10 неполных предложений. Неполные предложения –. Каким является предложение: Летом Анечка болела редко, а поздней осенью и зимой - часто
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Конспект урока-практикума в 10 классе
Цель: закрепить практические навыки по теме «Неполные предложения»;
развивать орфографические, пунктуационные навыки, логическое мышление, умение делать собственные выводы;
воспитывать интерес к слову, стремление к познанию.
Ход урока:
1.Словарная разминка. Запишите правильно, в случае сомнения, обратитесь к орфографическому словарю.
Реферат, будущее, традиция, мозаика, экологический, прогрессивный, эффект, пессимизм, оптимизм, резервы, аккомпанировать, интенсивный, электрификация, колоссальный, традиция, комментатор, миропонимание, мировоззрение, идеология, ресурсы, гуманный, чествовать героя, деятельный.
Работа в парах. Взаимопроверка. Учитель высвечивает на экране слова для самопроверки.
Учитель: Какие предложения вы знаете? (Ответы: Простые, сложные, Сложные разных видов.) А как мы называем предложения, в которых пропущен один из членов предложения? Рассмотрите записанное на доске предложение. Каким оно является на ваш взгляд?
В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке – радость жизни.
(Неполное) Итак, каковы задачи нашего урока? Да, верно, закрепить, повторить материал о неполных предложениях.
К доске выходят два заранее подготовленных ученика и рассказывают материал о неполных предложениях, который учащиеся записывают в тетрадь.
Материал по теории вопроса
1 ученик. В двусоставном или односоставном предложении может быть пропущен один из членов, например:
Озёра привлекают нас своей гладью, моря – простором, реки- движением.
2 ученик. Пропуск одного или нескольких членов предложения возможен в сложном предложении. В его частях, кроме первой, в диалоге, так как пропущенные члены ясны из контекста или из ситуации и могут быть восстановлены, и предложение в этом случае становится полным.
Пример: С небольшого взгорья открылся город. У склона тянулись палисадники пригорода, а дальше – цепи фонарей и огненная нить моста, брошенная через реку.
Что вы заметили в неполных предложениях? (Наличие тире)
Нужно отличать неполное предложение от полного односоставного. Какой знак препинания ставится в неполном предложении при пропуске одного из членов?
2. Выполнение практических заданий через диапроектор. Знаки препинания учащиеся проставляют самостоятельно и с места комментируют знаки препинания
Каждое ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыромятиной, угольщики- березовым дымком, овчинники да валялы- овечьей шерстью, рогожники – душистой мочалой, богомазы – олифой, бондари да колёсники – дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просыхающей глиной, корзинщики- горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего.
3. Самостоятельная работа по карточкам в парах.
КАРТОЧКА
Подчеркните грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания.
Не зря каждый поэт послепушкинского времени считает для себя счастьем унаследовать и развить хотя бы одно какое-то из многочисленных пушкинских качеств. Так Некрасов развивает народно- песенную стихию. Лев Николаевич Толстой эпическую мощь и психологическую характеристику душевного мира Алексей Константинович Толстой сюжетно-драматическую стихию Фет пейзажно-лирическую Блок напряженно-раздумчивую трагедийную Ахматова – сосредоточенно-личную.
Проверяется работа в парах. Учитель ставит оценки за самостоятельную работу.
4. Отличаем неполные предложения от односоставных. Работа у доски. Найдите предложения безличные, определенно- личные, назывные.
Льёт без конца. В лесу- туман. Едем бором, черными лесами. Вот гора, песчаный спуск в долину. Вечереет. На горе перед нами лес щетинит новую вершину. Вижу в окна блеск и даль гор, холмов нагих.
Учитель: Сделаем вывод о неполных предложениях.
Учащиеся делают вывод, записывают его: Неполные предложения надо отличать от односоставных В неполных предложениях при отсутствии какого- либо члена предложения ставится тире. Неполные предложения являются одним из ярких выразительных средств, они делают нашу речь более яркой. Поэтому их часто используют в пословицах и афоризмах.
Запись ярких афоризмов с доски:
Лесть порождает друзей, правда – ненавистников.
Золото добывают из земли, знания – из книги.
В словах стариков – мудрость, в поговорке – поучение.
Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.
Домашнее задание: выписать из текстов произведений Л.Н. Толстого или И.С. Тургенева неполные предложения – 10 предложений.
1. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Влево, в углу, у дверей, на табурете — ведро воды для жаждущих (Пом.); За калиткой — третий плац, строевой, необыкновенной величины (Купр.); Мужики — за топоры… (А. Т.); И это вы — при дочери? (Фед.); А в двери — бушлаты, шинели, тулупы… (М.); За ночным окном — туман (Бл.); Олимпийский огонь — на нашей земле! (Газ.); В роли обиженных — маленькие дети; И затем — минутная тишина; Арбузов и дынь — горы; Коров — две; В ответ -— полное молчание; Впереди — А. Карпов.
При отсутствии паузы тире в эллиптическом предложении не ставится: А в доме стук, ходьба… (Гр.); Вдруг передо мною рытвина глубокая (Л.); Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали (Фет); У Хохла пожар! (М. Г.); Револьвер на стол! (К. Т.); Справа дверь в соседнюю комнату, слева выход на террасу (так оформляются ремарки в пьесах); В этом вся суть.
2. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения): Тёркин — дальше. Автор — вслед (Тв.); Забора — нет. Ворот — нет. Границ — нет. Перед домиком — цветник, ограда, позади — усыпанный свежим песком квадратный дворик (Кат.); Её [литературы] красота — в истине, её главное значение — в правде (Кор.); Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки (А. Т.); Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка (С.‑Щ.); Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня, в другом конце — леса, болота, мох (Фед.); И над этим плугом — все мечтанья, и под этим плугом — вся земля, и душа — как в первый миг свиданья, и душа — как парус корабля (Бл.); О, я хочу безумно жить, всё сущее — увековечить, безличное — вочеловечить, несбывшееся — воплотить! (Бл.); Молочный суп — на первое, блинчики с творогом — на второе.
3. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части: Лыжникам — хорошую базу; Массам — культуру; Молодёжи — образование. Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.
4. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта/объекта действия, обстоятельства (отвечают на вопросы: «кто — чему?», «кто — куда?», «что — куда?», «что — как?», «что — где?» ит. п.): Мастера искусств — молодёжи; Туризм — для всех; Отряды — в путь; Герои — рядом; Заботы и радости — пополам; Новые книги — нарасхват.
5. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза: Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо (Т.); За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние — медленно, ближние — вперегонку (А. Т.); Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова — резче, аргументы — непримиримее (Гол.); Мир освещается солнцем, а человек — знанием (Посл.); Подберите ещё несколько примеров, каких — не имеет значения; У него в глазах — как бы поскорее отделаться от меня; Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, — непреклонностью; Мы взялись за дело весело, они — даже с энтузиазмом; Трудно было установить, кто из них был прав, кто —виноват (ср. без вспомогательного глагола: Трудно было установить, кто прав, кто виноват ); Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, — против (ср.: Одни голосовали за, другие против ); Идти дальше через трясину было опасно, оставаться — тоже; Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из лёгких металлов — только сплавы титана; Предстояли большие строительные работы, а главное — сооружение водопровода; Вы здесь уже давно, а я — только несколько дней; Одни работают, донимая своё дело как общее для всех, другие — стараясь извлечь выгоду только для себя; Пассажиры… рассовывали чемоданы, сумки, свёртки, переносили подушки, кто — чтобы лечь головой от окна, кто — чтобы головой к окну (Роз.); Карманы были двойные: внутренний — из полотна, внешний — из серого коленкора (Юг.); Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка — два атома водорода, а один атом алюминия — три атома водорода.
При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится: Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку (Ч.); Из нашей батареи только Солёный пойдёт на барже, мы же со строевой частью (Ч.); Алёша смотрел на них, а они на него (Дост.); У вора один грех., а у нас с хозяином десять (Остр.); …Ты делаешь вещи долгие, а я короткие (Леон.).
6. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена (иногда и без пропуска): Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством (Гонч.); В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой — в радиорубке, третий — в геологической партии, четвёртый — в море, пятый — в небе, на скрещении воздушных дорог (Горб.); В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи —- неохотно и безучастно (М. Г.).
То есть такие, в которых пропущен один из членов, нередко встречаются как в разговорной, так и в литературной речи. Отсутствовать в них могут не только второстепенные, но и главные члены предложения - подлежащее либо сказуемое.
Их смысловая нагрузка легко восстанавливается как из контекста (из предложений, предваряющих данное), так и из знания собеседником или читателем ситуации.
Пример неполного предложения:
Где ваш брат?
Здесь «Уехал» - неполное предложение, состоящее из одного слова. В нем пропущено подлежащее, но можно понять из предыдущего высказывания, о ком именно идет речь (о брате).
Определенную сложность представляет различение неполных и односоставных предложений, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое. Здесь можно пользоваться следующим критерием. Например, из предложения «В лесу собирают ягоды» совершенно непонятно, кто именно совершает действие. Возьмем другой пример: «А где твои подруги? - В лесу собирают ягоды». Здесь пропущено подлежащее, но из контекста можно легко установить, кто именно совершает указанное действие (подруги). Значит, в первом случае мы имеет дело с односоставным, а во втором - с неполным двусоставным предложением, хотя перечень слов в них совершенно одинаков.
Следует отметить, что диалог с неполными предложениями - это наиболее частая, характерная ситуация их употребления. Педагогу, исследуя такие примеры в учебной практике, достаточно просто создать у учащихся представление о неполном предложении как о разновидности полного - в отличие от односоставных предложений, где один из (обязательно!) главных членов не пропущен, а попросту невозможен. Для этого можно также сопоставлять полные и неполные предложения. В неполном все члены сохраняют те же грамматические формы и функции, что и в полном. В свою очередь, также могут быть неполными, если слово, которое в них пропущено, можно легко восстановить из контекста:
Как тебя кличут, девица?
Неполные предложения (примеры можно найти ниже) могут быть двух типов, в зависимости от того, каким образом восстанавливается их смысл: контекстуальные либо ситуативные. Внутри первых выделяют:
Знания - сила.
Что же касается знаков препинания в неполных предложениях, то в них часто ставится тире. Его роль в этом случае, как уже говорилось выше, - замена пропущенного слова, обычно сказуемого.
Я пришел с занятий рано, а сестра - поздно.
В этом примере тире заменяет слово «пришла», позволяя избежать некорректных, ненужных повторений.
На столе - хлеб и фрукты.
В этом примере тире употреблено вместо отсутствующего сказуемого (эллиптическое предложение).
Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).
Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).
Обратите внимание!
Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.
В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).
В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).
В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
(Песков).
Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.
Обратите внимание!
Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:
1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.
Весенний лес ; Вход в зал ;
2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.
Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:
За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).
Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном - туман (Блок);
в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:
Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).
План разбора неполного предложения
- Указать тип предложения (полное - неполное).
- Назвать пропущенный член предложения.
Образец разбора
Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).
Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .