Что такое парные согласные? Проверка парных согласных звуков в корне слова Закрепление знаний на практике

Парные согласные

Согласные, соотносительные по глу-хости-звонкостп: (б-п), (б’-п’), (в-ф), (в’-ф’1 (г-к), (г’-к’), (д-т), (д’-т’), (ж-ш), (ж’-ш’) (з-с), (з’-с’); по твердости-мягкости! (б-б’), (в-в’), (д-д’) и т, д.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "парные согласные" в других словарях:

    Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется: 1) участие голоса и шума. Согласные… … Словарь лингвистических терминов

    Согласные звуки, при артикуляции которых спинка языка отодвигается назад (сочетаются с гласными заднего ряда). Все, кроме Ш, Ж, Ц, имеют парные мягкие, с которыми часто чередуются в составе одной морфемы, ср.: село/в селе, любовь/любить,… … Литературная энциклопедия

    Казанская лингвистическая школа направление в языкознании, к которому принадлежали И. А. Бодуэн де Куртенэ, его ученики Н. В. Крушевский (как и Бодуэн, он может быть назван русско польским учёным) и… … Википедия

    обозначение на письме твердости/мягкости согласных - Парные твердые и мягкие обозначаются одной и той же буквой. Твердость обозначается гласными а, о, у, ы, э. Мягкость согласной перед гласной обозначается буквами я, ё, ю, и. Буква е может обозначать и твердые, и мягкие предшествующие согласные. На … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия … Википедия

    Язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия … Википедия

    Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия … Википедия

    Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия … Википедия

    Калмыцкий язык Самоназвание: Хальмг келн Страны: Россия, Китай, Монголия Регионы: Калмыкия, Синьцзян Уйгурский автономный район Официальный статус: Калмыкия … Википедия

Книги

  • Парные согласные Г-К. Логопедический материал для автоматизации звуков. ФГОС ДО , . Пособия "Парные согласные. Логопедический материал" предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Лексический материал для автоматизации звуков, представленный в пособиях, используется на…
  • Парные согласные Б-П. Логопедический материал для автоматизации звуков. ФГОС ДО , . Пособия «Парные согласные. Логопедический материал» предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Лексический материал для автоматизации звуков, представленный в пособиях, используется на…

Урок-сказка по теме : « Особенности произношения звонких и глухих

согласных. Парные согласные по звонкости-

глухости, мягкости – твердости»

Разработка урока русского языка

по учебнику Т.Г. Рамзаева для 2 класса (1-4)

учителем начальных классов МКОУ Думчевская

средняя общеобразовательная школа

Залесовского района Алтайского края

Лебедевой Натальи Владимировны

С. Думчево 2010г.

Тема: Особенности произношения звонких и глухих согласных.

Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости – твердости.

Цели: 1. Создать условия для знакомства учащихся с особенностями

произношения звонких и глухих согласных.

2. Создать условия для формирования у учащихся умения различать

парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

3. Создать условия для развития у учащихся умения выделять звуки в

словах, характеризуя их, устно составлять предложения.

4. Создавать условия для развития у учащихся умения ставить цели к

уроку, планировать свою деятельность, работать в парах, давать

самооценку и взаимооценку.

Оборудование: Карта с царством согласных звуков, раздаточный материал к играм: «Лото», «Засели домик», карточки со звуками, геометрические фигуры, изображающие звуки, музыкальное произведение Э.Грига «Утро».

I .Мотива- - Ребята, вы любите сказки? Наш урок будет необычным.

ция Сегодня у нас урок-сказка.

Настрой Итак, сядьте поудобнее, слушайте внимательно. Сказка

на воспри- начинается. (Звучит музыка Э.Грига «Утро»)

ятие темы За широкими морями, за дремучими лесами, за высокими

урока горами в стране звуков находится царство «Согласные

звуки», которое делится на 2 княжества: «Звонкие

согласные» и «Глухие согласные». (Приложение 1)

II .Определе- - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

ние темы - О чём пойдёт речь? (о согласных звуках)

урока

парн. согл. ?

непарн. согл. ?

звонк. согл. ?

глух. согл. ?

Согласные

звонк. глух.

III . Плани- - Что повторим на 1-ой ступеньке нашей лестницы? (Какие звуки

рование ра- называются согласными. Какие согласные звуки называются звонкими,

боты а какие – глухими.)

Целепола- - Чему будем учиться на 2-ой ступеньке? (Различать звонкие и глухие

гание согласные.)

- Рассмотрите страницы учебника. Чему будем учиться на 3-ьей

ступеньке лестницы? (Различать парные и непарные согласные.)

Какие умения будем развивать на 4-ой ступеньке, выполняя упражнения

на странице учебника? (Выделять звуки в словах.)

Почему солнышко не улыбается? (Мы не прошли все ступени нашей

лестницы.)

IV. Повторе- - Поднимаемся на I ступень нашей лестницы. Вспомнить понятия «соглас-

ние понятий ные звуки», «звонкие и глухие согласные звуки» нам поможет игра

«согласные «Лото». (Приложение 2)

звуки», «звон- - Кто быстрее в парах соберёт свою карточку? (Учащиеся работают в па-

кие, глухие рах)

согласные Вывод: Что повторяли на I ступени лестницы? Так в чём особенность

звуки» произношения звонких и глухих согласных? (Звонкие согласные звуки

работа в парах произносятся с голосом и с шумом, а глухие согласные – только с шумом)

V . Различение – Поднимаемся на II ступень лестницы. Чему будем здесь учиться? (Разли-

звонких и глу- чать звонкие и глухие согласные)

хих согласных - Давайте сначала вспомним написание словарных слов.

На доске слова. (н. род, м.рковь, с.лдат, б.гаж, к.стрюля, п.сок) Что

Повторение вы заметили? (Пропали буквы) Спишите эти слова, самостоятельно

словарных вставляя пропущенные буквы.

слов - Кто выйдет и запишет пропущенные буквы на доске? (Учащиеся по

одному выходят к доске, записывая пропущенные буквы, остальные

проверяют своё написание)

- Давайте вернёмся в нашу сказку. (Звучит музыка Э.Грига «Утро»)

В княжестве «Звонкие согласные» жили звуки б, в, г, … . А даль-

ше я забыла. Кто мне поможет их вспомнить? (Приложение 1)

Почему их назвали звонкими согласными?

В княжестве «Глухие согласные» жили звуки г, ф, к, … . А ещё

какие? (Приложение 1)

Почему их назвали глухими согласными?

Сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные.

В каждом словарном слове возьмите в кружок 1-ую букву, которая

обозначает звонкий согласный звук.

1-ая буква обозначает звонкий согласный звук, доказывают)

А теперь подчеркните одной чертой 1-ую букву в слове, которая

обозначает глухой согласный звук.

Давайте проверим. Докажите. (Учащиеся называют слова, в которых

1-ая буква обозначает глухой согласный звук, доказывают)

Вывод: Чему учились на II ступени лестницы?

VI . Физми- - А сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные звуки на

нутка слух. Встаньте все. Я буду называть слова. Как только услышите в слове

1-ый звонкий согласный звук, будете прыгать. Как только услышите в

слове глухой согласный звук, будете приседать. (Учитель диктует слова:

зверь, слон, шуба, жираф, волк, фокус, бочка, помидор, роза)

Вывод: Чему учились?

VII . Зна- - Продолжаю сказку. (Звучит музыка Э.Грига «Утро») Некоторые

комство согласные из двух княжеств любили ходить друг к другу в гости, вместе

с парными гулять парами. Их потому и называли… Кто догадался как? (Парными

и непар- согласными)

ными сог- - Какие это пары? (б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)

ласными - А другие согласные предпочитали одиночество. Они не любили ходить в

гости, им нравилось сидеть дома или гулять по одному. Потому их называ-

ли … Кто догадался как? (Непарными согласными.) Назовите их. (н, м, р,

л, й, х, ц, ч, щ)

VIII . Разли- - Так чему будем учиться на III ступени лестницы? (Различать парные и не-

чение пар- парные согласные)

ных соглас- - Итак, сейчас мы будем учиться находить буквы, обозначающие парные

ных по звон- согласные звуки по звонкости и глухости. В этом нам поможет игра «Засе-

кости-глу- ли домик». В парах вы должны «заселить» буквы, обозначающие парные

хости согласные звуки. Итак, чья пара быстрее и правильнее «заселит свой

игровой домик»? (Учащиеся работают в парах) (Приложение 3)

приём , Вывод: Чему учились? (Находить парные согласные)

работа в парах

IX . Разли- - Рассмотрите карточки, геометрические фигуры, обозначающие согласные

чение пар- звуки. (У каждого ученика лежат зелёный и синий квадраты) Какими ещё

ных соглас- бывают парные и непарные согласные звуки? (Твёрдыми и мягкими

ных по твёр- согласными) (Приложение 4)

дости и мяг-

кости

Игровой - Поиграем в игру. Я кидаю вам мяч и называю твёрдый согласный звук, а

приём вы возвращаете мне мяч и произносите этот звук мягко. (п- п , , р-р , , з-з , ,

с-с , , д-д , , х-х , , ф-ф , …)

Какие согласные звуки всегда мягкие? (ч , , щ , , й , )

Какие согласные звуки всегда твёрдые? (ж, ш, ц)

- Данные звуки называют непарными согласными по твёрдости и мягкости.

Вывод: Чему учились на III ступени лестницы? (Различать парные и

непарные согласные звуки по твёрдости и мягкости)

X . Выделе- - Поднимаемся на 4-ую ступень лестницы. Какое умение будем развивать?

ние звуков (Выделять звуки в словах)

в словах - Откройте учебник на 95-ой странице. Найдите упр. 163. Прочитайте

Самостоя- задание. Что нужно сделать? (в 1-ый столбик написать слова, в которых

тельная 1-ый звук – мягкий согласный, а во 2-ой – слова, в которых 1-ый звук –

работа твёрдый согласный) Выполните это задание самостоятельно.

в учебнике (Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике)

Раскрытие Что такое «вол»? Слово «земля» многозначное, почему? Объясните.

значения

слов

Взаимопроверка Проверьте друг у друга. (взаимопроверка)

Охарактеризуйте 1-ый звук в слове «вол», «земля

Работа - Постройте звуковую схему слова «пыль». (Учащиеся выкладывают это

с нагляд- слово с помощью геометрических фигур, обозначающих звуки,: синего,

ным мате- зелёного квадратов, красного круга)

риалом - Сколько звуков в слове, а сколько букв? Почему?

Какие буквы звуков не имеют? (ь, ъ)

Вывод: Какое умение развивали 4-ой ступени лестницы? (Выделять звуки в

словах)

XI . Настрой - Вернёмся в нашу сказку. (Звучит музыка Э.Грига «Утро») Рядом с царст-

XII . Д . /з. Об этом вы узнаете на следующем уроке. А дома подумайте о букве на

конце данного слова и о том, что оно обозначает.

XIII . Итог - Закройте глаза. Откройте. Что случилось? (Солнышко улыбнулось)

урока Почему?

(Прошли все ступени лестницы)

Чему каждый из вас учился на уроке?

Какие умения развивали?

XV . Само- - Покажите, какое настроение было у вас на уроке? Почему? (Приложение 5)

оценка

Взаимо- - Кому скажем за урок «спасибо»? Почему?

оценка

- Нашей сказке конец, а тот, кто её внимательно слушал и благодаря ей

многому научился – молодец!

Приложение

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

[б’] - [п’]

[в’] - [ф’]

[г’] - [к’]

[д’] - [т’]

[з’] - [с’]

Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие - на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

  1. На конце слова:

Хлеб - [хл’э́п].

(Много) цветов - [цв’ито́ф].

2. Перед глухим согласным:

Когти - [ко́кт’и].

Ложка - [ло́шка].

Под полом - [патпо́лам].

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

Просьба - [про́з’ба].

Отбой - [адбо́й"].

С другом - [здру́гам].

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик - [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).

Учил - [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Свист - сви[с’т’]еть.

Лес - ле[с"н"]ик.

Казна - в ка[з"н"]е.

Бант - ба[н"т"]ик.

Индия - И[н"д"]ия.

Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч"], [щ"] уподобляются им по звучанию и по произношению.

Сшить - [шшы́т’].

Разжечь - [ражжэ́ч’].

Счет - [щ’щ’о́т].

Расщедрился - ра[щ’щ’]е́дрился.

Подчистить - [пач’ч’и́с’т’ит’].

С жуком - [жжуко́м].

Из шерсти - [ишшэ́рс"т"и].

В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].

Рваться - [рва́цца].

Годится - [гад’и́цца].

В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].

Арбатский - [арба́цк’ий"].

Пиратский - [п’ира́цк’ий"].

При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

Властный - вла[сн]ый.

Сердце - се[рц]е.

Поздно - по[зн]о.

Солнце - со[нц]е.

Завистливый - зави[с"л"]ивый.

Чувство - чу[ств]о.

Шестьсот - ше[сс]от.

Голландский - голла[нс]кий.

Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

Ударные гласные образуют в речи ударные слоги , безударные гласные - безударные слоги .

В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.

Пила - [п’ила́].

Дымок - [дымо́к].

Рука - [рука́].

Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.

После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).

Глава - [глава́].

Слова - [слава́].

После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).

Дела - [д’ила́].

Пятак - [п’ита́к].

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Есть - [й’э́с"т"] (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет - [прал"й"о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют - [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

Буквы е, ё, ю, я , стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.

Лес - [л’э́с].

Мёд - [м’о́т].

Люк - [л’у́к].

Ряд - [р’а́т].

Парные согласные.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!

1.Знать парные по звонкости - глухости согласные:

Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, З - С, Ж - Ш.

Парные глухие: П, Ф, К, Т, С, Ш. Непарные глухие: Х, Ц, Ч, Щ.

Парные звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж.

Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й. (Эти согласные ещё называют сонорными)


2. Если корень слова заканчивается на один из парных согласных - это "ошибкоопасное место" (орфограмма парных согласных). (сне г , мос т .)

Если корень заканчивается на другой согласный - это не орфограмма! (ме л , со н .)

Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.

ПРАВИЛО:

Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный , либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й) , либо буква В.

Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:

Сне г - сне га , сне го вик;

моро з - моро зи ще, моро зн ый.

Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне - смотр и т . Парный согласный находится в окончании.

Мы работаем с орфограммами в корне !

Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) - ду б , либо в середине слова (но обязательно в корне) - берё з ка.

Услышав два глухих согласных подряд (берё зк а), тоже нужно выполнить проверку.

ИТОГ:

Парные согласные в корне требуют проверки, если они находятся в "слабой позиции":

1)в конце слова (чи ж )

2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лё гк ий).

"Сильная позиция" согласного- когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.

Правильно выделяйте орфограмму парного согласного: выделить дугой корень слова, подчеркнуть парный согласный , требующий проверки одной чертой, а в проверочном слове выделить корень , парный согласный подчеркнуть одной чертой, а букву за ним - двумя чертами .

29. Прочитайте.

      суп - зуб
      круг - звук
      год - рот
      рукав - шкаф
      гараж - шалаш
      мороз - вопрос
      измороз ь - изморос ь

  • Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.
  • Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов?
  • Спишите пары слов. Подчеркните буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов.

30. Прочитайте. Докажите, что слова в каждой группе - родственные (однокоренные).

  • Спишите. Произнесите звук, который обозначает каждая выделенная буква. Укажите эти звуки над словами в квадратных скобках.
  • Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?
  • Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять.

31. Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой - родственные (однокоренные) слова?

  1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.
  2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк.
  • Произнесите звук, обозначенный в каждом слове выделенной буквой.
  • В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких - совпадает : перед гласным звуком? перед непарным звонким согласным звуком [н]? перед другим парным согласным? на конце слова?
  • Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости согласный звук в корне одноко-ренных слов и форм одного и того же слова?
  • Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

32. Прочитайте.

      Береги нос в большой мороз.
      Снег глубок - год хорош.
      Зимой шубка не шутка.

  • Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?
  • Запишите любую пословицу по памяти.

33. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Найдите для каждого проверяемого слова проверочное.

Ниточ ка, сказ ка, морков ь, рыб ка, морков ный, рыб ы, лодочка, ног оть, сказоч ка, ног ти, нит ка, лод ка.

  • Запишите по образцу сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
  • Подчеркните в корнях однокоренных слов одинаковые буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Образец. Морков ный - морков ь.

мо рко́вь

34. Рассмотрите рисунки. Произнесите слова-назва ния предметов.

  • Запишите эти слова, пропуская в них букву, обозначающую парный по глухости-звон кости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным.
  • Объясните, как подобрать проверочное слово для каждого из данных слов. Впишите в слова пропущенные буквы.

35. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости-звонкости согласный звук.

Луга - ..., пауки - ..., поезда - ..., торты - ..., стрижи - ..., острова - ..., дубы - ..., снопы - ..., шарфы - ..., голоса - ..., арбузы - ... .

  • Запишите пары слов. Соедините дугой букву, обозначающую парный согласный звук на конце слова, и эту же букву в проверочном слове.

36. Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв и значения выделенных слов.

      Поб..жала к..за в огоро..,
      Ей навстреч.. попался наро.. .
      Как не стыдно тебе, егоза?
      И к..за опустила гл..за.
      А когда разошёлся наро..,
      Поб..жала опять в огоро.. .
      (Н. Рубцов)

  • Придумайте к стихотворению заголовок.

на ро́д

37. Прочитайте. Устно составьте с каждым словом предложение.

Луг - лук , плод - плот , пруд - прут .

  • Какие звуки обозначаются выделенными буквами? Подберите к каждому слову проверочное.

38. Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Запишите два предложения.

  1. Морж, на, себе, добывает, дне, пищу, морском.
  2. Леопард, на, хранит, часто, ветвях, добычу, деревьев.
  3. Утконос, под, пищу, водой, находит.
  4. Жираф, листья, ветвей, с, срывает, дерева, с, языка, длинного, помощью, и, губы, верхней.
  • Кого так называют: жираф, утконос, леопард, морж ? Почему утконоса так назвали?
  • Объясните написание выделенных букв.
  • Подчеркните в любом предложении главные члены.

39. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце стоял парный по глухости-звонкости согласный звук.

  • Запишите пары слов. Соедините дугой одинаковые буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки в проверяемом и проверочном словах.

40. Прочитайте. Спишите.

1. Осенью то мороз, то дождь, то вдруг снег, как зимой, то опять тепло. 2. Осенний мороз не выдавит слёз, а зимние морозы - из глаз слёзы.

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Найдите в предложениях синоним к слову неожиданно .

вдру́г

41. . Прочитайте.

Русский (н..роды), красный (к..р..ндаши), тракторный (з..воды), ученическая (т..тради), бурый (м..дведи), древний (гор..да), второй (кла..ы), немецкий (..зыки), сильный (м..розы).

  • Спишите, изменяя формы слов из скобок и вставляя пропущенные буквы.
  • В чём различие в значениях слова завод в данных сочетаниях слов?

Тракторный завод, завод у часов.

42. Прочитайте потешку.

      Вот вори(ж, ш)ка нажал на задви(ж, ш)ку,
      Вот Полкан зарычал на вори(ж, ш)ку
      И немедленно в бу(д, т)ке исче(з, с),
      Чтоб вори(ж, ш)ка в неё не зале(з, с).
      (В. Орлов)

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните свой выбор.

43. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы в нём парный по глухости-звонкости согласный звук оказался перед согласным звуком.

Сладок - сладкий, низок - ..., крепок - ..., ловок - ..., робок - ..., мягок - ..., дерзок - ..., редок - ..., меток - ... .

  • Запишите пары слов. Подчеркните в корнях слов орфограммы, написание которых надо проверять.

44. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Вот и книжка воротилась, воротилася тетрадь. 2. Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые - в них застёжки золотые. 3. Тут букашки и козявки выползают из-под лавки.

(К. Чуковский)

  • Выпишите слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным. Подчеркните буквы, обозначающие эти согласные звуки.
  • Устно подберите к каждому записанному слову проверочное по образцу.

Образец. Книжка - книжечка.

са по́г

45. Прочитайте. Объясните, как вы будете выбирать букву для каждого слова.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

46. Прочитайте. Спишите, изменяя форму каждого слова из скобок.

Много мест, ... (гнёзда, коровы, рыбы, косы, шубы, шляпы, сапоги, крыши, лыжи).

  • Докажите, что вы верно выполнили задание.

47. Прочитайте. Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Объясните свой ответ.

1. Ры(б, п)ка мелка, да уха сла(т, д)ка. 2. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ж, ш) умом. 3. Лу(к, г) с морко(ф, в)кой хоть и с одной гряд(т, д)ки, да неодинаково сла(д, т)ки. 4. Тому великий сты(т, д), кто языком льсти(ф, в). 5. Хле(п, б) - всему голова.

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок.
  • Прочитайте первую пословицу. Определите её тему. Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить этой пословицей.

48. Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?

      герб - гербы
      часы - час
      плод - плоды
      стриж - стрижи
      мороз - морозы
      карандаш - карандаши

  • Спишите. Подчеркните в словах орфограммы.
  • Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях будут общими? А какие различными?

49. Прочитайте.

Волшебная ска..ка, много берё.., вкусный йогур.., сильный дож..ь, у..кие сапо..ки, мя..кая поду..ка, гла..кая доро..ка, перерыв на обе.., тёплая обу..ь, меховая шу..ка, килограмм ябло.. и апельсино.. .

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Докажите, что слова с пропущенными буквами вы написали правильно.

50. Прочитайте.

Был сильный мороз. На льду речки у проруби весело пела птичка. Это водяной воробей - оляпка. Вот оляпка нырнула в прорубь. Она искала пищу. На дне под камушком оляпка нашла водяного жучка. Через минуту птичка выскочила на лёд и запела весёлую песенку. Оляпке не холодно. Её перья покрыты тонким слоем жира.

(В. Бианки)

  • Найдите в тексте слова с изученными орфограммами. Объясните их написание.
  • Определите тему текста. Озаглавьте текст. Напишите заголовок и ответы на вопросы к тексту:
    1. Когда и где пела птичка?
    2. Как называется птичка?
    3. Куда нырнула оляпка?
    4. Что она там делала?
    5. Почему оляпке зимой не холодно?

Проверь себя

1. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Мороз. Снег укрыл дорожки и тропинки. Пушистые шубки на берёзках и осинках. Пруд давно замёрз. Там ребята катаются на коньках. Мальчики построили ледяную горку. Быстро летят с горы салазки! Девочки слепили снеговика. Глазки сделали из льдинок. Рот и нос - из морковки. В руках метла. Как весело зимой!

  • Подготовьтесь писать текст под диктовку (см. Памятку 2).
  • В каком из выделенных слов все согласные звуки - парные глухие? Подчеркните это слово.
  • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Парные по глухости-звон кости согласные в корне слова». Напишите к ним проверочные слова.
  • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова». Рядом напишите к каждому слову проверочное.
  • Найдите в тексте словарные слова. Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

2. Прочитайте. Назовите слова из скобок, которые будут проверочными для данных слов.

Свистеть (свистулька, свист, свисток, свистнуть).

Трубка (труба, трубчатый, трубач, трубный).

3. Сделайте письменный звуко-буквенный разбор слова зимой , (см. Памятку 1).



mob_info