Мужской монастырь новый быт. Мужской монастырь свято-вознесенская давидова пустынь в чеховском районе. Храмы и Богослужения

Россия славится своими православными святынями. Одной из самых старинных является Вознесенская Давидова пустынь. Сегодня мы расскажем об истории ее возникновения, самом удобном способен добраться туда, а также о том, какие служения сегодня осуществляет один из самых древних христианских монастырей Подмосковья.

Где находится

Адрес Вознесенской Давидовой пустыни - Московская область, село Новый Быт, улица Молодежная, 7.

Село это находится в Чеховском районе и удалено от центра Москвы на 80 километров, если двигаться на юг. Исторически здесь отсутствовали какие-либо поселения, а местность представляла своеобразный пустырь. С появлением здесь монашеской обители появился небольшой липовый парк, а побережье реки Лопасни очень сильно преобразилось, но об этом позже.

Как доехать до Вознесенской Давидовой пустыни

По московским меркам расстояние между столицей и монастырем не очень большое, но чтобы его преодолеть придется потерпеть общественный транспорт и пару пересадок между метро, электричкой и автобусом.

Действие 1. Добраться до Чехова.

Для начала необходимо доехать до Курского вокзала в Москве и приобрести билет на поезда пригородного направления. Подойдет любая электричка Москва-Чехов. Средняя продолжительность дороги - 1-1,5 часа, а стоимость билета будет составлять около 200 рублей.

Также до районного центра можно добраться на другом общественном транспорте. От станции метро "Южная" каждые 15 минут отходит рейсовый автобус. Если воспользоваться им, то время в пути составит от 50 минут до 1,5 часов. Стоимость билета 70-150 рублей.

Действие 2. Чехов - Вознесенская Давидова пустынь.

Оставшееся расстояние можно преодолеть на автобусе №428. Выйти необходимо на остановке "Новый Быт".

История появления

Момент появления Вознесенской Давидовой пустыни датируется 1515 годом. Дата эта является достаточно спорной, так как единственное ее подтверждение - это запись в старинном монастырском документе - церковном синодике.

Церковные тексты имеют множество расхождений, что подвергает сомнению точную дату начала истории монастыря Вознесенской Давидовой пустыни.

Однако официальная версия такова - в начале XVI века православный миссионер Давид, который на тот момент уже был игуменом, а также славился своими способностями к исцелению, основал небольшую монашескую обитель в 20 километрах от города Серпухова. Чтобы доказать силу собственного духовного опыта, а также величие исповедуемого Бога, Давид высадил липовую аллею.

Интересный факт: липа не могла прижиться в данной местности. Почва, на которой стоит Вознесенская Давидова пустынь, насыщена известняком и белым твердым камнем. К тому же, по преданию, преподобный посадил ростки корнями вверх, чтобы соблюсти чистоту эксперимента. Затея эта была задумана в миссионерских целях, дабы доказать скептикам один из библейских постулатов о том, что если имеется вера с горчичное зерно, то и горы возможно двигать.

Как ни странно, задумка удалась. Липовая аллея поражала своей красотой и оставила свои следы, которые получилось найти спустя 500 лет с момента ее появления.

С тех пор и появился мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь.

Святой Давид - кто это

У историков и теологов вызывает много вопросов личность самого преподобного Давида, в чью честь и названа монашеская обитель.

Этот православный святой неизвестен большинству христиан, но его персона является достаточно интересной. Основатель Вознесенской Давидовой пустыни в Чеховском районе был выходцем из Вяземских князей и имел мирское имя Даниил. Его аристократическое происхождение и воспитание зародило в душе будущего чудотворца особую любовь к людям и стремление познания Бога. Он принял постриг и новое имя Давид.

Молодой монах стал хорошим духовным примером для других служителей. Он отличался добросердечностью, сильной любовью к Богу, непоколебимостью в постах и молитвах.

После 40 лет, проведенных в Боровской монашеской обители, Давид отправился в миссию по основанию собственной обители. Заручившись поддержкой еще двух иноков и захватив икону Богородицы, будущий святой основал Вознесенскую Давидовскую пустынь, состоящую из деревянного храма нескольких маленьких келий.

Точная дата смерти преподобного не сохранилась, однако большинство православных историков считают, что преподобный отошел в вечность через 5 лет после основания новой обители.

Величие и упадок

История Вознесенской Давидовой пустыни знала лучшие и худшие периоды своего существования. Историю монастыря вообще отличает цикличность существования со стремительными взлетами и таким же резким упадком.

  • В период Смутного времени обитель была разорена польскими и литовскими интервентами, что на 6 лет прервало работу крупнейшей православной обители.
  • Конец XVII века является настоящим рассветом Вознесенской Давидовой пустыни. Обитель получила льготы от царя. В собственности монастыря было несколько подворий, в том числе и в Москве, а также несколько крепостных дворов с большим количеством работников.
  • Следующий кризис наступил в период правления Императора Петра Великого. Его реформы лишили христианские церкви всех льгот, а также обязали платить в казну очень серьезный налог. В результате все сторонние владения, иконы и книги Вознесенской Давидовой пустыни забрали в государственную собственность.
  • Окончательная кончина обители произошла в период установления советской власти. В начале XX века в церковь пришла красная оккупация и большинство братии было убито. Те, кто избежал оков и расстрела без суда и следствия, бежали, пытаясь спасти свою жизнь от террора.

В результате действий новой власти монастырь превратился в склады, музеи и здание сельской администрации.

В селе Новый Быт появилась православная община, которой и передали для использования здания Вознесенской Давидовой пустыни. Конечно, не обошлось без сложностей. Одно из зданий религиозного назначения было занято поселковой администрацией. В 1992 году началась борьба за изгнание чиновников из монашеской обители, завершившаяся безоговорочной победой православной инициативной группы.

Возражения скептиков

С тех пор начался длинный путь реконструкции и ремонта древних знаний. Находятся критики, которые подвергали сомнению честность реставрационных работы. Дело в том, что ремонт производился за счет средств, которые жертвовали люди. Среди жертвователей находились и не совсем честные граждане, и политики с дурной репутацией, и даже открытые преступники. Несмотря на возмущение отдельных граждан, обоснованными недовольства признать нельзя, исходя из постулата: "не судите, да не судимы будете".

Архитектурный ансамбль

Сегодня монастырь полностью отреставрирован, Вознесенская Давидова мужская пустынь представляет собой комплекс из красивых и величественных храмов и зданий прикладного назначения.

В архитектурный ансамбль входят следующие строения:

  • Вознесенский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Спасский собор;
  • Всехсвятская церковь;
  • колокольня;
  • братский корпус;
  • надкладезная часовня;
  • настоятельский корпус.

Помимо прочего, на территории Свято-Вознесенской Давидовой пустыни можно найти несколько интересных памятников. К ним относятся:

  • памятник на могиле главы Чеховского района Г. М. Недосеки;
  • памятник на могиле генерала Д. С. Дохтурова;
  • могилы сподвижников пустыни.

Также при входе можно найти монастырскую гостиницу, где могут переночевать паломники или просто случайные путники.

Спустя 500 лет существования мужского монастыря Вознесенской Давидовой пустыни можно сказать, что обитель достигла своего расцвета. Отреставрированные здания храмов, пруд с лебедями, чистый парк - все это погружает в глубокие мысли, которые и должны приходить в таких местах.

Монастырь сегодня

В настоящее время монахи начали возрождать старые традиции социального служения. По мере своей возможности монастырь помогает и Чеховскому детскому дому, и районной больнице, и сельским школам, и детским садам.

Местный настоятель регулярно посещает городские мероприятия, где выступает и проводит беседы на духовные темы. Помимо прочего, монастырь регулярно отправляет посылки заключенным в места лишения свободы и принимает помощь от людей, желающих принять участие в таком социальном служении.

Обитель ждет тех, кто готов потратить свое время и силы на помощь ближнему своему, и принимает все формы поддержки. Помочь можно не только финансово. Есть длинный список предметов первой необходимости, которые отправляются в тюрьмы. Входят в них консервы, тетради, гигиенические принадлежности, книги и много чего еще. Помимо прочего, храмы нуждаются в постоянной поддержке. Любой, кто хочет отвлечься от суеты мира, может приехать в обитель и принять послушание на любой срок. Зачастую такая форма труда позволяет отдохнуть и привести мысли в порядок не хуже отпуска на морском берегу.

Мощи и святыни

Вознесенская Давидова пустынь представляет собой настоящую кладезь из разного рода православных святынь. Самой значимой, пожалуй, является кусочек металла, к которому прикрепляется частичка того самого гвоздя из Голгофского креста. Именно он использовался во время казни Иисуса Христа.

Помимо прочего, здесь можно обнаружить более чем две сотни мощей, обретенных не только в России, но и за ее пределами. Для тех, кто верит в целительную силу такой формы православных святынь, Вознесенская Давидова пустынь станет мощным источником в деле укрепления веры.

Все святыни доступны для прихожан и паломников. Самые первые мощи, которые остались от тела древнего еврейского пророка Елисея, имели такую божественную силу, что могли оживлять мертвых. Свидетельства этому отражены еще в Ветхом Завете, поэтому монастырь крепко держится за традиции прошлого, которые несут в себе христианское учение.

Время работы

Двери монастыря открываются в 7 утра, за 45 минут до начала первой литургии. Служения проводятся ежедневно утром и вечером. Для паломников доступны и ранние совместные молитвы, которые проводятся в 5 утра.

Расписание богослужений могут меняться время от времени, поэтому данную информацию лучше уточнять оперативно.

Православные христиане, которые мечтают погрузиться в атмосферу древнего верования, смогут провести здесь от нескольких дней до пары недель. Гостиница при храме принимает паломников в любое время года. Для тех, кто отправится в духовное путешествие с детьми, на территории монастыря доступна воскресная школа.

Занятия в ней заключаются в участии ребенка в Божественной литургии, духовных занятиях, изучении Священного Писания, знакомством с Житиями святых. Помимо прочего, для самых маленьких детей доступно множество кружков и секций совершенно разного направления.

Вознесенская Давидова пустынь - это настоящее средоточие неоднозначной и длинной истории. Вот уже 500 лет эти величественные храмы выдерживают гнет времени, ненастье погоды, злобу людей и исторические перипетии. И только благодаря крепкой вере и сильному духу верующих людей здесь хранится та самая робкая и одновременно величественная атмосфера православия.

Русская земля богата святыми местами. Одно расположилось в Чеховском районе Московской области в посёлке Новый быт. Называется оно Свято-Вознесенская Давидова пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVI века.

Мужской монастырь Вознесенская Давидова пустынь, Чеховский район

История Давидовой пустыни

Датой основания святого места считается 1515 год, когда преподобный Давид Серпуховский в сопровождении четырёх человек пришёл на берег реки Лопасня. Обратившись с молитвой к иконе Божьей Матери «Знамение», братья начали возведение первых построек.

Давид Серпуховский

Преподобный Давид являлся представителем древнего рода Вяземских. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Боровской монастырь. Его настоятель - преподобный Пафнутий - видя искреннее желание молодого человека посвятить жизнь служению Богу, уже через год постриг Даниила Вяземского в монахи. Приняв постриг, юноша получил имя Давид.

Духовным наставником монаха стал игумен Иосиф, занявший это место после смерти старца Пафнутия. В истории религии он известен как преподобный Иосиф Волоцкий - великий православный святой.

В результате конфликта с монашеской братией игумен Иосиф в сопровождении шести монахов покинул Боровской монастырь чтобы основать другую обитель. Давид остался и 40 лет прожил отшельником в монастырской келье.

Икона преподобного Давида Серпуховского чудотворца

Основание монастыря

В 60 лет монах Давид уходит из Боровска в сопровождении четверых сподвижников. В излучине реки Лопасня они основывают новую обитель, построив два храма - церкви Вознесения Господня и Святителя Николая - и кельи для монахов. Основатели монастыря получили личное благословение преподобного Иосифа Волоцкого, приходившего незадолго до кончины в обитель друга.

Пятнадцать лет руководил обителью её основатель. Известный своими способностями к исцелению, Давид Серпуховской и после смерти помогал страждущим, являясь к ним во снах. С 1602 года в церковных записях его стали называть преподобным, а с 1657 года чудотворцем.

Интересно! На монастырской территории сохранились следы липовой аллеи, которая, по преданию, была высажена основателем монастыря корнями вверх. Учёные отмечают, что это дерево не приживается на каменистой почве, содержащей большое количество мела. Но сила веры настоятеля и Божья помощь позволили саженцам прижиться в святом месте и вырасти.

Пустынь в царское время

Святая обитель за время существования переживала периоды подъёма и упадка. В 1619 году её разграбили и сожгли отряды гетмана Петра Сагайдачного. В царствование Михаила Фёдоровича Романова святое место возрождается к жизни, но доход, получаемый с небольших владений, не даёт монастырю обрести самостоятельность. В разное время он входил в состав Воскресенского, Новоиерусалимского, Чудова и Златоустовского монастырей.

Колокольня. Вознесенская Давидова пустынь

В монастырское подворье, располагавшееся в Москве, входили:

  • часовня у Арбатских ворот (с 1689 года);
  • владения на Ордынской улице (с 1664 года);
  • часовня Христа Спасителя у Москворецкого моста (с 1767 года).

В конце восемнадцатого столетия Свято-Вознесенская Давидова пустынь вступает в период расцвета: ремонтируются храмы и кельи, обновляются иконы, постоянно проводятся службы. На протяжении XIX века монастырь участвует в делах епархии и жертвует средства на благие дела в ней.

После большевистской революции пустынь приходит в упадок. Монахи подвергаются гонениям и репрессиям. Церковные ценности распродаются, иконы сжигаются, а постройки переходят в ведение светской власти. В них размещаются сельскохозяйственный техникум, администрация посёлка и клуб, склады и гаражи. Советская власть, стараясь уничтожить характерные особенности культовых построек, разрушила купола храмов, уничтожила погост и сломала монастырскую ограду.

Возрождение обители в новое время

В 1992 году началось возрождение святого места. В посёлке Новый быт образовалась православная община, совершавшая коллективные молитвы в храме Всемилостивого Спаса. Официально пустынь возродилась в 1995 году. По решению Святейшего Синода настоятелем обители стал иеромонах Герман.

Интерьер собора во имя Всемилостивого Спаса в Давидовой пустыне

Монахи при помощи простых мирян и меценатов восстановили Свято-Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня в ней постоянно живут 12 монахов. Настоятелем является игумен Сергий.

В храмах монастыря постоянно проводятся литургии. А также проводятся экскурсии для групп паломников.

Архитектурный ансамбль

На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.

Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.

В центре Свято-Вознесенской Давидовой пустыни расположены следующие строения:

  • Вознесенский собор;
  • Спасский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Церковь Всех Святых.

Кроме культовых строений, на территории пустыни расположены братские корпуса и воскресная школа. Выделяется насыщенным жёлтым окрасом здание корпуса настоятеля. На кладбище захоронены монахи, представители дворянских родов, люди, участвовавшие в восстановление обители.

Святыни и реликвии

Главная святыня хранится в Знаменской церкви. К мощам преподобного Давида Вознесенского приходят поклониться и помолиться о помощи верующие люди. В этом же храме хранится икона Пресвятой Богородицы «Знамение», с которой основатель обители пришёл на берег реки Лопасня и ковчег со 150 частицами мощей православных святых. В алтаре храма находится частица Гвоздя, которым был распят Спаситель.

Престольный праздник обретения мощей Давида Серпуховского в Вознесенской Давидовой пустыни

В Спасском храме располагаются ковчеги с частицами одеяний Иисуса Христа и Богоматери. Никольский храм хранит фрагменты мощей Матроны Московской, Сергия Радонежского, апостолов Марка, Матфея и Луки.

В обители собраны более 200 частиц святых мощей.

Внимание! Полное описание всех реликвий можно увидеть в официальных изданиях Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.

Престольные праздники

Святая обитель считает своими престольными праздниками следующие даты:

  • 2 и 31 октября, 23 мая - дни памяти преподобного Давида;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря - память Николая Мир Ликийского;
  • 10 декабря - праздник иконы Божией Матери «Знамение»;
  • 14 августа - праздник Спаса Всемилостивого;
  • 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы;
  • первое воскресенье после Святой Троицы - День Всех Святых.

Как доехать до обители

Свято-Вознесенская Давидова пустынь расположена по адресу: Московская область, Чеховский район, село Новый Быт.

Приехать в это уникальное место можно на общественном и частном транспорте. Любителям передвижения на автомобиле, необходимо двигаться по Симферопольскому шоссе в южном направлении до поворота на Каширу, а затем следовать информации дорожных указателей. Поездку в монастырь на общественном транспорте начинают с Курского вокзала, с которого отходят электропоезда в направлении Тулы, Чехова и Серпухова. Доехав до города Чехов, пересаживаются в автобус, следующий по маршруту No 36 до посёлка Новый Быт.

Обитель расположена на окраине посёлка и хорошо видна со всех сторон.

Совет! Первое путешествие в святую обитель лучше провести в виде экскурсии, которую проводит профессиональный гид. В программу такой поездки у большинства туристических фирм входит посещение самого монастыря и его подворья в селе Талеж, известного чудодейственным святым источником.

Не следует забывать, что визит в святое место не является увеселительной прогулкой. Одеваться в такую поездку необходимо скромно и в соответствии с требованиями обители.

Обязательно нужно взять с собой фототехнику. Съёмка на монастырской территории разрешена только с разрешения настоятеля. Но снять хорошие кадры можно и из-за ограды.

Чтобы сформировать впечатление о масштабах работ по восстановлению, проведённых в обители в девяностые годы, обязательно задержитесь около фотографий монастыря до начала реконструкции.

Совет! Читая перед поездкой отзывы других туристов и осматривая монастырский некрополь, помните «не судите, да не судимы будете».

Вознесенская Давидова пустынь

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, одержимые плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более , среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. Православные люди приходили сюда, чтобы испить живительной влаги, которая освящалась по молитвам прп. Давида – покровителя нашей земли Лопасненской, ходившего на родник из пустыни пешком. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни. Всякий, побывавший в этом святом месте, уходит утешенный и уносит с собой частицу благодати Божией, которая обильно передается через причащение и омовение святой родниковой водой из источника прп. Давида.

    Als vor einigen Wochen in der russisch-orthodoxen Gemeinde hier in Schwerin (im Nordosten Deutschlands) Konzerte des Chores Dershava angekündigt wurden, sind unsere Familie und Freunde gespannt und voller Freude in den hiesigen Dom gegangen. Es wurde ein großartiges Ereignis!
    Der gerade aus Moskau und über Berlin angereiste Chor füllte mit seinen herrlichen Stimmen den hohen, gotischen Raum zur Ehre Gottes. Es war für uns beeindruckend, wie von verhalten-innig bis hin zu gewaltig-prächtig die Künstler die kirchlichen Gesänge vortrugen und uns derart fesselten! In den Zeiten von CD´s und youtube und so mancher hochwertiger Technik für Audiophile war es großartig, diese besondere Stimmung des Konzertes in uns aufnehmen zu können. Mehr „live“ ging nicht. So war das Kirchenschiff erfüllt von Klängen und Nachklängen, die für mich von zeitloser Schönheit waren.
    Am Folgetag gab der Chor anlässlich der Neueröffnung eines neuen Gebäudes der hiesigen Volkshochschule ein zweites Konzert. Dieses beinhaltete Volkslieder und weltliche Weisen. Hier waren für uns überwiegend deutsche Hörer Kraft und Schönheit der russischen Sprache förmlich zu spüren.
    Ich möchte dem Chor für sein Geschenk der besonderen Stunden sehr herzlich danken, und dies um so mehr, weil er vor kleinem Auditorium so beeindruckend auftrat!
    Sollte es irgend möglich sein, so möchte ich bei einem hoffentlich nächsten Mal mit meinem Vater gemeinsam diesem großen Ensemble lauschen.

    Bis dahin bestärkt mich ab und an ein kleines Video, welches ich auf meinem Handy bei mir trage. Es gibt das wunderschöne „Mnogoje leta“ wieder, welches in der kleinen russischen Holzkirche hier vorgetragen wurde.

    Ich wünsche allen Chormitglieder Gottes Segen, alles erdenklich Gute und natürlich auf „mnogoje leta“!

    Когда мы узнали в нашей церковной общине города Шверина (на Севере Германии), что к нам приезжает Хор Держава, моя семья, друзья и я с радостью и нетерпением пошли в наш городской собор. Выступления хора превзошло все oжидания!
    Голоса монахов, которые только что прилетели из Москвы, без отдыха, прямо с дороги – наполнили своими чудусными голосами готический зал собора в Честь и Славу Бога! Это ошеломляющее, от чуственно-сдержанного до мощно- великолепного-церковное песнопениe, просто заворожили нас…
    Учитывая сегодняшнии тендеции – High Tech for Audiophilie – было просто восхитительно наслаждаться этим особенным настроением концерта. Еще больше “live” было просто невозможно…
    На следующий день состоялся второй концерт в вечернем народном университете. Мы, немецкие слушатели наслаждались красотой русского языка при исполнении русских народных песен.
    Я хочу хор поблагодарить за этот подарок!
    Я надеюсь, бог даст, при следующей возможности посетить ваш концерт вместе с моим отцом.
    Я желаю всем членам хора Божьего Благословления и всего самого хорошего и конечно на “многие лета”

    Нильс Экхарт

    Благодарим отца Сергия и хор Вознесенской Давидовой Пустыни “Держава”, за помощь в организации финального матча команды “Чеховские Медведи” в Чемпионате России по гандболу.
    Выступление хора стало одним из самых запоминающихся открытий домашних матчей нашего клуба.
    Будем рады дальнейшему сотрудничеству.

Совсем недалеко от Москвы близ современного Чехова находится одна из древнейших и красивейших православных обителей России, которая уже переступила рубеж своего пятисотлетнего существования, — Давидова пустынь. Монастырь это мужской, основан в начале 16-го столетия (1515 г.), и с тех пор претерпел подъемы и упадок, разорение и процветание. Но свеча молитвы здесь никогда не угасала.

16 век – это период расцвета русского монашества. Время духовных дискуссий, бесед, мнений. Но несмотря на знатность имен Пафнутия Боровского, Иосифа Волоцкого, известность монастырей, ими созданных, приходится по крупицам восстанавливать летопись прославленных обителей.

Слишком много было утрачено. Лихие годы войн, смут и революций не миновали и монастырь Давидова пустынь. И вот, что удивительно, она не так известна, как Свято-Троицкий монастырь или Оптина пустынь, но кого не спросишь, о ней знают все, особенно о святом источнике преподобного Давида.

Важно! : правильная подготовка и проведение таинства.

Давид – достойный ученик преподобных Пафнутия и Иосифа Волоцкого. О жизни преподобного нам известно немного. В былые века семьи преимущественно были многодетными, даже у князей и бояр. Кого-то одного из детей воспитывали так, чтобы ребенок в дальнейшем посвятил свою жизнь служению Богу и мог молиться за весь род. По преданию Даниил (преподобный Давид) происходил из знатного княжеского рода, предположительно, Вяземских.

Ушел в монастырь в юном возрасте, был учеником отца Пафнутия Боровского и получил монашеское имя Давид. Он удостоился дружбы преп. Иосифа, известного основателя Иосифо – Волоцкого монастыря. И даже стал его сомолитвенником.

Именитые и духоносные старцы были учителями преп. Давида: Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Нет, не искали земной славы, наоборот, стремились к уединению, тишине и молитве.

Пафнутий Боровский даже и женщин в монастырь свой не пускал, дабы те красотой лица и любопытностью не отвлекали монахов от их постоянного занятия, уединения и молитвы. Эта созерцательность и отрешенность от мира святого Давида и до нашего времени покрывает его обитель от просто любопытных взоров.

Почему Давид покинул Боровскую обитель неизвестно. Это тоже личная тайна инока, как, впрочем, многое в его жизни. Но пришел святой сюда, на место нынешней обители, примерно в мае 1515 года с одной лишь иконой «Знамение», сопровождаемый всего лишь несколькими братьями из насельников бывшего монастыря. И возвел церковь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

Внимание! Сейчас в Давидовой пустыни на этом месте высится огромный каменный Вознесенский собор.

К собору с севера примыкают храм во имя святителя Николая Чудотворца и церковь Божьей Матери «Знамение». Этот архитектурный ансамбль занимает центральное место среди всех монастырских построек.

Основание пустыни

Давид пришел на место будущей монашеской обители всего спустя 6 лет, как эта территория освободилась из-под власти литовцев. Раньше она была частью Литвы, но князь, владеющий этой землей, в 1509 году перешел в подчинение Москвы.

Литовцы, конечно, не хотели так просто отдать большой кусок земли, воевали за него постоянно. Местность эта была часто разоряема, и ее жители требовали не только духовной помощи, но и материального попечения со стороны монастырской братии.

С деятельностью преп. Давида связывают не только возведение монастырских храмов и других построек, но и насаждение липовой аллеи за оградой пустыни. Предание гласит, что преподобный приносил из близлежащего леса липы и сажал их корнями вверх недалеко от монастыря. Делал он это на виду у монастырской братии и окрестных жителей, чтобы те утвердились в вере. Чудо по воле Господа совершалось, и деревья приживались.

Прихожане давали в обитель пожертвования, приносили плоды своих трудов. Насельники обители также непрестанно трудились. В те водоемы, пруды, которые находились на территории монастыря, опускались бочки с огурцами, различными соленьями. А в зимний период все это раздавалось нуждающимся, тем, кто приходил с просьбой о помощи. Обитель всегда делилась с людьми все тем, что у нее было, не оставляя никого голодным. Святого Давида прозвали в народе отцом-кормильцем.

Упокоилось многотрудное тело преп. Давида 19 сентября 1529 года. Незадолго до его кончины святого посетил светильник веры православной Иосиф Волоцкий. Эта встреча запечатлена на настенных фресках одного из храмов обители.

Скромная деревянная часовенка, построенная над могилой святого, напоминала всем о вечности. Сейчас над мощами преп. Давида Серпуховского и Лопасненского возвышается каменный храм, посвященный одной из самых почитаемых на Руси икон «Знамение».

Семнадцатый век

Давидова Вознесенская пустынь была хорошо известна русским царям и их домочадцам, которые никогда не оставляли обитель своей милостью. Особенно любил Вознесенскую пустынь сам царь Иоанн Васильевич Грозный. Он даже на свои личные средства начал постройку первого каменного собора в честь Вознесения Господня, не взяв из казны ни копейки на это. Наслышан о подвигах преп. Давида, царь выдал грамоту обители на владение вотчинами, рыбными ловлями, различными угодьями. Это был расцвет пустыни.

Со всей Россией пережила обитель и безвременье Великой смуты, и ее последствия. Чудом уцелевшая в 1612 году, она была полностью разорена и опустошена лихими людишками атамана П. Сагайдачного. Его отряд, состоявший из запорожских казаков и литовцев, разграбил тогда многие храмы и монастыри Московии.

Через несколько лет царь возобновил грамоту и льготы, дарованные монастырю Иоанном Грозным. И обитель начала оживать, подниматься из руин и пепелища. Расцветала пустынь, расцветали и окрестные деревни. В монастырские храмы приходили не темные мужики да бабы, а грамотный, разбирающийся в Священном писании и литургии народ, который просвещали и обучали монахи.

Восемнадцатый век

Наступал 18 век, который почему-то называют временем просвещения и гуманизма. Однако это время стало тяжелейшим испытанием для всей православной церкви, и, особенно, ее духовных твердынь – святых монастырей.

Петр 1 очень не любил монахов, потому что считал их бездельниками, тунеядцами. Он же издал указ, по которому идти в монастырь можно было только инвалидам, калекам да старикам. Эту борьбу с монашеством начал еще его отец, Алексей Михайлович (Тишайший). Петр 1 явился активным продолжателем его дела, стал неудержимым борцом против церкви, так не мог воспринимать дух православный никаким образом.

Каким только бедам не подвергался Мужской монастырь, Вознесенская Давидова пустынь:

  • периодически лишалась самостоятельности,
  • приписывалась к другим монастырям,
  • лишалась содержания.

В итоге обитель оказалась разоренной еще хуже, чем в Смутное время. Но именно в это время каким-то чудом над гробом преп. Давида вместо деревянной часовни была выстроена каменная колокольня усилиями благотворителей обители.

Девятнадцатый век

Благодатнейшее для Свято –Вознесенской пустыни время было связано с митрополитом Крутицким и Коломенским Платоном. Святитель был ревностным почитателем преп. Давида и сторонником строгого монастырского общежития. В обители был заведен новый порядок богослужений, жития, что сразу же сказалось на духовном возрастании братии.

Но грянул 1917 год. Черное время для всей России. Многие храмы и монастыри были разрушены с такой жестокостью, как будто с лица земли хотели стереть всю память народа о своих предках, о своей вере и о своем наследии. Страшное время пережил монастырь, — полное запустение и разруху. И казалось, что обитель никогда уже не возродится для монашеской жизни.

Но в 1992 году маятник истории качнулся в обратную сторону. Жители поселка Новый быт (Чеховский район) образовали православную общину, и ей власти передали соборы и храмы монастыря. В обитель вернулись монахи. В Знаменском храме над мощами прп. Давида, покоящимися под спудом, появились первые розы. Так было положено начало возрождения Вознесенской Давидовой пустыни.

Современная жизнь обители

Уже при подъезде к монастырю открывается взору неповторимая картина:

  1. В ряд стоят несколько разноцветных церквей с прекрасной златоглавой колокольней. Поклониться мощам святого сегодня в обитель приходят тысячи паломников.
  2. Ежедневно здесь совершаются литургии, воспитываются дети, окормляется детский сад поселка, ведется большая социальная работа на приходе.
  3. Монахи монастыря несут слово Божье через школу искусства, детский дом, общеобразовательную школу, техникум.
  4. Игумен монастыря Сергий большое внимание уделяет социальной работе, и в первую очередь, поддержке молодого поколения.
  5. Иноки помогают малоимущим семьям, выпускникам детского дома, которые создают молодые семьи.

Отец Сергий и братия монастыря делают очень много в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Монашествующие сделали ремонт детского сада. Отец Сергий присутствует на всех детских праздниках, близко общается с детьми. Воскресную школу, находящуюся в обители, постоянно посещают до 25 детей. Они здесь развиваются, в чем опережают своих сверстников из общеобразовательной школы.

Внимание! Узнать адрес обители, ее описание и фото, расписание богослужений можно, зайдя на официальный монастырский сайт в интернете.

Святой источник

На подворье Давидового монастыря в селе Талеж есть святой источник, первые упоминания о котором относятся к 1265 году. Люди приходили сюда во все времена, веря в целебную силу святой воды и благодать этого божьего места.

В правление Екатерины Второй владельцем окрестных земель был граф Владимир Орлов, который в начале 17-го века возвел здесь храм Рождества Пресвятой Богородицы, не сохранившийся до наших дней. Поскольку здесь стояла церковь, люди приходили сюда, чтобы крестить детей, венчаться, отпевать умерших родственников. После разрушения обители поток посетителей этого святого места не прекратился, несмотря ни на что.

В советские времена к источнику очень часто приезжали молодожены. Тогда не было выстроено архитектурное великолепие, что можно видеть на территории обители сегодня. Но было верующими не раз замечено, что источник помогает при проблемах с чадородием. По молитвам прп. Давида люди, которые испили святой воды или окунулись в нее, получают разрешение своей затруднительной ситуации.

После советского периода запустения в 1996 году источник почистили, облагородили окружающую местность. Владыка Ювеналий освятил его во имя прп. Давида. В 2005 году это место преобразилось благодаря средствам и усилиям жертвователей. Но каково бы ни было обрамление источника, его воды по вере и молитве несли и несут исцеление приходящим сюда исцеление, а иногда призыв к покаянию.

Внимание! Хорошо всем известна история, когда одна женщина, сделавшая в свое время аборт, подошла к купели и увидела в воде на самом дне маленькую девочку. Она в ужасе выбежала оттуда. Подбежала к монаху, который первый встретился ей на пути, и спросила, как ей покаяться и что нужно для этого сделать.



mob_info