Преподобный Павел Препростый, Варсонофий еп. Тверской Гурий и Герман архиеп. Казанские, Прп. Евдокия. Храм владимирской иконы божией матери

(Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567, Москва), свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский. Основными источниками сведений о жизни святого являются офиц. летописи, акты, казанский летописец Иосифа Крылова (БАН. 24.5.32), волоколамский летописчик Игнатия Зайцева (РГБ. Волок. № 362), Житие митр. сщмч. Филиппа (Колычева) , Житие святителей Гурия (Руготина) Казанского и Варсонофия Тверского, написанное Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси), «История о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского , Житие Г.

По словам кн. Курбского, Г. был «светла рода человек, яже Полевы нарицаются, та шляхта по отчине» (Стб. 318). Полевы вели свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля - потомка смоленских князей. Княжеский титул потерял Ф. Д. Полев, прапрадед Г., поступивший на службу к волоцкому кн. Борису Васильевичу. Полевы имели вотчины в Волоцком у., были связаны с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рем , принимали там постриг, в мон-ре находилась их родовая усыпальница. (Ни отец Г., ни он сам не отмечены ни в одной родословной Полевых - Шокарев . С. 18-19.)

Г. был сыном Садыря (в Крещении Федора) Полева, имевшего вотчины в Волоцком у. Ф. И. Полев упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифову Волоколамскому мон-рю в 1526/27 г. В 1530/31 г. он пожертвовал Волоцкому мон-рю дер. Редькино (АФЗХ. Т. 2. С. 95, 110-114) и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Занимал в мон-ре должности келаря (1544/45-1546/47), казначея (1547/48 и 1552/53), в 1553/54-1554/55 гг. был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок. В 1553 г. старец Филофей возглавил суд над Матвеем Башкиным . В 1561 г. отец Г. при невыясненных обстоятельствах был зарезан.

Г. Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре, где занимался перепиской книг под рук. св. Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 гг. известны 3 рукописи, созданные Г.: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая Г. печатная Псалтирь (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 27, 44, 57, 65, 67, 165). В нач. 1551 г. Г. был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы в устье р. Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого мон-ря 1607 г. перечисляет многочисленные вклады Г. в обитель - «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца... да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные... да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение... да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мч. Мины, серебряный крест-мощевик (Описные книги Старицкого Успенского мон-ря. С. 19). Вероятно, во время процесса над Башкиным Г. был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь. Там Г. остался, в 1554 г. являлся казначеем (Книга ключей. С. 46, 51), в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 гг. принимал участие в поземельных сделках мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. № 236, 246, 247, 252).

3 февр. 1555 г. Г. стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , в Казань прибыл вместе с архиеп. Казанским св. Гурием и архим. св. Варсонофием (впосл. епископ Тверской). Г. активно занимался миссионерской деятельностью, к-рая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (св. Варсонофию было поручено христ. просвещение левобережной стороны с Казанью). В Свияжском мон-ре приняли Крещение тысячи местных жителей - чувашей и татар. В 1557 г., когда производилась раздача земель, покинутых жителями во время Казанской войны (1552-1557), Г. добился выделения мон-рю больших массивов земель в Свияжском и Казанском уездах, эти земли уже при Г. стали осваиваться. Свияжский мон-рь стал крупнейшим в крае, к времени секуляризации церковных имуществ (1764) на землях, полученных обителью при Г., находилось ок. 60 сел и деревень, жило более 8 тыс. ревизских душ. При Г. в обители были воздвигнуты каменные храмы: во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (освящен 6 янв. 1556), собор в честь Успения Пресв. Богородицы (освящен 12 сент. 1558), к-рый во время настоятельства Г. был расписан фресками. Согласно писцовой книге 1568 г., б-ка Свияжской обители насчитывала до 152 книг, из к-рых 8 были пергаменными. При Г. в Казани было основано подворье Свияжского мон-ря, превратившееся к кон. XVI в. в самостоятельный казанский во имя св . Иоанна Предтечи муж. мон-рь . Свт. Гурий поручил свияжскому архимандриту все сельские церковные причты Свияжского у., а мон-рь освободил от своего суда.

После смерти свт. Гурия Г. 12 марта 1564 г. был избран архиепископом Казанским. Согласно Житию святителей Гурия и Варсонофия, Г. «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев». В Казани святитель провел не более 2 лет. В это время он ввел общежитие в Зилантовой пуст. (см. Зилантов казанский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), что дало возможность увеличить число ее братии. Более года Г. провел в Москве, где и скончался. Последние упоминания святителя в документах относятся к весне-лету 1566 и нач. 1567 г. 12 апр. 1566 г. он поручился за кн. М. И. Воротынского (СГГД. Ч. 1. № 189). В воскресенье 9 июня того же года архиепископы Пимен Новгородский и Г. вместе с Ростовским еп. Никандром служили соборно литургию в московском Успенском соборе (СбРИО. 1892. Т. 71. С. 364 (№ 16)). 2 июля 1566 г. Г. подписал приговорную грамоту Земского собора о продолжении войны с Литвой (ПСРЛ. Т. 13. С. 402; Т. 29. С. 350; Антонов . С. 172, 180), назван в летописи под 25 июля среди участников освященного Собора, избравшего митрополитом Филиппа (Колычева) (ПСРЛ. Т. 13. С. 403; Т. 29. С. 351). (На грамоте Земского собора подписи Новгородского архиеп. Пимена и Г. сделаны сходными почерками (воспроизведены: Калугин В . В . Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теоретич. взгляды и лит. техника древнерус. писателя). М., 1998. С. 19), на приговоре об избрании митрополита подпись Г. (как и Суздальского еп. Елевферия) отсутствует (СГГД. Ч. 1. № 193).) Под 1566/67 (7075) г. Г. как епархиальный архиерей упоминается в писцовой книге Казани при описании владений архиерейского дома (Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. С. 65-70).

Обстоятельства кончины святителя источники излагают по-разному. Согласно Курбскому, после оставления кафедры митр. Афанасием (19 мая 1566) и до возведения на нее сщмч. Филиппа (25 июля 1566) Г. «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же, аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него (царя.- Авт .), яко и соборне, принужден к сему». Ок. 2 дней Г. провел «на митрополичье дворе», где имел беседу с царем Иоанном IV Васильевичем , во время к-рой святитель убеждал царя обратиться к праведной жизни. Через 2 дня Г. был найден «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его (царя.- Авт .), овы же ядом смертоносным уморенна» (Курбский . Стб. 317-318). Согласно рассказу Курбского, Г. был убит между 19 мая и 25 июля 1566 г., чему противоречат документы, свидетельствующие, что архиерей был жив в нач. 1567 г. Информация Курбского о том, что смерть Г. была насильственной, подтверждается Житием сщмч. Филиппа, согласно к-рому Г. был единственным из архиереев, кто выступили в поддержку митрополита против введения опричнины , убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника.Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, к-рый 2 ударами топора отсек ему голову. Переоблачение мощей святителя в 1888 г., когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие мощей Г., имевшее место летом 1922 г., отчасти подтвердили достоверность сведений, приведенных в Житии сщмч. Филиппа: в описании мощей Г. отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» (Тверской Патерик. С. 105). Однако рассказ Жития митр. Филиппа также создает хронологические сложности, т. к., по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митр. Филиппом начался в марте 1568 г., т. е. после кончины Г. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Г. опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия, Г. скончался 6 нояб. 1567 г. от морового поветрия. 2 февр. 1568 г. Казанским архиепископом стал Лаврентий.

Г. был похоронен архимандритом Свияжского мон-ря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского мон-ря Иеремией 6 (по др. сведениям, 14) нояб. 1567 г., согласно завещанию святителя, в московской ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Китай-городе в Зарядье. В 1591 г. в результате перестройки храма были обретены мощи Г., от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митр. Ермогена царь Феодор Иоаннович и патриарх Московский и всея Руси свт. Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский мон-рь. Торжественная встреча святыни в мон-ре Казанским митрополитом, братией мон-ря и горожанами состоялась 25 сент. 1592 г. В тот же день митр. Ермоген совершил отпевание Г. архиерейским чином, мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны. Характеристику Г. дал в своем сочинении кн. Курбский: «Бе он яко тела великого муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистинну святаго жительства, и священных писаней последователь, и ревнитель по Бозе, и в трудех духовных мног». По словам Курбского, Г. был «отчасти причастен» учению прп. Максима Грека и был «человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и велик помошник был в напастех и в бедах обьятым, тако же и ко убогим милостив зело» (Курбский . Стб. 318- 319).

Житие и служба Г. с чудесами и надгробным словом написаны мон. Иоанном между 1657 и 1672 гг. по благословению и со слов Казанского митр. Лаврентия на основе Житий сщмч. Филиппа и свт. Гурия. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митр. Лаврентия об исцелении его по молитвам к Г. Житие Г. малоинформативно, в нем святитель особо прославляется как основатель и настоятель Свияжского мон-ря. В 1696 г. Казанский митр. Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Г., к-рые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска частица. 23 июня 1714 г. по благословению Казанского митр. Тихона (Воинова) мощи Г. были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 г. В память об этом перенесении тогда же был установлен праздник 23 июня, составлена служба. В 1842 г. мощи переложили в новоустроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, в 1888 г. на главу святителя была возложена новая митра. Поскольку в результате данного переоблачения стали очевидны следы насильственной кончины святителя, настоятель Свияжского мон-ря архим. Вениамин исправил службу Г. и написал акафист, в к-ром святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод своим определением 25 окт. 1889 г. не разрешил публикацию этих текстов. Результаты осмотра мощей отразились в утвержденном архим. Вениамином Житии Г., автором к-рого является П. В. Знаменский (Каз., 1894). К нач. XX в. в Свияжском мон-ре существовала небольшая келья Г. под колокольней, при гробнице святителя хранились иглы, нитки, наперсток, к-рыми он пользовался в келейных занятиях.

Г. было посвящено неск. храмов, преимущественно в Казанской епархии: во имя Г. были освящены храмы в Свияжском мон-ре и на колокольне казанского Благовещенского собора, 4 придела в приходских храмах Свияжского у. Во имя святителей Гурия, Г. и Варсонофия были освящены церкви в казанской Суконной слободе и в татаро-крещенской школе, приписанной к казанскому Спасо-Преображенскому мон-рю, а также в ряде сел Казанской губ. В Тверской епархии во имя Г. был устроен придел в Троицком соборе старицкого Успенского мон-ря, в селижаровском Свято-Троицком мон-ре действовала ц. во имя Гурия, Г. и Варсонофия. В наст. время в Казанской епархии имеются 2 церкви во имя святителей Гурия, Варсонофия и Г.

В 1918 г. Свияжский мон-рь был закрыт. Летом 1922 г. состоялось вскрытие мощей Г. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в к-рой сохранялась до 1929 г. Впосл. святыня была утрачена. Сохранилась частица мощей, перенесенная в 1849 г. в казанский Иоанно-Предтеченский мон-рь. По-видимому, с 30-х гг. XX в. (после окончательного упразднения Иоанно-Предтеченского мон-ря в 1929) эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев, была обретена в 2000 г. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском мон-ре, другая - в Успенском соборе Свияжского мон-ря.

Ист.: СГГД. М., 1813. Т. 1. (№ 189). С. 545- 556 (№ 192), 557 (№ 193); ДРВ. Продолж. Ч. 5. С. 241; Платон (Любарский), еп . Сб. древностей Казанской епархии… сост. в 1782 г. Каз., 1868. С. 63 [Житие святителей Гурия и Варсонофия, написанное сщмч. Ермогеном]; Артемьев А . Историч. рукописи б-ки имп. Казанского ун-та // ЖМНП. 1854. Кн. 83. № 7. Отд. 3. С. 10, 11 [Писцовая книга Свияжска]; Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; Курбский А . М . История о великом князе Московском // Соч. СПб., 1914. Т. 1. Стб. 317-319. (РИБ; Т. 31); Список с писцовой и межевой книги г. Свияжска. Каз., 1909; Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115 (1607) г. Старица, 1911. С. 19, 59-60; Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. / Под ред. М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина. М., 1948. С. 46, 51; АФЗХ. Ч. 2. № 236, 246, 247, 252; Каштанов С . М . Возникновение рус. землевладения в Казанском крае: (Док-ты) // УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1973. Вып. 116. С. 3-35; ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 382, 402, 403; М., 1965. Т. 29. С. 333, 350, 351; Антонов А . В . Приговорная грамота 1566 г. // РД. 2004. Сб. 10. С. 172, 180.

Лит.: Елисеев Г . З . Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцов. Каз., 1847. С. 30-47, 72-88; Филарет (Гумилевский) . РСв. Нояб. Чернигов, 18652. С. 335- 342; Леонид (Кавелин) . Св. Русь. С. 200; [Знаменский П . В .] Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894; Азлецкий П . В . Описание Иоанно-Предтеченского муж. мон-ря в г. Казани. Каз., 1898. С. 4-5, 10-12; Голубинский . Канонизация святых. С. 119; Крылов И . П . Материалы по истории г. Старица. Старица, 1904. Вып. 1; Покровский И . М . Гермоген, митр. Казанский // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Каз., 1907. Т. 23. Вып. 3; он же . Казанский архиерейский дом, его средства и штаты. Каз., 1906. С. 41-43, 123-129; Яблоков А . П ., прот . Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906. С. 13-14, 31, 35, 69-83; он же . Город Свияжск Казанской губ. и его святыни. Каз., 1907. С. 105-120; Тверской патерик: Кр. сведения о Тверских местно чтимых святых. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 101-109; Зимин А . А . И. С. Пересветов и его современники: (Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в.). M., 1958. С. 173; он же . Крупная феодальная вотчина. М., 1977 (по указ.); он же . Опричнина. М., 20012. С. 157- 159, 161- 162, 165, 349, 351, 353; Каштанов С . М . К истории феодального землевладения в Свияжском у. в 70-х гг. XVI в. // УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1978. Вып. 184. С. 132-142; Дмитриева Р . П . Герман Полев // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 152- 153; Прохоров Г . М . Иоанн // Там же. Ч. 2. С. 59-60; Ульяновский В . И . Россия в начале Смуты: Очерки соц.-полит. истории и источниковедения. К., 1993. Ч. 2. С. 121, 125, 132- 133. Примеч. 40; Шокарев С . Ю . Полевы: Потомки боярина Александра Поля // История моск. боярства XIV-XVII вв.: Тез. докл. науч. конф. Нояб., 1997. М., 1997. С. 16-20; Колобков В . А . Митр. Филипп и становление моск. самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб., 2004. С. 110- 111, 116- 117, 123, 124, 125, 126, 130, 131, 132, 216, 241, 242, 260, 261, 267, 268.

К. Ю. Ерусалимский, Е. В. Липаков

Иконография

Г. изображается как святитель в фелони и омофоре; борода небольшая: «Рус, брада Никиты мученика, в шапке, ризы святительския» (Большаков . Подлинник иконописный. С. 46), «… власы на главе с ушей свились, ризы святительския с омофором, на главе шапка, яже есть митра архиерейская, в руках Евангелие» (Филимонов . Иконописный подлинник. С. 38). Иконописные подлинники под 6 нояб. отмечают, что образ Г., так же как и святителей Гурия и Варсонофия, «типом русский... высокого роста, с небольшой, продолговатой, русой, с малой проседью бородой; лицом худ; в фелони, омофоре и митре, на груди крест» (Фартусов . Руководство к писанию икон. С. 68). В миниатюрах лицевых Житий святителей Гурия и Варсонофия Г.- «первоначальник… в граде Свияжске обители», отправившийся на миссионерское служение в сане архимандрита, представлен в фелони и монашеском клобуке.

Иконы Г. как местночтимого святого появились в свияжском Успенском мон-ре, по-видимому, уже в кон. XVI в. В монастырской описи 1614 г. зафиксированы 2 местные иконы в Успенском соборе у св. мощей Г., находившихся в «полатке каменной» в юж. алтарной части собора: прп. Григория Декаполита (небесного покровителя Г. по мирскому имени) с Г. и свт. Гурия Казанского с Г., на обеих - святые в молении образу Богоматери «Знамение» в небесном сегменте (Опись свияжского Богородицкого муж. мон-ря 1614 г. Каз., 1892. С. 15 (отд. отт. из: Изв. по Казанской еп. 1892. № 17-18)).

В кон. XVII в., когда почитание святого стало общерусским (в 1695 его нетленные останки были переложены в новую, липовую, обложенную серебром раку), иконография Г. получила дальнейшее развитие. Видимо, к XVII в. относилась пядничная икона Г. из ризницы Казанского собора в Москве, к-рая к 1771 г. была уже «ветхой» (Опись церковной утвари и ризницы моск. Казанского собора 1771 г. // Культура средневек. Москвы: XVII в. / Публ., вступ. ст.: С. А. Смирнов. М., 1999. С. 405). На прориси кон. XVII в. (ГИМ) с подписью «образецъ Максимовъ» Казанские святители Гурий, Г. и Варсонофий - в фелонях, омофорах, невысоких митрах, с Евангелиями, в молении Спасителю; Г.- с короткой бородой, двуперстно благословляет, держит Евангелие на покровенной руке. Подобные иконы бытовали, очевидно, достаточно широко: напр., в местном ряду иконостаса Никольской ц. Свияжского мон-ря (Яблоков . С. 60), в Благовещенской ц., «что на верхнем посаде за Дмитриевскими [Кремлевскими] воротами» Н. Новгорода (Макарий (Миролюбов) , архим . Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 91). В кон. XVII - нач. XVIII в. получили распространение иконы др. извода - святители Гурий, Г. и Варсонофий с видом Казанского кремля (ПЭ. Т. 6. С. 670-672): Г. изображен 2-м, за свт. Гурием. На раме от Тихвинской иконы Божией Матери нач. XVIII в. из Троицкой ц. Свияжска с избранными святыми, Московскими и Казанскими святителями (ГМИИРТ), на нижнем поле слева помещен фронтально образ Г., далее - святителей Гурия и Варсонофия (в соответствии с иконописным подлинником Г. и свт. Гурий выше свт. Варсонофия).Яблоков . С. 80-81). С 70-х гг. XVIII в. крестный ход с чудотворной иконой Г. совершался по уездным городам и селам Казанской, Симбирской и Самарской епархий, от иконы совершались исцеления (Викентий, иером . Свияжский Богородицкий Успенский мон-рь Казанской еп. Каз., 1905. С. 27, 30-32). Икона Казанских святителей 1709 г. была послана митр. Тихоном переселенцам из Казани в Таганрог, на ее обороте была сделана об этом пространная надпись ([Димитрий (Самбикин), архим .] . Указатель храмовых празднеств Воронежской еп. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 170-173).

В Свияжском мон-ре в небольшой келье Г. при колокольне Успенского собора хранилась икона святого в рост, возможно древняя,- к сер. XIX в. она была «ветхая и истертая» (Жизнеописания святителей: Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847. С. 47-48). Отдельные иконы Г. существовали в иконостасе сев. теплого придела во имя Г. в Успенском соборе (упом. в монастырской описи 1763), в трапезной Никольской ц., в небольшой каменной ц. во имя Г. 1799 г. (заменила придел) при братском корпусе (Яблоков . С. 39, 46-47). «Старинный образ Святителя, во весь рост на холсте написанный и представляющий весьма точные черты лица его», в посл. четв. XIX в. был наклеен на доску от раки св. мощей Г. 1696 г. (Житие иже во святых отца нашего Германа, архиеп. Казанского и Свияжского, чудотворца. М., 1882. С. 30). «Древнюю» икону Г. с частицей св. мощей, принадлежавшую казанскому роду Зобниных в 1904 г. передали в старицкий Успенский мон-рь, где Г. был поставлен в архимандрита (Яблоков . С. 75). В Вознесенской надвратной ц. Свияжского мон-ря находилась икона свт. Николая и Г. со Спасителем вверху, в местном ряду иконостаса монастырской крещальни XVIII в. при Ильинской больничной ц.- Казанская икона Божией Матери с предстоящими свт. Николаем и Г. (Там же. С. 42, 59). На серебряном чеканном покрытии 1-й пол. XIX в. престола Успенского собора на зап. грани было изображение Тайной вечери, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая, равноап. вел. кн. Владимира и Г. (Там же. С. 48).

В XIX в. традиц. иконография Г. сосуществовала вместе с новой. На 3-створчатом складне 1-й четв. XIX в. (с Деисусом в центре) на правой створке - Казанские святители Гурий, Варсонофий и Г. в повороте к центру, за ними - прп. Евдокия (НТМЗГД). Новая композиция - на окладе 1836 г. от иконы Казанских святителей с отверстиями для мощевиков: Г. слева, свт. Варсонофий справа обращены к свт. Гурию в центре (ГОМРТ). На подобной иконе Казанских святителей 2-й пол. XIX - нач. XX в. Г., Гурий и Варсонофий в рост в той же композиции под Казанской иконой Божией Матери (воспроизв.: Энциклопедия правосл. святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1. С. 294). На серебряном позолоченном чеканном покрытии новой кипарисовой раки 1843 г. были воспроизведены сюжеты Жития Г.; на крышке - образ 1892 г., где святой представлен в низкой митре, с благословляющей десницей и с Евангелием (по фотографии 1922). Перед ракой стояла большая икона «древнего письма» Г. в рост в серебряном окладе (Яблоков . С. 77-78). На иконах 2-й пол. XIX - нач. XX в.- Г. в фелони, омофоре, высокой митре, с Евангелием, на фоне пейзажа; вверху - Казанская икона Божией Матери (воспроизв.: Троицкий Г . Св. Герман, архиеп. Казанский и Свияжский: К 400-летию преставления // ЖМП. 1967. № 12. С. 54).

Образ Г. был включен в программу росписи арки хоров (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов) в зап. части храма Христа Спасителя, посвященной святым, «насаждавшим в нашем отечестве православную веру» (Мостовский М . С . Храм Христа Спасителя / [Сост. закл. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81-82). В росписи сер.- 2-й пол. XIX в. трапезной Успенского собора Свияжского мон-ря сохранилось ростовое изображение именословно благословляющего Г. с посохом. На сев. фасаде трапезной этого собора в 1893 г. было написано изображение святого, в Вознесенской надвратной ц.- перенесение мощей Г. (2-я пол. XIX в.) (Яблоков . С. 58-60, 80).

Изображения Г. бытовали также в произведениях декоративно-прикладного искусства (шитье, резьба, эмали). В ризнице Свияжского мон-ря хранился шитый покров благословляющего именословно Г. с Евангелием в левой руке (Там же. С. 82). На саккосе 60-х гг. XVII в. митр. Казанского и Свияжского Лаврентия - Г. на вставной полосе XVIII в., сзади по подольнику (Силкин . С. 295). Во 2-й пол. XIX в. получили распространение небольшие резные иконы Г. работы мастеров Сергиева Посада с ростовым изображением святого (ГОМРТ); на др. подобной иконе надпись: «Изъ Города Свияжска отъ мощей святителя Германа 1873го года 14го Iюня» (ГМИИРТ). Поясное изображение Г. (в низкой митре, с короткой бородой) имеется на ростовской эмали 2-й пол. XIX в. (ГМЗРК) с надписью: «св. Германъ арх. свiяж.».

В составе Собора русских святых Г. представлен среди святителей на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева (ГРМ; прорись - Маркелов . Т. 1. С. 461), 1-й пол. XIX в. (ГТГ), а также в композиции, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (икона в ризнице ТСЛ - Алдошина Н . Е . Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), -1-й во 2-м ряду в группе Казанских святых на фоне храма с Казанской иконой Божией Матери на фасаде; на рисунках из лицевых святцев рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. (частное собрание),- под 6 нояб. вместе с преподобными Варлаамом Хутынским, Лукой и Меркурием Киево-Печерскими.

Лит.: Яблоков А . П ., прот . Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906; Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых / ГИМ; предисл. и сост.: З. П. Морозова. М., 1993. С. 26; Маркелов . Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. Т. 2. С. 83-84; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. № 60. С. 156; Раифа. Свияжск / Сост.: Т. А. Горшков и др. Каз., 2001. С. 152; Силкин А . В . Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 294-297. Кат. № 95; Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. Казанская [и др.] епархии. Новомосковск; М., 2004. С. 53.

Н. Н. Чугреева

На перенесение мощей , в Соборах Казанских и Тверских святых

Почитание

Вскоре к соборному храму Спасо-Преображенского монастыря был пристроен южный придел во имя святителей Гурия и Варсонофия и в нем поставлены мощи святых, в приличествующих ковчегах, один подле другого. 20 июня года по распоряжению управлявшего тогда Казанской епархией митрополита Матфея мощи святителя Варсонофия были поставлены на правой стороне между столбами главной церкви. Во время пожара года мощи были повреждены огнем, после чего их положили в серебряную раку на прежнем месте. Служба святителям Гурию и Варсонофию была составлена Ростовским митрополитом святителем Димитрием .

Мощи святителя покоились на прежнем месте до года. В сентябре того года, после закрытия монастыря, их перенесли в собор Богородицкого женского монастыря . Затем мощи святителя Варсонофия были помещены в Центральный Исторический музей ТАССР, где хранились в подвалах. В 1980-е годы, во время проведения очередного субботника, мощи были уничтожены; сохранилась лишь серебряная рака. Впоследствии она выставлялась на всеобщее обозрение в Центральном Историческом музее Республики Татарстан. Небольшая частица мощей святителя Варсонофия сохранилась в иконе трех святителей Казанских, которая находится в кладбищенском храме Ярославских чудотворцев города Казани , над ракой с мощами святителя Гурия Казанского.

Документы, литература

  • ПСРЛ. Т. 4. С. 309; Т. 19. М., 2000. Стб. 482; Т. 31. М., 1968. С. 141, 146.
  • Платон (Любарский), архиеп. Казанский сб. ст. Каз., 1868. С. 7-32.
  • Гермоген, Патр. Московский и всея России. Творения. М., 1912.
  • Барсуков. Источники агиографии. С. 141-143.
  • Церковные древности Казани // Изв. по Казанской епархии. Каз., 1877. С. 408-409.
  • Невоструев К. [И.] Список с писцовых книг по г. Казани с уездом за 1566-1568 гг. Каз., 1877. С. 31.
  • Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. С. 162. № 108.
  • Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 278, № 88; С. 282, № 87; С. 296, № 95; С. 326, № 129.
  • Елисеев Г. З. Жизнеописание Свт. Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847.
  • [Григорий (Постников), архиеп.]. Житие Свт. и Чудотворцев Гурия архиеп. Казанского и Варсонофия архиеп. Тверского. СПб., 1853.
  • Строев. Списки иерархов. С. 216, 442.
  • Руднев В. Свт. Варсонофий как настоятель Николаевского Песношского мон-ря. М., 1889.
  • [Димитрий (Самбикин), архиеп.]. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84.
  • Никанор (Каменский), архиеп. Житие Свт. Варсонофия // Казанский сб. ст. Каз., 1910.
  • Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174.
  • Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895.
  • Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45.

Использованные материалы

  • Липаков Е. В., Чугреева Н. Н., "ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576)", Православная энциклопедия , т. 6, с. 670-672:

Великих людей окружают великие сотрудники; а от святых Божиих людей делаются и святыми и подвизающиеся с ними. Так было и со святым Варсонофием, усердным сотрудником первого Казанского архипастыря — . Но не одно только доброе влияние первосвятителя Казанского и святое дело, которое совершали они, сделали святым Варсонофия. Во многом он обязан был в своем величии и тем скорбям, которые, по воле Промысла Божия, он претерпел в юности, и которые сделали его для паствы Казанской драгоценнейшим, паче злата, огнем предощущенного.

Сын бедного священника города Серпухова (Московской губернии), обременённого делами, Варсонофий получил обычное в то время книжное образование посредством чтения часослова, Псалтири, которые служили ему руководством и к церковному чтению и пению.

Блаженный Гермоген, составитель жития Варсонофия, говорит, что он «изящно бе доволен и божественному гласованию», т.е. не только сам мог петь хорошо, но и направлять к согласному пению других. И это ему оказало великую помощь; а еще больше того было полезно ему то молитвенное настроение духа, которое он вынес из благоговейного чтения Часослова и Псалтири, «вмещающей в себе, по слову св. Василия Великаго, полезное от всех богодухновенных книг».

В 1512 году Крымские ханы, нарушив дружественную связь с великим князем Василием Иоанновичем, ворвались со множеством злых татар в русские владения, и, злодействуя всячески, увели многих с собою в плен.

Среди этих несчастных оказался и юный Варсонофий, в миру Иоанн. Ему было тогда около 17 лет. Тяжело было жить ему среди совершенно чужих людей, при том злых врагов, говоривших другим языком и имевших веру, которая внушает смотреть на христиан, как достойных самого низкого презрения. Вот здесь-то и оказался пригодным Иоанну тот молитвенный дух, который ещё в отрочестве был воспитан в нем. И здесь-то впервые в наибольшей полноте он воспользовался заученными им наизусть Псалмами, которые «застарелыя раны души врачуют, и недавно уязвленному подают скорое исцеление». Проливая горькие слезы, юный пленник тысячекратно взывал ко Господу словами псалмов: Бог мой и заступник спасения моего! Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих . И Бог внял его молитвам. Сначала он послал ему ту духовную отраду, какую вообще дает молитва и уединение, направленное к богомыслию. Потом в нем возгорелась такая любовь к Богу, что чувствуя сладость её, он забывал и дом родительский и нежные объятия отца и матери, братьев и сестер. Он всецело предался воле Божией, и Небесный Отец заменил ему всех. Теперь он взывал к Нему: «Судьбы твоя благи! Блажен человек его же накажеши. Да будет воля Твоя!» Не тяготясь уже неволею, теперь он старался воспользоваться своим положением достойно Господа, так устроившего судьбу его. Все поручения, какие возлагали на него, он совершал с полнейшим усердием, как бы работая для Самого Господа. И таким образом он приучился к неуклонному послушанию и точному исполнению поручаемого. Грубое и небрежное отношение господ к бессильному молодому пленнику, приучило его к терпению, кротости, воздержанию и посту. Весь день работая, он по ночам прилежал ко всенощной молитве. И все более постигая сладость всецелой преданности Богу, дал обет монашества.

Господа же Иоанна, ценя его добронравие, безропотность, усердие и верность, мало по малу облегчали тяжесть трудов его и входили с ним в более доверчивые отношения.

Это дало возможность чрезвычайно способному и внимательному Иоанну основательно изучить татарский язык, научиться арабской грамоте и понять закон их магометанской жизни, так что вскоре он «извык до конца бесерменский язык и грамоту сарацинскую». Теперь он, как сосуд Божий, совершенно наполнился тем, что требовалось в его будущем служении. И вот, отец Иоанна, после трех лет, узнав о месте пребывания его в татарской земле, пришел туда, выкупил его и возвратил в свой дом. Рад был Иоанн родительскому дому, ласкам матери и близких, но ещё более он радовался получив позволение исполнить обет монашества. Прибыв в Московский Андрониев манастырь, он принял здесь пострижение и назван был Варсонофием. В монашеском житии своем Варсонофий следовал правилам святителя Василия Великого, Ефрема Сирина, Дорофея, Исаака Сирина и Иоанна Лествичника.

Любовь к Богу, соединенная с богомыслием и представлением Бога пред собою, сердечное расположение к братиям, всецелое послушание к настоятелю, непрестанное преобразование себя по образу Христа, чтение Слова Божия, непрестанное наблюдение за собою, размышление о смерти и суетности земных благ, непрестанная молитва, пост и уединение — вот руководительныя начала, которых держался в своей жизни святой Варсонофий, следуя наставлениям Святых отцов подвижников. И «добре прохождаше он житие свое», говорит пролог. Слава о строгой, богоугодной жизни инока Варсонофия дошла не только до митрополита Макария, но и до самого Государя Царя Иоанна Васильевича.

В 1544 году его сделали игуменом Песношскаго монастыря (Московской Губернии Клинского уезда). Чтобы стяжать искусство направления других к спасительном подвигам, Варсонофий предался ещё более усердной молитве, а также упражнению в чтении Слова Божия; и Господь даровал ему особенную прозорливость и мудрость, и потому он «вполне был достойным пастырем вверенных ему овец». После завоевания Казани, царь Иоанн Васильевич посетил вверенный Варсонофию монастырь и остался им доволен.

Когда потом стали избирать достойных сотрудников первому Казанскому архиепископу, святителю Гурию, то сам царь указал на Германа (который посвящен был в архимандрита Свияжского монастыря и впоследствии был вторым архиепископом Казанским) и на Варсонофия, который был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, еще только предположенного к устроению в Казани. Прибыв в Казань, святой Варсонофий немедленно приступил к возложенному на него труду. В послесловии к Церковному Уставу, написанному самим святителем Варсонофием сказано: «а в Казани начат бысть монастырь строитися, кельи и ограда и всякое строение монастырское Архимандритом Варсонофием, еже о Христе с братиею». Почти все 6 человек первых Казанских иноков были Песношские, прибывшие вместе с Варсонофием, а потому и устав монастырский у них был Песношский — списанный с устава Троицкого Сергиева монастыря. Вскоре число братии возросло до 100 человек. Это побудило Варсонофия ещё с большею ревностью и неутомимостью исполнять принятые на себя обязанности. Видя его святую жизнь и слыша мудрые наставления и вся братия монастырская стремилась соделаться подобною ему. И по словам летописца «многие из них отошли в радость Господа», свидетельством чего «служат телеса, нетлением почтенныя», (обретённая при закладке нового Спасо-Преображенского храма). Святая жизнь Варсонофия благотворно действовала и на многих других и даже на магометан и язычников. «Бе неверныя приводя в Христову веру», говорит о нём блаженный Гермоген. Этому обращению магометан и язычников особенно способствовало то, что он знал татарский язык и все магометанские учения и татарские обычаи. Просвещаемый свыше, Варсонофий часто «бе стязаяся с неверными и укоряя их, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во святую Троицу». Вот когда стали совершенно видимыми те пути Божии, коими Господь готовил Варсонофия, посредством татарского плена, к его великому служению их светом христианскою учения. Не мало содействовало обращению многих ко Христу и то, что Варсонофий знал искусство врачевания больных. Терпеливо осматривая больных, приходящих к нему, он каждому указывал какое-либо особое врачество и всех поучал обращаться к Всецелителю Господу, Спасителю нашему, и «во имя Господа, многия болящия телесне уврачева, мзды не приемля», что, конечно, возбуждало ещё большее доверие к нему. К своему учителю святому архипастырю Гурию — преподобный Варсонофий питал самую сердечную любовь. Он охотно и верно исполнял все его поручения, а потому и святитель Гурий одаривал его такой же любовью. Он делал его участником своих тайных дум и чувств относительно лучшего устроения Казанской епархии; делил с ним тяжелое время своей болезни; пред своей кончиной просил его возложить на себя схиму, что и совершил Варсонофий; он закрыл и глаза своего Господина, на которые всегда взирал с такою любовью и желанием исполнить всё, что безмолвно, но ясно выражалось в них, ибо во всем «бе повинуяся преподобному святителю Гурию».

После нескольких лет усерднейшего служения Богу и святой Его Церкви в Казани, архимандрит Варсонофий был поставлен (в 1567 г.) в епископа Тверского, на место почившего о Господе святителя Акакия, который ещё во время иеродиаконства Варсонофия предсказывал, что он займет в Твери его место. Сделавшись епископом, Варсонофий ещё более начал трудиться над усовершенствованием себя во всех отношениях, наипаче же «бе угождая Богу постом, и пребывая во всенощном стоянии, молитву принося выну (постоянно) Богу!» Чтобы не быть праздным никогда, он продолжал списывать полезные книги и делать монашеские клобуки, и посылал их в Казань братии своей обители, прося молитв о себе. Во всех делах управления паствой святитель Варсонофий являл примерную назидательность, ибо всякое слово его было полно духовной мудрости и спасительно, «приять бо от Бога благодать рассуждения». Время его епископства было тяжёлым временем для всей России. Благоверный царь Иоанн IV Васильевич, сделавшись Грозным, учредил опричнину. Тверь не входила в опричину. Святой Митрополит Филипп, поставивший во епископа Варсонофия, пытался было остановить Царя, но он был сослан в Тверской Отроч монастырь. Тоже было и с назначавшимся в преемники ему архиепископом Казанским Германом, вместе с Варсонофием прибывшим в Казань и служившим здесь во всё время жизни святителя Гурия. Нежданная смерть столь близких и дорогих сердцу Варсонофия святых лиц глубоко действовала на него, удручая и без того отягченную его жизнь. К сему еще присоединилось страшное бедствие от голода, а также и от моровой язвы, от которой умирало скоропостижно бесчисленное множество людей; особенно свирепствовала эта болезнь в Москве. Тверская же паства сохранилась от этой заразы молитвами её святителя. Врачуя телесные болезни, он исцелял и духовные недуги своих пасомых и тем отстранил от них правосудный гнев Божий. Когда Варсонофию было около 80 лет, он почувствовал, что уже не может управлять своей паствой, так как телесные силы заметно ослабели и сердце истомилось от духовных скорбей и стремления к полному совершенству подвижнического жития. Получив увольнение от управления паствой, святитель Варсонофий прибыл в созданную им Спасо-Преображенскую обитель в Казани и облёкся в великий ангельский образ, схиму, «труды к трудом прилагая и угождая Богу постом, молитвою, милостынею и всенощным стоянием». Когда по болезни он не мог уже стоять за богослужением, то просил своих учеников возить себя к богослужению в тележке, чтобы не лишаться наслаждения общим славословием Господу. Наконец старость истощила последние его силы. 11 апреля 1576 года, он предвидя свою кончину, причастился Святых Христовых Тайн, и взглянув с любовью на предстоящих учеников, мирно почил о Господе. Святое тело Варсонофия с честию погребено было архиепископом Тихоном и положено недалеко от алтаря соборной монастырской церкви, близ гроба святителя Гурия, с которым он так близок был при жизни.

4 октября 1595 года тело его обретено было нетленным. От него получались многоразличные исцеления, и святитель Варсонофий причтен был к лику святых святителей и чудотворцев Казанских. Восхваляя святую жизнь Варсонофия и ублажая великие труды его, святая церковь поет ему:

Тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского

Возвестителю пути спасительного,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый, благочестия учителю/ и Православия наставниче, святителю Варсонофие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителя Варсонофия

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.

Спасо-Преображенский монастырь, основанный святителем Варсонофием, после него продолжал благоукрашаться и увеличиваться, как в постройках своих, так и в числе святой братии.

По свидетельству Патриарха Гермогена, «монастырь, созданный святителем, до ныне Богом соблюдаем, младеет и распространяется, яко древо при водах благолиственно и доброплодно, приносит бо нетленен плод святые святители и преподобные монахи».

В этом монастыре, при создании каменного храма Преображения Господня, обретены были святые чудотворные мощи святителя Гурия и Варсонофия. Мощи святителя Гурия были перенесены в Казанский кафедральный собор, а мощи святителя Варсонофия почивали в соборном монастырском храме Преображения Господня, источая многие чудеса милости Божией всем с верою притекавшим к живому источнику благодати. Вместе с сими святителями обретены были нетленными тела некоторых первых подвижников монастыря, но они оставались на месте их обретения, ка неявляемые ещё миру. Монастырский храм Преображения Господня был устроен по подобию Кафедрального соборного храма Благовещения, но потом он видоизменен пристройками и надстройками. Менее видоизменен трапезный храм во имя святителя Николая Чудотворца, называемый Ратным, построенный самим святителем Варсонофием.

Вместо древнейшего однодневного храма святых Киприана и Иустинии, построен новый — каменный, а вместо древнего храма на вратах (во имя Макария Калязинскаго) построен новый, во имя святой великомученицы Варвары. От святого Варсонофия сохранялись в монастыре: жезл его, церковный устав и святое Евангелие. Кроме того, здесь можно было видеть многие древние иконы (например, Николы Ратного, Тихвинской иконы Божией Матери), воздвизальный крест, обитый басменом, плащаницу, украшенную жемчугом, фелонь без вырезки спереди, серебряный ковш и блюдо — дары Царя Ивана Васильевича Грозного. Спасо-Преображенский монастырь управлялся викарным Казанским епископом. К сему монастырю, кроме некоторых уцелевших дарственных имений, принадлежал еще Феодоровский монастырь.

(Иван Васильевич; ок. 1495, г. Серпухов - 11.04.1576, Казань), свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской, Казанский чудотворец. Из семьи священника, помогал отцу за богослужением, готовился к принятию священного сана, учил прихожан грамоте. В мае 1512 г., во время набега крымских ордынцев под командованием царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, попал в плен, был увезен в Крым, продан в рабство, через 3 года выкуплен отцом. Живя в Крыму, овладел татар. языком. Согласно обету, созревшему еще в плену, поехал в московский Андроников мон-рь и принял там постриг с именем Варсонофий. В обители В. познакомился с свт. Акакием , еп. Тверским, предсказавшим, что тот будет его преемником на кафедре.

Ист.: ПСРЛ. Т. 4. С. 309; Т. 19. М., 2000. Стб. 482; Т. 31. М., 1968. С. 141, 146; Платон (Любарский), архиеп . Казанский сб. ст. Каз., 1868. С. 7-32; Гермоген, Патр . Московский и всея России . Творения. М., 1912; Барсуков . Источники агиографии. С. 141-143; Церковные древности Казани // Изв. по Казанской епархии. Каз., 1877. С. 408-409; Невоструев К . [И .] Список с писцовых книг по г. Казани с уездом за 1566-1568 гг. Каз., 1877. С. 31; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. С. 162. № 108; Силкин А . В . Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 278, № 88; С. 282, № 87; С. 296, № 95; С. 326, № 129.

Лит.: Елисеев Г . З . Жизнеописание Свт. Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; [Григорий (Постников), архиеп .] . Житие Свт. и Чудотворцев Гурия архиеп. Казанского и Варсонофия архиеп. Тверского. СПб., 1853; Строев . Списки иерархов. С. 216, 442; Руднев В . Свт. Варсонофий как настоятель Николаевского Песношского мон-ря. М., 1889; [Димитрий (Самбикин), архиеп .] . Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84; Никанор (Каменский), архиеп . Житие Свт. Варсонофия // Казанский сб. ст. Каз., 1910; Макарий . История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174; Лебедев Е . М . Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Баталов А . Л . Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45.

Е. В. Липаков

Иконография

В. служил в Казани сначала как архимандрит, его изображения в фелони и монашеском куколе встречаются в миниатюрах лицевых Житий Гурия и В. Обычно он изображается как святитель в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках: «в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие», «в фелони и омофоре». Иконография близка к изображению архиеп. Казанского Гурия: «надсед, брада аки Гуриева» с отличием в форме бороды - «на конец раздвоилась» (эта особенность в изображениях иногда не прослеживается). В.- «глубокий старец русского типа, сед с темнотой, борода узкая и длинноватая, волосы просты... можно писать его и в схиме» (Филимонов . Иконописный подлинник. С. 166; Большаков . Подлинник иконописный. С. 36; Руководство к писанию икон св. угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев / Сост. В. Д. Фартусов. М., 1910, 2002р. С. 36).

В Преображенском соборе Спасо-Преображенского мон-ря (не сохр.), основанного архим. В. в Казанском Кремле, находилась древняя (?) запрестольная двусторонняя икона «Богоматерь Тихвинская - Святители Гурий и Варсонофий» в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом. Из сохранившегося до наст. времени описания иконы следует, что «изображения святителей очень характерны и отличаются строгостию старинного иконописного стиля. Святители облачены в древние длинные фелони с белыми узкими омофорами, в низких шапках с белой горностаевой опушкой. Ростом свят. Гурий выше свят. Варсонофия… У свят. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая и оканчивается около половины груди - она несколько менее бороды свят. Гурия. Брови у свят. Варсонофия шире, усы тоньше и позволяют видеть крупные губы, седины в бороде меньше, глаза смотрят строже» (Заринский П ., прот . Церковные древности г. Казани. 1. Казанский Спасо-Преображенский мон-рь // Изв. по Казанской епархии. 1877. № 14. С. 403).

Наиболее раннее известное изображение В.- на правом поле шитой пелены «Богоматерь Казанская» (нач. XVII в., ГРМ), иконография средника к-рой восходит к иконе, явленной в 1579 г. в Казани; В. в фелони, омофоре, низкой митре, правая рука поднята в двуперстном благословении, в левой Евангелие, над фигурой надпись: «Стый Варсонофий Чудотворец»; на левом поле - архиеп. Гурий. На иконах Богоматери Казанской фигуры святителей В. и Гурия часто помещаются на полях: на правом поле вологодской иконы из Спасо-Прилуцкого мон-ря (1-я четв. XVII в., ВГИАХМЗ; 2-й четв. XVII в. датирована в: Рыбаков А . Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 122, 123) изображен В. с удлиненной клинообразной бородой, с поднятой в благословении рукой, с Евангелием; на иконах XVI(?)-XIX вв., XVII в. (прописи) (обе в СПГИАХМЗ) и XIX в. (ГМИИРТ); иногда Гурий и В. изображены коленопреклоненными на нижнем поле иконы XVII(?)-XIX вв. (СПГИАХМЗ). Святители Гурий и В. изображались также на створах киотов Казанской иконы Богоматери (напр., упом. под 1627 г. киот из Нижегородских земель - Павлович Г . А . Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади // Культура средневек. Москвы XIV-XVII вв. М., 1995. С. 227-228). Согласно самой ранней сохранившейся описи 1771 г. московского Казанского собора, над сев. дверями стоял «штилистовый» (ок. 31,2´ 26,7 см) образ Казанской Богоматери в жемчужной ризе и подобном же киоте со створами.

Особое распространение получили парные

Изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ).

В., вместе со святителями Гурием и Германом, изображается на фоне Казанского кремля. Известно неск. таких икон-пядниц нач.- 1-й четв. XVIII в. (ГОМРТ, ПГХГ): святители (слева направо Гурий, В., Герман) с Евангелиями (В. держит Евангелие обеими руками), в фелонях, омофорах и митрах с белыми опушками обращены влево, в молении образу Благовещения Богородицы; ниже Благовещения на всех иконах располагаются обрамленные живописным барочным картушем ковчежцы для святых мощей; кремль изображен с пятиглавым Благовещенским собором, с папертью и колокольней за стенами с башнями. На одной из икон (ГОМРТ) более детальное изображение Казанского кремля: Благовещенский собор соединен переходом с архиепископским двором, на 2-м плане стены и башни, ограждающие место государева двора и Спасо-Преображенского мон-ря; в правой части иконы за стенами Кремля фигуры святителей, стоящих на облаках. Иногда на иконах с изображением Казанского кремля святители Гурий, В. и Герман предстоят в молении образу Казанской Божией Матери (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ). Их изображение в молении ко Христу (Деисус с предстоящими) имеется на правой створке трехстворчатого складня (1-я четв. XIX в., НТМЗГД).Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР)


Святители Варсонофий и Гурий, Казанские чудотворцы (слева). Складень «Спас Смоленский» с избранными святыми. XVIII в. (ЦМиАР)

Однофигурные изображения В. известны на иконах XIX - нач. XX в. В святительских, орнаментированных золотом одеждах, высокой митре, именословно благословляющий, с Евангелием в руке, В. стоит фронтально на орлеце, в проеме царских врат, по сторонам массивные колонны (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; этой иконой, по надписи на обороте являвшейся «копией с оригинальнаго Образа св. Святителя и Чудотворца Варсонофия», архиеп. Тверской Григорий благословил кимрского купца И. П. Малюгина). В нач. XX в. существовали иконы с поясным изображением именословно благословляющего В. с массивным Евангелием в руке, на золотом канфаренном фоне, с орнаментом на полях, имитирующим цветные эмали. Лик В. исполнен в академической манере с влиянием неорус. стиля (ЦМиАР).

В медном литье изображения святителей Гурия и В. в молении помещены на левой створке складней (на правой - Иоанн Предтеча и свт. Николай) со «Спасом Смоленским» или Богоматерью Одигитрией (оба XVIII в., ЦМиАР), Казанской или Страстной Богоматерью в центре (XVIII, XIX вв., ЦМиАР); на отдельных иконках в молении Богоматери «Знамение» (XVIII в., ЦАК МДА). Сохранилась крышка серебряной позолоченной раки, изготовленная в Казани в 1834 г., с рельефным изображением святого в фелони, омофоре и митре (ГОМРТ; фотография (ок. 1941) самой раки, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, также хранится в ГОМРТ).

Лит.: Николаева Т . В . Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. Кат. № 98, 99, 108; Пречистому образу Твоему поклоняемся…: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1994. Кат. № 166. Ил. на с. 266; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. № 60; Завьялова М . К ., Каргалова Т . А . Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ // Древнерус. художественное шитье. Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 79. Ил. 9; Опись церковной утвари и ризницы москов. Казанского собора 1771 г. / Публ., вступ. ст. С. А. Смирнова // Культура средневек. Москвы, XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С . В ., Зотова Е . Я . Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI - нач. XX в. из собрания ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210.

Н. Н. Чугреева

Гурий, Архиепископ Казанский и Варсонофий, Епископ Тверской

Спустя 32 года после кончины святого Гурия и через 20 лет со времени преставления святого Варсонофия, по повелению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преображения Господня. Когда начали копать рвы и выкопали гробницы святых Гурия и Варсонофия - 1596 года, 4 октября, - то возвестили о сем митрополиту Ермогену, бывшему тогда архипастырем Казани. Митрополит, совершив литургию и панихиду, пришел в монастырь со всем освященная собором. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы бяша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его, и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобного Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурия святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае».

Честные мощи святителей переложили из тех гробов в новые ковчеги и при пении надгробных песнопений поставили поверх земли, чтобы все приходящие могли видеть и с верой лобызать их. Возвещено было о сем письмом царю Феодору Иоанновичу и патриарху Иову. Благочестивый царь и Святейший Патриарх, весь царский синклит и множество народа, узнав о сем, прославили Бога, прославляющего святых Своих. Благочестивый царь повелел хранить святые и многоцелебные мощи святителей в особом приделе, с южной стороны алтаря большой церкви, которая ради этой святыни вскоре была благолепно украшена.

На древней иконе изображения святителей Гурия и Варсонофия отличаются строгостью старинного иконописного стиля. Ростом свт. Гурий выше свт. Варсонофия. Лицо свт. Гурия отличается кротостью, карие глаза его смотрят открыто и приветливо; у святителя окладистая борода, длинная и почти вся седая. У свт. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая и оканчивается остро около половины груди; брови у свт. Варсонофия шире, усы тоньше, глаза смотрят строже, чем у свт. Гурия.

В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; 14 октября 1976 г.), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

О чем поспорили тверской епископ Федор и новгородский архиепископ Василий Калика? В середине XIV века возник богословский спор между тверским епископом Федором и новгородским архиепископом Василием Каликой на тему о том, существует ли где-нибудь на земле рай. Федор

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Герман, святитель, Архиепископ Казанский Святитель Герман, архиепископ Казанский (в миру Григорий), родился около 1505 года в городе Старицы Тверской области в семье боярина Феодора Афанасьевича Садырева–Полева. С юных лет Григорий возлюбил молитву и чтение святых книг.

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Гурия, первый Архиепископ Казанский, святитель Святитель Гурий, в крещении Григорий, родился в Радонежском городке, где жил некогда преподобный Сергий в родной семье своей до удаления в пустыню. Родители Григория были дворяне Руготины, бедные и малоизвестные. В доме

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Симеон, епископ Тверской, святитель В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми Русской Церкви. Летописи разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем показывают в нем подвижническую, святую жизнь.Блаженный Симеон был

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Арсений, епископ Тверской, святитель Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери от благочестивых, богатых и знатных родителей и получил высокое по тому времени образование. Еще в юные годы отличался он кротостью, не любил

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Варсонофий, епископ Тверской Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника. При крещении младенец получил имя Иоанн, по другим источникам Василий. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок

Из книги Святые и порочные автора Войцеховский Збигнев

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхСвятитель Симеонбыл епископом в Полоцке,но был вынужден

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Святитель Гурий, Архиепископ Казанский (+ 156з), и святитель Варсонофий, епископ Тверской (+ 1575), просветители Казани Память их празднуется 4 окт. в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после 4 окт. вместе с Собором Казанских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Святитель Герман, архиепископ Казанский (+ 1567) Память его празднуется 6 нояб. в день преставления, 23 июня в день второго перенесения мощей внутри Успенского собора в Свияжске, 25 сент. в день первого перенесения мощей из Москвы в Свияжск и 4 окт. вместе с Собором Казанских

Из книги автора

5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними «В качестве полкового священника сибирской армии, - описывает П. Туруханский, - мне пришлось довольно долгое время странствовать по городам и весям

Из книги автора

Герман, архиепископ Казанский Этот деятель Русской православной церкви, славный своим благочестием и силой духа, родился около 1505 года в городе Старица, что близ Твери, в семье боярина Феодора Садырева-Полева и наречен был Григорием. С юных лет он возлюбил молитву и

Из книги автора

Гурий Казанский, святитель (+1563) Архиепископ Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; ок.1500, Радонеж - 5 декабря 1563, Казань) - епископ Русской Церкви, первый архиепископ Казанский и Свияжский.Почитается в лике святителя.Святитель Гурий носил до пострижения имя Григорий

Из книги автора

Варсонофий Тверской, святитель (+1576) Епископ Варсонофий II (в миру - Иван Васильевич; ок. 1495, Серпухов - 11 апреля 1576, Казань) - епископ Тверской, святой Русской церкви лике святителей, почитается как Казанский чудотворец.Родился в семье серпуховского священника, в 1512 году

Из книги автора

АРСЕНИЙ, святый, епископ Тверской родился в городе Твери; пострижен в Киеве игуменом Печерской обители. Живший временно в Киеве митрополит Киприан имел случай оценить высокую добродетель инока Арсения, и когда был вызван в Москву на митрополию, то пригласил ехать туда и

Из книги автора

ВАРСОНОФИЙ, святый, епископ Тверской родился (около 1595 г.) в городе Серпухове от тамошнего священника Василия, и назван Иоанном. Обучаясь, думал он занять тотчас какое-либо причетническое место, но не мог исполнить своего намерения: по случаю набега Крымских татар он попал

Из книги автора

ГЕРМАН, архиепископ Казанский родом из города Старицы; при крещении назван Григорием; происходил от дворянской фамилии Садыревых-Полевых, ведущей свое начало от князей Смоленских; пострижен в Иосифо-Волоколамском монастыре и назван Германом. Слава о житии Германа скоро



mob_info