Социально значимые качества личности их социальная детерминация. Личность система социально значимых качеств индивида мера овладения. Список использованной литературы

Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности?

    Самосознание - Оно представляет собой выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий. Это означает осознание самого себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними. Самосознание выражается в том, что личность воспринимает и понимает тождественность самой себе в прошедшем, настоящем и будущем, а чем органичнее связаны между собой эти три модуса бытия личности, тем социально развитее, богаче и интереснее для других становится данная личность.

    Самооценка - Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная и значимая функция самооценки -регуляция поведения личности. Весь опыт, все поступки и проступки, все окружавшее человека в течении его жизни суммируется, когда индивид пытается ответить на собственный вопрос: какой же Я? Ответить на этот вопрос не так уж и просто, да и не каждый отважится откровенно признаться в том, какой же он на самом деле и насколько отличается от того, каким хочет казаться другим. Но только таким путем можно решить жизненно важную проблему: каким нужно быть, а не казаться. А это означает: самооценка может и должна привести к самокоррекции своих поступков. Такое действие не проходит без сомнений и конфликтов с самим собой. Но если эти сомнения и конфликты преодолены, человек может с гордостью сказать о результате своего действия: «Это сделал Я». Но он же (в том случае, если не исправился сам собой) способен произнести с укором «Неужели это сделал Я?» или, еще горше- «Что же я наделал?», или: «Ах, зачем я это сделала?» Таким образом, самооценка - это своего рода проекция «Я» реального на «Я» идеальное с помощью образца, эталона, идеала и т.п.

    Активность - т.е. способность человека самостоятельно и энергично производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве. Самое концентрированное воплощение активность получает в так называемой сверхнормативности, т.е. в совершении деятельности, которая не является строго обязательной по существующим в обществе или группе (общности) нормам, но вытекает из понимания личностью своего долга, призвания и т.п. Выдающимся проявлением сверхнормативности является титанический четырехлетний труд выдающегося художника Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи над портретом знаменитой Джоконды.

    Интересы - Они выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности личности, подталкивающего личность к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, целями, представлениями. Человек чаще всего с охотой занимается тем, что его интересует и старается уходить от того, что не входит в круг его интересов.

    Направленность - Она представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится. Поступки человека как субъекта социальной деятельности всегда направлены на достижение вполне определенной цели. Если эта цель имеет принципиально важный для личности характер, она предопределяет ее активность в определенном направлении даже в тех случаях, когда социальная ситуация мешает достижению данной цели, вследствие чего приходится изменять ситуацию и преодолевать препятствия. Именно в таких ситуациях и проявляются характерные особенности направленности личности. Например, деятельность В.И. Ленина и его ближайших сподвижников (Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина и др.) была направлена на свершение социалистической революции, и эта направленность побуждала их преодолевать все препятствия, идти на любые жертвы во имя достижения поставленной цели.

    Убеждения - представляют собой личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением. Различаются нравственные, научные, религиозные и иные убеждения. Когда хотят охарактеризовать какого-либо человека, нередко говорят: «он - убежденный холостяк» или «Главное для него - его религиозные убеждения».

    Установка - это такая социальная характеристика личности, которая выражает ее готовность к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение поставленной цели. Например, установка Александра Македонского и Наполеона состояла в совершении завоевательных походов, на такой ориентации деятельности были сконцентрированы основные устремления и энергетический потенциал их личностей.

    Ценностная ориентация - это совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. В ценностных ориентациях находит выражение предрасположенность личности к определенному восприятию условий жизни и деятельности, а также к определенному поведению в долгосрочной перспективе. Поэтому они выполняют роль опорных пунктов в принятии личностью важных решений. Различают целевые ценностные ориентации, выражающие важнейшие цели, идеалы, смысложизнен-ные ориентиры (счастье, здоровье, личная свобода, творчество и др.) и инструментальные, запечатлевающие одобряемые в обществе или социальной группе средства достижения целей (профессиональная подготовка, самообразование, удача и т.п.).

    Идентичность - это такое социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального, взаимодействующего с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации- процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. группой (Я- белорус, Я- студент, Минчанин, Я - православный и др.).

Социальные качества личности представляют в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии.

Помимо общесоциальных качеств, охарактеризованных выше, личность в процессе своего развития и деятельности приобретает и реализует социальные особенности, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются взаимодействующие с ней индивиды. Известный американский социолог Маргарет Мид во время исследований, проведенных в середине 30-х годов XX века в Новой Гвинее, установила, что среди племени арапешей идеальными чертами личности как для мужчин, гак и для женщин считались мягкость, неагрессивность, кооперативность, пассивность, что по ее утверждению, являлось результатом мягкого воспитания детей своего пола. Наоборот, для другого племени - мундугумор типичными чертами личности оказались агрессивность, озлобленность, подозрительность и жестокость Такие черты сформировались по-юму, что это племя состояло из каннибалов, которые могли поедать не только людей чужого племени, но и своих соплеменников. Воспитание детей в этом племени было очень суровым, их часто били и отцы и матери, превращая их тем самым в маленьких монстров, которые, по словам М. Мида, вырастали во взрослых монстров. Результаты этих исследований, хотя выводы из них и были подвергнуты серьезной критике, привели к пониманию того, что и в развитых сообществах многие социальные черты личности формируются особенностями ближайшего социального окружения.

В дальнейшем было установлено, что на формирование социальных качеств личности оказывают сильное детерминирующее влияние особенности профессиональной, этнической, территориальной, религиозной общности, в которой действует данная личность. Например, в среде профессиональных военных культивируются такие черты личности, как мужество, целеустремленность, храбрость, агрессивность, напористость, неприхотливость к внешним условиям жизнедеятельности.

Все охарактеризованные и иные социальные качества личности реализуются неразрозненно, а во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность есть система социально-значимых качеств, характеризующих индивида как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.

Итак, социологический анализ выделяет в личности ее социально-типические качества, составляющие в своей совокупности и функционировании целостную, устойчивую и динамически развивающуюся личностную систему. Только такая системность и целостность превращает личность в активно действующего субъекта социальных отношений и взаимодействий. Сама же активная деятельность личности в качестве субъекта социальных процессов становится возможной только благодаря овладению культурой, социальными нормами и правилами, стандартами поведения, которые наличествуют в обществе и определяют в решающей степени траекторию развития личности.

Личность-явление социальное. Она тесно связана со временем и выражает все, что есть в человеке исторического.

Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность - это человеческий индивид, выступающий как субъект сознательной деятельности и отношений. Можно сказать, что личность - это целостность, интегрирующая все психические процессы, свойства и состояния. Психические особенности личности проявляются и формируются в поведении, действиях и поступках личности, т.е. личностью становятся.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

Исследование социальных качеств личности имеет весьма солидную традицию, как в общей, так и в социальной психологии. Начиная c перечисления различных социальных качеств личности через описание их структуры, социальная психология пришла к выводу o необходимости понимания системы качеств личности. Но принципы построения такой системы до сих пор не вполне разработаны. B общем плане решение содержится, в частности, в работах А.Н. Леонтьева. Рассматривая саму личность как системное качество, он полагал, что такой подход должен диктовать психологии и новое измерение для исследования личности, "это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им?" Можно, очевидно, построить систему качеств личности, расположив их в соответствии с этими основаниями. Но более подробный ответ на вопрос можно дать, только изучив проявления личности в тех реальных группах, в которых и организуется ее деятельность.

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия.

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания. Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Н.И. Монахов выделил социальные качества, которые могут быть сформированы у младших школьников.

  • 1. Товарищество - близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах; отношения между людьми, основанные на общности их интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии.
  • 2. Уважение к старшим - почтительное отношение, основанное на признании их достоинств. Уважение - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности.
  • 3. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  • 4. Честность - искренность, прямота, добросовестность и безупречность; моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед др. и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав др. людей на то, что им законно принадлежит.
  • 5. Трудолюбие - любовь к труду. Труд - работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо. Трудолюбие - моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления - трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника. Как социальное качество личности трудолюбие является одним из выражений ее положительного отношения к труду, которое в психологическом плане предполагает: потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда.
  • 6. Бережливость - бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность; моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности.
  • 7. Дисциплинированность (организованность) - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
  • 8. Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость; внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности.
  • 9. Любовь к прекрасному (эстетическое развитие) - постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам
  • 10. Стремление быть сильным, ловким - настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

Основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

1.1. Понятие личности. Ее свойства и характеристики

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу разработки новых технологий воспитания, способных инициировать процесс саморазвития, самоорганизации и самореализации личности.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, психологического, социологического знания; ею занимается этика, педагогика, и другие науки. В этих науках существуют различные подходы к определению личности.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности .

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, или общности. И.С. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты .

В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире .

Д.А. Белухин дает следующее определение: личность есть устойчивая система индивидуальных социально-значимых черт человека. Он считает, что ключевым словом в определении является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые черты - это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем .

Л.И. Божович считала, что человек, являющийся личностью способен управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеется иерархия в одном определенном смысле, а именно, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, значит субъект способен к опосредованному поведению. Ведущие мотивы - социально-значимые, то есть они социальны по своему происхождению и смыслу. Они заданы обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая характеризуется, в конечном счете, мировоззрением человека .

Определяя личность, С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть, те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности»

А.В. Петровский пишет, что, появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Индивид, личность, индивидуальность. Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и идиота, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека внутри социальной группы создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность

Личность - это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом .

К социально-значимым качествам, по мнению С.Л. Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности.

В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О. Гапонов, Т.А. Бурцева, Н.Б. Русских и др.).

Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.

Таким образом, можно сделать вывод, что человеческой личности посвящено множество научных теорий, и с каждым днем она привлекает к себе все больше новых специалистов и исследователей. В социологии важнейшей проблемой является вопрос о месте и роли человека в обществе, в возникновении, воспроизводстве и изменении его как личности, т. е. как субъекта социального действия. Несомненно, образование в школах, должно давать ребенку развиваться как личности, выдвигать свои теории и идеи, а роль преподавателя направлять и подсказывать как необходимо поступать или какое решение принять. Итак, все вышесказанное позволяет заключить, что среди людей столько неповторимых существ, столько «личностей», сколько неповторимых внешних обликов. Слово «личность» несет в себе как бы следующий тезис: индивидуальность человека, его неповторимость связана с его индивидуальным внешним ликом, обликом .

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются, прежде всего, в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете, его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье, от образования в школе (и средней, и высшей) определенного типа; членства в общественных и политических организациях.

Необходимо ответить, что не последнюю роль, а может быть одну из первых в формировании и становлении человека как личности играет школа.

Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования.

Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998

Д.А. Белухин Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10


;color:#000000">Социология личности

;color:#000000">

;color:#000000">Социологическое понятие личности

;color:#000000">Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

;color:#000000">Необходимо различать такие понятия, как «личность», «индивид», «человек». Когда мы говорим о личности, то как бы выделяем из обшей социальной структуры один из ее элементов. Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свойственных всей социальной структуре (социальной общности). Можно сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

;color:#000000">Человек — это один из представителей человеческого рода. Говоря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых организмов из массы других организмов. Человек, не обладающий социальными качествами, не является личностью.

;color:#000000">Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то понятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выделить социальные качества конкретного человека.

;color:#000000">Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

;color:#000000">Человек становится личностью, приобретая социальные качества в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить социальные качества (например, психически больной) или не имеет такой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой человек не является личностью.

;color:#000000">Типологизация личности. Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости. В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся, существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

;color:#000000">Социальный тип личности — это обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность (например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.).

;color:#000000">Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

;color:#000000">

;color:#000000">Структура личности

;color:#000000">К числу важнейших компонентов в структуре личности относятся: сознание, культура, деятельность, а также социальные статусы и социальные роли. Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.

;color:#000000">Сознание — это способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно-историческому существу.

;color:#000000">Сознание позволяет индивиду накапливать знания, опыт, усваивать социальные нормы, ценности, стандарты поведения, т. е. все, что необходимо для социализации и включения индивида в социальную жизнь общества. Оно способствует адекватному восприятию индивидом существующей действительности, осознанию собственного «я» и нахождению своего места в социальной структуре, а также самооценке и самоконтролю в любых жизненных ситуациях.

;color:#000000">Сознание формируется в процессе социализации индивида. По сути это результат социальных отношений и деятельности. Сознание позволяет человеку аккумулировать накопленный опыт, создавать идеальные образы будущего, находить наиболее эффективные пути удовлетворения своих потребностей, передавать накопленную информацию другим людям.

;color:#000000">Культура (в социологии) — это совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в материальных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, картинах, книгах и т. д.). Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений. При этом каждое последующее поколение как бы стоит на плечах предшественников, т. е. опирается на уже созданную культуру, а не начинает свое развитие с «чистого листа», как это происходит у животных.

;color:#000000">Культура личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию, уровнем развития ее индивидуальных способностей. Деятельность — это способ и условие существования общества, специфическая (социальная) форма отношения к окружающему миру. Суть деятельности заключается в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека. Она обладает такими чертами, как осознанность (целеполагание), продуктивность (производство чего-либо), общественный характер.

;color:#000000">Животные для поддержания своей жизнедеятельности потребляют лишь то, что находят в природе. Человек же, в отличие от животных, способен сам создавать новые, не встречающиеся в природе виды продуктов. Поэтому деятельность присуща только человеку, который в процессе своей эволюции создает и совершенствует орудия труда и способы производства.

;color:#000000">

;color:#000000">Социальные статусы и социальные роли личности

;color:#000000">Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязываетврача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

;color:#000000">Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

;color:#000000">Статусы бывают предписанными — приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным илидостигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

;color:#000000">Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других — с семейным положением, для третьих — с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

;color:#000000">Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

;color:#000000">Социальная роль — это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители — родительских прав и т. д.

;color:#000000">Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность кролевым конфликтам. Например, работающей женщине-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

;color:#000000">Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей. Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других — оба считатюся равнозначными. Например, роль короля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

;color:#000000">Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно — неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

;color:#000000">Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других — считается чуть ли не показателем состоятельности мужчины. В одних культурах многодетность считается нормой, в других — исключением. С учетом культурных традиций и социальных приоритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

;color:#000000">

;color:#000000">Социализация личности

;color:#000000">Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируютсясоциально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

;color:#000000">Формирование личности возможно только в человеческом обществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три—шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

;color:#000000">История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способность усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

;color:#000000">Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и пол влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности пенятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, щколы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

;color:#000000">От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

;color:#000000">Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов — девиации.

;color:#000000">Девиация (от лат. devistio — отклонение) — отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (преступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает индивидуальной и групповой.

;color:#000000">Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить — «в семье не без урода».

;color:#000000">Групповая девиация — более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не нарушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества — наглядное проявление групповой девиации.

;color:#000000">Групповая девиация — это своего рода показатель того, что существующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как должное или неизбежное. В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник — как образец для подражания.

;color:#000000">Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие — четыре (3. Фрейд); третьи — восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в детали дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте — формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте — соответствовать общепринятым стандартам; в старости — сохранять достигнутый ранее социальный статус.

;color:#000000">В процессе социализации личности можно выделить два качественных уровня, два этапа — социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

;color:#000000">Социальная адаптация — это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

;color:#000000">Интернализация (от лат. ;color:#000000" xml:lang="en-US" lang="en-US">internus ;color:#000000"> — внутренний) — процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я — шахтер; мы — русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).

;color:#000000">Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.

;color:#000000">Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

;color:#000000">Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники и др.).

;color:#000000">В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

;color:#000000">

;color:#000000">Самореализация личности

;color:#000000">Личность — это объект и субъект социального взаимодействия. Поэтому в процессе социализации большое значение имеет позиция и активность самой личности, ее предрасположенность к определенным видам деятельности, общая направленность поведения. Активный и целеустремленный человек, стремящийся к наиболее полной самореализации, как правило, добивается в жизни более весомых результатов, нежели индивид, идущий на поводу у складывающихся обстоятельств.

;color:#000000">Самореализация личности — это стремление индивида наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) социализации и свои индивидуальные способности и возможности для достижения намеченных стратегических целей.

;color:#000000">Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей ее достижения. Стратегическая цель — это ориентация личности на длительную перспективу.

;color:#000000">Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

;color:#000000">

;color:#000000">

;color:#000000">

;color:#000000">

;color:#000000">Самореализация личности, как правило, происходит не и одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

;color:#000000">Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа: 1) стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни; 2) стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, заработать очередной миллион, покорить очередную «вершину» и т. п.; 3) стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

;color:#000000">Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов: 1)от объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее самореализации; 2) от принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.); 3) от социально-психологических качеств самой личности. Так, например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненного благополучия. В демократическом обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха. В социальном обществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации.

;color:#000000">Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Например, индивид в полной мере реализовал стратегию жизненного успеха и решил ориентироваться на новую стратегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии (потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.)

;color:#000000">Каждая личность в той или иной мере сочетает в себе все виды жизненных стратегий. Но у разных индивидов, в зависимости от обстоятельств и личностных качеств, проявляются эти стратегии по-разному.


Заказать написание уникльной работы

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе


Социально-значимые качества личности современных студентов

1. Теоретические основы формирования социально-значимых качеств личности в условиях современной России

1.1 Понятие личности. Ее свойства и характеристики

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре философского, психологического, социологического знания; ею занимается этика, педагогика, и другие науки. В этих науках существуют различные подходы к определению личности. Так в философском словаре личность определяется как человек в качестве социального индивида, индивида как члена общества. Каждый отдельный человек - личность, так как социальное стало свойством этого индивида.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В психологической литературе часто в понятие личность включаются самые разнородные характеристики человека от динамических особенностей нервной системы - темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. И.С. Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально-значимые черты. Д.А. Белухин дает следующее определение: личность есть устойчивая система индивидуальных социально-значимых черт человека. Он считает, что ключевым словом в определении является социальная значимость черт человека. Это подразумевает практически постоянное включение человека в сообщества ему подобных, где люди не являются свободными друг от друга. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые черты - это черты, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем. Л.И. Божович считала, что человек, являющийся личностью способен управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. У такого человека все психические процессы и функции, все качества и свойства приобретают определенную структуру. Центром этой структуры является мотивационная сфера, в которой имеется иерархия в одном определенном смысле, а именно, если человек способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, значит субъект способен к опосредованному поведению. Ведущие мотивы - социально-значимые, то есть они социальны по своему происхождению и смыслу. Они заданы обществом, воспитаны в человеке. Совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности в целом, можно назвать направленностью личности, которая характеризуется, в конечном счете, мировоззрением человека.

Определяя личность, С.Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека. Основное место, поэтому, в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (то есть, те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности». Личность - это, прежде всего, живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, воспитанием, обучением. Социолог М.А. Мечников отмечает, что личность в эмпирическом исследовании «необходимо рассматривать с точки зрения проявления в ней социально значимых черт и свойств, относящихся к сущности общества в целом, а также конкретной социальной группы (например, студенчества), в которую включена данная личность и которая определяет основные социальные функции личности». Как отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально-значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

1.2 Формирование социально-значимых качеств личности студента как проблема современной теории и практики

Основные принципы образовательной политики в России, новые социальные требования к системе российского образования определены законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», приказом Минобразования России «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В новых условиях развития общество признает возрастающую роль социально ценностной активности человека. Общество заинтересовано в направленном формировании социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее социальных функций и ролей, что обеспечивает освоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, в труде, образе жизни.

Трактовка термина «профессионально-значимые качества» неоднозначна. Деятельность специалиста определяется не только его профессиональными знаниями и умениями, но и личностными качествами и степенью их сформированности. Так для специалиста в любой сфере профессионально-значимыми качествами являются ответственность, дисциплинированность, профессиональная самостоятельность.

Большую роль в жизни общества играет студенческая молодежь, так как она представляет собой ту социальную группу, которая несет в себе огромные потенциальные возможности будущего. Обучение и воспитание молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим проблема воспитания общественной активности студенческой молодежи приобретает исключительно важное значение в деятельности вуза и суза.

Актуальность изучения профессионально-значимых качеств студентов обусловлена появлением ряда работ, посвященных данной проблеме. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев. В их работах изучается динамика профессионально-значимых качеств личности в юношеском возрасте, роль данных качеств в поведении, а также взаимосвязи профессионально-значимых качеств с особенностями личности.

Становление профессионально-значимых качеств студентов включает в себя развитие самой личности в процессе образования. Приоритетное место занимают интересы личности, которые рассматриваются в Законе «Об образовании» и провозглашает «гуманистический характер образования и приоритет свободного развития личности».

Становление и развитие гармоничной и профессионально-значимой личности возможно через систему ценностных ориентаций, которые формируются с помощью факторов социализации, которые объединены в три группы (А.В. Мудрик):

1) макрофакторы, которые влияют на социализацию всех жителей планеты;

2) мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации;

3) микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные. Микрофакторы оказывают влияние на развитие человека через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Таковыми выступают родители, родственники, учителя.

Юношеский возраст является периодом формирования профессионально-значимых качеств, оказывающим влияние на становление характера личности. Это связано с появлением ряда предпосылок: накоплением опыта, занятием социального положения. Именно профессионально-значимые качества, сформированные в этом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающим миром (Б.С. Круглов, В.А. Ядов).

Социум заинтересован в духовно, нравственно и профессионально развитой личности, имеющей не только развитые моральные качества, но и качества, необходимые для профессиональной деятельности.

Профессионально-значимые качества студента есть совокупность этих ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций складывается из совокупности ценностей: общечеловеческих, нравственных, познавательных, профессиональных. Общечеловеческие ценности - это ценности, принятые большинством людей, которые не связывают их с конкретным обществом или культурой. Среди общечеловеческих ценностей выделяют моральные ценности, профессионально-трудовые и гностические ценности.

Однако абсолютной ценностью личности признается свобода. Профессиональная школа играет немаловажную роль в становлении ценностных ориентаций личности. Становление моральных ценностей студентов возможно через развитие в них гуманизма, свободы, честности и достойного отношения к социуму. В период обучения формирование данных ценностей происходит через учебно-воспитательную деятельность. Общечеловеческие ценности устанавливаются и через истинность знаний, то есть через гностические ценности. Профессионально-трудовые ценности, рассматриваемые в контексте общечеловеческих ценностей, способствуют становлению процесса уважительного отношения в результатам труда людей и к своим собственным.

С общечеловеческими неразрывно связаны и нравственные ценности, которые способствуют развитию личности студента, становления его «Я». Анализируя моральные, гностические и профессионально-трудовые ценности в ракурсе нравственных ценностей, можно говорить о дальнейшем развитии личности студента в процессе социализации в институте. Каждая из ценностей развивает в студенте честность, трудолюбие, обязательность и способствует взаимодействию студента и преподавателя в процессе кооперативной деятельности.

Одним из наиболее важных социальных институтов, способствующих формированию профессионально-значимых качеств студента, является среднее профессиональное учебное заведение или высшее профессиональное учебное заведение. Реализация задачи формирования социально зрелых граждан, образованных и воспитанных людей происходит именно через взаимодействие преподавателей и студентов. Взаимодействуя друг с другом, ставя общие цели, они реализуют их.

Помимо этого образовательный процесс снабжен и культурными ценностями - нравственностью, знаниями, становлением других социальных институтов. Нельзя не учитывать и другие составляющие учебного процесса, - материально-техническую базу, учебную литературу, технические средства.

В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующем фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторических традициях.

В настоящее время социальная ситуация такова, что общество потеряло возможность удовлетворить потребность человека в реализации своих качеств. Очевидно, что именно поэтому и обнаруживается психологическая склонность индивидуумов к разным вариантам девиантного поведения, что и объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону, когда человеком управляют низшие эмоции и потребности.

Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные.

Склонность решать задачи образования, не обращаясь к личности, не соединяя образование и бытие, порождает неспособность социума связать познающего субъекта с настоящей жизнью. Свою задачу образование должно видеть не только в удовлетворении интересов государства, не в формировании личности по стандарту, а в воспитании личности с не идеологизированным мышлением, конструктивно и критически мыслящую, допускающую множественность гуманистических истин, уважающую позиции «другого». Идеологизированное мышление вырастает на основе распада традиционных ценностей, а образование, оторванное от народных традиций, воспитывает человека толпы, а не личность.

У человека есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Задача состоит не только в том, чтобы заложить в голову каждого студента определенную сумму знаний и умений, а в том, чтобы воспитать думающую, психологически и психически здоровую личность, способную действовать в русле государственных интересов.

Профессиональная ориентация личности в высшем и среднем учебном заведении предполагает диагностику и развитие профессионально важных качеств (ПВК) (высокий уровень социализации, нервно - психическая устойчивость, познавательная устойчивость, познавательная активность, коммуникативная компетентность, организаторские способности), интересов и склонностей, будущих специалистов, а также изучение потребностно-мотивационной сферы деятельности личности (что побуждает и привлекает к профессии).

Рассматривая профессиональные ценности, следует учитывать практическую деятельности студентов и накопление ими необходимого опыта в процессе обучения. Процесс формирования трудовых ценностей подразумевает развитие в личности студента своего «Я», гуманизма, трудолюбия, специальных знаний. Получение специальных знаний студентами проходит в два этапа: теоретический (в процессе обучения) и практический (в процессе прохождения практики и стажировки).

За последние годы студенты очень изменились. Основным стал принцип выживания. И люди стали жить по инстинктам. Когда человек говорит: «Я так хочу» - это словесное выражение инстинктивной деятельности. А основные инстинкты все знают: поесть, поспать и т.д. Причем пищевой - первый. Вот такая проблема.

Современные студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки.

Одна треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения.

Из этой проблемы вытекают достаточно глобальные последствия.

Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы и в первую очередь, определяются совместной деятельностью внутри группы.

Раньше это была не только учеба, но и студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсы авторской песни или дежурства. Сейчас все эти мероприятия выражены в очень слабой степени, и даже учеба для современного студента - это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее. У студента на первом месте стоит проблема заработка.

Но увлеченность не исчезла. Она всегда подогревается любопытством, поэтому человек, никогда ее не утратит. У современного студента есть стремление к познанию нового. Намного повысился уровень знаний современного студента, он стал эрудированнее. Но читают студенты очень мало. Если раньше хорошо знали классику, то сейчас - нет. Но незнание классических произведений они восполняют другим. Сейчас поступление информации многоканальное. У современного студента появился компьютер, Интернет, широкие возможности для изучения любого предмета. Ко всему вышесказанному, современный студент, конечно же, стал мобильнее. Но все равно студенты не в полной мере используют то, что им дано, учитывая, что у них столько источников информации и столько возможностей. Все зависит от выбора каждого из них.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение совладеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности студентов, как правило, выделяют три. Это: 1) профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии); 2) мотив получения диплома о высшем образовании (как стремление к определенному статусу в обществе); и 3) мотив межличностного общения (в основе которого находится потребность общения с «единомышленниками» - кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью).

Изучив роль социально-значимых качеств личности в условиях современного общества, мы сделали вывод: во всем мире возрос в последние годы спрос на профессионалов, к которым предъявляются особые требования, связанные с тем, что человек, имеющий профессиональную направленность, профессиональные знания и умения, должен быть готов к постоянному развитию, самосовершенствованию, он должен быть творческим, социально активным, инициативным, умеющим делать выбор, определять оптимальную жизненную стратегию. То есть речь идет о том, что человек должен в полной мере стать субъектом собственной жизни и социальных отношений. Однако в практике образовательных учреждений в процессе подготовки специалиста часто преобладает репродуктивный характер обучения, недостаточно используются формы и методы работы, стимулирующие конструктивную творческую активность личности, не используются в полной мере возможности внеаудиторной деятельности.

Проанализировав систему ценностных ориентаций, способствующую процессу формирования социально-значимых качеств студентов, можно сделать вывод, что социально - значимые качества студента - это качества, предъявляемые обществом к специалистам определенной профессии, влияющие на успешность их деятельности и дающие возможность реализовать себя. Помимо этого, совокупность «знаниевой» концепции и личностно-деятельностной составляющей ведет к становлению гармонично развитой личности, способной отстаивать свои права и свободы. Таким образом, процесс формирования социально-значимых качеств способствует формированию индивидуальных особенностей личности, становлению жизненных планов, личностного и профессионального определения.

2. Социальный портрет современного студента на примере Сосновского филиала ФГОУ «Сибирского профессионально-педагогического колледжа»

2.1 Организация и методы исследования

Образование сегодня становится товаром, определенным образом влияющим на представления людей об учебе в высшем учебном заведении, о роли гражданства в современном обществе. Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами-студентами.

Студенты нуждаются не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал. В условиях интенсивного обучения особенно важными становятся не только конкретные профессиональные умения и навыки, но и общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически. Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для педагога в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях.

Мыслящие и образованные студенты становятся большой ценностью и как товар на рынке труда, и в качестве «запаса прочности» любого современного общества и цивилизации в целом. Цель образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше. К сожалению, традиционная система образования и особенно система профессиональных отношений зачастую выдвигают не столько требования к умственной компетенции, сколько к коммуникативным навыкам, и это приводит к тому, что социальный успех оказывается, не так тесно связан с уровнем интеллекта, как это происходит в развитых странах.

При построении социального портрета студента необходимо произвести анализ его психологических характеристик. В своем анализе я рассматривала следующие аспекты: мотивация к учебе, способность адекватно оценивать свои положительные и отрицательные качества.

На первом диагностическом этапе исследуются следующие параметры:

Ш Портрет современного студента на основе опроса преподавателей и самих студентов.

Ш Мотивация студентов с помощью соответствующего специального теста;

Ш Социально-значимые качества студентов на основе теста-опросника.

Первый параметр: составление портрета студента на основе опроса преподавателей и студентов.

Студентам и преподавателям были заданы следующие вопросы: «Современный студент. Какой он?», «Какими положительными качествами он обладает?», «Сколько времени тратит на учебу?» и т.д. На основе ответов на эти вопросы были составлены два разных образа современного студента.

Второй параметр: тест на диагностику учебной мотивации.

Мотивация (от lat. «movere») - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Обработка и интерпретация результатов теста.

* Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

* Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

* Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

* Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

* Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

* Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

* Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования подсчитывается средний показатель по каждой шкале опросника.

Третий параметр: выявлениесоциально-значимых качеств студентов на основе теста-опросника.

Студентам был предложен ряд вопросов, на которые необходимо было дать точные ответы. Данный тест-опросник позволяет выявить наиболее значимые качества для студентов и качества которые вызывают у них негатив. А также качества, помогающие и мешающие им в достижении успеха. Данный тест-опросник состоит из 6 вопросов.

2.2 Анализ результатов исследования

На первом этапе были опрошены преподаватели и студенты. Результаты опроса:

Ш современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, так же он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 75% опрошенных. А 35% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

Ш по мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них больше амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в голове. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

На втором этапе был проведен тест на мотивацию студентов.

Результаты получились следующие:

Ш Коммуникативные мотивы: 4,1 (82%).

Ш Социальные мотивы: 3,9 (78%).

Ш Профессиональные мотивы: 3,8 (76%).

Ш Мотивы творческой самореализации: 3,8 (76%).

Ш Мотивы престижа: 3,7 (74%).

Ш Учебно-познавательные мотивы: 3,6 (72%).

Ш Мотивы избегания: 3 (60%).

На первом месте у студентов коммуникативные мотивы, около 82%. Современные студенты любят общаться, находится среди друзей, знакомится с новыми людьми, поэтому коммуникативные мотивы и преобладают. Также для студентов важны социальные мотивы, в основе которых находится потребность общения с «единомышленниками» - кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью. И профессиональные мотивы, в основе которых лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии, так ответили 76%. Для 74% важны мотивы престижа, то есть - стремление к определенному статусу в обществе. На последнем месте учебно-познавательные мотивы и мотивы избегания. Таким образом, учебная мотивация у студентов очень низкая, что сказывается на низкой успеваемости студентов, и не желании учиться.

На третьем этапе было проведено тестирование, которое позволяет дать характеристику современного студента, выделить наиболее типичные черты его социального портрета.

На вопрос: «Что для Вас в жизни самое главное?» получены ответы: семья - 42%, любовь - 25%, работа - 19%, образование - 19%, деньги 9,5%, карьера 9,5%, дети - 9,5%, уважение окружающих - 4,8%, творчество - 4,8%, здоровье - 4,8%, жизнь - 4,8%. Таким образом можно сделать вывод, что около половины студентов больше всего ценят семью, и это здорово. На втором месте у студентов любовь, что вполне естественно для студенческого возраста. А вот работа на третьем месте, всего около 5 человек из 21 так считают. Образование для студентов далеко не на первом месте, оно отошло, куда-то далеко на второй план, и это не может не пугать. Ведь главная цель студента в высшем или среднем учебном заведении - получить образование. Здоровье студентов также не особо волнует, они молоды, активны и пока не задумываются о своем физическом состоянии.

По данным опроса студенты больше всего ценят в человеке: порядочность - 76%, доброту - 71%, чувство собственного достоинства - 47%, понимание - 42%, свободу - 38%, независимость - 33%, верность - 4,8%. А больше всего ненавидят: предательство - 76%, ложь - 76%, зависть - 71%, жестокость - 66%, жадность - 66%, невежество - 42%.

Считают наиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность - 95%, трудолюбие - 76%, упорство - 66%, способности - 52%, хорошее образование - 42%, интересную работу - 33%, везение - 23%, «богатые» родители и связи - 14%. На первом месте у студентов целеустремленность, так ответили 20 человек. На последнем «богатые» родители и связи, так ответили всего 3 человека.

Качествами, мешающими в достижении успеха считают: лень - 90%, неорганизованность, неусидчивость - 28%, невнимательность - 19%, безответственность - 9,5%, некоммуникабельность - 4,8%. Больше всего студентам мешает лень и меньше всего мешает некоммуникабельность. Студенты общительны, не сидят на месте, поэтому им мешает неорганизованность и неусидчивость.

На последний вопрос: «Что для вас значит диплом о высшем (среднем) образовании?» - 57% ответили, что диплом - это бумажка, помогающая лучше устроиться в жизни, 52% ответили, что диплом для них - документ, официально подтверждающий, что он - профессионал, и только 9,5% ответили, что диплом - «Корочка», чтобы родители были довольны. Обидно, что большинство студентов все же считают диплом обычной корочкой, помогающей лучше устроится в жизни. Не нужно забывать, что диплом - это еще и подтверждение своих профессиональных качеств.

Таким образом, было проведено исследование на составление портрета современного студента на примере Сосновского филиала ФГОУ «Сибирского профессионально-педагогического колледжа». Мы выяснили насколько студенты мотивированы на учебу, что они больше всего ценят в жизни, какими социально-значимыми качествами обладают, на сколько коммуникабельны и приспособлены к современной жизни.

Исследование позволило дать краткую характеристику современному студенту: активный, общительный, целеустремленный, всегда готов помочь, амбициозный, упорный, но в то же время ленивый и неусидчивый. Зачастую современный студент мало организован в учебе и в своей повседневной жизни.

Таким образом, современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.

Заключение

Таким образом, сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.

Таким образом, без коренной трансформации системы отечественного образования, очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен в интеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание.

Список литературы

студент личность колледж портрет

1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2009. Вып. 17.

2. Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. М., 2006.

3. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10.

4. Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007.

5. Кораблева, Г.Б. Профессия и социологический аспект связи / Г.Б. Кораблева. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. проф.-пед. Университет, 2005.

Подобные документы

    Классификация мотивов учебной деятельности студентов, мотивы получения диплома и межличностного общения, профессионально-познавательный мотив. Характеристика современного студента и наиболее типичные черты его социального портрета по данным опросов.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Понятие мотивационной сферы личности, ее функции и закономерности развития. Профессионально-значимые ценности социальной работы. Характеристика личностных качеств социального работника. Социально-психологическое исследование профессии "Социальная работа".

    дипломная работа , добавлен 16.07.2010

    Рейтинг значимых ценностей молодежи. Социально-психологическое исследование ценностных ориентаций студента. Опрос на тему: "Какие же они, современные студенты? Каковы их ценностные ориентиры?". Анализ и интерпретация результатов. Взгляды студентов на мир.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2017

    Изучение современных концептуальных подходов к исследованию добровольцев как социальной группы. Обзор условий и факторов формирования личности добровольцев. Выявление социально-психологических характеристик, присущих личности добровольца г. Ярославля.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Анализ социально-экономического положения и психологических характеристик студентов в России. Важность изучения профессиональных ориентаций студентов. Распределение установок профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики у студентов.

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Анализ социально-экономического положения студентов, их психологические характеристики. Особенности обучения в высшем учебном заведении и профессиональная ориентация студентов. Сущность образовательных услуг и роль социального статуса родителей.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Волонтерство как социальный феномен российского общества. Изучение факторов формирования личности добровольцев в г. Ярославле. Разработка возможной модели профессиограммы и психограммы добровольцев. Условия формирования добровольческих качеств личности.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2015

    Иерархическая структура личности согласно модели психического аппарата в работе З. Фрейда "Я и Оно". Социальная среда как источник возникновения всех специфических человеческих свойств личности. Роль государства в становлении и развитии личности.

    доклад , добавлен 25.05.2014

    Самоидентификация личности как объект социологического анализа. Социокультурный аспект самоидентификации личности. Понятие "студенчество" в контексте социологии культуры. Самоидентификационный портрет студента Ставропольского края.

    диссертация , добавлен 28.05.2007

    Понятие личности как субъекта и продукта социальных взаимодействий. Изучение факторов, влияющих на формирование личности, процесс социализации личности, этапы и агенты социализации, концепции личности. Бесконечное разнообразие темпераментов, способностей.



mob_info