Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Сравнительное наблюдение за прорастанием семян, ростом растений (1 класс). Работа над новым материалом

В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения, а нередко и потомство некоторых животных. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода взросления неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений и животных.

Наблюдения за ростом растений
В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того, чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры - последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды.

Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Крупные семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии - стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при определенных внешних условиях - наличии влаги и тепла/ Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования.

Вторая стадия развития - это стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: стебель и листья В этот период развития необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза - это стадии цветения и плодоношения, т.е. появления новых органов растения - сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами. Д это время многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают удобрениями. Таким образом, на примере одного, двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика во взаимосвязи с меняющимися условиями жизни.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Недостаток один -
довольно большая протяженность всего периода роста и развития от семечка до огурца.

Чтобы вырастить огурец в помещении и получить урожай, надо соблюсти следующие условия: взять скороспелые сорта семян, пригодные для закрытого грунта; создать "теплую грядку" в большой емкости; начать выращивание, когда световой день будет уже достаточно длинным; выращивать не более 2-3 растений на этой грядке.

Последовательные наблюдения за огурцом составляют цикл, содержание которого - изменения растущего и развивающегося растения во взаимосвязи со средой обитания. Спецификой такого цикла являются следующие моменты: оптимальный временной промежуток между наблюдениями (в случае с огурцом - две недели) и обязательная фиксация в календаре как самого растения, так и условий, при которых оно растет. Учитывая, что содержание наблюдений всегда одно и то же (состояние растения, изменения в его облике), их построение может быть одинаковым, т.е. включать один и тот же набор вопросов.

Например, каждое наблюдение за огурцом может проходить по следующей схеме.
o Что перед вами?
o Прошло две недели - изменился ли огурец?
o Что у него изменилось - стебли, листья или еще что-то? Какими они стали?
o Почему изменилось растение?
o В каких условиях рос огурец это время?

На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление новых органов у него и на необходимость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.).

Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть построен и на примере других растений: редисе (быстро растет, но корнеплод находится в земле, его не видно), томате (интересное растение, но имеет мелкие семена, долгий период развития и сложную агротехнику). Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке. В этом случае наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Однако яркие преобразования (этапы развития) в облике растения отсутствуют, так как изменения отражают лишь процесс его роста. Это же относится и к жизненной среде луковицы - она не меняется, вода, свет, тепло остаются постоянными. Его не надо подкармливать: зеленые перья получают питательные вещества от самой луковицы, от чего она как бы "худеет". Эта особенность выращивания лука оборачивается достоинством - все этапы его роста легко рисовать.

Наблюдения за ростом и развитием животных

Цикл наблюдений за ростом и развитием животных может быть построен на примере тех обитателей детского сада, которые производят потомство. К ним относятся птицы (канарейки, волнистые попугай), млекопитающие (хомячки, белые крысы, морские свинки), живородящие рыбы. Каждое из этих животных имеет свою, ярко выраженную специфику, проистекающую из биологических особенностей вида, поэтому циклы наблюдений за ростом и развитием молодых особей значительно отличаются друг от друга.

Наиболее эффективными являются наблюдения за канарейками: это спокойные птицы, их гнезда открыты - всегда видно, что в них происходит, период высиживания яиц короткий, птенцы вылупляются почти одновременно. Цикл наблюдений включает следующие моменты.

Обустройство гнезда обоими родителями, т.е. подготовка условий для будущего потомства; среда обитания птиц в это время обогащается гнездо строительным материалом, дополнительными кормами (особое значение имеет минеральная подкормка, в частности скорлупа яиц, необходимая для образования твердой оболочки яйца),

Кладка яиц, внутри которых находятся живые зародыши, их высиживание - первая видимая стадия развития птиц, которая осуществляется в определенных условиях: на мягкой подстилке, в гепле, которое дают гнездо и родители, сидящие на яйцах, благодаря питательным веществам, имеющимся в белке.

Вылупившиеся птенцы - вторая стадия онтогенеза; птенцы абсолютно не готовы к самостоятельной жизни, и их выживание целиком зависит от средообразующего поведения родителей: кормления, обогрева и защиты; во внешних условиях добавляется "детский" корм, которым родители выкармливают желторотых малышей.

Птенцы-слетки - третья стадия развития, характеризующаяся смешанными условиями жизни: продолжается опека со стороны родителей и начинается самостоятельное поведение - поиск корма, ориентировка в пространстве; обучение полету и другим навыкам самостоятельной жизни.

Половозрелые молодые птицы (завершающая стадия развития) - они почти не отличаются от родителей, способны сами выводить потомство; условия их жизни такие же, как у взрослых птиц.

Стадии развития попугайчиков такие же, но процесс взросления происходит иначе: вылупление птенцов растянуто во времени, первоначальное развитие скрыто от детей, так как гнездо находится в дуплянке. Тем не менее наблюдения вполне возможны, они только несколько иначе организуются.

У млекопитающих развитие происходит иначе: первая стадия онтогенеза внутриутробная, а внешние условия обычные, самка лишь несколько больше ест, чем обычно, а люди должны бережно с ней обращаться.

Следующая стадия - новорожденность. Этот период характеризуется двумя вариантами развития. У одних видов (например, морских свинок) детеныши рождаются зрелыми (зрячими, в шерсти, быстро начинают самостоятельно передвигаться). У других (например, золотистых хомячков) - незрелыми, беспомощными, (слепыми, голыми, малоподвижными). В обоих случаях мать является главным средообразующим фактором - она выкармливая детенышей молоком, обогревает, охраняет и защищает их. В первом случае этот период короче, так как зрелые детеныши значительно быстрее приобретают навыки самостоятельного поведения. Во втором случае период новорожденности длиннее и протекает, как правило, скрытно (в норе, в домике) до тех пор, пока детеныши не прозреют, не покроются шерстью и не начнут вылезать из гнезда. Внешние условия в это время улучшаются: самку обильно и разнообразно кормят, дают воду, чтобы у нее было молок и, что особенно важно, - не беспокоят семейство. Иногда назойливое внимание людей оборачивается катастрофой: самка съедает свое потомство.

Следующий период в развитии млекопитающих - ювенальный подросшие детеныши много играют под присмотром родителей активно обучаются навыкам взрослого поведения. Внешние уело вия остаются прежними: взрослые животные, как и раньше, опекают малышей-, кормят, заботятся. В отличие от предыдущего периода с детенышами можно общаться, играть.

Заключительная стадия онтогенеза - половозрелость и полно самостоятельное поведение.
Таким образом, цикл наблюдений за ростом и развитием животных на примере декоративной птицы или пушистого зверька позволяет показать детям интересный экологический аспект: ста дни развития животного организма и его взаимосвязь с меняющейся средой обитания. Такой цикл наблюдений имеет особое воспитательное значение: педагог учит дошкольников с большим вниманием, бережно и осторожно обращаться с потомством животных, учит создавать для них благоприятную среду, учитывать хрупкость молодой жизни.

Контрольные вопросы

1. Что такое "недельная методика" ознакомления дошкольника с сезонными явлениями природы? В чем состоит ее специфика?

2. Какие параметры живой и неживой природы воспитатель ежемесячно наблюдает с детьми? Как меняются приемы наблюдений в течение недели?

3. Почему надо наблюдать за ростом и развитием растений и животных? В чем состоит экологический смысл этих наблюдений?

4. Какие стадии развития проходит однолетнее растение? Как организуется и проводится цикл наблюдения за ним?

5. Какие стадии развития проходят животные: птицы, млекопитающие? В чем состоит экологический смысл наблюдений за ними?

6. Какое воспитательное значение имеют наблюдения детей за развивающимися живыми существами?

Задание
Составьте цикл наблюдений за семьей любого животного - напишите номер, название и цель каждого наблюдения

Сердюк Алина
Проект «Наблюдение за ростом растений»

Проект «Наблюдение за ростом растений » .

1. Вид проекта : творческий, исследовательский, групповой.

2. Продолжительность проекта : краткосрочный.

3. Предмет исследования : лук, чеснок, фасоль, укроп.

4. Участники проекта : дети 2 младшей группы, родители, воспитатель.

5. Возраст детей : младший дошкольный возраст .

Цель исследования :

1. Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений .

2. Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта .

3. Вызвать у детей интерес к конкретным объектам– луку, чесноку через стихи, загадки, проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

4. Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.

5. Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями : вовремя полить, рыхлить почву.

Задачи :

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений ;

Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений ;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям ;

Активизировать речь и обогащать словарь детей;

Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Проблема :

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях , о том, где они растут , о необходимых условиях их роста , их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

В результате реализации проекта «Огород на окне» мы планируем получить следующие результаты :

1. Дети получат знания о том, что растения живые , их поливают, сажают, выращивают из семян.

2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям .

4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Работа с дошкольниками включает в себя :

Подбор и рассматривание иллюстраций.

Посадка овощей : лука, чеснока, фасоли, укропа.

Проведение наблюдений за ростом растений .

Посадка овощей дома с родителями.

Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .

Подбор и чтение художественной литературы.

Подбор и отгадывание загадок по теме.

Организация и проведение занятия по рисованию : (с использованием трафаретов)

Организация и проведение занятий по лепке : «Овощи большие и маленькие» .

Организация и проведение дидактических игр : «Что сажают в огороде» , «Чья это тень» , «Угадай по описанию» , «Сложи картинку» , «Угадай на вкус» , «Угадай по запаху» , «Четвертый - лишний» .

Презентация проекта .

Презентация огорода.

Работа с детьми :

Лепка «Овощи большие и маленькие» .

Задачи : Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.

Ход занятия : Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине. Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.

Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.

Рисование «Бабушка принесла с огорода…»

Задачи :

Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.

Ход занятия:

Задать детям вопросы детям : - Ребята, вы ходили с мамой или бабушкой на огород?

Какие овощи там растут ?

В чем вы несли овощи домой?

Какие овощи вы любите больше всего?

Все овощи вкусные и полезные. Давайте мы их все нарисуем. Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают карандашами, не выходя за контур.

Стихи про лук, чеснок, фасоль, укроп.

Сняли тоненький сюртук,

Рыжую рубашку,

Желтую рубашку,

А, стянув

Еще рубашку,

Все заплакали вдруг.

Вот так мы

Вчера на кухне

Раздевали

Сладкий лук.

Со мной общаться вам бывает сложно.

Без слёз очистить даже невозможно.

Но я полезен очень - вот так штука :

Нет от простуды средства лучше лука .

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет-

Нас она спасёт в обед :

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Петрушка

Я шепну тебе на ушко :

Я - не клоун, но - петрушка.

Сочная и длинная –

Зелень витаминная.

Петрушка

Знает каждая старушка :

В огороде есть петрушка.

Станет с ней вкусней в сто крат,

Суп, окрошка и салат.

И зеленый, и душистый.

И, как елочка, пушистый.

Я – укроп, делюсь секретом :

Нужен я зимой и летом.

Вот укроп пахучий,

Он раскрыл свой зонтик :

"Нет ли чёрной тучи

Там на горизонте?"

Фасоль в стручки запряталась,

Сидит там до поры.

Когда же сбросит платьице,

То станет раскрасавицей,

Румяной от жары.

Весь промок кулик в болоте :

Заболел я гриппом, вроде…

Вот, кулик, тебе чеснок –

Очень многим он помог.

Чеснока душистый зубчик

Мы с тобой положим в супчик.

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ!

Я всегда немного жгучий,

Но не злой и не вонючий.

От простуды , между прочим,

Словно щит, надёжный очень.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?

(Лук)

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле ,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок)

В огороде хоть росла,

Знает ноты "соль" и "фа".

(Фасоль)

Физминутка. Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях , а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет .

Дети сажают растения под руководством воспитателя.

Посадка лука.

Посадка чеснока.

Посадка фасоли, укропа.

Полив растениям необходим .

Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, чеснок, фасоль, укроп) . Беседа о том, что за растениями необходим уход .

Работа с родителями :

Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород на окне» для закрепления знаний о растениях (овощах, которые можно вырастить .)

Консультация для родителей на тему : «зеленые витамины» .

«Лук от семи недуг»

Лук репчатый- пряное культурное растение , относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность , употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства.

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Применение в медицине.

В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…

Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит».

Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.

Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.

Лук широко используется в современной медицине. Из лука репчатого получены препараты «Аллилчеп» и «Аллилглицер» . «Аллилчеп» , оказывающий противомикробное действие, возбуждает моторику кишечника, используется как при поносах, так и колитах с наклонностью к запорам, при атонии кишечника, атеросклерозе и склеротической форме гипертонии. «Аллилглицер» рекомендуется для лечения трихомонадного кольпита в виде тампонов.

Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.

Польза и вред чеснока

Полезные свойства

Такой состав определяет мощные потогонные и мочегонные свойства, благодаря которым при употреблении чеснока снижается артериальное давление. Кроме того, чесночные продукты обладают обезболивающим, ранозаживляющим, противоглистным, антитоксическим свойствами. Употребление чеснока полезно для снятия симптомов авитаминоза.

Главный эффект употребления этого острого продукта заключается в повышении иммунных сил организма. Необычайно полезен чеснок в качестве превосходной защиты организма от инфекционных заболеваний. Вещества, содержащиеся в нём, активизируют метаболизм, улучшают состояние сердечнососудистой системы и оказывают благоприятное действие на здоровье человека в целом.

А ещё чеснок полезен содержанием соединений селена, которые являются прекрасными антиоксидантами, препятствующими возникновению онкологических новообразований. Введение чеснока в рацион позволяет снижать уровень холестерина. Чеснок является эффективным средством, противодействующим засорению главных и периферических артерий, а также останавливающим процессы их старения.

Безусловно, самым важным качеством чесночных продуктов является их способность убивать болезнетворные микроорганизмы. Эту пользу чеснока непременно должна учитываться в профилактике простудных инфекционных заболеваний в период смены сезонов года.

Чеснок в том или ином виде добавляется в различные медикаменты. Известны случаи, когда препараты, которые приготавливались из чеснока, уничтожали злокачественные опухоли в самом начале их развития.

Вред чеснока

Однако помните. Хотя и полезен чеснок в поддержании здоровья, но при длительном использовании «чесночных» лекарственных средств подавляется микрофлора кишечника. Будьте осторожны!

Укроп – растение , без которого трудно представить себе любой стол, его добавляют в салаты, им посыпают сваренный картофель, используют в качестве приправы ко многим блюдам, и мало кто догадывается, что он обладает полезными свойствами, которые могут вылечить и предупредить многие болезни. Не все любят “травку” в салатах, а оказывается зря, ведь рацион питания современного человека все больше состоит из скудной на полезные вещества пищи, а укроп богат витаминами и минералами, в которых нуждается организм, в частности в укропе большое содержание витамина С, витаминов группы Р и В. Богат укроп фолиевой кислотой, содержит, калий, железо, фосфор и кальций. В состав укропа также входят белки, сахара, флавоноиды, фитонциды. Укроп обладает рядом уникальных свойств, например, настой, приготовленный из укропа, способен оказать благотворное влияние при гипертонической болезни, стабилизируя кровяное давление и оказывая сосудорасширяющее воздействие. Полезен укроп и при проблемах желудочно-кишечного тракта, например эффективен укроп при дисбактериозе, как отличное средство, снижающее активность патогенной микрофлоры.

Входящие в состав вещества оказывают расслабляющее воздействие на кишечник, улучшают пищеварение. Эфирное масло, которое входит в состав укропа обладает антисептическими свойствами, помогает организму очиститься от шлаков. Эффективен укроп не только в качестве лекарства для приема вовнутрь, но также и для различного рода примочек. Так, при повреждениях кожи, особенно при гнойных процессах, можно прикладывать примочки из укропа. При таком заболевании, как ячмень, укроп оказывает, куда лучшее воздействие, нежели чай. Нельзя не упомянуть о желчегонных свойствах укропа. Укроп поможет победить такие неприятные заболевания, как запор и колит.

Фасоль - польза и полезные свойства фасоли

Плоды этого бобового растения считаются одними из десяти самых полезных продуктов. В Новом Свете фасоль выращивали задолго до прибытия Колумба. Европейцы с ней познакомились позже, хотя в древнем Риме о фасоли знали и употребляли в медицинских целях.

Польза фасоли для питания человека в сбалансированном составе ее веществ. В фасоли содержится много белка (около 22% сухих веществ, который по пищевой ценности приравнивается к белку мяса. Зерно фасоли богато незаменимыми аминокислотами, благодаря чему блюда из нее хорошо усваиваются. Также в ее состав входит около 2 гр жира и 54 гр углеводов на 100 гр зерен. Калорийность продукта составляет около 310 ккал. В зависимости от вида фасоли, ее зерна имеют высокое содержание минеральных веществ : кальция, магния, фосфора, калия и микроэлементов - цинка, серы, меди и других. Благодаря высокому содержанию железа фасоль полезна при анемии.

Кроме того, в фасоли много витаминов группы В, а также А, С и РР. Но особенно полезна фасоль потому, что содержит большое количество витамина Е, который является антиоксидантом и предупреждает возникновение заболеваний сердца и сосудов. Содержание этого витамина в фасоли вместе с витаминами А и С способствует улучшению зрения.

Давно известна польза фасоли при болезнях почек, поскольку употребление блюд из нее имеет мочегонное свойство. Также полезны эти бобы при переутомлении, поскольку показано, что при нервном истощении и стрессах отвар из фасоли способствует восстановлению организма. Полезна фасоль при различных заболеваниях сердца, печени и желудочно-кишечных заболеваниях. Антибактериальные свойства этого растения позволяют использовать ее при различных заболеваниях ротовой полости, кроме этого отмечено, что употребление фасолевых блюд снижает риск образования налета на зубах и зубного камня. Также еще в древности установлена польза употребления фасоли при заболеваниях груди и легких.

Полезны не только зерна фасоли, но и сухие створки бобов, отвар из которых снижает содержания сахара в крови при заболевании сахарным диабетом.

Куличкова Ирина, Ковалёва Мария, Конопелько Светлана

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Зарембо Марина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

· Выбрать участников проекта

· Подготовить необходимое оборудование для проекта

· Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.

· Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени

· Оформить свои наблюдения в дневник

· Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

· поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях

· творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся

· исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тверская область

Вышневолоцкий район

МОБУ «Красномайская СОШ»

Проект

2012 год

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Зарембо Марина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

  1. Выбрать участников проекта
  2. Подготовить необходимое оборудование для проекта
  3. Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.
  4. Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
  5. Оформить свои наблюдения в дневник
  6. Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

  1. поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях
  2. творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся
  3. исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта : 23 декабря 2011 года –21 февраля 2012 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На уроках «Окружающего мира» мы знакомились о растениеводстве, с развитием растений из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько учащихся выявили желание вырастить своё собственное растение и пронаблюдать за его развитием.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, мы предположили, что и семена мандарина и помидора можно прорастить в домашних условиях.

План реализации проекта

  1. Уточнить условия роста мандарина, помидора.
  2. Прорастить семена и поместить их в почву.
  3. Наблюдать за развитием ростков.
  4. Следить за соблюдением условий.
  5. Вести дневник наблюдения.
  6. Получить конечный результат.
  7. Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 4 класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Реализация проекта

«Развитие растения из семени»

Проект, который был осуществлен с 23 декабря 2011 года по 21 февраля 2012 года, можно охарактеризовать как исследовательский. В проекте принимали участие 3 учащиеся 4 класса.

Ковалёва Мария

Куличкова Ирина

Конопелько Светлана

Руководитель проекта :

Зарембо Марина Николаевна

Этапы реализации проекта :

  1. введение в проект (23 декабря 2011 года)
  2. индивидуальная работа в проекте (23 декабря 2011 года –10 февраля 2012 года)
  3. оформление и представление наблюдений в виде дневников наблюдений (16 февраля 2012 года)
  4. создание коллективного проекта (21 февраля 2012 года)

На первом этапе была выбрана тема проекта, после обсуждения ситуации выявлена гипотеза, выбраны участники проекта.

На втором этапе осуществлялась самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. Для поиска необходимой информации использовались Интернет–ресурсы, библиотечный фонд.

На третьем этапе представлены результаты своих наблюдений в виде дневников наблюдений. Участники проекта рассказали о своих наблюдениях классу.

Дневник наблюдений Ковалёвой Марии:

Я взяла блюдо, бинт и семечко мандарина. Налила воды в блюдо и капельку на бинт. Завернула семечко бинтом и положила в блюдце.

30.12.2011

Я купила земли и насыпала её в горшок. Затем полила землю водой и сделала углубления в 1 см. После посадила туда семечки.

31.12.2011

На следующий день после последнего полива семечко дало росток, но он ещё очень маленький, а второй, к сожалению, сломался.

7.01.2012

Росток подрос и его уже опять пора поливать.

21.01.2012

Росток вырос теперь он высотой 8 см, а ширина листа составляет 4 см!!!

10.02.2012

Дневник наблюдений Куличковой Ирины:

Я взяла семечки мандарина и положила их в марлю. Затем я взяла блюдце и положила туда марлю с семечками, залила водой.

Прошло два дня. Я взяла почву и насыпала её в горшочек. Потом полила почву и проделала в ней углубления в 1см, посадила туда две семечки.

Прошло ровно три недели и четыре дня. В моём горшочке проклюнулись два маленьких росточка.

Сейчас мои два росточка ростом 5 см и у них появились маленькие листочки. Росточки растут и зеленеют с каждым днём, и я очень радуюсь этому.

Дневник наблюдений Конопелько Светланы:

Я положила в блюдечко 4 семечки помидор, накрыла мокрой марлей.

24.12.2011

Семена в марле я продержала один день, а затем высадила в почву. В маленьком горшочке я сделала 4 лунки по 1см, поместила в них семена и полила.

25.12.2011

Спустя неделю, после полива, появился маленький росточек.

2.01.2012

После того, как ростки проросли, я поставила их на подоконник, поближе к свету. Я тщательно следила за влажностью в почве и освещением. Они выросли длиной 5 см. 20.01.2012

С каждым днём их длина увеличивается. Эти растки можно будет позже высадить в грунт у меня на даче, а потом с них собирать плоды.

20.02.2012

На заключительном этапе основное внимание было уделено коллективному анализу проведенных дел и созданию проекта.

Результаты проекта

Наши исследования доказали, что растения, такие как мандарин или помидор, не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях.

  • http://www.treeland.ru/article/garden/teplic/mainculture/tomat.htm
  • Исследовательский проект

    Сравнительное наблюдение за прорастанием семян, ростом растений

    Методический паспорт проекта.

    Проблема и гипотеза.

    Цели и задачи проекта.

    План выполнения проекта и предполагаемый результат.

    Ход работы.

    Условия роста растений.

    Дневник исследования.

    Результаты проекта, общий вывод.

    Методический паспорт проекта

    Проблема

    Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это волшебство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Гипотеза Природа создаёт различные условия для прорастания семян растений. Эти условия влияют на дальнейшее развитие растения. При предварительном замачивании семени растение быстрее формирует корневую систему и рост побега.

    Цель проекта :

    Выяснить, какие условия нужны для более успешного прорастания семени, формирования и хорошего развития растения Узнать новое и интересное из жизни растений расширить свой кругозор, пополнить свой словарный запас. Задачи проекта Сравнительный анализ условий для прорастания растений. Поиск информации об условиях прорастания семени. Проращивание фасоли в условиях предварительного замачивания и без, влияние влажности и полива на развитие растения.

    Объект исследования: фасоль.

    Предмет исследования : условия прорастания и роста растений.

    План выполнения проекта

    Уточнить условия роста растений.

    Замочить часть семян фасоли и поместить их в почву.

    Наблюдать за развитием ростков.

    Следить за соблюдением условий.

    Вести дневник исследования.

    Получить конечный результат.

    Сделать вывод.

    Предполагаемый результат : выращенное из семени растение фасоли.

    Ход работы

    На занятии познакомились с условиями, необходимыми для нормального развития растений, о влиянии различных факторов на рост растений. С 8 февраля по 20 февраля провела среднесрочное исследование по выращиванию фасоли. Сделали вывод.

    Условия роста растений:воздух,влага,почва,тепло,солнечный свет.

    Дневник исследования 8 февраля(1-й день) – подготовили почву и замочили семена фасоли. 10 февраля (3-й день) – семена набухли, поместили проросшие семена в почву, полили водой. 13февраля (6-й день) – ростки пробились сквозь почву. 15 февраля (8-й день) – появились первые листочки,20 февраля(12 день)- увеличилось количество листьев.

    Результаты проекта

    Цель проекта: выяснить, какие условия нужны для более успешного прорастания семени, формирования и хорошего развития растения. Выводы: I. В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения. Часть семян мы предварительно замочили в воде (образец №1), а другие посадили без замачивания(образец №2). Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы. I.Вывод : Вода необходима для роста и развития растения. II. Часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. II. Вывод : воздух необходим для роста растений. III. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. III. Вывод : тепло также является необходимым условием для развития растения. IV.В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Мы заметили, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. друг IV. Вывод : солнечный свет необходим для растений.

    6 класс. Практическая работа

    «Прорастание семян. Наблюдение за ростом и развитием растений»

    Все мы знаем, что сухие семена могут долго лежать в зернохранилищах, при этом абсолютно без изменений. Но стоит семена посеять, как они через определённый промежуток времени (всё зависит от того, какое семя посажено) начинают прорастать и образовывать всходы. Отсюда первое условие прорастания семян, на которое нужно обратить внимание – это значение воды.

    Вода необходима семенам для набухания, так как при набухании кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.

    Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Особенно много воды нужно семенам бобовых растений (гороха, фасоли). Поэтому семена данных видов растений, а также некоторых овощных растений перед посевом желательно замачивать.

    Вторым условием прорастания семян является значение воздуха. Воздух необходим для дыхания семян. Единственным исключением являются семена болотных растений, например риса, которые прорастают только под водой. Для прорастания этих семян достаточно небольшого количества воздуха, растворённого в воде.

    Третье условие прорастания семян значение тепла. Кроме воды и воздуха для прорастания семян необходимо ещё и тепло . Различные растения по-разному относятся к теплу. Например, зёрна пшеницы либо овса прорастают при низких температурах около 1 – 2° тепла. А вот зёрна кукурузы прорастают при более высоких температурах около 10 – 12° тепла. Семена овощных растений, таких, как огурцы и тыквы, прорастают при температуре не менее +12° тепла. Всё зависит от родины растения. Исходя из того, при каких температурах прорастают семена, и принято устанавливать сроки посева.

    Проверим эти утверждения экспериментально.

    Перед началом исследования выдвинем гипотезу: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.

    Исследования проведём путем проведения опытов с семенами гороха и фасоли. Каждый вид семян разделим на пять групп: по четыре для опытов и по одной контрольной.

    В опытных группах семена лишим одного из условий для прорастания, а в контрольных группах семян сохраним все условия.

    В течение всего исследования будем вести дневник наблюдений, фотографировать.

    Закладываем опыт. Землю не берём! В каждый стакан кладём 7 – 10 семян фасоли, в другой стакан 7-10 семян гороха. Итого 10 стаканов.

    • Первую группу семян смочим водой и поставим в холодильник.
    • Вторую группу семян смочим водой и поставим в тёмный шкаф в теплой комнате.
    • Третью группу семян поставим в светлой, теплой комнате, но семена оставим сухими.
    • Четвертую группу также поставим в светлой, теплой комнате, но их зальём водой на 3 см выше уровня семян.
    • Пятую группу назовём контрольной. Для этой группы создадим все условия для прорастания: поставим в теплую, светлую комнату, семена смочим водой.

    Группы семян будем ежедневно проверять, фотографировать, наблюдения записывать в дневник. Семена первой, второй, пятой групп будем смачивать водой. Семена четвертой группы будут постоянно находиться полностью под водой.

    Таким образом, можно сказать, что одновременно будем проводить четыре опыта с двумя видами семян.

    Будем наблюдать за семенами 5 суток, ежедневно записывая изменения, происходящие с ними, или фиксировать отсутствие изменений. По окончании опыта сделаем вывод о влиянии воды, воздуха, тепла, света на прорастание семян.

    Дневник наблюдения за прорастанием семян

    Дата закладки опыта

    Описание условий опыта

    Что выявлено

    Вывод о влиянии фактора на прорастание семян

    Первая группа семян

    Семена смочены водой и стоят в холодильнике

    2 день –

    3 день -

    4 день –

    5 день -

    Вторая группа семян

    Семена смочены водой и стоят в тёмном шкафу в теплой комнате

    2 день –

    3 день -

    4 день –

    5 день -

    Третья группа семян



    mob_info