Орфографический словарь на жи ши ча ща. §12. Гласные И, А, У после шипящих в разных частях слова: жи, ши, ча, ща, чу, щу лыжи, машина, чаща, чудо. Физкультминутка со сменой позы

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Столяру хорошо,

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

(Б. Маяковский)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков)

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

Диктанты. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ …

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин.

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Око­ло цветов шипы.

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты!

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё пада­ют.

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ков­шик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин.

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит.

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пуши­стые малыши - утята.

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника.

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите друж­бой.

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рожда­ют живых детёнышей. Этим змейкам толь­ко один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты!

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Бе­регитесь, пушистые мыши!

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает.

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши!

У лисы будет шикарный ужин!


14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком.

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено.

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вер­шины сосен пушисты. На них снежинки.

17. На наших участках живут ежи и рыжие бел­ки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповни­ке и шипит. А вон пушистый бельчонок ска­чет через душистые ландыши.

18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит.

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от хо­лода. Крыши домов в снегу. Снег пушист.

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады.

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки!

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У ма­лышей ноги большой длины. Большие и ши­рокие уши. Это лосята.

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в ка­мыши.

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пу­шинка лежит у конуры. Наша Пушинка слу­жит людям. Она сторожит двор.

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У драко­на большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружи­ем. Дракон убежит.

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на живо­те или на боку. Эти животные долго живут.

27. Живёт барс высоко в горах. Мать малень­ких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают.

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз.

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Ско­ро ужин. Карлсон спускает Малыша с кры­ши.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

Идёт снег. Ветер кружит пушистые снежинки. Они падают на землю и крыши домов. Всё стало чистым и свежим. Малыши рады!

Наступила зима. За окном кружились белые снежинки. У Ани и Маши новые лыжи. Малыши идут на горку.

Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк.

Мышка и хорь.

Бежит мышка и видит: лежит на снегу шишка. А злой хорь по мышиным следам ползёт. Вот-вот мышку схватит. А мышка вдруг нырнула в снег. И нет её.

Жирафы живут в Африке среди высокой травы в небольших рощах. В листве пятнистая шкура жирафа незаметна. Но сам он с высоты своего роста видит очень далеко. Заметит хищника и побежит на своих ножищах.


У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Наш Рыжик.

Живёт в нашем доме чудесный кот. Кличка у него Рыжик. У кота пушистый хвост. Глазки зелёные, коготки острые. На лапах мягкие подушечки. Наш кот хитрый и ловкий. Он быстро бегает, залезает на деревья.

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата.

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой.

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну!

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора.

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата.

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать.

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом.

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща.

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата.

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши.

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания.

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать.

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой.

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим.

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще.

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой.

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача.

У Маши гости. Ребята играли в саду. Потом они рвали щавель и груши. На столе чашки и чайник. Сейчас дети будут пить душистый чай.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило.

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс.

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши.

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза.

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом.

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс.

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре.

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной.

9. Я хочу поймать большую щуку. Закинув удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вытащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости.

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой.

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике.

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища.

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый.

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку.

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине.

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша.

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды!

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей.

Ваня и Дима были у реки. Они ловили рыбу. Ваня поймал щуку, а Дима леща. Вдруг Ваня увидел тучу. Застучали капли дождя. Мальчики помчались домой.

Всё лето кочуют вороны по рощам и лугам. А зимой они живут около жилья человека. Здесь легче найти пищу. Во дворах вороны ищут себе еду.

ЧК_ЧН_НЧ_ЩН_НЩ

1. Строчка, ночка, дочка, точка, кочка, почка, ручка, внучка.

2. Ручной, дачный, речной, уличный, ночной, вечный, отличный, личный.

3. Печник, задачник, листочки, цветочки, чулочки, водичка, лисички, сестрички.

4. Начнут, ручной, срочный, хищный, мощный, сочный, ночной, кончик.

5. Хищник, женщина, каменщик, барабанщик, сварщик, изящный.

Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили её.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живёт ручная белка.

У Даши живут чижи, стрижи и синички. Весь день они весело скачут и поют. Даша их любит. Она хорошо кормит птиц и чистит их клетку.

Задание. Выписать 2 слова, которые нельзя перенести.

Дети часто ходили в рощу. Весной там цвели душистые ландыши. А летом дети видели пушистый хвост лисы. Сегодня им встретился заяц. У него длинные уши.

1. Разделить для переноса слова ВЕСНОЙ, СЕГОДНЯ.

2. В 4-ом предложении подчеркнуть гласные, обозначающие мягкость согласных.

Айболит открыл дверь. У двери сидела ласточка. Какое чудо! Ведь зимой ласточки живут в Африке. Птичке холодно. Она сидит на снегу и дрожит. Доктор усадил её у печки. Ласточка прилетела из Африки. Её послали больные звери. Айболит спешит на помощь.

1. Выписать 3 слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова и подобрать к ним проверочные слова.

2. Выписать 1 слово, в котором все согласные звонкие и 1 слово, в котором все согласные глухие.

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Это оляпка.

1. Выписать 3 слова с парными глухими и звонкими согласными в конце слова и подобрать к ним проверочные слова.

2. Подобрать родственные слова к слову РЕКА.

ПОВТОРЕНИЕ …

Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьёв подлетела к дому и клюёт хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовёт Барсика домой. (27 слов.)

Слова для справок записываются на доске: прИшла, кроШки, БарсИка, воробьёВ.

У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. С ними бежит Жучка.

В лесу чаща. Дети ищут грибы и ягоды. Вдруг туча закрыла небо. Началась гроза. Дети мчались домой.

Художник.

У Миши Чадова карандаши и краски. Миша хорошо рисует животных. Вот кот Рыжик. А вот пушистая лисица. На ёлке белочка грызёт шишку. Чудесные рисунки у Миши!

Грамматические задания:

а). Подчеркнуть в предпоследнем предложении выделить грамматическую основу.

б). Разделить для переноса: УЧЕНИК, ЧАЙНИК, УЖИН, ДЕВОЧКА.

в). Разделить слова на слоги: ОЛЕНЬ, ЛИНЕЙКА, ОСИНА, КОНЬЯК, УГОЛЬКИ.

Дидактическая цель : систематизация и обобщение знаний по теме « Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тип урока по дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний

Задачи:

  • продолжить работу по получению знаний о правописании сочетаний жи – ши, ча-ща, чу-щу
  • продолжить формирование умений выделять слова с сочетаниями жи – ши, ча-ща, чу-щу среди других слов.
  • Развивающие: развитие устной речи, мышления, внимания, памяти детей через применение специальных заданий поискового характера, расширение общего кругозора учащихся

    Воспитательные: воспитывать интерес к процессу обучения

    Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и личностного здоровья учащихся.

    Ход урока

    Оргмомент. Пальчиковая гимнастика. Мотивация обучения

    У. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям и пригласим их

    Упражнение: «Добрый хозяин»

    Дом с трубой, с высокой крышей,

    Человек из дома вышел

    Он ворота открывает,

    Всех нас в гости приглашает.

    Ворота открыты всегда для друзей,

    Мы рады вам, гости! Входите скорей!

    У. На доске, ребята, знакомые вам буквы.

    Посмотрите на данные буквы, скажите, какое слово «спряталось» в этих буквах, и как вы его нашли

    — Что такое орфограмма?

    — Зачем нужно знать орфограммы?

    — Хорошо, продолжим изучение новых орфограмм, чтобы стать грамотными. А каких, узнаете, выполнив следующее задание.

    1. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

    У. Назовите оставшиеся согласные буквы в данной строчке. Какую общую характеристику имеют эти буквы?

    Д. Эти буквы обозначают согласные непарные по твёрдости/ мягкости звуки.

    У. С какими гласными буквами эти шипящие согласные образуют буквосочетания, которые являются орфограммами?

    Д. Буквосочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу являются орфограммами

    У. Используя ответ на последний вопрос и запись на доске, сформулируйте тему урока.

    Д. Тема урока «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу»

    У. Поставьте цели урока, используя запись на доске

  1. повторить правила правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
  2. учиться грамотно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

2. Минутка чистописания.

У. На минутке чистописания мы напишем цепочку из букв, обозначающих согласные звуки непарные по твёрдости/мягкости. Определите закономерность написания данного буквосочетания

Д. Данные буквосочетания щшчж будем писать в обратном алфавитном порядке

У. Запишите данное буквосочетание столько раз, сколько орфограмм по теме урока встретилось в предложении : Пушистая белочка живёт в лесу.

У. Запишите данное предложение с комментированием изученных орфограмм.

Проверка: на доске ученик писал.

У. Выделите главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Работа с текстом. Расширение кругозора детей.

У.Животный мир очень интересен.Ещё об одном удивительном животном мы узнаем, прочитав текст, который имеется у вас на партах.

Бизоны похожи на зубров. Эти животные живут небольшими стадами.

Из бычьих рогов люди делали кубки и ложки. Из кожи мастерили обувь, крыши, стены своих жилищ.

У. Какой это текст: художественный или научно-познавательный? Что интересного узнали?

У. На сколько частей можно разделить этот текст?

Д. Этот текст можно разделить на две части

У. О чём говорится в первой части? Во второй части?

Спишите первую часть. Выделите орфограмму по теме урока.

Проверка: в каких словах выделили орфограммы? У кого также, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по голове.

3. Физкультминутка. Гимнастика для глаз (упражнение – повороты)

У. У нас в классе тоже прошёл снегопад, снегопад слов..

— На счет: 1,2,3, поворачиваемся всем телом к соответствующему рисунку.

(в углах класса развешаны предметные картинки, которые ученики должны увидеть при повороте и запомнить

У. Что изображено на картинках? Что объединяет эти слова?

Запишите слова по памяти, выделите орфограмму.

Проверка в парах.

У. Какие словарные слова повторили? Поработаем со словом

4. Работа по учебнику. Упражнение в правописании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

У. Откройте учебник на стр.16 прочитайте задание к упр. 26

(работа выполняется по частям)

1 группа: спишите, вставляя пропущенные буквосочетания

2 группа- дополнительно на карточке–

Рассмотри дополнительную запись. Сформулируй задание. Выполни его.

Подчеркни слова, в котором звуков меньше, чем букв.

5. Физкультминутка со сменой позы

У. У вас на партах карточки со словами по теме урока. Их нужно распределить на группы в зависимости от орфограммы.

Подходим к переносной доске, читаем слово, называем орфограмму: часть, чудовищный, щадить, щурёнок, щуплый, саранча, свеча, встреча, чудак, гуща, жимолость, жидкий, ширина, шиповник, жилет, шинель

(уточнение значений слов: щадить- давать пощаду; щуплый – слабосильный, худой, невзрачный; саранча – насекомое; жимолость – кустарник, шинель – форменное пальто со складкой на спине и хлястиком)

У. Сегодня на уроке мы называли и писали много слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу. Какие слова вы запомнили?

Проводится игра в круге (использование интерактивных способов обучения). Давайте, ребята поиграем. Встаньте в круг. Я бросаю мяч и называю слово с сочетанием по теме урока. Кто поймает мяч, бросает его другому ребенку и называет свое слово.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тест по русскому языку (1 класс) на тему:
Проверочные задания по теме «Ча-ща, чу-щу, жи-ши»

Это задания на проверку правил написания сочетаний «ча-ща,чу-щу,жи-ши»

«Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Маш _на, задач_ , ч__гун, ш_ шки, еж_ к, овч _ рка, перч_ тки, снеж_ нка, уж_ н, щ_ ка, верш_ на, чиж_ к, ч_ совщик, ч_до.

Мы приехали на дач_ . Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц. Слава Щ_кип пошел па речку. Речка была ш_рокая. Над водой круж_лисъ ч_йки. Он поймал щ_ку и двух лещей.

3. Напишите ниже по шесть слов с сочетаниями.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Туч_ , пруж_ на, щ__ ка, ж__знь, ч_йник, уж_н, кувш_ н, ч_ ткий, щ_вель, дач_, беж_т, щебеч_т, ч_чело, ж_ раф, нач_ло.

2. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

Дети пошли в рощ_. Они зашли в глухую чащ_ . Шура стал крич_ть. Ребята услышали шум маш_ н. Они пошли на шум и вышли из ч_щи на дорогу.

3. Напиши по шесть слов с сочетаниями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В плане урока предусмотрены следующие задания: соревнования по рядам на умение вставить в слова пропущенные буквы, восстановление деформированного текста, выборочный диктант, словарная работа. На.

Сценарий урока по теме «Слова с сочетаниями жи-ши » (закрепление).

Тренажёр по русскому языку Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу используется как для самостоятельной работы на уроке, так и для проверки знаний.

Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном.

Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома.

Задания по русскому языку на тему жи-ши, ча-ща.

Урок разработан по программе «Школа России». Разработка содержит приложение, в котором есть все необходимые иллюстрации.

Учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему:
Карточки -жи-ши-, -ча-ща, чу-щу

Карточки по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» для 1 класса

Предварительный просмотр:

Запишите слова в три столбика.

Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, щебеч…т, могуч…я, свеж…й, ч…жой.

Продиктуйте слова своему товарищу.

Свеч…, грущ…, ладош…, круж…лись.

Ж…раф, скуч…ю, суш…ть, встреч… .

Измените слова по образцу: получить – получаю, получу. Выделите орфограммы.

Сообщить, простить, кончить.

Уровень 1

Была прекрасная погода. Под деревьями росла хилая трава.

Слова для справок: ч…хлая, ч…десная.

Карточка № 6

Измените выделенные слова близкими по значению.

Не грусти, Юра, Серёжка был задирой.

Слова для справок: драч…н, печ…лься.

Карточка № 7

Луна освещяла лисную чящю. В трове трищяли кузнечики.

Б) Запишите текст.

Карточка № 8

А) Исправьте ошибки.

Для зельоного барщя нужен щявел. В чяще щибечют птицы.

Придумайте и запишите три предложения, в которых было бы много слов с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

А) Прочитайте рассказ. Озаглавьте текст.

Дедушка подарил мне двух зайч…т. Я х…рошо ухаж…вал за ними. Зайч…та подросли и стали б…л…ш…ми. В…сной я понёс их в лес и выпустил на волю. Зайч…та радостно помч…лись по лесу.

Б) Напишите рассказ по таким вопросам.

Кого подарил внуку дедушка?

Что делал мальчик с зайчатами?

Что он сделал с ними весной?

Карточка по русскому языку жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Карточки для индивидуальной и групповой работы по теме: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок литературного чтения 1 класс с презентацией.

Дидактический материал по теме: «Правописание гласных после шипящих(СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ» (карточки для самостоятельной работы).

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна. И сегодня я буду у вас проводить урок русского языка. Все ли у вас готово к уроку. Чтобы у нас было хорошее настроение, мы улыбнемся соседу слева и соседу справа

– Сегодня вас приглашают в гости жители одной удивительной страны. А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами. Загадаю вам загадку.

Тридцать три сестрички

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

— Правильно, буквы нас приглашают в страну «Грамотейки». Где мы будем проходить интересные задания. А перед тем как мы отправимся в путешествие, откройте тетради и запишем дату и классная работа.

— Вы записали, если да то поднимите глаза, чтобы я видела кто готов, а кто нет.

— В стране «Грамотейка» злой северный ветер разбросал интересные жилища на главной улице. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?

– Объясните значение слова “чум”?

– Назания, каких жилищ народов севера вы ещё знаете?

— Произнесите слово “чум”. Какой звук первый в этом слове?

– Какая орфограмма встречается в этом слове?

– Как пишется слово “чум”?

— Какое правило здесь использовалось?

— Вот какое задание северный ветер принес вместе с чумами: припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова. И запишите эти слова в тетрадь.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока.

— Правильно, мы сегодня будем тренировать в написании слов в сочетании «жи – ши, ча – ща, чу — щу». Нам нужно вспомнить правила написания слов с сочетании «жи – ши, ча – ща, чу – щу». Но ветер унес вторую часть правил. И на улице под название «Правила» начались разногласия. Чтобы жители больше не спорили, мы допишем эти правила. (слайд с недописанными правилами).

— Молодцы, теперь у мирных жителей больше не будет разногласий. А на этой улице живут очень дружные друзья жи – ши, ча – ща, чу – щу. Но у них возник спор. Они просят нас, чтобы мы его разрешили. Ребята, поможем друзьям?

— Вам необходимо разделиться на пары. И выполнить такое задание: нужно найти и исправить ошибки в словах, правильные варианты ответов записать в тетрадь.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

— Давайте проверим, что вы нашли.

— Молодцы, а теперь мы отдохнем. Встаньте из — за парт и повторяйте за героями.

Физкультминутка

— Ребята, чтобы северный ветер больше не возвращался, мы с вами выполним самостоятельную работу, которую он нам составил. И после этого как в решите все задания на карточке, вы сдадите мне. А я их отнесу северному ветру. И он больше не вернется в страну «Грамотейку». Давайте решим 2 задания вместе, а остальные 3 самостоятельно, если возникнут вопросы, просто поднимите руку, и я к вам подойду и помогу.

Задания.

1. Прочитай. Подчеркни только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.

У шиповника красивые цветы. Чудная картина, как ты мне родна. Дедушке сшили новый жилет. У машины резиновые шины. У нас живёт собака Рыжик. Вечером мы пили чай с шиповником. В воздухе кружились пушистые снежинки. Мыши живут в норке. Щука плавает в речке. В огороде вырос, вкусный щавель.

2. Напиши слова во множественном числе.

3. Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут _________.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни _________.

Если с крыши потекло

Значит, солнце припекло,

Убирайте _ ______.

По полям бегут ручьи,

На дорогах ______

Скоро выйдут муравьи

После зимней ______.

Покружилась в воздухе

Села и растаяла

На моей ладошке. (Это ___________)

Слова для справок:

4. Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Коровы - м_______, змея ш______, кузнечики –тр______, дятлы - с_______, кони мч_т.

5. Прочитай, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»

В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами. Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: повторить правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

— Ребята, что мы сегодня повторили?

Я испытывал затруднения…

У меня получилось…

— Если вам понравился урок, то закрасьте смайлик красным, желтым — если все получилось, но возникли трудности.

Просмотр содержимого документа
«УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ В СЛОВАХ

студентка 3 «А» группы

Методист : ____________ Виноградова К.Я.

Руководитель :_______________ Потапова И.Г.

Тип урока: закрепление

Тема : упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цель: закрепление знаний и умений выполнять упражнения в написании словосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в словах

Личностные: формирование интереса к учебной деятельности через предложенные задания

Познавательные: развитие наблюдательности, формирование умения пользоваться простыми логическими операциями: анализ, сравнение;

Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные: формирование умения оценивать свою работу через анализ своей деятельности;

Предметные: закрепленные знания о правописании жи – ши, ча – ща, чу – щу и умений употреблять данное правило на письме.

Планируемый результат : закрепление знаний о правилах: написания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, сформированное умение в поиске данных слов в тексте и применении правила в письменной речи.

КУМО : презентация, раздаточный материал (карточки, смайлики)

kopilkaurokov.ru

радиосхемы, теория, телевидение, светодиоды, медтехника, быттехника, измерители, справочник, технологии, мобильники, компьютеры, акб

Тема урока Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу (2-й класс)

Тема урока «Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» (2-й класс)

  • Дёмина Татьяна Петровна, учитель начальных классов
  • Разделы: Начальная школа

    Цель урока: закрепить и обобщить знания о написании гласных после шипящих.

  • Образовательная: повторение темы; формирование навыков правописания и самоконтроля; совершенствование навыков письма.
  • Воспитательная: привитие детям любви к родному языку, пропаганда ЗОЖ.
  • Развивающая: расширение словаря учащихся, развитие речи, мышления, познавательных интересов.
  • Тип урока: закрепление.

    Оборудование: маршрутная карта, наборы слогов в конвертах, шкала знаний, учебник “Русский язык”, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Москва “Баласс”, 2006.

    1. Организационный момент.

    Доброе утро, ребята! Действительно ли оно доброе для всех? Поднимите руку, кто пришел в школу с таким настроением? А с таким? А вот с этим? (демонстрация человечков):

    Громко прозвенел звонок
    Начинается урок.
    Наши ушки на макушке,
    Глазки широко открыты,
    Слушаем, запоминаем
    Ни минутки не теряем.

    2. Сообщение темы урока, целеполагание.

    Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Жишино. Рассмотрите маршрутную карту и попробуйте определить тему урока.

    А что хотите закрепить, повторить на этом уроке?

    У.: Повторим правописание гласных после шипящих.

    3. Минутка чистописания.

    Вот мы и на вокзале, нам нужны билеты. Вагоновожатый говорит, что получат билеты все, кто справится с заданием: красиво напишет буквы Чч Шш Щщ Жж .

    А сейчас вниманье всем
    В тетради много перемен
    Число запишем, а потом
    К работе в классе перейдем.
    Чч Шш Щщ Жж
    У них усы не для красы
    Покажут время мне … (чАсы)

    Я – антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука.
    Я для отдыха, для сна,
    Называюсь … (тишИна).

    Хвостиком виляет,
    Зубаста, а не лает.
    (щУка)

    Добродушен, деловит,
    Весь иголками покрыт.
    Слышишь топот шустрых ножек?
    Это наш приятель … (ежИк).

    Найдите и подчеркните орфограммы – гласные после шипящих (Работа с комментированием).

    Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков. (Ежик)

    Молодцы! Все получают билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.

  • Посмотрите, сколько пассажиров у поезда! Давайте поможем заселиться тем пассажирам, в названиях которых есть буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу. (жИраф, мышИ, моржИ, ужИ).
  • Давайте запишем эти слова, обозначим ударение, выделим орфограммы. Подчеркните 1 чертой слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую. (ужи) Почему?

    Сравните слова на доске и в тетради.

  • Ребята, мы приближаемся к станции Чаща Березовая. Посмотрите в окно – там роща. Здесь мы поиграем в игру “Наборщики”.
  • У вас на партах лежат карточки со слогами. Вы должны в паре составить, обсудив слова, записать их в тетрадь, подчеркнув орфограмму гласную после шипящих. На задание отводится 5 минут. (Фронтальная проверка.)

    (Роща, свеча, дача, часы.)

    Что общего у этих слов? (2 слога.)

    Какое правило вспомнили, выполняя данное задание? (ЧА–ЩА.)

  • А за окном – станция Зарядкино.

Ши-ши-ши – ты руками помаши,

Жи-жи-жи – право-лево покажи
Ча-ча-ча – тяни руки до плеча
Ща-ща-ща – головою повращай
Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу
Щу-щу-щу – глазки я поморщу.

  • Подъезжаем к станции Чудная.
  • Работа по учебнику (стр.107, упр.178.)

    Прочитайте предложения, карандашом вставьте пропущенную букву, в тетрадь запишите по памяти 1предложение по выбору. (Взаимопроверка.)

    Какое правило нужно помнить? (ЧУ-ЩУ.)

  • А за окном станция “Лужайкино”.
  • Подвигайте пальчиками ног, поиграйте пальчиками рук, пошевелите ушками, а теперь носиком, глазками. Теперь у нас нет ничего, что еще хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем. Наш волшебный кузнечик может выполнять команды. 1. Глазками передвигаем кузнечика по таблице из 1 окошка в другое по моей команде: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком доме наш кузнечик.

  • А вот мы добрались и до конечного пункта – Жишино. Недалеко от этой станции находится город Ватных Одеял.
  • Ваша задача – внимательно прослушать сказку, по ходу записывая слова с орфограммой И после букв Ж и Ш, подчеркивая правило.
  • Все ЖИТЕЛИ этой страны ходили, закутавшись в ватные одеяла.

    В этой стране ЖИЛА королевская семья. Все было у них: и деньги, и слава, и МАШИНЫ, но не было счастья, т.к. маленький принц часто болел. Родители не жалели денег на самые ПУШИСТЫЕ одеяла, но болезни не отступали.

    Но вот однажды в этой стране появился врач, который умел лечить куталок. Король сразу же его пригласил во дворец, чтобы он осмотрел принца. Осмотрев, доктор приказал перестать кутаться в одеяла, спать с открытой ШИРОКО форточкой, гулять в любую погоду по парку, ходить в лес, почаще бегать босиком по траве, по влажному песку.

    И действительно, скоро принц перестал болеть, и король сделал его главным министром., вручил ему разные подарки – ЛАНДЫШИ, ШИПОВНИК, КАРАНДАШИ.

    (Фронтальная проверка, ответы на доске.)

    Какое правило вспомнили на этой станции? (ЖИ/ШИ.)

    Ребята, а как вы думаете, почему принц скоро перестал болеть? Какие принципы закаливания вы знаете? А кто из вас закаляется? Для чего нужно закаляться?

    5. Итог урока, оценивание знаний, настроения.

    Вот и заканчивается наше веселое путешествие, мы с вами повторили правописание орфограммы гласные после шипящих. На память о поезде у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правила.

    Совет на память сохранив,
    Запомни навсегда:
    ЖИ– ШИ пишите с буквой И!
    ЧУ–ЩУ пишите с буквой У!
    ЧА–ЩА пишите с буквой А!

    (Настроение оцениваем рожицами, знания – шкалой.)

    Я понял тему. Я понял тему и могу объяснить другому. Мне нужна помощь

    6. Д/З: стр.110, упр. 181, подготовиться к диктанту.

    На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча - ща, чу - щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.

    А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

    «С добрым утром!» я крич…

    Кузнецу, ткач…, врач….

    «Добрый вечер!» - так встреч…ю

    Всех, домой спешащих к ч…ю.

    Проверьте себя.

    «С добрым утром!» я кри ЧУ

    Кузнецу, тка ЧУ , вра ЧУ .

    «Добрый вечер!» - так встреЧАю

    Всех, домой спешащих к ЧАю.

    Рис. 2. Город звуков ()

    В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА - ЩА вы можете назвать?

    Рис. 3. Чаепитие ()

    Конечно, для чаепития понадобятся чашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!

    Сосчитайте, сколько слов с ЧА - ЩА я назвала?

    Целых 10. Не верите?

    Проверьте ещё раз:

    чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,

    Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.

    Соберите из разбросанных слов предложение

    Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

    Проверьте себя.

    Я грамотно писать хочу,

    Слова на ЧУ и ЩУ учу.

    Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

    Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

    Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

    Проверьте себя.

    Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

    А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри» и «парашют» написаны с буквой ю (рис. 4). Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

    Рис. 4. Слова-исключения ()

    Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке существуют исторические правила, которые не объясняют написание слов, а требуют лишь запоминания и неукоснительного выполнения. К таким правилам относятся написание буквосочетаний ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ и ЖИ - ШИ. Старайтесь быть внимательными и находить эти сочетания в словах, чтобы не делать в них ошибок.

    Список литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
    1. Festival.1september.ru ().
    2. Festival.1september.ru ().
    3. Vlivkor.com ().

    Домашнее задание

    1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали на уроке по теме «сочетания ча - ща, чу - щу».

    2. Прочитайте скороговорки. Найдите в них слова на правила ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУ:

    Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.

    Волки рыщут, пищу ищут.

    Тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

    3. Подберите к названиям животных названия детёнышей:

    волк - ?

    заяц - ?

    белка - ?

    сорока - ?

    галка - ?

    4. Выберите нужную букву. Запишите слова без ошибок.

    Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, прищ(у/ю)рился, ч(а/я)стушка, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, параш(у/ю)т.

    5. Замените слово противоположным по значению словом, чтобы в нём были орфограммы «жи - ши, ча - ща, чу - щу»

    Узко - ш…… , маленькие - б……, свои - ч….., редко - ч……, радость - п……, много - ч……ссорились - д……, болтали - м…….

    6. Соедините подходящие по смыслу слова, найдите в них сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ША, ЧУ - ЩУ.

    машина жизнь

    большие спешит

    хорошие чаща

    дремучая рыжики

    чудесная животные

    На уроках родного языка нас обучают правильному безошибочному письму. Как только первоклассники уже могут читать и писать большую часть букв русского алфавита, они знакомятся с первыми В первую очередь узнают правила "жи-ши", "чу-щу", "ча-ща".

    Из-за чего возникают проблемы?

    Наверняка у каждого из нас прочно сидят в голове строчки: "жи-ши" пиши с буквой "и", "ча-ща" пиши с буквой "а", "чу-щу" пиши с буквой "у", не так ли?

    Но давайте рассмотрим подробнее, почему появилась надобность знать данное правило.

    Оказывается, написание слов с "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу" тесно связано с фонетикой, то есть со звуками речи. Этот раздел языка очень не любят как дети, так и их родители, которые вынуждены учиться вместе с ребенком. И многие просто не понимают, к чему этот "фонетический разбор слов" и что он дает.

    В русском языке есть твердые и мягкие согласные, которыми они становятся за счет гласных букв "е", "е", "я", "ю", "и", а также мягкого знака.

    В качестве примера возьмем слова "мэр и "мел". В первом слышится звук [м], он является твердым, в другом же слове он стал мягким [м"] благодаря букве "е", которая так ласково изменила его произношение.

    Но в алфавите есть такие буквы, звуки которых никак не могут стать мягкими, и они всегда обозначаются как твердые. Это [ж], [ш], [ц], никакая гласная буква не в состоянии смягчить их, они всегда произносятся одинаково твердо: жук, жюри. Попробуйте сами.

    А вот звуки [ч"], [щ"] [й"], напротив, всегда мягкие и никак не смогут стать тверже: честь, час, чудо, какая бы гласная после них ни стояла.

    Именно по этой причине дети (и не только) зачастую допускают ошибки в написании слов с такими сочетаниями. Но ведь сами подумайте, как можно написать слово "жираф" через "и", ведь мы четко слышим твердое [жыраф]! А взять слово "чудесный", как же мягко и нежно звучит начало слова: [чюдесный]. Не вызывает сомнений, что писаться должна здесь именно буква "ю". Почему правило "чу-щу"?

    Русский язык не зря получил звание одного из самых непростых для изучения, ну никак не может тут быть все так легко.

    Почему так?

    Вдаваться глубоко в историю не будем, но важно знать, что раньше звуки [ж] и [ш] считались мягкими, а буква и указывала на это. И даже теперь, когда в современном русском языке буквы обрели лишь твердое обозначение своего звучания, изменять правописание не стали, и теперь приходится запоминать такие вот необычные законы языка.

    Теперь нам остается только придерживаться правил "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши", которые все же являются простыми по сравнению с другими особенностями нашего родного русского языка.

    Кому-то эта информация не понадобится, ему проще заучить и применять правила в дальнейшем, а вот тем, кто любит "докопаться до истины", будет проще усвоить материал, если они будут знать происхождение орфограмм.

    Как не забыть правило

    Любые навыки и новые знания требуют тщательного закрепления. Очень часто дети, даже изучив правило "чу -щу", "жи-ши", "ча-ща", все же совершают ошибки при написании слов, содержащих данные орфограммы.

    Поэтому и были придуманы интересные рифмовки, по типу: "жи-ши пиши с буквой и". Очень важно, чтобы дети помнили и использовали эти правила каждый раз, когда им встречаются подобные слова, научились их "видеть", находить и выделять.

    Чтобы учащиеся не только называли правила, но и применяли их, надежным способом будет отработка правил "ча-ща", "чу-щу", "жи-ши" на письме.

    Учитель или родитель может продиктовать множество слов, содержащих данные сочетания, или дать дидактическую карточку по типу "вставь пропущенную букву". Подобная система позволит детям наверняка запомнить правила "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши" и никогда больше не допускать ошибок.

    Кстати, в казахском языке, где так же, как и в русском, алфавит основан на кириллице, нет данного правила, и в словах после "ж" и "ш" пишется "ы". От этого у детей часто возникают проблемы при письме, ведь их учитель на русском языке учил, что писать "ы" ни в коем случае нельзя, а преподаватель казахского пишет на доске с "ошибками". Но чаще всего от этого страдают дети, которые обучаются на русском языке, а большую часть жизни они пишут и разговаривают на родном казахском.



    mob_info