нужно запомнить слишком много вещей, в том числе школьные правила и ожидания. Большинство мальчиков так сильно стараются порадовать учителя, все запомнить и все сделать правильно, что очень устают, если у них не остается времени на то, чтобы развлечься и отдохнуть от интенсивных занятий. Перемены и обеденное время крайне важны для пополнения энергетического баланса. Для многих маленьких мальчиков (и, конечно же, девочек) важно немного пройтись перед школой или поиграть на переменках - это поможет им набраться сил для решения учебных задач.

Многим мальчикам нужна помощь взрослого для того, чтобы справиться с разочарованием и неудачами. Поскольку их установка - быть победителями, то они воспринимают неудачи крайне негативно.

Когда мальчик не может справиться с заданием в классе - написать предложение или правильно произнести по слогам сложное слово, он внутри уже чувствует себя побежденным, поэтому если он сталкивается с карательными мерами или равнодушием, он справится со своим чувством уязвимости через агрессию.

Подмигнуть и улыбнуться - прекрасный знак поддержки.

Многие мальчики в школе молча страдают от стресса, вызванного сепарацией от родителей. Во время адаптации к новым школьным условиям они могут чувствовать себя брошенными и нелюбимыми, и поэтому им необходимы особые внимание и забота.

Помните, любовь для мальчиков выражается не только в словах - попробуйте обнять своего сына, дружески похлопать по спине, погладить по голове, сказать «дай пять» и хлопнуть по ладошке, подмигнуть, улыбнуться. Все это - знаки любви и привязанности для наших маленьких чувствительных ребят. Если мы будем отзываться на их нужды и работать рука об руку с их первыми учителями, наши мальчики смогут почувствовать, что мы с ними на одной стороне.

«Самооценка у юношей-студентов очень хрупкая, даже слабее, чем у девушек». Др. Уильям Поллак «Настоящие мальчики. Как спасти наших сыновей от мифов о мальчишестве».

Мои подсказки для родителей мальчиков, которым предстоит пойти в школу:

  1. Не стоит слишком приукрашивать школу и рассказывать ребенку, как весело, интересно и здорово там будет и как он ее полюбит.
  2. Не говорите им, что они научатся читать. Многие мальчики расстраиваются уже в конце первой недели, что так и не научились этому.
  3. Наличие или скорейшее появление хорошего друга критично для успешной адаптации к школе.
  4. Сделайте акцент на переменках и играх - это отличная причина пойти в школу!
  5. Надейтесь и молитесь (а на самом деле ищите), что в школе будет хорошая игровая площадка, на которой можно свободно играть - детям это нравится и нужно как воздух!
  6. Помните, что дети не любят ходить в школе в туалет, и после школы не ходите в места, где нет быстрого доступа к туалету.
  7. Как только они вас увидят, начнут умирать с голоду - подготовьтесь к этому заранее.
  8. Истерика в машине - способ показать, как они по вам скучали!
  9. Подготовьтесь к этим истерикам заранее - возите с собой разные забавные вещицы, которые могут поднять настроение, - крылья, фальшивые зубы, маски и прочие веселые безобразия.
  10. Не приставайте с вопросами: «Как школа? Что вы узнали нового? С кем ты играл?». Он, скорее всего, вообще ничего не вспомнит до самого вечера, пока не придет время купаться и ложиться спать.
  11. Прежде чем говорить страшное слово «домашнее задание», постарайтесь восполнить недостаток энергии сына.
  12. Спокойная телевизионная передача или 20 минут на гаджеты, если ребенок не хочет выходить на улицу, помогут ему забыть о школе. Ему нужно небольшое затишье.
  13. Почаще читайте смешные истории, шутки и загадки, чтобы поддерживать в ребенке желание научиться читать (именно для мальчиков это бывает особенно трудным).
  14. Не забывайте про невербальные знаки любви и привязанности.
  15. Не нагнетайте обстановку - не твердите ему, как важна школа и как важно заслужить доверие учителя. Это лишнее.
  16. Разговаривайте побольше о планах на выходные, чтобы ему было чего ждать и к чему стремиться в школьные будни.
  17. Помогите ему собрать сумку с вечера.
  18. Не ждите многого от утренних школьных сборов, пока ребенок маленький. Трех дел вполне достаточно для маленького мальчика (разумеется, не 14-летнего). Встать, поесть, одеться. И тихонько напомните ему почистить зубы. Не приставайте с уборкой кровати и игрушек с утра - и так слишком много стресса.
  19. Повесьте для него список дел (с картинками, если он еще не умеет читать) в детской и на холодильнике - что делать утром. Мальчики на самом деле могут забыть о чем-то, особенно если устали и не очень хотят идти в школу. Так они смогут сами себя проверить, не спрашивая вас …и не надоедая вам.
  20. Поощряйте, уговаривайте и обеспечивайте положительный настрой на школу и особенно учителя. Никогда не говорите при ребенке плохо об учителе.
  21. Не забывайте сами передохнуть и сбросить напряжение от школьной адаптации в компании супруга или близких друзей. Кофе и шоколад вам в помощь!

Помните, что мальчики - такие же эмоционально чувствительные существа, как и девочки, и многие из этих советов помогут вам и с девочками.



mob_info