История возникновения кресла-качалки. История обычных вещей: классические кресла Кто придумал кресло

Кресло-качалка - великое изобретение человечества, но кто конкретно изобрел этот замечательный предмет мебели? Как он эволюционировал и какие модели доступны сегодня?

  • 1 из 1

На фото:

Версии происхождения

Американская. Американцы абсолютно уверены, что кресло-качалку изобрел Бенджамин Франклин в начале XVIII века. По крайней мере, именно он является владельцем патента на эту конструкцию. А то, что разносторонний Франклин был одним из авторов конституции США, это уже детали. К концу XVIII века пользовалось в Штатах огромной популярностью, его можно было увидеть и в Белом доме, и на ковбойском ранчо.

Английская. Англичане приписывают это изобретение себе, хотя имя мастера осталось неизвестным. Считается, что первое кресло-качалка было сделано по образцу детской кроватки с загнутыми полозьями: кто-то гениально распространил идею на мебель для взрослых. Версия англичан более правдоподобна. Во-первых, действительно существовали «промежуточные» этапы эволюции — кровати-качалки для взрослых. Во-вторых, в середине XVIII века Старый Свет уже вовсю раскачивался в дома (а до этого качалки считались садовой мебелью). Впрочем, шведы тоже пытаются приписать себе авторство кресла-качалки, настолько это любимый предмет и там.


  • 1 из 3

На фото:

В России кресла-качалки издавна были одним из необходимейших предметов мебели богатых городских и загородных домов и сегодня украшают интерьеры поклонников ретро.

Фабрика Thonet несет в массы изобретения великих дизайнеров, начиная от качалок из гнутого паром бука (по технологии, придуманной ее остнователем Михаэлем Тонетом) до кресел на каркасе из гнутых металлических трубок дизайна Миса ван дер Роэ, Марта Штамма и Глена Оливера Лоу и современных разработок.

На фото: кресло-качалка S 826 фабрики Thonet.

Развитие идеи

Классика. Немецкий плотник Михаэль Тонет в XIX веке поставил на поток производство мебели из гнутой древесины и вошел в историю как изобретатель знаменитых . Помимо этого, находчивый немец доработал дизайн кресла-качалки и сделал это удовольствие доступным рядовому покупателю. Качалки Thonet делались из гнутого бука — до 10 000 штук в год, таков был спрос. Именно тогда венское кресло-качалка становится непременным атрибутом меблировки дворянских усадьб, дач творческой интеллигенции и мастерских художников.

Плетеная нега. Традиционное кресло-качалка может иметь не только деревянные, но и плетеные сиденье и спинку. В Европе и России плетеные качалки делают из ивы, в Южной Азии и Индонезии — из ротанга и тростника.

Примеры плетеных кресел-качалок, изготовленных из разных материалов с применением различных технологий.

Приятно и полезно. Раскачивание на кресле не только успокаивает и расслабляет. Научно доказано, что это приятное занятие выравнивает ритм сердца и давление, помогает концентрации внимания и укрепляет иммунитет.

На фото: Кресло-качалка Tord Boontje Collection фабрики Moroso.

Современный дизайн. В середине XX века знакомый предмет приобрел модернистские формы. Итальянский дизайнер Антонио Вольпе заменил привычные полозья на кольца (впрочем их контур больше напоминал яйцо). Авторские качалки делали Ле Корбюзье, Ральф Рапсон и Сэм Малуф. Супруги Имзы предложили модель с пластиковым литым сиденьем, тонкими металлическими опорами и небольшими деревянными «лыжами». Чезаре Леонарди в шестидесятых делает модель из цельного куска пластика, похожую на гигантскую запятую — сиденье перетекает в спинку, а затем в полозья. Ульрих Беме в семидесятых конструирует качалку из кожи и металла, а Вернер Пантон делает металлическую репризу на кресло Вольпе. Многие современные модели повторяют либо классические формы, либо наследие модернистов.

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Какая мебель нужна для комфортного отдыха и качественного восстановления? Зачем дивану провода и можно ли без них обойтись? Какую мебель выбирают за рубежом, а какую – в России?

В каждом уважающем себя доме должно быть удобное и глубокое кресло, в котором можно восстановить силы, почитать или помечтать. Единственное – к французскому мыслителю такое кресло отношения не имеет.

Кресла, способные меняться по желанию хозяина, пригодятся и в поисках особого комфорта, и на случай внезапно нагрянувших гостей. Какими они бывают и что обратить внимание при покупке?

Их называют иконами дизайна. История их создания - и есть история дизайна XX века. Ведущие мебельные фабрики выпускают их до сих пор и продают с неизменным успехом.

Отдыхать, загорать или плавать? Выбор надувного кресла зависит от того, как и где его планируется использовать. Рассмотрим основные разновидности этого типа надувной мебели.

Несколько веков французы учили мир искусству роскоши и комфорта. Мы расскажем о некоторых составляющих классического французского интерьера, актуальных и в наши дни.

Знаменитый кутюрье Ив Сен Лоран, родившийся в этот день, не раз доказывал, что дизайн одежды и мебели постоянно взаимодействуют. Какие же идеи мир подиума привнёс в облик мебели за последние годы?

По привычке мы покупаем стандартные комплекты мягкой мебели: «трехместный диван и два кресла». Но сегодня появилось множество «непарных» предложений, да и кресло уже не считается обязательным дополнен

Какими только названиями не награждались бесформенные, сегодня очень популярные, кресла-мешки. Самые известные: кресло-груша или просто груша и бин-бэг. Но появление их всех связано с созданием самого первого бесформенного кресла-мешка известного как Sacco.

Многие почему-то считают, что кресло-мешок придумали современные дизайнеры. На самом деле, кресло-мешок, вернее первый его образец, уже был создан полвека тому назад! Оно действительно было изготовлено итальянскими дизайнерами: Пьеро Гатти, Чезари Паолини и Франко Теодоро, и вначале никакого функционального предназначения не носило. Антидизайн – вот как можно было это назвать.

Кресло было просто придумано ими в противовес тому, которое стало уже закоренелым и традиционным и использовалось многие века. История кресла-мешка начинается еще в начале 1960 года, во время расцвета сексуальной революции и всего прогрессивного (в моде музыка Beatles, артхаус, стиляги и другие движения).

К тому же наметившийся в Италии экономический рост, дал людям возможность подумать о подобных вещах. Возможно, идею так и не удалось бы реализовать, если бы в группе не появился четвертый участник — Аурелио Занотта, являющийся владельцем мебельной фабрики, в ассортименте которой были различные кресла. Именно он разглядел в безумной идее дизайнеров перспективное направление изготовления бескаркасной мебели. Именно он в 1968 году выпустил бескаркасное кресло «в массы». Назвал он его «Sacco» или «мешок» — в переводе с итальянского.

Заннота, став первым в истории производителем кресла-мешка, сделал больше, он добился того, чтобы оно при использовании было более практичным и технологичным. Теодор, Гатти и Паолини придумали кресло, которое заполняется водой, однако, это было неудобно, да и конструкция становилась очень тяжелой.

Именно Заннота предложил наполнителем кресел сделать вспененные шарики из пластика. От сюда возникает второе название бескаркасных кресел, которое дали ему американцы — «bean-bag», если перевести это на русский язык, то получится — «мешок с бобами». Сам мешок Заннота тоже заменил. Вместо изначально применяемого ПВХ (так как внутрь наливали воду) он начал использовать ткань, что стало приятнее для тела и на ощупь. Такой материал даже не лопался при резкой посадке, ко всему прочему был более эстетичным.

Долгие годы ткань на креслах была исключительно розового цвета, по всей видимости, склады итальянского мебельщика были заполнены именно таким материалом. Кресло-мешок Sacco принесло Занноте мировую известность и миллионные доходы. Sacco есть во всех крупных музеях мира, где представлены образцы мебельного дизайна.

Вторым этапом в истории кресла-мешка считается начало нового тысячелетия, когда наметилось целое направление в изготовлении бескаркасной мебели. При этом была изменена форма самого кресла, было налажено изготовление диванов, пуфов и даже мебели-трансформеров. Но все равно пальма первенства навсегда осталась у кресла Sacco.

Изобретателями стула - сидения со спинкой - считают древних египтян. До них можно было посидеть только на скамейке или на табуретке. Для тронов своих властителей древнеегипетские столяры придумали подлокотники.
Для древних римлян стул или кресло были показателем того, насколько человек преуспел. Важный чиновник не расставался со своим складным стулом, выложенным слоновой костью.
Долгое время главным, чего добивались мастера при изготовлении стула, был их величественный вид. Например, сделанный в стиле барокко испанский стул был очень неудобным.
В середине XIX века венский столяр Михаил Тонет придумал делать стулья целиком из гнутого дерева. Гнутый венский стул, удобный и практичный, завоевал мир.
В то же время в эпоху промышленной революции формируется класс специальных наемных сотрудников - клерков, выполняющих управленческие, финансовые и другие функции, и работающих в бюро. Для эффективного и продуктивного функционирования бюро-офиса требовалось необходимое оборудование. Так появилось современное офисное кресло.

Первые офисные кресла были разработаны для увеличения продуктивности клерков и позволяли им находиться на своем рабочем месте длительный период времени. Затем офисное кресло встало на колеса - это позволило работникам сидя перемещаться за пределы своего рабочего места, что избавляло от лишних трат энергии. Первое регулируемое офисное кресло было изобретено в 1926 году.
Кресло с пружинно-вращающимся механизмом коренным образом изменило представление о комфорте сидячей работы.

Шведский врач Вент Акерблум долго наблюдал за людьми, сидящими в креслах или на стульях, и пришёл к неожиданному выводу: человечество тысячелетиями сидит неправильно! В течении рабочего дня человек, сидя на стуле, несколько тысяч раз меняет позу. Он ищет, как бы ему усесться поудобнее. Акерблум наклонил сиденье стула внутрь и немного опустил его, а спинку стула в том месте, где у человека изгибается позвоночник, выгнул.
В настоящее время большое внимание уделяется эргономике офисного кресла. Сегодня большинство современных офисных кресел имеют настраиваемые сиденья, подлокотники, спинки и другие элементы. Эргономичные кресла должны удовлетворять требованиям конкретного индивида и обеспечивать поддержку именно там, где это необходимо.

В мебельном салоне “Гамма” вы найдете офисные кресла на любой вкус. Представлены на выставке: кресла для руководителей, оперативные кресла для сотрудников, стулья и кресла для посетителей. Практически во всех моделях использованы импортные высококачественные комплектующие. Широкая гамма расцветок и фактуры материала помогают подобрать кресло для офиса практически к любому интерьеру.

Именно изощренному и капризному до моды королевскому двору Франции XVIII столетия мы обязаны рождением богатого типового спектра кресел для классического жилого интерьера. Здесь новые конфигурации появлялись по прихоти королевских особ, а также из-за строгой регламентации будничных развлечений. Так возникли оригинальные сидения для купания, для курения, для сидения у камина, для карточных игр, для беседы «тет-а-тет», для полуденного отдыха и т.д. Капризам королев мы обязаны появлению мягкой дополнительной подушки, получившей название «марципан», и кресла с абсолютно прямой, чуть отклоненной спинкой. Свои коррективы в дизайн мебели той эпохи вносила и мода: так дамские туалеты с широкими каркасными юбками сделали кресла значительно шире и глубже. В дальнейшем инициатива смешения типологий и орнаментальной декорации перешла уже в ведение знаменитых краснодеревщиков по всей Европе, впрочем, английские вельможи и мастера также вошли историю благодаря своим «инновационным» моделям.

Для того чтобы облегчить выбор классической мебели и разнообразить ваш искусствоведческий словарный запас, эксперты Abitant провели тщательную ревизию и подготовили максимально полный список типов классических кресел.

Кабриоль (Cabriolet) . Тип легкого кресла, появившийся в эпоху правления Людовика XV (1723-1774). Отличается своей эргономично изогнутой спинкой. Первой вариацией было кресло со спинкой в форме виолончели, затем в более поздние эпохи «формат» был применен к традиционной прямоугольной форме, «медальону», «гондоле» и т.д. Получило свое название благодаря легкому транспортному средству конца XVIII века и предназначалось для размещения в центре комнаты.

А-ля Рен (A la Reine, «а-ля королева») . Тип легкого интерьерного кресла, возникший во второй половине XVIII века по желанию королевы Марии Лещинской, супруги Людовика XV и получивший особую популярность во времена Людовика XVI (1774-1785). Его характерной чертой служит прямая чуть откинутая назад спинка «приталенной» формы. В противоположность Кабриолю размещалось вдоль стен.

Бержер (Bergère) . Эта вариация глубокого кресла с широкой спинкой также обязана своим появлением придворной моде, бытовавшей при Людовике ХV. Его отличительной чертой являются сплошные боковые стенки (от сидения до поручня), часто служащие естественным продолжением спинки кресла.

Этот тип сидений получил несколько вариаций:
1. Бержер с ушами . Кресло с высокими сплошными боковыми стенками и своеобразными утолщениями-«ушами» на уровне завершения спинки.

2. Бержер-гондоль . Кресло со сплошными стенками-подлокотниками и скругленной спинкой, напоминающее форму носовой части гондолы.

3. Бержер Марии-Антуанетты. Высокое статное кресло со слегка изогнутой спинкой и низкими сплошными боковыми стенками, заканчивающимися подлокотниками.

4. Бержер с ламбрекеном . Кресло типа бержер, украшенное по краю обивки декоративным текстильным элементом.

5. Бержер-монгольфьер или Бержер Помпиду . Самое причудливое творение XVIII века, хорошо прижившееся в Англии. Это высокое кресло со сплошными стенками и полусферическим куполом.

Маркиз (Marquise). Тяжелое низкое кресло с невысокой спинкой, подлокотниками и самым широким сидением. Появилось в XVIII веке с возникновением моды на объемные кринолиновые и каркасные юбки.

Монтеспан (Montespan). Комфортное кресло с дополнительной подушкой для сидения, набитой конским волосом. Появилось в 1720 году и увековечило имя одной из фавориток Людовика XIV - Франсуазы Монтеспан.

Дюшесс (Duchesse). Кресло для полуденного отдыха в положении полулежа, появившееся в эпоху Людовика XV веке и получившее в XIX веке название шезлонг (дословно «длинное кресло»). Его прообразом послужила кровать с ламбрекеном конца XVII столетия. В 1745-1780 дюшесс изготавливалась с глубокой изогнутой спинкой и подлокотниками бержер.

Имеет три вариации:
1. Дюшесс. Длинное монолитное ложе с высокой спинкой.

Косёз (Сauseuse, «болтунья»). Низкое тяжелое и широкое кресло для двух персон, придуманное в 1760 году.

Следует учитывать, что выше обозначенные типы кресел могли прекрасно уживаться и вместе. Так среди антикварной мебели и современных переизданий можно встретить «Бержер кабриоль монтеспан», «Кабриоль медальон», «Маркиз монтеспан» и т.д.

Шоффез (Chauffeuse). Миниатюрное низкое кресло для сидения у камина. Было придумано в эпоху Регентства. Спинка такого кресла, как правило, делалась сплошной и изогнутой по форме спины для защиты от сквозняков.

Конфидант (Confident). Салонный предмет мебели, представляющий собой два соединенных кресла для конфиденциальных бесед. Появилось во второй половине XIX века. В эпоху Наполеона III два кресла компоновались по диагонали при помощи S-образного изгиба.

Андискре (Indiscret, «бестактный, болтливый») . Это также творение эпохи Наполеона III, которое дополняет вариацию «конфидант» креслом для третьего участника разговора.

Будёз (Boudeuse, «фрегат»). Мебель для салона в форме двух кресел с одной общей спинкой. Появилась в XIX веке.

Вольтер (Voltaire). Кресло с очень высокой спинкой и набивными подлокотниками, придуманное во времена короля Луи-Филиппа I (1830-1848) и получившее название в честь великого философа.

Крапо (Crapaud, «жаба»). Маленькое низкое набивное кресло для сидения у камина со спинкой «гондоль». Ножки часто прикрываются бахромой или ламбрекеном. Позднее возникла и вариация кресла с полностью набивной базой-сидением. Появилось на свет также в эпоху Луи-Филиппа.


Честерфилд (Сhesterfield). Лорд Филип Стенхоуп (Philip Stanhope), четвертый граф Чистерфилд (1694-1773), потребовал у своих мастеров придумать кресло, которое подобало бы стати джентльмена и не мяло бы обшлага длинных сюртуков. Так на свет появились массивные кресла с прямыми спинками и крупными округленными подлокотниками. По настоянию же графа они были плотно набиты конским волосом и обтянуты кожей, которую фиксировали гвоздями с блестящими шляпками. Так на свет появился стиль декорации кресел и диванов Чистерфилд.



mob_info