Говард картер и лорд карнарвон. Говард картер и проклятие гробницы тутанхамона. Начало научной карьеры

Фараон Тутанхамон, преемник Эхнатона (Аменхотепа IV), был весьма незначительным правителем и не прославился в истории абсолютно ничем. Известно только, что он был женат на младшей дочери Эхнатона, царевне Анхесенамон, и умер очень молодым (есть версия, что Тутанхамон был родным сыном Эхнатона). И если бы не памятники из его гробницы, имя Тутанхамона упоминалось бы только в узком кругу ученых-египтологов. Но в ноябре 1922 года состоялось одно из крупнейших археологических открытий XX века - в «Долине царей» впервые была обнаружена неразграбленная царская гробница, содержавшая полный погребальный комплекс уникальных по сохранности и художественной ценности предметов.

Честь открытия гробницы Тутанхамона принадлежит английскому археологу Говарду Картеру и лорду Карнарвону, финансировавшему экспедицию. Богатый, независимый человек, спортсмен, собиратель произведений искусства и путешественник, совершивший кругосветное плавание на паруснике, лорд Карнарвон еще юношей увлекся древностями. Он был завсегдатаем антикварных магазинов, коллекционировал старые гравюры и рисунки. В археологии он увидел возможность сочетать две обуревавшие его страсти - к спорту и собирательству, и с 1906 года Карнарвон сначала самостоятельно, а затем в сотрудничестве с археологом-профессионалом Говардом Картером вел раскопки в Долине царей. Так в результате целеустремленных многолетних археологических поисков состоялось великое открытие.

Еще в начале XX века экспедиция американца Теодора Дэвиса обнаружила в Долине царей, в тайнике под скалой, фаянсовый кубок, на котором значилось имя Тутанхамона. Неподалеку в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, в которых находились головные повязки плакальщиков и другие предметы, также с именем Тутанхамона, а в обнаруженной Дэвисом шахте-могиле отыскалась деревянная шкатулка. На обломках золотой пластинки, лежавшей в шкатулке, тоже значилось имя Тутанхамона.

Дэвис заключил, что открытая им могила-шахта и является местом погребения этого фараона. Но Говард Картер был убежден в другом: все эти предметы использовались во время погребения фараона, а после завершения обряда были собраны, уложены в сосуды и спрятаны недалеко от гробницы. Следовательно, захоронение Тутанхамона находится где-то поблизости!

В феврале 1915 года Картер и Карнарвон начали ее планомерные поиски. Это был довольно смелый шаг: Долина царей к тому времени считалась хорошо изученной, здесь побывали десятки экспедиций, и весь ученый мир был убежден, что время великих открытий в Долине царей миновало. Тем Не менее Картер и Карнарвон были твердо убеждены в успехе. «Рискуя быть обвиненным в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твердо надеялись найти совершенно определенную гробницу, а именно: гробницу фараона Тутанхамона», - писал впоследствии Картер.

Тщательно, метр за метром, его сотрудники обследовали Долину царей. В ходе этих поисков ими было сделано много интересных открытий: найдены неиспользованная гробница царицы Хатшепсут, сооруженная еще во время правления ее мужа, Тутмоса II, в которой стоял незаконченный саркофаг из кристаллического песчаника; тайник с предметами, принадлежащими фараонам Рамсесу II и Мернептаху; вещи жены фараона Тутмоса III - Меритра-Хатшепсут. Всю территорию, на которой могла находиться гробница Тутанхамона, расчистили от грунта. Необследованным оказался лишь небольшой клочок земли, на котором стояли лачуги, где жили рабочие некрополя.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов, - вспоминал Говард Картер. - Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте».

В тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 ноября 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченная в скале ступенька. Когда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показался дверной проем, замурованный и запечатанный печатью. Археологи стояли на пороге тайны…

«Внезапность этой находки так ошеломила меня, а последующие месяцы были так наполнены событиями, что я едва нашел время собраться с мыслями и все это обдумать», - писал Картер. Он осмотрел печать: это была печать царского некрополя с изображением шакала и девяти пленных. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то высокопоставленной особы. Дрожа от нетерпения, Картер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем. Это доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Утром 6 ноября Картер отправил Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями. До Вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю».

Более двух недель провел Картер в томительном ожидании. 23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью леди Эвелин прибыл в Луксор.

24 ноября дверь была полностью расчищена. В ее нижней части был обнаружен оттиск печати с ясно читаемым именем Тутанхамона. Сомнений не оставалось - это была гробница фараона.

Но радость открытия соединялась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Следовательно, грабители побывали в гробнице. Но успели ли они ее разорить? - вот что теперь волновало исследователей.

«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялись, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз», - пишет Картер. Но то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить ее полностью.

Расчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Наступил решительный момент.

«Дрожащими руками, - вспоминает Картер, - я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин и Коллендер (египтолог, участник экспедиции. - Авт.), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.

Сначала я ничего не увидел. Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были стройные фигуры зверей, статуи и золото - всюду мерцало золото! На какой-то миг - этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, - я буквально опешил от изумления.
Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: «Вы что-нибудь видите?». Единственно, что я мог ему ответить, было: «Да, чудесные вещи». Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоем, мы просунули внутрь электрический фонарь».
При свете фонаря из темноты возникли фантастические животные с горящими глазами, матово поблескивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. Словно часовые, стояли одна против другой две статуи из черного дерева, в широких золотых передниках, в Злотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей. В темноте сияли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось.

Его слова подтвердились, когда 17 ноября археологи открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на статуях и алебастровых вазах… На пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему.

Словно завороженные стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни. Прошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…

Обойдя шаг за шагом всю комнату, археологи обнаружили между статуями часовых еще одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», - вспоминал Картер.

27 ноября археологи обследовали дверь и убедились в том, что рядом с ней, прямо на уровне пола, находится ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители? Но что могло скрываться за этой дверью? И почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними? Какое же неслыханное сокровище они искали, если спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?

Картер и Карнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Но, несмотря на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.

Всю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из нее находки, сделанные в первой камере. Здесь оказалось около семисот различных предметов. От пристани на Ниле прямо к гробнице Тутанхамона была проложена узкоколейная железная дорога, по которой тяжелые ящики доставляли к специально зафрахтованному пароходу. Расстояние было небольшое - всего полтора километра, но, так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади нее разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки. Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в гробницу усопшего царя. Еще через семь дней они были в Каире.

В пятницу, 17 февраля 1923 года, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек - ученые и члены египетского правительства. Никто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. Работа была тяжелой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», - пишет Картер. Через десять минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и непонятно: перед ним была… глухая стена! И только когда отверстие еще больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…

То, что Картер первоначально принял за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.

Понадобилось два часа тяжелой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти.
Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Картер вошел в нее первым. Перед ним возвышался покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2×3,35×2,75 м, занимавший едва ли не все помещение. Только узкий проход шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношениями, отделял его от стены.

Расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой Картер отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался еще один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт. Но на этот раз печать была цела!

Это был поистине звездный час Картера и Карнарвона. Они обнаружили первое и пока единственное неразграбленное захоронение египетского фараона! Казалось, большего успеха невозможно было ожидать. Но тем не менее этот успех еще ждал их!

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, которая вела в третье помещение - сравнительно небольшую по размерам комнату. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», - писал впоследствии Картер.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц. Их лица были настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».

Исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулась на несколько лет. Зимой 1926–1927 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. В нем находился второй, во втором - третий…

«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, - писал Картер. - Я, наверное, никогда не забуду этот напряженнейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал веревку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов, открыл дверцы, и… перед нами оказался четвертый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только еще роскошнее и красивее, чем третий. Впереди - снова неизвестность…

Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из желтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика еще больше усиливало впечатление. По четырем углам саркофага распростерли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном».

84 дня понадобилось для того, чтобы убрать два верхних ящика и освободить погребальную камеру. Наконец 3 февраля увидели царский саркофаг во всем его великолепии - высеченный из цельной желтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, 1,5 м шириной и 1,5 м высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой.

В тот день, когда лебедки начали поднимать эту плиту, вес которой составлял около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. «Когда плита начала подниматься, наступила мертвая тишина. В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмоленных полотняных бинтов. Но, когда бинты были размотаны, все увидели мертвого фараона»…

Так показалось на первый взгляд. Но на свет появилась не мумия фараона, а его скульптурный портрет из золота. Золото ослепительно сверкало, и вся скульптура выглядела так, как будто ее только что принесли из мастерской. В скрещенных руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть. Синие лазуритовые полосы блестели на головной повязке царя. Лицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же время оно было словно живое. Рядом лежал скромный венок - последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…

Археологи сняли золотую крышку. Под ней оказалась вторая, изображавшая лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий фоб. В ходе этой работы ее участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы. Причина этой поразительной тяжести вскоре стала ясна: третий фоб длиной в 1,85 м, как и два предыдущих, был сделан из чистого листового золота толщиной в три миллиметра. Трудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.

Семь саркофагов, помещенных один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала мумия фараона. Наступил последний решающий момент. Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподняли за золотые скобы. Перед археологами лежал Тутанхамон…

«Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», - вспоминал Картер. Он увидел благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами». Оказалось, что Тутанхамон был небольшого роста и хилого сложения; в момент смерти ему было около 18–19 лет.

Английский ученый П. Э. Ньюберри исследовал найденные в гробнице венки и гирлянды цветов и установил, какие цветы росли три тысячи триста лет назад на берегах Нила. Ему даже удалось определить, в какое время года был похоронен Тутанхамон: зная, когда цветет василек, когда созревает мандрагора - «яблоко любви» из «Песни песней» - и черноягодный паслен, он пришел к выводу, что Тутанхамон был похоронен не ранее середины марта и не позднее конца апреля.

Мумию украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. Под каждым слоем бинтов обнаруживались все новые и новые сокровища. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями!

Но еще большие сокровища были найдены в гробнице Тутанхамона. Здесь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египтян, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму тяжелых археологических раскопок. Более того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что Картеру было достаточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведет к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

Найденные в гробнице мебель и посуда, ювелирные изделия, оружие, колесницы и модели кораблей - все поражает разнообразием формы и красотой.

Изумительна по своему совершенству золотая маска царя с инкрустацией из лазурита. Прекрасна герма - поколенная статуя Тутанхамона, сделанная из дерева, покрытая фунтом и раскрашенная. Невысокая корона, оставляющая открытыми раковины ушей, надвинута на лоб. Нежное лицо озарено сиянием больших черных глаз. Замечательна золотая статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде. Сильный мускулистый зверь легко несет хрупкую фигурку царя. Сочетание черного дерева с золотом удивительно красиво.

Самым оригинальным портретом Тутанхамона является маленькая головка, сделанная из дерева, покрытая тонким слоем гипса и раскрашенная. Тутанхамон здесь изображен совсем юным. Подобно солнечному богу, фараон рождается из цветка лотоса. Капризный рот тронут болезненной улыбкой, большие раскосые глаза внимательно смотрят вдаль. Это один из самых поэтичных образов, созданных в египетском искусстве.

В гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько моделей судов, сделанных из дерева. Эти длинные барки с носом и кормой, украшенными цветами лотоса, предназначались для переправы к «полям блаженных». Четыре барки такой же формы, но снабженные троном, должны были служить фараону во время ежесуточного следования за солнцем в его пути по небосводу. Из алебастра сделана барка, украшенная головами диких козлов. В центре ее возвышается легкий балдахин, покоящийся на колонках с двойными капителями в виде цветов лотоса и папируса.

Не менее важной находкой были три больших ложа. О существовании их было известно и ранее из росписей на стенах гробниц, но найти их, однако, до сих пор не удавалось. Это были удивительные сооружения - с возвышением не для головы, а для ног. На одном из них красовались изображения львиных голов, на втором - коровьих, на третьем можно было увидеть голову полукрокодила-полугиппопотама. На ложе были горой навалены драгоценности, оружие и одежда, а сверху лежал трон. Его спинка была так изумительно украшена, что Картер впоследствии утверждал: «Это самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в Египте».

Роспись одного из ларцов изображает фараона на колеснице, охотящегося на львов. Эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма: стремителен и неудержим бег царских коней…

А вот и сама парадная колесница царя. Она была слишком велика, чтобы ее можно было целиком внести в гробницу, и потому ее, как и три другие колесницы, распилили. В нижней части ее кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Беса. Головы позолочены, во рту виден ярко-красный язык, темно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. На голове бога тиара из нежно-голубых и темно-фиолетовых перьев. Снаружи колесница украшена рельефным орнаментом, состоящим из растительного узора и спиралей. На внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. Очень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перьями прической, курчавая голова негра и суровый профиль сирийца. И столь же типичны изображенные на посохе фараона азиат из слоновой кости и неф из черного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта.

На спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. А вот - символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Вот позолоченные статуэтки богинь-охранительниц… Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу… Парадное оружие фараона - кинжалы, меч копья, украшенные золотом… Браслеты, перстни, нагрудные украшения…! И еще многие и многие художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и искусстве древних египтян: сундуки и ларцы, заполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, амулеты, скарабеи - изображения священного жука.

Все эти бесценные сокровища хранятся теперь в Каирском музее.

«Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», - сказал Говард Картер. Но даже если этого незначительного правителя похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II? Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона. Но всем колоссальным богатствам суждено было попасть в руки грабителей.

В этот день:

Дни рождения 1937 Родился Олег Владимирович Овсянников - советский и российский археолог, историк, исследователь археологии и истории Русского Севера, Сибири и Заполярья, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН.

Ничего нельзя утверждать точно. Классическую версию обнаружения гробницы фараона мы почитаем позже, а сейчас давайте ознакомимся с загадочной версией.

Анализ обстоятельств находки знаменитой гробницы Тутанхамона наводит на крамольную мысль: это - одна из самых масштабных фальсификаций в истории археологии.

В истории археологии едва ли найдется событие, сопоставимое по своему значению с обнаружением гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей, сделанное в 1922 г. Говардом Картером. Хотя грабители проникли в погребальную камеру еще в древние времена, она оказалась необворованной, и ученые нашли в ней несметные сокровища, множество предметов древнеегипетского обихода и совершенно нетронутую мумию.

Но вот загадка: в гробнице была обнаружена надпись - "Смерть быстрыми шагами настигнет того, кто нарушит покой мертвого правителя!" И в жизни это предупреждение исполнилось почти буквально. На протяжении восьми лет после раскопок умерли один за другим практически все причастные к ним люди за исключением самого Картера! И вот уже восьмой десяток лет специалисты ищут объяснение этого таинственного "проклятия фараонов". Одни считают, что археологов постигла небесная кара за разграбление могилы. Другие утверждают, что египетские жрецы "поселили" в усыпальнице болезнетворные бактерии, которые и сгубили неосторожных ученых. Между тем, безвременная кончина людей, напрямую связанных с раскопками, может получить более прозаическое объяснение...


История сенсационного открытия

К широкомасштабным раскопкам в Долине царей англичанин Картер и его спонсор лорд Карнарвон приступили осенью 1917 г. Впоследствии Картер неоднократно заявлял, что собирался отыскать гробницу именно Тутанхамона. Он сразу же напал на место, где впоследствии и было сделано открытие. Но по непонятной причине археологи вскоре перешли в другой район Долины царей. К 1922 г. они перекопали ее вдоль и поперек, не найдя ничего существенного. Относительно слабо изученным остался лишь тот самый участок, с которого и начались работы. И вот, наконец, было решено пропахать и его. 3 ноября 1922 г. Картер (Карнарвон находился в Лондоне), сломав остатки древних жилищ, обнаружил каменные ступени. После того как они были очищены от щебня, стало ясно: найдена какая-то гробница, вход в которую был замурован и опечатан.

"За этим ходом могло находиться буквально все, что угодно, и мне пришлось призвать на помощь все мое самообладание, чтобы не поддаться искушению сейчас же взломать дверь и продолжить поиски", - записал в своем дневнике Картер. Он приказал засыпать раскоп и дождаться возвращения из Англии Карнарвона.
23 ноября лорд прибыл в Египет, а уже 24-го рабочие расчистили вход в гробницу. Картер вновь очутился перед запечатанной дверью. Он увидел, что здесь успели побывать грабители - замурованный проход дважды вскрывали и вновь заделывали. Вскрыв кладку, археологи обнаружили коридор, заваленный камнями. После многодневной работы они добрались до еще одной замурованной двери. Проделав в ней отверстие, Картер увидел комнату, заставленную различными предметами. Здесь были золотые носилки, массивный золотой трон, две статуи, алебастровые вазы, необычного вида ларцы. Обследовав помещение, ученые обнаружили между статуями еще одну запечатанную дверь. Рядом с ней находился заложенный ход, проделанный еще древними грабителями. Помимо всего прочего, в камере стояли три больших ложа, под одним из них нашли небольшую дыру, которая вела в боковую комнату, также до отказа заполненную различными предметами обихода и драгоценностями.

И тут Картер принимает странное решение: вместо того, чтобы продолжить исследования, распоряжается засыпать гробницу и, как он сам говорил, уезжает в Каир для организационной работы. Раскоп раскрыли вновь 16 декабря, но лишь 27-го первая находка была извлечена на поверхность. Тем временем для вывоза сокровищ сооружается узкоколейная железная дорога 13 мая 1923 г. первая партия ценностей была доставлена на специально зафрахтованный пароход, который через неделю выгрузил их в Каире.


Кликабельно 2000 рх

17 февраля Картер продолжил работы и вскрыл замурованную дверь в усыпальную камеру, в ней оказался огромный деревянный саркофаг, обитый золотыми пластинами. Кроме того, из этой комнаты небольшой ход вел еще в одно помещение, забитое изделиями из золота и драгоценных камней. Убедившись, что печати на саркофаге не тронуты, Картер облегченно вздохнул - здесь грабители не побывали. После этого исследования вновь приостанавливаются, и к вскрытию золоченого саркофага ученые приступили только зимой 1926-1927 гг.

Раскопки гробницы Тутанхамона продолжались целых пять лет. Но уже на первой стадии исследований родилась легенда о "проклятии фараона". Толчком к ее появлению стала безвременная смерть лорда Карнарвона. В 1923 г. он скончался от заражения крови после неосторожного бритья. За этой смертью последовали другие не менее загадочные: скоропостижно ушли из жизни Арчибальд Рейд, делавший рентгеновский анализ мумии; А.К. Мейс, вскрывавший вместе с Картером погребальную камеру;секретарь Картера молодой лорд Вестбурн; умирает от укуса москита и леди Карнарвон. Несколько человек, участвовавших в раскопках, кончают жизнь самоубийством: сводный брат Карнарвона Обрей Герберт, лорд Вестбурн - отец секретаря Картера. К 1930 г. из числа непосредственных участников экспедиции в живых остается только Говард Картер.

И поныне идут споры о том, случайность ли эта цепь смертей, есть ли между ними связь, и если есть, то какая. Самая фантастическая версия - "проклятие фараона", вполне устраивающая жадных до сенсаций журналистов. Увы, она не выдерживает объективной критики. Между тем, официальная версия загадочных смертей, высказанная самим Картером, тоже кажется не вполне убедительной. По его мнению, люди нашего века не могут верить в такую мистическую чушь, как "проклятие фараона"; скорее всего цепь смертей это всего лишь случайность. Однако можно ли поверить, что гибель одного за другим 21 ученого, исследовавших вместе с ним гробницу, - роковое стечение обстоятельств? Едва ли!

Обстоятельства, вызывающие недоумение

До сих пор никто не взял на себя труд внимательно изучить весьма странные обстоятельства, сопровождавшие поиски и раскопки гробницы Тутанхамона. А ведь их анализ позволяет, оказывается, не только раскрыть тайну "проклятия фараона", но и заподозрить, что мы имеем дело с величайшей археологической фальсификацией. С самого начала должен настораживать тот факт, что гробница Тутанхамона единственная из всех найденных не была разграблена, хотя в ней и побывали воры. Неужели она была замаскирована лучше других? Удивляет ее странная планировка и малые размеры.

Следующий странный факт - долгие сроки раскопок. Неужели для описи богатств, предметов обихода, саркофагов и мумии в гробнице общей площадью 80 кв. м и для их извлечения, даже с величайшей осторожностью, необходимо почти 5 лет? Но самым удивительным, по здравому рассуждению, выглядит поведение Картера. В 1917 г., приступив к раскопкам в Долине царей, он весьма тщательно исследовал местность, где находился вход в погребальный комплекс Тутанхамона, якобы не нашел его и следующие пять лет лопатил другие участки. А в 1922 г. вдруг опять вернулся на хорошо изученное место и практически сразу же наткнулся на захоронение. Именно Картер, к слову сказать, затягивал сроки раскопок. Он не давал своим коллегам вскрывать запечатанные двери и заставлял их с ненужной тщательностью изучать уже найденное, хотя это легче было сделать в лабораторных условиях, а не на месте. Далее, зачем ему потребовалось построить к гробнице узкоколейку? Для того чтобы вывезти вовсе не такие уж громоздкие предметы, умещавшиеся на площади, сопоставимой с площадью неплохой квартиры в Москве?

Немало странностей можно заметить и в самой гробнице. Почему побывавшие в ней, якобы еще в древности, грабители ничего не взяли? Почему они, проникнув в погребальную камеру, не вскрыли обшитый золотом деревянный саркофаг? Кроме того, в их поведении есть еще одно загадочное обстоятельство. Часть замурованных дверей была ими вскрыта, а в обход некоторых они пробили в скальной породе ходы. Неумно, не правда ли? Ведь легче сломать тонкую стенку, сложенную из камней, чем сутками дробить монолит, проделывая в нем ход?

Удивляет и состояние практически всех находок. Огромный обшитый золотыми листами саркофаг сразил исследователей своим блеском: ничуть не запылившись и не помутнев, он простоял более трех тысячелетий. Отличным было и состояние других предметов, но вместе с тем внутренние деревянные гробы, как отмечал Картер, были сильно попорчены сыростью, хотя наружный и остался совершенно цел. Создается впечатление, что те, в отличие от всего прочего, хранились в плохих условиях, а ведь находки-то лежали в одном помещении. И еще. В первой камере ученые обнаружили четыре колесницы, которые из-за своих огромных размеров не могли быть внесены в гробницу целиком и были распилены! Интересно, чем? Неужели бронзовой пилой?
Ну и, наконец, все исследователи отмечали плачевное состояние самой мумии, хотя, по идее, оно должно быть прекрасным, ведь ее, в отличие от мумий других фараонов, жрецы не переносили с места на место, пряча от осквернителей могил...

Тутанхамон - творение Картера

Говард Картер открыл Тутанхамона и в прямом, и в переносном смысле. Мало того, что он отыскал его гробницу, он ввел этого фараона в историческую науку. До того, как англичанин приступил к раскопкам в Долине царей, данные о Тутанхамоне ограничивались лишь одной-двумя печатями с упоминанием его имени, найденными археологом Девисом. И то без указания царского титула. Многие ученые считали, что такого фараона не существовало вовсе, а печати вполне могли принадлежать просто какому-то знатному человеку. Иными словами, все данные о Тутанхамоне как правителе Египта получены в результате раскопок Картера, то есть из его рук.

Для того чтобы раскрыть тайну "проклятия фараона" и объяснить все нелепости и странности экспедиции, нужно сделать лишь одно предположение, которое, на первый взгляд, может показаться фантастическим: Тутанхамона никогда не существовало, он плод фантазии предприимчивого археолога.

В этом случае история раскопок Картера выглядит следующим образом. К моменту начала работ его экспедиции в Долине царей все были абсолютно уверены, что найти здесь что-либо значимое невозможно. О том в разное время писали многие археологи. Так, еще в начале прошлого века Бельцони, раскопавший могилы Рамсеса I, Сети I, Эйе и Минтухотепа, заявил: "Я твердо убежден, что в долине Бибан аль-Мулук нет никаких других гробниц, кроме уже найденных". Почти такую же мысль тридцать лет спустя высказал руководитель немецкой экспедиции Рихард Лепсиус. Он утверждал, что в Долине царей не осталось, наверное, ни одной песчинки, которую бы по меньшей мере трижды не переместили с одного места на другое. Тем не менее в некрополе постоянно копошились археологи, но их "улов" ограничивался исключительно мелочами. Поэтому, приступая к работе, Картер, который, в отличие от Карнарвона, был профессиональным ученым, не мог не понимать, что его не ждут великие открытия.

В 1917 г., начав исследования, он, по-видимому, наткнулся на скромное захоронение, принадлежавшее какому-то знатному египтянину. Скорее всего его уже обследовали другие экспедиции, и оно, судя по всему, было вообще пустым, ограбленным еще в древности. Не найдя в могиле ничего интересного, предшественники Картера попросту засыпали ее, как это обычно и делается. Возможно, именно тогда в голову англичанина и пришла мысль превратить эту пустую гробницу в роскошную царскую усыпальницу. Для чего были нужны лишь предприимчивость, время и деньги. Однако в первой четверти нашего века история Древнего Египта была уже хорошо изучена. В ней осталось всего несколько небольших периодов, для которых имена фараонов считались неизвестными. В одну из таких ниш археолог и задумал пристроить несуществовавшего Тутанхамона. Чтобы не вызывать лишних подозрений, его биография была объявлена непримечательной - он ничем не прославился да и царствовал недолго.

В случае успеха своего предприятия ловкий археолог получал лавры египтолога N 1 в мире. Оставалось решить вопросы финансирования. Деньги мог дать только тот, кто рассчитывал получить от махинации дивиденды. Проанализировав ситуацию, Картер понял, что лучшего спонсора, чем правительство Египта, не найти. Ведь оно получало немалую часть денежных средств от продажи исторических ценностей и от толп туристов, жаждавших увидеть следы древних цивилизаций. Кроме того, официальный Каир не отличался особой щепетильностью, периодически продавая крупнейшим музеям мира предметы старины, на поверку оказывавшиеся подделками.

Придя к такому выводу, Картер отправляется в Каир, чтобы предложить египетскому правительству свой смелый план. По всей видимости, предложение понравилось чиновникам, и деньги были выделены. Следом за этим началась подготовка фальсификации, длившаяся вплоть до 1922 г. В течение этого срока Картер неоднократно ездил в Каир и практически не занимался непосредственно раскопками, которые вела его экспедиция. Лишь несколько доверенных лиц тайно подготавливали гробницу к "великому археологическому открытию". Фальсификаторы заказали у различных подпольных ремесленников, специализировавшихся на подделках "а ля древний Египет", золотые украшения, настенные барельефы с фрагментами из истории царствования фараона, предметы обихода и несколько саркофагов. Мумию же попросту купили; достать ее, при наличии средств, в Египте не представляет труда и сегодня. Конечно, то была мумия вовсе не фараона, мумификацию производили по более простой технологии, чем это делалось с телами правителей. Вот почему ее состояние и было значительно хуже, чем у любой другой царской мумии.
Ко второй половине 1922 г. доверенные лица Картера загрузили камеру сокровищами, и он перевел свою партию на уже исследованный пять лет назад участок и быстро "нашел" вход в погребение. Такое развитие событий подтверждается тем, что к 1922 г. он полностью сменил весь состав экспедиции, в ней не осталось никого, кто бы знал о результатах раскопок 1917-го. Исключением был только лорд Карнарвон, однако он лишь наездами появлялся в Долине царей и скорее всего во время первого обнаружения гробницы отсутствовал.

Перед тем, как приступить непосредственно к работам в захоронении, Картер вызывает опять-таки находящегося в отъезде Карнарвона, который, судя по всему, даже не подозревал об афере. Всех, участвовавших в раскопках, изумил тот факт, что древние грабители, побывавшие в гробнице, ничего в ней не взяли. К тому же двери, ведущие в первую камеру, они вскрывали дважды, а в погребальную - один раз. Для воров поведение, согласитесь, весьма странное. Между тем эта загадка легко объяснима. Просто люди Картера в уже готовое захоронение добавляли различные предметы. Первую камеру они загружали два раза, а сокровищницу, соединенную с погребальной камерой незапечатанным проходом, - один. Следы же своего проникновения маскировали под следы древних грабителей. Обратим внимание и на то, что некоторые двери не вскрывали, а обходили подземными ходами. Это сделано в тех местах, где действия, связанные с разрушением двери, могли бы повредить предметы, стоящие внутри в непосредственной близости от нее. Иными словами, тем, кто проникал в гробницу, было известно расположение хранившихся там вещей. Более того, псевдодревности доставлялись в район раскопок и прямо в процессе исследований! В пользу такого предположения говорит затея с сооружением узкоколейки. По официальной версии, по ней в сторону Долины царей везли пустую тару, а назад - запакованные ценности. Скорее же всего, часть ящиков уже туда шли гружеными, и их, даже не распаковывая, отправляли обратно. Только для таких челночных рейсов, собственно, и была нужна железная дорога. Иначе как объяснить: количество "ценностей", якобы вывезенных из погребения Тутанхамона, столь велико, что едва ли могло уместиться в помещении площадью всего 80 кв. м?

Становится понятной и загадка колесниц. Они действительно не вошли в двери, и их распилили на куски, но не древние египтяне, а люди Картера с использованием обыкновенных пил. Следы современных инструментов остались и на огромном деревянном ящике, обшитом золотом, в котором хранились многочисленные саркофаги лжефараона. Его из весьма искусно изготовленных фрагментов собирали на месте. Конструкция была столь сложна, что некоторые куски рабочие состыковали неверно и, подгоняя, лупили по ним молотками. Круглые отпечатки слесарных молотков отчетливо видны во многих местах. Теперь ясно, зачем Картер тормозил ход исследований. Он приостанавливал их для того, чтобы лишний раз добавить в еще "неисследованные" камеры дополнительную порцию "бесценных предметов старины". Возникает вопрос: неужели никто из опытных археологов, время от времени привлекавшихся к работам, не догадывался о грандиозной фальсификации?
Здесь мы подходим непосредственно к "проклятию фараона". Конечно, некоторые ученые обратили внимание на многочисленные странности раскопок. Насторожился и лорд Карнарвон. Например, большое удивление могло вызвать у него место, где была обнаружена гробница. Он ведь знал, что Картер обследовал его в 1917 г. и ничего тогда не нашел. По-видимому, английский аристократ догадался о проделках своего помощника, и его попросту убрали - слишком многое было поставлено на карту. Не исключено, что он умер от яда, а не от ранения при бритье. То же можно предположить о судьбе практически всех опытных исследователей, участвовавших в раскопках, которые погибли при таинственных обстоятельствах. Будучи настоящими учеными, они, видимо, начинали сомневаться в подлинности гробницы Тутанхамона, и закоперщику фальсификации приходилось их убирать руками наемных убийц - возможно, связанных с египетскими спецслужбами. Этим и объясняется то, что из изучавших гробницу в живых остался только он, хотя, исходя из "проклятия фараона", как главный осквернитель должен был бы погибнуть первым. Впрочем, и сама легенда о "проклятии" тоже, скорее всего, запущена в оборот им. Благодаря ей ловкий археолог отвлек внимание общественности от действительно странных обстоятельств своей экспедиции.

Результаты раскопок Говарда Картера удовлетворили всех устроителей. Сам он стал египтологом N 1, сравниться с ним может, пожалуй, лишь Генрих Шлиман. К тому же Картер прилично заработал на этом деле. Египетское правительство, субсидировавшее аферу, также в накладе не осталось. Лишь малая толика "сокровищ Тутанхамона" хранится в Каире, большая же часть за баснословные деньги была продана в известнейшие музеи мира, принеся Египту миллионы. А если к этому добавить толпы туристов, привлеченных на берега Нила желанием узреть гробницу Тутанхамона, то афера Картера вполне может стать образцом супервыгодного помещения капитала. Те прибыли, которые получили устроители, безусловно, стоили того, чтобы ради них пойти на несколько убийств.

Ну и в заключение отметим, что возможная фальсификация раскопок захоронения Тутанхамона - пожалуй, не единственный подлог в истории археологии. Так, известный французский археолог Поль Эмиль Ботта, нашедший Ниневию, как-то в частном разговоре признался, что в каждой сделанный им раскоп он перед тем, как его засыпать, бросал безделушку - мраморного слоника, заранее смеясь над теми, кто когда-нибудь откопают фигурку и будут серьезно считать, что нашли историческую ценность. Конечно, проделки француза пустяк по сравнению с махинацией англичанина, тем не менее очень может быть, что, посещая музеи и восторгаясь памятниками древних цивилизаций, мы любуемся предметами, ведущими свою родословную от слоников Ботта.

Татьяна Федотова, Александр Кузнецов

Он был примером настоящего джентльмена, честного и неподкупного, но, будучи вспыльчивым и непреклонным, легко наживал врагов. Если в споре он чувствовал свою правоту, то становился эталоном упрямства, а в многолюдном собрании терялся, не умея поддержать разговор. Судьба прощала ему многие ошибки, ведь в сердце Говарда Картера всегда горела любовь, любовь к делу всей жизни.

Говард рос домашним ребенком, слабым и болезненным. Он воспитывался в многодетной семье и свое будущее представлял однозначно: он станет художником-анималистом, как отец. Но однажды...

Однажды вместе с отцом, Самюэлем Картером, Говард оказался в доме Уильяма Амхерста, друга семьи, члена парламента, увлеченного древней историей. Амхерст был сказочно богат, и его коллекция египетских древностей уступала лишь коллекции, хранившейся в Британском музее. Увидев все эти загадочные вещи, мальчик почувствовал к ним необъяснимую тягу и с тех пор только и мечтал о том, чтобы еще хоть раз посмотреть на удивительные сокровища из Египта. И уже совсем скоро Говарду посчастливилось не только их увидеть, но и тщательно изучать: барон Амхерст порекомендовал юношу профессору-египтологу Перси Ньюберри, который искал талантливого художника для помощи в раскопках. Так начался путь Говарда Картера в древнюю таинственную страну Египет.

Юноша провел все лето и часть осени 1891 года, изучая манускрипты в Британской библиотеке и рисуя экспонаты египетской коллекции, выставленные в Британском музее. И уже в конце осени, попрощавшись с семьей, отправился в Египет. Ему было 17 лет.

В Египте судьба свела его с Уильямом Питри, археологом от Бога. Питри провел на раскопках 75 лет и многое сделал для того, чтобы египтология была признана серьезной наукой. «С помощью археологии мы начинаем понимать тот долг, что стоит перед нами. Сейчас мы находимся только на пороге понимания, — объяснял он Картеру и с сожалением добавлял: — Большинство людей считают археологию приятным времяпровождением». Именно Питри заронил в душу Говарда настоящую любовь к археологии и ввел в круг людей, которые «больше были одержимы истинной любовью к работе, нежели жаждой славы, наград или признания общественности».

Для юноши вроде Картера египтология была не столько тяжелой работой, сколько захватывающим приключением. Он объездил весь Египет, путешествовал по Нилу на лодке, ночевал в палатке и верхом на осле перебирался с одного места раскопок на другое; многие дни питался рисом, чечевицей, помидорами и пшеничными хлебцами («Вкус просто замечательный», — писал он домой). Днем он одевался довольно легко, а вечерами натягивал толстые шерстяные свитера. Живя в Египте, он освоил древнеегипетское письмо и современную арабскую речь.

В 1899 году директор Египетской службы древностей Гастон Масперо пригласил Картера занять должность инспектора. К этому моменту Картер, несмотря на отсутствие специального образования (его всю жизнь потом называли выскочкой и гордецом), зарекомендовал себя как высококлассный профессионал, давно перестав быть только художником при раскопках. На протяжении следующих лет он был самым расторопным инспектором. Картер восстанавливал развалины храмов, построил в Абу Симбеле электростанцию, чтобы освещать вырубленные в скалах гробницы не факелами, от которых росписи на стенах покрывались толстым слоем копоти, и следил за порядком на всей этой территории, предупреждая продолжавшиеся набеги грабителей могил. Именно в это время Говард почувствовал, что может осуществить свою мечту — найти нетронутую гробницу, гробницу Тутанхамона, полумифического фараона, в существование которого мало кто верил. «С самого первого своего посещения Египта в 1891 году я мечтал о раскопках в Долине царей», — вспоминал это время Картер.

Может, так все и продолжалось бы, но однажды вечером 8 января 1905 года в их лагерь вломились несколько пьяных французских туристов, которые сначала потребовали проводника для экскурсии в мастабу (гробницу), а потом затеяли драку с археологами. И естественно, Картер приказал охранникам защитить археологов и сами раскопки. Этот незначительный инцидент перерос в настоящую драму. Взбешенные туристы потребовали от лорда Кромера, главного английского консула в Египте, чтобы Картер официально извинился перед ними, но «упрямый глупец», убежденный в своей правоте, наотрез отказался. Мало того, решил подать в суд, а как иначе? Хулиганы должны быть наказаны! Взбешенный Масперо, хоть и неплохо относился к Картеру, вынужден был под давлением официальных лиц наказать строптивого археолога и назначил его в дельту Нила, в город Танта, представлявший очень небольшой археологический интерес. И уже в октябре того же 1905 года Картер ушел из Египетской службы древностей и стал, как сказали бы сейчас, «свободным художником». Работать гидом и делать рисунки для туристов — вот все, что ему теперь оставалось. И это после успешной карьеры! Из-за своей принципиальности он потерял почти все: любимое дело, стабильный заработок, а главное — мечту найти нетронутую гробницу! Она не давала Картеру покоя. Почему? На подобные вопросы трудно найти логичный ответ. Наверное, если бы все объяснялось логикой, мир так и не увидел бы гробницы Тутанхамона да и многих других прекрасных вещей и поступков...

А что же дальше? Несмотря на все драматические события, Картер продолжал оставаться одним из самых компетентных археологов того времени. И по старой памяти в 1907 году Гастон Масперо порекомендовал его молодому богатому англичанину лорду Карнарвону, которому врачи посоветовали поехать в Египет, так как влажный британский воздух не способствовал его выздоровлению после автомобильной аварии. Лорд был человеком активным и сидеть без дела было не в его правилах — он решил стать археологом. И работа закипела. Наконец-то Картер смог вернуться к делу всей своей жизни. Это были самые трудные, но и самые счастливые годы! Картер и Карнарвон сотрудничали пятнадцать лет, до самой смерти лорда. Лишь в 1914 году они смогли получить разрешение на раскопки в Долине царей, но Первая мировая война помешала начать работу. И только в 1917 году они взялись за дело. К тому времени никто не верил, что в Долине что-то осталось: каждый сантиметр был перекопан, Долина молчала. Так думали все, кроме Картера. Он не думал, а знал, что обязательно найдет Тутанхамона.

Это был последний год, когда лорд Карнарвон согласился финансировать раскопки. Еще бы! Прошло уже пять лет, а результаты никак не могли оправдать затраченных средств, и немалых! Только Картер не переставал верить. И вот 1 ноября 1922 года у основания гробницы Рамсеса VI рабочие обнаружили 16 ступеней, ведущих вниз — и к давнишней мечте Картера.

Вот как вспоминал об этом мгновении сам археолог: «Я полагаю, что большинство археологов не станет скрывать, что они испытывают чувство благоговения, даже замешательства, попадая в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. На мгновение представление о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл... Самый воздух, сохранившийся здесь в течение десятков столетий, был тем же воздухом, которым дышали те, кто нес мумию к месту ее последнего отдохновения. Время исчезло, стертое множеством интимных деталей, и мы чувствовали себя почти святотатцами.

Это было, пожалуй, первым и наиболее сильным ощущением. Но вслед за ним сразу нахлынула целая волна других — счастье открытия... При мысли, что сейчас мы, может быть, перевернем непрочитанную страницу истории или разрешим одну из ее загадок, нас захватила чистая радость исследователей и одновременно — почему бы в этом не признаться? — напряженное ожидание искателей кладов».

Все изменилось 4 ноября 1922 года

После длительных раскопок 16 февраля 1923 года

Говард Картер скончался 2 марта 1939 года

Память о Говарде Картере

Литература

«Царь Луксора» Филиппа Вандерберг.
«Вторая гробница» Филипп Ванденберг

Кинематограф

1980 - «The Curse of King Tut’s Tomb»;

2005 - Второй эпизод «The Curse of Tutankhamun» телесериала «Египет».

2016 - Мини-сериал «Тутанхамон». В нем допущена художественная вольность - персонажей Картера и Эвелин Карнарвон связывают романтические чувства.

Семья Говарда Картера

Отец - Самуэль Джон Картер, художник.
Мать - Марта Джойс Картер.

02.03.1939

Говард Картер
Howard Carter

Британский Археолог

Новости и события

Найден каменный саркофаг фараона Тутанхамона

Гробница Тутанхамона в Долине Царей, одна из немногих практически не разграбленных гробниц, ее обнаружили 16 февраля 1923 года египтолог Говард Картер и археолог-любитель лорд Джордж Карнарвон. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также 110,4 килограммовый инкрустированный бирюзой саркофаг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

Обнаружена гробница фараона Тутанхамона в Египте

Тутанхамон - фараон XVIII династии египетских фараонов, правивший в 1347-1337 годах до нашей эры. Он стал одним из самых известных фараонов и настоящим символом древнеегипетской цивилизации благодаря открытию его гробницы, единственной почти не разграбленной египетской царской усыпальницы. Вход в гробницу был открыт 4 ноября 1922 года.

Британский археолог и египтолог. Известен тем, что в 1922 году в Долине Царей близ Луксора открыл гробницу фараона Тутанхамона, признанное одним из наиболее известных событий в египтологии. Почетный доктор Йельского университета. Член Королевской академии истории.

Говард Картер родился 9 мая 1873 года в графстве Норфолк, Великобритания. Мальчик являлся самым младшим из восьми детей в семье художника Самуила Картера и Марты Картер. Ребенок часто болел, поэтому его отправили жить к тетям в Норфолк, где проходил домашнее обучение.

Британцы оккупировали Египет в конце XIX века. В этот период у общества появился интерес к этой Стране, изучению древнего Египта. Многие выдающиеся британские ученые и археологи активно занимались раскопками древних мест. В возрасте восемнадцати лет Говард решил также заняться археологией и вступил в Британскую организацию археологических исследований Египта. Участвовал в нескольких археологических экспедициях в Египте, с которыми сделал первое научное открытие: обнаружил храм Хатшепсут.

С 1899 года на протяжении шести лет Картер являлся генеральным инспектором Египетского отдела древностей. В этот период Говард инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса, получившего разрешение египетского правительства проводить раскопки в Долине Царей. Дэвис и Картер обнаружили целый ряд усыпальниц знаменитых фараонов Нового царства, в частности, гробницы царицы Хатшепсут, Тутмоса IV, Хоремхеба, Рамсеса Саптаха, а также саркофаг с останками, отождествленными с мумией «фараона-еретика» Эхнатона.

В 1906 году Говард Картер познакомился с археологом-любителем лордом Карнавоном, который дал деньги на исследовательские раскопки в Долине царей. Почти все гробницы к тому времени уже оказались разграблены. К раскопкам партнеры приступили в 1914 году. Они открыли гробницы Аменхотепа I и других царей, но, к сожалению вынуждены были прервать свою деятельность в связи с началом Первой мировой войны.

Тандем Картера и Карнарвона вскоре стал всемирно знаменитым: азартный Карнарвон нашел храброго, практичного и самоотверженного профессионала, идеально подходящего для реализации идеи, которой являлся одержим лорд: находки гробницы неизвестного до тех пор эфемерного фараона конца XVIII династии - Тутанхамона. Научное сообщество скептически отнеслось к изысканиям Картера и Карнарвона, а вскоре и сам лорд утратил интерес к неудачным раскопкам.

Все изменилось 4 ноября 1922 года , когда Картер обнаружил засыпанный вход в гробницу обозначенную как «KV62», причем печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Строители усыпальницы фараона XX династии Рамсеса VI, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняло ее относительную сохранность.

Картер, его помощник Артур Каллендер, лорд Карнарвон и леди Эвелин 26 ноября 1922 года проникли в камеру, став первыми современными людьми, вошедшими туда. Каллендер осветил электрической лампой нагромождение погребальных предметов. Они также нашли два запечатанных прохода, включая тот, что вел к погребальной камере. Согласно дневнику сводного брата лорда Карнарвона Мервина, Герберта, первой ступила внутрь леди Эвелин, будучи некрупной в сравнении с другими участниками великого события.

После длительных раскопок 16 февраля 1923 года Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы «Золотой чертог», где находился саркофаг фараона. Среди погребенных с ним утвари и прочих предметов обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния Амарнского периода. Гробница юноши-царя, остававшаяся запечатанной более трех тысяч лет, оказалась практически не тронута расхитителями гробниц и содержала более трех с половиной тысяч предметов искусства, большая часть которых находится ныне в Каирском музее Египта. Самым прославленным экспонатом музея считается найденная в той же гробнице посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.

Открытие гробницы малоизвестного преемника знаменитого Эхнатона освещалось в средствах массовой информации как самое значительное открытие в истории египтологии и, возможно, археологии вообще. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда еще практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновленного интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире. За свое открытие археолог удостоился высшей награды Египта: ордена Нила.

Лорд Карнавон умер менее чем через два месяца после совершенного открытия, и его смерть стала началом мистификаций вокруг гробницы Тутанхамона, слухов о «проклятии фараона», от которого умерли 22 участника раскопок.

В последующие годы пресса подогревала слухи о «проклятии фараонов», якобы приведшего к гибели первооткрывателей гробницы, насчитывая до 22 «жертв проклятия», 13 из которых присутствовали при вскрытии гробницы. Лорд Джордж Карнарвон, финансировавший раскопки, умер 5 апреля 1923 года в каирской гостинице «Континенталь» от воспаления легких.

Однако факты свидетельствуют о том, что доказательства «проклятия» были подогнаны для достижения газетной сенсации: абсолютное большинство участников экспедиции Картера достигли преклонного возраста, а средняя продолжительность их жизни составляет 74,4 года.

После возвращения из Египта в Лондон Говард провел свои последние годы, работая коллекционером в различных музеях. Также, совершил поездку по Соединенным Штатам Америки, читая захватывающие лекции о Египте и Короле Тутанхамоне.

Говард Картер скончался 2 марта 1939 года от лимфомы Ходжкина в Лондоне в возрасте 64 лет. Похоронен великий ученый-египтолог на лондонском кладбище Путни-Вейл.

Память о Говарде Картере

Несмотря на то что со дня, когда Говард Картер нашёл могилу Тутанхамона, прошло почти столетие, интерес к открытию этого английского археолога не угас. Об этом свидетельствуют бесконечные очереди на выставки экспонатов из знаменитой гробницы, периодически проводимые в крупнейших музеях мира. Это и неудивительно, так как речь идёт о самой значительной находке из всех, сделанных когда-либо в Египте.

Говард Картер, биография будущего учёного

В 1874 году в многодетной семье известного в то время английского художника-анималиста Самуэля Картера, проживавшего в графстве Норфолк, родился сын, которому дали имя Говард. Когда ребёнок подрос, отец приложил все силы, чтобы дать ему домашнее образование, позволяющее занять достойное место в обществе. Обнаружив у сына способности к рисованию, Самуэль постарался привить ему навыки в этом искусстве.

Благодаря связям отца в научном мире, семнадцатилетний Говард Картер впервые принял участие в археологической экспедиции, отправившейся в Египет под руководством ведущего египтолога того времени Флиндерса Петри. На него были возложены обязанности рисовальщика, что позволило молодому человеку вплотную соприкасаться с предметами давно ушедших эпох, и ощутить волнующее чувство открытия. Эта поездка явилась и прекрасной школой для будущего археолога.

Начало научной карьеры

С тех пор жизнь Картера была полностью посвящена изучению древностей, скрытых в песках долины Нила. Через два года после своего научного дебюта в экспедиции Петри он становится участником очередного крупного проекта, реализуемого Фондом египетской археологии. Это были исследовательские работы, проводимые в террасном поминальном на западе Фив. Именно они принесли молодому учёному первую славу.

Известность, приобретённая им в научных кругах, позволила Картеру в 1899 году занять вполне солидное место в обществе, став генеральным инспектором Египетского отдела древностей. К этому периоду относится целый ряд сделанных им открытий, среди которых самым известным можно назвать гробницу Сен-Нефа в Курне.

Столь высокий пост он занимал вплоть до 1905 года, когда был вынужден подать в отставку ― по одной версии в результате конфликта с одним из влиятельных представителей прессы, по другой, после того, как лихо усмирил компанию пьяных французов, устроивших дебош на территории одного из исторических комплексов. Прервав свою административную деятельность, археолог Говард Картер не прекращает научные изыскания и занимается живописью.

Начало сотрудничества с лордом Карнарвоном

В новом, 1906 году произошло событие, во многом определившее дальнейшую судьбу Картера и предопределившее главное открытие его жизни. На одном из заседаний Британского научного общества Говарда представили археологу-любителю и коллекционеру предметов древности лорду Карнарвону, ставшему на долгие годы его другом и спонсором.

Официальное разрешение на проведение раскопок новые друзья получили лишь в 1919 году, когда закончился срок концессии прежнего производителя научных изысканий в этом районе Т. Девиса. К этому времени в Долине дев успели покопаться несколько поколений археологов, и считалось, что её ресурсы полностью исчерпаны. Однако доводы скептиков не убедили Картера. Подробное изучение долины показывало, что в ней ещё оставалось достаточно мест, не тронутых учёными. Это были в основном участки, покрытые слоем щебня, оставшегося после прежних раскопок.

Научные гипотезы Картера

Сопоставив находки прежних мумий, обнаруженных в Долине дев, с информацией о возможных здесь захоронениях, которой располагали учёные, Говард Картер пришёл к выводу, что в земле остаётся ещё одна мумия, ненайденная и, судя по всему, представляющая наибольший интерес для учёных. Как астроном, прежде чем обнаружить телескопом новую звезду, теоретически на бумаге доказывает её существование, так и Картер на основе ранее накопленных знаний пришёл к убеждению в существовании здесь неизвестной гробницы. Проще говоря, прежде чем найти могилу Тутанхамона, Картер её вычислил.

Однако чтобы рассуждения, пусть даже самые убедительные, превратились в реально ощутимые плоды, предстояло проделать огромную работу, причём выполнял её главным образом Картер. Его компаньон ограничивался общим контролем за проводимыми раскопками, и финансированием их. Нужно отдать ему должное - без его денег, как и без энергии Картера, мир ещё долго не увидел бы сокровищ Тутанхамона.

Начало практической деятельности

Добавила сложности учёным и начавшаяся вскоре Первая мировая война. Раскопки в этот период хоть и проводились, но эпизодически и с большими перерывами. Как человек военнообязанный, Картер не мог посвящать всё своё время любимому делу. Большую помеху работам в годы войны создавали активизировавшие свои действия грабители могил. Пользуясь тем, что из-за военных действий государство ослабило контроль за сохранностью памятников древности, они бесцеремонно хозяйничали в них, создавая угрозу жизни и безопасности исследователей.

Только в 1917 году удалось приступить к очистке дна Долины дев от слоёв щебня, накопившихся здесь за многовековой период. Для проведения раскопок выбрали участок, ограниченный тремя гробницами: Рамсеса II, Рамсеса VI и Мернепта. В течение последующих четырёх лет работы, проводившиеся с большим напряжением и потребовавшие много тысяч фунтов стерлингов, не принесли сколько-нибудь ощутимых результатов.

Последняя попытка

Неудачи, преследовавшие археологов течение последних лет, привели лорда Карнарвона в отчаяние. Пригласив компаньона летом 1922 года в своё родовое имение, он объявил ему о намерении закончить работы, не сулившие, как видно, ничего, кроме расходов. Только горячая убеждённость Картера смогла уберечь Карнарвона от малодушного поступка и убедить его продлить концессию ещё на один сезон.

В конце октября 1922 года Говард Картер (фото того периода представлено в начале статьи) возобновил работы. Чтобы полностью очистить дно Долины дев, предстояло удалить остатки хижин рабочих, трудившихся здесь в древности над возведением гробницы Рамсеса VI. Их фундаменты выступали из песка на значительной территории. Эта работа заняла несколько дней, но как только была завершена, на месте одной из построек были обнаружены каменные ступени, уходящие вглубь земли и, как видно, никогда прежде не затронутые раскопками.

Таинственная лестница

Всё говорило о том, что перед ними вход в какое-то ранее неизвестное захоронение. В предвкушении удачи работать продолжили с удвоенной энергией. Вскоре, расчистив всю верхнюю часть лестницы, археологи оказались перед замурованным входом в гробницу. Картер увидел, что на обмазке двери ясно просматривались рельефные печати, изображавшие богов бальзамирования в облике шакалов, а также связанных пленников, что являлось знаком царских захоронений.

Любопытно отметить, что в прежние годы Картер дважды был рядом с этой таинственной дверью, но оба раза упускал свой шанс. Впервые это произошло, когда он в составе экспедиции Т. Девиса проводил здесь раскопки, и тот, не желая возиться с остатками каменных хижин, приказал перенести работы в другое место. В следующий раз это произошло, когда пять лет назад уже сам Картер не захотел их сносить, так как лишил бы тем самым туристов возможности фотографироваться у этих живописных руин.

Первая радость открытия

Оказавшись у таинственный двери с нетронутыми печатями, Картер пробил в ней небольшое отверстие и, просунув внутрь фонарь, убедился в том, что проход засыпан многовековым слоем щебня и мусора. Это доказывало, что здесь не сумели побывать грабители, и, возможно, усыпальница предстанет перед ними в своём первозданном виде.

Несмотря на все нахлынувшие чувства ― радость находки, нетерпение проникнуть внутрь и ощущение близости открытия, - Картер поступил так, как требовало от него воспитание истинного английского джентльмена. Поскольку его компаньон лорд Карнарвон находился в тот момент в Англии, Говард Картер не посмел проникнуть в гробницу без того, кто финансировал все эти годы проведение работ. Он приказал вновь засыпать вход в гробницу, а в Англию отправил срочную телеграмму, в которой сообщал своему другу о долгожданной находке.

В ожидании лорда Карнарвона

Слух об открытии неизвестного ранее захоронения быстро разнёсся по округе и породил проблему, которую до приезда лорда должен был в одиночку решать сам Говард Картер. Гробница ― это место, где находится не только мумия, но и сокровища, погребённые с ней. Естественно, что подобные ценности становятся приманкой для грабителей, способных ради обладания ими на любое преступление. Поэтому со всей остротой встал вопрос, как уберечь драгоценности и самих себя от нежелательных визитёров. С этой целью лестницу, ведущую к двери, не только засыпали, но завалили сверху тяжёлыми каменными обломками, а рядом выставили круглосуточную охрану.

Наконец 23 ноября прибыл лорд Карнарвон, и в его присутствии лестница была вновь освобождена от щебня. Ещё через два дня, когда все приготовления были завершены, а печати, находившиеся на двери, зарисованы и сфотографированы, приступили к разборке замурованного входа в гробницу. К этому моменту стало очевидным, что свершилось то, о чём долгие годы мечтал Говард Картер ― была перед ним. Об этом свидетельствовала надпись на одной из печатей.

Вторая дверь, которую обнаружил Говард Картер

Тутанхамон из мечтаний становился реальностью. До него оставалось всего несколько шагов. Когда преграда на их пути была удалена, в свете фонарей исследователи увидели наклонный узкий коридор, также загромождённый щебнем и ведущий непосредственно к погребальной камере. Арабы, нанятые для проведения раскопок, освободили его, вынося грунт в плетёных корзинах. Наконец настал главный момент. Утром 26 ноября археологи стояли перед второй дверью, также сохранившей на себе древние печати Тутанхамона.

Когда последняя корзина щебня была вынесена, Картер проделал в верхней части двери отверстие, позволившее просунуть в него щуп. Проверка показала, что пространство за дверью полностью свободно. Воспользовавшись фонарём, Картер заглянул внутрь. То, что он увидел, превосходило все ожидания. Перед ним открылась комната, похожая на музейный зал. Она была наполнена самыми удивительными предметами, многие из которых учёные увидели впервые.

Сокровищница Тутанхамона

Прежде всего в глаза изумлённому археологу бросились три массивных золотых ложа, тускло блестевших в свете фонаря. За ними были видны чёрные, выполненные в полный рост фигуры фараона, украшенные золотой отделкой. Всё остальное пространство комнаты было заполнено всевозможными сундуками, полными драгоценностей, тончайшей работы алебастровыми вазами и различными украшениями из золота и драгоценных камней. В этой сокровищнице не хватало только одного ― в ней не было ни саркофагов, ни мумии того, кому принадлежали все эти богатства.

На следующей день в гробницу было проведено электричество, и при его освещении вскрыта вторая дверь. Теперь учёным предстояла серьёзная и кропотливая работа ― все предметы, находящиеся за ней, должны были быть сфотографированы, зарисованы, а их расположение точно указано на плане комнаты. Очень скоро выяснилось, что под одним из двух лож скрыт потайной вход в ещё одну небольшую боковую комнату, также наполненную драгоценными предметами.

Работа с найденными в гробнице предметами

Всё то, что открыл Говард Картер, требовало научной обработки и систематизации. Поэтому после того как 29 ноября 1922 года в присутствии официальных лиц совершилось торжественное открытие гробницы, для работы с обнаруженными в ней экспонатами были приглашены ведущие специалисты из многих научных центров мира. В Долину дев съехались известные археологи, эпиграфисты, химики-реставраторы, художники и фотографы.

Лишь через три месяца, когда все найденные предметы были с соответствующими предосторожностями вынесены из гробницы, приступили к вскрытию третьей, обнаруженной в процессе работы двери. Когда она была разобрана, за ней оказалось то, что и предполагал Говард Картер ― гробница Тутанхамона, а точнее говоря, его погребальный покой.

Мумия, которой три тысячи лет

Почти весь объем помещения занимал позолоченный ковчег длиной 5,08 метра, шириной 3,3 метра и высотой 2,75 метра. Внутри его, как матрёшки, находились один в другом ещё три ковчега меньших размеров. Когда исследователи аккуратно разобрали их, и вынесли наружу, их взорам представился кварцитовый саркофаг. После того как его крышка была поднята, внутри увидели антропоидный (выполненный в форме человеческой фигуры) гроб, покрытый позолотой. Его крышка изображала самого Тутанхамона, лежащего со скрещёнными руками.

Внутри него находились ещё два таких же гроба, точно подогнанных один к другому, так, что разъединить их представляло большую сложность. Когда со всеми предосторожностями они были извлечены, в последнем из них обнаружили обёрнутую пеленами мумию самого более трёх тысяч лет назад. Его лицо покрывала золотая маска, выполненная с необыкновенным совершенством и весившая девять килограмм.

То, что сделал Говард Картер, признаётся величайшим открытием за всю историю археологии. Правитель Египта, умерший в молодом возрасте и покоившийся в открытой ученым гробнице, сразу стал объектом внимания миллионов людей. Всемирную известность приобрёл и сам Говард Картер. Вклад в изучение истории Древнего Египта, внесённый им, был столь велик, что позволил совершенно по-новому составить картину погребальных ритуалов периода Среднего царства.



mob_info