Повышающий коэффициент размер платы за коммунальные услуги. Использование воды без установки счетчиков. Для льготных категорий

Высокая мотивационная составляющая работы в частных компаниях обеспечивается разными методами финансового и нематериального стимулирования (премии, бонусы, путевки, персональные скидки и т. д.). На этом фоне государственная служба, имея даже некий особый престиж, все равно считается максимально неудобной для развития потенциала работника. Для коррекции системы материального стимулирования в государственном секторе была разработана концепция персонального повышающего коэффициента. Это метод поощрения работников за добросовестное выполнение обязанностей, за инновационный подход к работе или за совмещение должностей.

Что такое персональный повышающий коэффициент (ППК)?

Трудовой Кодекс РФ гарантирует работникам бюджетных предприятий одинаковые условия труда и начисления равного оклада сотрудникам одного уровня. Но, такой пункт в некоторой мере демотивирует персонал, нейтрализуют финансовые стимулы работать качественно и старательно.

Чтобы внедрить возможность финансового стимулирования наемных работников за качественное выполнение своих обязанностей, было решено разработать систему персонального премирования с учетом повышающего коэффициента к окладу. Эта прибавка к не только стимулирует рост профессионального мастерства и качества труда, но и обеспечивает дополнительную социально-экономическую защиту.

В ряде случаев ППК начисляется персоналу не только в качестве мотивирующего компонента, но и как поощрение за работу в режиме повышенной интенсивности (работа в ночное время, в выходные и т.д.).

Повышающий коэффициент - это персональная прибавка к жалованию, которая может быть установлена на определённый срок (на месяц, квартал или год). Начисление этой персональной надбавки необходимо включить в пункт трудового договора с работником и установить в положениях об оплате труда государственных компаний. Это положение разрабатывается в сотрудничестве с представительным органом работников (профсоюзом и т.п.)

В каких сферах распространено начисление ППК сотрудникам?

Повышающий коэффициент на оклад начисляется преимущественно работникам бюджетных учреждений. Этот вид стимулирования интенсивно используется на предприятиях сферы образования и охраны здоровья, и особенно, в воинских частях федерального или местного значения, для финансового поощрения работников среднего звена за качественную работу и дополнительные обязанности (внеклассная работа, дополнительные уроки, ночные смены).

Но, государственные учреждения в разных сферах могут прибегнуть к начислению ППК для сотрудников: в государственные музеях, библиотеках, фондах, научных институтах.

Какие законы и нормативные акты регулируют назначение и отмену ППК?

Примерное положение, утвержденное приказом Минздравсоцразвития РФ № 463 н от 28.08.2008 года - это подзаконный акт, которым установлено право работодателей насчитывать персональный повышающий коэффициент к окладу.

Также нюансы назначения ППК оговорены в ряде статей Трудового Кодекса РФ: ст. 72, ст. 57, ст. 135.

В свою очередь начисление повышающего коэффициента не противоречит требованиям ст. 22 Трудового Кодекса.

Размер ППК насчитывается работнику в руководствуясь статьей 152 ТК.

В образовательной сфере право работников на ППК также рассматривается в Указе Президента от 04.05.2015 №597 «О мероприятиях по реализации социальной политики».

Условия для применения ППК на оклад сотрудникам

Персональный коэффициент по занимаемой должности можно начислять всем сотрудникам, которые занимают должности, предусматривающие категорирование в пределах одного оклада.

ППК к окладу назначают служащим, чтобы подчеркнуть уровень их профессионального мастерства, уникальность умений, важность выполняемой работы, степень самостоятельности и профессиональный стаж в компании.

ППК за выслугу лет рекомендовано назначать сотрудникам, которые занимают должность, в зависимости от суммарного количества лет, которые они проработали в федеральных государственных органах или их территориальных подразделениях.

Правомерным считается установление предельного персонального повышающего коэффициента к окладу служащего до 2,0 единиц равных самому окладу. Вполне объективная норма Положения оставляет за рассчитать размер прибавки для каждого конкретного работника в рамках этого условленного законом диапазона.

Для работников университетов и премиальных исследовательских институтов максимальный размер ППК может составлять 3.0 в абсолютном размере для специалистов и высшего профессорского состава.

Также для руководителей организаций, деятельность которых напрямую зависит от государственных дотаций и поступлений, настоятельно рекомендуется отказываться от фиксированных ставок ППК для работников. Потому что бюджетное финансирование - это весьма нестабильна категория дохода, оно может быть урезано, отсрочено, порой отменено. А работодатели не имеют права в одностороннем порядке изменять размеры ППК, если иное не было оговорено в трудовом договоре.

Государство дает возможность руководителям государственных учреждений премировать персонал весьма щедро, практически в двойном размере оклада (на 200% больше), но работодатель сам принимает решение о размере коэффициента для каждого работника исходя из размеров фонда оплаты труда.

Какие схемы расчета ППК наиболее распространены на предприятиях?

В сфере образования и здравоохранения установлено, что выплаты мотивационного характера, к которым относиться повышающий коэффициент, должны быть установлены в процентном соотношении к окладу. Учитывая, что эти выплаты насчитываются за сложность выполняемой работы, трудовой стаж, наличие высшей категории, их рассчитывают путем оценки сотрудника по этим критериям на основании принятой системы баллов.

В случае исполнения работником отсутствующего второго работника без освобождения от собственных обязанностей, доплата ему проходит с применением повышающего коэффициента по согласованию сторон в приложении к трудовому договору.

  • Если выслуга лет становит от 1 до 3 лет - надбавка составляет 0,05 % от месячного жалования;
  • При выслуге от 3 до 5 лет - надбавка составляет 0,2% от месячного оклада;
  • При выслуге более 5 лет - ППК становит 0,3 %

Объективно, что на период отпуска, больничного, декретного или отпуска по уходу за ребенком ППК к жалованию сотрудника не насчитывается. После возвращения работника из отпуска к трудовым обязанностям новый повышающий коэффициент может насчитываться ему только после выпуска нового положения работодателя.

Процедура установления повышающего коэффициента

Если руководитель государственной организации намерен или обязан установить ППК для своих сотрудников, ему необходимо на общем собрании с присутствием профсоюзной организации, включить в Положение по оплате труда норму, по которой вводится повышающий коэффициент для ряда сотрудников, а с каждым сотрудником нужно подписать приложение к трудовому договору или контракту о порядке начисления ППК, его размере и периоде действия.

Пример приказа о начислении ППК

Также руководителю необходимо выдать внутриведомственный приказ о начислении персонального повышающего коэффициента.

Приказ должен быть следующей формы:

Наименование, адрес и реквизиты государственного учреждения

№ _______ о начислении персонального повышающего коэффициента к должностному окладу от (дата подписания приказа) с целью стимулирования труда работника (или иная причина: приобретение повышенной категории, совмещение должностей и тд.).

В соответствии со статьей 135 ТК Российской Федерации начислить ___________________, (Ф. И. О. сотрудника), занимающему(ей) должность _________________(полное наименование должности) персональный повышающий коэффициент к должностному окладу на период с «___» _________ ____ г. по «___» _________ ____ г. в сумме ______ .

Директор: ______________________(Подпись, инициалы)

Главный Бухгалтер: _________________(Подпись, инициалы)

Принципы начисления ППК сотрудникам за ночные и сверхурочные рабочие часы

В ситуациях, когда работник выполняет трудовые обязанности в ночное время ему также полагается доплата за каждый час дополнительной работы. Рекомендованный Трудовым Кодексом расчет повышающего коэффициента составляет 20% от часового оклада в дневное время. Чтобы подсчитать размер часового оклада сотрудника необходимо размер его месячного жалования разделить на количество проработаныхчасов.

Также сотруднику государственных учреждений полагается оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере не менее одной дневной ставки сверх оклада, если такая доработка не превышает размер фиксированного месячного количества рабочих часов. А, если работа в выходные дни проводится сверх месячного нормы трудового времени, то она оплачивается в размере не менее чем 200% от дневного оклада.

В каких случаях работодатель может отменить начисление ППК к окладу?

Хоть, ППК относиться к разряду стимулирующих, а не обязательных выплат, работодатель все равно не может отменить начисление персонального коэффициента сотруднику в одностороннем порядке, если срок действия приказа о назначении выплат еще не истек.

Поскольку, такая категория выплат не относиться к списку прямых и неотложных расходов предприятия, то руководитель может включить в положение об оплате труда пункт о возможности изменения размера ППК, даже если срок действия надбавки еще не окончен. Для такого шага должна быть веская причина, например урезание государственных дотаций, финансирования.

Также руководитель для максимальной перестраховки во избежание потенциальных конфликтов с персоналом должен внести в Положение пункт о возможности отмены повышающего коэффициента для работника в случае несоблюдения этим работником правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, опоздания, недобросовестного исполнения обязанностей.

Как Трудовой Кодекс гарантирует работникам право сохранить ППК к своему окладу?

Если же работодатель не включил подобный пункт Положение, и возможности отмены или урезания ППК не были оговорены в трудовом договоре с сотрудником на момент подписания этого самого договора, то работодатель не имеет никакого законного права урезать надбавку сотрудникам. Это противоречит ст. 72. Трудового Кодекса. Размер заработной платы прописывается в трудовом договоре в графе «обязательные условия» и он не может быть изменен без согласования с работником.

Для предотвращения конфликтов на почве урезания премий сотрудникам по ППК, работодателю необходимо ответственно подойти к составлению трудового договора. Размер повышающего коэффициента нецелесообразно прописывать в фиксированной форме (ставка), гораздо разумнее указывать его как процентную часть оклада. Если же работодатель без весомых оснований намеревается урезать или отменить ППК сотрудника, этот гражданин имеет полное законное право на сохранение своей надбавки и обжаловать ее отмену в судовом порядке.

Уважаемая Александра!

Повышающий коэффициент, о котором сообщается в вашей квитанции — это такой побудительный инструмент для тех собственников жилья, кто до сих пор не установил общедомовые приборы учета тепловой энергии (ОПУ) и индивидуальные счетчики на электроэнергию, а также горячую и холодную воду. Хотя закон №261-ФЗ предписывал установить их еще до 1 июля 2012 года.

О повышающих коэффициентах правительство предупреждало еще год назад. На практике это выразится в том, что с 1 июля поднимется плата за потребление указанных ресурсов по нормативам. Поскольку большая часть квартир в Кирове уже оприборена индивидуальными счетчиками, а общедомовыми приборами учета тепловой энергии оборудованы далеко не все дома, то это повышение скажется, в основном, на последних — тех, у кого нет ОПУ. Но так как у нас пока действует система платы за отопление 1/12, то есть в текущем году мы платим за тот объем тепла, который потребили в прошлом году, то и повышающие коэффициенты отразятся в квитанциях только с января 2017 года, когда управляющие компании сделают корректировку.

Тем, кто до сих пор не имеет ОПУ тепловой энергии в своем доме, надо понимать, что коэффициент 1,4 за оставшиеся полгода даст очень существенную прибавку: условно, 400 рублей в месяц на каждую выставленную в квитанции и заплаченную вами тысячу за отопление. Умножьте сумму этой «накрутки» на 6 месяцев, и вы получите несколько тысяч рублей, которые окажутся у вас плюсом в январских квитанциях.

Учтите также, что со следующего года Киров может перейти на новую методику расчета платы за отопление (во всяком случае, к этому все идет), когда мы будем платить за тепло не равномерно в течение всего года, а по факту потребления в отопительный сезон. Соответственно, в зимние месяцы, когда потребление тепла максимально, гражданам, которые платят за отопление не по счетчику, а по нормативу, с учетом указанного повышающего коэффициента станет совсем туго.

Однако здесь есть один нюанс. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета коммунальных ресурсов. Критериев отсутствия такой технической возможности несколько, их перечень утвержден приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627. Сам акт может составить как управляющая компания, так и любая коммерческая организация, имеющая соответствующую специализацию.
При этом у нас в городе, в том числе в Нововятском районе, есть особая категория так называемых «малоквартирных» домов, которые имеют технические возможности установки ОПУ, но освобождены законом от их обязательной установки. Речь идет о ч.1. ст. 13 федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», согласно которой объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час, могут не устанавливать ОПУ.

Таким образом, даже если закон не обязывает собственников жилья в таких домах устанавливать коллективные приборы учета, с введением повышающих коэффициентов им придется это сделать. Иначе будет себе дороже. Причем значительно дороже.

Многих владельцев квартир в нашей стране волнует вопрос, имеет ли он право пользоваться водой без счётчика и может ли водоканал заставить установить счётчик на воду. Всё дело в том, что, по их мнению, реальная выгода от установки прибора учёта небольшая, да и сам монтаж обходится немаленькими затратами, поэтому это могут себе позволить не все семьи. Для тех владельцев и жильцов квартир, у которых не стоит счётчик на воду, государством определены средние нормы расхода воды на человека.

Согласно ним и производился расчёт до недавнего времени. Однако с середины 2015 г. ситуация с приборами учёта немного изменилась. В нашей статье вы узнаете, могут ли вас заставить поставить прибор учёта, какие санкции за неустановку предусмотрены, и кто имеет право отказаться от установки счётчика на воду.

Для начала разберёмся, какие нормы оплаты действуют, когда у вас нет прибора учёта. Как правило, в водоканале установлена единая норма для жильцов квартир без счётчика на воду. Она действует на территории по всей Российской Федерации. Так, на одного человека начисляются следующие нормы:

  • считается, что один человек потребляет около 7 кубометров холодной воды в месяц, а именно 6,935. Для квартир с газовым многоточечным проточным нагревателем эта величина умножается на повышающий коэффициент и равна 10 м³ на человека. С нагревателем только для ванной показатель равен 9,5 кубов. Для домов без ванной норматив умножается на понижающий коэффициент и снижается до 4,57 м³;
  • на горячую воду норматив немного меньше – на одного проживающего насчитывается 4,7 куба горячей воды в месяц.

Таким образом, водоканал учитывает, что в месяц один жилец в квартире без счётчика потребляет 11,5 кубов воды. Если пересчитать это число в литры и разделить на 30 дней, то мы получим, что один человек в день потребляет немного более 380 литров воды! Согласитесь, цифра немаленькая, при условии, что объём полной ванной составляет 250 литров. С такими норами можно принимать ванну всем членам семьи каждый день, но так никто не делает. Помимо ванны у вас ещё останется 130 л на бытовые нужды.

Важно: можно сделать выводы, что намного выгоднее поставить счётчик на воду и платить меньше.

Водоканал провёл исследования и установил, что одни человек в месяц в среднем потребляет 3 куба холодной воды и два куба горячей. В итоге получается, что в ситуации, когда у вас нет счётчика, вы переплачиваете за 6 кубов. Поэтому ваша сумма в квитанции в два раза больше реальных расходов. Получается, что выгоднее поставить прибор учёта.

Экономия со счётчиком


Если вы ещё сомневаетесь, ставить счётчик или нет, то учтите, что вы обязаны платить за воду ежемесячно, независимо от того, жили вы в это время в квартире или были в отъезде. После установки прибора вы будет платить за реально израсходованную воду. То есть за период, когда вас не было дома, вам не нужно платить. Единственное, что надо делать регулярно, – это сообщать данные о показаниях счётчика в водоканал.

Даже после установки прибора можно смело расходовать воду, не боясь больших сумм в квитанциях, ведь реальный расход обычно в 2-3 раза меньше, чем усреднённый показатель на одного человека в квартире без прибора учёта.

Борьба с нерациональным расходом воды


С 1.07.15 тарифы на оплату воды без счётчика возросли. С этого момента те, кто не хотят ставить прибор учёта, будут платить намного больше. Однако, как утверждает водоканал, любой человек имеет право установить агрегат на воду и почувствовать разницу. Но так ли это на самом деле?

Агрегат для учёта воды можно установить за 20-60 у.е. Однако эти расходы могут быть больше, если нужно подготавливать место или что-то менять в квартире. Если счётчик решила ставить семья, в которой все члены прописаны в данной квартире, то выгода очевидна и расходы на установку окупятся через несколько месяцев. Однако ставить прибор учёта при 1 прописанном человеке и 3-5 реально проживающих людях получается наоборот невыгодно. В этом случае многие владельцы квартир могли отказаться ставить агрегат. До не давнего времени действовал закон, согласно которому хозяин квартиры имеет право отказаться от установки счётчика.

Новые требования на установку приборов учёта


До прошлого года постановлением правительства РФ было установлено, что никто не может заставить вас установить агрегат учёта. И даже водоканал не может наложить на вас такую обязанность. Вы были вправе отказаться. То есть владелец квартиры имеет право самостоятельно решать, ставить ему счётчик или нет.

Однако уже с конца 2015 года согласно п. 9 ст. 13 261-ого закона «Об энергосбережении…» граждане РФ обязаны установить приборы учёта на воду, тепло и электроэнергию. При этом с начала введения в действие этого закона штрафы за неустановку агрегатов учёта накладывались только на управляющие компании, но со временем санкции могут применить и к жильцам.

При этом граждане должны обязательно установить агрегат на протяжении 3,5 года с момента начала действия закона. Из них в первые 2,5 года прибор можно ставить за счёт водоканала. То есть владелец квартиры имеет право поставить изделие бесплатно. Но в последний год этого срока жилец обязан уже платить за установку. При всей очевидности выгоды от быстрой и своевременной установки оборудования только 60 процентов населения согласились сделать это.

Принудительная установка


Многие владельцы жилья побаиваются, что с момента введения в действие этого закона к ним могут приходить сотрудники управляющих организаций и принудительно устанавливать приборы учёта. Некоторые полагают, что при сопротивлении жильцов работники водоканала могут обращаться в полицию.

На самом деле в этом нормативном документе чётко написано, что граждане сами должны обеспечить доступ сотрудникам управляющих органов в свой дом, но это вовсе не обязывает их к принудительной установке агрегата учёта. Это сугубо личное дело каждого человека, и никакие санкции и штрафы не могут быть применены.

Однако то, что всем владельцам квартир без счётчиков придётся с каждым полугодием платить всё больше и больше по причине использования повышающего коэффициента, уже само по себе выглядит, как наказание.

Повышающий коэффициент


С июля 2015 г в РФ введены повышающие коэффициенты, которые будут использоваться при расчёте тарифов для абонентов без агрегатов учёта на воду. Для таких людей плата за коммунальные услуги водопотребления будет постепенно повышаться.

При этом динамика повышения цен будет выглядеть следующим образом:

  • в период с 01.01 по 30.06.2015 года будет применяться коэффициент равный 1,1;
  • с первого июля по 31.12. этого же года повышающий показатель увеличивается на 0,1 и составляет 1,2;
  • с начала этого года до его середины используемый при пересчёте коэффициент будет ещё больше – 1,4;
  • с середины 2016 года до его конца повышающий показатель для перерасчёта тарифа для жильцов без приборов учёта вырастет до 1,5.

Кроме того, на следующий год запланировано увеличение повышающего коэффициента до 1,6. На 2018 год точных данных ещё нет, необходимо дождаться выхода новых нормативов. В связи с этим можно проследить тенденцию к выгоде использования оборудования по учёту воды.

Прибор ставить нельзя


  • Если строение, в котором находится ваше жильё, официально признано ветхим или аварийным.
  • Если для установки прибора водоканал должен провести капитальный ремонт сетей или дома.
  • Нельзя ставить прибор без соответствия принятым нормам.
  • Владелец не имеет право ставить агрегат на водопроводные трубы в плохом состоянии.
  • Также прибор нужно снять или не устанавливать вовсе, если он будет работать в неподходящих условиях, то есть температура, влажность или электромагнитные могут мешать работе оборудования.

Если владелец жилья знает, что он не имеет право устанавливать оборудование учёта по техническим причинам, но получает платёжки, в которых используется повышающий коэффициент, то он должен сделать следующее:

  1. Вызвать работника управляющей компании, который осмотрит место монтажа прибора, оценит состояние трубопровода, осмотрит помещение для установки.
  2. Работник должен составить акт. В этом документе должно быть чётко указано, по каким причинам у вас нельзя произвести установку оборудования учёта. При этом в бумаге должны быть указаны номер дома, квартира и улица.
  3. Если у вас уже стоит прибор и условия его эксплуатации стали ненадлежащими, то вы можете попросить работников снять агрегат, до того момента, пока условия не будут соответствовать требованиям.

Выводы: никто не имеет права заставить вас установить прибор учёта, то есть принудительная установка незаконна.

Вечер добрый!

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
К НОРМАТИВАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в связи с поступлением многочисленных обращений по вопросу применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг с 1 января 2015 года направляю прилагаемую к настоящему письму информацию по указанным вопросам и прошу довести ее до уполномоченных на установление нормативов потребления коммунальных услуг органов, а также иных заинтересованных лиц.

А.В.ЧИБИС

Приложение
к письму заместителя Министра
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от __________ N ______

ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К НОРМАТИВАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. По вопросу расчета норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.
Применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению и по водоотведению на общедомовые нужды) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета предусмотрено Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 и от 17 декабря 2014 г. N 1380.
Повышающие коэффициенты составляют:
1. с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
2. с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
3. с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
4. с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
5. с 2017 года - 1,6.
Как следует из действующей редакции Правил N 306, определение норматива с учетом повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, но при наличии технической возможности их установки.
В этой связи следует обратить внимание на следующее:
органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами N 306 необходимо определить для каждого вида коммунальных услуг:
- нормативы потребления без применения повышающего коэффициента (далее - базовый норматив);
- нормативы потребления с применением повышающего коэффициента (далее - повышенный норматив).
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется привести свои нормативные правовые акты об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с действующей редакцией Правил N 306, предусмотрев, что они должны содержать как «базовые нормативы», так и «повышенные нормативы» по указанным периодам их действия.
Необходимо отметить, что из взаимосвязанных положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 3 Правил N 306 полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). В этой связи применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего «повышенного норматива» потребления коммунальных услуг.
Следовательно, для применения исполнителем коммунальных услуг «повышенных нормативов» потребления коммунальных услуг необходимо принятие уполномоченным органом указанного выше нормативного акта.
При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего «повышенный норматив» потребления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления (за исключением случаев, установленных пунктами 60, 60(1), 60(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).

2. По вопросу применения нормативов потребления коммунальных услуг, рассчитанных с учетом повышающих коэффициентов.
Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из положений действующей редакции Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться «повышенный норматив».
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется «базовый норматив».
Поскольку наличие или отсутствие технической возможности установки приборов учета выявляется на дату обследования, а в последующем, например, в результате ремонта или реконструкции, ситуация может измениться, в этой связи в целях определения необходимости применения «повышенных нормативов» Минстрой России полагает целесообразным проведение обследований многоквартирных домов и жилых помещений исполнителями коммунальных услуг с участием организаций, на которые решениями собственников многоквартирных домов возложены функции по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Указанные обследования призваны зафиксировать основания для возможности применения «повышенного норматива» при расчете платы за коммунальные услуги для потребителей.
«Базовый норматив» также применяется при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в домах, отнесенных к ветхим или аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также в домах, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), поскольку на такие дома не распространяется требование статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в части обеспечения оснащения их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов.

КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 с 1 января 2017 года подпункт «у(1))» пункта 31 признан утратившим силу.

КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в пункт 21 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, введен п. 21(1), касающийся порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения.

3. По вопросу применения подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив:
а) объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «в» пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124). При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения «базового» или «повышенного» нормативов.
Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей «повышенного норматива».
В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов), в связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354;
б) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей «повышенных» или «базовых» нормативов.
Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей «повышенного норматива».
В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей «повышенных» нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов) направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом N 261-ФЗ.
Кроме того, выполнение исполнителем коммунальных услуг требований подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354 распространяется на случаи применения исполнителем «повышенного норматива», установленные пунктами 60, 60(1) 60(2) Правил N 354.
Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, источником финансирования которых являются в том числе средства, поступившие исполнителю в результате применения в отношении потребителей коммунальных услуг «повышенных нормативов» и повышающих коэффициентов к «базовым нормативам», осуществляется в соответствии с договором управления многоквартирным домом. При этом исполнитель коммунальных услуг в установленном ЖК РФ порядке инициирует внесение изменений в договор управления многоквартирным домом в части включения в перечень выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома соответствующих мероприятий по энергосбережению, финансирование которых осуществляется в соответствии с подпунктом «у(1)» пункта 31 Правил N 354.

4. По вопросу расчета платы за коммунальные услуги потребителям в нежилых помещениях.
Размер платы за коммунальные услуги потребителям в нежилых помещениях с применением «повышенных нормативов» определяется только при расчете приходящейся на них платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также платы за коммунальную услугу по отоплению, в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.
В случаях, когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, а расположенное в нем нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса в порядке, установленном Правилами N 354.

5. Особенности расчета размера платы за коммунальную услугу по водоотведению.
В отношении расчета платы за коммунальные услуги водоотведения в жилых помещениях применяется порядок, установленный в пункте 42 Правил N 354, при котором в отсутствие в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной и (или) прибора учета горячей воды размер платы за коммунальные услуги водоотведения определяется исходя из норматива потребления коммунальных услуг водоотведения. При этом соответственно применяются «повышенные нормативы» (при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета).

6. Особенности расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
«Повышенные нормативы» потребления коммунальной услуги по отоплению устанавливаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации только при утверждении им «базового норматива», рассчитанного в соответствии с Правилами N 306.
В таком случае «повышенные нормативы» применяются в отношении потребителей во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, не оснащенного общедомовым прибором учета тепловой энергии (при наличии технической возможности его установки или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), независимо от наличия или отсутствия в отдельных помещениях такого дома индивидуальных приборов учета тепловой энергии. Это обусловлено общим принципом распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещения в многоквартирном доме, предусмотренного пунктом 42(1) Правил N 354.
В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению принято решение о применении (сохранении) порядка, предусмотренного пунктами 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года, то при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются базовые нормативы.
Ко всему вышеизложенному Минстрой России считает значительно важным проведение органами местного самоуправления, а также исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями информационно-разъяснительной работы с гражданами-потребителями коммунальных услуг об обязательности учета используемых коммунальных ресурсов с применением соответствующих приборов учета, о необходимости их установки, в том числе доведение до сведения потребителей информации о необходимости представления в адрес исполнителя коммунальной услуги акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, предусмотренного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, и наличие которого является необходимым для применения при расчете размера платы за коммунальную услугу соответствующего вида норматива потребления коммунальной услуги («базового» или «повышенного»).

Владельцы жилых помещений обязаны установить прибор учета потребляемых ими ресурсов. Если он отсутствует, то размер платы за предоставление коммунальных услуг вычисляется с применением повышающего коэффициента. При сложившихся обстоятельствах величина переплаты коммунальных платежей увеличивается в разы, что невыгодно для граждан.

Основные моменты

Все участники жилищных отношений имеют одинаковые права на владение, пользование и распоряжение жильем. В то же время они наделены обязанностями, которые должны исполнять в установленном законодателем порядке.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одной из них является внесение платы за предоставляемые коммунальные услуги, позволяющие создать комфортабельные и приемлемые для проживания в жилом помещении условия.

Что это такое

Владелец жилого помещения, жилого дома должен самостоятельно установить прибор учета. Что касается его установления на общедомовых инженерных коммуникациях, то данным вопросом должна заниматься управляющая компания либо жилищно-эксплуатационная контора.

Его не установление влечет за собой применение меры воздействия за несоблюдение требований законодателя.

В состав коммунальных платежей входит начисление за услуги:

  • наем жилья;
  • поставка холодной и горячей воды;
  • обогрев жилья в холодное время года;
  • обеспечение электроэнергией на весь период эксплуатации жилья;
  • содержание жилого здания;
  • пользование лифта;
  • вывоз мусора, твердых отходов с близлежащей территории жилого здания, ее уборка;

Под формулировкой «повышающий коэффициент» обозначается некий численный показатель, увеличивающий размер платы за коммунальные услуги. Его размер с прошлого года составляет 1,5.

Величина платы за оказание услуги по подаче электроэнергии, холодной и горячей воды увеличится на 50 % сверх установленного норматива.

Плата за коммунальные услуги устанавливается по прибору учета, фиксирующего фактически использованный объем ресурса. Если он превышает норму потребления, то явление приводит к увеличению размера платы.

Для разрешения проблемы неучтенного потребления ресурсов применяется повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета. В Москве нормативы потребления ресурсов выше по сравнению с другими субъектами Федерации.

Он применяется, если прибор учета потребляемой воды и электроэнергии:

  1. Не был установлен в жилом доме либо отдельной квартире.
  2. Неисправен либо истек срок его эксплуатации.
  3. Был установлен в месте, куда нет свободного доступа для проверки его технического состояния либо снятия показаний.

Законодатель допускает сохранение тарифа на коммунальные услуги в продолжение 3 месяцев. Срок отведен для устранения поломки прибора учета. По истечению указанного срока в расчете будет применен вне зависимости от обстоятельств дела повышающий коэффициент.

Каждый поставщик ресурсов в соответствии с указаниями нормативно-правовых актов открывает в индивидуальном порядке лицевой счет жильцам МКД, жилых зданий и частных домов.

По сути, он является публичным документом, отражающим информацию об оказываемых поставщиком услугах, за которые начисляется плата. Например, за подачу воды.

Порядок внесения платы жильцами разъяснен в акте «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Регулярная неуплата создает предпосылки к формированию задолженностей и их накоплению.

На кого распространяется

Норма о применении повышающего коэффициента на тарифы коммунальных хозяйств распространяется на жильцов многоквартирных и жилых домов. Мера применяется вне зависимости от принадлежности жилой площади на праве собственности.

Ею могут владеть на праве собственности либо обладать ею по договору социального найма.

Нарушение срока оплаты коммунальных услуг влечет за собой применение меры воздействия. Они применяются в отношении граждан, имеющих задолженности перед ЖКХ начинают со 2 месяца задержки оплаты.

Им направляется письменное уведомление с предупреждением, которое отдается лично под роспись либо отправляется по почте.

Особенности применения

Критерии невозможности установки индивидуального и общедомового прибора учета в жилом здании подтверждается актом обследования. Его копия направляется каждому поставщику коммунальных услуг.

Процедура выполняется независимым экспертом, обладающим лицензией. Форма акта обследования утверждена приказом Министерства экономического развития № 627.

На отопление

На основании указаний постановления Правительства РФ № 232 не применяется повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета 2019 отмена распространена на многоквартирные дома. В нем должен быть установлен общедомовой коллективный прибор учета потребляемого ресурса.

Сообразно указаниями акта Ресурсосберегающая организация должна осуществить перерасчет размера платы за отопление.

Повышающий коэффициент в размере 1,1 по отоплению будет применен, если ресурс поставляет УК, ТСЖ, ЖСК.

Если прибор учета ресурса на отопление в жилом помещении отсутствует, то размер платы будет подсчитан по стандартной схеме. Она предполагает включение в расчет площади отапливаемых жилых комнат и вспомогательных помещений.

На воду

По всей территории страны установлена на одного человека единая норма потребления воды:

Нормапотребления воды равна 10 м3 на одного человека с учетом повышающего коэффициента, если в жилом помещении установлен газовый многоточечный проточный нагреватель. При его установке в ванной комнате – 9,5 м3.

Что касается количества воды на удовлетворение бытовых нужд, то объем потребления составляет 130 литров в день.

На электричество

Все граждане обязаны в соответствии с указаниями Федерального закона № 261-ФЗ установить в жилом помещении счетчик. Если он не установлен, то в расчете применяется ПК равный 1,5.

Его класс точности должен составлять 2,0 и более. Как правило, они подлежат монтажу на бесплатной основе компанией поставляющей в жилой дом электроэнергию.

Для жителей частных домов

В расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые частному дому повышающий коэффициент применяться, если он пригоден для постоянного проживания человека.

Индивидуальный дом должен отвечать требованиям санитарно-гигиенических и технических норм, что позволяет установить в нем прибор учета потребляемых ресурсов.

Если он построен на отдельном земельном участке, то принимается норма расхода холодной воды, установленная для удовлетворения сельскохозяйственных нужд.

Видео: кто от этого выиграет

Нюансы расчета

В расчетах по определению стоимости коммунальных услуг на региональном уровне используются нормативы потребления. Они устанавливаются исходя из средних объемов израсходованного ресурса, поэтому не совпадают с фактическим потреблением.

В основу региональных норм закладывается количество:

  • комнат, спроектированных в жилом помещении;
  • зарегистрированных на жилой площади лиц.

Расчет производится по принципу аналогового метода. Он основан на применение объема потребления ресурсов в домах, имеющих подобные технические характеристики.

Например, размер платы за ХВС находится по формуле:

РП = КЖ*НП*ПК*РТ

Законодательная база

Регламентация вопросов относительно платы за коммунальные услуги, урегулирования его размеров осуществляется рядом нормативно-правовых и подзаконных актов. В соответствии с их указаниями повышены тарифы на потребляемые гражданами ресурсы, которые обеспечивают комфортные условия проживания в жилом помещении.

В их число входит:

Показатели Описание
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ». Акт издан 23 ноября 2009 года под номером 261-ФЗ
Постановление правительства РФ
  • «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах». К нему прилагаются «Правила предоставления коммунальных услуг». Акт испущен 5 мая 2011 года за номером 354;
  • «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ». Акт издан 27 февраля 2017 года за номером 232;
  • «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». Акт опубликован 23 мая 2006 года за номером 306
Приказ Министерства экономического развития «Об утверждении формы акта обследования и требований к его подготовке». Акт испущен 29 декабря 2011 года под номером 627

В соответствии с указаниями вышеприведенных актов установлены нормы потребления отдельных видов ресурсов, порядок предоставления коммунальных услуг и осуществления платы.



mob_info