Вечернее богослужение в православной церкви, что входит. Повечерие


О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе , соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения , установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное .

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».


НАГЛЯДНАЯ СХЕМА СУТОЧНОГО КРУГА БОГОСЛУЖЕНИЯ


Вечер
1. Девятый час - (3 часа дня)
2. Вечерня
3. Повечерие

Утро
1. Полунощница - (12 часов ночи)
2. Утреня
3. Первый час - (7 часов утра)

День
1. Третий час - (9 часов утра)
2. Шестой час - (12 часов дня)
3. Литургия

Псалом 50

П омилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Устав совершения малого повечерия находится в Часослове и в Октоихе «в субботу на повечерии». Краткие замечания о нем сделаны в 7 и 9 главах Типикона. Последование малого повечерия полностью содержится только в Следованной Псалтири и Каноннике, а в Часослове дано неполное последование со ссылками на молитвословия из Великого повечерия и вседневной полунощницы.

По указанию 7 главы Типикона малое повечерие должно совершаться в притворе. В настоящее же время малое повечерие в большинстве случаев читается священнослужителями келейно или же входит в состав вечернего монашеского правила (малое повечерие с 3-мя канонами и вечерние молитвы) и совершается в храме, а не в притворе.

Перед началоммалого повечерия священник облачается в епитрахиль и поручи (согласно установившейся повсеместной практике), крестится, целует край святого престола и Евангелие и снова крестится. Затем при закрытой завесе царских врат, он выходит северной дверью на солею. Сотворив три поклона перед царскими вратами, священник возглашает: «Благословен Бог наш...».

Примечание. Такое начало малого повечерия положено в том случае, если оно совершается после великой вечерни или же отдельно, в своё время, но не сразу же за вечерней. Если же перед малым повечерием совершалась вседневная вечерня, то священник после произнесения отпуста вечерни в алтарь не уходит, а сразу же на солее полагает начало малого повечерия: «Благословен Бог наш...». После трёх поясных поклонов на «Приидите, поклонимся…» он уходит северной дверью в алтарь, где, закрыв завесу, крестится, целует край престола и Евангелие, снова крестится, покрывает престол покрывалом и снимает фелонь.

Чтец: «Аминь», «Приидите поклонимся…» (трижды) и три псалма: 50 псалом –«Помилуй мя, Боже...» (находится в последовании вседневной полунощницы), 69 псалом – «Боже, в помощь мою вонми...» (находится в последованиивеликого повечерия) и 142 псалом –«Господи, услыши молитву мою...» (находится в последовании великого повечерия).

Священник после трёх поясных поклонов на «Приидите, поклонимся…» уходит северной дверью в алтарь, становится перед престолом и стоит здесь до конца малого повечерия, произнося положенные возгласы.

Примечание. Если малое повечерие совершается отдельно от вечерни, то начало обычное: «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небесный…», Трисвятое по «Отче наш…». Далее : «Господи, помилуй» (12 раз) и «Приидите поклонимся…» (трижды).

Затем чтец читает великое славословие: «Слава в вышних Богу...» (находится в последованиивеликого повечерия), которое читается и на утрене. После славословия читается «Символ веры» (находится в последованиивседневной полунощницы) и далее читается канон. О каноне в Часослове умалчивается, но 9 гл. Типикона указывает молебный канон Божией Матери из Октоиха рядового гласа, да и в самом Октоихе на каждый день седмицы, в том числе и накануне воскресенья, помещается канон Пресвятой Богородицес указанием припева к нему: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Дни, когда канон на малом повечерии читать не поло­жено:

1) Пасхальная седмица;

2) седмичные дни периода Пятидесят­ницы;

3) начиная от вечера понедельника Святого Духа до Недели всех святых;

5) вечер недели сыропустной, если совершалось бдение;

6) седмичные дни мясопустной и сыропустной недели, кроме сыропустной среды и пятка. Но если в сыропустную седмицу случиться Сретение, то на повечерие переносится трипеснец Триоди утрени того дня на который выпал праздник.

Дни, когда на малом повечерии вместоканона БогородицыизОктоихаположены другие каноны:

1) в дни предпразднства праздников Рождества Христова, Богоявления и Преображения, а именно: с 20 по 24 декабря, с 2 по 5 января и 5 августа (если выпадает в воскресенье). В эти дни канон БогородицыОктоихазаменяется трипеснцами иканонами Минеи;

2) в первое воскресенье Великого поста читается канон пророкам из Триоди;

3) в пятницы сырной седмицы и седмиц Пятидесятницы (исключение: пасхальная седмица), когда читаются заупокойные каноны гласа из Октоиха, положенные в субботу на утрени и каноны святых, прилучившихся в субботы и воскресенья;

4) от пятницы седмицы Ваий до дня Пасхи, когда читаются трипеснцы и каноны Триоди Постной;

5) в день праздника Пятидесятницы читается канон Святому Духу из Триоди.

Дни, когда на малом повечерии положеныдваканона:

1) во все воскресные дни Великого поста, когда поются каноны святых, память которых случится в период от субботы Лазаревой до Антипасхи, а также в 2-ое, 3-ье, 4-ое и 5-ое воскресенье, в среду 4-ой и четверг 5-ой седмиц Великого поста. Сначала поётся канон Богородицы, а потом канон Минеи;

2) от вечера Антипасхи до субботы перед Пятидесятницей, когда к канону Богородицы добавляются трипеснцы Триоди(причём трипеснцы заменяют те песни, на которых они добавляются, например, в понедельник – 1-я, 8-я и 9-я песни канона опускаются, а вместо них поются трипеснцы).

3) в те дни, на которые по Типикону и Минее переносятся службы святых (главным образом каноны): св. Евдоксия 9 сентября, св. Андрея Юродивого 2 октября, преп. Палладия 27 ноября и другие.

Каноны исполняются следующим образом. После окончания вседневного славословия и прочтения Символа Веры поётся канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов ) и канон святого из Минеи (без ирмосов) с припевами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек),моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце каждой песни: «Слава» тропарь, «И ныне» Богородичен. Таким образом, исполняются все песни канона.

По 3-й песни кондак и седален Минеи.

По 6-й песни седален Богородицы (см.: Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»).

По 9-й песни стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» Богородичен или Крестобогородичен (для службы под среду и пятницу) находятся на ряду в Минее. Если на ряду этих текстов нет, то они заимствуются из приложения Минеи по гласу последней стихиры, от меньших (2-е приложение).

Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым , находим полный и, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поётся канон Богородицы (Октоиха), потом святого(Минеи). По 3-й песни седален Минеи, «Слава, и ныне» Богородичен или Крестобогородичен. По 6-й песни седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3-й песни седален святого, «Слава, и ныне» седален Богородицы (см. его по 6-й песни), а по 6-й песни кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см.выше), «Слава» святого (если есть), «И ныне» Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» третья стихира святого, «И ныне» Богородичен или Крестобогородичен.

Если же малое повечерие совершается келейно, или входит в состав вечернего монашеского правила, то к положенным Уставом канонам (а иногда и вместо них) добавляются каноны изКанонника, которые входят в правило при подготовкек Причащению.

Затем поётся «Достойно есть…». В Страстную седмицу вместо «Достойно есть…» поётся ирмос 9-й песни канона. В вечерже двунадесятых праздников и в дни попразднства пение задостойника Уставом не полагается. Только в вечер недели Пятидесятницы, т. е. в навечерие понедельника Святого Духа поётся ирмос 9-й песни канона Святому Духу. Но в последовании недели Антипасхи и Самаряныне указывается «Достойно есть…», а о«Светися, светися…» ничего не говорится.

Священник в алтаре произносит возглас: «Яко Твое есть Царство…».

Чтец: «Аминь» и тропари по Уставу (см.:Типикон, гл. 52). Сначала тропарь дню седмицы, затем святому, храму и рядовые тропари по Часослову: тропарь всем святым – «Боже отец наших...», тропарь мученикам –«Иже во всем мире мученик Твой...», «Слава» – – «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам...».

Порядок пения или чтения тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы.

В среду и пятницу в течение всего года в храме, посвящённом Господу, не читается тропарь храма, а читается тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя...» и кондак: «Вознесыйся на Крест...» (см.:Типикон, гл. 52).

В субботу сначала читается тропарь храма, затем дневной тропарь: «Апостоли, мученицы…», «Слава» кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» кондак: «Яко начатки естества…». Если же храм освящён в честь святого, то тропарь храма не поётся «во весь год», потому что в дневном тропаре упоминаются все святые (см.:Типикон, гл. 52). Если же в субботу отправляется заупокойная служба, то после дневного тропаря: «Апостоли, мученицы…» добавляетсязаупокойный тропарь: «Помяни, Господи, яко благ…». Затем«Слава» кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» кондак: «Яко начатки естества…».

Тропари дневного святого и святого, в честь которого освящён храм, а также «Боже отец наших...» и др. поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В празд­ничные дни, или же если совершалась славословная или полиелейная служба, а также в период предпразднства и попразднства, вместо них читается только кондак праздникаилисвятого. Если же совершалась славословная или полиелейная служба в период предпразднства и попразднства, то читается кондак святому, «Слава, и ныне» кондак праздника.В седмичные и воскресные дни периода Пятидесятницы от Пасхидо недели Всех Святых читаются кондаки Цветной Триоди. В воскресные дни (если совершается великая вечерня отдельно от утрени, тогда совершается и малое повечерие) читается воскресный кондак гласа, но от недели Мытаря и фарисея и во всю Четыредесятницу читаются кондаки Триоди Постной.

После пения тропарей и кондаковчтец произносит: «Господи, помилуй» 40 раз и молитву: «Иже на всякое время и на вся­кий час...» (находится в последовании вседневной полунощницы). Далее:«Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче» (находится в последованиивседневной полунощницы).

Священник в алтаре произносит возглас: «Молитвами святых отец…».

Чтец: «Аминь» и молитву к Пресвятой Деве: «Нескверная, неблазная…» (находится в последованиивеликого повечерия). Затем следует молитва к Господу: (находится в последованиивеликого повечерия). За этими молитвамичтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево...» (находится в последованиималого повечерия). И наконец, воссылает сла­вословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (находится в последованиималого повечерия).

Примечание. Если малое повечерие совершается келейно, или входит в состав вечернего монашеского правила, то после молитвы: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...» читаются тропари: «Помилуй нас, Господи…», «Слава» «Господи, помилуй нас…», «И ныне» «Милосердия двери…» и далее последование «Молитв на сон грядущим» которое заканчивается краткой сугубой ектенией и малым отпустом.

Священник во время чтения молитвы: «Упование мое Отец…» выходит из алтаря северной дверью и перед царскими вратами возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже…».

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды).«Благослови».

Священник произноситмалый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

Затем священник творит земной поклон в сторону народа, приклоняет колена и испрашивает себе про­щение у молящихся в храме: «Благословите, отцы святии (в приходском храме«братия и сестры»), простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и все­ми моими чувствы».

Молящиесяотвечают: «Бог простит тя, отче святый».

Священник, став прямо лицом к алтарю произносит ектению: «Помолимся о Великом Господине и отце нашем...» (см.:Часослов, Последование вседневной полунощницы и Служебник, Приложения, Триодь Постная).

Хор на каждое прошение отвечает: «Господи, помилуй» (единожды).

После последнего прошения священника: «Рцем и о них» хор поет: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник произносит конечный возглас: «Молитвами святых отец наших...».

Хор: «Аминь».

После этого священник совершает три поясных поклона перед царскими вратами, входит в алтарь южной дверью, делает поклон перед престолом, целует край его и разоблачается совершенно. Сотворив поклоны святому престолу, он выходит из алтаря, полагает малый поклон пред царскими вратами и оставляет храм.

III. УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖНИЕ

ПОЛУНОЩНИЦА

В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три от­дельных последования полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, в Типиконе есть устав вседневной (Понедельник 1-ой седмицы Великого поста), и воскресной (см.Типикон, гл.7) полунощницы. Та или другая полунощница совершаются сообраз­но с днём седмицы и указанием Устава.

Вседневная полунощница совершается во все дни седмицы кроме субботы.

Субботняя полунощница совершается только по субботам.

Воскресная полунощница совершается только по воскресеньям и только в том случае, если по каким-либо причинам не служится бдение, а совершаются отдельно великая вечерня и полиелейная утреня.

Полунощница, как и малое повечерие, не совершается в том случае, если служится всенощное бдение , а также в некоторых других случаях (см.:Типикон, гл.2, 7; пятница и суббота 5 седмица Великого поста, среда Страстной седмицы).

Иногда полунощницу положено совершать не в храме, а в келлиях: пятница 5 седмицы Великого Поста и период от Великого четверга и до Фоминой недели.

"Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста)", т. е. в вечер тех дней, в которые не совершалась полная Литургия. "Повечерие, как показывает самое наименование, есть служба, совершаемая "по вечери", т. е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну". Через молитвы великого повечерия "…Церковь располагает нас к покаянию… которое в конце дня особенно необходимо и благовременно, как отчет пред Богом в нашем поведении в течение дня". Согласно Известию учительному в Служебнике, со службой повечерия соединены воспоминания "…о сошествии Христа во ад, о победе Его над диаволом и об освобождении из ада и введении в рай душ всех праведников". Также в последовании великого повечерия содержатся молитвы о сохранении от ночного страха и внезапной смерти.

Великое повечерие можно состоит из трех частей.

Первая часть. Обычные начальные молитвословия. "Приидите, поклонимся…" трижды. В первые четыре дня Великого поста, когда на повечерии читается канон св. Андрея Критского, после "Приидите, поклонимся…" читается 69-й псалом: "Боже, в помощь мою вонми…", и начинается чтение Великого канона.

После "Приидите, поклонимся…" - псалмы: 4-й, 6-й, 12-й. "Слава, и ныне". "Аллилуия…" (3). "Господи, помилуй" (3). "Слава, и ныне". Псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. "Слава, и ныне". "Аллилуия…" (3). "Господи, помилуй" (3). "Слава, и ныне". В этих шести псалмах выражается надежда на Бога в подаянии земных благ (пс. 6), скорбь о грехах и моление об их прощении (пс. 6, 12), надежда на прощение грехов и на защиту от врагов (пс. 24, 30 и 90).

Далее поются пророческие стихи из книги пророка Исаии (Ис., гл. 8 и 9): "С нами Бог, разумейте языцы и покарайтеся, яко с нами Бог…". В них говорится о Христе Сыне Божием, о Его воплощении и о плодах этого воплощения для неверующих и для верующих.

Затем поются тропари в честь Св. Троицы, в которых испрашиваются вечер и ночь без греха: "День прешед, благодарю Тя, Господи…". "Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко…". "И ныне: День прешед, песнословлю Тя, Святый…".

После этих тропарей читается тропарь: "Безплотное естество…". В нем воспоминается о славословии ангелами Св. Троицы и содержится молитва к Богородице, апостолам, пророкам и мученикам о нас, чтобы и мы сподобились прославлять Троицу. После тропарей, прославляющих Св. Троицу читается Символ веры, в котором исповедуется вера в Троицу и в домостроительство нашего спасения. Далее произносятся молитвы ко всем святым, как к тем, которые достигли спасения и имеют дерзновение молиться перед Богом и о нас. Заключаются эти обращения к святым прошением к Богу об очищении от грехов - в знак того, что, прося святых о себе, мы и сами должны заботиться о спасении.

Далее - снова усиленное обращение к Св. Троице: Трисвятое по "Отче наш…". Затем поются тропари. Для понедельника и среды назначаются три тропаря: "Просвети очи мои…" (в нем содержится молитва о просвещении души). "Слава" - "Заступник души моея буди…" (об заступлении от соблазнов и спасении души). "И ныне" - "Яко не имамы дерзновения…" (молитва к Богородице).

Для вторника и четверга назначаются четыре тропаря: "Невидимых враг моих…" (о защите от врагов и просвещении ума). Стих: "Призри, и услыши мя, Господи Боже мой", тропарь: "Яко страшен суд Твой, Господи…" (о Страшном Суде). "Слава" - "Слезы ми даждь, Боже…" (прошение о даровании покаяния в грехах). "И ныне" - "Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея…".

После тропарей - "Господи, помилуй" 40 раз. "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим…". "Именем Господним благослови, отче" - благословение на окончание первой части повечерия. Иерей: "Молитвами святых отец наших…". Чтец: "Господи, Господи, избавлей нас…" - молитва, в которой кратко излагаются моления, заключающиеся в первой части повечерия. Вторая часть великого повечерия - покаянная.

"Приидите, поклонимся…" трижды. Пс. 50-й, 101-й и покаянная молитва Манассии, царя Иудейского: Господи Вседержителю…". Трисвятое по "Отче наш…". Покаянные тропари: "Помилуй нас, Господи…". "Слава" - "Господи, помилуй нас…". "И ныне" - "Милосердия двери отверзи нам…". "Господи, помилуй" 40 раз. "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим…". "Именем Господним благослови, отче". Иерей: "Молитвами святых отец наших…". Покаянная молитва ко Св. Троице: "Владыко Боже Отче Вседержителю…".

Третья часть великого повечерия "…главным образом, состоит из славословий и хвалений Богу и святым угодникам Божиим, и она подобна той части утрени, которая начинается пением канона".

"Приидите, поклонимся…" трижды. Пс. 69: "Боже, в помощь мою вонми…" (молитва о спасении от врагов). Пс. 142: "Господи, услыши молитву мою…" ("сей есть от семи покаянных псалмов, есть молитва сокрушенного сердца, о грехах кающегося"). Эти псалмы "…составляют как бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в псалме: "Боже, в помощь мою вонми", говорится: "Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже…". И в псалме: "Господь, услыши молитву мою" слышим: "… Имене ради Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою". Таким образом, здесь содержится как бы указание на то, что Господь, сошедши во ад, возвел из темницы ада души праведников".

Далее читается великое славословие, читаемое на непраздничной утрени. Оно "…составляет как бы продолжение молитвословий, содержащихся в предшествующих ему псалмах. В славословии находятся самыя слова 142-го псалма "Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой"".

После великого славословия читается канон, "…в котором прославляются святые, возрадовавшиеся и возвеселившиеся о Боге, ищущие Бога, которых Господь оживил, и души коих правдою Своею извел от печали". "Великий канон читается не в третьей части повечерия, где обыкновенно канон составляет торжественную часть службы, а в самом начале повечерия потому, что Великий канон приготовляет, настраивает душу к покаянному молению, какое затем и следует в повечерии".

В пятницы вечером на великом повечерии читается заупокойный канон Октоиха с утрени субботы и канон святого, случившегося в субботу или неделю этой седмицы. "С понедельника 2 седм. Великого поста начинается совместное пение канона Пр. Богородицы и канонов тех святых, которые прилучатся в период времени от Лазаревой субботы до недели Антипасхи". В пятницы вечером канон Богородицы не поется, так заменяется заупокойным каноном Октоиха.

После канона читается "Достойно есть…". Трисвятое по "Отче наш…". Затем велегласно и косно поется на 6-й глас тропарь: "Господи сил, с нами буди…" и 150-й псалом: "Хвалите Бога во святых Его…". Тропарь поется после каждого стиха псалма. Затем поется: "Слава" - тропарь: "Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…". "И ныне" - "Многая множества…". "Всесвятая Богородице…". "Все упование мое…".

"На великом повечерии в пятницу вечером вместо "Господи сил, с нами буди" будет читаться:

)на 1-й седмице - кондак св. великомученику Феодору Тирону;

)на 2-й, 3-й и 4-й седмицах - кондак "Со святыми упокой…";

)на 6-й седмице в пятницу вечером - кондак св. Лазаря…"".

После "Господи сил…" (или кондака) - "Господи, помилуй" 40 раз. Далее великое повечерие совершается как и малое, за исключением:

вместо возгласа: "Молитвами святых отец наших…" - возглас: "Боже, ущедри ны…", а после него - молитва прп. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, Трисвятое по "Отче наш…" и "Господи, помилуй" 12 раз;

вместо отпуста: "Христос, истинный Бог наш…" священник читает коленопреклонную молитву: "Владыко Многомилостиве…".

Великие повечерия, совершаемые в пятницу вечером заканчиваются так же, как и малые повечерия в период пения Октоиха.

9. Малое повечерие

После вседневной вечерни, так же, как и после великой вечерни, когда не положено всенощного бдения, совершается Малое повечерие (в монастырях оно бывает обычно после вечерней трапезы, перед отходом ко сну и соединяется с чтением молитв на сон грядущим). Малое повечерие служится в течение почти всего года; только в будничные дни Великого Поста, исключая среду и пятницу 5–ой седмицы, да во вторник и четверг сырной седмицы, вместо малого совершается Великое Повечерие. Порядок малого повечерия следующий:

«Благословен Бог наш …»

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Царю Небесный.

Трисвятое по «Отче наш ».

«Господи, помилуй », 12 раз.

Слава, и ныне .

Приидите поклонимся , трижды.

Псалом 50–ый: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей …»

Псалом 69–ый: «Боже, в помощь мою вонми …»

Псалом 142–ый: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое …»

«Слава в вышних Богу …» славословие, которое на будничной утрени.

Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя …»

Канон Пресвятой Богородице из Октоиха (см. Типикон гл. 9).

«Достойно есть …»

Трисвятое по «Отче наш »

Тропари дневному святому, храму или предпразднству.

Тропарь: «Боже отец наших …», «Иже во всем мiре …»

Слава: «Со святыми упокой …»

И ныне: «Молитвами, Господи, всех святых …»

«Господи, помилуй » 40 раз.

Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час …»

«Господи, помилyй » трижды, Слава и ныне , «Честнейшую Херувим ».

«Именем Господним благослови, отче

Возглас иерея: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас

Молитва «Нескверная, неблазная …»

Молитва «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим …»

«Преславная Приснодево …»

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын …»

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе

Слава и Ныне , «Господи, помилуй » трижды, «Благослови

Отпуст малый.

Прощение обычное и особая ектения повечерия.

Значение повечерия указано в так называемом «Известии Учительном», помещаемом в конце Служебника. Там говорится: «Иерей, повечерие и ко сну идя молитвы совершая, благоговейно да размышляет: Како пресвятая душа Спасителева, Божеству совокупленная, во ад сошедши, державно князя тьмы связа, того царство плени, и души от века всех сущих тамо праведных от мучительства его освободи, с Собою возведе, и в рай даже до Своего преславного вознесения всели. Тем, благодаря Его за вся благодеяния, яже спасительною страстью и животворною Своею смертью роду человечеству сотвори, прилежно молит, да и его вся согрешения тех ради очистив, от вечные муки избавит его и Царствия Своего сподобит, Пречистую же Богородицу, сообщницу страстем и смерти Сына Своего бывшую, и сия зрящи сболезновавшую, прилежно молит, еже в житии сем предстательницею и ко всем добродетелем помощницею быти, и в день исхода от тела душу от всех диавольских навождений крепким Своим предстательством избавивши, в царствии Сына Своего вселит». Повечерие, как видим, и составлено сообразно с этими мыслями.

В дни предпразднества Рождества Христова с 20 по 24 декабря, а также предпразднства Богоявления с 2 по 5 января канон Богородице на повечерии заменяется особыми трипеснцами и канонами из Минеи. Также и 5 августа, если оно случится в неделю. В дни попразднства Рождества Христова и Богоявления повечерия бывают совсем без канона. На Страстной седмице на повечерии также положены особые трипеснцы из Триоди Постной. В день Пятидесятницы, вместо канона Богородице, особый канон Святому Духу из Триоди Цветной. От недели св. Фомы до субботы пред Пятидесятницей на повечерии к канону Пресвятой Богородице присоединяется еще трипеснец Триоди Цветной (напечатаны в конце Триоди все подряд), причем «идеже глаголем трипеснец, Богородицы песнь канона оставляется». В некоторых случаях указывается читать на повечерии не только канон, но и стихиры.

После отпуста в конце повечерия совершается так называемое «Обычное прощение», которое состоит в том, что служащий иерей творит поклон в землю, прося прощения у стоящих в храме, со словами: «Благословите, отцы святи и братие, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы », а потом, поднявшись, благословляет, говоря: «Благодатью своею Бог да простит и помилует всех нас! » После этого говорится особая ектения с краткими прошениями.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Повечерие Не меньшим видоизменениям, чем часы, подвергался и чин повечерия, и точно также особенности разных уставов не влияли на развитие этой службы: в Студийских и Иерусалимских уставах она имела общую историю. Самые ранние указания на эту службу дают понять, что она

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

Трехчастное повечерие Таким образом «Чин 12 ночных псалмов» увеличил число псалмов повечерия от первоначальных 6 до 12, и внес в него утренний гимн «Слава в вышних Богу», так как, благодаря слиянию этого чина с повечерием, последнее, по идее, должно было продолжаться до утра;

Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестен

Малое повечерие Теперь повечерию оставалось развить до нынешнего вида вторую свою часть и на основе ее образовать особый вид малого повечерия. Это наблюдается в часословах Синайской библиотеки № 868 XIII–XIV в. и Афоно-Ватопедской библ. № 350 XII в. В первом повечерие, в

Из книги Проповеди. Том 3. автора

Великое повечерие с каноном Андрея Критского В будние дни Великого поста и в дни малых постов, когда совершается служба с Аллилуйя, а также в те дни года, когда вечерня служится во второй половине дня (например, Рождественский и Крещенский сочельник), Устав назначает

автора Комаров Виктор

«Не бойся, малое стадо!» «Господь - Пастырь мой!.. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды имени ради Своего» (Пс. 22:1–3). Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы своих - миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе,

Из книги Атеизм и научная картина мира автора Комаров Виктор

НЕ БОЙСЯ, МАЛОЕ СТАДО! Не думайте, что только о великом празднике Покрова Пресвятой Богородицы буду я говорить: не изъяснять значение этого праздника буду я, ибо не раз уже изъяснял его.Буду говорить совсем о другом, буду говорить о малом стаде Христовом.Почему же, почему в

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги ВЕЛЕС автора Черкасов Илья Геннадьевич

Большое и малое Изучение «черных дыр» приводит нас к еще одному несколько неожиданному и экзотическому выводу о возможной связи микро- и мегаявлений.Как и всякий объект, имеющий некоторую массу, «черная дыра» обладает определенным полем тяготения. Но поскольку из

Из книги Слова Будды автора Вудворд Ф. Л.

Из книги Слова Будды автора Вудворд Ф. Л.

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Еще о волхвах слово малое. ВОЛХОВЕ СВЕТЕ ВЛЕСОВЕ ДЕТЕ ГОРАЗДО ВОЗРАДЕ БОЖЕСКА РАДИ СЛОВОМ А ДЕЛОМ А ДОБРЫМ ПРИМЕРОМ ЧЕСТНЫМ ОГНЕМ ДА СВЯТЫМ ЖИТИЕМ! ГОЙ! Речено Вещими: «Много сметливых, да мало Мудрых». Поистине, так! Спросишь иного о чём-то – ответит словесами лепыми да

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Это малое тело содержит все Однажды Возвышенный пребывал вблизи Саваттхи, в роще Джета, в парке Анатхапиндики, благотворителя бедных.И вот в то время некий Рохитасса, сын дэва, когда ночь уже клонилась к концу, осветил чудесным сиянием всю окружность рощи Джета; он

Из книги автора

Малое повечерие Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Царю небесный…Святый Боже… (трижды).Слава… и ныне…Пресвятая Троице…Господи помилуй (трижды).Слава… и ныне…Отче наш…Господи, помилуй (12раз).Слава…

Из книги автора

«Малое оглашение» 36. Первая его книга есть так называемое «Малое оглашение», состоящее из 134 поучений. Оно было изложено братьям в устных беседах и в нем превосходными рассуждениями и божественнейшими словами искусно начертано то, что прилично каждому дню, именно:

Из книги автора

Не бойся, малое стадо! Не думайте, что только о великом празднике Покрова Пресвятой Богородицы буду я говорить: не изъяснять значение этого праздника буду я, ибо не раз уже изъяснял его.Буду говорить совсем о другом, буду говорить о малом стаде Христовом.Почему же, почему в



mob_info