Духовые язычковые музыкальные инструменты список. Духовые инструменты: список, названия. Где используются духовые инструменты

Язычковые инструменты - это семейство музыкальных инструментов, которым характерно звукообразование при помощи язычка - гибкой вибрирующей пластинки небольших размеров.

Шэн - первый язычковый инструмент

Первому язычковому музыкальному инструменту предположительно около 2 тысяч лет. Речь идет о древней китайской гармонике, называемой «шэн». В странах Древнего Востока она считалась священным инструментом и использовалась во время религиозных действ. Шэн существовал на протяжении нескольких тысячелетий и был одним из самых популярных инструментов в Бирме, Лаосе и Тибете. Он также был известен на территории России, куда впервые попал в 10 веке. Сохранились сведения, подтверждающие, что в середине 18 века придворные российского царя увлекались игрой на шэне.

Конструктивно шэн представлял собой небольших размеров круглый короб с вставленными в него по окружности бамбуковыми трубочками, которые в нижнем своем крае были снабжены пластинкой с язычком. Шэн производил звуки в двенадцати тональностях и был прост в использовании.

Ручная гармонь

Не во всех язычковых музыкальных инструментах воздух вдувается ртом, эту роль могут выполнять мехи. Они были изобретены 1,5 тыс. лет до н.э. в Древней Греции или Египте, только использовались они не для звукоизвлечения, а для раздувания огня.

Первая ручная была изготовлена в 1797 году Франтишком Киршником. Он зарабатывал на жизнь настройкой клавикордов и органов. Однажды известный ученый Христиан Кратценштейн пригласил его в свою мастерскую для проведения ряда экспериментов, в результате которых была изобретена новая музыкальная конструкция - язычковые планки. Используя эту конструкцию, Франтишк собирает маленький орган и везет его в Санкт-Петербург.

Ручная гармоника прижилась в России. В Туле было открыто первое производство таких гармоник. Она считалась романтическим инструментом благодаря своему нежному и выразительному звучанию, хорошо аккомпанировала народным песням.

Изобретение губной и ручной гармоники

Губные гармошки в последние годы переживают новый всплеск популярности. А изобрел этот музыкальный инструмент немец Фредерик Бушман, в 1821 году, дав ему красивое имя «Аура». В его гармонике язычки, приводимые в движение выдохом музыканта, могли свободно проскакивать в отверстия рамы и издавать звуки. Такого типа губные гармошки представлены двумя видами - хроматическая и диатоническая.

Год спустя, Бушман изобрел еще одну разновидность язычковых музыкальных инструментов - малую ручную гармонику. Он просто снабдил камертон, который использовался для настройки органов, кожаным мехом.

Аккордеон

Аккордеон - это усовершенствованный вариант малой ручной гармоники Бушмана. Датой рождения аккордеона считается 1829 год, когда в Вене была впервые представлена гармоника нового типа с аккомпанементом на левой клавиатуре. Каждая из пяти кнопок этой гармоники давала один аккорд при сжатии и другой при растяжении мехов. Такого типа гармоники с аккордовым аккомпанементом получили название аккордеоны.

Гармоники венского и немецкого типа

Гармоники принято делить на два типа, в зависимости от страны, где они изготавливаются, и, соответственно, конструктивных особенностей. С точки зрения звучания они кардинальных различий не имеют.

Так, немецким гармоникам диатонического строя свойственно размещение клапанов мелодии на правой крышке, а клавиатуры - на выносном грифе слева. Их иначе называли двух- или четырехпланочными, поскольку в каждом ряду было по две планки.

У венских гармоник было иное расположение клапанов и клавиатуры: на правой крышке - клапаны, а левая клавиатура - уже на крышке аккомпанемента. Эти гармоники иначе называют двухрядками.

Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза.

Существует три вида кубыза

§ Рамочный — язычок вырезается внутри «пластинки-щепки», что обеспечивает более надёжную конструкцию, но затрудняет прямой доступ исполнителя к язычку инструмента. На пластинке с двух сторон крепятся верёвочки: одна для держания инструмента, а другая для ритмичного подёргивания, в результате которого язычок начинает вибрировать и появляется звук. (К таким видам варганов можно отнести башкирский агас-кубыз, кыргызский жигач-ооз-комус и т.д)
В процессе игры изгибается сама рамка, которая в последствии заставляет вибрировать язычок. (К таким видам варганов относятся вьетнамский данмои, китайский коусян, камбоджийский и филипинский бамбуковые варганы и т.д) прим. «варган-щепка» нередко использовался в качестве детской игрушки.

Кубыз Вахитова - Гибрид №1 (КТ9) http://khomus.ru/market/index.php?SECTION_ID=323&ELEMENT_ID=7183#start

§ Пластинчатый — как правило изготавливается из архаичных материалов: дерево, кость, по традиционным технологиям. Без знания этих технологий сделаный инструмент не будет звучать. В последнее время пластинчатые варганы стали изготавливать из разных металлов: сталь, латунь. Упругий металл предпочтительней для изготовления пластинчатых варганов, так как он обладает лучшими аккустическими качествами. Вероятно, сдерживающим фактором в использовании металла был его недостаток в некоторых культурах Сибири. Но при определённом достатке металл мог применяться для ритуальных варганов, а в наши дни и для песенных. Показательным примером является коллекция пластинчатых варганов из металла, которая найдена археологами в Северном Приуралье — в зоне исторического расселения югорских этносов. Эта коллекция датируется XI-XVвв., т.е. периодом, когда здесь жили южные манси [Казаков, 1977; Головнев, 1998; Напольских, 1998]. Следовательно, находка археологов свидетельствует о том, что в XI-XV вв. у народов Югры варган являлся важным ритуальным предметом, но отнюдь не игрушкой, на изготовление которой можно было израсходовать столь ценный в то время металл. Встречается пластинчатый варган в пяти регионах Сибири: северо-восточный, юго-восточный, западный, северо-западный, юго-центральный и центральный. Пластинчатый варган у тувинцев (юго-центральный район) уникален, и исторически связан с культурными традициями североенисейских этносов. У народов Енисея следует прежде всего обратить внимание на мифологический статус инструмента. У кетов и югов пластинчатый варган пымель, изготавливаемый из берёзы либо мамонтовой или медвежьей кости, является инструментом Кайгуся — покровителя всех животных [МС, 1991, с. 270; Атлас МИН, 1963, с. 147; 1975, с. 193] Кайгусь имел облик медведя и играл на щепе, торчащей из ствола поваленной берёзы. Считалось, что таким образом медведь-хозяин подражал голосам «рыб, зверей, птиц». Он научил охотников с помощью этого жужжащего инструмента собирать зверей. У кетов и югов охотники перед промыслом играли на пымеле и «собирали» рыб, зверей и птиц. [Алексеенко, 1988, с. 19-20]

Тувинский хомус

§ Дуговой — имеет форму изогнутого стержня, на котором закреплён язычок-вибратор. Дуговой варган изготавливается только из металла. Подразделяются на кованные, полукованные и гнутые.

· кованные — форма корпуса варгана выковывается в том виде, в котором и будет использована.

· полукованные — выковывается заготовка, которую в последствии изгибают, придавая необходимую форму.

· гнутые — берётся металлический прут (проволока) и изгибается до требуемой формы.

1.Кубыз (щипковый музыкальный инструмент)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3.

Язычковое звукообразующее устройство музыкального инструмента содержит корпус с входной и выходной камерами; расположенную между этими камерами голосовую планку с язычком, прикрепленным со стороны входной камеры; наружные отверстия, первое и второе в корпусе для сообщения его полости с источником воздуха повышенного/пониженного давления, например, меховой камерой и атмосферой; клапаны для регулирования направления воздушного потока между меховой камерой, входной и выходной камерами и атмосферой. Корпус звукообразующего устройства снабжен четырьмя внутренними отверстиями. Первое отверстие сообщает входную камеру с первым наружным отверстием, второе - со вторым наружным отверстием, третье - со вторым наружным отверстием, а четвертое - с первым наружным отверстием. Упомянутые внутренние отверстия оборудованы обратными клапанами таким образом, чтобы при поступлении воздушного потока в первое наружное отверстие, он направлялся через первое внутреннее отверстие во входную камеру и, после прохождения проема голосовой планки через выходную камеру и третье внутреннее отверстие, он направлялся во второе наружное отверстие. При поступлении воздушного потока во второе наружное отверстие он направлялся через второе внутреннее отверстие во входную камеру и, после прохождения проема голосовой планки, через выходную камеру и четвертое внутреннее отверстие, он направлялся в первое наружное отверстие. Язычковый музыкальный инструмент включает полукорпусы с клавиатурно-клапанными механизмами, мех, меховую камеру, деки с отверстиями и указанные выше язычковые звукообразующие устройства. Каждая из дек выполнена в виде плиты, примыкающей со стороны входной камеры к корпусам звукообразующих устройств полукорпуса инструмента и служащей для них общей крышкой. В плите выполнены проемы, каждый из которых закрыт съемной герметичной крышкой, размеры которых приняты из условия возможности обслуживания и замены голосовых планок звукообразующего устройства, расположенного под этой крышкой. Обеспечивается повышение ремонтопригодности и улучшение качества звучания музыкального инструмента. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 18 ил.

Рисунки к патенту РФ 2482552

Группа изобретений относится к области музыкальных инструментов (далее - МИ), более конкретно, - к конструкции язычкового звукообразующего устройства (далее - ЗОУ). служащего для образования звука определенной тональности при прохождении воздушного потока через проемы голосовых планок с колеблющимися язычками и резонирования образованных звуков, а также к конструкции язычковых МИ. в которых данное ЗОУ может быть установлено. Группа изобретений может быть использована в производстве язычковых МИ всех разновидностей, например баянов, аккордеонов, гармоней и т.п.

В наиболее распространенных МИ указанного типа многие годы традиционно используется конструкция ЗОУ, включающая корпус с парами полых камер, расположенных одна за другой и образованных вертикально установленным вдоль оси корпуса общим средником с поперечными перегородками, в простенках которых закреплены голосовые планки с проемными клапанами. Сверху корпус прикрыт бруском (Розенфельд Н.Г., Иванов М.Д. Гармони, баяны, аккордеоны. - М.: Легкая индустрия. 1974, см. www.accordion-nt.spb.ru. фиг.2).

Однако производство таких ЗОУ является сложным и трудоемким процессом, требующим значительного расхода материала. При этом масса и объем звуковых камер велики, а следовательно, значительны и масса и объем МИ в целом. Повышенный расход воздуха при игре из-за негерметичности проемных клапанов и существенное время их срабатывания ограничивают исполнительские возможности. Основной причиной этого является применение для звукообразования голосовых планок с язычками. установленными над проемами голосовой планки с противоположных сторон для ее работы в реверсивно движущемся потоке воздуха. При этом отверстие проема голосовой планки, находящееся на противоположной язычку стороне голосовой планки, закрыто проемным клапаном, обычно, лепесткового типа, изготовленным из кожи или других эластичных материалов, который препятствует прохождению воздуха через голосовую планку при движении потока воздуха со стороны, противоположной язычку. Проемные клапаны часто выходят из строя (обвисают, заминаются и изнашиваются), что приводит к неплотному перекрытию проемов, повышая расход воздуха при игре. искажая звук, а замена проемных клапанов требует сложного ремонта, связанного с разборкой МИ. Кроме того. при такой конструкции ЗОУ для создания каждого звука требуется голосовая планка с, по меньшей мере, двумя язычками, работающими попеременно при реверсировании воздушного потока, например при растяжении и сжатии меха язычкового МИ.

Известно также ЗОУ, содержащее корпус, который состоит из двух продольных боковин и поперечных перегородок между ними, сопряженных боковыми гранями с боковинами (Патент России RU 2378716 С1). Каждая поперечная перегородка имеет треугольную форму с расширенной частью, ориентированной в сторону деки. Боковые грани поперечных перегородок сопряжены с боковинами неподвижно. При этом образован ряд звуковых отсеков, а каждый отсек разделен на две камеры - входную и невходную. Для этого вдоль осевой линии внутри отсеков между поперечными перегородками вертикально установлена с возможностью разъема одна кусковая голосовая планка в каждом отсеке или цельная голосовая планка на весь ряд отсеков с определенным набором язычков в каждом отсеке. Причем каждая сторона голосовой планки каждого отсека снабжена, по меньшей мере, двумя язычками, которые установлены без проемных клапанов, а свободные концы язычков направлены во входную камеру. На боковинах для каждой камеры выполнено боковое отверстие, и каждая камера снабжена дековым наружным отверстием для сообщения с меховой камерой и атмосферой.

Все боковые и дековые отверстия обеих камер каждого отсека снабжены лепестковыми клапанами, которые служат для направления на голосовую планку одностороннего воздушного потока из меховой камеры или атмосферы, в зависимости от того, нагнетание или разрежение воздуха осуществляется в данный момент. Один из клапанов расположен во входной камере и выполнен с возможностью двух рабочих положений.

Охарактеризованное выше ЗОУ выбрано в качестве прототипа первого изобретения предлагаемой группы изобретений. Реализованная в этой конструкции однонаправленность воздушного потока при прохождении им входной камеры (т.е., исключение свойственного первому упомянутому аналогу реверсивного движения потока воздуха) в некоторой мере способствует уменьшению объема и массы ЗОУ. В то же время, его габариты остаются достаточно большими вследствие его призматической формы. Это обстоятельства отрицательно сказывается на общих объеме и массе МИ. Лепестковые клапаны при такой конструкции ЗОУ достаточно велики, что приводит к запаздыванию их срабатывания при переходе работы меха от растяжения к сжатию и наоборот, и, как результат, - к снижению исполнительских возможностей. Кроме того, голосовые планки закрыты боковинами, что ухудшает их звучание в МИ и требует значительной разборки МИ и самого ЗОУ для их ремонта или замены. Большое количество язычков голосовых планок (см. выше), с учетом практически ручного их изготовления и необходимости индивидуальной настройки каждой голосовой планки, также снижают технологичность ремонта ЗОУ и МИ в целом.

Задачей первого из изобретений является создание ЗОУ, которое, за счет изменения конструкции отдельных элементов и связей между ними, было бы более простым по конструкции и компактным, с более совершенным звучанием, более удобным в обслуживании и ремонте, а также более компактным для облегчения модернизации язычковых МИ в направлении уменьшения их объема и массы.

Для этого предлагается язычковое ЗОУ музыкального инструмента, содержащее:

Корпус с входной и выходной камерами;

Наружные отверстия, первое и второе, в корпусе для сообщения его полости с источником воздуха повышенного/пониженного давления, например меховой камерой и атмосферой;

Клапаны для регулирования направления воздушного потока между меховой камерой и входной и выходной камерами и атмосферой. Согласно изобретению

Корпус звукообразующего устройства снабжен четырьмя внутренними отверстиями,

Первое из которых сообщает входную камеру с первым наружным отверстием,

Второе - сообщает входную камеру со вторым наружным отверстием,

Третье - сообщает выходную камеру с первым наружным отверстием, а

Четвертое - сообщает выходную камеру со вторым наружным отверстием,

при этом упомянутые внутренние отверстия оборудованы обратными клапанами таким образом, чтобы:

При поступлении воздушного потока в первое наружное отверстие он направлялся через первое внутреннее отверстие во входную камеру и, после прохождения проема голосовой планки через выходную камеру и четвертое внутреннее отверстие он направлялся во второе наружное отверстие, а

При поступлении воздушного потока во второе наружное отверстие он направлялся через второе внутреннее отверстие во входную камеру и, после прохождения проема голосовой планки, через выходную камеру и третье внутреннее отверстие он направлялся в первое наружное отверстие.

При такой конструкции ЗОУ в два раза уменьшается необходимое количество язычков голосовых планок и обеспечивается легкий доступ к голосовой планке для ее ревизии и ремонта, с минимальной разборкой корпуса: достаточно только снять элемент, закрывающий входную камеру сверху. В сочетании с тем, что достигнута возможность установки только одной голосовой планки с, по крайней мере, одним язычком, это снижает трудоемкость изготовления и существенно повышает ремонтопригодность конструкции. Вместо призматической в прототипе, такая конструкция может иметь любую объемную форму, например параллелепипеда или цилиндра, допускающую наличие входного и выходного отверстий, и объема, вмещающего входную и выходную камеры с голосовой планкой и клапаны для регулирования направления воздушного потока. Благодаря компактности и возможности придавать ЗОУ различные объемные формы становится возможным объединение ЗОУ в один или несколько разборных или неразборных блоков для реконструкции существующих и создания новых конструкций МИ в направлении уменьшения их объема и массы.

Кроме того, язычки могут быть установлены на одной голосовой планке в необходимом количестве для получения как тона одной высоты (один или несколько язычков, настроенных в унисон), так и эффекта «разлив», при котором дополнительные язычки расстраиваются относительно основного тона с целью получения «биений». Одна планка с несколькими язычками может быть использована и для получения аккорда из нескольких тонов (нот). Это позволяет как строить традиционные одно-, двух- и более - язычковые инструменты, так и принципиально новые конструкции, позволяющие, например, исполнять на стандартной клавиатуре аккорд нажатием одной клавиши, как, например, на аккомпанементных клавишах басовой части баяна или аккордеона, с тем отличием, что звучать будет одна голосовая планка с несколькими язычками в одном резонаторе на растяжение и сжатие, вместо шести голосовых планок, как в этих инструментах, что, в свою очередь, дает новые возможности для исполнителей.

Второе изобретение предлагаемой группы относится к язычковому МИ типа баяна. аккордеона, гармони и т.п. Принятый в качестве прототипа МИ упомянут выше и описан в также упомянутой книге Розенфельда Н.Г. и др. Он включает полукорпусы с клавиатурно-клапанными механизмами, мех, меховую камеру, деки с отверстиями и ЗОУ. Как было упомянуто, корпуса ЗОУ с парами камер, закрытых сверху крышками, прикрыты сверху бруском и прикреплены к деке. Клапаны клавиатурно-клапанных механизмов, открывающие и закрывающие соответствующие отверстия в деке, размещены на противоположной стороне. Недостатки такого МИ обусловлены, во-первых, несовершенством конструкции ЗОУ, о котором уже сказано выше. Во-вторых, при таком взаимном расположении элементов МИ и ЗОУ, последние в значительной степени закрыты элементами корпуса МИ, что не только делает невозможным доступ к ЗОУ без разборки МИ, но и ухудшает звучание МИ.

Задачей второго изобретения является создание конструкции язычкового МИ, которая за счет внесения изменений в конструкцию ЗОУ и элементов связи и взаимного положения между ЗОУ и МИ, позволила бы повысить ремонтопригодность МИ в целом и улучшить качество его звучания.

Для этого в язычковом МИ, например баяне, аккордеоне, гармони и т.п., включающем полукорпусы с клавиатурно-клапанными механизмами, мех, меховую камеру, деки с отверстиями и язычковые звукообразующие устройства, согласно изобретению ЗОУ выполнены так, как описано на с.3, абз. 2, каждая из дек выполнена в виде плиты, примыкающей со стороны входной камеры к корпусам ЗОУ соответствующего полукорпуса инструмента и служащей для них общей крышкой, причем в этой плите выполнены проемы, каждый из которых закрыт съемной герметичной крышкой, размеры которых приняты из условия возможности обслуживания и замены голосовых планок ЗОУ, расположенного под этой крышкой.

Помимо тех новых свойств, которые вносятся в МИ только за счет изменения конструкции ЗОУ, которые охарактеризованы выше, передача деке функции закрытия всех ЗОУ и выполнение в ней проемов для доступа к ЗОУ повышает ремонтопригодность МИ. Кроме того устранение промежуточных элементов между звукообразующей частью и декой способствует повышению качества звучания МИ, а компактность ЗОУ позволяет в освободившемся объеме полукорпуса МИ установить дополнительные ЗОУ и управляющие ими элементы клавиатурно-клапанных механизмов.

Для дальнейшего повышения качества звучания МИ упомянутые съемные крышки оборудованы звукопроницаемыми мембранами.

Сущность предлагаемой группы изобретений поясняется схематическими изображениями, где на фиг.1 3 - пример возможной конструкции ЗОУ, выполненного в виде отдельного устройства с кусковой голосовой планкой, содержащей один язычок, в т.ч. фиг.1 - вертикальное сечение А-А корпуса ЗОУ с фиг.2; фиг.2 - разрез Б-Б с фиг.1; фиг.3 - вид сверху на изображение на фиг.1. На фиг.4 и 5 показана принципиальная схема работы ЗОУ при направлении воздушного потока от первого наружного отверстия ко второму наружному отверстию (фиг.4) и при противоположном направлении воздушного потока (фиг.5). На фиг.6 12 - изображение клапанов ЗОУ при различных принципиальных конструкциях клапанов и направлениях воздушного потока, (на фиг.6 9 - при лепестковом выполнении клапанов), причем на фиг.6 и 8 - вид спереди рамки с проемом и клапаном, на фиг.7 и 9 - вид сбоку изображений на фиг.6 и 8, соответственно, а на фиг.10 12 - то же при выполнении клапанов в виде конусов, причем на фиг.10 - вид спереди рамки с проемом и клапаном, а на фиг.11 и 12 - вид сбоку изображения на фиг.10 при различных направлениях движения воздуха, показанных стрелками. На фиг.13 и 14 - вид спереди на голосовую планку при различном устройстве язычков. На фиг.15 показано сечение правого полукорпуса МИ - баяна плоскостью, проходящей через центры входных воздушных отверстий перпендикулярно деке, а на фиг.16 - разрез В-В с фиг.15. На всех фигурах стрелками показано направление воздушного потока.

В качестве приложения на фиг.17 представлен общий вид баяна из упомянутой выше, на с.1, книги Розенфельда Н.Г и др. На фиг.18 - фотография двух голосовых планок из того же источника, сделанная автором данной заявки.

Предлагаемое ЗОУ содержит корпус 1 (фиг.1 3), выполненный из двух боковин (не обознач.), соединенных между собой поперечными планками 2. Снизу корпус плотно закрыт нижней крышкой 3, а сверху, в случае изготовления и поставок ЗОУ как комплектующего узла, верхней крышкой 4 с крепежными отверстиями (не обозначены).

Для образования звука воздушная полость внутри корпуса 1 перекрыта голосовой планкой 5, состоящей из рамки с проемом голосовой планки 6 и, по крайней мере, одного язычка 7. Планка 5 установлена на поперечных планках 2 навстречу воздушному потоку той стороной, на которой закреплен язычок. Планка делит внутреннее пространство корпуса на две камеры, входную 8 и выходную 9.

Объем, образуемый деталями входной и выходной камер, представляет собой резонатор для голосовой планки. При этом геометрические размеры резонатора рассчитаны таким образом, чтобы собственная частота колебаний язычка голосовой планки определенным образом соответствовала резонансной частоте объема резонатора для максимального усиления звука за счет резонанса, получения максимальной громкости и лучшего тембра звучания описываемого устройства.

Наружные отверстия 10 и 11 служат для сообщения камер 8, 9 с источником воздуха повышенного/пониженного давления, например меховой камерой 12 (фиг.15) и атмосферой. Например, отверстие 10 сообщено с меховой камерой, а отверстие 11 - с атмосферой. Это сообщение осуществляется посредством четырех внутренних отверстий, 13 16, проход воздуха через которые регулируется четырьмя обратными клапанами 17 20. Отверстия 13 и 14 сообщены с входной камерой 8, а отверстия 15 и 16 - с выходной камерой 9.

Принцип регулирования направления воздушных потоков через ЗОУ наиболее наглядно виден на фигурах 4 и 5. Клапаны 17 20 установлены таким образом, чтобы при направлении воздушного потока со стороны отверстия 10, в случае образования в его зоне области повышенного давления, при сжатии меха, клапаны 17 и 19 были открыты, а клапаны 18 и 20 - закрыты. Воздушный поток при этом может проходить от отверстия 10 через отверстие 13 во входную камеру 8 и, после прохождения проема голосовой планки и выходной камеры 9, - в отверстия 15 и 11. При обратном направлении воздушного потока, т.е. со стороны отверстия 11, в результате образования в зоне отверстия 10 области более низкого, чем атмосферное, давления, при растяжении меха открыты клапаны 18 и 20, а клапаны 17 и 19 - закрыты. Воздушный поток при этом может проходить от отверстия 11, через отверстие 14 во входную камеру 8 и, после прохождения проема голосовой планки и выходной камеры 9, - в отверстия 16 и 10. Таким образом, в паре отверстий, сообщенных с одним из отверстий, 10 или 11, воздушный поток может перемещаться только во встречном направлении. Так же встречно установлены клапаны в каждой паре отверстий, 13 и 14, 15 и 16, сообщенных, соответственно, с входной 8 или выходной 9 камерами.

Обратные клапаны могуч быть любого типа, подходящего для выполнения своих функций в описываемом ЗОУ. Например, они могут быть лепесткового типа, как показано на фигурах 6 9, или конусного типа, как отображено на фигурах 10 12. Здесь приняты следующие обозначения: 21 - тело клапана; 22 - проем клапана; 23 - запорный элемент.

Корпус 1 изготавливается из дерева либо других материалов, позволяющих получить хорошие акустические характеристики ЗОУ.

Конструктивно ЗОУ может быть выполнено как в виде отдельного устройства для одной кусковой планки, что и изображено на прилагаемых чертежах, так и в виде единой конструкции из нескольких ЗОУ, объединенных в единый блок, состоящий из цельной или нескольких кусковых голосовых планок. Эти планки находятся в корпусе ЗОУ, разделенном на звуковые отсеки, каждый из которых соответствует описанному ЗОУ для одной голосовой планки и является резонатором. Такое ЗОУ имеет общий корпус, состоящий из звуковых отсеков для голосовых планок, являющихся резонаторами, общие для всех или отдельные для каждого, верхние и нижние крышки корпуса, отдельные для каждого отсека клапаны, соответствующие клапанам для рассмотренного отдельного ЗОУ, и может быть использовано вместо традиционного резонатора в, например, музыкальных инструментах. При этом допускается конструктивно выполнить ЗОУ с общим выходным отверстием, соответствующим, например, отверстию 16, имеющем общий выпускной клапан, соответствующий клапану 20, что еще более упрощает конструкцию резонатора для ЗОУ МИ (не показано).

Для повышения качества звука в одну из крышек, 3 или 4, или в обе крышки ЗОУ встроена звукопроницаемая мембрана 24. Если в нижнюю крышку эта мембрана может быть встроена всегда, в отношении верхней крышки это делается при изготовлении отдельных ЗОУ, в виде комплектующих. При изготовлении всего МИ согласно данному предложению, когда общей крышкой всех ЗОУ полукорпуса МИ является дека, звукопроницаемые мембраны могут встраиваться как в нижнюю крышку ЗОУ, так и в деку МИ (фиг.15).

ЗОУ может иметь симметричную конструкцию, при которой безразлично, какой стороной устанавливать ЗОУ к отверстию 11 в деке 25, т.е. в сторону атмосферы, и какой стороной внутрь в сторону меха 26.

Устройство язычкового МИ типа баяна, аккордеона, гармони и т.п., в котором использовано охарактеризованное выше ЗОУ, показано на фиг.15, на примере схематического изображения правого полукорпуса баяна. В собственно полукорпусе 27 перпендикулярно стенкам 28 закреплена дека 25, конструктивно выполненная в виде общей крышки всех корпусов ЗОУ, размещенных в данном полукорпусе МИ. В деке имеются наружные отверстия 11, которые закрываются или открываются клапанами 29, соединенными рычагами 30 с клавишами на грифе 31 клавиатурно-клапанного механизма. В соответствии с примененными выше обозначениями отверстия 11 сообщают внутренние пространства ЗОУ с атмосферой. Для их сообщения с меховой камерой 12 служат отверстия 10. В деке выполнены проемы деки 32, размеры которых соответствуют размерам соответствующих голосовых планок ЗОУ, таким образом, чтобы через эти проемы можно было голосовую планку, по необходимости, настроить, отремонтировать или заменить. Каждый из проемов закрыт съемной герметичной крышкой 33, которая может быть оборудована встроенной звукопроницаемой мембраной 24. Мембрана 24 служит для улучшения звучания ЗОУ, при этом крышка может быть применена без такой мембраны.

Работа ЗОУ и МИ

При растяжении меха 26 и открытии клапаном 29 соответствующего отверстия 11, когда воздушное давление у отверстия 11 превышает воздушное давление в меховой камере 12, т.е. в области отверстия 10, в ЗОУ образуется воздушный поток, направленный от отверстия 11 к отверстию 10. Этот поток запирает клапан 20 в отверстии 16, открывает клапан 17 в отверстии 13, запирает клапан 18 в отверстии 14, открывает клапан 19 в отверстии 15 и выходит в отверстие 10. При этом воздушный ноток проходит через проем 6 голосовой планки 5, прикрытый язычком 7, который под действием проходящего воздушного потока колеблется и образует звук.

При сжатии меха 26 и открытии клапаном 29 соответствующего отверстия 11, когда воздушное давление у отверстия 10 превышает воздушное давление у отверстия 11, в ЗОУ образуется воздушный поток, направленный от отверстия 10 к отверстию 11. Этот воздушный поток запирает клапан 19 в отверстии 15, открывает клапан 18 в отверстии 14, запирает клапан 17 в отверстии 13, открывает клапан 20 в отверстии 16 и выходит в отверстие 11. При этом также образуется соответствующий звук, как описано выше.

Вне зависимости от того, направлен ли воздушный поток от отверстия 10 к отверстию 11 или от отверстия 11 к отверстию 10, внутри ЗОУ воздушный поток повторяет свое движение, проходя из входной камеры 8 сквозь проем рамки голосовой планки со стороны язычка в выходную камеру 9 и вызывая образование звука язычком голосовой планки, который усиливается за счет возникающего в корпусе ЗОУ резонанса. Возникший звук выходит из корпуса через открытые отверстия и звукопроницаемые мембраны 24.

При необходимости замены, ремонта или настройки голосовой планки из проема деки извлекается соответствующая герметичная крышка 33, производятся необходимые действия с голосовой планкой, после чего эта крышка устанавливается на место и МИ готов к эксплуатации.

ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1. Корпус ЗОУ 21 Тело клапана
2. Поперечная планка 22 Проем
3. Нижняя крышка 23 Запорный элемент
4. Верхняя крышка 24 Звукопроницаемая мембрана
5. Голосовая планка 25 Дека
6. Проем голосовой планки 26 Мех
7. Язычок 27 Полукорпус МИ
8. Входная камера 28 Стенка полукорпуса
9. Выходная камера 29 Клапан
10, 11. Наружное отверстие 30 Рычаг
12. Меховая камера 31 Гриф
13 16. Внутреннее отверстие 32 Проем деки
17 20. Обратный клапан 33 Крышка

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 Язычковое звукообразующее устройство музыкального инструмента, содержащее

корпус с входной и выходной камерами;

наружные отверстия, первое и второе в корпусе для сообщения его полости с источником воздуха повышенного/пониженного давления, например меховой камерой и атмосферой;

клапаны для регулирования направления воздушного потока между меховой камерой, входной и выходной камерами и атмосферой, отличающееся тем, что

корпус (1) звукообразующего устройства снабжен четырьмя внутренними отверстиями (13-16), первое из которых (13) сообщает входную камеру (8) с первым наружным отверстием (10), второе (14) сообщает входную камеру (8) со вторым наружным отверстием (11), третье (15) сообщает выходную камеру (9) со вторым наружным отверстием (11), а четвертое (16) сообщает выходную камеру (9) с первым наружным отверстием (10), при этом упомянутые внутренние отверстия оборудованы обратными клапанами (17-20) таким образом, чтобы при поступлении воздушного потока в первое наружное отверстие (10) он направлялся через первое внутреннее отверстие (13) во входную камеру (8) и после прохождения проема (6) голосовой планки (5) через выходную камеру (9) и третье внутреннее отверстие (15) он направлялся во второе наружное отверстие (11), а

при поступлении воздушного потока во второе наружное отверстие (11) он направлялся через второе внутреннее отверстие (14) во входную камеру и после прохождения проема голосовой планки через выходную камеру и четвертое внутреннее отверстие (16) он направлялся в первое наружное отверстие (10).

2. Язычковый музыкальный инструмент, например баян, аккордеон, гармонь и т.п., включающий полукорпусы с клавиатурно-клапанными механизмами, мех, меховую камеру, деки с отверстиями и язычковые звукообразующие устройства, отличающийся тем, что язычковые звукообразующие устройства выполнены так, как раскрыто в п.1 формулы, каждая из дек (25) выполнена в виде плиты, примыкающей со стороны входной камеры к корпусам (1) звукообразующих устройств полукорпуса (27) инструмента и служащей для них общей крышкой, причем в этой плите выполнены проемы (32), каждый из которых закрыт съемной герметичной крышкой (33), размеры которых приняты из условия возможности обслуживания и замены голосовых планок звукообразующего устройства, расположенного под этой крышкой.

3. Инструмент по п.2, отличающийся тем, что упомянутые съемные крышки (33) оборудованы звукопроницаемыми мембранами (24).

К язычковым музыкальным инструментам относятся гармони, баяны, аккордеоны. Эти инструменты могут быть использованы как для сольного, так и для ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для аккомпанирования и учебных целей.

Язычковые инструменты различаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив).

Современные гармони и их усовершенствованные виды - баяны и аккордеоны - имеют одноименные основные детали и узлы.

На рис. ниже представлен внешний вид гармони. Основными деталями и узлами гармони являются: корпус (1), состоящий из двух половин - правой и левой; меховая камера (2); гриф с клавиатурой (3); правая и левая механика (4); резонаторы с голосовыми планками.

Корпус состоит из право го и левого полукорпусов с деками, на которых монтируют все детали и механизмы. Для изготовления корпуса и деки применяют древесину березы, бука, клена, ольхи, клееную фанеру березовую и буковую, листы алюминия и алюминиевых сплавов. Снаружи корпус, как правило, оклеивают целлулоидом. Полукорпуса соединены между собой мехом.

Мех представляет собой гофрированную камеру, состоящую из 13-17 герметически склеенных складок-борин, позволяющих при растягивании и сжимании создавать разрежение или давление воздуха внутри инструмента. Мех изготавливают из картона, обклеенного тканью, и герметически скрепляют с правой и левой половиной корпуса.

Гриф крепят к правой половине корпуса, он служит для размещения клавиш мелодии.

Механика правая и левая предназначена для передачи движения от клавишей, кнопок правой и левой клавиатуры к клапанам, которые открывают при игре соответствующие отверстия в деках.

Правая механика служит для подъема клапанов мелодии, причем у гармони каждая клавиша в мелодии открывает один клапан, пропуская струю воздуха к соответствующим язычкам.

Левая механика имеет более сложное устройство рычажных систем и при нажиме на кнопку одновременно открывает несколько клапанов аккомпанирующей басовой части гармони.

Резонаторы с голосовыми планками являются элементами звукообразования. Голосовые планки смонтированы на специальных колодках-резонаторах с перегородками. Резонаторы с планками, установленные в правой половине корпуса, называются резонаторами мелодии, а в левой половине - басовыми резонаторами. Количество резонаторов мелодии зависит от ее типа.

Голосовые планки представляют собой металлические пластины (рамки) с прорезями (проемами), над которыми расположены металлические язычки. Язычки и прорези в пластинах имеют призматическую форму. Для каждого звука имеется свой язычок (голос). Чем язычок короче, тем звук выше, и наоборот - чем язычок длиннее, тем звук ниже. Язычки своим утолщенным концом приклепываются к пластине, свободный конец язычка входит в прорезь пластины и под действием проходящей струи воздуха колеблется, образуя звуковые волны.

От точности подгонки язычка к прорези пластины с минимальным зазором, от качества материала, из которого сделаны язычок и пластина, зависят качество звучания голоса, его сила и частично тембр.

Гармонь несмотря на ограниченные музыкальные возможности, широко распространена и пользуется популярностью в сельской местности. Объясняется это тем, что гapмонь, обладая ясными полнозвучными аккордами, певучими и мелодичными "голосами", обеспечивает, благодаря своей конструкции, легкость освоения искусства игры на ней, является доступным музыкальным инструментом для широкого круга исполнителей.

Гармони имеют диатонический звукоряд. Диапазон звучания - около трех октав.

Ассортимент гармоней представлен так называемыми венками и хромками. Кроме того, выпускаются гармони национальные, т. е. приспособленные для исполнения национальных мелодий.

"Венки" характеризуются тем, что имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха. "Хромки" пользуются большей популярностью, высота звука у них не зависит от направления движения меха.

Различают гармони одно-, двух-, трех-, четырехголосые, которые имеют соответственно один, два, три, четыре язычка, звучащих в унисон при нажатии на одну клавишу. Увеличение количества звучащих в унисон язычков приводит к усилению громкости звучания.

Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода:

♦ на первом месте буква, обозначающая соответственно А - аккордеон, Б - баян, Г - гармонь;

♦ на втором месте - цифра, обозначающая количество клавиш правой клавиатуры;

♦ на третьем месте - цифра, обозначающая количество кнопок левой клавиатуры;

♦ на четвертом месте - римская цифра, обозначающая количество голосов, т. е. одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши;

♦ на пятом месте - дробь, числитель которой указывает количество переключателей регистра в мелодии, а знаменатель - количество переключателей регистра в левой клавиатуре (в аккомпанементе). При отсутствии переключателей регистра в левой клавиатуре на пятом месте - цифра, обозначающая количество переключателей регистра в правой клавиатуре (в мелодии).

В табл. приведена характеристика нескольких типов разновидностей гармоний.

В ассортименте гармоней имеются также губные гармони, отличающиеся тем, что воздух к голосовым планкам подается легкими исполнителя, а не с помощью меха. Они в нашей стране не получили широкого распространения.

Баян появился в результате усовершенствования гармони. В отличие от гармони он имеет хроматический звукоряд (12-ступенный равномерно-темперированный строй), диапазон звучания до 5 октав, поэтому его музыкальные возможности значительно шире. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.

В основном устройство баяна, принцип его работы близки к рассмотренной выше гармони. Однако конструкция узлов баяна значительно сложнее. Внешний вид баяна представлен на рис.

По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные.

Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков. Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.

Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано. Играть на баяне с выборным механизмом сложно, поэтому они не получили широкого распространения.

Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.

В зависимости от назначения, особенностей конструкции, наибольшего количества одновременно звучащих язычков, наличия регистровых переключателей баяны можно подразделить на несколько групп:

1. Баяны двухголосые с различными звуковыми диапазонами без регистровых переключателей (Б-43х80-П и др.) Это инструменты с уменьшенным звуковым диапазоном, небольших размеров, предназначены в основном для обучения детей.

3. Баяны с готово-выборным аккомпанементом (БВГ-58х100-Ш-7 и др.) - наиболее сложные по своей конструкции и совершенные по исполнительским, игровым и акустическим свойствам.

4. Оркестровые баяны - пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. По своему конструктивному устройству они отличаются от обычных баянов тем, что имеют клавиатуру только в правой части корпуса и различаются по звуковому диапазону: баян-пикколо имеет 3 октавы, прима - 4 октавы, альт - З1/ 2 октавы, тенор - 3 октавы, бас - 3 октавы, контрабас - 21/ 2 октавы.

5. Тембровые баяны: баян-труба, баян-флейта, баян-фагот, баян-гобой, баян-кларнет. Эти баяны принципиально отличаются от всех рассмотренных ранее конструкций баянов, они имитируют звучание трубы, флейты, фагота, гобоя, кларнета. В зависимости от характера настройки язычков, звучащих одновременно при нажатии на определенную кнопку, баяны бывают двух типов: "в унисон" и "в разлив". Баяны, язычки которых настроены в унисон, т. е. на одну ноту, применяются при первоначальном обучении игре и для сопровождения народных песен и танцев. Баяны, язычки которых настроены в разлив, т. е. с некоторой расстройкой по отношению друг к другу в сторону повышения, называются аккордеонированными и используются для исполнения легкой и эстрадной музыки.

Аккордеон по принципу образования звука, по устройству резонаторов и басового механизма, корпуса, дек, меховой камеры и по применяемым материалам почти не отличается от обычных баянов. Внешний вид аккордеона представлен на рис.

Разница между баяном и аккордеоном - в форме корпуса, клавиатуре мелодии, конструкции грифа.

Аккордеон имеет фортепианную клавиатуру в мелодии, гриф его значительно расширен и удлинен, корпус имеет более богатое внешнее оформление.

Строй аккордеона двенадцатистепенный, равномерно-темперированный, (звукоряд полный хроматический). Диапазон звучания до ЗУ 2 октав. Настройка язычков "в разлив".

Полными аккордеонами принято называть инструменты, имеющие 41 клавишу в клавиатурном механизме мелодии и 120 кнопок в басовом механизме. Из полных наиболее распространенными являются следующие типы аккордеонов: А-41Х120-Ш-5/2; А-41х120-Ш-7/3; A-4IxI20-IV9/3 - диапазон звучания мелодии (в основной) от ноты фа малой октавы до ноты ля третьей октавы.

К неполным относятся инструменты уменьшенного звукового диапазона и небольших размеров. В основном они предназначены для учебных целей. Это аккордеоны: А-34х80-Ш-5; А-34х80-Ш-5/2 - диапазон звучания мелодии от ноты соль малой октавы до ноты ми третьей октавы; А-37х96-Ш-5/3 - диапазон звучания от ноты фа малой октавы до ноты фа третьей октавы.

К группе язычковых музыкальных инструментов относят инструменты, звук в которых образуется за счет колебаний упругих язычков, размещенных в проемах специальных голосовых планок. Возбуждение язычков осуществляется благодаря разнице воздушных давлений, создаваемых с одной и другой сторон язычка.

В состав язычковой группы входят гармони, баяны,аккордеоны и ряд других инструментов. Иногда к этой группе инструментов относят и некоторые духовые инструменты,в которых применяются одинарные или двойные трости (язычки). В отличие от духовых инструментов с язычками (тростями) к группе язычковых отнесены только те инструменты, в которых используются проскакивающие (проходящие) язычки, помещаемые в так называемые голосовые планки.

Разделение язычковых на хроматические и диатонические

По построению звукоряда язычковые инструменты делят на диатонические и хроматические. К первым относят в основном гармони, ко вторым — баяны, аккордеоны и некоторые другие инструменты. Иногда под гармонью (гармонией, гармоникой) понимают всю группу язычковых инструментов с проскакивающими металлическими язычками, расположенными в проемах голосовых планок и имеющими специальные каналы для подачи струи воздуха.

Отличия язычковых инструментов

Язычковые инструменты, имеющие воздушные камеры переменного объема (меха), конструктивно мало отличаются друг от друга и представляют собой разновидности гармоней, баянов, аккордеонов.

Между собой язычковые инструменты различаются строем, диапазоном звучания, количеством голосов (наибольшее число одновременно звучащих язычков при одной нажатой кнопке или клавише), количеством регистров (переключателей каналов подачи воздуха к язычкам), наличием или отсутствием возможности включения готовых аккордов.

Условные обозначения в зависимости от характеристик

Для удобства определения типа инструмента в зависимости от количества голосов, регистров и диапазона звучания принято
условное числовое обозначение, например аккордеон 41 Х 120-III.7/2. Первое число (в примере — 41) обозначения указывает
количество клавиш в правой части корпуса (в мелодии), второе число (120)- количество кнопок в левой части корпуса (в ак-
компанементе). Если второе число представляет собой дробь, то в числителе ставят общее число кнопок аккомпанемента, в знаменателе - количество выборных кнопок. Третье число (III) показывает количество голосов, четвертое число (7/2)- количество регистров в мелодии (числитель) и в аккомпанементе (знаменатель).

Особенности строя язычковых

Настройка язычков (голосов), соответствуюших одной нажатой кнопке (клавише), производится на различные частоты. Так, при четырехголосье один из язычков-основной (строевой), причем частота его соответствует нотации, второй - на октаву
ниже основного, третий - на октаву выше основного, четвертый настроен на ту же, что и основной язычок, частоту, но с повышением или понижением ее на несколько герц ( ), что в сочетании с основным тонов создает биения (физиологический унисон).

Ряд планок (язычков), имеющих частоту выше частоты основного язычка, называют рядом пикколо. Язычки могут быть настроены и на другие частоты.

Различные тембры звука получают включением соответствующих регистров, т. е. групп язычков. B инструментах с одним или двумя голосами регистровых переключателей обычно не делают.

Современные язычковые инструменты широко используются для сольного, ансамблевого, оркестрового исполнения музыкальных произведений, а также для аккомпанирования и учебных целей.

Гармонь,как разновидность язычковых инструментов

Гармонь-наиболее простой инструмент из числа язычковых, снабженных мехами.

Гармонь состоит из грифа 12 (рис. 7.1), игровых кнопок 11,сетки 9, предохраняющей клапаны 10 от механических поврeждений, рычагов клавиатурной механики 13, резонаторов 8 с голосовыми планками мелодии, меха 7, резонатора 6 c голосовыми планками аккомпанемента, механики 14, кнопок левой клавиатуры 4, клапанов левой клавиатуры 3, левой сетки 2, левого ремня 1.

При растяжении (сжатии) меха создается разница давлений внутри и вне корпуса инструмента, что при открытом клапане (нажатой кнопке) приводит к движению воздуха через соответствующую голосовую планку и возбуждению в ее проеме язычка (голоса).

Гармони в основном делаются двух-, трех- и четырехголосными. У трех- и четырехголосных гармоней может быть 1-4 регистра.

Аккомпанемент y гармоней делают как готовым, так и выборным. Строй в основном диатонический.

Гармони делят на два основных вида: «хромки», издающие при сжатие и растяжение мехов звуки одной и той же высоты, и «венки», издающие при сжатии и растяжении мехов звуки различной высоты при одной и той же нажатой кнопке. «Венки» изготовляют с русским строем(более высокий тон извлекается при сжатии) и немецким (более высокий тон извлекается при растяжении) строем.

Диапазон звучания гармоней может быть различный. Для большинства из них он составляет примерно три октавы (табл. 7.1).

Звукоряд (расположение кнопок) «хромки» (рис. 7.2) отличен от звукоряда «венки» (рис. 7.3).

Кнопки гармоней могут располагаться в один, два или три ряда, в зависимости от чего гармонь называют одно-, двух- или трехрядной. B аккомпанементе имеются кнопки басовых звуков и кнопки готовых аккордов (рис. 7.2, б).

Аккорды составляют мажорные и минорные трезвучия и септаккорды.

При трехрядном расположении кнопок ближний к меху ряд состоит из кнопок, называемых басовыми. Второй и третий ряды
состоят из чередующихся пар кнопок, нижняя из которых басовая, верхняя - аккордовая.

Язычки мелодии настраивают в соответствии с принятыми диапазонами звучания и раскладкой.

Имеется ряд национальных гармоней (татарская, азербайджанская, дагестанская), приспособленных для исполнения национальной музыки. Они отличаются раскладкой (используются специальные клавиши вместо кнопок) и диапазоном звучания.

Основной недостаток гармоней — ограниченные исполнительские возможности(исключительно в сравнении с баянами и аккордеонами, конечно).

mob_info