План счетов и упрощенный бухучет малого предприятия. Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий Бухгалтерский учет в малых предприятий

Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия - численность до 15 человек).
  2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий - 120 млн. руб.).

Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

  • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям - бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • организация - участник проекта «Сколково»;
  • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
  • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям - бюджетным, автономным научным учреждениям.

Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год - 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму - микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

Организация прекращает быть СМП, если в течение трех лет, следующих подряд, фактические показатели среднесписочной численности, дохода оказываются выше предельных значений (п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту , а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

При признании доходов и расходов:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
  • признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).

При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
  • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
  • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

При учете НМА и НИОКР:

  • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

По другим активам и обязательствам:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
  • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
  • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

При составлении бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Отличия традиционных форм от упрощенных заключаются в том, что в последних все показатели отражают укрупненно только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@):

  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении денежных средств,
  • отчет о целевом использовании средств.
  • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Критерии для оценки важности информации организация определяет самостоятельно.

Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

Если важной информации, подлежащей отражению в приложениях (пояснениях), по мнению организации нет, то они не заполняются.

3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

СМП вправе:

  • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
  • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

Все вышеназванные способы упрощения учета, применяемые организацией, необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

Что касается СМП, подлежащих обязательному аудиту, то они ведут бухучет и составляют отчетность по общим правилам.

, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13). Делать при этом бухгалтерские проводки не нужно.

Пункт 6.1 ПБУ 1/2008 предоставляет организациям, имеющим статус микропредприятий, право вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи. Однако в настоящее время четкая методика для этого нигде не прописана.

Также нет и специальных регистров для ведения бухучета по простой системе. Поэтому организация может самостоятельно утвердить методику учета и разработать нужные регистры. За основу можно взять, например:

  • книгу учета доходов и расходов – при упрощенке;
  • книгу (журнал) учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2МП;
  • книгу учета доходов и расходов – для предпринимателей.

Главное, предусмотреть в своей форме все необходимые реквизиты , установленные пунктом 4 статьи 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. И пусть такой регистр утвердит руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 6 Рекомендаций

Бухгалтерский баланс заполняйте, взяв данные из таких регистров, а также результаты полной инвентаризации имущества и обязательств организации.

Микропредприятие вправе начислять амортизацию:

  • один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности);
  • при возникновении необходимости определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (например, при составлении бухгалтерского баланса, определении чистых активов при выходе участника из состава собственников (учредителей), при необходимости представления бухгалтерской отчетности для оформления кредита и т. п.).

Выбранный вариант нужно предусмотреть в учетной политике.

Об этом сказано в пунктах 45–46 Рекомендаций , утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Ситуация: должны ли субъекты малого предпринимательства руководствоваться приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н ?

Малые предприятия вправе использовать этот нормативный акт в части, не противоречащей действующему законодательству.

В своей деятельности малое предприятие должно руководствоваться всеми действующими нормативными документами. Исключение – те акты, в которых прямо предусмотрено право таких организаций эти документы не применять. Типовые рекомендации, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н, действуют и сейчас. Поэтому их можно использовать в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, положениям по бухгалтерскому учету, Плану счетов и Инструкции по его применению.

Это следует из пунктов 3 и 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

План счетов

Малое предприятие может сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с общим Планом счетов. Например, можно группировать данные на обобщенных синтетических счетах так, как показано в таблице:

Данные, которые можно сгруппировать

Где отражают по общему Плану счетов

Где можно отразить в учете малых предприятий

Производственные запасы

счета 07, 10, 11, 15, 16

счет 10 «Материалы»

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг)

счета 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44

счет 20 «Основное производство»

Готовая продукция и товары,

счета 41, 43, 45

счет 41 «Товары»

Дебиторская и кредиторская задолженность

счета 62, 71, 73, 75, 76, 79

счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Денежные средства в банках

счета 51, 52, 55, 57,

счет 51 «Расчетные счета»

Капитал

счета 80, 81, 82, 83

счет 80 «Уставный капитал»

Финансовые результаты

счета 90, 91, 99

счет 99 «Прибыли и убытки»

Остальные счета применяйте в общеустановленном порядке по правилам, установленным для общего плана счетов.

Об этом сказано в пункте 13 Типовых рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н и пунктах 3, 3.1 и 3.2 информационного сообщения Минфина России № ПЗ-3/2012, пунктах 9–23 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Учетная политика

Учетную политику малого предприятия надо составить и утвердить по общим правилам . В ней закрепить выбранные способы ведения бухучета.

При этом малые предприятия в отличие от остальных вправе также выбрать:

  • метод признания в бухучете доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;
  • порядок признания расходов по займам в соответствии с ПБУ 15/2008;
  • порядок исправления существенных ошибок в бухучете в соответствии с ПБУ 22/2010;
  • порядок отражения в отчетности последствий изменившейся учетной политики в соответствии с ПБУ 1/2008.

А микропредприятия и некоммерческие организации вправе решить, как они будут вести бухучет: без применения двойной записи или же в общем порядке, используя бухгалтерские проводки.

Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и подтверждается пунктом 4 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Информация об учетной политике в отчетности

Информацию об учетной политике малые предприятия должны раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. В них же нужно расшифровать все изменения в учетной политике, которые будут применяться в следующем году (п. 25 ПБУ 1/2008).

По общему правилу последствия изменений учетной политики нужно отразить в бухгалтерской отчетности ретроспективно. То есть исправить данные бухгалтерской отчетности за весь период перерасчета.

Однако малые предприятия вправе отражать изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности перспективно. Это означает, что новый способ ведения бухучета они применяют уже в текущем и будущем периодах. Исправлять же отчетность за предыдущие годы не придется. Такое право предоставлено пунктом 15.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Признание доходов и расходов

По общему правилу выручка от продажи готовой продукции (работ, услуг) в бухучете признается только в том случае, если выполнены следующие условия:

  • есть договор или другой документ, который дает организации право получить выручку;
  • сумму выручки можно определить;
  • организация получила плату за отгруженную продукцию, либо сомнений в том, что она ее получит, нет. Например, у организации есть документы (договор, накладная, гарантийное письмо и т. д.), на основании которых она может потребовать оплатить готовую продукцию (работы, услуги);
  • право собственности на готовую продукцию (результаты выполненных работ) перешло к покупателю (потребителю), услуги уже оказаны;
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то по общему правилу в бухучете надо признать не выручку, а кредиторскую задолженность. Аванс, полученный в счет будущих поставок, выручкой также не является.

Такие правила установлены пунктами 3 и 12 ПБУ 9/99.

Вместе с тем, малые предприятия вправе не признавать выручку вплоть до поступления оплаты от покупателей (заказчиков). То есть применять кассовый метод бухучета доходов и расходов. Такие организации не ждут, пока право собственности на продукцию (товар) перейдет от организации к покупателю. Значит, полученные авансы также нужно включать в доходы. При этом все остальные условия для признания выручки должны выполняться.

Если организация признает выручку кассовым методом, то расходы нужно принимать по мере погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Между тем на финансовый результат такие суммы влияют в общем порядке – с привязкой к полученным доходам (п. 19 ПБУ 10/99). Будьте внимательны: выданные авансы в момент выдачи отражать в расходах нельзя. Необходимо дождаться, пока контрагент исполнит свои обязательства, то есть отработает аванс.

Пример, как признавать в бухучете доходы и расходы малому предприятию

ООО «Альфа» является малым предприятием и занимается оказанием консалтинговых услуг. В марте стоимость услуг, оказанных «Альфой», составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Услуги оказаны ООО «Торговая фирма "Гермес"». 25 марта был подписан акт об оказании услуг, и «Альфа» начислила НДС.

Себестоимость услуг составила 70 000 руб., в том числе:

  • зарплата – 35 000 руб.;
  • страховые взносы – 11 970 руб.;
  • аренда – 23 030 руб. (без НДС).

31 марта «Гермес» оплатил услуги частично – в сумме 60 000 руб. Оставшуюся сумму (58 000 руб.) покупатель перечислил 17 апреля.

Учетной политикой «Альфы» предусмотрено, что выручка определяется по мере поступления денег от покупателей, расходы признаются по мере оплаты и уменьшают финансовый результат текущего периода (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 и 19 ПБУ 10/99).

Расходы «Альфа» оплатила следующим образом:

  • сумма арендной платы перечислена арендодателю 28 марта;
  • зарплата выдана и НДФЛ перечислен в бюджет 31 марта;
  • страховые взносы, начисленные с зарплаты, перечислены в фонды 15 апреля.

В учете бухгалтер «Альфы» сделал такие проводки.

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. (118 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с реализации услуг.

Дебет 76 Кредит 51
– 23 030 руб. – оплачены расходы на аренду;

Дебет 20 Кредит 76
– 23 030 руб. – отражены расходы на аренду.

Дебет 20 Кредит 70
– 35 000 руб. – отражены расходы на оплату труда;

Дебет 70 Кредит 68 «Расчеты по НДФЛ»
– 4550 руб. – удержан НДФЛ;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
– 4550 руб. – перечислен НДФЛ в бюджет;

Дебет 70 Кредит 50
– 30 450 руб. – выдана зарплата;


– 60 000 руб. – получена оплата от покупателя;


– 60 000 руб. – отражена выручка от реализации услуг;


– 9153 руб. (60 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с реализации услуг;

Дебет 90-2 Кредит 20
– 58 030 руб. (23 030 руб. + 35 000 руб.) – списаны расходы на аренду и расходы на оплату труда.

Дебет 69 Кредит 51
– 11 970 руб. – перечислены страховые взносы в фонды;

Дебет 20 Кредит 69
– 11 970 руб. – отражены расходы на уплату страховых взносов.

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по выполненным работам (оказанным услугам)»
– 58 000 руб. – получена оплата от покупателя;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по выполненным работам (оказанным услугам)» Кредит 90-1
– 58 000 руб. – отражена выручка от реализации услуг;

Дебет 90-3 Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС»
– 8847 руб. (58 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с реализации услуг;

Дебет 90-2 Кредит 20
– 11 970 руб. – списаны расходы на уплату страховых взносов.

Учет процентов по кредитам и займам

Если малое предприятие приобрело, соорудило или изготовило основные средства за счет заемных средств, то проценты по ним можно учесть на свое усмотрение:

  • либо в составе прочих расходов;
  • либо в составе первоначальной стоимости основного средства.

По общему правилу проценты по заемным средствам (целевым кредитам) строго увеличивают первоначальную стоимость основного средства, когда одновременно выполняются следующие условия:

  • имущество является инвестиционным активом ;
  • проценты начислены до того, как основное средство было приобретено, сооружено и (или) создано;
  • проценты начислены до начала использования инвестиционного актива в деятельности, если работы по его приобретению, сооружению и (или) созданию не завершены.

Во всех остальных случаях проценты учитывают в составе прочих расходов (раздел II ПБУ 15/2008).

Однако, если организация относится к субъектам малого предпринимательства , все проценты по кредитам и займам она может включать в состав прочих расходов. Этот порядок касается процентов и по тем кредитам и займам, которые привлечены для покупки, сооружения или создания инвестиционных активов. Такой порядок установлен в пункте 7 ПБУ 15/2008 и части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Исправление ошибок учета

Исправлять ошибки в учете малых предприятий проще, чем в остальных организациях. Так, по общему правилу существенные ошибки, найденные после утверждения годовой отчетности, исправляют в текущем периоде с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010). А в текущей отчетности приходится пересчитывать сопоставимые показатели прошлых периодов, то есть использовать так называемый ретроспективный метод (подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010).

Однако малые предприятия вправе исправлять даже существенные ошибки прошлого года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности, иначе. А именно в текущем периоде с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» и, что важно, без ретроспективного пересчета (абз. 4 подп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 22 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13). То есть действовать по аналогии с правилами, предусмотренными для исправления несущественных ошибок.

Пример, как исправлять в бухучете и отчетности существенную ошибку (излишне отраженный расход) малому предприятию. Ошибка допущена в прошлом году, отчетность за который подписана и утверждена

ООО «Альфа» является малым предприятием. В марте 2016 года после утверждения отчетности за 2015 год бухгалтер «Альфы» выявил ошибку, допущенную в I квартале 2015 года. В учете была отражена стоимость работ, выполненных подрядчиком в марте 2015 года на сумму 50 000 руб. (без НДС). Фактически же в акте указана сумма 40 000 руб. (без НДС). Работы подрядчика были оплачены в полном объеме (40 000 руб.) в марте 2015 года. Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2015 года в учете «Альфы» сформировалась кредиторская задолженность в размере излишне списанных расходов – 10 000 руб.

Поскольку отчетность за 2015 год уже утверждена, исправления в нее не вносятся. Ошибка корректируется в бухучете текущего года, а в налоговом учете не отражается. Но поскольку «Альфа» не применяет ПБУ 18/02, постоянные разницы в бухучете не отражаются.

В учетной политике «Альфы» прописано, что существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности, следует исправлять без ретроспективного пересчета и списывать в прочие доходы и расходы.

Излишне списанные расходы бухгалтер отразил в учете следующим образом.

Март 2016 года:

Дебет 60 Кредит 91-1
– 10 000 руб. – отражена стоимость работ подрядчика, ошибочно отнесенная на расходы в I квартале 2015 года.

Переоценка ОС и НМА

Для целей бухучета малое предприятие вправе:

  • не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов (п. 15 ПБУ 6/01 и п. 17 ПБУ 14/2007);
  • не отражать обесценение нематериальных активов (п. 22 ПБУ 14/2007);
  • не отражать обесценение финансовых вложений, если рассчитать его трудно (п. 6 ПБУ 1/2008).

Аналогичные разъяснения есть в пунктах 7–10 информации Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015, пунктах 7–10 информационного сообщения Минфина России от 20 февраля 2013 г. № ПЗ-3/2012.

Предприятия малого бизнеса составляют значимую часть компаний, ведущих коммерческую деятельность. Образования решают вопросы занятости населения, охвата сфер, не входящих в круг интересов среднего или крупного бизнеса. Поддержка предприятий выражается в создании оптимальных условий для ведения деятельности, снижении налоговой нагрузки и упрощении отчетности. Расскажем в статье, как осуществляют бухгалтерский и налоговый учет малые предприятия, каковы их льготы и преимущества.

Принадлежность к малому бизнесу

Использование льгот, предоставленных законодательством, возможно при четком понимании критериев принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП). К категории малых при соответствии критериям причисляются хозяйственные общества и партнерства, ИП, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства.

Ограничения показателей принадлежности:

Показатель Предельный лимит Дополнения
Доход, полученный в течение года До 800 млн рублей Доход определяется по всем видам деятельности и системам налогообложения
Среднесписочная численность До 100 человек Расчет численности производится по правилам, разработанным органами статистики
Допускаемая доля предприятий (не отвечающих критериям малого бизнеса) в уставном капитале До 49% от общей стоимости Определяется как суммарный показатель всех участников

Для предприятий установлен период в 3 года отнесения к группе малых даже в случае утраты права.

Пример о превышении лимитов

ООО «Родничок» зарегистрировано в 2014 году. Размер средней численности за 2014-2015 годы не превышал 100 человек, что соответствовало критерию отнесения к СМП. Остальные показатели соответствовали норме.

Организация превысила лимит показателей отнесения к категории малых в 2016 году по числу среднесписочной (средняя замена на среднесписочную с августа 2016 года) численности в связи с расширением бизнеса. Вывод: предприятие утрачивает право на отнесение к малым и использование льгот в 2019 году.

Открытие малого предприятия

При регистрации компаний, попадающий под категории малых, применяется стандартный порядок оформления. Регистрирующий орган определяется по месту расположения юридического лица, для ИП – место постоянной прописки. Законное ведение деятельности осуществляется с даты внесения предприятия в реестр, существующий отдельно для юридических лиц и ИП.

Состав представляемых документов на регистрацию юридического лица:

  • Заявление формы Р11001. При наличии нескольких учредителей каждый из лиц должен присутствовать при подаче документов и представить паспорт. В том случае, когда подачу документов осуществляет представитель, необходимо иметь нотариальное удостоверение документа.
  • Паспорт с копией документа всех участников и доверенность при сопровождении процедуры представителем.
  • Учредительные формы – протоколы, Устав, регистрационные документы на организацию, имеющую долю в уставном капитале.
  • Гарантийное письмо для заключения договора аренды или иной документ, подтверждающий планируемое место расположения.
  • Платежный документ о внесении в бюджет пошлины. Сумма вносится от имени заявителя или учредителей по требованию регистрирующего органа.

Государственные субсидии малому бизнесу

Для предпринимательства предусмотрены субсидии, выделяемые в рамках государственных программ. Предприятия малого бизнеса имеют право обратиться в муниципалитет для поддержки и предоставления помощи. Существуют несколько программ с финансовой помощью:

  • Предоставление субсидий после открытия предприятия. Для получения финансовой поддержки необходимо представить документы о бизнес-проекте. Предпочтения отдаются предприятиям производственной, сельскохозяйственной сфер деятельностью. Обязательным условием является создание рабочих мест в области нахождения. Субсидии направляются на приобретение оборудования, техники, помещений.
  • Компенсация сумм, затраченных субъектом малого бизнеса на кредитование. Рассматриваются расходы по кредитам на приобретение производственных зданий, создание материальной базы предприятиями малого бизнеса. Для получения субсидии представляется бизнес-план, показатели деятельности в динамике, договоры с банком, расчет затраченных процентов по кредитованию.
  • Поддержка кредитования малого бизнеса. Ряд банков предоставляет программы, осуществляемые с государственной поддержкой. Льгота выражается в получении субсидии на взнос, гарантий при кредитовании, возврата части процентной ставки.

Вопрос о рассмотрении и предоставлении субсидии решается в каждом конкретном случае индивидуально. Целью программ является развитие субъектов с деятельностью в области воспроизводства и создания новых рабочих мест. За весь период действия программы предприятия должны предоставлять отчетность и подтверждение ранее заявленных показателей в муниципалитет.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Субъекты имеют право на льготное ведение кассовых операций. Допускается отсутствие утвержденного лимита кассы и хранение выручки без ограничения размера. Предприятия имеют право не сдавать средства в банк и использовать их по назначению непосредственно из кассы на любые разрешенные нужды.

Детальное выражение упрощения учета:

Элемент Характеристика
План счетов Упрощенный вариант и возможность отказа от ведения двойной записи
Отчетность Сокращенное число форм. Представляются только балансы формы 1 и 2. В ряде случаев (при использовании целевых средств) дополнительно представляется отчет о целевом использовании денежных средств
Метод учета Допускается отказ от применения метода начисления
Создание резервов Разрешен отказ от формирования оценочных обязательств и списание затрат в текущих расходах
Использование ПБУ 18/02 Разрешено ведение учета без использования временных или постоянных разниц и обязательств

Налогообложение малого бизнеса

Организации и ИП, попадающие под критерии малых, имеют право использовать любые установленные законодательством системы налогообложения. Льготное налогообложение создается преимущественно на региональном уровне. Субъектам федерации разрешено снизить ставку по ряду налогов.

Право регионов реализуется для поддержки малого бизнеса в областях строительства, сельского хозяйства, производства, социальной сферы.

Пример о применении льготной ставки

Организация ООО «Истоки» относится в СМБ, оказывает медицинские услуги и имеет малые обороты. В учете применяет УСН с объектом «доходы». Размер выручки за 1 квартал 2016 года составил 20 000 рублей. Авансовый платеж единого налога – 1 200 рублей.

После внесения суммы в бюджет организация узнала о льготе по единому налогу для профильного вида деятельности – снижения размера до 1%. Полученная экономия составила 1 000 рублей. Переплата будет учтена в платежах будущих периодов.

Образования, зарегистрированные в форме ИП, имеют право до 2020 года применить налоговые каникулы. Право распространяется на впервые зарегистрированные ИП с открытием после подтверждения законодательной нормы на региональном уровне. Применение льготы носит заявительный характер.

Льготы общего характера для предприятий

На региональном уровне предприятия имеют право получить:

  • Возможность участвовать в тендерах на получение госзаказов. Учреждения должны приобретать у субъектов малого бизнеса до 15% всего объема госзакупок.
  • Первоочередное право выкупа арендованных зданий и участков.
  • Возможность заключения трудовых договоров с наемными работниками с ограниченным сроком действия.
  • Льготы по штрафам административного порядка. Разрешена замена штрафа на предупреждение при условии отсутствия ущерба, вреда среде и лицам, государственной безопасности. Льгота применяется для организаций и ИП, впервые совершивших нарушение.

Важной льготой служат каникулы в отношении неналоговых проверок, мораторий на которые установлен с 2016 года и до окончания 2018 года. Льгота предоставляется при отсутствии нарушений. Инспекторам ИФНС предоставляется меньше времени на процедуру проверки с ограничением в пределах 50 часов в год.

Плюсы и минусы малого предпринимательства

Законодательство предоставляет значительный перечень льгот и возможностей малому бизнесу, среди которых основными выступают:

  • Минимизация внутреннего документооборота.
  • Льготы финансового, налогового характера с участием региональных властей.
  • Льготы административного назначения.
  • Возможность использовать условия деятельности, доступные среднему и крупному бизнесу.
  • Отсутствие финансовых потерь при утрате права на принадлежность к СМП.

К преимуществам предприятий СМП над более крупными образованиями относят гибкость, возможность оперативной смены деятельности или принятия бизнес решения.

К явному минусу малого бизнеса относят сложную конкуренцию с более крупными предприятиями, имеющими значительную материальную базу и солидные денежные потоки. Ограниченные возможности СМП не позволяют расширять объемы оборотов и прибыли.

Отсутствие возможности выхода на другой уровень масштабности объемов увеличивает издержки на единицу товара. Отрицательными сторонами ведения СМП является осторожность банков при выдаче кредитов, партнеров при заключении договоров и потребителей, иногда предпочитающих более крупные структуры.

Реестр малых предприятий

С 2016 года создан специальный реестр малых предприятий, ответственность ведения которого возложена на ИФНС. Формирование информации производится по показателям малых предприятий.

Воспользоваться сведениями можно в открытом доступе, на официальном сайте ИФНС. Для внесения данных Инспекции будут использовать отчетность о среднесписочной численности, показатели доходности стандартных отчетов и данных реестра предприятий.

Ответы на наиболее часто возникающие вопросы по тематике малого бизнеса

Вопрос №1. Если предприятие СМП получило убыток в периоде получения субсидии на приобретение оборудования, потребуется ли выплатить полученную сумму?

Субсидию, выданную на приобретение оборудования, возвращать не потребуется. Важно использовать оборудование при ведении деятельности (не для перепродажи) и своевременно отчитываться по показателям.

Вопрос №2. Будет ли производится проверка СЭС предприятия малого бизнеса в периоде каникул, если на него поступила жалоба о нарушении правил общепита?

При отсутствии жалоб на ведение деятельности и явные нарушения проверка контролирующими инстанциями (СЭС, пожарная инспекция) не производятся. Поступившая от потребителей жалоба обязывает органы контроля произвести проверку ведения деятельности.

Вопрос №3. Могут ли малые предприятия совмещать режимы налогообложения?

Могут. Компании СМП имеют право на использование всех возможностей, предоставленных законодательством при ведении коммерческой деятельности.

Вопрос №4. Относятся ли ИП при ведении патентной системы налогообложения к малым предприятиям.

Ограничения численности, допускаемые при использовании патента, позволяют отнести ИП к микро-предприятиям.

Вопрос №5. Нужно ли подтверждать принадлежность предприятия к СМП?

Специальных форм для подтверждения показателей отнесения к субъектам малого бизнеса не предусмотрено.

Представители малого бизнеса теперь без опасений могут вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Прежде чем говорить о конкретных мерах, напомним о ком идет речь. Предприятие считается малым, если средняя численность работников в нем составляет до 100 человек включительно, а выручка от реализации (без НДС) не превышает 400 миллионов руб. Оба показателя берутся за предыдущий календарный год. Есть еще ограничение по структуре уставного капитала (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Не будем подробно об этом требовании, поскольку обычно оно неактуально - в подавляющем большинстве у представителей малого бизнеса учредителями являются физические лица.

Что это за упрощенные правила бухгалтерского учета? Давайте заглянем в и другие нормативные акты.

Сразу оговоримся: упрощать бухучет не вправе малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. То есть те организации, которые выпускают акции и облигации. Конечно, на практике это большая редкость.

Итак, малые предприятия могут не применять ряд федеральных стандартов. В частности, это ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н), касающееся учета налога на прибыль и (утв. приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н).

Вдобавок, малые предприятия вправе все проценты по полученным кредитам и займам учитывать как прочие расходы. То есть независимо от того, потратили заемные средства на покупку инвестиционного актива или нет. Об этом сказано в пункте 7 (утв. приказом Минфина России от (6 октября 2008 г. № 107н).

Также «малышам» позволено все существенные ошибки в бухучете и отчетности исправлять текущим периодом. Проводить ретроспективный пересчет не нужно в любом случае. Так предусмотрено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина от 28 июня 2010 г. № 63н).

Еще одна серьезная поблажка - малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. Поясним в двух словах суть кассового метода: доходы и расходы следует признавать только после фактической оплаты. При этом полученные авансы также надо ставить в доход, а выданную предоплату в момент выдачи списывать в расходы нельзя. Надо дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства (отработает аванс).

Кассовый метод в бухучете особенно удобен для фирм, применяющих упрощенную систему - ведь такие организации всегда считают «упрощенный» налог кассовым методом.

Особые правила

Некоммерческие организации вправе применять упрощенные формы бухучета и отчетности. Исключение - НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей.

Помимо этого, разрешено сократить количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов. Иными словами, допускается «укрупненное» использование счетов. Так, можно отражать на счете 10 информацию о производственных запасах вместо того, чтобы вести операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о производственных затратах можно целиком показывать на счете 20. То есть разбивка на счета 20, 23, 25, 26, 28, 29 не нужна. Важно также, что для учета денег в банках малым предприятиям достаточно использовать счет 51 вместо счетов 51, 52, 55 и 57.

Для систематизации и накопления информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Суть простой формы: регистрировать все хозяйственные операции необходимо только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Такой вариант чиновники рекомендуют для фирм с незначительным количество операций (не более 30 в месяц), которые не занимаются производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.

Специальные правила для микропредприятий

Среди малых предприятий отдельно выделяются микропредприятия. Это организации с численностью до 15 человек и годовой выручкой не более 60 миллионов рублей без учета НДС.

Столь маленькие фирмы могут вообще не применять двойную запись. Так сказано в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н). Бухгалтерскую отчетность они вправе формировать на основе данных специальных регистров. Конкретных требований насчет содержания и названий регистров нет. Соответственно, это могут быть, например, ведомости или таблицы. Главное, чтобы в регистрах были все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Напомним, что это название регистра и наименование фирмы-составителя, дата начала и окончания ведения регистра и др.

особые правила

Коллегии адвокатов, нотариальные палаты и микрофинансовые организации не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и бухотчетности.

Каждый регистр чиновники рекомендуют применять для отдельного объекта учета (п. 4.2 Информации Минфина России от 20 февраля 2013 г. № ПЗ-3/2012). Значит, понадобятся отдельные регистры для зарплаты, и страховых взносов, иных налогов, основных средств, запасов и пр.

Если ваша организация хочет вести учет без двойной записи, соответствующее решение необходимо закрепить в учетной политике для целей бухучета. При этом помните, что применять кассовый метод при ведении учета без двойной записи нельзя. То есть учет необходимо вести методом начисления.

Применять данную льготу следует осторожно. Ведь микропредприятие может вырасти! Соответственно, если фирма вела бухгалтерский учет без двойной записи, придется восстанавливать бухучет. А это зачастую дополнительные траты денег и времени.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Теперь про упрощенную бухгалтерскую отчетность для представителей малого бизнеса. У «малышей» есть три варианта, как формировать бухотчетность.

Во-первых, можно формировать отчетность по общим правилам. То есть составлять баланс и все приложения к нему, а также пояснения. А также прикладывать к отчетности аудиторское заключение (если фирма подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).

Во-вторых, допускается составление только двух основных форм: и отчета о финансовых результатах. Вторая форма в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (далее - приказ № 66н) до сих пор называется «отчет о прибылях и убытках». Однако в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) используется именно термин «Отчет о финансовых результатах». Хотя по сути это тот же отчет о прибылях и убытках. Просто наиболее правильно переименовать его в соответствии с Законом № 402-ФЗ.

При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Например, всем организациям нужно разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. «Малышам» достаточно заполнить в балансе строку 1230 и все.

Что касается остальных приложений, то тут такая ситуация. В отчетах об изменениях капитала и о движении денежных средств организация вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности. Соответственно, если по мнению бухгалтера отражать в данных отчетах нечего, то их можно не заполнять.

Что касается пояснений, то их заполняют только если есть, что уточнять и расшифровывать. Хотя, как мы уже сказали, включать в состав бухотчетности для ИФНС и Росстата пояснения в табличной либо текстовой форме можно на свое усмотрение.

Отчетность

Проще говоря, малое предприятие может не сдавать в ИФНС и Росстат отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств - штрафов за такие действия не будет. Санкций же за то, что не заполнены пояснения к , вообще быть не может. Ведь пояснения не являются обязательным элементом в принципе.

В-третьих, для «малышей» предусмотрены и . Они приведены в приложении № 5 к приказу № 66н. Основное отличие этих форм от общепринятых - показатели сильно укрупнены. В частности, актив баланса состоит всего из одного раздела (а не двух). Причем в этом разделе лишь пять показателей вместо 17. Ну и итоговый показатель - баланс. Пассив также существенно укрупнен: в нем всего один раздел, а не три. Причем показателей лишь шесть (в обычной форме - 18) плюс итоговый, то есть «баланс».

Решив заполнять упрощенные формы, вы обнаружите: показатели еще более укрупнены, чем обычно. То есть почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы. Надо писать тот код строки, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в пункте 5 приказа № 66н.

Напомним, что сдавать бухгалтерскую отчетность надо в налоговую инспекцию и подразделение Росстата по месту нахождения фирмы. Отчитаться необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Поскольку 31 марта выпадает на понедельник (рабочий день), то это и есть крайний срок.

Представить отчетность в ИФНС и Росстат можно как на бумаге, так и в электронной форме через Интернет. Никаких специальных требований на данный счет в законодательстве нет.

Особые условия для предпринимателей

Напоследок скажем пару слов про индивидуальных предпринимателей. Такие хозяйствующие субъекты традиционно не ведут бухгалтерский учет и не сдают бухотчетность. Правильность данного подхода неоднократно подтверждали чиновники Минфина России (см., например, письма от 17 июля 2013 г. № 03-11-11/27954, от 17 августа 2012 г. № 03-11-11/249 и др.).

Однако раньше в статье 6 Закона № 402-ФЗ говорилось только про бизнесменов, которые «ведут учет доходов и расходов или иных объектов налогообложения». Оставалась неясность, как быть предпринимателям на «вмененке».

Бухгалтерский учет

От ведения бухучета освобождаются индивидуальные предприниматели, которые, в соответствии с налоговым законодательством, ведут учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Теперь данная проблема решена. В новой редакции пункта 2 части 1 статьи 6 Закона № 402-ФЗ четко сказано, что от ведения бухучета освобождаются ИП, которые, в соответствии с налоговым законодательством, ведут учет физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности. А это и есть коммерсанты на .

Соответственно, все предприниматели независимо от применяемого режима налогообложения получают освобождение от бухучета и бухгалтерской отчетности.

Т.Н. Петрухина , налоговый консультант, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Путеводитель для УСН

С этой электронной книгой вы с легкостью разберетесь во всех премудростях упрощенной системы налогообложения, грамотно составите бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Электронное издание Вы получаете сразу после оплаты на ваш email.

Ведение бухгалтерского учета малого бизнеса это упрощенное ведение бухучета малых предприятий, компаний и, конечно же, ИП. Под малыми предприятиями понимается предприятия выручка которых составляет до 400 млн.руб. и численность сотрудников не должна превышать 100 человек.

Упрощенное ведение бухгалтерского учета

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета - это система ведения учета для малого бизнеса, в некотором роде облегчена планом счетов, видами сдаваемой отчетности и т.д.

Бухгалтерский учет даже в упрощенном виде должен регламентироваться учетной политикой компании.

Учетная политика для малого бизнеса

Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика малого бизнеса имеет более рациональный характер. Она не раздута, в ней прописаны только лишь основные моменты.

Так как учетную политику должен писать главный бухгалтер, соответственно ведением учета должен заниматься главный бухгалтер, либо специализирующаяся фирма по ведению удаленного учета. Конечно же в законе 402-ФЗ «О ведении бухгалтерского учета» прописано, что ведением учета может заниматься руководитель компании, но здесь нужно понимать, что он будет ответственен за составление отчетности и он должен понимать, что за цифры он будет вносить в отчетность.

План счетов для малого бизнеса

Следующим облегченным фактором ведения бухгалтерского учета малого предприятия является сокращенный вариант рабочего плана счетов. Т.е. для соблюдения принципа рациональности, на котором основана учетная политика, Минфин предлагает сократить некоторые счета, т.е. предлагает пользоваться основными счетами. Например, не использовать 23, 25, 26, 28,29, а все затраты относить на 20. Счет 41, 43 сразу списывать на 41. Счета 62,71,73,7576,79 относить на один общий 76. Конечно же, данный момент вам необходимо будет прописать в своей учетной политике.

Все мы знаем, что данные бухгалтерского учета систематизируются и накапливаются в регистрах бухучета.

Так вот, при применении упрощенной системы ведения учета формы регистров учета можно упростить. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Каждый субъект малого предпринимательства должен сделать для себя выбор: использовать ли ему простую форму учета или с использованием регистров учета.

Если он будет использовать простую форму учета, то ему необходимо помнить, что все расходы и доходы компании должны фиксироваться в книгах учета. А так же составление и сдачу отчетности для субъектов малого бизнеса ни кто не отменял. В связи с этим бухгалтеру малого бизнеса все равно придется вести учет по счетам бухучета, так как баланс формируется на основе остатков по счетам.

Ну а субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендуется применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества: регистрация фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Формы бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте

При формировании бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства должны исходить из того, что она должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении. В связи с этим основными формами бухгалтерской отчетности малого бизнеса являются форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Помощь в ведении бухгалтерского учета малого бизнеса

В связи с тем, что руководители малого бизнеса занимаются его развитием и у них нет времени и достаточных знаний для ведения учета и составления отчетности, а так же нет арендуемого места для работы штатного главного бухгалтера, многие из них заключают договора со специализирующимися фирмами, оказывающими удаленное ведение учета- бухгалтерский аутсорсинг. Т.е. вы передаете ведение учета по договору бухгалтерской фирме, а она в свою очередь полностью осуществляет не только аутсорсинг учета, но и несет все обязательства связанные с деятельностью вашей компании, вы имеете возможность получения консультаций специалистов широкого профиля по всем вопросам, касающихся ведения вашего бизнеса.

Стоимость ведения бухгалтерского учета малого бизнеса

Стоимость варьируется в зависимости от того, что у вас, ООО или ИП, от количества услуг, от количества оборотов по банку и многого другого. Но в стоимость удаленного бухгалтерского учета выходит на много дешевле чем оплата труда и налогов с заработной платы штатного бухгалтера. В среднем стоимость составляет от 10 000 руб. до 12 000 руб. в месяц.



mob_info