Почему недостаток мышечной активности. Почему не растут мышцы? Причины мышечной слабости в ногах и руках

Значение двигательной активности для человека

Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовить одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения. В развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе - устойчивости умственной работоспособности и психической активности.

Движение есть условие развития молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с эмоциональным состоянием организма. Оно снимает напряжение, влияет на гормональные явления. Мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и "снимает" его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку гормонов - эндорфинов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.

Овладение культурой движения поможет развить умение "властвовать собой", то есть сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.

Современная жизнь школьника - занятия в школе, приготовление уроков, чтение, телевизор - предрасполагает к малоподвижному образу жизни. Оказалось, что около 18 часов в сутки (включая и сон) подросток находится в полной или относительной неподвижности. Лишь 6 часов остается у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток движений сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится то высоким, то низким), кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко меняется. Недостаток движения - гиподинамия, как и переедание, курение, вызывает развитие сердечно-сосудистых заболеваний.

Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Активное движение - признак здорового образа жизни.

Низкая физическая активность

Гиподинамия - пониженная физическая активность - свойственна современной городской цивилизации. Между тем для здорового человека необходима систематическая физическая нагрузка, начиная с детского и подросткового возраста. Гиподинамия ведет к детренированности регуляторных механизмов, снижению функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата, нередко к падению работоспособности и ослаблению защитных функций организма.

Недостаточная физическая активность часто сочетается с ожирением. При малой физической активности ухудшается приспособляемость сердечно-сосудистой системы даже к легким нагрузкам. У физически малодеятельных людей частота сердечных сокращений в среднем на 10-20% выше, чем у физически активных. Учащение же сердечного ритма на 5-10 ударов в минуту приводит к добавочному числу сокращений только за одни сутки на 7-14 тыс. Эта дополнительная работа совершается постоянно в покое, объем ее резко возрастает при физической нагрузке. Исследования показали, что для лиц с высокой физической активностью вероятность получить инфаркт миокарда в 2 раза меньше и в 2-3 меньше вероятность умереть от него по сравнению с физически неактивными людьми.

Почему же так нужны человеческому организму движение и физические нагрузки?

Регулярная физическая активность увеличивает работоспособность сердечной мышцы, создает возможность сердечно-сосудистой системе работать в наиболее благоприятном режиме, что особенно важно при физических и нервных перегрузках. Регулярные физические занятия содействуют лучшему кровоснабжению всех органов и тканей, включая и саму сердечную мышцу. Постоянная физическая нагрузка способствует тренировке механизмов, регулирующих свертывающую и антисвертывающую системы, что является своеобразной профилактикой закупорки сосудов тромбами - ведущей причины инфаркта миокарда; улучшает регуляцию артериального давления; предупреждает нарушения ритма сердечной деятельности.

Компьютер отнял у человека значительную часть физической активности. Фото: Bruno Cordioli

При физической нагрузке в скелетных мышцах, составляющих 30-40% массы тела, происходит резкое увеличение расхода энергии, что стимулирует деятельность сердечнососудистой системы, тренирует сердце и сосуды. Вызывая значительный расход энергии, регулярная физическая активность способствует нормализации обмена веществ и помогает нивелировать последствия избыточного питания. По данным некоторых авторов, физические упражнения и активный образ жизни могут существенно (до 50%) снизить уровень сердечно-сосудистых заболеваний.

В современном обществе уровень физической активности людей существенно снизился, так как резко изменились производственные и бытовые условия. За миллионы лет люди адаптировались к большим физическим нагрузкам, периодическому отсутствию или недостатку пищи. Детренированность и избыточное питание - бич современного человечества. Кому из нас не приходилось наблюдать, как молодые люди подолгу ожидают лифт, вместо того чтобы пешком подняться на один-два этажа. Многие готовы простаивать на остановках общественного транспорта, но им и в голову не приходит пройти несколько остановок пешим порядком. Дело здесь не в нехватке времени, да на коротких расстояниях при нерегулярности работы транспорта выигрыша во времени часто и не происходит.

Школьникам запрещено бегать на переменах. Во многих школах введена так называемая сменная обувь. Получается, что ради чистоты в школе ребят лишают возможности выбежать во время перемены на школьный двор, побегать, поиграть, физически разрядиться. Учителя, конечно, несколько облегчили себе жизнь, но разве для них существуют школы?

Некоторые родители образцовым ребенком считают такого, который с утра до вечера сидит дома. Если же он проводит много времени во дворе (на улице), то рискует получить нагоняй за испачканную одежду и полученный в игре синяк.

Нормальный, здоровый ребенок, как правило, непоседлив, активен, прогулка для него не только удовольствие, а физиологическая необходимость. К сожалению, нередко родители лишают детей возможности гулять, если у них имеются неполадки с учебой. Естественно, такие воспитательные меры часто приводят к результату, обратному ожидаемому. Наставления, вроде: «Сначала сделай все уроки, а потом иди гулять!», говорят об отсутствии у родителей элементарных представлений о гигиене учебы и отдыха. Ведь перед этим ребенок 5-6 ч трудился в школе. Не может не вызывать тревоги и такой факт: с возрастом физическая активность школьника падает. Исследования, проведенные среди австралийских школьников, показали, что в 13 лет 46,5% мальчиков и 24,6% девочек активно занимаются спортом, а в 17 лет соответственно только 10,3 и 3,9%. Не слишком утешительные цифры получены и при обследовании наших школьников. У них также отмечается уменьшение физической активности по мере взросления, причем у некоторых девочек падала и способность переносить физические нагрузки. Мы часто излишне уповаем на уроки физкультуры в школе или ПТУ. Бесспорно, введение урока физкультуры или физкультурной паузы - хорошая вещь, но без каждодневной физической нагрузки, которая является истинной потребностью организма, нереально ожидать существенных сдвигов в состоянии здоровья. Иногда приходится слышать такое мнение: если человек не хочет заниматься спортом, повышать свою физическую активность, не следует мешать ему, иначе он будет совершать насилие над собой и это ни к чему хорошему не приведет. Нам представляется, что такое суждение малоубедительно. Слишком много людей оправдывают свою инертность, лень такими «уважительными» причинами, как перегруженность на работе, желание отдохнуть после трудового дня, посмотреть телевизор, почитать книгу и т. д. Считать такое положение нормальным - все равно, что оправдывать курение, потребление алкоголя, переедание, ведь низкая физическая активность - это тоже вредная привычка. Мы не ратуем за то, чтобы все поголовно участвовали в спортивных соревнованиях и занимались в секциях, хотя, бесспорно, такое времяпрепровождение могло бы привлечь значительно большее число молодых людей, чем наблюдается теперь. Не вызывает сочувствия стремление некоторых родителей во что бы то ни стало воспитать из своих детей рекордсменов. Большой спорт, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, не всем по плечу и является уделом немногих. Мы же говорим о постоянной, умеренной физической нагрузке с учетом вкусов и наклонностей каждого. Не беда, если молодой человек не сразу найдет привлекательный для себя тип физической активности, хуже, если он не будет и пытаться его найти.

К сожалению, нередки случаи, когда родители стремятся освободить своих детей даже от уроков физкультуры в школе, а врачи идут на поводу у них и надолго освобождают ребенка от уроков физкультуры, даже после незначительного недомогания, тем самым создают препятствия для быстрого восстановления и улучшения здоровья.

Как же бороться с гипокинезией?

После того как вы приняли решение начать «новую» жизнь, желательно получить поддержку со стороны родственников и друзей. Вне зависимости от того, каким путем вы решили повысить свою физическую активность, целесообразно ввести за правило не пользоваться лифтом и общественным транспортом на коротких расстояниях. Отправляясь на работу или учебу, выйдите из дома на 10-15 мин раньше и пройдите часть расстояния пешком.

Гиподинамия

Одним из существенных факторов риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы является гиподинамия. Уровень физической активности в наши дни снизился не только у горожан, но и у жителей сельской местности, что связано с уменьшением доли физического труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Даже летний отпуск и поездки за город в конце недели многие люди предпочитают проводить в автомобиле, ограничив до минимума пешеходные, лыжные и велосипедные прогулки. Статистические исследования показали, что среди лиц, затрачивающих на ходьбу более 1 часа в день, ишемическая болезнь сердца встречается в 5 раз реже по сравнению с людьми, предпочитающими прогулкам транспорт. Имеется также четкая зависимость между степенью гиподинамии и возможностью развития гипертонической болезни. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего при физической нагрузке значительно улучшаются кровообращение, механизмы его регуляции и адаптации к постоянно меняющимся запросам организма в соответствии с разными условиями среды. Поэтому реакция на нагрузку у более тренированных в физическом отношении лиц осуществляется при более экономном расходовании энергии и при меньшей активизации симпатической нервной системы. Важно и то, что эти люди в ответ на эмоциональный стресс отвечают менее значительным повышением активности симпатической нервной системы. Следовательно, постоянные умеренные физические нагрузки адаптируют человека и к эмоциональным нагрузкам. Умеренное и постоянное мышечное напряжение оказывает успокаивающее влияние и на центральную нервную систему, что также является немаловажным фактором в профилактике гипертонической и ишемической болезни сердца.

При физической нагрузке возрастают энергетические затраты организма и снижается аппетит (по отношению к энергозатратам), что препятствует развитию ожирения. Увеличение физической активности с параллельным увеличением энергозатрат приводит к интенсификации обмена веществ, способствует утилизации жиров и снижению уровня холестерина в крови, что является одним из важнейших факторов предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Физические нагрузки должны рассматриваться не только как важнейший фактор предупреждения развития заболеваний сердца и сосудов, но и как существенная составная часть комплексной терапии больных со многими сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Полезные советы

Движение должно доставлять удовольствие. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность: занимайтесь каждый день перед уроками или сразу по возвращении домой; объединяйтесь с друзьями в занятиях спортом, выполняйте упражнения в любое свободное время, заставляйте себя ходить пешком; подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница. Не позволяйте себе предаваться лени.

В последнее время все большую популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования. Это велотренажеры, "стенки здоровья", беговые дорожки, массажеры и минитренажерные устройства с игровыми элементами. Они позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий.

Малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, не безобиден. Он приводит к изменению функций всех систем органов и заболеваниям, в особенности, сердечно-сосудистой системы. Активное движение - признак здорового образа жизни.

Миастения, или мышечная слабость – это нервно-мышечное, аутоиммунное заболевание, которое сопровождается быстрой утомляемостью поперечнополосатой мускулатуры, выполняющей в опорно-двигательной системе ключевые функции.

Очень часто, приходя на прием к врачу, человек говорит о слабости в мышцах, как об одном из симптомов заболевания и весьма важно дифференцировать истинную мышечную слабость от феномена утомления, являющегося субъективным восприятием утраты мышечной силы. Мышечная слабость в ногах или руках может быть вызвана рядом причин, которые не имеют отношения к миастении. Если ярко выражена лишь мышечная слабость в ногах, на фоне общего нормального самочувствия, это может быть связано с обычной переутомляемостью организма, стоячей работой, и даже с ношением неудобной обуви.

Миастения, болезнь достаточно редкая, вызывается атакой иммунной системы организма против собственных клеток и протекает в виде обострений, которые сменяются небольшими промежутками ремиссии. При данном заболевании нарушается способность мышечного аппарата к сокращению, которая проявляется в виде потери мышечной силы. Хотя от заболевания не застрахованы люди различного возраста, чаще всего оно поражает женщин 20-45 лет и мужчин 50-75 лет.

Причины мышечной слабости

Поводов для развития мышечной слабости существует достаточно много. Основной причиной миастении является нарушение иннервации, говоря простым языком, слабость в мышцах в результате поражения синапсов, то есть, мест соединения мышц с нервами. В мышечной ткани содержится особое вещество, ацетилхолин, которое и обеспечивает формирование и передачу нервных импульсов. В силу различных причин, иммунная система организма начинает воспринимать ацетилхолин, как чужеродную угрозу, и вырабатывает к нему антитела. Причины мышечной слабости неизвестны, пусковым механизмом для начала болезни может послужить обычный стресс или различные инфекционные заболевания. Некоторые исследователи считают, что причины мышечной слабости связаны с вилочковой железой человека.

Особенностью болезни является тот невероятный факт, что мышцы, которые, казалось бы, должны полностью атрофироваться от бездействия, сохраняют свои возможности. Альтернативные системы эффективного жизнеобеспечения, которые пробуждаются в организме человека на фоне развития болезни, в некоторой степени компенсируют недостаток, сохраняя работоспособность мышц.

Нервно-мышечные заболевания у детей

Проявления миастении могут возникнуть даже в детском возрасте. Мышечная слабость у ребенка может говорить о дистрофии мышечной ткани. Такое состояние часто свидетельствует о наличии различных нарушений в ЦНС ребенка, пороков развития в мышечной системе или генетических расстройствах. Также мышечная слабость у ребенка сопутствует миотоническому синдрому, что провоцирует формирование вялой осанки, такие дети не держат спинку, начинают поздно ходить, у них наблюдаются различные нарушения в работе суставов. Зачастую мышечная слабость у ребенка связана с наследственными нервно-мышечными заболеваниями, которые начинают прогрессировать, приводя к атрофическим изменениям в мышечной системе.

Мышечная слабость как симптом различных заболеваний

Миастения может быть не только аутоиммунным самостоятельным заболеванием, но также проявляться как симптом других болезней. Мышечная слабость может проявляться при недостаточном количестве белка в организме, интоксикации, при наличии, какого-либо инфекционного заболевания или воспалительного процесса, нарушениях электролитного баланса, обезвоживании, анемии, различных неврологических заболеваний, сахарном диабете, ревматоидном артрите, передозировке лекарственными препаратами. Слабость в мышцах может возникнуть на фоне эмоциональной перегрузки, стрессе и при астеническом синдроме. Мышечная слабость в ногах может быть связана с варикозным расширением вен, артритом или межпозвоночной грыжей.

Диагностика, симптоматика и лечение мышечной слабости

Для пациентов с миастенией, крайне важным является своевременная диагностика заболевания на ранней стадии, что обеспечит большую эффективность терапевтических мероприятий и лучший прогноз течения болезни. Диагностика включает в себя лабораторные и инструментальные методики исследования:

  • анализ крови на наличие антител к ацетилхолину;
  • осмотр невропатолога;
  • электромиография;
  • проба с эндрофонием;
  • КТ, МРТ для исследования вилочковой железы.

Клиническая картина заболевания характеризуется выраженной слабостью в мышцах и патологической утомляемостью. От обычного пареза, мышечная слабость отличается тем, что резко возрастает при активном повторении различных движений, а после отдыха движения значительно улучшаются. Различают мышечную слабость локализованную, поражающую глазодвигательные мышцы (окулярная форма), систему мышц гортани, языка и глотки (бульбарная форма), мышцы конечностей (скелетный тип) и генерализованую. Обычно заболевание начинается с поражения глазных мышц, наблюдаются опущение век, могут двоиться предметы. Симптоматика протекает весьма динамично и может существенно изменяться в течение одних суток.

Далее поражаются глотательные, жевательные и речевые мышцы. Наблюдаются затруднения в жевании, глотании и утомляемость при разговоре. Мышечная слабость распространяется на конечности, при этом проксимальные отделы страдают больше всего, затем поражаются мышцы шеи и дыхательная мускулатура.

Лечение мышечной слабости включает в себя большой курс физиотерапевтических восстанавливающих мероприятий и специфическое лечение, направленное на устранение симптомов. После терапии отмечается положительная динамика заболевания, но поскольку мышечная слабость относится к хроническим болезням, то говорить о полном излечении невозможно. Основное лечение мышечной слабости заключается в назначении эффективного, адекватного лечения, для каждого пациента врач прописывает собственную схему приема препаратов. Назначаются вещества, активно блокирующие разрушителей ацетилхолина, такие как Калимин, Оксазил, Прозерин, Преднизолон и Метипред. К радикальным методикам лечения относится лучевое воздействие или оперативное удаление вилочковой железы в случае ее гиперплазии или опухоли. Если мышечная слабость является симптомом, какого-либо другого заболевания, или связана с общим переутомлением организма, то после адекватного устранения основных причин, все проявления слабости мышечной системы просто исчезают.

Какова роль опорно-двигательной системы?

До какого возраста тело человека растёт?

Комплекс структур, образующий каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.

Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам. Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет.

Стр. 73

1. Как и когда завершается окостенение скелета? Каково значе¬ние правильного питания для роста и развития человека?

Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам. Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет. Нормальное развитие опорно-двигательной системы зависит от полноценного питания, наличия в пище витаминов и минеральных солей.

Стр. 74

2. Почему недостаток мышечной активности вреден для здоровья?

Недостаток движения, т. е. гиподинамия (букв.: снижение силы), вредно влияет на здоровье человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням, развивается ожирение. Для поддержания двигательной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.

3. Как и при каких условиях возникает тренировочный эффект?

Рассмотрим, что происходит при интенсивной мышечной работе. Интенсивное биологическое окисление органических веществ приводит к образованию большого количества молекул АТФ, которые участвуют в работе мышц. Мышечная работа происходит за счет распада молекул АТФ с освобождением энергии. После ее окончания обычно значительный запас неизрасходованных молекул АТФ остается в мышечных волокнах. За счет этих молекул идет восстановление утраченных структур, причем их оказывается больше, чем было в начале работы. Это явление называется тренировочным эффектом. Он наступает после интенсивной мышечной работы при условии достаточного отдыха и полноценного питания. Но всему есть свой предел. Если работа слишком интенсивная, а отдых после нее недостаточен, то восстановления разрушенного и синтеза нового не будет. Следовательно, тренировочный эффект будет проявляться не всегда. Слишком малая нагрузка не вызовет такого распада веществ, который смог бы накопить много молекул АТФ и стимулировать синтез новых структур, а слишком напряженная работа может привести к преобладанию распада над синтезом и к дальнейшему истощению организма. Тренировочный эффект дает лишь та нагрузка, при которой синтез белков обгоняет их распад. Вот почему для успешной тренировки затрачиваемые усилия должны быть достаточными, но не чрезмерными. Другое важное правило состоит в том, что после работы необходим обязательный отдых, позволяющий восстановить утраченное и приобрести новое

4. Почему после состязаний спортсмены проходят допинг-контроль?

Сейчас медицине известны вещества, которые могут резко поднимать на короткое время нервную и мышечную силу, а также препараты, стимулирующие синтез мышечных белков после действия нагрузок. Первая группа препаратов получила название допингов. (Впервые допинг стали давать лошадям, участвующим в скачках. Они действительно показывали большую резвость, но после скачек никогда не восстанавливали свою прежнюю форму, чаще всего их пристреливали.) В спорте применение этих веществ категорически запрещено. Спортсмен, принявший допинг, имеет преимущество перед теми, кто его не принимал, и его результаты могут оказаться лучшими не за счет совершенства техники, мастерства, труда, а за счет приема препарата, к тому же допинг очень вредно действует на организм. За временным повышением работоспособности может последовать полная инвалидность.

1. В каком году и каком состязании появилось имя первого победителя Олимпийских игр

Короибос (Кореб)?

а) в 786 г. до н.э. в борьбе; в) в 776 г. до н.э. в метании диска;

б) в 776 г. до н.э. в беге; г) в 778 г. до н.э. в беге.

2. Назовите Римского императора, который в 394 году н.э. запретил проведение античных

Олимпийских игр?

а) Феодосий I; в) Нерон;

б) Феодосий II; г) Юлиан.

3. При развитии силовой выносливости интенсивность упражнений составляет…

а) 10-30% в) 60-70%

б) 20-50% г) 85-95%

4. В каком году был создан Международный Олимпийский Комитет?

а) 1898г. в) 1923г.

б) 1911г. г) 1894г.

5. В 1894г. на Парижском конгрессе в состав МОК, состоявший всего из 13 членов, был избран

первый россиянин. Кто он?

а) А.Д.Бутовский в) В.Г.Смирнов

б) Н.Н.Романов г) С.П.Павлов

6. Впервые на Олимпийских играх в Мехико – появился талисман. А под каким талисманом и

какие игры проходили в Москве?

а) XIX – ягуар; в) XXIV – тигренок;

б) XXII – медвежонок; г) XXIII – орленок.

7. Гигиена – это…

а) Область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека;

б) Свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных документов;

в) Область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека;

г) Все выше перечисленное.

8. Для совершенствования координационной выносливости используют следующий метод…

а) Интервальный; в) Переменный;

б) Повторно-прогрессирующий; г) Игровой.

9. Подводящие упражнения применяются…

а) Если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы;

б) Если обучающийся недостаточно физически развит;

в) Если необходимо устранять причины возникновения ошибок;

г) Если применяется метод целостно-аналитического упражнения.

10. Выберите правильное определение к термину «физическое упражнение»?

а) Это двигательное действие, используемое для физического совершенствования

человека;

б) Это двигательное действие, дозируемое по величине нагрузки и продолжительности

выполнения;

в) Это форма двигательных действий;

г) Это движения, выполняемые на уроке физической культуры.

11. Под понятием «спорт» принято называть:

а) Исторически сложившуюся деятельность человека, направленную на физическое

совершенствование и достижение высоких результатов при участии в соревнованиях;

б) Исторически сложившуюся систему организации и управления процессом физического

воспитания;

в) Целенаправленный педагогический процесс в ходе которого осуществляется прикладная

направленность физического воспитания;

г) Наивысший уровень физического развития и физической подготовленности человека.

12. Максимальное напряжение мышц достигается при работе мышц в…

а) Уступающем режиме; в) Удерживающем режиме;

б) Преодолевающем режиме; г) Статическом режиме.

13. Лучшие условия для развития взрывной силы мышц ног создаются во время…

а) Челночного бега; в) Подвижных игр;

б) Прыжков в глубину; г) Приседаний со штангой.

14. При проведении закаливающих процедур нужно придерживаться основным принципам

закаливания. Определите какие?

1. Принцип систематичности;

2. Принцип разнообразности; Варианты ответов: а) 2,4,5

3. Принцип постепенности; б) 1,3,5

4. Принцип активности; в) 1,2,4

5. Принцип индивидуальности. г) 3,4,5

15. При выполнении физических упражнений нагрузка регулируется:

а) Сочетанием объема и интенсивности при выполнении двигательных действий;

б) Частотой сердечных сокращений;

в) Степенью преодолеваемых трудностей;

г) Утомлением, возникающим в результате их выполнения.

16. Сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности объединяется в

а) Биологическая активность; в) Двигательная активность;

б) Оптимальная активность; г) Физиологическая активность.

17. Укажите 3 принципа самостоятельного освоения двигательных действий в физической

культуре?

1. От низкого к высокому 4. От ближнего к дальнему

2. От известного к неизвестному 5. От субъективного к объективному

3. От простого к сложному 6. От освоенного к неосвоенному

Варианты ответов: а) 1,3,4

18. Дополните определение: «Сила – это способность преодолевать… или противостоять ему за

счет…..».

а) Внутреннее сопротивление; мышечного напряжения;

б) Внешнее сопротивление; мышечного усилия;

в) Физические упражнения; внутреннего потенциала;

г) Физическую нагрузку; мышечного напряжения.

19. Минимальный расход энергии на мышечную деятельность должен ежедневно составлять не

а) 1000-1300 ккал; в) 1300-1500 ккал;

б) 800-1100 ккал; г) 1400-1600 ккал.

20. Недостаток мышечной активности современного человека называют:

а) Гипокинезией; в) Гипоксией;

б) Атрофия; г) Гипертрофия.

21. Физическая культура представляет собой...

а) Учебный предмет в школе; в) Процесс совершенствования возможностей человека;

б) Выполнение упражнений; г) Часть человеческой культуры.

22. Что является мерилом выносливости?

а) Амплитуда движений; в) Время;

б) Сила мышц; г) Быстрота двигательной реакции.

23. Вес баскетбольного мяча должен быть…

а) не менее 537г, не более 630г; в) не менее 573г, не более 670г;

б) не менее 550г, не более 645г; г) не менее 567г, не более 650г.

24. Игровое время в баскетболе состоит…

а) Из 4 периодов по 10 минут; в) Из 4 периодов по 12 минут;

б) Из 3 периодов по 8 минут; г) Из 6 периодов по 10 минут.

25. Для предупреждения развития плоскостопия соблюдают следующие профилактические меры:

а) Не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве;

б) Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно

выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

в) Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей;

г) Все вышеперечисленные.

26. При каком количестве фолов игрок должен быть удален из игры по правилам ФИБА:

27. Физическая культура ориентирована на совершенствование...

а) Физических и психических качеств людей;

б) Техники двигательных действий;

в) Работоспособности человека;

г) Природных физических свойств человека.

28. Под физическим развитием понимается...

а) Процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;

б) Размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и

кровообращения, физическая работоспособность;

в) Процесс совершенствования физических качеств посредством физических упражнений;

г) Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической

культурой и спортом.

29. Под быстротой как физическим качеством понимают…

а) Способность быстро бегать;

б) Способность совершать двигательные действия за минимальное время;

в) Движения человека, обеспечивающие активное перемещение в пространстве;

г) Способность поддерживать высокий темп движения при очень быстром передвижении.

30. В каком году и где впервые сборная команда России приняла участие в Олимпийском турнире

по футболу?

а) 1948 в Лондоне; в) 1920 в Бельгии;

б) 1912 в Стокгольме; г) 1904 в Канаде.

31. Какое минимальное количество игроков должно быть в команде, при котором она

допускается к игре в футбол?

а) Не менее 7; в) Не менее 8;

б) Не менее 6; г) Не менее 5.

32. Какое наказание следует в футболе: если вратарь, находясь в пределах штрафной площади,

касается мяча руками за ее пределами?

а) Угловой удар; в) Штрафной удар;

б) Свободный удар; г) 11 метровый удар.

33. Под тестированием уровня физической подготовленности понимается…

а) Измерение уровня развития основных физических качеств;

б) Измерение роста и веса;

в) Измерение показателей сердечно – сосудистой и дыхательной системы;

а) Елмери Бери; в) Ясутака Мацудайра;

б) Вильям Морган; г) Анатолий Эйнгорн.

35. Втечение какого времени в волейболе подающий должен нанести удар по мячу после свистка

первого судьи на подачу?

а) 8 секунд; в) 10 секунд;

б) 3 секунд; г) 7 секунд.

36. Определение, применяемое в волейболе: «действие игроков вблизи сетки по преграждению

пути мяча, направленному соперником, поднятием руки выше верхнего края сетки»

означает…

а) Атакующий удар; в) Заслон;

б) Блокирование; г) Задержка.

37. Какая должна быть высота сетки в волейболе для мужчин?

а) 2м 43см; в) 2м 47см;

б) 2м 45см; г) 2м 50см.

38. Создателем игры в баскетбол считается…

а) Х. Нильсон; в) Д. Нейсмит;

б) Л. Ордин; г) Ф. Шиллер.

39. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, подразделяющиеся на

оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту

сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

а) 110 – 130 ударов в минуту; в) 140 - 160 ударов в минуту;

б) до 140 ударов в минуту; г) выше 160 ударов в минуту.

40. В первых античных Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до нашей эры, атлеты

состязались в беге на дистанции, равной...

а) Одной стадии;

б) Двойной длине стадиона;

в) 400 метрам;

г) Во время этих игр в беге не состязались.

Ключ к врпросам

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

Мышечная слабость является частой проблемой, с которой больные обращаются к врачам разных специальностей. В медицине термин мышечная слабость подразумевает уменьшение мышечной силы, оцененной объективно. Степень этого поражения может быть различной. Паралич представляет собой полное отсутствие произвольных движений в какой-либо группе мышц. Ослабление таких движений названо парезом.

Причины мышечной слабости

Мышечная слабость может сопровождать совершенно разные болезни. Обычно такую жалобу озвучивают на приеме у невролога или терапевта. Часто пациенты имеют в виду утомляемость, снижение чувствительности, затруднение движения и даже снижение общего жизненного тонуса. Взрослых больше беспокоит мышечная слабость в ногах. Известно, что сердечная недостаточность проявляется в появлении одышки и уменьшении способности выполнять физическую работу, даже ходьбу. Часть больных неправильно интерпретирует это состояние как мышечную слабость. Деформирующий остеоартроз крупных суставов существенно снижает амплитуду движения в них, что тоже способствует уменьшению переносимых нагрузок и может восприниматься как слабость в мышцах. Еще у взрослых широко распространены обменные нарушения, в том числе сахарный диабет 2 типа. Это заболевание сопровождается диабетической полинейропатией, при которой чаще всего поражаются периферические нейроны, и появляется мышечная слабость в ногах. Все эти причины мышечной слабости, в основном, появляются после сорока лет. У ребенка мышечная слабость чаще говорит о патологии нервной системы. Уже в первые минуты жизни педиатр оценивает состояние новорожденного, в том числе тонус мышц. Снижение тонуса связывают с родовыми травмами и другими причинами. Итак, причины мышечной слабости разнообразны. Ими могут быть заболевания нервной ткани (центральной и периферической нервной системы), эндокринные нарушения (надпочечниковая недостаточность, тиреотоксикоз, гиперпаратиреоз), другие состояния (дерматомиозит или полимиозит, мышечные дистрофии, митохондриальные миопатии, истерия, ботулизм, различные отравления, анемия).

Диагностика заболевания

Для выяснения причины мышечной слабости проводится полное обследование пациента. Врач беседует с пациентом: выясняет, когда впервые возникли симптомы мышечной слабости, что влияет на проявления заболевания, в каких группах мышц локализуется поражение. Кроме того, для диагностики имеют значение ранее перенесенные болезни, наследственность по неврологическим заболеваниям и сопутствующие симптомы. Далее проводится общий объективный осмотр пациента и исследование мышц. На этапе оценки мускулатуры определяют объем мышечной ткани, симметричность ее расположения, тургор тканей. Обязательной является оценка сухожильных рефлексов. Выраженность рефлекса оценивается по шкале, имеющей шесть градаций (отсутствие рефлексов, снижение рефлексов, норма, повышение, преходящий клонус, устойчивый клонус). Надо учесть, что у здорового человека поверхностные рефлексы (например, брюшные) могут отсутствовать, а рефлекс Бабинского является нормой у новорожденных. Мышечная сила оценивается по специальной шкале. Отсутствие мышечных сокращений соответствует по ней нулю, а полная мышечная сила – пяти баллам. Баллами от одного до четырех оценивается разная степень снижения мышечной силы. При поражении центральной нервной системы слабость проявляется в конечности, противоположной очагу поражения в головном мозге. Так, если инсульт произошел в левом полушарии, парезы и параличи развиваются в правых конечностях. В руках разгибатели страдают больше, чем мышцы сгибатели. В нижних конечностях обычно все наоборот. При поражении центрального отдела нервной системы (головной и спинной мозг), слабость сопровождается повышением мышечного тонуса, оживлением глубоких сухожильных рефлексов, появлением патологических рефлексов (Гоффмана, Бабинского). При поражении периферической нервной системы слабость ограничена поражением зоны иннервации конкретного нерва; мышечный тонус всегда низкий; глубокие рефлексы ослаблены или отсутствуют. Иногда могут наблюдаться быстрые подергивания пучков мышц (фасциляции). Для уточнения диагноза могут быть проведены некоторые функциональные пробы: больного просят совершить то или иное движение.

Лечение мышечной слабости

После установления диагноза, врач выбирает лечение мышечной слабости согласно современным рекомендациям. Если причиной мышечной слабости стала патология нервной системы, терапию проводит невропатолог. Могут использоваться лечебная физкультура, массаж, физиолечение, симптоматическая терапия, тромболитики, нейропротекторы, витамины и другие препараты. У ребенка мышечную слабость выявляют и лечат детский невролог и педиатр.

Видео с YouTube по теме статьи:



mob_info