Мои первые наблюдения за растениями исследовательский проект. Методическое пособие "дневник наблюдений" Использование пособия по возрастам

http://www.deti-66.ru/

Сравнительное наблюдение за прорастанием семян, ростом растений

Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"


  • Методический паспорт проекта.
  • Проблема и гипотеза.
  • Цели и задачи проекта.
  • План выполнения проекта и предполагаемый результат.
  • Ход работы.
  • Условия роста растений.
  • Дневник исследования.
  • Результаты проекта, общий вывод.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  • По содержанию – монопредметный предмет - окружающий мир;
  • по форме организации – индивидуальный;
  • по срокам выполнения – среднесрочный;
  • по результатам выполнения – исследовательский.


  • Проблема

Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это волшебство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Гипотеза

Природа создаёт различные условия для прорастания семян растений. Эти условия влияют на дальнейшее развитие растения. При предварительном замачивании семени растение быстрее формирует корневую систему и рост побега.


Цель проекта : Выяснить, какие условия нужны для более успешного прорастания семени, формирования и хорошего развития растения

  • Узнать новое и интересное из жизни растений расширить свой кругозор, пополнить свой словарный запас.

Задачи проекта

  • Сравнительный анализ условий для прорастания растений.
  • Поиск информации об условиях прорастания семени.
  • Проращивание фасоли в условиях предварительного замачивания и без, влияние влажности и полива на развитие растения.

Объект исследования: фасоль.

Предмет исследования: условия прорастания и роста растений.


ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

  • Уточнить условия роста растений.
  • Замочить часть семян фасоли и поместить их в почву.
  • Наблюдать за развитием ростков.
  • Следить за соблюдением условий.
  • Вести дневник исследования.
  • Получить конечный результат.
  • Сделать вывод.

Предполагаемый результат: выращенное из семени растение фасоли.


ХОД РАБОТЫ

  • На уроках окружающего мира познакомилась с условиями, необходимыми для нормального развития растений.
  • В сети интернет с помощью учителя нашла информацию о влиянии различных факторов на рост растений.
  • С 20 ноября по 4 декабря провела среднесрочное исследование по выращиванию фасоли.
  • Сделала вывод.

УСЛОВИЯ РОСТА РАСТЕНИЙ

Солне-чный свет

воздух

влага

почва


ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЯ

  • 20 ноября (1-й день) – подготовила почву и замочила семена фасоли .
  • 22 ноября (3-й день) – семена набухли, поместила проросшие семена в почву, полила водой.
  • 1 декабря (6-й день) ростки

пробились сквозь почву.

  • 2 декабря (7-й день)

появились первые листочки.



  • 2 декабря (1 2 -й день)
  • появились первые листочки
  • 4 декабря (1 2 -й день)

увеличилось количество листьев.


Результаты проекта

Цель проекта : выяснить, какие условия нужны для более успешного прорастания семени, формирования и хорошего развития растения.

Выводы:

I. В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения.

Часть семян мы предварительно замочили в воде (образец №1), а другие посадили без замачивания(образец №2). Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы.

I . Вода необходима для роста и развития растения.

II. Часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо.

II. Вывод: воздух необходим для роста растений.

III. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит.

III. Вывод: тепло также является необходимым условием для развития растения.

IV. В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Мы заметили, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. друг IV. Вывод: солнечный свет необходим для растений.

II. II. Часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. Так мы сделали вывод о необходимости воздуха для роста растений. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. Значит, тепло также является необходимым условием для развития растения. В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Мы заметили, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснение этому мы нашли в том, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений. Из книг мы узнали, что растения получают питание из почвы. Чем более богата питательными веществами почва, тем лучше развивается и плодоносит растение. Таким образом, наличие плодородной почвы также является необходимым условием для получения хорошего урожая. В процессе проведения нашего эксперимента мы наблюдали за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов. Результат - растения выросли и дали плоды.


V. Растения получают питательные вещества из почвы.

V. Чем плодороднее почва, тем лучше растение развивается.

РЕЗУЛЬТАТ – выращенное из семени растение фасоли.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Брянский городской информационно-методический Центр в системе дополнительного педагогического образования

(повышения квалификации)"

(по материалам методического объединения

для воспитателей детских садов г.Брянска)

«Уголок природы в детском саду»

Брянск-2013

Экологический центр в ДОУ – часть эколого – предметной среды в ДОУ, в которой расположены объекты флоры и фауны для:

    ознакомления с их жизнедеятельностью;

    обучения созданию и поддержанию условий их комфортного существования.

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Главная особенность экологического центра – это непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность с дошкольниками, а детям максимально проявить активность и самостоятельность. В течение всего дня дети по желанию могут подходить к живым объектам, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производят сильные впечатления.

Какое значение имеет уголок природы?

    Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

    Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

    Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

    Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

    Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Экологически правильное содержание комнатных растений – это соответствующее их индивидуальным потребностям размещение в пространстве помещения с учетом степени освещенности места, температуры и влажности помещения; полив в необходимом количестве, подбор земли нужного состава и подкормка удобрениями в определенные моменты их жизни. Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей, мест и условий их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству, а так же в методической литературе.

Организация уголка природы в разных возрастных группах .

Младшая группа.

При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части. В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие. Заинтересуют детей и растения с пестроокрашенными листьями. Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями. Рекомендуемые растения для уголка природы младшей группы представлены в таблице (приложение №1). Из предложенных растений воспитатель подбирает 4 – 5 видов. Для того, чтобы дети учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке два экземпляра одного растения.

Средняя группа

В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.

В средней группе уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям); различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония, лилия). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра (таблица в приложении № 2).

Старшая группа .

В данной группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание), без которых, оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке новых растений: с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Уголок природы старшей группы оснащают 6 – 7 видами растений, перечень которых указан в таблице (приложение № 3).

Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении).

Следует четко различать растения, уход за которыми осуществляет ребенок (наличие маркировки), и растения, за которыми ухаживают взрослые (интерьерные растения – маркировка не нужна).

Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).

Фенологический уголок – определенное место в уголке природы, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий.

Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях.

Осенью в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы).

Во второй половине января в банки с водой (t – 16-20 градусов) помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени).

«Огород на окне»

Посадки овощных культур дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука на перо предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики и засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.

С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца.

В течение зимнего периода, начиная с января, в уголке природы проращивают корнеплоды (брюква, репа, редька и т.д.)

Так же в фенологическом уголке производят выгонку луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). До посадки их хранят в темном сухом месте, а затем в октябре производят посадку. Техника подготовки и выгонки растений описана в методике ознакомления детей с природой под ред. Саморуковой.

С детьми старшего возраста проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние растений. Например, помещают 4 дидактические луковицы с различной потребностью в свете и влаге: для первой – обеспечена потребность в свете и влаге; для второй - влага отсутствует, но есть свет; для третьей – есть влага, но луковица помещена под темный колпак (отсутствие света); для четвертой – нет ни света, ни влаги.

Дневники наблюдений за ростом и развитием растений.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках, например, репчатый лук. Графическая модель у детей особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Такая модель в виде календаря за растущим луком может быть создана с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Несколько иначе выглядит дневник наблюдений, в котором зафиксирован рост овощной культуры. На каждой странице такого дневника, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время, за которое происходит изменение растения (рисуется полоска времени «неделя», а не цифровое обозначение); условия, при которых происходит изменение растения; условия, при которых, происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста и развития овощной культуры – это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксации погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни недели, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками.

Такой дневник – полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.

Организация уголка экспериментальной деятельности.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Специально организованные опытнические ситуации в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2)место для приборов 3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4)место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Приложение № 1

количество

характерные особенности

названия

растения

4 – 5 видов по 2-3 экземпляра одного растения

С ярко выраженными основными частями (стебель, листья, цветок); - обильно и долго цветущие (одноцветные); - с широкими плотными листьями; - с пестро окрашенными листьями; - контрастные по величине.

бальзамин, герань, азалия, фуксия, камелия;

китайский розан, бегония вечноцветущая;

фикус, аспидистра, колеус, аукуба.

Фенологический уголок

Букеты;

Посадки;

осенние яркоокрашенные листья, поздноцветущие растения, зеленый корм для животных, лук (середина зимы); яблони, черемухи, сирени, вербы (декабрь – февраль)

Календарь погоды и природы

С изображением текущего времени года и действий ребенка;

С изображением типичных для сезона состояний погоды

яркая сюжетная картинка;

картинки и подвижная стрелка в центре

Набор картинок с изображением животных, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы

голубь, воробей, утка, курица, снегирь, синица;

«Времена года»

Дидактический материал

Муляжи овощей и фруктов; - дидактические игры экологического содержания; - дидактическое пособие «Одень куклу»; - дидактическая кукла.

в соответствии с содержанием программы

Инвентарь;

лейки, шишки, желуди, веточки, крышки, пластиковые бутылочки

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;

Песок, глина;

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).



Персонажи, наделанные определенными чертами

Приложение № 2

количество

характерные особенности

названия

растения

5-6 видов по 2-3 экземпляра одного растения

С разной формой и величиной листьев; - с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям; - с узорчатыми опущенными опущенными листьями; - разные виды растений одного семейства; - требующие большого количества воды и поливающиеся редко.

бальзамин, фикус, колеус, хлорофитум, примула, агава;

бегония-рекс, аспарагус; душистая и зональная герань, виды бегоний; сансевьера

Фенологический уголок

Посадки;

Срезанные ветки деревьев и кустарников в воде.

лук (январь-февраль); зелень для корма животных уголка природы; фасоль, овес (март); яблони, черемухи, сирени, вербы (декабрь-февраль); осенние листья

Календарь погоды и природы

Календарь наблюдения за сезонными явлениями

Картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды; рисунки детей, отражающие увиденное;

за посадками, за ветками;

Наглядно- иллюстративный материал

Набор картинок с изображением животных, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы

собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса;

голубь, воробей, утка, курица, снегирь, синица; «Времена года»

Дидактический материал

«Животные», «Растения», «Птицы», «Времена года», «Оденем куклу на прогулку»

Материал для развития трудовых навыков

Инвентарь;

Природный и бросовый материал для конструирования из природного материала

лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки

Уголок экспериментальной деятельности.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям данного возраста.

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, а для детей символ, определяющий день (круг, квадрат и т.д.), опыт зарисовывается.

Приложение № 3

количество

характерные особенности

названия

растения

традесканция, плющ, колеус, цикламен, фикус, примула, фуксия, сансевьера, кливия, бегония, драцена, бальзамин;

лимон, герань

Фенологический уголок

Посадки;

овса, гороха, лука, петрушки, фасоли, рассада овощей; клена, березы, тополя, сирени, калины, боярышника, рябины

Календарь погоды и природы

Дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ

Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года); рисунки детей, модели; за посадками, за срезанными ветками в воде.

Наглядно- иллюстративный материал

Неживая природа, растительный, животный мир, труд в природе: в соответствии с содержанием программы и темой недели. «Времена года» свет, влага, тепло, почва

Дидактический материал

Дидактические игры экологического содержания; - муляжи овощей и фруктов;

Материал для развития трудовых навыков

Инвентарь;

Природный и бросовый материал для конструирования из природного материала

Приложение № 4

количество

характерные особенности

названия

растения

6-7 видов по 2-3 экземпляра одного растения

С разной формой и величиной листьев; - с разнообразным строением стебля (прямостоящий, стелющийся, вьющийся); - с разными способами размножения (клубни, луковицы, усы, стебли, листы, черенки); - с разнообразными потребностями в степени освещенности и поливе; - обладающие лекарственными свойствами.

традесканция, плющ, колеус, цикламен, фикус, примула, фуксия, сансевьера, кливия, бегония, драцена, бальзамин; хлорофитум, камнеломка, кринум, фикус, узумбарская фиалка

лимон, герань

Фенологический уголок

Посадки;

Пересадка комнатных растений;

Срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; - букеты

овса, гороха, лука, петрушки, фасоли, рассада овощей; клена, березы, тополя, сирени, калины, боярышника, рябины

Календарь погоды и природы

Календарь погоды (наблюдений за сезонными явлениями природы);

Дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ

Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года); рисунки детей, модели; за посадками, за срезанными ветками в воде.

Наглядно- иллюстративный материал

Набор картинок с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы; - условные обозначения комфортного произрастания растений; - схемы-модели строения растений и животных

Неживая природа, растительный, животный мир, труд в природе: в соответствии с содержанием программы и темой недели. «Времена года» с подборкой стихов, примет, загадок, пословиц; паспорт растений (свет, тепло, влага, почва).

Дидактический материал

Дидактические игры экологического содержания; - муляжи овощей и фруктов;

В соответствии с программой и темой недели

Материал для развития трудовых навыков

Инвентарь;

Природный и бросовый материал для конструирования из природного материала

лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; кисточки, тряпочки, фартуки; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки, семена растений; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки

Уголок экспериментальной деятельности

Старшая и подготовительная к школе группа

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции
- мини-музей (тематика различна, например
"Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Дневник наблюдений Меня зовут Корнилова Полина. Я учусь в Краснопахорской школе. Мне нравится готовить проекты по разным темам. Но больше всего я люблю наблюдать за растениями.


Дневник наблюдений Я наблюдала за ростом гороха на протяжении месяца. 1.Сначала я намочила горошинки. 2.Я следила, чтобы они не пересыхали и поливала их.


Дневник наблюдений 3.Потом горошинки набухли и показались маленькие ростки. Это произошло через три дня.


Дневник наблюдений 4. Я посадила горошек в землю. Поливала и наблюдала за ним. 5.Вот появился зелёный листочек.


Дневник наблюдений 6.Зелёный листик рос очень быстро. Он тянулся к солнцу, а я его по-прежнему поливала.


Дневник наблюдений 7.Проросли и другие горошинки. У них появились листочки. Листочки были зелёные и нежные.


Дневник наблюдений 8.С каждым днём листиков становилось всё больше, появились усики.


Дневник наблюдений 9.А здесь стебельки уже большие, листочки тоже подросли.


Дневник наблюдений 10.У моего гороха скоро появятся цветы, а потом и плоды. Семена у гороха спрятаны в стручке.


ИСТОРИЯ ЗЕЛЁНОГО ГОРОХА Родиной гороха принято считать Индию и Тибет


ИСТОРИЯ ЗЕЛЁНОГО ГОРОХА Бытует мнение, что имя выдающегося римского оратора Цицерона произошло от слова «цицера», что по-латински означало горох. Дело в том, что на носу у одного из его предков было жировое образование в форме горошины. Портрет Цицерона. Мрамор. 1 в. до н. э. Рим


ИСТОРИЯ ЗЕЛЁНОГО ГОРОХА СЕМЬИ ГОРОХОВЫХВсе обладатели фамилии "Горохов" могут гордиться тем, что имеют нечто общее с самим Цицероном.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! В Древней Греции горох считался пищей бедняков. Во Франции его подавали на королевских пирах. Китайцы считали горох символом богатства.


Это очень интересно! Горох очень полезен. Он содержит много белка, витамины С,В1,А, цинк, железо. Из гороха готовят много вкусных блюд. С С В1В1 В1В1 А А


Это очень интересно! Горох применяется в медицине. Улучшает зрение. Укрепляет волосы. Укрепляет нервы. Горох – это лекарство от многих болезней.



В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения, а нередко и потомство некоторых животных. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. Взаимосвязь живого существа со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода взросления неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений и животных.

Наблюдения за ростом растений
В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, а также зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время предоставляется возможность выращивать огородные культуры на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того, чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры - последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды.

Наиболее подходящими для этой цели являются растения, имеющие крупные семена: огородная или декоративная фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и др. Крупные семена этих растений быстро и зримо видоизменяются на первой стадии - стадии прорастания. Они набухают, увеличиваются в размере, у них лопается кожица, появляется толстый белый росток (корешок). Все это происходит в течение нескольких дней и обязательно при определенных внешних условиях - наличии влаги и тепла/ Питательные вещества имеются в самих семядолях, семя прорастает за счет их расходования.

Вторая стадия развития - это стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса: стебель и листья В этот период развития необходим весь комплекс факторов внешней среды: влага, питательные вещества, свет, тепло, воздух. Следующие две стадии онтогенеза - это стадии цветения и плодоношения, т.е. появления новых органов растения - сначала цветов, а затем семян или плодов с семенами. Д это время многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают удобрениями. Таким образом, на примере одного, двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика во взаимосвязи с меняющимися условиями жизни.

С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проследить рост и развитие одного растения от семени до семени. Наиболее подходящей культурой для этой цели является огурец. Он имеет ряд преимуществ перед другими культурами: крупные семена, которые при замачивании прорастают; отчетливо видные видоизменения надземной части растения - быстро растущая зеленая масса, большие листья отчетливой формы, красивые и крупные цветы, вкусные плоды; возможность выращивать как на участке, так и в помещении (что особенно ценно). Недостаток один -
довольно большая протяженность всего периода роста и развития от семечка до огурца.

Чтобы вырастить огурец в помещении и получить урожай, надо соблюсти следующие условия: взять скороспелые сорта семян, пригодные для закрытого грунта; создать "теплую грядку" в большой емкости; начать выращивание, когда световой день будет уже достаточно длинным; выращивать не более 2-3 растений на этой грядке.

Последовательные наблюдения за огурцом составляют цикл, содержание которого - изменения растущего и развивающегося растения во взаимосвязи со средой обитания. Спецификой такого цикла являются следующие моменты: оптимальный временной промежуток между наблюдениями (в случае с огурцом - две недели) и обязательная фиксация в календаре как самого растения, так и условий, при которых оно растет. Учитывая, что содержание наблюдений всегда одно и то же (состояние растения, изменения в его облике), их построение может быть одинаковым, т.е. включать один и тот же набор вопросов.

Например, каждое наблюдение за огурцом может проходить по следующей схеме.
o Что перед вами?
o Прошло две недели - изменился ли огурец?
o Что у него изменилось - стебли, листья или еще что-то? Какими они стали?
o Почему изменилось растение?
o В каких условиях рос огурец это время?

На каждой стадии развития растения воспитатель обращает внимание детей на появление новых органов у него и на необходимость изменения условий его жизненной среды (большего, чем раньше, полива, опрыскивания, подкормки и пр.).

Цикл наблюдений за ростом и развитием может быть построен и на примере других растений: редисе (быстро растет, но корнеплод находится в земле, его не видно), томате (интересное растение, но имеет мелкие семена, долгий период развития и сложную агротехнику). Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке. В этом случае наблюдения ведутся за ростом корней и листьев. Однако яркие преобразования (этапы развития) в облике растения отсутствуют, так как изменения отражают лишь процесс его роста. Это же относится и к жизненной среде луковицы - она не меняется, вода, свет, тепло остаются постоянными. Его не надо подкармливать: зеленые перья получают питательные вещества от самой луковицы, от чего она как бы "худеет". Эта особенность выращивания лука оборачивается достоинством - все этапы его роста легко рисовать.

Наблюдения за ростом и развитием животных

Цикл наблюдений за ростом и развитием животных может быть построен на примере тех обитателей детского сада, которые производят потомство. К ним относятся птицы (канарейки, волнистые попугай), млекопитающие (хомячки, белые крысы, морские свинки), живородящие рыбы. Каждое из этих животных имеет свою, ярко выраженную специфику, проистекающую из биологических особенностей вида, поэтому циклы наблюдений за ростом и развитием молодых особей значительно отличаются друг от друга.

Наиболее эффективными являются наблюдения за канарейками: это спокойные птицы, их гнезда открыты - всегда видно, что в них происходит, период высиживания яиц короткий, птенцы вылупляются почти одновременно. Цикл наблюдений включает следующие моменты.

Обустройство гнезда обоими родителями, т.е. подготовка условий для будущего потомства; среда обитания птиц в это время обогащается гнездо строительным материалом, дополнительными кормами (особое значение имеет минеральная подкормка, в частности скорлупа яиц, необходимая для образования твердой оболочки яйца),

Кладка яиц, внутри которых находятся живые зародыши, их высиживание - первая видимая стадия развития птиц, которая осуществляется в определенных условиях: на мягкой подстилке, в гепле, которое дают гнездо и родители, сидящие на яйцах, благодаря питательным веществам, имеющимся в белке.

Вылупившиеся птенцы - вторая стадия онтогенеза; птенцы абсолютно не готовы к самостоятельной жизни, и их выживание целиком зависит от средообразующего поведения родителей: кормления, обогрева и защиты; во внешних условиях добавляется "детский" корм, которым родители выкармливают желторотых малышей.

Птенцы-слетки - третья стадия развития, характеризующаяся смешанными условиями жизни: продолжается опека со стороны родителей и начинается самостоятельное поведение - поиск корма, ориентировка в пространстве; обучение полету и другим навыкам самостоятельной жизни.

Половозрелые молодые птицы (завершающая стадия развития) - они почти не отличаются от родителей, способны сами выводить потомство; условия их жизни такие же, как у взрослых птиц.

Стадии развития попугайчиков такие же, но процесс взросления происходит иначе: вылупление птенцов растянуто во времени, первоначальное развитие скрыто от детей, так как гнездо находится в дуплянке. Тем не менее наблюдения вполне возможны, они только несколько иначе организуются.

У млекопитающих развитие происходит иначе: первая стадия онтогенеза внутриутробная, а внешние условия обычные, самка лишь несколько больше ест, чем обычно, а люди должны бережно с ней обращаться.

Следующая стадия - новорожденность. Этот период характеризуется двумя вариантами развития. У одних видов (например, морских свинок) детеныши рождаются зрелыми (зрячими, в шерсти, быстро начинают самостоятельно передвигаться). У других (например, золотистых хомячков) - незрелыми, беспомощными, (слепыми, голыми, малоподвижными). В обоих случаях мать является главным средообразующим фактором - она выкармливая детенышей молоком, обогревает, охраняет и защищает их. В первом случае этот период короче, так как зрелые детеныши значительно быстрее приобретают навыки самостоятельного поведения. Во втором случае период новорожденности длиннее и протекает, как правило, скрытно (в норе, в домике) до тех пор, пока детеныши не прозреют, не покроются шерстью и не начнут вылезать из гнезда. Внешние условия в это время улучшаются: самку обильно и разнообразно кормят, дают воду, чтобы у нее было молок и, что особенно важно, - не беспокоят семейство. Иногда назойливое внимание людей оборачивается катастрофой: самка съедает свое потомство.

Следующий период в развитии млекопитающих - ювенальный подросшие детеныши много играют под присмотром родителей активно обучаются навыкам взрослого поведения. Внешние уело вия остаются прежними: взрослые животные, как и раньше, опекают малышей-, кормят, заботятся. В отличие от предыдущего периода с детенышами можно общаться, играть.

Заключительная стадия онтогенеза - половозрелость и полно самостоятельное поведение.
Таким образом, цикл наблюдений за ростом и развитием животных на примере декоративной птицы или пушистого зверька позволяет показать детям интересный экологический аспект: ста дни развития животного организма и его взаимосвязь с меняющейся средой обитания. Такой цикл наблюдений имеет особое воспитательное значение: педагог учит дошкольников с большим вниманием, бережно и осторожно обращаться с потомством животных, учит создавать для них благоприятную среду, учитывать хрупкость молодой жизни.

Контрольные вопросы

1. Что такое "недельная методика" ознакомления дошкольника с сезонными явлениями природы? В чем состоит ее специфика?

2. Какие параметры живой и неживой природы воспитатель ежемесячно наблюдает с детьми? Как меняются приемы наблюдений в течение недели?

3. Почему надо наблюдать за ростом и развитием растений и животных? В чем состоит экологический смысл этих наблюдений?

4. Какие стадии развития проходит однолетнее растение? Как организуется и проводится цикл наблюдения за ним?

5. Какие стадии развития проходят животные: птицы, млекопитающие? В чем состоит экологический смысл наблюдений за ними?

6. Какое воспитательное значение имеют наблюдения детей за развивающимися живыми существами?

Задание
Составьте цикл наблюдений за семьей любого животного - напишите номер, название и цель каждого наблюдения

Старикова Софья

Мясоедова Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования (биология)
МКОУ ДОД Детский эколого-биологический центр


Наблюдения за развитием растений

Дополнительное образование


Работа доказывает, что для проращивания, роста и развития растений необходимы определённые условия.
В работе анализируются условия, необходимые для развития двудольных и однодольных растений.
Наши исследования могут служить источником информации о том, какие условия необходимы для развития растений, а также, что эти условия различны для представителей двудольных и однодольных растений.

Введение
Актуальность. В настоящее время люди продолжают все больше выращивать растения, поэтому актуальным остается знать какие условия необходимы для развития растений, чтобы получить хороший урожай.
Цель: определить условия, необходимые для развития растений.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Провести исследовательские работы по определению условий, необходимых для проращивания, роста и развития растений.
Сравнить условия, необходимые для развития двудольных и однодольных растений.
Гипотеза: основана на предположении о том, что для развития растений необходимы определенные условия.
Практическая значимость: наши исследования могут служить источником информации о том, какие условия необходимы для развития растений, а также, что эти условия различны для представителей двудольных и однодольных растений.
Предмет: условия, необходимые для развития растений.
Объект: семена фасоли и злаков.
Методы исследования:
Теоретические:
Изучение источников информации.
Практические:
Наблюдение за прорастанием семян фасоли;
Наблюдение за ростом и развитием фасоли и злаковых растений;
Сравнение условий, необходимых для развития однодольных и двудольных растений.

Глава 1. Проращивание семян.
1.1.Определение условий, необходимых для прорастания семян.
Для проведения исследования мы отобрали семь крупных неповрежденных семян фасоли. Одно семя мы положили в сухую тряпочку, три завернули в мокрую тряпочку и поместили в теплое место, два семени – в стакан с водой, 1 семя – в мокрую тряпочку, которую поместили в холодильник. Мы следили за тем, чтобы тряпочка постоянно была влажной. За нашими семенами мы наблюдали 4 дня. На основе наших наблюдений мы заполнили таблицу № 1.
Объект

Число_9.02_ Число_10.02 Число_11.02 Число_12.02
1 семя в сухой тряпочке без изменений без изменений без изменений без изменений
3 семени во влажной тряпочке набухли набухли проросли проросток увеличился
2 семени в стакане с водой набухли набухли набухли набухли
1 семя в мокрой тряпочке в
холодильнике без изменений набухли набухли набухли
Таблица № 1
Из таблицы № 1 видно, что семена фасоли, которые мы поместили в сухую тряпочку, не проросли. Это говорит о том, что им не хватило влаги. Семена, которые мы поместили в стакан с водой, только набухли, но им не хватило воздуха, чтобы прорасти. Семя фасоли, которое было в мокрой тряпочке в холодильнике, также не проросло, так как в холодильнике очень холодно, что даже при наличии влаги они медленно набухали.
Вывод: для прорастания семян необходимы условия: влага, воздух, тепло.

Глава 2. Рост и развитие растений.
2.1. Определение условий, необходимых для роста и развития растений.
Для того чтобы определить какие условия необходимы для роста и развития растений, проросшие семена фасоли мы посадили в три горшочка с землей и поставили по одному горшку:
Горшок 1 - на подоконник;
Горшок 2 - в темное место (в шкаф);
Горшок 3 - в холодное место.
Мы следили, чтобы земля во всех горшочках была влажной.
Наблюдения мы вели в течение двух недель и фиксировали их в таблице № 2

Объект
наблюдений Результаты наблюдений
1 неделя 2 неделя
Горшок 1 (на подоконнике) Появился росток с маленьким побегом и листьями Росток развивается хорошо, стебель стал толще, листья крупные, зеленого цвета
Горшок 2 (в темном месте) Появившийся росток имеет длинный побег, маленькие листья желтоватого цвета Побег стал длиннее, листья растут медленно, цвет у листьев и побега не изменился
Горшок 3 (в холодном месте) Росток появился поздно Побег начал расти быстрее, чем листья, растение желтовато-зеленого цвета

Таблица № 2
Из таблицы № 2 видно, что растение в горшке 2, который мы поставили в темное место, имеет маленькие листья и длинный побег. Растение желтого цвета и ему не хватает солнечного света, поэтому оно тянется к нему, удлиняя свой побег. Растение в горшке 3, который мы поставили в холодное место начало развиваться достаточно поздно, удлинятся в побеге и приобретать желтый цвет. Это говорит о том, что растению не хватает тепла. Растение в горшке 1, который мы поставили на подоконник, развивалось хорошо. Стебель у него постепенно утолщался, листья увеличивались в размерах. Растение было зеленого цвета. Эти факторы показывают, что для развития данного растения были соблюдены все условия.
Вывод: для роста и развития растения необходимы условия: воздух, влага, свет, тепло.

2.2. Условия, необходимые для развития однодольных и двудольных растений.
Мы выяснили, что для прорастания семян необходимы вода, тепло и воздух. Прежде чем зародыш тронется в рост, семена впитывают в себя воду и набухают, при этом разрывается их оболочка, и раздвигаются окружающие семя частицы почвы. Под влиянием воды и притока воздуха в семенах увеличивается содержание ферментов. При их участии находящиеся в семенах нерастворимые питательные вещества переходят в легкоусвояемые, и начинается новая жизнь.
Для прорастания семян различных растений требуется неодинаковое количество воды, тепла и воздуха. Чтобы в этом убедиться, мы решили прорастить семена злаков, помещая их в такие же условия, как и семена фасоли. Мы выбрали злаки, так как они являются однодольными, их зародыш содержат одну семядолю. Фасоль – двудольное растение. Ее зародыш содержат две семядоли.
Для прорастания семян фасоли требуется 100% воды от их массы, а для прорастания семян злаковых – 30-40% от их массы.
Требования различных растений к температуре, необходимой для прорастания семян, также неодинаковы. Семена злаков обычно нуждаются для прорастания в более высокой температуре, чем семена фасоли.
Не менее требовательны семена и к достаточному количеству воздуха. Глубоко заделанные семена из-за его недостатка не прорастают.
При прорастании семян, прежде всего, появляется корешок. Он быстро проникает в почву и начинает извлекать из нее воду и питательные вещества. В первый период роста и развития растения из семени усиленно развивается корневая система, а затем начинается и быстрый рост надземной его части (рис.1 и рис.2).

Рис.1 Развитие злаков
Фасоль - теплолюбивое растение. Семена начинают прорастать при 10-12 °С, всходы не выдерживают продолжительного понижения температуры и погибают при -1 °С. Лучшая температура для роста и развития фасоли - 20-25 °С, но плоды успешно образуются и при 15 °С. Требовательна фасоль и к свету, особенно в молодом возрасте. Хорошо растет, развивается и дает высокого качества плоды при достаточном увлажнении.

Рис.2 Развитие фасоли
Для того чтобы убедиться в том, что для роста и развития фасоли и злаков требуются разные условия, мы посадили проросшие семена злаков в 3 горшочка и поместили их в такие же условия, как и семена фасоли. Наблюдая за их ростом и развитием 2 недели, мы сделали вывод, что им требуется гораздо меньше влаги, так как злаки – засухоустойчивые растения. При уменьшении полива растения продолжали хорошо развиваться. Злаки, которые мы поместили в темное место, были желтее, чем фасоль. Это говорит о том, что злаки требуют больше света. По сравнению с фасолью, помещенной в холодное место, злаки в таких же условиях развивались хуже. Значит, им требуется больше тепла.
Сравнив развитие двудольных и однодольных растений, мы пришли к выводу о том, что они имеют разные требования к условиям. Однако, условия для развития двудольных и однодольных растений остаются одинаковые. Все они нуждаются в: воздухе, тепле, свете и влаге.

Заключение.
Мы провели исследования по определению условий, необходимых для проращивания, роста и развития растений на примере фасоли. В ходе наших наблюдений мы выяснили, что для прорастания семян необходимы: влага, воздух и тепло. Продолжая наблюдения, мы установили, что для роста и развития семян необходимы: свет, влага, тепло и воздух.
Для того,чтобы убедиться в том, что однодольные и двудольные растения имеют разные требования к условиям развития, мы наблюдали за проращиванием, ростом и развитием злаков, как представителей однодольных. Получив результаты, мы сравнили их с результатами, полученными при наблюдении за развитием фасоли, как представителя двудольных растений. Мы выяснили, что злаки более требовательны к температуре, свету, но меньше нуждаются в увлажнении.

Список использованной литературы
1. Жизнь растений. Под. ред. М.М. Голлербаха. Т. 3. М.: Просвещение, 1977.
2. Зайчикова С.Г., Барабанов Е.И. Ботаника. - М., ГЭОТАР-Медия, 2009. - 304 с.
3. Зитте П., Вайлер Э.В., Кадерайт Й.В., Брезински А., Кернер К. Ботаника в 4 томах. Т. 2. Физиология растений. - М.: Академия, 2008. - 496 с.
4. Огуреева Г., Микляева И. Ботаника. - М.: Аванта+, 2007. - 96 с.

mob_info