Гораций, квинт гораций флакк. Гораций квинт флакк Квинт гораций флакк смерть

Гораций Флакк Квинт (65-8 гг. до н.э)

Древнеримский поэт. Родился на юге Италии в семье вольноотпущенника. В 20 лет отправился в Афины, чтобы завершить свое образование. В 22 года получил чин военного трибуна.

После убийства Цезаря стал на сторону республиканцев. В битве при Филиппа (42 ?. до н. э.), окончившейся неудачно для Республики, Гораций бежал с поля сражения. После объявления амнистии купил должность квесторского писца. Стихи Горация привлекли взимание Вергилия и Вария Руфа. Они представили молодого поэта ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и в 38 г. до н. э. тот принял Горация в круг свои друзей.

В 33 г. до н. э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном.

Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппа, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Арилоа (ок. 675 - ок. 635 гг. до н. э.) он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия (ок. 180-102 гг до н.э.) -сатиру. Первая книга сатир Горация (сам он называл их беседы), состоявшая из десяти стихотворений, написанны гекзаметром вышла ок. 35 г до н.э. После победы Августа, ок. 30 г до н. э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных эподы.

После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот. Он отыскал размеры, соответствующие своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала V в. до н. э., у Алкея и Сафо, у них же он черпал и вдоновение. С 30 по 13 гг. до н. э. Гораций создал четыре книги лирически стихов -од. Первая книга содержит философские размышления в духе эпикурейства и отчасти стоицизма. Вторая посвящена вопросам поэзии. Особое место занимает письмо к Пизонам об искусстве поэзии, названное еще в древности «Наукой поэзии».

В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихотворения. Император Август поручает Горацию сочинение гимна в честь великих Столетних игр. Это принесло поэту широкую известность, и он опять вернулся к лирике.

В 8 г. до н. э. Меценат умер, а Гораций пережил его лишь на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.

Творчество Горация, замечательного мастера стиха, создателя поэзии ума, блистательной и гармоничной, - одна из вершин римской литературы, которую он обогатил новыми для нее размерами греческой лирики.

«Наука поэзии» послужила основой для «Поэтического искусства» Н. Буало (1674 г.). В России ода Горация «Памятник» была переведена М.В. Ломоносовым; ее переложили Г.Р. Державин, А.С Пушкин, В.Я. Брюсов. Стиотворение Пушкина «Кто из богов мне возвратил…» -вольный перевод 7-й оды из 2-й книги од Горация

Биография

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к «Юбилейному Гимну», который он написал по поручению императора Августа к столетним играм 17 до н. э

Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалась как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию.

Когда будущий поэт был ребенком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. В столице он исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца. «Бедный, честный крестьянин», каким рисует отца Гораций, тем не менее посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына.

Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией. (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был, например, сын Цицерона.) В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи.

Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44 Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут. Посещая философские лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря - Антонием и Октавианом. Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется к Бруту.

Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то есть командира легиона; эту должность занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов.

В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).

В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41 Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там. Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем (scriba quaestorius), что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.

Видимо, к 39-38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют П. Вергилий Марон и Л. Варий Руф. Оба старших поэта становятся его друзьями. В 39-38 годах они представляют Горация Г. Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана.

Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем проявляет уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием движет не сколько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны.

Светоний свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло и было им тактично отвергнуто. Гораций опасается в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил.

В 38 Гораций предположительно присутствует, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур. В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокценя Нервы (прадеда императора Нервы), Фонтеня Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя «Энеиды» Плотия Тукки совершает путешествие в Брундизий; об этом путешествии идет речь в известной Сатире (I 5). Между 36 и 36 (наиболее вероятно зимой 36-35) выходит первый сборник стихотворений Горация, книга «Сатир», посвященная Меценату.

В своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона-клиента. Гораций никогда не злоупотребляет дружбой Мецената и не пользуется его расположением в ущерб кому-либо. Гораций далек от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах. Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становится источником щекотливых положений, из которых он всегда выходит с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь в деревне.

Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзаводится сильными покровителями и безусловно получает от Мецената существенные подарки. Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом (напр. Carmina II 18: 11-14), но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.)

2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э. выходит вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения.

Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι-III, выходит во второй половине 23 Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент латинского carmen.

Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает «чистую поэзию» и возвращается к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир». На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он пишет 1-ю книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений. Послания выходят в 20 (или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий».

В 17 с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 до н. э.

Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения Горация император «ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение „Юбилейного гимна“, но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза… заставив к тем трем книгам „Од“ после долгого перерыва добавить четвертую». Так, в 13 появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем.

К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, ещё в 18).

Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 г. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената».

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до нашей эры в солнечной римской колонии Венузии, на юго-востоке Италии, в семье честного трудолюбивого вольноотпущенника. Его отец, понимая, что перспективы успешной жизни сына связаны только с Римом, покидает провинцию и переезжает в столицу империи. Работает комиссионером, обеспечивая будущее Горация.

Гораций успешно постигает основы образования вместе с римской знатью в школе Орбилия, в Платоновской Академии в Афинах, где изучив греческий, свободно пишет на нем стихи. Неожиданная цепь событий прерывает обучение. Убийство Цезаря и гражданская война меняют планы поэта. Поддавшись на ораторское мастерство Брута, Гораций присоединяется к сторонникам республики, и даже получает высокий пост в армии, но после разгрома и паники в войсках разумно передумывает и возвращается в Рим.

Начало 41 года до нашей эры. Умер отец, наследное имение отдано ветеранам, благодаря остаткам накопленных денег, Гораций смог устроится в коллегию писцов, теперь есть стабильный источник доходов, жилье в Риме и занятия литературой. К этому периоду относится проба пера на латинском. Гораций пишет гекзаметрические и ямбические стихи. Первые составят книгу «Сатир», а вторые впоследствии будут «Эподами» .

Поиски стихотворной формы приводят его к движению классицистов. В 39-38 годах происходит значимое событие – встреча и знакомство с Меценатом. В своем дальнейшем творчестве Гораций настаивал, что их отношения были в первую очередь дружескими и человеческими, и только потом отношениями патрона и клиента. Поэт никогда не хвастал знакомством с ближайшим кругом императора Октавиана Августа, до конца жизни оставаясь тактичным, честным и независимым.

Творческие изыскания поэта продолжаются лирическим стихами, выпущенными под названием «Песни» или оды, именно это название пришло к нам через путь столетий. А тем временем закончилась гражданская война, и император поручает Горацию написать гимн, для ознаменования долгожданного мира. Торжественный «Юбилейный гимн» стал знаковым в его творчестве, это было признание всей римской знати величины его таланта.

Последний период жизни Гораций много работает, пишет «Послания», затрагивающее вопросы литературы, дорабатывает четвертую книгу од, постепенно удаляется от шумного Рима в исцеляющую тишину своего поместья. Умирает поэт внезапно, от болезни, 27 ноября 8 года, прожив 57 насыщенных лет. Похоронен на одном холме со своим патроном и другом Меценатом

Содержание статьи

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (Quintus Horatius Flaccus) (65–8 до н.э.), римский поэт, один из наиболее прославленных авторов во всей мировой литературе. Родился в 65 до н.э. в Венузии (совр. Веноза) в области Апулия на юге Италии. Отец Горация, о котором сам поэт отзывается с восторгом и преклонением (о матери он не упоминает), был вольноотпущенником. Ремеслом помощника распорядителя аукционов он заработал на небольшое поместье. Желая, чтобы способный юноша получил превосходное образование, отец привез Горация в Рим и вверил его попечению известного грамматика и наставника Орбилия Пупилла. Сам отец взял на себя роль «педагога», т.е. человека, сопровождающего ребенка в школу (обычно эта обязанность возлагалась на раба). В 20 лет Гораций отправился в Афины, чтобы завершить свое образование. В 44 Марк Юний Брут, один из заговорщиков, убивших Цезаря, также прибыл в Афины якобы для занятий философией, на самом же деле – чтобы завербовать среди молодых римлян, учившихся в Греции, офицеров своей будущей армии. Когда Марк Антоний и Октавиан (будущий Август) открыли против «освободителей» военные действия, Гораций встал на сторону Брута. В 22 года он получил чин военного трибуна и сопровождал Брута в Малую Азию. Но несгибаемым республиканцем Гораций не был: уцелев в роковом для Брута сражении при Филиппах (42 до н.э.), он с «подрезанными крыльями» возвратился в Рим, тем более что за это время успел лишиться и отца и ожидаемого поместья (оно было конфисковано в пользу демобилизованных ветеранов). Последовала всеобщая амнистия, и Горацию удалось получить должность писца в казначействе.

Стихи, написанные Горацием в это время, привлекли внимание Вергилия и Вария Руфа. Они представили молодого человека ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и в 38 до н.э. последний принял Горация в круг своих друзей. Меценат являлся не только другом, но и покровителем поэтов. Он удостоился вечной признательности Горация, введя его в литературные и политические круги Рима, а в 33 до н.э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном.

В этот период политика все еще заботила поэта. Естественно, он присоединился к партии своего покровителя, хотя никогда не открещивался и от старинных друзей-республиканцев. Гораций стал деятельным приверженцем Августа лишь в результате разразившегося между ним и его прежним союзником Марком Антонием военного конфликта, который завершился победой при Акции (31 до н.э.) и взятием Александрии (30 до н.э.). После этих событий Гораций внес немалый вклад в проводившуюся Августом кампанию по политическому и нравственному возрождению Рима.

Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппах, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Архилоха (ок. 675 – ок. 635 до н.э.) он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия (ок. 180–102 до н.э.) – сатиру. Первая книга Сатир Горация (сам он называл их Sermones , т.е. Беседы ), состоявшая из десяти стихотворений, написанных гекзаметром, вышла ок. 35 до н.э. После победы Августа, ок. 30 до н.э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных Эподы . После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот. Он отыскал размеры, соответствующие своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала 6 в. до н.э., у Алкея и Сафо, у них же он черпал и вдохновение. Обращался он и к более легковесной лирике Анакреонта, и к более рассудочной и ученой эллинистической поэзии. Гораций искусно приспособил эти размеры к латинскому языку, с легкостью настоящего мастера использовал он и благородный алкеев стих, и изящную сапфическую строфу, и текучие асклепиады. В 23 до н.э. он выпустил в свет Оды , 88 разнообразных по метрике, величине (от 8 до 80 строк) и интонации стихотворений, тщательно распределенных по трем книгам (лат. Carmina , т.е. Песни , Одами их назвали уже после античности).

В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихотворения. В 20 до н.э. вышла первая книга написанных гекзаметром Посланий , куда вошли 20 писем преимущественно философского содержания, более строгих по форме, чем Сатиры, но вполне индивидуальных и искренних. В эти годы Гораций в силу ряда причин в значительной степени утрачивает былое легкомыслие. Он остро ощущает, что молодость со всеми ее отрадами его покидает. В 23 до н.э. Меценат не угодил Августу и был оттеснен с позиции наиболее приближенного к нему лица. В 19 до н.э. умерли любимый Горацием Вергилий, а также Тибулл. Однако в 17 до н.э. Август поручает Горацию сочинение гимна в честь великих Столетних игр. Это наконец-то доставило Горацию широкую известность, и он вернулся к лирике. При создании написанных в несколько последующих лет 15 од, собранных в IV книге, Горацием двигало ощущение того, что поэзия способна даровать человеку бессмертие. Здесь мы находим восхищение императором, а порой и лесть. Таково же и вдохновенное, блестящее 1-е стихотворение из II книги Посланий , обращенное к Августу по прямой его просьбе. В нем обсуждается состояние римской поэзии, причем Гораций защищает современных ему авторов от нападок со стороны приверженцев старины. Время написания знаменитого Послания Пизонам (озаглавленного в поздней традиции Ars Poetica , т.е. Искусство поэзии ) не установлено, как неизвестно и то, когда именно Гораций ответил отказом на предложение Августа занять место его личного секретаря. В 8 до н.э. Меценат умер, и Гораций пережил его лишь на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.

Стиль и техника.

Сатиры начинались с близкого копирования Луцилия. Даже описание реальной поездки Горация из Рима в Брундизий (I 5) было подсказано принадлежащим Луцилию стихотворением о путешествии по Сицилии. Как и тот, Гораций мастерски воспроизводит неупорядоченность живого речевого потока, незаметно переходит от одного предмета к другому, вкрапляет там и сям живописные сценки и аллюзии, а также обрывки диалога. К Горацию постепенно приходит осознание того, что ценность и значение сатир Луцилия – в их автобиографичности. Во II книге Сатир Гораций непринужденно развивает эту форму одновременно в двух направлениях: к автобиографичности своих Посланий и к обличительной патетике, которую мы привыкли связывать прежде всего с Ювеналом и с жанром сатиры как таковым. II книга Посланий состоит из двух обширных, полных здравых идей литературных трактатов, которым придана соответствующая форма: одно послание обращено к Августу, другое – к Юлию Флору. Относительно более пространного (476 строк) Искусства поэзии античный комментатор сообщает, что в основе этого сочинения – трактат Неоптолема Паросского (3 в. до н.э.)

Даже по немногим дошедшим до нас фрагментам Архилоха мы можем заключить, что в своих Эподах Гораций заимствует у Архилоха какую-то идею, а затем развивает ее в соответствии со своим, как правило более добродушным, умонастроением. Также и в Одах он берет у Алкея или у другого греческого поэта идею, а потом придает ей такое направление, которое никоим образом не могло появиться в оригинале. Если говорить о формальной стороне, для этих лирических произведений характерны изобретательная продуманность вплоть до малейших деталей, метрическое разнообразие, бережность в словах, их благозвучие и удивительно изящное расположение. Здесь использовано все лучшее, что дали латинскому языку обороты Цицероновых речей. Почти все стихотворения к кому-то обращены. Это явно на них сказывается: по интонации все это скорее увещевательные или ободряющие, нежели чисто личные произведения. Многие написаны по случаю (так, по крайней мере, в них говорится). Для пения предназначались лишь очень немногие оды. Есть здесь и величественные патриотические гимны (испытавшие на себе влияние Пиндара), прежде всего первые шесть в III книге. Любовь не вызывает у поэта глубоких чувств, страсть обнаруживает себя только в Эподах . В Одах достигший зрелых лет поэт превращается в безучастного зрителя человеческой комедии, готового посмеяться как над чужим, так и над своим неразумием. Есть у Горация и очаровательные стихотворения, посвященные деревенской жизни.

Влияние.

В Средние века Горация почитали за моралиста, автора написанных гекзаметром сатир. Ему, «сатирику Горацию», Данте (Ад IV) отводит место в Лимбе вслед за Вергилием и Гомером. Возрождение открыло Горация. В 1347 Петрарка приобрел рукопись с его произведениями, и в некоторых стихотворениях у него обнаруживается явное влияние Горация. Гуманисты считали Горация всецело своим, но его высоко ценили и иезуиты, ибо выхолощенный или христианизированный Гораций мог оказывать положительное нравственное воздействие на учеников. Нарисованная им картина простой деревенской жизни была по душе людям сходной с ним судьбы, придерживавшихся близких вкусов, какими были Петрарка, Ронсар, Монтень и Роберт Геррик. Особенно высоко ценился довольно условный в выражении чувств 2-й эпод. В Англии первым популяризатором Горация явился Бен Джонсон, под несомненным влиянием Горация возникали и некоторые сонеты Мильтона. Эти поэты, а также Э.Марвелл и другие литераторы 17 в. понимали Горация лучше, чем большинство его почитателей в 18 в., чьи поверхностные восторги скорее повредили его репутации. В то же время лирические размеры Горация использовались и в латинском стихосложении, особенно удачно это делал немецкий гуманист Конрад Цельтис (1459–1508), установивший, кроме того, обычай петь оды Горация в школе, что сделалось в 16 в. общераспространенной практикой. Впоследствии Горация стали перекладывать на новые языки, удачнее всего на немецкий. Трактат Искусство поэзии оказал колоссальное влияние на литературную критику. Это из него, усилиями М.Дж.Виды, М.Опица, Н.Буало и А.Попа, заимствовались классические принципы, ссылками на него обосновывались старания обуздать излишества барокко. Однако «Буре и натиску», другим движениям романтиков было не по пути с певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности, и с той поры популярность Горация больше не поднималась на прежнюю высоту.

Литературы.

Гораций родился в 65 г. до н.э. в г. Венузии, в южно-италийской области Апулия. Его отец, вольноотпущенник, владевший небольшим поместьем, смог дать сыну первоклассное образование. В возрасте около 20 лет Гораций отправился в Грецию для изучения греческой философии и поэзии. Весть об убийстве Цезаря (44 г. до н.э.) застала его в Афинах; вскоре туда приехал Брут, и Гораций, как и многие другие молодые римляне, записался в армию сторонников республики. Он даже получил высокую должность военного трибуна в своем юном возрасте (23 года), не отличаясь знатным происхождением и не имея воинских заслуг, - видимо, не столько из-за своих способностей, сколько из-за дефицита начальнических кадров. В составе армии цезареубийц будущий поэт сражался в битве при Филиппах (42 г. до н.э.) и едва уцелел, бросив свой щит на поле битвы. Спасаясь бегством, он возвращается в Италию. Имение отца, которого уже не было в живых, было конфисковано, и Гораций устраивается на мелкую должность квесторского писца в казначействе. С ужасом он глядит на то, что происходит вокруг - в новых гражданских войнах продолжает литься римская кровь.

В эподах (греч. ἐπῳδός - стихотворение, в котором второй стих короче первого), написанных в 30-х гг., молодой автор говорит о междоусобной брани, сулящей гибель римскому государству (7-й эпод) и призывает искать спасения в бегстве на острова Блаженных (16-й эпод). В эти же годы Гораций сближается со своими собратьями по перу - Вергилием, Варом и другими поэтами. Вергилий познакомил Горация с Гаем Цильнием Меценатом , покровительствовавшим молодым поэтам. Это знакомство стало началом долгой и сердечной дружбы. Меценат подарил Горацию поместье в Сабинских горах - поэту отныне не нужно было думать о хлебе насущном, и он мог отдыхать измученной душой на лоне италийской природы.

В 35 г. Гораций выпустил первую книгу «Сатир», посвященную Меценату, а в 30 г. до н.э. - вторую. «Сатиры» (лат. satura - смесь, всякая всячина) - стихотворения, посвященные самым разнообразным темам и сюжетам: превратности судьбы и человеческие пороки, философские и литературные вопросы, прославление добрых старых времен и новых побед Октавиана, который, победив своего соперника Антония и египетскую царицу Клеопатру, наконец-то окончил войну и принес на италийскую землю долгожданный мир.

В 23 г. до н.э. Гораций издал сборник лирических стихотворений - три книги «Од», или «Песен». В них прославляется поэзия, любовь, дружба, декларируются ценности в духе стоической и эпикурейской философии, дорогие и близкие поэту: будь верен золотой середине; лови день, меньше всего веря грядущему; будь доволен тем, что в руках имеешь и т.д.. Завершается сборник гордым утверждением собственного бессмертия - знаменитым «Памятником».

В 20 г. до н.э. выходит первая книга «Посланий». Гораций хотел было на этом распроститься с поэзией, но император Август вовсе не желал, чтобы лучший поэт его времени уходил на покой. Горацию было поручено написать юбилейный гимн богам по случаю празднования Вековых (Секулярных) игр ; затем принцепс попросил оды в честь побед его пасынков, Друза и Тиберия. Уход поэта в философию так и не состоялся. Гораций пишет четвертую книгу «Од» и вторую книгу «Посланий»; самым известным посланием последней было «Послание к Пизонам», или «Ars Poetica» («Искусство поэзии»), где Гораций изложил свои взгляды на поэзию. Поэт умер 27 ноября 8 г. до н.э., похоронили его в Риме, на Эсквилине, рядом с его другом Меценатом.

Сочинения:

Horace: Satires, Epistles and Ars poetica. Loeb classical library. Vol. 194, Cambridge Mass., 1978;

Horace: Odes and epodes. Loeb classical library. Vol. 33. Cambridge Mass., 2004;

Quintus Horatius Flaccus. Opera / Ed. D.R. Shackleton Bailey . Stuttgart 2001;

Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970;

Гораций. Собрание сочинений. СПб., 1993.

Иллюстрация :

Сохранившийся фрагмент кубка с изображением Горация.

Гораций - второй великий римский поэт после Вергилия, который ставил перед собой задачу создать образцовую литературу. Он считал, что поэзия является «гимнастикой языка». Гораций не любил лирику Катулла и стремился писать произведения, которые были бы похожи на высокосодержательные и моралистичные поэмы Вергилия.

У читателя вызывает интерес не только творчество великого римского поэта, но и его историческая эпоха, биография. Гораций Квинт сделал огромные заслуги для мировой литературы, хотя являлся выходцем из простой семьи. В своих стихах он формулировал собственную мудрость и дал целый ряд рекомендаций нравственно-этического плана, в основе которых лежала философия золотой середины.

Гораций: биография и жизненный путь

Великий родился в 65 году до н. э. в Венузии. Его творчество приходится на первое десятилетие правления который занял место Цезаря. Он родился в семье вольноотпущенника, который позаботился об образовании сына и после смерти оставил ему небольшое имение.

Жизнь поэта была напрямую связана с деятельностью Мецената. Когда в Риме был убит Цезарь, Квинт Гораций Флакк примкнул к сторонникам Брута. Именно Меценат помог ему утвердиться в жизни: подарил имение и ввел в круг Августа.

Гораций умер от внезапной болезни в 8 веке до н. э. Похоронен рядом со своим добродетелем Меценатом на окраине Эсквилина.

Особенности творчества

Квинт Гораций Флакк был многогранным поэтом, который создал образцы поэзии в разных лирических жанрах - одах и гимнах. Оба произведения по форме и настроению достаточно торжественны. Однако его оды, выпущенные в четырех книгах, не направлены на восхваление чьих-либо заслуг, а отражают жизненную мудрость поэта и его философию. Гораций дает в них советы, обращаясь к тому, кому посвящены оды.

Все творчество великого римского поэта можно разделить на несколько циклов по жанрам:

1. Эподы (стихотворения-двустишия ямбического характера).

2. Сатиры (произведения обличительного характера). Написаны гекзаметром.

3. Оды (лирические стихотворения, посвященные какому-либо событию).

Гораций, биография которого представлена тремя периодами творчества, всю жизнь придерживался философии золотой середины, построенной на мудрости, рассудительности, красоте, добродетели и гармонии.

Жанр послания

Квинт Гораций Флакк, стихи которого по большей части посвящались отдельным лицам, весьма преуспел в этом Он написал 23 послания, последнее из которых - «К пизонам» - стало вторым трудом по литературоведению после «Науки поэзии» Аристотеля, что свидетельствует о его значимости в контексте мировой литературы. Главное в эстетике Горация - разумность, соответствие природе, чтобы стиль и подобранные слова полностью соответствовали поднимаемой теме. Его поэзия сложна для понимания. Иоганн Вольфганг Гете когда-то писал, что образы в посланиях похожи на «маятник». Композиция лирических стихов сложна тем, что Гораций умело мог переходить от одного образа к другому, используя в тексте разные стихотворные размеры. Его стихи наполнены различными географическими названиями, а также он уделяет внимание деталям.

Тематические группы од Горация

Стихотворения-размышления являются воплощением мудрости. Квинт Гораций Флакк, творчество которого главным образом представлено четырьмя книгами од, пишет в данной тематической группе о кратковременности жизни и быстроте текущего времени. Для него стремление к почестям и богатству бессмысленны. В одах звучит тема любви, застолья, но в отличие от стихотворений Катулла, их тон счастливый и утешительный. Можно насчитать 7 женских имен, к которым Гораций пишет стихотворения-размышления. В одной из своих од (№30 «К Мельпомене») он поднимает проблему бессмертия поэта и входит в традицию, начиная еще с египетской поэзии, что бессмертие человека достигается в результате его труда, создания Свою бесконечность Гораций видит в стихах.

Анализ оды № 30

Это произведение получило условное название «Памятник». Стихотворение настолько понравилось классикам русской литературы, что идею о бессмертии творчества поэта заимствовали Гаврила Державин («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»), Александр Пушкин («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), Валерий Брюсов («Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен»). Двое последних в качестве эпиграфа заимствовали строфы на латыни, которые произносил когда-то Гораций. Биография поэта, как известно, была далеко не завидной: с детства он не знал роскоши и собственными силами пытался остаться в памяти людей на долгие века.

Ода №30 называется «К Мельпомене» и завершает третью книгу од; Мельпомена в мифологии является музой трагедии. В произведении Гораций рассуждает о своих достижениях и в конце обращается с призывом увенчать себя лавровым венцом. На сегодняшний день наиболее успешными переводами оды №30 считаются стихотворения Ломоносова и Востокова.

Сатиры Горация

Перу великого римского поэта принадлежат несколько сборников сатир. Из этого стоит умозаключить, что он прославился не только как мастер од. Сатиры Горация напоминают философские рассуждения над смыслом жизни, именно в них он выражает философию золотой середины. Основным объектом высмеивания становятся ложные пути счастья, погони за мнимыми благами. Квинт Гораций Флакк, стихи которого носят сатирический характер, иронизирует над гуляками и пьяницами. Одна из его жизненных рекомендаций гласит, что не стоит становиться рабом вина и для утоления печали злоупотреблять этим напитком. Несмотря на то что объектом высмеивания в сатирах становятся человеческие страсти и пороки, в них он пишет и о личном: в сатире № 6, например, он рассказывает историю своей жизни. Гораций, имея низкое происхождение, живет, и не знает роскоши.

Мастер стихотворных размеров

Гораций иногда не скрывает в своих стихах свое происхождение и не стыдится, что является сыном отпущенного на волю раба. По подсчету литературоведа Михаила Гаспарова, поэт использовал в своей поэзии 12 видов древнегреческих строф, его гениальность заключается в мастерском знании и владении стихотворным искусством. В первой книге своих од он дал «парад» этих размеров, представил сапфическую, алкееву и другие строфы. Кроме од Гораций, годы жизни которого были весьма продуктивными, работал с эподами, которые очень схожи по форме с припевками. В них выражается политическое содержание и, как в ямбах, высмеиваются недостатки народа и людей (ярчайший пример - «К римскому народу»).

"Будь доволен тем, что в руках имеешь". Поэт подразумевал простую жизненную истину, которая гласит, что нужно жить и радоваться сегодняшним днем и не осуждать создателя за то, что не всякий человек знатен и богат. Все блага следует получать честным способом и довольствоваться малым.

"Пользы в деньгах нет, если ты их копишь, но не тратишь". Как много случаев знает история, когда человек всю жизнь стремился заработать капитал, отказывая себе во многом, а, заработав его, скоропостижно скончался. Гораций считает такую философию неправильной: нужно равномерно тратить заработанные деньги и жить полноценно, без ограничений.

"Печали жизни разгоняй вином, но знай меру". Гедонизм как направление в эстетике пропагандирует идею о наслаждении как о высшей цели человеческой жизни. Гораций разделял эту точку зрения наполовину: винопитие, безусловно, может утолить печали, но не стоит им злоупотреблять.

"Влюбляйся, но не страдай от любви". Гораций, биография которого пестрит семью женскими именами, вывел истину, благодаря которой мужчина может жить в ладу со своим сердцем. Он не отрицает любви, но выступает против страсти и страданий.

История римской литературы в именах

Самым известным римским комедиографом считается Тит Макций Плавт. Он написал около пятидесяти комедий, но до нас дошло всего 19. В общей сложности ему принадлежит свыше 20 тысяч стихотворных строк.

Тит Лукреций Кар и Гай Валерий Катулл являются ярчайшими представителями римской литературы периода республики. Первый является автором труда «О природе вещей», а второй прославился своими любовными стихотворениями.

Публий Вергилий Марон пробовал себя во многих литературных жанрах. Этот древнеримский поэт является автором героической поэмы «Энеида»

Публий Овидия Назона называют младшим современником Горация. Он является автором поэмы «Наука любви», написанной в ироническом духе, а также сборником песен «Аморэс».

Федр является выдающимся поэтом-баснописцем, который первый начал писать басни в стихотворной форме. Он прославился собственными произведениями и переводами Эзопа.

Изначально термин «проза» использовался римлянами для обозначения неритмизованной речи. Первые произведения в нестихотворной форме появились значительно позднее. Известным прозаиком принято считать Апулея - автора авантюрного романа «Золотой Осел», за ним по значимости стоит Петроний Арбитр, который написал «Сатирикон».

mob_info