Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений (по материалам методического объединения для воспитателей детских садов г. Брянска) - Методические рекомендации. Сравнительное наблюдение за прорастанием семян, ростом растений (1 класс) Наб

Цель:

1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

2. Познакомить с различными сортами лука (золотистый и фиолетовый (красный)

3. Показать развитие луковиц на различных этапах роста.

4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.

5. Развивать наблюдательность, способность
экспериментировать, делать умозаключения.

Программные задачи :

1. Формировать представление о луковичных, о разнообразии сортов и их назначении.

2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры .

3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.

4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.

5.Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат :

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (свет, вода, тепло).

Участники эксперимента:

Воспитатели и дети.

Направленность работы :

Исследовательская.

Формы работы :

Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.

Перспективное планирование :

1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету и сорту.

2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.

3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.

4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.

5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.

Оборудование :

Луковицы 8 штук: лук золотистый - 4 штуки и фиолетовый (красный) - 4 штуки, банки, лейки с водой, поддоны с землёй, фартуки для работы.

Ход занятия :

Воспитатель : Ребята, подойдите все к столу и станьте вокруг него. Я хочу показать вам, что я нашла сегодня у дверей нашей группы.

(открываю салфетку с коробки, в которой лежит лук)

Что это?

Верно, это лук. Но посмотрите, он не только разный по величине, но он разный по окраске – у одних луковиц чешуйки золотистые, а у других фиолетовые. В одном они все одинаковые - твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы)

Еще я хочу рассказать вам невероятную историю. Когда я поднималась по лестнице, я услышала чьи то голоса. Сначала я думала, что это пришёл кто-то из детей, но когда прислушалась, то поняла, что это спорят луковицы в коробке.

Золотистые луковицы кричали: Нас, золотых луковиц, больше всех, нас хозяйки кладут почти во все блюда, в нас больше всего витаминов, наш сорт сажают чаще, растём мы быстро и даём много зелёных перьев.

Фиолетовый тоже не отставал - А нас режут в изысканные салаты, но это не значит, что в нас мало витаминов и мы менее полезны. Растём мы тоже очень быстро и еще никто не жаловался на вкусовые качества зелёного пера.

Долго слушали этот спор две большие луковицы, а потом тоже вступили в разговор - чего вы спорите, мы всё равно из вас самые быстрые в росте. Вам для роста нужна земля, тепло, вода. А мы можем расти даже без земли.

Но тут луковицы притихли, видимо поняли, что за ними кто-то наблюдает.

Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какой же из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?

Наблюдение №1. ,Выращиваем лук’’.

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы золотистые и фиолетовые, сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме, но разные по цвету; все три твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Воспитатель предлагает выращивать лук в разных условиях и в воде и в земле.

Одни дети наливают воду в баночки, ставят луковицы, приклеивают опознавательную информацию, другие делают зарисовки на странице календаря наблюдений. В заключении воспитатель сообщает: через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их рисовать.

Наблюдение № 2,Выращиваем лук’’

Цель: учить детей замечать изменениями, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий - воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании. В начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки луковиц. Мы сажали лук на прошлой неделе, в понедельник. Сегодня тоже понедельник, значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая состоит из семи квадратиков - дней разного цвета, как в нашем календаре природы. Эту «полоску времени» мы приклеим на страницу, на которой будем рисовать лук.

Наблюдение № 3. ,Выращиваем лук’’.

Цель: учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; замечать истекшую неделю в календаре,полоской времени’’.

Наблюдение №4. ,Выращиваем лук’’.

Цель: учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовать луковицы с натуры.

Наблюдение №5. ,Выращиваем лук’’.

Цель: развивать в детях наблюдательность-умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

В этом наблюдении участвует Заинька. Он интересуется, что выращивают дети, хочет узнать, что они делают с луком, удивляется, что природа есть и в доме (помещении), а не только в лесу.

Сердюк Алина
Проект «Наблюдение за ростом растений»

Проект «Наблюдение за ростом растений » .

1. Вид проекта : творческий, исследовательский, групповой.

2. Продолжительность проекта : краткосрочный.

3. Предмет исследования : лук, чеснок, фасоль, укроп.

4. Участники проекта : дети 2 младшей группы, родители, воспитатель.

5. Возраст детей : младший дошкольный возраст .

Цель исследования :

1. Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений .

2. Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта .

3. Вызвать у детей интерес к конкретным объектам– луку, чесноку через стихи, загадки, проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

4. Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.

5. Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями : вовремя полить, рыхлить почву.

Задачи :

Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений ;

Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений ;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям ;

Активизировать речь и обогащать словарь детей;

Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Проблема :

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях , о том, где они растут , о необходимых условиях их роста , их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

В результате реализации проекта «Огород на окне» мы планируем получить следующие результаты :

1. Дети получат знания о том, что растения живые , их поливают, сажают, выращивают из семян.

2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям .

4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Работа с дошкольниками включает в себя :

Подбор и рассматривание иллюстраций.

Посадка овощей : лука, чеснока, фасоли, укропа.

Проведение наблюдений за ростом растений .

Посадка овощей дома с родителями.

Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы) .

Подбор и чтение художественной литературы.

Подбор и отгадывание загадок по теме.

Организация и проведение занятия по рисованию : (с использованием трафаретов)

Организация и проведение занятий по лепке : «Овощи большие и маленькие» .

Организация и проведение дидактических игр : «Что сажают в огороде» , «Чья это тень» , «Угадай по описанию» , «Сложи картинку» , «Угадай на вкус» , «Угадай по запаху» , «Четвертый - лишний» .

Презентация проекта .

Презентация огорода.

Работа с детьми :

Лепка «Овощи большие и маленькие» .

Задачи : Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.

Ход занятия : Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине. Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.

Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.

Рисование «Бабушка принесла с огорода…»

Задачи :

Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.

Ход занятия:

Задать детям вопросы детям : - Ребята, вы ходили с мамой или бабушкой на огород?

Какие овощи там растут ?

В чем вы несли овощи домой?

Какие овощи вы любите больше всего?

Все овощи вкусные и полезные. Давайте мы их все нарисуем. Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают карандашами, не выходя за контур.

Стихи про лук, чеснок, фасоль, укроп.

Сняли тоненький сюртук,

Рыжую рубашку,

Желтую рубашку,

А, стянув

Еще рубашку,

Все заплакали вдруг.

Вот так мы

Вчера на кухне

Раздевали

Сладкий лук.

Со мной общаться вам бывает сложно.

Без слёз очистить даже невозможно.

Но я полезен очень - вот так штука :

Нет от простуды средства лучше лука .

Луковица золотая

Круглая, литая.

Есть у ней один секрет-

Нас она спасёт в обед :

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Петрушка

Я шепну тебе на ушко :

Я - не клоун, но - петрушка.

Сочная и длинная –

Зелень витаминная.

Петрушка

Знает каждая старушка :

В огороде есть петрушка.

Станет с ней вкусней в сто крат,

Суп, окрошка и салат.

И зеленый, и душистый.

И, как елочка, пушистый.

Я – укроп, делюсь секретом :

Нужен я зимой и летом.

Вот укроп пахучий,

Он раскрыл свой зонтик :

"Нет ли чёрной тучи

Там на горизонте?"

Фасоль в стручки запряталась,

Сидит там до поры.

Когда же сбросит платьице,

То станет раскрасавицей,

Румяной от жары.

Весь промок кулик в болоте :

Заболел я гриппом, вроде…

Вот, кулик, тебе чеснок –

Очень многим он помог.

Чеснока душистый зубчик

Мы с тобой положим в супчик.

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ!

Я всегда немного жгучий,

Но не злой и не вонючий.

От простуды , между прочим,

Словно щит, надёжный очень.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?

(Лук)

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле ,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок)

В огороде хоть росла,

Знает ноты "соль" и "фа".

(Фасоль)

Физминутка. Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях , а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет .

Дети сажают растения под руководством воспитателя.

Посадка лука.

Посадка чеснока.

Посадка фасоли, укропа.

Полив растениям необходим .

Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, чеснок, фасоль, укроп) . Беседа о том, что за растениями необходим уход .

Работа с родителями :

Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород на окне» для закрепления знаний о растениях (овощах, которые можно вырастить .)

Консультация для родителей на тему : «зеленые витамины» .

«Лук от семи недуг»

Лук репчатый- пряное культурное растение , относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность , употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.

Химический состав. Лечебные свойства.

Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.

Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.

Применение в кулинарии.

В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.

Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.

Применение в медицине.

В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…

Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит».

Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.

Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.

Лук широко используется в современной медицине. Из лука репчатого получены препараты «Аллилчеп» и «Аллилглицер» . «Аллилчеп» , оказывающий противомикробное действие, возбуждает моторику кишечника, используется как при поносах, так и колитах с наклонностью к запорам, при атонии кишечника, атеросклерозе и склеротической форме гипертонии. «Аллилглицер» рекомендуется для лечения трихомонадного кольпита в виде тампонов.

Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.

Польза и вред чеснока

Полезные свойства

Такой состав определяет мощные потогонные и мочегонные свойства, благодаря которым при употреблении чеснока снижается артериальное давление. Кроме того, чесночные продукты обладают обезболивающим, ранозаживляющим, противоглистным, антитоксическим свойствами. Употребление чеснока полезно для снятия симптомов авитаминоза.

Главный эффект употребления этого острого продукта заключается в повышении иммунных сил организма. Необычайно полезен чеснок в качестве превосходной защиты организма от инфекционных заболеваний. Вещества, содержащиеся в нём, активизируют метаболизм, улучшают состояние сердечнососудистой системы и оказывают благоприятное действие на здоровье человека в целом.

А ещё чеснок полезен содержанием соединений селена, которые являются прекрасными антиоксидантами, препятствующими возникновению онкологических новообразований. Введение чеснока в рацион позволяет снижать уровень холестерина. Чеснок является эффективным средством, противодействующим засорению главных и периферических артерий, а также останавливающим процессы их старения.

Безусловно, самым важным качеством чесночных продуктов является их способность убивать болезнетворные микроорганизмы. Эту пользу чеснока непременно должна учитываться в профилактике простудных инфекционных заболеваний в период смены сезонов года.

Чеснок в том или ином виде добавляется в различные медикаменты. Известны случаи, когда препараты, которые приготавливались из чеснока, уничтожали злокачественные опухоли в самом начале их развития.

Вред чеснока

Однако помните. Хотя и полезен чеснок в поддержании здоровья, но при длительном использовании «чесночных» лекарственных средств подавляется микрофлора кишечника. Будьте осторожны!

Укроп – растение , без которого трудно представить себе любой стол, его добавляют в салаты, им посыпают сваренный картофель, используют в качестве приправы ко многим блюдам, и мало кто догадывается, что он обладает полезными свойствами, которые могут вылечить и предупредить многие болезни. Не все любят “травку” в салатах, а оказывается зря, ведь рацион питания современного человека все больше состоит из скудной на полезные вещества пищи, а укроп богат витаминами и минералами, в которых нуждается организм, в частности в укропе большое содержание витамина С, витаминов группы Р и В. Богат укроп фолиевой кислотой, содержит, калий, железо, фосфор и кальций. В состав укропа также входят белки, сахара, флавоноиды, фитонциды. Укроп обладает рядом уникальных свойств, например, настой, приготовленный из укропа, способен оказать благотворное влияние при гипертонической болезни, стабилизируя кровяное давление и оказывая сосудорасширяющее воздействие. Полезен укроп и при проблемах желудочно-кишечного тракта, например эффективен укроп при дисбактериозе, как отличное средство, снижающее активность патогенной микрофлоры.

Входящие в состав вещества оказывают расслабляющее воздействие на кишечник, улучшают пищеварение. Эфирное масло, которое входит в состав укропа обладает антисептическими свойствами, помогает организму очиститься от шлаков. Эффективен укроп не только в качестве лекарства для приема вовнутрь, но также и для различного рода примочек. Так, при повреждениях кожи, особенно при гнойных процессах, можно прикладывать примочки из укропа. При таком заболевании, как ячмень, укроп оказывает, куда лучшее воздействие, нежели чай. Нельзя не упомянуть о желчегонных свойствах укропа. Укроп поможет победить такие неприятные заболевания, как запор и колит.

Фасоль - польза и полезные свойства фасоли

Плоды этого бобового растения считаются одними из десяти самых полезных продуктов. В Новом Свете фасоль выращивали задолго до прибытия Колумба. Европейцы с ней познакомились позже, хотя в древнем Риме о фасоли знали и употребляли в медицинских целях.

Польза фасоли для питания человека в сбалансированном составе ее веществ. В фасоли содержится много белка (около 22% сухих веществ, который по пищевой ценности приравнивается к белку мяса. Зерно фасоли богато незаменимыми аминокислотами, благодаря чему блюда из нее хорошо усваиваются. Также в ее состав входит около 2 гр жира и 54 гр углеводов на 100 гр зерен. Калорийность продукта составляет около 310 ккал. В зависимости от вида фасоли, ее зерна имеют высокое содержание минеральных веществ : кальция, магния, фосфора, калия и микроэлементов - цинка, серы, меди и других. Благодаря высокому содержанию железа фасоль полезна при анемии.

Кроме того, в фасоли много витаминов группы В, а также А, С и РР. Но особенно полезна фасоль потому, что содержит большое количество витамина Е, который является антиоксидантом и предупреждает возникновение заболеваний сердца и сосудов. Содержание этого витамина в фасоли вместе с витаминами А и С способствует улучшению зрения.

Давно известна польза фасоли при болезнях почек, поскольку употребление блюд из нее имеет мочегонное свойство. Также полезны эти бобы при переутомлении, поскольку показано, что при нервном истощении и стрессах отвар из фасоли способствует восстановлению организма. Полезна фасоль при различных заболеваниях сердца, печени и желудочно-кишечных заболеваниях. Антибактериальные свойства этого растения позволяют использовать ее при различных заболеваниях ротовой полости, кроме этого отмечено, что употребление фасолевых блюд снижает риск образования налета на зубах и зубного камня. Также еще в древности установлена польза употребления фасоли при заболеваниях груди и легких.

Полезны не только зерна фасоли, но и сухие створки бобов, отвар из которых снижает содержания сахара в крови при заболевании сахарным диабетом.

Cлайд 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Ученица 1«б» класса Массан Анна Руководитель – Черномурова Нина Александровна МОУ «Ракитянская СОШ № 1» п. Ракитное Белгородской области Сравнительное наблюдение за прорастанием семян, ростом растений Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"

Cлайд 2

Методический паспорт проекта. Проблема и гипотеза. Цели и задачи проекта. План выполнения проекта и предполагаемый результат. Ход работы. Условия роста растений. Дневник исследования. Результаты проекта, общий вывод. СОДЕРЖАНИЕ

Cлайд 3

По содержанию – монопредметный предмет - окружающий мир; по форме организации – индивидуальный; по срокам выполнения – среднесрочный; по результатам выполнения – исследовательский. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Cлайд 4

Cлайд 5

Проблема Выращивание растений и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это волшебство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Гипотеза Природа создаёт различные условия для прорастания семян растений. Эти условия влияют на дальнейшее развитие растения. При предварительном замачивании семени растение быстрее формирует корневую систему и рост побега.

Cлайд 6

Цель проекта: Выяснить, какие условия нужны для более успешного прорастания семени, формирования и хорошего развития растения Узнать новое и интересное из жизни растений расширить свой кругозор, пополнить свой словарный запас. Задачи проекта Сравнительный анализ условий для прорастания растений. Поиск информации об условиях прорастания семени. Проращивание фасоли в условиях предварительного замачивания и без, влияние влажности и полива на развитие растения. Объект исследования: фасоль. Предмет исследования: условия прорастания и роста растений. /

Cлайд 7

Уточнить условия роста растений. Замочить часть семян фасоли и поместить их в почву. Наблюдать за развитием ростков. Следить за соблюдением условий. Вести дневник исследования. Получить конечный результат. Сделать вывод. Предполагаемый результат: выращенное из семени растение фасоли. ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Cлайд 8

На уроках окружающего мира познакомилась с условиями, необходимыми для нормального развития растений. В сети интернет с помощью учителя нашла информацию о влиянии различных факторов на рост растений. С 20 ноября по 4 декабря провела среднесрочное исследование по выращиванию фасоли. Сделала вывод. ХОД РАБОТЫ

Cлайд 9

Cлайд 10

20 ноября (1-й день) – подготовила почву и замочила семена фасоли. 22 ноября (3-й день) – семена набухли, поместила проросшие семена в почву, полила водой. 1 декабря (6-й день) – ростки пробились сквозь почву. 2 декабря (7-й день) – появились первые листочки. ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЯ

Cлайд 11

Cлайд 12

2 декабря (12 -й день) – появились первые листочки 4 декабря (12-й день) – увеличилось количество листьев.

Cлайд 13

Цель проекта: выяснить, какие условия нужны для более успешного прорастания семени, формирования и хорошего развития растения. Выводы: I. В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения. Часть семян мы предварительно замочили в воде (образец №1), а другие посадили без замачивания(образец №2). Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы. I. Вода необходима для роста и развития растения. Результаты проекта

Cлайд 14

II. Часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. Так мы сделали вывод о необходимости воздуха для роста растений. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. Значит, тепло также является необходимым условием для развития растения. В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Мы заметили, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснение этому мы нашли в том, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений. Из книг мы узнали, что растения получают питание из почвы. Чем более богата питательными веществами почва, тем лучше развивается и плодоносит растение. Таким образом, наличие плодородной почвы также является необходимым условием для получения хорошего урожая. В процессе проведения нашего эксперимента мы наблюдали за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов. Результат - растения выросли и дали плоды. II. Часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. Так мы сделали вывод о необходимости воздуха для роста растений. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. Значит, тепло также является необходимым условием для развития растения. В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Мы заметили, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснение этому мы нашли в том, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений. Из книг мы узнали, что растения получают питание из почвы. Чем более богата питательными веществами почва, тем лучше развивается и плодоносит растение. Таким образом, наличие плодородной почвы также является необходимым условием для получения хорошего урожая. В процессе проведения нашего эксперимента мы наблюдали за развитием растения от прорастания семени до получения первых плодов. Результат - растения выросли и дали плоды. II. Часть семян, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо. II. Вывод: воздух необходим для роста растений. III. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит. III. Вывод: тепло также является необходимым условием для развития растения. IV.В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Мы заметили, что густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. друг IV. Вывод: солнечный свет необходим для растений.

Юлия Рослова

Дневник наблюдения за ростом бархатцев к проекту «От семечка до семечка»

Выполнил воспитатель: Рослова Ю. Е.

Срдняя группа

г. Ульяновск 2018г.

Цели:

Развивать мышление, творческое воображение и любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

Развивать интерес детей к растительному миру.

Задачи:

Развивать наблюдательность, мышление (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания.

Приучать к аккуратности, обращать внимание на детали, не упускать из виду общую картину.

Развивать интерес к подобной деятельности, склонять к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

Организация наблюдения за ростом бархатцев

Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.

Наше наблюдение будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.

Выбираем объект для наблюдения-клумбы на участке средней группы

Первый день наблюдения.

Обратить внимание детей на то, что все семена одинаковые

Вопрос: Что нужно растению для роста? (Вода, тепло и свет).

Седьмой день наблюдения.

Предложить детям рассмотреть ростки семян, какие изменения произошли с ними:

Семнадцатый день наблюдения.

Предложить детям рассмотреть рассаду и выяснить какие изменения произошли с ней.

Двадцать седьмой день наблюдения.


Тридцать четвёртый день.

Рассаживаем рассаду в отдельные стаканчики, чтобы стебель набирал силу и крупность.


На сорок шестой день высаживаем бархотцы в грунт.


Сбор семян бархатцев.

А сбор семян бархатфев нас ожидает в августе.

Выводы:

Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и давали семена, необходимы: свет, тепло и вода.

С детьми делаем конвертик, где закрепляем вывод нашего исследования

После предлагаю сделать из нераспустившихся ростков маленькую композиуию "Огород на окошке"

Публикации по теме:

Презентация «Дневник наблюдения за ростом гороха» Наблюдения проводились с детьми старшей группы. Целью моей работы является наблюдение вместе с детьми старшей группы за прорастанием гороха.

Познавательно-исследовательская деятельность «Всё начинается семечка» для детей средней группы Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Всё начинается с семечка!» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «От семечка до семечка» Долгосрочный проект в старшей группе. «От семечка до семечка». Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта:.

Приложения к экологическому проекту «От семечка до цветка» для старшего дошкольного возраста Здравствуйте коллеги! В предыдущей публикации экологического проекта "От семечка до цветка" мне не хватило места для публикации приложений.

Проект для выпускной группы «Наблюдения за ростом лука». (Для детей с нарушением слуха) Участники проекта: дети выпускной группы, воспитатели,.

Пояснительная записка Проект опирается на природную любознательность и желание экспериментировать у детей. Не напрасно этот дошкольный возраст,.

План урока

Урок № 18

Тема урока

Наблюдение роста растений. Практическая работа по теме: «Проращивание семени»

Цель урока

создать условия для формирования представлений об условиях роста растений; способах размножения растений; правилами ухода за комнатными растениями.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений,

Практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.

Метапредметные:

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Познавательные: учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные: формировать речевые навыки, прислушиваться к мнению членов группы, высказывать своё мнение, соблюдать правила речевого этикета

Регулятивные: ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы

Основные понятия

вода, прозрачность, текучесть, жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние, без цвета, без формы, без запаха, вода -растворитель.

Трудовые дей­ствия учителя

Поставила цели учебного занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

Поставила образовательные задачи учебного занятия в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся;

Запланировала различные виды и формы работы на уроке;

Провела учебное занятие в рамках системно – деятельностного подхода;

Проанализировала учебный материал с точки зрения эффективности достижения планируемых результатов;

Проанализировала эффективность используемых способов и приѐмов обучения на учебном занятии;

Организовала деятельность по формированию регулятивных УУД, т.е. формирует способность самостоятельно ставить учебную задачу, инициативность и самостоятельность, ;

Организовала деятельность по формированию коммуникативных УУД, т.е формировала умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение строить речевые высказывания (монолог, диалог);

Организовала деятельность по формированию познавательных УУД, т.е. формирование умений выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий;

Организовала образовательный процесс с использованием ИКТ;

Создала психологически комфортную атмосферу на учебном занятии.

Учебно- методическое обеспечение(средства, оборудование)

Для учителя

1.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова.

2. Презентация “Проращивание семени”

3.Карточки для работы в группе, в паре.

4. Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы.

5. Таблица «Уход за комнатными растениями».

6. Семена тыквы, фасоли, пшеницы, подсолнечника

7. Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы.

8. Фильтровальная бумага, ёмкости для проращивания семян, вода.

Для обучающихся

1.УМК «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя -

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Создание позитивного настроя на учебное занятие

2. Повторение ранее изученного.

Окружающий мир это….

Природа это…

3.Мотивация. Целеполагание.

4 . Актуализация знаний.

Где вы видели такие растения?

Опишите одно из растений.

Расскажите, как вырастить растение из черенка.

Проверка знаний с помощью карточки-подсказки.

5. Физкультминутка.

6. Практическая работа в парах работы по теме урока.

Практическая работа. Строится план практической работы.

а) Для роста семян нужна вода

Работать вам придется в группе, помните, хороших результатов добиваются только те, кто умеет работать сообща.

Проводится серия опытов, учащимися делаются выводы и обобщения.

б) Для роста семян нужно тепло Опыт 2

в) Для роста семян нужен воздух Опыт 3

г) Для роста семян нужен свет

9.Итоговое обобщение.

10. Самооценка учебной деятельности.

Деятельность обучающихся

1. дети проверяют готовность к уроку, установка на начало урока; осознание себя как ученика.

2.Обучающиеся включаются в работу, повторяют материал прошлого урока, формируется умение строить речевые высказывания.

3.Дети ставят образовательные задачи учебного занятия. Формируется умение структурировать знания, постановка и формулировка темы урока

4. Дети учатся понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

6. Дети делают выводы.

а) Формируются предметные УУД – знакомятся с естественно-научными понятиями, определяют значение воды для роста семян

б)Ответы детей.

Выражают мысли своими словами, свободно аргументируют, обмениваются идеями если таковы возникают.

в) Формируются личностные УУД:

позиция школьник; способность к самооценке, эмпатия- понимание чувств других.

Несколько пар детей рассказывают о проделанном опыте. Остальные дети слушают. Проверяют, высказывают свое мнение о работе одноклассников.

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей

План урока по предмету «Окружающий мир»

1Б класс

Тема. Наблюдение роста растений. Практическая работа по теме: «Проращивание семени » .

Цель : создать условия для формирования представлений об условиях роста растений, способах размножения, правилами ухода за растениями.

Планируемые результаты образования:

Предметные: описывать растения по внешнему виду, знать способы выращивания растений, практически прорастить семена, выяснить опытным путём условия, необходимые для роста и развития растений.

Регулятивные:

Осуществление учебных действий - ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы.

Познавательные:

Общеучебные – учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:

Самоопределение осознавать ответственность человека за общее благополучие; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Инструментарии : Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы. Таблица «Уход за комнатными растениями».

Семена гороха, фасоли, пшеницы, подсолнечника Подборка фото и иллюстраций к разделу «Живая природа», растения, грибы. Фильтровальная бумага, ёмкости для проращивания семян, крышка, лист бумаги. Вода.

План урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке. (слайд)

    Актуализация опорных знаний

Упражнение «Продолжи предложение»

Окружающий мир это…. (то, что нас окружает. Это предметы, животные, дома, люди, тучи, деревья.) (слайд)

Природа это… (все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека) (слайд)

Определите, что относится к живой природе, а что относится к неживой природе? Работа в группах. (Педагог подбирает набор фото, иллюстраций объектов живой и неживой природы.)

    Определение темы и целей урока

Посмотрите внимательно, и определите среди объектов живой природы лишнее. Объясните, почему этот объект лишний?

Представлен ряд растений и среди них есть гриб. Гриб не относится к растениям.

О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениях )

Скажите, на какие группы делятся все растения? (Учащиеся могут разделить растения на ярусы)

Какова роль растений на Земле?

(-Растения дают кислород. Без кислорода не может быть жизни на Земле.

-Растения служат пищей для насекомых, животных и человека.

- Из деревьев человек строит дома, делает мебель.)

    Работа над новым материалом

Где вы видели такие растения? (они растут около школы)

Опишите одно из растений.

Береза – стройное дерево, с густой кроной, широко растущей вверх. Березу можно узнать по ее очень красивой белочерной коре. А листочки у нее похожи на сердечко.

Сирень – это красивоцветущий кустарник. Ствол её покрыт серовато-бурой корой. Крона округлая, не очень густая. Цветки мелкие и душистые. Весной сирень радует нас своим обильным цветением от белого до фиолетового цвета.

Горох – один из трав семейства бобовых. Это кудрявое растение с высоким содержанием белка.

Определите по рисункам как вырастить растение?

Черенком, семенами.

Расскажите, как вырастить растение из черенка. (слайд)

Достаточно ли знать, как вырастить растение? (нет. Нужно знать, что необходимо для роста растений)

Кто знает, как надо ухаживать за растениями?

Проверка знаний с помощью карточки-подсказки (слайд) .

Физкультурная минутка.

"Какие бывают растения?" для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, сирень, осина, тополь, малина, воробей, сосна, астра, горох, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза, орешник, опята, подсолнух,

5. Практическая работа в парах.

Чтобы узнать, при каких условиях семена будут прорастать, поставим опыты.

В две чашки на фильтровальную бумагу положим сухие семена. В одну чашку добавим воды, а в другую – нет.

Исследование группы № 1

Цель исследования:

    Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

    Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития нужна вода.

Инструкция:

    На дно каждого стакана положить ватный диск.

    В два стакана поместить семена фасоли.

    В первом стакане семена оставить сухими, без воды.

    Во второй стакан на дно налить немного воды.

    Оба стакана поставить в тёплое освещённое место.

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим в тепло, другую на холод.

Исследование группы № 2

Цель исследования:

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития необходимо тепло.

Инструкция:

5) Второй стакан поставить на холод.

В обе чашки добавим воду. Одну чашку до краев наполним водой, а во второй стакан на дно налить немного воды. Поставим их в тепло.

Исследование группы № 3

Цель исследования:

1) Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития нужен воздух.

Инструкция:

1) На дно каждого стакана положить ватный диск.

2) В два стакана поместить семена фасоли.

3) Первый стакан до краёв наполнить водой.

4) Во второй стакан на дно налить немного воды.

5) Оба стакана поставить в тёплое освещённое место.

В обе чашки добавим воды. Одну чашку поставим на освещенное теплое место. А второй стакан поставим в темное место.

Исследование группы № 4

Цель исследования:

1) Прорастить семя фасоли и вырастить взрослое растение, чтобы узнать, как развивается растение.

2) Исследовать и доказать, что растениям для роста и развития необходим свет.

Инструкция:

1) На дно каждого стакана положить ватный диск.

2) В два стакана поместить семена фасоли.

3) В каждый стакан на дно налить немного воды.

4) Первый стакан поставить в освещённое тёплое место.

5) Второй стакан поставить в тёмное место.

Несколько пар детей рассказывают о проделанном опыте, делают выводы. Остальные дети слушают. Проверяют, высказывают свое мнение о работе одноклассников.

Через 7-10 дней подведём итоги. Сделаем вывод.

6.Итог урока

Расскажите о пользе растении? Как размножаются растения? Что надо для роста растений? Перечислите правила ухода за растениями?

7. Рефлексия

Самооценка работы на уроке.

У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам. (Зеленый листочек)

Мне грустно, я работал, но мне нужна ещё помощь. (Оранжевый листочек)

Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял. (Красный листочек)

Спасибо за работу! Урок окончен.

mob_info