Налоги основы налоговой политики государства. Налоговая политика РФ: сущность и цели. Основные направления налоговой политики. «Налоговая политика государства»

Прежде чем говорить о налоговой политике государства, необходимо вкратце остановиться на более глобальном понятии "финансовая политика", составным элементом которой и является налоговая политика.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношении, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

  • o налоговой политики;
  • o бюджетной политики;
  • o денежно-кредитной политики;
  • o ценовой политики;
  • o таможенной политики;
  • o социальной политики;
  • o инвестиционной политики;
  • o политики в области международных финансов.

Важнейшая часть финансовой политики - налоговая политика - должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения.

Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе и в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Одной из главных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения.

Ознакомление с основными международными налоговыми нормами и стандартами также подтверждает приоритет указанной цели. Так, Комитет ОЭСР по вопросам налогообложения определил основной целью налогообложения мобилизацию средств, необходимых для функционирования государства, наиболее эффективным возможным способом. При реализации этой цели должна быть обеспечена:

  • o минимизация помех и препятствий в частной деятельности;
  • o сокращение административных расходов и расходов на соблюдение налоговых законов;
  • o поддержка экономических и социальных целей правительства.

Основные задачи современной налоговой политики Российской

Федерации состоят в следующем:

  • o дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
  • o оптимизация налоговых льгот и преференций;
  • o более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;
  • o рационализация налогового администрирования;
  • o реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто заметил и сделал соответствующий прогноз, был экономист А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора - государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления: кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать её в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

В большинстве случаев формы и методы налоговой политики определяются в зависимости от сложившегося в данном государстве административно-территориального устройства, политического строя, наличия или отсутствия, а также характера взаимодействия разных форм собственности, национальных интересов и целей и некоторыми другими положениями.

Таким образом, можно сформулировать, что налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов; реализуя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует для проведения активной налоговой политики.

Налоговая политика имеет собственное содержание, характеризуемое определенными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

Формы налоговой политики

Являясь составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика в полной мере зависит от форм и методов государственной экономической и финансовой политики. В зависимости от того, в каком состоянии находится экономика государства на данном этапе своего развития, от целей, которые государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.

На практике выделяют следующие формы налоговой политики.

  • 1. Политика максимальных налогов. При ее реализации государство устанавливает высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое количество налогов, стремясь получить от налогоплательщиков максимальное количество финансовых ресурсов, не отслеживая последствий проведения такой политики. Как правило, подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом никаких надежд на дальнейшее экономическое развитие и воспроизводство. Следовательно, такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Как отмечает В.В. Пансков, подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем:
    • o у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство;
    • o широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения;
    • o массовый характер приобрела так называемая теневая экономика.
  • 2. Политика экономического развития. Она является таковой, когда государство сознательно уменьшает налоговое бремя на налогоплательщиков, сокращает расходы, в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики - обеспечение приоритетного расширения капитала, стимулирование инвестиционной активности. Указанная политика проводится во время стагнации экономики, грозящей перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики получили название "рейганомика", поскольку были использованы, в частности, в США в начале 1980-х годов.

Проведение налоговой политики такого рода провозгласило Правительство РФ на рубеже XX-XXI вв. при подготовке второй части Налогового кодекса РФ и проекта федерального бюджета на 2002 г.

3. Политика разумных налогов. Она представляет собой нечто среднее между первой и второй. Экономическая суть политики данного вида состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при проведении достаточно финансово-емкой политики по социальной защите граждан.

В зависимости от длительности цикла реализации и поставленных целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер; в первом случае - это налоговая стратегия, во втором - налоговая тактика.

При этом налоговая стратегия направлена на решение глобальных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны в целом. Налоговая стратегия тесно увязана с экономической, финансовой, а также социальной стратегиями государства, рассчитана на длительную перспективу и представляет собой долговременный курс налоговой политики.

Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики и обеспечивает их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Обе указанные составляющие налоговой государственной политики (стратегия и тактика) взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач, с другой - стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Основные составляющие налоговой политики

Как отмечает В. В. Пансков, при анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой политики (в зависимости от типа государственного устройства) выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и другие) и муниципалитеты (города, районы и др.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством.

Эффективность налоговой политики зависит от того, какие принципы государство закладывает в её основу. Основные принципы построения налоговой политики схематично представлены на рис. 4.1.

Рис. 4. 1.

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношение федеральных, региональных и местных налогов. В целом указанные принципы обусловливают основные направления налоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы.

Используя принципы налоговой политики, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. При комплексном применении принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы:

  • o изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;
  • o замена одних способов или форм налогообложения другими;
  • o изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения;
  • o введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Цели налоговой политики формируются под воздействием рада факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Они обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики цели весьма разнообразные:

  • (1) экономические - выражаются в повышении уровня развития экономики, оживлении деловой активности, стимулировании хозяйственной деятельности, ликвидации возникающих диспропорций;
  • (2) фискальные - выражаются в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также в выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
  • (3) социальные - выражаются в обеспечении государственной политики регулирования доходов, перераспределении национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживании формирующегося неравенства;
  • (4) международные - выражаются в выполнении международных финансовых обязательств государства, укреплении экономических связей с другими государствами.

Предмет "Налоговое право"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема "Налоговая политика государства "

Выполнила:

Проверил преподаватель:

Пенза 2008 г.

Введение

2. Модели налоговой политики государства

3. Средства налоговой политики государства

4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Обеспечение развития страны, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

1. Основные понятия налоговой политики

Рассмотрим основные понятия налоговой политики государства -эффективная налоговая нагрузка, налоговая капитализация и оптимальное налогообложение.

Эффективная налоговая нагрузка определяет и показывает, кто несет бремя того или иного налога и, соответственно, кто выигрывает от мены или снижения этого налога. С переложением налогов связан хорошо известный закон связи налогов с ценами, который гласит, что с повышением ставок налогов, растут цены, а при снижении этих ставок растут прибыли, т.е. можно сказать, что цены товаров эластичны повышению налогов, но не эластичны их снижению.

Налоговая капитализация - это проявление побочного непрямого эффекта от снижения налогов (введение льготы по налогам), выражающегося в приросте капитала у всех участников рынка конкретного товара, включая и не пользующихся непосредственно выгодами льготы. Природа данного эффекта состоит в том, что после введения налоговой льготы для какого-то сектора рынка этот сектор становится более привлекателен для инвесторов, в него начинают интенсивно притекать новые капиталы и, соответственно, увеличивается рыночная стоимость уже задействованных в этом секторе производственных и коммерческих активов.

Оптимальность налогообложения принято оценивать с точки зрения общего эффекта для благосостояния общества и с точки зрения выгод для определенного налогоплательщика. Этот эффект определяется известными принципами справедливости и определенности налогообложения.

Одним из показателей оптимальности применяемой системы налогообложения служит разница между общей массой частных благ, потерянных налогоплательщиками в результате применения этой системы налогообложения, и суммой общих (общественных) благ, приобретенных обществом в целом. Частично эта разница может быть оценена как общие расходы государства и налогоплательщиков на поддержание функционирования налоговой системы. Другие эффекты, такие как моральное неудовлетворение, от уплаты налогов, недовольство граждан тем, как расходуются средства, собранные с них в виде налогов и др. не поддаются количественной оценке и обычно исследуются как качественные показатели.

В современных условиях, очень важно не столько то, с кого, как и в каких размерах берутся налоги, сколько то, на какие цели они расходуются. Учитывая сказанное, необходимо ввести понятие чистого бремени (для общества в целом, для отдельных категорий налогоплательщиков и для каждого налогоплательщика или домохозяйства в отдельности), которое будет рассчитываться не как сумма всех налогов или как результат деления суммы собранных налогов на число налогоплательщиков, а как разность между уплаченными гражданами государству суммами налогов и полученными гражданами от того же государства финансовыми средствами или иными материальными благами.

При оценке оптимальности налогообложения на основе использования этого понятия ставиться под сомнение тот вроде бы "однозначный" вывод, что налоговое бремя населения всегда выше в том государстве, где больше собирается налогов. Например, если в Дании доля налогов в ВВП временами превышает 50%, а в Индонезии обычно держится в пределах 30%, то вывод о том, что налоговое бремя для всех датчан в целом выше, чем для индонезийцев, будет ошибочным. На самом деле в Дании до 2/3 всех собранных налоговых доходов возвращается населению (в форме прямых социальных выплат или в виде предоставления иных социальных и материальных благ), тогда как в Индонезии на эти цели расходуется менее ¼ доходов.

Таким образом, именно от характера и сущности проводимой государством и его органами налоговой политики зависит, определять ли налог как "бремя", "зло" или как способ (эффективный в большей или меньшей степени) перераспределения материальных благ и финансирования общих объектных потребностей общества.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой политики.

Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т.д.) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения и т.д.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, городские округа, поселения, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством.

Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

соотношение прямых и косвенных налогов;

применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

дискретность или непрерывность налогообложения;

широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность.

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

В целом указанные принципы обуславливают основные направления налоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Методыосуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоги и их функции отражают реальные базисные отношения, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений. Эти отношения используются государством в налоговой политике.

Налоговая политика – комплекс мероприятий государства в области налогов, осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права. Налоговая политика является частью финансовой политики.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориально-экономического развития, повышения уровня доходности отдельных групп населения.

Задачи налоговой политики:

1) обеспечить государство финансовыми ресурсами;

2) создать условия для регулирования хозяйства страны в целом;

3) сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в уровне доходов населения.

Цель налоговой политики – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Эта цель может быть достигнута путем координации экономических процессов для достижения развития общественного производства. Она может быть рассчитана на перспективу и на относительно короткий период. В связи с этим различают налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия – метод налогового предвидения с расчетами на перспективу, согласно которому выделяются «плюсы» и «минусы» исполнения налоговой части бюджета, а также важные тенденции общественного развития.

При разработке налоговой стратегии государство руководствуется следующими задачами:

во-первых, экономическими – обеспечение динамического экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляционных процессов;

во-вторых, социальными – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

в-третьих, фискальными – повышение доходов государства;

в-четвертых, международной – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика – совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год.

При разработке налоговой тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается экономическая ситуация данного момента – это политика сегодняшнего дня.

Стратегия и тактика неразделимы. Налоговая стратегия (к примеру, на пятилетие) предусматривает тактические мероприятия на короткий период (год). Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегического плана.



Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов (налоговые льготы, налоговые ставки, способы обложения и др.).

Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов, их противоречивость.

Внутреннее содержание налогового механизма формулируется исходя из сущности налогов. Поэтому вся система государственного вмешательства в экономику через налоговый механизм служит интересам всех участников хозяйственных процессов. Налоговый механизм – мощный инструмент стоимостного регулирования воспроизводственного процесса.

Налоговый механизм включает в себя следующие элементы: планирование, регулирование, контроль (рис. 4).

Планирование – волевое управление экономикой, осуществляемое центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов, путем сбалансированного развития всех отраслей и регионов национального хозяйства; а также координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства.

Основная задана планирования – обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов.

Налоговое регулирование – система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета.

Налоговое регулирование вытекает из регулирующей функции налогов. Оно противоречиво, что обусловлено сутью податной системы. С одной стороны, налоговое регулирование нацелено на максимальное обеспечение потребности государства в доходах предназначенных для осуществления деятельности государства (решение общеэкономических задач).

С другой стороны, налоговое регулирование должно быть направлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста общественного богатства.

Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующего субъекта и граждан.

Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, так как налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.

Цель регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней, особенно инвестиционной, деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкие масштабы, однако на практике производство не всегда следует за налоговыми стимулами.

Налоговое регулирование осуществляется различными методами и способами. Методами налогового регулирования выступают инвестиционные налоговые кредиты, отсрочка платежа, освобождение, налоговые вычеты, транс-ферты, взаимозачет бюджетно-налоговых долгов. Способы – льготы и санкции.

В целом налоговое регулирование направлено на обеспечение структурных сдвигов в экономике, оживление инвестиционной активности национальных предприятий.

Налоговый контроль – элемент налогового механизма. Цель – обеспечить соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Налоговый контроль – часть финансового контроля за исполнением доходной части бюджета в разрезе налоговых и неналоговых поступлений, а также налогоплательщиков и объектов налогообложения.

Объектами налогового контроля являются финансово-хозяйственные операции (финансовые отношения хозяйствующих субъектов).

Субъектами налогового контроля – Министерство финансов и Федеральная налоговая служба, таможенные органы, аудиторская служба.

В основе налогового контроля лежат следующие принципы его организации:

­ нейтральность к объекту и субъекту налогообложения;

­ одно правонарушение – одно взыскание;

­ поглощение взысканий, а не их сложение;

­ ясность состава налогового правонарушения для всех сто­рон налоговых отношений;

­ обоснованность налоговых санкций;

­ действенность санкций.

Разграничение природы налогов и их функций, с одной стороны, и налоговой политики и налогового механизма – с другой, позволяет понять отношения базисных и надстроечных категорий.

В отличие от природы и функций налогов, являющихся базисными категориями, налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе и выступают явлениями надстроечного порядка. Они постоянно изменяются в зависимости от изменения деятельности государства.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

Согласно статье 19 НК, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (рис. 22).

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно статье 11 НК, под организациями понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством России, а также иностранные юридические лица, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

2) получать от Министерства финансов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах,

4) получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействии) их должностных лиц.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

Об открытии или закрытии счетов – в течение семи дней;

Обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

Обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

Об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.9. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Налоговая ответственность – применение налоговых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом.

Важнейшим инструментом государства в процессе повышения благосостояния страны выступает налоговая политика. Она оказывает влияние практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со множеством элементов государственного управления, такими как: ценообразование, денежно-кредитная политика, реформы экономики, торговая и промышленная политика и т.д.

Налоговую политику относят к косвенным методам государственного регулирования, потому что она обеспечивает только условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности субъектов экономики и не основывается на властно-распорядительных отношениях. Вместе с этим налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому шире применяется в рыночных системах, чем методы прямого регулирования.

Формируя налоговую систему страны, государство стремится использовать ее для определенной финансовой политики. Поэтому она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой. В основном формы и методы налоговой политики определяются национальными интересами и целями, политическим строем, административно-территориальным устройством, характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими аспектами.

В целом под налоговой политикой понимается совокупность финансовых, экономических и правовых мер государства по созданию налоговой системы страны в целях удовлетворения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развития экономики страны посредством перераспределения финансовых ресурсов.

У налоговой политики, как и у любой другой политики государства, есть свое содержание, характеризующееся последовательными действиями государства по выработке научных концепции развития налоговой системы, определению наиболее важных направлений применения налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от целей, которые на сегодняшний день для государства являются приоритетными, применяются различные методы проведения налоговой политики.

Одной из форм налоговой политики является политика максимальных налогов. В данном случае государство устанавливает высокие налоговые ставки, уменьшает налоговые льготы и вводит большое количество налогов, желая получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не сильно заботясь о последствиях данной политики. Естественно, что такой метод не оставляет налогоплательщикам и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика осуществляется государством, как правило, в экстренные моменты его развития, например, в период экономического кризиса или войны. Подобная политика ведет к сильным негативным последствиям, которые заключаются в следующем:

  • - после уплаты налогов у налогоплательщиков почти не остается финансовых ресурсов, что делает невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны все сильнее впадает в кризис, снижаются темпы роста производства во всех отраслях;
  • - укрывательство от налогообложения становится массовым и приводит к тому, что государство собирает по большей части налогов чуть более половины причитающихся средств;
  • - массовый характер приобретает теневая экономика, уровень производства в которой по экспертным оценкам достигает 45%. Но укрываемые от налогообложения ресурсы не используют, как правило, на развитие производства, а переводятся на счета в зарубежных банках и они работают на экономику других стран.

Другой формой проявления налоговой политики выступает политика экономического развития. В этом случае государство в максимально возможных размерах налогового бремени берет во внимание не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Государство, делая меньше налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на программы социального направления. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное увеличение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет создания наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика осуществляется в тот период, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.

Третья форма налоговой политики - это политика разумных налогов, которая представляет собой что-то среднее между первым и вторым типом. Суть ее заключается в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии большого числа государственных социальных программ Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2012. - 286с..

В зависимости от продолжительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика может носить стратегический или тактический характер. В первом случае это называется налоговой стратегией, во втором - налоговой тактикой.

Налоговая стратегия направлена на решение задач крупного масштаба, которые связаны с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы государства. Налоговая стратегия вытекает из экономической, финансовой, а также из социальной политики. Она рассчитана на длительную перспективу и, следовательно, является долговременным курсом налоговой политики. налоговый политика государство льгота

В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа экономического развития. Она обеспечивает достижение этих целей за счет своевременного изменения элементов налогового механизма.

Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны между собой. С одной стороны, налоговая тактика является механизмом решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия формирует благоприятные возможности для выполнения тактических задач.

Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации и муниципалитеты. Каждый субъект налоговой политики имеет налоговый суверенитет в пределах их полномочий, которые устанавливаются налоговым законодательством. Как правило, субъекты и муниципалитеты могут вводить и отменять налоги в пределах установленных региональных и местных налогов. Также им предоставляются широкие права по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении базы налогов. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут оказывать влияние на экономические интересы налогоплательщиков, создавать выгодные как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом, условия для их деятельности Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение / Л.В. Дуканич. - Ростов на Дону.: Феникс, 2009. - 226 с..

Результаты проведения налоговой политики значительно зависят от того, какие принципы государство берет в ее основу. Выделяют следующие основные принципы построения налоговой системы:

  • - применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
  • - соотношение прямых и косвенных налогов;
  • - использование системы скидок, вычетов и их целевая направленность;
  • - широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • - непрерывность налогообложения.

Часто к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

В целом эти принципы обуславливают основные направления налоговой политики, ее характер и структурные элементы. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильной экономики может стимулировать расширение объемов производства, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному использованию принципов построения налоговой системы осуществляется структурное и социальное реформирование экономики. В период кризиса налоговая политика через использование этих принципов помогает решить задачи, направленные на вывод экономики из кризисного состояния.

Налоги оказывают влияние и на объем производства через совокупный спрос. Снижение налогов способствует расширению производства, а увеличение налогов, напротив, сдерживает его. Поэтому необходим учет эффекта мультипликатора совокупного спроса при использовании налоговых рычагов. Зависимость совокупного спроса и налогов заключается в следующем: во время увеличения налогов совокупный спрос уменьшается, и, наоборот, при понижении налогов совокупный спрос возрастает.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. Налоговая политика проводится с помощью следующих методов:

  • - управление: оно состоит в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая направлена на создание совершенной системы налогообложения и имеет в своей основе использование объективных закономерностей ее развития;
  • - информирование: это деятельность финансовых и налоговых органов по сообщению налогоплательщикам информации, которая необходима для правильного исполнения налоговых обязательств;
  • - консультирование: оно сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает затруднения у налогоплательщиков;
  • - воспитание: целью его - привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения своих налоговых обязанностей; оно предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения;
  • - льготирование -- это деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможности не уплачивать налоги;
  • - контроль: представляет собой деятельность налоговых органов с помощью специальных форм и методов по обнаружению нарушений налогового, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков;
  • - принуждение - это деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Поэтому при разработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

  • 1) Экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.
  • 2) Фискальные - обеспечение потребностей в финансовых ресурсах, достаточных для осуществления экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти возложенных на них функций.
  • 3) Социальные - обеспечение государственной политики контроля за доходами, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.
  • 4) Международные - выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Именно он является в настоящее время во всех странах основным регулятором экономики.

Налоговый механизм - это совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой.

Формой реализации и регулирования налогового механизма выступает налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

Участие государства в налоговой политике осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговая льгота, налоговая ставка, налоговые санкции, налоговая база и др. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Значительный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулировании доходов.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнктурой Перов, А.В. Толкушин, А.В. Налоги и Налоговая система Российской Федерации / А.В. Перов, А.В. Толкушин. - М.: Юрайт - издат, 2013. - 635с..

Государство не способно осуществлять свои функции без налогов. Об этом сви­детельствует практика развития стран в разные исторические периоды, на это указывают различные направления экономической мысли.

Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус, рассматривая экономическую роль государства, под­черкивают, что оно:

Обеспечивает справедливое использование налогов и расходов для пере­распределения доходов среди определенных групп;

При помощи налогов, расходов и денежного регулирования стимулирует макроэкономический рост и стабильность, снижает уровень безработи­цы и инфляции и в то же время поощряет экономический рост.

В последние годы российская налоговая система формировалась практиче­ски в отсутствие государственной налоговой политики. Частые необоснован­ные изменения налогов привели к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по отдельным регионам и сферам деятельности, негативно­му отношению налогоплательщиков к налогам, недобору налоговых средств.

Само понятие налоговой политики в настоящее время размыто и произвольно. Например, налоговая политика в Финансово-кредитном словаре характеризуется как система мероприятий, проводимых государством в области налогов; состав­ная часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой поли­тики обусловлены социально-экономическим строем общества. Такое опреде­ление было свойственно периоду господства жесткой административной системы управления, когда отрицалась позитивная роль налогов в обществе.

Более обоснованно, на наш взгляд, рассматривать налоговую политику в широком смысле, с позиций экономической политики государства, как это сде­лано в Экономической энциклопедии: «Политика налоговая, часть экономиче­ской политики государства, реализуемая с помощью изменения налоговой ба­зы, ставок, льгот и скидок». Однако и это определение не раскры­вает в полной мере сущность данного понятия. Отдельные авторы пытаются свести налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду эконо­мическую роль налогов. Например, отмечается, что налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий це­ленаправленное применение налоговых законов.

Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

При обосновании налоговой политики необходимо руководствоваться не только фискальными требованиями. Так, еще С. Ю. Витте подчеркивал, что «государство, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными эстетическими и экономическими начала­ми; в противном случае, отягчая население несправедливыми непосильными сборами, оно подрывало бы самый смысл и разумное основание своего сущест­вования».

При формировании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Поиск критической точки налогообложения занимает умы политиков, хозяйственных руководителей и ученых на протяжении многих столетий.

Известный экономист И. И. Янжул подчеркивал, что, с одной сторо­ны, предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покры­тия которых налоги устанавливаются; с другой - он заключается в имущест­венной способности подданных удовлетворять эти потребности своими пожерт­вованиями... Между этими двумя границами обложения - потребностями го­сударства и имущественной способностью граждан - и вращаются все налого­вые вопросы; борьба этих двух начал в финансовой истории налагает даже осо­бый отпечаток на всю жизнь народа.

Задача определения границ налогообложения усложняется тем, что тя­жесть налогового бремени зависит от множества факторов. В отдельных стра­нах делаются попытки решить проблему законодательными актами. Однако основополагающим принципом должен быть принцип способности физичес­ких и юридических лиц осуществлять налоговые платежи.

Немаловажное значение в налоговой политике имеет принцип справедли­вости. Это относительное понятие, изменяющееся по мере развития производи­тельных сил, культуры, исторических традиций и т. д. Проблема справедливо­сти в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить нало­ги и как достигнуть уравнительности?

Большинство ученых едины в том, что должен действовать принцип все­общности налогообложения. Вместе с тем многие экономисты считают, что ма­лые доходы должны быть освобождены от налогов. Величина дохода, который освобождается от налога, различается по странам и временным периодам.

Важное значение для экономики имеет обоснование оптимального налого­вого бремени. Начиная с XIX в. делаются попытки сравнивать налоговое бремя различных стран. Такое сравнение связано с целым рядом трудностей: различ­на покупательная способность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, реально учиты­вать различия в составе населения.

Например, предлагается определять налоговое бремя как отношение сум­мы налогов на душу населения к платежеспособности. Отдельные экономисты считают, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов. В настоящее время практически все специалисты, исследую­щие проблемы налогообложения, пришли к единому мнению, что наиболее до­стоверную картину, позволяющую сопоставлять уровень налогообложения от­дельных стран, дает удельный вес налогов в валовом внутреннем продукте.

Выделим три группы стран: с относительно высоким уровнем налогов (доля налоговых изъятий в ВВП, включая взносы на социальное страхование, со­ставляет 45-55%), низким (около 20%), средним (30-40%). К первой группе относятся Скандинавские страны, страны Бенилюкса, Франция, Австрия. Во вторую группу входят США, Япония, ФРГ, Великобритания, Канада, а в третью - Турция, Южная Корея, Мексика. Общей закономерностью является то, что относительно высокое налоговое бремя характерно для высокоразвитых стран с достаточно высокими среднедушевыми доходами населения. Парадокс же состоит в том, что по уровню среднедушевых доходов Россия серьезно отста­ет от высокоразвитых государств, а по налоговому бремени - стоит в одном ря­ду с такими странами, как Великобритания, Швейцария, ФРГ.

Надо отметить, что сопоставлять налоговое бремя России с зарубежными странами без сравнения социальных программ и обязанностей государств нель­зя. Сравнение некорректно еще и потому, что существует корреляционная за­висимость между уровнем благосостояния страны (ВВП на душу населения) и максимально возможной долей налоговых изъятий: при относительно низком экономическом развитии страны действует тенденция уменьшения и налогово­го бремени.

С учетом инфляционной составляющей налогового бремени, связанной с падением покупательной способности рубля, обязательных взносов в отрасле­вые и социальные внебюджетные фонды реальная налоговая нагрузка в России значительно выше номинальной.

Современной экономической теорией верхняя граница налогового бремени определена в пределах 30-40% доходов. Считается, что за пределами опти­мальной ставки налогообложения расположена «налоговая ловушка», при ко­торой невыгодны инвестиции и расширение производства. Российское налого­вое бремя, по мнению многих экспертов, превышает «налоговую ловушку». Налоги в России выполняют не свойственную им функцию перераспределения всего валового продукта, а не только дохода. В такой ситуации отечественные производители хронически испытывают недостаток средств для поддержания нормального процесса расширенного воспроизводства. Превышение предель­ной величины налоговых изъятий имеет серьезные негативные последствия, среди которых снижение трудовой и предпринимательской активности, невы­годность инвестиций в развитие производства, массовое уклонение от налогов, расширение теневого сектора экономики и т. п.

В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпи­рических методов не раз пытались определить предельные ставки налогов, вы­ше которых предприниматели теряют стимул к производству. Широкую изве­стность приобрела кривая Лаффера, названная по имени американского эконо­миста А.Лаффера.

Так как при снижении налогов одни

Рис. Кривая Лаффера
субъекты производства начинают ра­ботать более интенсивно, максимизируя прибыль, а другие достигают желае­мой величины с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является поло­гой и относительно слабо реагирует на незначительные изменения налоговых ставок. Кроме того, реакция экономических субъектов на изменения ставок налога проявляется не сразу, а через определенный временной интервал.

Кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время выявить конкретную величину критической точки очень трудно, она определяется эмпи­рическим путем. При этом необходимо учитывать множество факторов как в сфе­ре производства и обращения, так и в сфере потребления. Немаловажное значение имеет анализ бюджета на макроуровне. Следует подчеркнуть, что не всегда теоре­тические предложения в области налогообложения приносят желаемый резуль­тат на практике. Например, в США в период 80-х гг. администрацией президента Рейгана были приняты предложения экономистов по снижению налогов. Предпо­лагалось, что возросшая интенсивность труда возместит потери налоговых по­ступлений. Однако в реальности предсказания кривой Лаффера, что доходы воз­растут после снижения налогов, оказались неверными. В результате из-за сокращения федеральных доходов бюджет в 1983г. характеризовался огромным дефицитом - около 200млрд. долл. США.

Следовательно, при принятии конкретных решений в области налогообло­жения помимо налоговой политики нужно руководствоваться политикой в об­ласти цен, доходов, процентных ставок.

Генезис налоговой политики России конца XIX - начала XX в. наиболее полно раскрыл С. Ю. Витте. При формировании налоговой политики он ис­ключительно важную роль уделял обоснованию налогового бремени, подчер­кивая, что правом устанавливать налоги государство должно пользоваться очень разумно и осторожно, в противном случае высокие налоги могут стать тормозом развития производства, привести к обнищанию населения.

С. Ю. Витте был последователем классической экономической теории и прежде всего А. Смита. Поддерживая основополагающие положения налогооб­ложения - всеобщность, равномерность, удешевление издержек, взимание налогов в наиболее удобное для налогоплательщиков время, выдвинутые А. Смитом, он развил их и обосновал новые важные принципы с учетом эконо­мических реалий времени. С. Ю. Витте считал, что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, т. е. быть способной доставить государству значительные и притом неизменно прогрессирующие ресурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим требованиям, способна обеспечить ресурсами постоянно растущие государственные потребности.

Не потеряли актуальности рассуждения С. Ю. Витте по общим проблемам теории обложения. В частности, рассматривая объект или источник налога, он подчеркивал, что капитальная часть имущества должна быть по возможности освобождаема от обложения, так как всякий ущерб в размерах капитала ослаб­ляет производительную деятельность страны. Покрывать государственные расходы из народного капитала было бы равносильно тому, как если бы част­ное лицо, не удовлетворясь полученным доходом, стало бы растрачивать свое имущество. Таким образом, объектом или источником налога должен служить преимущественно народный доход. При этом он имел в виду не просто доход, а исключительно чистый доход.

С. Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро кри­тиковал пропорциональное обложение личных доходов, считая его несправед­ливым и неравномерным. Подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит пока­зателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов ее применения.

В качестве преимуществ прогрессивного обложения С. Ю. Витте выделял большую продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельной части населения, утверждал, что крупные доходы и имущест­ва обладают «прогрессивною экономическою силою накопления богатства».

Вопросы выбора пропорциональных или прогрессивных налогов все еще актуальны. И в настоящее время по ним идет острая дискуссия. Весьма спор­но, с учетом практики налогообложения и теории налогов, установление еди­ного подоходного налога.

Серьезное внимание С. Ю. Витте уделял проблемам переложения налогов. Из-за борьбы экономических интересов каждый участник воспроизводства стремит­ся переложить часть лежащего на нем налогового бремени на других лиц, находя­щихся с ним в экономической связи. В результате налоговое бремя ложится на ко­нечного потребителя товара. Следовательно, необходимо учитывать изменения цен в процессе продвижения товара от изготовителя к потребителю.

При формировании налоговой системы большое значение имеет определе­ние оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, многие экономисты делают правомерный вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна. Еще С.Ю.Витте подчеркивал, что лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обло­жения, которая способна, не отягчая особенно налогоплательщиков, не подры­вая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому разви­тию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей.

Генезис налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой под­вержен серьезному влиянию циклов воспроизводства. Дж. Кейнс в «Общей те­ории занятости, процента и денег* отмечал, что основным инструментом регу­лирования экономики является уровень процентной ставки, а также ряд меро­приятий, в частности в налоговой политике, стимулирующих экономический рост и повышение занятости. Он подчеркивал, что государство может обеспе­чить соответствие между платежеспособным спросом и объемом производства при помощи регулирования государственных расходов, ссудного процента и денег. Кейнс считал, что если налоговая политика преднамеренно использует­ся в качестве орудия для достижения более справедливого распределения дохо­дов, то ее влияние на увеличение склонности к потреблению будет, конечно, еще больше.

В теории Кейнса серьезное внимание уделялось подоходному налогу. Кейнс был сторонником прогрессивного налогообложения доходов. Он отмечал, что излишние сбережения необходимо изымать при помощи налогов, считал, что подоходный налог, особенно когда им устанавливается дискриминация в отно­шении «незаработанных» доходов, налог на прибыль от капитала, налог с на­следств и т. п. имеют не меньшее значение, чем норма процента. Рассматривая источники инвестиций, Кейнс утверждал, что при помощи налогов можно изымать доходы, помещенные в сбережения, финансировать за их счет теку­щие государственные расходы, а самое главное - инвестиции. Подчеркивая особую роль налогов в регулировании пропорций воспроизводства, он называл их «встроенными механизмами гибкости».

Экономические воззрения Дж. М. Кейнса развили его последователи. Со­гласно неокейнсианскому направлению налоговая политика призвана обеспе­чить устойчивый экономический рост, способствовать устранению диспропор­ций воспроизводства прежде всего за счет регулирования налоговых ставок.

История зарубежных стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует гибкие подходы к активному использованию налоговой политики в целях регули­рования экономики. Например, в 60-е гг. в США налоговая политика наряду с бю­джетной политикой стала одним из главных орудий в борьбе с инфляцией и цик­лическим спадом. Чтобы вытянуть экономику из состояния спада, было зна­чительно ослаблено налоговое бремя. Это привело к экономическому росту. На его фоне в 1965-1966 гг. последовало наращивание бюджетных расходов, что вызва­ло увеличение ВВП выше потенциального уровня и раздувание инфляции. Чтобы удержать раскручивающуюся инфляцию и компенсировать военные расходы, в 1968 г. был введен дополнительный подоходный налог.

В начале 80-х гг. в США были снижены налоги, что в совокупности с други­ми мерами способствовало экономическому росту 1983-1985 гг. Однако рост дефицита государственного бюджета в последующие годы потребовал повыше­ния ставок отдельных налогов в 1990 и 1993 гг.

Многие недостатки в системе российских налогов обусловлены отсутствием долговременной концепции развития налоговой системы. Мероприятия, осу­ществляемые в налоговой сфере, должны быть четко увязаны с политикой го­сударства в области доходов и цен. Особенно тесно взаимосвязаны налоги и це­ны. Ставки налогов во многом определяют структуру и уровень цены, и от того, насколько учтены эти связи, во многом зависит сбалансированность пропорций воспроизводства.

Главная цель налоговой политики - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажную роль играют налоги в распределительных и перераспределительных процессах.

Налоговый механизм - это совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне налоговый механизм, включает прогнозирование, регулирование, контроль.

Налоговое прогнозирование служит основой для разработки программы социально-экономического развития страны, региона, муниципального образования на определенный период времени. Без надежного инструментария прогнозирования невозможно выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны. Налоговый прогноз позволяет более четко обосновать объемы налоговых доходов на разных уровнях, оценить предложения по использованию конкретных налогов, их ставок и льгот.

В процессе налогового прогнозирования решаются вопросы регулирования налоговых взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации, субъектами Федерации и районами, городами, муниципальными образованиями. Особенно много проблем возникает в распределении налоговых доходов между федеральным центром и субъектами Федерации. В условиях жесткой планово-административной системы управления действовал принцип максимальной централизации всех доходов и последующего их перераспределения. В рыночной экономике подобный принцип межбюджетных отношений малоэффективен.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой, практика российских экономических преобразований в 90-е гг. свидетельствует о том, что наиболее рациональное разделение доходов между бюджетами центра и регионов в пропорции 50 на 50. ближайшей перспективе нет необходимости вносить крупные изменения в эту пропорцию. И в условиях отхода от жестких административных методов управления государство несет весомый груз расходов по обороне, поддержке отдельных распей, образования и науки, экологии, социальной и других сфер. Вместе с тем вдует гибко использовать возможности налогов и с учетом конкретной ситуации менять соотношения доходов отдельных бюджетов. Например, на 2001 г. запланировано повышение доли федерального бюджета в налоговых доходах. Налоговый механизм должен сформировать оптимальный перечень федеральных, региональных и местных налогов, уровень ставок, коэффициентов их распределения.

Особое место в налоговом механизме занимает контроль. Уже на ранних ста­ях появления налогов государство создавало систему контроля за сбором налогов. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Он должен быть всеобъемлющим, пронизывать все этапы воспроизводства. Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога. Для повышения эффективности налогового контроля большое значение имеет создание соответствующей нормативно-правовой среды - земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков.

Важная роль принадлежит организации налогового контроля. Налоговый кодекс РФ определил его формы. Основой служит постановка налогоплательщика учет в налоговых органах, присвоение ему идентификационного номера. Одним их главных звеньев налогового контроля является налоговая проверка. Необходимо создать эффективный механизм взыскания недоплаченных налогов, ввести систему штрафов, пени за неисполнение налогового законодательства.

На микроуровне важным компонентом налогового механизма выступает налоговое планирование, необходимое для оптимизации налоговых платежей предприятия без нарушения действующего законодательства. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей позволяет предприятию выявить финансовые резервы и более эффективно их использовать.

Налоговое планирование тесно связано с элементами налогового механизма |и на макроуровне, так как управление налогами организации-налогоплатель­щики осуществляют в макроэкономической среде. Специфическим объектом налогового планирования выступают экономические отношения налогопла­тельщиков с государством, возникающие в процессе формирования доходов; бюджета и материализующиеся в налоговых платежах.

С учетом конкретной экономической ситуации государство может либо вносить частичные изменения в налоговую систему, либо кардинально менять ее, т. е. проводить налоговую реформу. Нынешний этап характерен для России проведением налоговой реформы. Главными ее принципами являются сниже­ние налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение качества администрирования, выравнивание условий налогообложения для всех нало­гоплательщиков. В результате предполагается снижение налогового бремени более чем на 2% от ВВП, отмена части так называемых налогов с оборота, вве­дение единой ставки налога на доходы физических лиц, уменьшение облагае­мой базы путем исключения таких расходов, как оплата лечения, обучение в высших и средних учебных заведениях, введение единого социального налога с регрессивной шкалой начисления. Налоговая реформа должна способство­вать экономическому росту, развитию предпринимательства.

Налоговый механизм в России регламентируется многими законодатель­ными нормами, изложенными в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Таможенном, Водном, Земельном и других кодексах и законодательных актах. Основным нормополагающим актом должен стать Налоговый кодекс РФ. Именно он может гармонизировать взаимоотношения государства и налого­плательщиков, обеспечить стабильность налоговой системы, дать единообраз­ное толкование конкретных налоговых ситуаций. С принятием Налогового ко­декса РФ должны кануть в лету наблюдавшиеся в российской практике час­тые, нередко не обоснованные, изменения в законодательстве по налогам.



mob_info