Личное местоимение почему так называется. Русский язык "Общее понятие о личных местоимениях" (4-й класс). II. Словарная работа
Местоимение - это одна из частей речи - слово, указывающее на имя и приобретающее значение определённого предмета, качества или числа в зависимости от содержания данной речи. Местоимение названо так за возможность "занимать место" (иметь место) других частей речи. Местоимение может использоваться вместо существительного и отвечать на падежные вопросы "кто?", "что?", "кого?" и другие. Например: я, меня, тебе, ими, кем-то. Может занимать место числительного и отвечать на вопрос "сколько?" - несколько, сколько-то, столько. Может использоваться вместо прилагательного и отвечать на вопросы "какой", "какая?", "какие?", "какое?". Например: какой-либо, некий и другие. Местоимение указывает на предмет, признак или количество, не называя их.
В данном задании вам необходимо определить почему местоимения получили такое название.
Запишите происхождения слова местоимение
Местоимения являются значимой частью речи. Они относятся к группе именных слов. Калька из латинского – «prōnōmen». Дословно данное слово переводится как ""вместо имени"". То есть данные слова употребляются вместо имени, чтобы обозначить какое - либо название, указав его в предыдущем предложение.
Определите общее понятие местоимения
Местоимения - являются самостоятельной незнаменательной частью речи, указывающей на предмет, признак либо количество, при этом не называя их.
Местоимения делятся на следующие разряды
- Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Данные местоимения показывают на людей, участвующих в беседе (я, ты, мы, вы), людей, не принимающих участия в разговоре, либо предметы (он, она, оно, они).
- Возвратные : себя. Данные местоимения показывают на равенство лица или предмета, являющегося подлежащим, лиц или предметов, названных словом себя. (Она себя не расстроит).
- Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Данные местоимения говорят о принадлежности предмета лицу или другому предмету (Это моя ручка. Её очень удобно использовать).
- Указательные : этот, тот, такой, таков, столько. Данные местоимения говорят о признаках или количествах предметов.
- Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной. Данные местоимения обозначают признаки предметов.
- Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Данные местоимения относятся к специальным вопросительным словам, обозначают лица, предметы, признак и количество.
- Относительные : являются такие же местоимения, как вопросительные. Также являются союзными словами.
- Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Данные местоимения говорят об отсутствии предметов или признаков.
- Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько. Также к данной группе относятся все местоимения, которые были образованы от вопросительных местоимений с помощью приставки кое- или суффиксов -то, -либо, -нибудь.
, вопросительные , относительные , указательные , определительные , отрицательные , взаимные и неопределённые .
Личные местоимения
лицо | ед. ч. , Падежи - им. (рд. , дт. , вн. , тв. , пр.) |
мн. ч. , Падежи - им. (рд. , дт. , вн. , тв. , пр. ) |
---|---|---|
1 л. | (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне) | мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас) |
2 л. | ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о
тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас) |
вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас) |
3 л. | он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о
нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) |
они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них) |
Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я , ты , мы , вы ). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он , она , оно , они ).
В некоторых языках есть также неопределённо-личное местоимение, заменяющее произвольного субъекта вне зависимости от пола - например, фр. on и нем. man .
Возвратное местоимение
Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале ).
Склоняется по падежам:
- себя (рд. , вн. падежи ), себе (дт. , пр. ), собой, собою (тв. ).
Литература
- Местоимение//Русский язык. - «Принтхаус »: Издательство «Астрель», 2003. - С. 3. ISBN 5-271-06781-5
Части речи | |
---|---|
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Местоимение" в других словарях:
МЕСТОИМЕНИЕ, местоимения, ср. (грам.). Название одной из частей речи слово, само по себе не означающее определенного предмета, или числа (в отличии от имени сущ., прил., числ.), но приобретающее такое значение в зависимости от данной речи (букв.… … Толковый словарь Ушакова
МЕСТОИМЕНИЕ, часть речи класс слов, которые указывают на лицо, предмет или признак, не называя их (он, это, такой и т.п.). По значению выделяются разряды местоимений, например в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительно… … Современная энциклопедия
Часть речи класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не называя его (он, это, такой и т. п.). По значению выделяются разряды местоимений, напр. в русском языке личные, возвратные, притяжательные, вопросительные,… … Большой Энциклопедический словарь
МЕСТОИМЕНИЕ, я, ср. В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия. Личные, возвратные, указательные… … Толковый словарь Ожегова
Местоимение - МЕСТОИМЕНИЕ (лат. pronomen). М ми наз. такие существительные (см.) и прилагательные (см.), которые не являются названиями самостоятельных предметов или определенных признаков предметов независимо от данной речи, а только указывают на… … Словарь литературных терминов
Класс: 4
Цель: познакомить с личными местоимениями
Задачи:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
- упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
- замене существительных местоимениями в речи;
- воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
- развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Ход урока
I. Организация начала урока.
У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Словарная работа
Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб.
На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик
- березы - (они)
- ученик - (он)
- девочка - (она)
- помидоры - (они)
- путешествие - (оно)
Что общего между этими словами? (Они все словарные)
III. Изучение нового.
- Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
- Какие еще местоимения встретили в предложениях?
- Какие слова они заменили?
Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)
Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.
Письмо по памяти.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они.
Запомните первые три строчки стихотворения.
Запишите их по памяти.
Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.
Сегодня мы исследуем эти местоимения.
Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)
Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)
(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)
Теперь нам надо распределить их по лицам.
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.
Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.
А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.
(заполняем таблицу слайд № 8)
Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.
(проверка)
Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)
При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.
Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)
Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)
Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)
Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?
(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)
IV. Закрепление
Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..
Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::,
В предложении бывают:::::::::::::::::..
Физминутка.
- Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
- Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
- Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
1. Загадки. (слайд № 10)
Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.
Утром -
Так заведено -
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар - птицей: (Солнце)А стемнеет - ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, -
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной. (Месяц)Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские... (Свинки)Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
2. "Четвёртое - лишнее"
Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)
- Он, она, оно, я
- Я, ты, они, он
- Ты, к, от, за
Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.
Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.).
3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"
Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.
Когда __(:) приедете?
__ (:) нарисую елочку.
Почему __ (:) улетают?
Куда __ (:) идешь?
Завтра __ (:) пойдем в кино.
Какую задачу __ (:) решает?
Проверка.(слайд № 12)
4. Экспресс-опрос "Местоимение".
1. Укажи местоимения 1-го лица.
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
Конец формы
IV. Итог урока.
Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.
Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)
Рефлексия "Светофор" (слайд № 15)
Ребята приклеивают на лист сигналы.
Домашнее задание.
С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.
Дополнительный материал.
Задания на смекалку.
- Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
- Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
- Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
- Шарада.
Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это? (Я - корь). - Ребус. 7 я (семья)
В нашем русском языке существуют отдельные слова, позволяющие исключать лишние тавтологии, при этом делая произношение более грамотным, красивым.
Здесь попробуем разобраться: что такое местоимения, какие они бывают, как правильно их сочетать с другими частями речи.
Что это такое местоимение
Под термином «местоимение» подразумеваются совершенно разные группы слов, имеющие различные грамматические, лексические формы, которые позволяют заменять повторяющиеся элементы абсолютно любого текста.
Стоит учесть: местоимение указывает не на конкретный предмет или признак, а на то, о чем говорилось в тексте до него.
Одним словом, термин как часть речи является самостоятельным словом, но не несет четкой конкретики. Оно может лишь указывать на то, о чем говорилось раньше.
Девочка Маша вместе с мамой отправилась в зоопарк. Она хотела увидеть высокого жирафа.
«Девочка Маша» – конкретно указывает на определенную девочку, «она» определяет признак прекрасного пола. А вот если в тексте говорилось про Машу, то «она» будет указывать на нее, у некоторых предложениях это местоимение более уместно, чем повтор имени девочки. Таких примеров можно привести множество.
Какие есть местоимения в русском языке
В зависимости от того, какие части речи, а также члены предложения они заменяют, выделяют несколько разрядов. Признаки, характерные для этих типов, и примеры приведены ниже в таблице.
Разряды местоимений
Разряды | Признаки | Примеры |
Личные | Указывают на конкретный одушевленный или неодушевленный предмет | я, мы (1-е лицо) |
ты, вы (2-е лицо) | ||
он, она, оно, они (3-е лицо) | ||
Возвратные | обозначают действие кого-то по отношению к себе | себе |
Притяжательные | показывают принадлежность к чему-либо или кому-либо | их, ваше |
Неопределенные | могут относиться к совершенно разным частям речи, но при этом не дают конкретного понятия | несколько, кое-что, нечто |
Указательные | указывают на определенный предмет, но не дают дополнительной информации | этот, тот, столько |
Отрицательные | показывают отсутствие признаков предмета | никто, ничто |
Вопросительные | задают безличный вопрос | Сколько? |
Относительные | связывающие элементы сложных предложений | который, что |
Определительные | обобщающие варианты, как правило, в предложении являются определением | всякий,
любой, каждый |
Как определить лицо местоимения? Пользуясь примерами из таблицы, а также принципами склонения по падежам, это сделать легко.
Как определить разряд
Алгоритм определения сводится к разбору предложений текста на грамматические основы, определение членов, которыми являются эти элементы. При необходимости нужно задать вопрос, определить, на что указывает искомое слово (пользуясь таблицей, соотнести его с разрядом).
Соотношение с другими частями речи
По соотношению с другими частями речи, варианты этой категории делятся на несколько видов.
Первые 4 класса отвечают на вопросы тех частей речи, к которым относятся искомые слова:
- местоимения-существительные;
- местоимения-прилагательные;
- местоимения-наречия;
- местоимения-числительные;
- местоимения — слова категории состояния.
К 1-ому относятся личные варианты этой части, ко 2-ому – притяжательные и некоторые относительные, ко всем остальным могут принадлежать разные разряды местоимений.
Грамматические признаки
Грамматика, а также правописание слов этой части речи определяется разрядом конкретного слова. Так личные и некоторые вопросительные местоимения хорошо склоняются. При этом они могут полностью изменяться.
Относительные употребляются без вопросов: являются своеобразным «мостиком» сложных предложений.
Синтаксическая роль
В предложениях местоимения могут быть как главными, так и второстепенными членами. Причем они чаще всего заменяют имена существительных и прилагательных, числительные, наречия, поэтому выполняют роль тех членов, которых заменяют.
Элементы этой части речи могут быть у предложения: подлежащими (он), определениями (чей? который?), дополнениями (тот).
Местоимения-числительные вместе с именем существительным могут быть одним членом предложения: подлежащим или дополнением.
Заключение
Таким образом, грамотное использование местоимений в своей речи придаст ей не только эмоциональность и красоту, но также покажет грамотность носителя русского языка.
В русском языке местоимение является самостоятельной частью речи, указывающей на признаки, предметы, количество, но при этом не называющей их. В таблице описаны различные виды местоимений по значению, а также варианты их соотношений с другими частями речи.
Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа, именительного падежа.
Примеры местоимений в словосочетаниях : он ответил, вы знаете, несколько яблок, каждый школьник, этот дом.
В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.
Какие бывают местоимения по значению?
Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.
Разряды по значению | Описание | Примеры |
Личные | указывают на предмет, лицо, явление | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они |
Притяжательные | указывают на принадлежность | мой, твой, его, ее, наш, ваш, их |
Возвратные | указывают на обращенность действия на себя | себя, себе |
Вопросительные | выражают вопрос | кто? что? чей? какой? сколько? который? |
Относительные | используются для связи частей сложноподчиненного предложения | кто, что, чей, какой, сколько, который |
Неопределенные | указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, число чего-либо | некто, несколько, кое-что, кто-либо, чей-нибудь и др. |
Отрицательные | указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака | ничто, ничей, никакой и др. |
Указательные | указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов | этот, та, тот, столько и др. |
Определительные | указывают на обобщенный признак | любой, каждый, всякий, иной и др. |
Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Соотношение местоимений с другими частями речи
По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений.
Грамматические признаки местоимений
В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Постоянные грамматические признаки :
- Разряд по значению;
- Лицо (только у личных).
Непостоянные грамматические признаки:
- Падеж;
- Число.
Синтаксические признаки местоимений
В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1336.