Всемилостивый спас. Икона спас всемилостивый тутаев. Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия

Город Тутаев живёт небогато, даже несмотря на то что сейчас здесь строится немало особняков, а недавно в самом центре вырос целый квартал элитного жилья, который народ незатейливо назвал "Санта-Барбара". Дело в том, что здешний моторный завод обанкротился, и, как следствие плачевного положения градообразующего предприятия, - социальный пессимизм, уличная преступность и... грязь. Да-да! Не нами доказано, что отсутствие веры в светлое будущее приводит к полному небрежению правил чистоты места, в котором живёшь.

Ну а что касается особняков, то здесь все ясно без всяких экономических теорий: обанкротились ведь простые рабочие, а хозяева наверняка стали еще богаче.
а борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы (ну и "Санта-Барбара" в придачу), романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком со множеством присущих подобным местам мотивов, начиная с тихого нрава романовцев и заканчивая большим количеством древних храмов.

Но кое-что досталось и борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры - Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня - икона Спасителя.

Икона не просто поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров шириной и 3 метра 20 сантиметров высотой): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в "медицинских показаниях". Это намоленная икона, она для тех, кто понимает, обладает потрясающей энергетикой.

"Оглавный" лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие), и это неудивительно, ведь иконе приблизительно 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин, причем каждый из них ощутит значительную тяжесть. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напротив иконы - древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением "неверных царств", всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью... Согласно преданию автором Всемилостивого Спаса является монах далекого северного Глушицкого монастыря Дионисий, канонизированный Русской православной церковью. Он прославился не только тем, что писал иконы: был к тому же искусным книгописцем, ковалем и одеждоделателем.

Икона, венец, да и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. К тому же собор никогда не закрывался и служба в нем не прерывалась. Это настоящая загадка: при коммунистической власти подобные ценности всегда конфисковывались, большие храмы закрывались и в лучшем случае верующим оставляли какую-нибудь маленькую церквушку на окраине. Что же произошло?

А случилось вот что. Среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, он тотчас же погибнет. Представляете: даже атеисты боялись Его! На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.

Много раньше того в жизни Борисоглебской слободы был еще один не слишком благостный период. После взятия Казани Иван Грозный лояльных ему татарских мурз с их холуями определил на поселение в Романов и в Борисоглебскую слободу. Татарам не запрещалось хранить свою веру; они строили вблизи храмов свои дворы, ребятишки во время службы бросали в верующих каменья, стреляли в кресты из луков, позорили и лаяли попов. Но Спасителя трогать и хулить не решались - они боялись Его как черти ладана. После, кстати, многие из них перекрестились, и из "романовских" татар вышел знаменитый княжеский род Юсуповых.

По сию пору раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он "идет" в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов. Крестный ход занимает целый день. Ведь Спаситель должен благословить каждую церковь романовской стороны, которых насчитывается шесть. Могло бы быть и восемь, но две в свое время разрушили. Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).

Нести Спаса в течение 7 часов - труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, вы вряд ли дождетесь жалоб и сетований. Для людей эта работа - радость. Вообще для Романова крестный ход со Всемилостивым Спасом - большой праздник (на борисоглебской стороне такого подъема в людях не наблюдается - большинство обывателей следят за экзотическим зрелищем с ленивым удивлением), хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается, между прочим, несколько сотен человек!) сытным обедом.

Возвращается Спаситель на свое обычное место, напротив Страшного суда, уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.

Всемилостивый Спас, кстати, - не единственная чудотворная икона Романова-Борисоглебска. На левом берегу, в Покровской церкви, находится икона с удивительным названием "Прибавление ума". Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ. Иконописец, сотворив икону, исцелился, и, после того как икона была помещена в храм, от нее стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает "Прибавление ума" и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен.

Чудо? Но ведь сколько чудес - значительних и маленьких - происходит в других русских городах и весях!..

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

СПАС ВСЕМИЛОСТИВЫЙ.
Дорога из Ярославля. Очень раннее утро. Впереди Рыбинск и Углич. И заехать надобно на полчаса в неприметный городок Тутаев. Засело в памяти, что там Воскресенский Собор на горе. Да только эти полчаса в итоге превратились в полдня, и огромный пласт истории из глубины веков, представший перед нами.

Мы оказались на правом берегу Волги. Борисоглебская сторона. На той стороне была сторона Романовская и 6 церквей, из-за которых всходило тёплое июльское солнышко. Воскресенский Собор возвышался и горел в этом солнце, и появилось предчувствие чего-то великого.


А вот и автобус с брянскими номерами. Всего 700(!) км только ради сегодняшнего дня. Паломники с рюкзаками. Прямо на глазах стала прибывать к Собору людская волна.

Вот людей уже не одна тысяча. И всё прибывают новые. И служба ещё не началась, а за оградой Собора мы вдруг увидели чудо!!! Огромная икона. На специальной подставке-носилках. Вся в цветах.




Немного отвлекусь на историю. В старые добрые времена стоял на месте каменного Собора деревянный храм. И в нём под куполом над прихожанами возвышалась икона Спас Всемилостивый. Была она великого размера, 2 метра 78 сантиметров шириной и 3 метра 20 сантиметров высотой.
А когда построили каменный храм, переместилась она с неба на землю. Разные причины потом называли. И то, что старообядцами она особо почиталась, и то, что просто человеческая слабость, да только забрали её в Ростов в архиерейский дом. И 44 года, с 1749 по 1793 находилась она там. Столько же лет борисоглебцы боролись за её возвращение. И когда добро на возвращение было дано, крестным ходом понесли её на руках обратно. Венец весом боле 30 кг. сделан в память о том крестном ходе, когда недалече от Воскресенсого Собора на привале открылся святой источник. Иван Грозный, когда взял Казань, многих именитых татар пересилил в этот город. Вели себя они неподабающе по отношению к церквям, но очень боялись Спаса. Современем все они пришли в православие, и знаменитый род Юсуповых отсюда. А в советское время Собор ни на день не закрывался, и по легенде причина та же: атеисты-коммунисты боялись Спаса за неподобающее отношение к церкви. Ну да ладно. Мы опять перенеслись в то уже становящееся жарким летнее утро.





В собор было не войти. Людское море было и у иконы. Очередь и прохождение на коленях под Спасом. В воздухе витало такое радостное чувство! И эти мгновения тянулись уже не один час .






В какой-то момент по белым платочкам прошла волна. Из дверей Собора стали выходить священники. Мужчины с сосредоточенными лицами. Многие с полотенцами на шее. Числом не меньше 60 человек. Взялись за железную конструкцию-подставку и стали выносить икону из ограды.




Вдоль высокого берега Волги. Под уклон. Почти бежим. Мужчинам тяжело. Пот, пыль и огромная радость. Всё смешалось в эти минуты. У берега стоит паром.
























На том берегу в Романово уже ждут. Ну а мы ещё немного окунёмся в историю. Больше ста лет назад приняли решение, что Спас Всемилостивый будет ходить крестным ходом в последнее восресенье перед Илиёй Пророком на Романовскую сторону. И с тех пор, за исключением советского периода, так и было. Для Романово это великий праздник. Целый день икона по очереди посещает каждый из шести храмов Романово и только к вечеру вовращается домой. Ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех сытным ужином. Всемилостивый Спас, кстати, не единственная чудотворная икона Романова-Борисоглебска. На левом берегу, в Покровской церкви, находится икона с удивительным названием "Прибавление ума". Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом, и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ. Иконописец, сотворив икону, исцелился, и, после того как икона была помещена в храм, от неё стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает "Прибавление ума" и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен.
Вот икону Спаса Всемилостивого заносят на паром. Огромная масса людей на него не помещается. Многие переправляются на моторках. Остальные ждут возвращения парома. Рядом стоящие старушки с азартом спорят, сколько ходок парома понадобится для переправки всех людей в Романово!











Ну вот... Мы стояли на берегу. Впереди была дорога. А душа пребывала на левом берегу великой русской реки...

Я давно хотела посетить Воскресенский собор в Тутаеве..и вот,наконец-то,такая возможность нам представилась.На работе нам организовали поездку и на Крещение Господне мы поехали в Воскресенский собор...Впечатление было неисгладимое....
Правда фотографировать нам не разрешили и поэтому фотографии я нашла на просторах интернета...Мне захотелось и вас познакомить с этим святым местом нашего края....

Живописный городок - Тутаев (бывший Романово-Борисоглебск) .
Икона Всемилостивого Спаса – в главном храме города Воскресенском соборе.
Эта икона расположена в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса» . Принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

Существует давняя традиция: с любовью и молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. В киоте под иконой устроено специальной окошко. Ежедневно под образом проползают многие люди. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи. Это снимает многие болезни, проблемы и просто душевную боль.

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
Икона - Образ Спаса Всемилостивого
Икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве Главная святыня Воскресенского собора - чудотворная икона "Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса". Эта огромная, около трех метров, потемневшая от времени икона принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Сначала икона принадлежала мужскому монастырю Борисоглебска (правый берег современного Тутаева) и помещалась в куполе (была "небом") обители... В 18 веке икона Спасителя была вывезена митрополитом Арсением Мацеевичем в Ростов. Спустя 40 лет она вернулась. Возвращая икону из Ростова Великого, люди несли ее на руках. В том месте, где они остановились обмыть ее от дорожной пыли, на реке Ковать забил целебный родник... Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса - одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой - раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.

По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу - в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя. Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки - чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.

Воскресенский собор - главное украшение города. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон. В небольшом приволжском городке смогли построить "всем миром" храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.
Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор "величественным, благолепным".

Осенью 2010 года Воскресенский собор посетил Патриарх Кирилл.

Живописный городок Ярославщины - Тутаев (бывший Романово-Борисоглебск).
Воскресенский собор - главное украшение города. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон. В небольшом приволжском городке смогли построить "всем миром" храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.
Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор "величественным, благолепным".

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.
Состоит собор из двух храмов - нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний - Воскресенский - храм и окружающая его с трех сторон галерея - спустя несколько лет. Высота нижней церкви - 5 метров, верхней - 13,5 метров (до купола 24).


В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.


Воскресенский собор.Тутаев

Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась "небом") деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке - раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.


За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.


В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.


С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг.Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время - его копия.Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой - «переезжает» в нижний, отапливаемый.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.

Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки - чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.
Чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.
А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой - целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.


Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса - одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России.
Первая - это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.
Вторая - икона "Прибавление ума" в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз.
Третья святыня Тутаева - могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу - в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.





mob_info